Характеристика физического развития ребенка первого класса
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКА К НАЧАЛУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Физическое развитие
К старшему дошкольному возрасту значитель- ное развитие получает мелкая моторика, общая координация движений, возрастает гибкость, ловкость и выносливость ребенка. В достаточ- ной степени развито речевое дыхание и артику- ляционный аппарат. Нервные процессы приоб- ретают подвижность, устойчивость и уравнове- шенность. Вместе с тем активный процесс со- зревания организма продолжается, характерной особенностью возраста является достаточно вы- раженная функциональная истощаемость и быс- трая утомляемость.
Знания старшего дошкольника о собствен- ном организме и представления о здоровом об- разе жизни носят фрагментарный характер. Вме- сте с тем он ориентируется в системе доступных ему физических упражнений, может самостоя-
тельно организовывать свою физическую актив-
ÍÀ×ÀËÜÍÀß ØÊÎËÀ ¹4-2000
ность. К этому возрасту дети овладевают эле- ментарными навыками личной гигиены.
Дети приобщаются к основам физической культуры: ребенок старшего дошкольного возра- ста знаком с основными видами современного спорта, проявляет к ним интерес и активно уча- ствует в спортивных играх, проявляя настойчи- вость, целеустремленность и смелость.
Развитие мелкой моторики в старшем до- школьном возрасте является психофизической основой обучения ребенка письму. Способность самостоятельно организовывать свою физичес- кую активность, сформированные двигательные навыки и соответствующая возрасту компетент- ность в области физической культуры обеспечи- вают ребенку благоприятные условия для физи- ческого развития на занятиях по физкультуре в начальной школе.
Познавательно-речевое развитие
В старшем дошкольном возрасте ребенок прояв- ляет познавательную активность в освоении окружающей действительности. Он увлеченно наблюдает за природными явлениями, интересу- ется их причинами, может самостоятельно экс- периментировать с различными свойствами предметов. Ребенок обладает развитым вообра- жением, проявляет творческие способности в разных видах детской деятельности и в проблем- ных ситуациях: с удовольствием фантазирует, охотно разгадывает загадки, решает головолом- ки, способен к проигрыванию различных ролей в игровых ситуациях, отражая в них полученные знания и впечатления. При благоприятных педа- гогических условиях к началу обучения в школе у ребенка закладываются основы вербально-ло- гического мышления: он способен рассуждать о том, что видит, пытается делать выводы и умоза- ключения в рамках собственного практического опыта. Все эти качества необходимы для успеш- ного обучения математике и освоения такой образовательной области, как ознакомление с окружающим миром на этапе начального школьного обучения.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка
формируется эмоционально-положительное отношение к живой природе: он знает о необхо-
димости бережного обращения с животными и растениями, заботливо ухаживает за ними в жи- вом уголке, на участке. Старший дошкольник имеет представление о Земном шаре и разных условиях жизни на земле; знает, в какой стране, в каком городе (селе, деревне) он живет. Ребенок проявляет интерес к жизни людей в прошлом и настоящем. При благоприятных условиях воспи- тания он знаком с основными достижениями технического прогресса и наиболее яркими об- разцами человеческой культуры. Приобретенные в дошкольном возрасте знания послужат осно- вой для последующего более глубокого ознаком- ления с окружающим миром.
При благоприятных условиях воспитания ре- бенок обладает достаточно богатым словарным запасом, умеет строить беседу, соблюдать рече- вой этикет. Старший дошкольник активно ис- пользует речь при планировании и осуществле- нии индивидуальной или совместной деятельно- сти. Он способен изложить содержание прочи- танного, охотно сам придумывает истории; зна- ком со сказками разных народов, с произведени- ями известных детских писателей и поэтов. До- стигнутый уровень компетентности в области речевого развития будет способствовать успеш- ному овладению в начальной школе родным языком и литературой, в том числе письмом и чтением.
Социально-личностное развитие Маленькому ребенку присуще доверчивое отно- шение к людям, открытость окружающему миру. Это выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач. При благоприятных педагогических ус- ловиях – поддержке окружающих – эти качества остаются ведущими на протяжении всего до- школьного детства и к старшему дошкольному возрасту развиваются уверенность в себе, чув- ство собственного достоинства, положи- тельная самооценка. На таком фоне общей по- ложительной самооценки формируется способ- ность адекватно, в том числе критически, оцени- вать конкретные результаты собственных дейст- вий и действий другого, возникает стремление
отстаивать свою точку зрения. Эти новые качест-
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ÐÔ
ва способствуют тому, чтобы ребенок перешел в новую социальную ситуацию развития, вклю- чился в учебную деятельность и занял пози- цию ученика.
