Характеристика физического развития ребенка 5 лет

Характеристика физического развития ребенка 5 лет thumbnail

Мария Орел
Особенности физического развития детей 5,5–6,5 лет

У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.

К концу года дети 5-6 лет мог

ут:[/b]

1. Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.

2. Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.

3. Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.

4. Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.

5. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

6. Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.

7. Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.

Физическое развитие детей 6 – 7 лет:

У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельность. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

К концу года дети 6-7 лет мог

ут:[/b]

1. Выполнять правильно все основные виды движений.

2. Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.

3. Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.

4. Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.

5. Сохранять правильную осанку.

6. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Совет родителям:

Родители должны поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Источник

Особенности физического развития детей  5 – 7 лет

Известно, до 3-х лет у детей наблюдается непрерывное физическое развитие, как говорится, они растут не по дням, а по часам, с четырех до шести лет темп роста немного замедляется. Мамы отмечают, если в первые годы жизни ребенка приходится покупать одежду раз в несколько месяцев, то в 5-7 лет малыш может носить одни и те же вещи по несколько сезонов.

В среднем 5-летний ребенок за год вырастает на 5-6 см., а вот вес тела может и не меняться. Многие родители начинают переживать, дети идут в рост, а масса не меняется, наверное, что-то не так в организме. Но прежде, чем бить тревогу, необходимо знать особенности физического развития у детей в дошкольный период.

Особенности развития физических данных у ребенка 5-7 лет

Чтобы тревожные мысли постоянно не посещали маму или папу, важно помнить, что возраст 5-7 лет характеризуется неравномерным развитием физических данных ребенка. В данный период может наблюдаться резких скачок роста или увеличения массы тела. Часто специалисты говорят о том, что в у 5-летних детейнаступает «первый этап вытягивания». Обычно рост 5-летнего малыша составляет 105-113 см., к семи годам он вырастает до 130 см., но темпы роста каждого индивидуальны, если, например, в семье есть высокие люди, то дошкольник может быть намного выше своих сверстников. Также не стоит забывать, что в данном возрасте девочки опережают по физическому развитию мальчиков, ближе к подростковому период, наоборот, мальчики развиваются быстрее.

На этом же возрастном этапе у дошкольников увеличивается мышечная масса, заметно улучшается координация движений, наблюдается повышенная двигательная активность. Именно в 5-7 лет у детей развивается ловкость, выносливость, быстрота передвижения, у ребенка может наблюдаться «непоседливость». В этом возрасте малыша легче всего научить кататься на коньках, велосипеде, плавать. Вообще, 5-6 лет — идеальный период, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию.

Период окостенения скелета заканчивается в 4-хлетнем возрасте, поэтому малыши 5-7 лет уже не такие гибкие, а вот ягодичные и лобковые кости, наоборот, начинают окостеневать только ближе к 6 годам. К 5 годам масса сердца у ребенка увеличивает в 4 раза в сравнении с новорожденным. В 6-7-летнем возрасте может наблюдаться резкий скачок артериального давления, а вот частота пульса, наоборот, сокращается до 70 ударов в минуту.

Читайте также:  Ребенок 2 года линии развития

Нервная система у детей-дошкольников возраста еще несовершенна, поэтому ввиду повышенной двигательной активности наблюдается частая утомляемость, хотя в этом возрасте дошкольнику необходимо немного времени, что восстановить затраченную энергию, достаточно, присесть на 15 минут, и малыш готов покорять новые вершины. Часто из-за непоседливости, присущей данному возрастному периоду, ребенок невнимателен.

Если малыш не акселерат, то он будет развиваться согласно данным, приведенным выше, но если родителей беспокоит физическое развитие ребенка, то стоит обратиться к врачу-эндокринологу.

Также существует формула, по которой можно высчитать рост детей 5-7 лет, касательно отдельной семьи: сумму роста мамы и папы разделить пополам. Далее для девочек вычесть 6,5 см., а для мальчиков, наоборот, прибавить 6,5 см. Высчитав средний рост своего малыша, можно судить о темпах его развития.

