Х когут развитие самости self ребенка

Х когут развитие самости self ребенка thumbnail

Специфический тип объектных отношений, которые непосредственно влияют на формирование Я, выделил и описал американский психотерапевт Хайнц Кохут (1913- 1970). Заимствовав из кляйнианства некоторые идеи, он предложил оригинальную теорию развития отношений, сконцентрировав внимание на объектной природе генезиса Я (эго). Его рассуждения о расстройств Самости как причины психических заболеваний и нарушений характера получили широкое признание в психотерапии и психиатрии.

Самость (self) – естественная, настоящая суть конкретного индивида. Она нуждается во внешних объектов, с помощью которых развивается и переживает свою целостность. Селфобьекты – лица из ближайшего окружения ребенка (мать и отец), которые удовлетворяют ее потребность в личностном росте. Таких потребностей, по мнению X. Кохута, три: грандиозно-ексгибицийна (желание младенца чувствовать свое величие и совершенство, потребность в том, чтобы родители восхищались им, отмечая, что оно лучше, разумнее, красивый и т.д.), потребность в идеальном имаго (родительском образе) и потребность в альтер-эго (походить на других).

X. Кохут пришел к выводу, что развитие объектных отношений человека и развитие его сущностного ядра (селф) совпадают лишь частично и могут конкурировать. Используя фрейдовском представление об ограниченном количестве энергии либидо у отдельного индивида, можно сказать: чем больше энергии тратится на объектные отношения, тем меньше ее остается в нарциссических состояниях и переживаниях. Зрелая здоровая лицо находится скорее в объектной зависимости, чем в состоянии нарциссизма, хоть он и необходим для развития Самости.

Нарциссизм, по X. Кохутом, – естественный и нормальный процесс, с помощью которого либидо “вкладывается” в развитие Самости. Эта часть психической энергии, названная нарциссическую либидо, используется для личностного роста и взаимодействия с близкими, удовлетворяющие селф-потребности. Развитие Самости во многом обусловлен интернализации (усвоением) отношений с людьми, которые обеспечивают любовь, поддержку, одобрение, положительную самооценку.

В раннем детстве нормальное развитие могут обеспечить только хорошие селфобьекты, то есть родители, которые удовлетворяют потребности личностного роста. Такие объекты называют инфантильными, архаичными, подчеркивая примитивном характере объектных отношений младенца. Фрустрация всех базовых селф-потребностей приводит к тяжелым расстройствам личности, и если хотя бы одно из них удовлетворять в достаточной степени, существует возможность компенсации.

Зависимость от людей, которых субъект воспринимает как идеальных, или от тех, кто воспринимает его как идеального, проявляется в любом возрасте. Во многом это свойственно всем, однако у лиц с расстройствами Самости эта зависимость становится неуемной потребности. Такие люди никогда не удовлетворены своими отношениями – им всегда не хватает любви, нежности, уважения, восхищения и близости. В психотерапии это проявляется осложнениями трансферентных отношений, страхом перед окончанием анализа и тому подобное.

В дальнейшем сторонники селф-теории конкретизировали природу Самости, определив ее не только как динамическую структуру психических свойств, но и как устойчивую конфигурацию объектных отношений и связанных с ними потребностей. В этом контексте X. Кохут утверждал биполярную природу Самости, которая развивается между полюсом потребностей и влечений и полюсом идеалов и норм. Первоначальные ожидания и установки родителей формируют виртуальную Самость – идеальный образ будущего Я ребенка. На втором году жизни как устойчивая организация психических структур возникает ядерная самость, на основе которой развивается упорядочена самость взрослого человека. Иногда проявляется и “грандиозная самость” – нормальное селф-переживания младенца, в структуре которого преобладают ощущение беззаботности и всемогущества. Дальнейшее развитие может иметь определенные отклонения, X. Кохут классифицировал в соответствии с потребностями психотерапии на следующие виды:

1. Архаическая самость – проявления грандиозного детского Я у взрослых людей. Таким клиентам и в зрелые годы свойственны детский эгоцентризм, неумение понимать чужие чувства и переживания, примитивно-эгоистические, потребительские формы взаимодействия с людьми. При этом сами они жалуются на холодность и равнодушие, требуют повышенного внимания и заботы.