При благоприятных условиях воспитания ре- бенок старшего дошкольного возраста умеет формулировать свои желания и мнения, догова- риваться и обсуждать общие дела, адекватно от- носиться к замечаниям окружающих, учитывать их желания и мнения, согласовывать свои дейст- вия с действиями партнеров. Конкретным выра- жением сформированности этих социальных на- выков является умение дошкольника выбирать или придумывать игровые сюжеты, принимать на себя роли персонажей и последовательно раз- ворачивать их, строить взаимоотношения с парт- нерами. Старшие дошкольники владеют доста- точно разнообразными формами и средствами общения не только в игровой, но и в совместной продуктивной (в том числе познавательной) дея- тельности, что является необходимым условием становления учебной деятельности.
К концу дошкольного возраста у ребенка впервые возникает соподчинение мотивов как основа произвольного поведения: постепенно он становится все более способным к тому, что- бы отказаться от своего непосредственного ситу- ативного желания перед лицом необходимости, подчинить свое «хочу» своему «надо». Эти каче- ства личности возникают у детей первоначально в игре, распространяясь затем на другие виды деятельности. При создании благоприятных ус- ловий к концу дошкольного детства ребенок на- чинает проявлять чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат сов- местной деятельности. Это чувство становится основой способности выслушивать и следовать инструкции педагога, проявлять усидчивость и быть внимательным в течение всего занятия, и в условиях школы перерастает в сознательное отношение к учебе.
Художественно-эстетическое развитие
В старшем дошкольном возрасте ребенок спосо- бен к эмоциональному восприятию искусства и красоты окружающего мира. Он проявляет интерес к музыке, эмоционально откликается на
нее, с удовольствием рассматривает иллюстра- ции к художественным произведениям и репро- дукции картин известных художников, сопере- живает героям театральных спектаклей и лите- ратурных произведений. При благоприятных ус- ловиях воспитания ребенок различает некоторые виды искусства (живопись, балет, кино, цирко- вое искусство и др.); ориентируется в отдельных его жанрах (портрет, пейзаж, сказка, рассказ, стихотворение); знаком с произведениями на- родного творчества и охотно воспроизводит его образцы в самостоятельной изобразительной и музыкальной деятельности.
К концу дошкольного возраста у детей ак- тивно развиваются художественные способнос- ти и творческое воображение. Дети самостоя- тельно экспериментируют с цветом, формой, придумывают сюжеты, создают фантастические образы; проявляют артистизм и способность к импровизации в пении, танце, чтении стихотво- рений, разыгрывании ролей в инсценировках и спектаклях.
Творческие способности, которые развива- ются у ребенка на этапе дошкольного образова- ния, в дальнейшем могут совершенствоваться в такой образовательной области начальной шко- лы, как «искусство». Развитие ребенка в театра- лизованной деятельности способствует успеш- ному освоению им такой образовательной обла- сти, как «родной язык и литература». Навыки использования различных средств изобразитель- ной деятельности (кисточек, карандашей, нож- ниц и др.), способствуют развитию мелкой мото- рики руки, что облегчает обучение письму в на- чальной школе. Практические навыки, приобре- тенные ребенком в художественно-изобрази- тельной деятельности, в работе с природным и бросовым материалом, служат основой для тру- дового обучения.
Источник
Специфика возрастного психофизического развития
учащихся 1 класса
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Учёба – это серьёзный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.
Наиболее сложный период – начало школы, 1 класс. Приспособление к школе длится 1,5 месяца, а порой и дольше. Обучение в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменение всего образа жизни ребёнка и предъявляет серьёзные требования к его психическому и физическому здоровью.
Зачастую педагоги предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая их возрастных, индивидуальных особенностей. А ведь именно мы должны знать и учитывать психофизиологические особенности школьников семилетнего возраста и донести наши знания до родителей для сохранения физического и психического здоровья, а также для благоприятной динамики работоспособности ребёнка.
Мы все изучали этот вопрос в институтах и педучилищах, но порой даже самая важная информация может со временем стереться из памяти. Давайте ещё раз вспомним, какими особенностями психофизического развития обладает ребёнок 6,5 – 7 лет, который пришёл к нам в 1 класс.
Начнём с физиологических особенностей первоклассника.
Надо отметить, что возраст первоклассника – это возраст спокойного и равномерного физического развития. К 1 классу скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если до школы ребёнок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7 лет – лишь на 2-3 см. При этом рост идёт в основном за счёт туловища, и тем самым пропорции тела сохраняются неизменными.
Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребёнка расходует от 1000 до 3000 килокалорий в сутки. Именно в этом возрасте начинается отчётливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создаёт дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета.Избыток жирных и сладких продуктов, недостаток в рационе овощей, фруктов, витаминов приводит к тому, что сегодня у 24% детей наблюдается избыточный вес.
Следует знать, что в этом возрасте начинаются важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводят к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
У младшего школьника интенсивно растёт и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких.
В 6-7 лет идёт интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Формируются все изгибы позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета ещё не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой – это важнейшие условия нормального физического развития ребёнка, его осанки, условий всей дальнейшей работоспособности.
Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст от 7 до 9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированы.
Кроме того, не закончено формирование и костей грудной клетки. Если ребёноксидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании, то это тоже может привести к нарушению осанки. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.