Но не стоит забывать, что помимо физического воспитания дошкольника, необходимо заниматься и развитием мелкой моторики, ведь от нее зависит речь, координация рук, глазомер, быстрота движения, фантазия.

Становление опорно-двигательного аппарата

В возрасте 5-7 лет у детей активно развивается опорно-двигательный аппарат, именно в этот период родителям необходимо тщательно следить за своим чадом по нескольким причинам:

– в этом возрасте еще не закончен процесс окостенения, кости достаточно эластичные, а мышцы пока не развиты. В данный период легко получить травму, часто наблюдаются переломы конечностей, любые нагрузки должны быть направлены исключительно на общее физическое развитие;

– родителям необходимо строго следить за осанкой ребенка: как он ходит, сидит на столом, в какой позе рисует или читает книгу. У некоторых специалистов есть мнение, что предрасположенность к сколиозу зарождается именно в возрасте 5-6 лет. Мама или папа редко обращают внимание на данную проблему у дошкольников, обычно бить тревогу начинают в младшем школьном возрасте;

– в «период вытягивания» детей нужно следить за их правильным питанием, чтобы в рационе ребенка присутствовали белки животного и растительного происхождения, витамины и минералы, необходимые для правильного развития опорно-двигательного аппарата.

Условия, способствующие правильному физическому развитию и укреплению здоровья дошкольника

По мнению специалистов, каждый родитель должен создать для своего ребенка те условия, при которых малыш будет правильно и активно развиваться. Существует ряд простых мероприятий:

Проведение закаливающих мероприятий.

Движение — здоровье. Необходимо построить такой режим дня, чтобы 50% всего времени ребенок находился в движении, это могут быть прогулки на свежем воздухе, активные игры, движение ребенка с различным спортивным инвентарем (скакалка, мяч).

Разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий (организовать спортивный уголок в комнате ребенка, подобрать развивающие игрушки и др.).

Создание здоровой среды в комнате ребенка (поддержание температуры не выше 22 градусов тепла, постоянное проветривание комнаты, увлажнение воздуха в период отопления).

 Родителям нужно обязательно следить за физическим развитием своих детей 5-7 лет, для этого не требуются какие-либо специальные упражнения, достаточно прибегнуть к следующим мероприятиям:

Ходьба. Помимо ежедневных прогулок на свежем воздухе, необходимо, чтобы ребенок выполнял различные упражнения: ходьба в разных направлениях (боком, через препятствия, змейкой), ходьба на пяточках, на носочках, приставными шагами.

Бег. Бег с препятствиями, в различном темпе и направлениях, игры в догонялки.

Прыжки. Прыжки на одной ноги и на обеих. Можно высоко подвесить предмет, и попросить ребенка до него допрыгнуть.

Нужно помнить, помимо спортивно-оздоровительного воспитания родителям необходимо заниматься развитием мелкой моторики рук, ведь через год-два начнется школьный период.

Упражнения по развитию мелкой моторики

Учителя начальных классов отмечают, что у многих детей наблюдаются большие трудности при освоении письма. Ведь подготовка к школьному периоду должна начинаться как минимум за год до школы. Родителям нужно помнить, что развитие моторики рук влияет на правильную и четкую речь, зрительное восприятие, воображение, глазомер.

В 5-7 лет ребенок должен уметь: провести линию без отрыва от листа бумаги сверху вниз и справа налево, также дошкольники должны уметь штриховать, не заступая за контур (отлично для этого подходят раскраски), рисовать геометрические фигуры (круг, овал, ломаные линии). Для развития моторики у детей 5-7лет можно проводить пальчиковую гимнастику, в которую входят ряд простых упражнений.

Существует несколько несложных мероприятий для моторики рук ребенка:

Графические диктанты, смысл которых состоит в том, что малыш под диктовку мамы или папы на бумаге в клеточку проводит линии без отрыва. Например, две клеточки вправо, три клеточки вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх.