Иногда от людей с архаичной самость можно услышать оригинальные объяснения собственного поведения. Один из клиентов психотерапевта рационализировал причины собственных неудач в общении так: “Ну конечно, я очень эгоистичен в отношениях с окружающими. Однако мне сейчас в жизни очень плохо, навалились всевозможные неприятности. Поэтому я не могу думать о людях, я думаю только о себе. Когда ситуация изменится, я буду общаться с коллегами и близкими иначе, а сейчас эгоизм для меня – жизненная необходимость “.

2. фрагментированным самость – это нарушение связности, что грозит распадом Я на отдельные части. Фрагментация может быть следствием регрессии, одиночества; “раздробленное Я” возникает из-за недостаточного удовлетворения селф-потребностей. Это состояние сопровождается тревогой, которая в критических ситуациях перерастает в панику. Поведение подростка, перешел в другую школу и с трудом адаптируется к новым условиям, неуверенность и депрессия безработного эмигранта – типичные примеры таких процессов. Иногда к фрагментации Самости может привести неумелая групповая гештальттерапия, что использует диссоциативное техники (т. Н. Работа с субличностей).

3. Опустошенная самость – длительная депрессия, в результате которой человек уже не способен радоваться развития и утверждению собственного Я. Индивид разочарован и усталый, а жизненные силы покидают его.

4. перегружен (возбуждено) самость – неспособность человека облегчить свои страдания (воссоединиться со всемогущим селф-объектом и успокоиться) через фрустрацию эмоциональных потребностей. Неадекватная напряжение в отношениях заставляет ее искать новые ситуации эмпатии и межличностного оценивания. Это явление часто наблюдается в терапевтических группах: один или несколько участников неугомонно требуют обратной связи и сосредотачивают других только на своих переживаниях.

5. Несбалансированная Самость – доминирование одной из ее составляющих над другими. В основном это результат дисгармоничного развития объектных отношений в раннем детстве. X. Кохут выделил следующие типы личностного дисбаланса, которые зависят от силы оценочных полюсов:

– Слабый оценочный полюс, не способен обеспечить достаточное “руководство”, в результате чего Самость страдает от избыточного амбициозности, что достигает уровня психопатии;

– Чрезмерно развитый оценочный полюс, сковывает самость чувством вины, ограничивает ее в своих проявлениях;

– Выраженная дуга напряжения между сравнительно слабыми полюсом идеалов и полюсом притязаний, что приводит к устранению Самости от идеалов и личностных целей, чувствительность к внешнему окружению.

Психология Самости рассматривает психические конфликты как ведущие факторы развития объектных отношений. В зависимости от типа конфликта поведение личности и ее отношения описывают в пределах двух моделей – “виноватой” и “трагической”. Подвержена переживания вины личность вполне сосредоточена на удовлетворении желаний и характеризуется многочисленными противоречиями в системе психики (в основном конфликтами с участием Сверх-Я). Это классический фрейдовском невротик с высоким уровнем объектной фрустрации, особенно в сексуально-эротической сфере. Трагическая личность характеризуется проблемами на уровне Самости – желанием выйти за пределы поведения, регулируемой принципом удовольствия, высокой чувствительностью к селф-потребностей, неудовлетворенным желанием воплощать собственную суть в объектных отношениях. Такие люди недовольны собой и окружением несколько иначе – они стремятся к совершенству и не находят ее.