Задачи учителя 1 класса:
- следить за соразмерностью мебели;
- следить за весом ранца;
- наблюдать за осанкой детей;
- наблюдать за двигательной активностью.
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности.
Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запястья – к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.
При выполнении графических заданий важно следить:
- за правильным положением тетради;
- за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть-чуть расслаблены);
- важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения;
- за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, переключение.
Необходимо помнить:
- не следует перегружать ребёнка письменными заданиями (родители часто переусердствуют);
- желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;
- следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование – развитие мускульной памяти).
К семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека.Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.
К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы — системы связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов (т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения). Это находит выражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спрашиваете у ребенка дошкольного возраста, как назвать одним словом: груша, слива, яблоко, абрикос, то некоторые дети вообще затрудняются найти или им требуется много времени для поисков, а семилетний ребенок без труда находит подходящее слово — «фрукты».
К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушарий, мозг ребенка «левеет», что находит свое отражение в познавательной деятельности. Так, в речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.
Увеличивающиеся лобные доли мозга играют большую роль в формировании высших и сложных функций психических функций человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.
Торможение – это основа сдерживания, самоконтроля. К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реакцийи становится более заметной, чем у дошкольников. Слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека.
Такие изменения в физиологических процессах нервной системы дают возможность ребенку участвовать в школьном обучении.Однако склонность к возбуждению очень велика – отсюда непоседливость младших школьников.Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.
Кроме физиологических особенностей первоклассника, необходимо помнить об особенностях его психического развития. При поступлении в школу у него меняется тип ведущей деятельности: ролевая игра, в которой преимущественно развивался дошкольник, уступает место учению — строго регламентированной общественно оцениваемой деятельности. Именно она и становится основным фактором психического развития первоклассника.Кроме того, перестройка его внешней жизни сопровождается перестройкой внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности – ребёнок научается управлять ими – управлять восприятием, вниманием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и воображением.
Восприятие.
У учащихся 1 класса процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета.
Восприятие первоклассников отличается слабой дифференцированностью.Часто они путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.
В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. В 1-м классе восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе.У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать.Учащиеся же 2 – 3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме.
Внимание.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
В 1 классе только начинается развитие произвольного внимания. Организованная учебная деятельность требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
Преобладающим видом внимания младших школьников остается непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей само собой, без всяких усилий с их стороны. Они не могут еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что в данном возрасте преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности.Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).
А вот развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного и уместного использования наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.
Первоклассники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ученик не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.
Внимание во многом определяется темпераментом. У детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.
Однако, у детей всех темпераментов отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость, характерная для 7 – 8-летних детей. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости процесса торможения.
Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в лучшем случае примерно 30 минут. Они не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.
Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя, то есть при пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности – 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.
Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.
При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, так как отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. В таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.
Часто мы замечаем, что уже через 10 минут серьёзного занятия ребёнок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если мы хотим чему-либо научить ребёнка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.
Необходимо помнить: внимание поддерживается интересом.
Память.
У первоклассников более развита наглядно-образная, чем смысловая память. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Они более склонны к механическому запоминанию. Для них характерно дословное заучивание и воспроизведение учебного материала без его преобразования, без попыток передать его содержание своими словами.Это объясняется, во-первых, тем, что механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, дети еще не понимают, что конкретно от них требуют, когда ставят задачу запомнить (что запомнить дословно, а что — в самых общих чертах). И учитель не всегда помогает детям в этом, говоря, что воспроизвести материал надо правильно и полно. А правильно и полно, по мнению учеников, и означает дословно. В-третьих, первоклассники еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами. К недостаткам памяти также относится неумение правильно организовать процесс запоминания.
Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Особенности мышления.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Ребенок 7 – 8-летнего возраста обычно мыслит конкретными категориями.
Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Однако первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.
Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам.
У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность.
Надо отметить, что первоклассники очень эмоциональны:
- всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
- они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
- их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
Если мы хотим чему-либо научить ребёнка, нужно создавать ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребёнка. Простейший вариант – похвала за старание выполнить задание учителя или удивление, что всё выполнено замечательно.
И особенно важно отметить, что в первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.Первые неудачи ребёнка, помноженные на непонимание и нетерпение учителя, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с нашей стороны должна быть поддержка и терпение. Недолжно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации. Ведь причины учебных неудач первоклассника зачастую могут быть не в уровне интеллектуального развития ине в поведении, а в возрастных особенностях, в резервах его организма и в состоянии здоровья.
Пожелания учителю 1 класса:
- если вы хотите развить у ребёнка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть;
- помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
- Не понимаю, чего от меня хотят…
- Понимаю, но у меня не получается.
- Кое-что начинает получаться!
- Получается всё лучше и лучше!!!
- пусть у Вас никогда не опускаются руки;
- Вы должны верить в своего ученика!
Источник