Деление дорожки линией. Родитель рисует на листе бумаги дорогу, малыш должен прямой и ровной линией поделить дорожку пополам.

Рисование по точкам. Отлично моторику рук у детей развивает уроки рисования по точкам, в свободной продаже есть множество раскрасок, в которых, соединив по точкам рисунок, можно потом его разукрасить.

Рисование по клеточкам. Малыш должен повторить заранее подготовленный рисунок на бумаге в клеточку.

Также существует ряд простых упражнений для развития моторики у детей 5-7 лет:

– можно по очереди ударять ладонями о край стола;

– руки необходимо вытянуть перед собой, сжимать и разжимать кулаки;

– руки вытянуты вперед, пальцы сильно растопырены и напряжены, положение нужно зафиксировать на несколько секунд, руки расслабляются. Упражнение повторяется 2-3 раза;

– положить ладони на стол, по очереди левая ладонь накрывает правую, далее, наоборот, правая ладонь накрывает левую.

Каждому родителю необходимо внимательно относится к физическому и умственному развитию своего ребенка, ведь дошкольный возраст является важным период в жизни любого малыша.

Источник

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА от 4 до 5 лет

Средняя  группа

Физическое развитие. На пятом году жизни происходит дальнейшее физическое развитие воспитанников. Масса тела ребенка увеличивается за год в среднем на 1,5 – 2,0 кг, длина тела – на 6 – 7 см. К пяти годам рост детей достигает 104 – 116 см, масса тела – 16,5 – 20,4 кг. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Ребенок становится более внимательным к своему физическому “Я”, что помогает ему не только познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и узнать об общих принципах их функционирования.

Повышается активность воспитанника, усиливается ее целенаправленность. Его потребность в движении тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и других видах детской деятельности. Ребенок этого возраста владеет всеми видами движений, стремится по-разному их объединять, хочет испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений.

Дети пятого года жизни отличаются высокой двигательной активностью.

Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется “Я-позиция”, личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т.п.

Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2 – 3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе. В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща.

Гармонизируются отношения со взрослыми. У детей отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируются чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.

На пятом году жизни дети постепенно овладевают эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации. Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).

Дети охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым. При этом особую привлекательность имеют игровые мотивы, которые воспитатель умело использует для достижения детьми результатов в труде.

Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать, строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом играющих. Содержанием игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире. Сюжет игр отображает взаимоотношения между членами семьи в различных жизненных ситуациях (“Чаепитие с гостями”, “Бабушка заболела”, “Новоселье”), труд взрослых (“Парикмахерская”, “Магазин”) и др. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий воспитанников.

Познавательное развитие. Совершенствуются психические процессы воспитанников. Наиболее ярко развитие воспитанников характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой дети уже могут различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанники осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию, однако могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15 – 20 мин. При выполнении действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.

У воспитанников от 4 до 5 лет начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное припоминание и запоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение “в подарок маме” и т.д.). Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко и точно воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам воспитанники начинают выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Они могут обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. Развивается образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить и конструировать по схеме, решать лабиринтные задачи, предвосхищать события и действия. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку.

В процессе освоения учебной программы педагоги продолжают решать задачи развития психических познавательных процессов воспитанников и формирования у них способов познания в условиях реализации содержания всех образовательных областей.

Сенсорика развивается при условии:

подкрепления последовательного и системного обследования и восприятия предметов в процессе практических действий, выделения в них отдельных частей, установления соотношений между ними, словесного описания действий, свойств, качеств;

стимулирования правильного оценивания цвета, формы, величины, пространственных отношений, ритма музыкальных звуков и другого на основе знакомства с эталонами внешних признаков предметов; овладения набором эталонов формы и цвета;

развития мелкой моторики (овладение новыми предметно-орудийными действиями: использование кисточки, ножниц и др., мелких предметов в деятельности);

активного восприятия пространства, времени, движения;

формирования представлений о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах (представления об отношении части и целого, о связях основных элементов конструкции, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др.).