Развитие селф-психологии обусловлен новыми потребностями психотерапии в 60-70-е годы XX в. Ни фрейдовская теория стремлений, ни представления о психологических защиты Эго, ни кляйнианськи идеи не могли объяснить проблемы клиентов типа: они были хорошо приспособлены, адекватные и вполне успешные, но страдали от внутренней опустошенности, экзистенциальной неустойчивости и одиночества. Запрос они формулировали так: “будто все в жизни есть, а чего-то не хватает, неизвестно чего … жизнь не то”.

Помощь таким клиентам сложная прежде всего потому, что аналитические отношения они рассматривают и переживают как компенсацию селф-потребностей. Терапевта как селф-объект ценят за возможность заполнить эмоциональную пустоту собственного Я – фактически он нарциссическую расширением личности клиента. Селф-переживания структурируют терапию, часто превращая ее в серию однообразных попыток подтверждения ценности и самоуважения пациента. их количество не имеет значения (потребность никогда не бывает полностью удовлетворена), а уставшего, недовольного собой и ходом терапии аналитика можно заменить на другого.

Расстройства Самости всегда сказываются на взаимоотношениях с людьми. В тяжелых случаях развивается картина, подобная злокачественного нарциссизма. Часто в межличностные-стисний взаимодействия индивид пытается компенсировать селф-потребность, не удовлетворены в детстве. Есть люди, которые настойчиво требуют подтверждения собственной значимости или исключительности (фрустрирован грандиозно-ексгибицийна необходимости); есть такие, которые навязывают друзьям и родственникам всемогущество и всеведение (тоска по идеальными образами) некоторые чувствует себя “странным”, особым, не таким как другие. Такие проблемы часто служат “крючками”, на которые ловят людей опытные манипуляторы.

Клиент, успешный бизнесмен, обратился к психоаналитику, заявив, что собственно проблемы у него нет, а он просто хочет “пообщаться” с хорошим профессионалом. Сначала он вел светские беседы на разные темы. Когда количество комплиментов в адрес терапевта превысила норму привычной вежливости и доброжелательности, аналитик поинтересовался, не скрыта за таким поведением конкретная тревога. Клиент хорошо воспринял интерпретацию о возможной защитную природу своего поведения и, немного поразмыслив, сказал, что ему всегда было очень важно, чтобы им восхищались и завидовали ему, признал свою зависимость от оценок людей, которые его окружают, даже не обязательно значимых. Он хорошо научился отличать правду от лести, и несмотря на все постоянно стремится похвалы.

В дальнейшем, когда терапевт помог ему детально разобраться в глубинных основах его потребности в признании и восхищении, клиент стал настойчиво требовать от него восхищение и одобрение, отмечая, что аналитик – “это не любой”, и его положительная оценка очень важна. Терапевт прокомментировал это в свете селф-психологии и предположил, что первичная любезность клиента – типичная тоска по идеалу. Клиент принял интерпретацию. Однако, осознав причины такой сильной потребности в захвате и просмотрев под этим углом зрения свои взаимоотношения с людьми, все же оставил себе определенное количество селф-объектов для ее удовлетворения.

Представление о нормальном и патологическом развитии Самости станут хорошей основой не только для классической, но и для кратковременной модели аналитической работы. Клиенты хорошо воспринимают эту относительно несложную и относительно самостоятельную теорию и могут использовать ее для самостоятельных интерпретаций собственных проблем.

Источник

1. Казахский Национальный Медицинский Университет им С.Д.Асфендиярова

2. Самость

(нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип,
являющийся глубинным центром и выражением психологической
целостности отдельного индивида. Выступает как принцип
объединения сознательной и бессознательной частей психики и,
одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из
окружающего его мира.

3. Теория Х.Когута

Свою теорию развития Когут назвал психологией самости
(self psychology), определяя самость как часть личности,
которая
является
связующей
в
пространстве,
протяженной во времени, центром инициативы и
получателем впечатлений. Эта самость выстроена из
“структур”, которые проистекают из преобразующей
интернализации.
Когут утверждал, что развитие и становление самости
является процессом всей жизни и на всем ее протяжении
личность испытывает постоянную потребность в людях
(он называет этих людей объектами самости — selfobjects),
которые
предоставляют
переживания
зеркализации,
служат
идеализированным
образом,
удовлетворяют
потребности
альтер-эго
в
сопричастности.

4. Теория Х.Когута

По
мнению Когута, существуют три сильные
потребности, которые должны быть удовлетворены,
если самость стремится к полному развитию:
потребность в “отражении”
потребность идеализировать
потребность быть похожим на других

5.

Первыми возникают потребности, которые Когут назвал
грандиозно-эксгибиционистскими.
Детям
необходимо,
чтобы один из родителей или оба показывали им, какие они
особенные, замечательные и желанные, какое это
удовольствие видеть их рядом. Родительскому посланию
восхищения своим ребенком Когут дал название отражения
или зеркализации (mirroring).
Но родитель не может постоянно быть безупречным
“зеркалом”, не сможет постоянно обеспечивать адекватное
отражение. В таком случае, дети, имевшие богатый опыт
удачной зеркализации, могут привлечь воспоминания об
этом и таким образом создать возможность какое-то
время обходиться без “зеркала”, по крайней мере, хотя бы
однажды. А когда такое случается, они начинают
понимать, что могут быть и своим собственным
“зеркалом”. Когут назвал такое состояние “преобразующей
интернализацией”, с помощью которой, как он думал, дети
используют
случаи
неудачного
отражения,
чтобы
присвоить отражающую функцию себе, и как результат
изменяют нечто важное в своей самости.

6.

7.

Если же родители слишком обеспокоены или чересчур заняты
вопросами своей собственной самооценки, то грандиозноэксгибиционистские
потребности
фрустрируются
травматическим образом, а затем подавляются, поскольку с
ними слишком больно сталкиваться, когда нет никакой надежды
на их удовлетворение когда-либо.
Психоаналитическая теория указывает на одну из издержек
подавления важной потребности, а именно на то, что эта
потребность не интегрируется в развивающуюся личность.
Потребность отделяется от эго, а поскольку эго является той
частью личности, которая инструментирует интеграцию и
подготавливает взросление, потребность остается в своей
примитивной
форме.
Такова
судьба
грандиозноэксгибиционистских потребностей, если они остаются
неудовлетворенными. В таком случае человек, вероятно, будет
страдать от неуверенности и чувства неполноценности,
перемежающихся порой волнами нереалистичной грандиозности
и, в некоторых случаях, неадаптивного хвастовства, когда
мощные потребности в зеркализации на какой-то момент
прорываются сквозь барьер подавления и тщетно пытаются
получить хотя бы крохи удовлетворения. Таким образом,
необходимая структура самости задерживается в развитии.

8.

Второй
сильной потребностью развивающейся
самости является необходимость в том, что Когут
назвал идеализированным родительским образом
(imago). Для ребенка важно знать, что хотя бы один
из родителей является сильным и умным.
Как и в случае родительской зеркализации, не бывает
всемогущего родителя, и этот факт становится
понятен
даже
маленьким
детям.
Ребенок,
неоднократно имевший возможность идентификации
с силой и умом, в случае родительской неудачи,
способен обнаружить свои собственные силу и ум.
Таким образом, шаг за шагом, через процесс
преобразующей интернализации, ребенок приходит к
чувству уверенности в своем состоянии справиться с
трудностями внешнего мира и с неизбежными
внутренними конфликтами и напряжением. Эта
уверенность является ключевой частью самости.

9.

10.