Развитие наглядно-образного (как преобладающего) мышления осуществляется в условиях:

целенаправленного формирования операций мышления: сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственной связи на основе анализа, синтеза, сравнения и других приемов;

стимулирования умений определять причины явлений, заключающихся в свойствах самих предметов (“столик упал, потому что у него одна ножка”), самостоятельности в выполнении этих действий; поощрения умений выделять характерные признаки предметов, сравнивать их и группировать по внешним свойствам, материалу, назначению (по двум признакам одновременно);

формирования знаковой функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов), действий со словами как со знаками;

овладения наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности, умением обдумывать свой замысел в игре и продуктивной деятельности;

развития познавательных интересов, любознательности, стремления самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы (“зачем?”, “почему?”, “для чего?” и др.), понимания вопросов о качествах человека, их познание и оценка в области практических действий;

использования дидактических и подвижных игр для формирования навыков произвольного поведения, умения подчиняться правилам.

Проявление произвольного запоминания в ситуации игровой деятельности и при выполнении игровой роли развивает свойства памяти ребенка, которая совершенствуется при:

постановке ребенком задач на припоминание чего-то;

использовании детьми приемов запоминания, подсказанных педагогом (повторение, наводящие вопросы, установление связей при припоминании, вспомогательные средства и др.);

стимулировании и подкреплении всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной.

Развитие произвольности внимания в образовательном процессе происходит при условии:

реализации планирующей функции речи ребенка, позволяющей концентрировать его внимание на предстоящей деятельности;

смены эмоционально окрашенных видов деятельности для направления и организации детского внимания;

организации продолжительной сюжетно-ролевой игры (до 1 – 1,5 ч);

подкрепления умения детей целенаправленно организовывать собственную деятельность (в том числе и познавательную): внимательно слушать рекомендации взрослого и действовать в соответствии с ними.

Содержание программного материала решает задачи развития репродуктивного и творческого воображения у детей:

обогащение представлений детей о реальном мире на основе активного восприятия, продуктивной памяти и мышления;

подкрепление проявления воображения как предваряющего практическую деятельность при решении познавательных задач;

активизация речевого выражения впечатлений, эмоций и чувств;

обогащение эмоционального опыта ребенка;

развитие образности детского рассказа.

Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания. Программным содержанием являются:

развитие познавательных мотивов, самостоятельности, активного познавательного отношения к окружающему;

овладение новыми предметно-орудийными действиями, использование их в новых условиях;

развитие внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (задавать вопросы, слушать ответы и рекомендации и т.д.);

подкрепление “теоретического” сотрудничества со взрослыми (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в окружающем мире), сменяющего сотрудничество практическое;

стимулирование интереса к детскому экспериментированию.

Речевое развитие. Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанники выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения у детей.

Эстетическое развитие. Усложнение содержания познавательной практической деятельности оказывает определенное влияние на развитие изобразительной деятельности воспитанников. Свои представления об окружающем мире дети стремятся передать в рисунке, лепке, аппликации. Пять лет – возраст наиболее активного рисования. Рисунки воспитанников могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Дети пытаются передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, хотя замыслы могут оставаться неотчетливыми и неустойчивыми. К концу года воспитанники все чаще проявляют самостоятельные поиски приемов и способов изображения, лепки, вырезывания.

Развиваются конструктивные способности воспитанников в ходе конструирования из строительного, природного, бросового материала, бумаги. Дети различают основные строительные детали по форме, устойчивости, иным признакам. Совершенствуется умение анализировать образец постройки, конструировать по собственному замыслу. Намного разнообразнее становятся сюжеты рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Развиваются эстетические чувства, формируется способность откликаться на образное содержание художественного произведения, картины, иллюстрации, ярко проявляется отношение к действующему персонажу. Воспитанники улавливают наиболее яркие выразительные средства, звуковысотный и ритмический рисунок мелодии, тембр музыкальных инструментов, узнают и запоминают песни, стихотворения, сказки и т.д.

Источник