По мере того как эта часть самости растет и созревает от
детства к взрослости и дальше, развиваются совершенно
необходимые способности. Во-первых, она является хранилищем
идеалов, которыми человек руководствуется в жизни. Вовторых, она тренирует контроль над побуждениями и
импульсами, давая возможность использовать их, не
опустошаться ими. В-третьих, развивается способность к
самоуспокоению в ситуациях стресса и боли. И, наконец, Когут
считает,
что
“высшие”
аспекты
личности—юмор,
эмпатия,творчество и мудрость— исходят из успешного
внутреннего переживания идеализации родительского образа
(imago).
Опасность наступает в случае, если ребенок не может
идеализировать ни одного из родителей. Это происходит, когда
родители замкнуты в стереотипе уничижения и опорочивания
друг друга перед ребенком или когда их поведенческие проблемы
настолько серьезны, что для ребенка становится болезненно
ясной их неспособность быть кандидатами для идеализации. В
таком варианте у ребенка просто нет возможности развивать
эту часть самости. Согласно Когуту, когда мы встречаем людей,
которые выглядят не имеющими ни радости в жизни, ни
способности к вдохновению, жизненное начало которых скрыто
от нихсамих, мы, вполне возможно, наблюдаем свидетельство
неудовлетворенной потребности в идеализации родительского
образа.

11.

Третью потребность развивающейся самости Когут
назвал “схожестью” или “двойничеством” (twinship),
или потребностью в альтер-эго. Он считал, что
детям необходимо знать о своей “похожести” на мир,
в котором они родились, о своем малом от него
“отличии”. Если эта потребность удовлетворяется,
то у взрослой личности развивается чувство
социальной принадлежности, своего общественного
статуса. Если такое удовлетворение осуществляется
неадекватно, то дети подвергаются опасности
переживаний, в которых они чувствуют в ряде
основных отношений свою непохожесть на других
людей,— свою некую “странность” и “негодность” ”.

12.

Если
эти три потребности удовлетворены
адекватным образом, ребенок развивает здоровую
самость, влекущую за собой высокую самооценку,
отлаженное руководство системой идеалов и
ценностей и уверенность в развитии собственных
способностей.
Если
эти
потребности
удовлетворены недостаточно, то самость
окажется с изъянами, которые станут
препятствовать
здоровому
развитию
и
создавать жизненные проблемы большей или
меньшей сложности. Когут назвал эти проблемы
расстройствами самости (self-disorders).

13. Список литературы

Кан Майкл МЕЖДУ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ И
КЛИЕНТОМНОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Б.С.К Санкт-Петербург 1997

Источник

Слайд 1
  Казахский Национальный Медицинский Университет им С.Д.Асфендиярова
РАЗВИТИЕ САМОСТИ
по теории Х.Когута

Описание слайда:

Казахский Национальный Медицинский Университет им С.Д.Асфендиярова
РАЗВИТИЕ САМОСТИ
по теории Х.Когута

Слайд 2
  Самость
(нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.

Описание слайда:

Самость
(нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.

Слайд 3
  Теория Х.Когута
Свою теорию развития Когут назвал психологией самости (self psychology), определяя самость как часть личности, которая является связующей в пространстве, протяженной во времени, центром инициативы и получателем впечатлений. Эта самость выстроена из “структур”, которые проистекают из преобразующей интернализации.
Когут утверждал, что развитие и становление самости является процессом всей жизни и на всем ее протяжении личность испытывает постоянную потребность в людях (он называет этих людей объектами самости — self-objects), которые предоставляют переживания зеркализации, служат идеализированным образом, удовлетворяют потребности альтер-эго в сопричастности.

Описание слайда:

Теория Х.Когута
Свою теорию развития Когут назвал психологией самости (self psychology), определяя самость как часть личности, которая является связующей в пространстве, протяженной во времени, центром инициативы и получателем впечатлений. Эта самость выстроена из “структур”, которые проистекают из преобразующей интернализации.
Когут утверждал, что развитие и становление самости является процессом всей жизни и на всем ее протяжении личность испытывает постоянную потребность в людях (он называет этих людей объектами самости — self-objects), которые предоставляют переживания зеркализации, служат идеализированным образом, удовлетворяют потребности альтер-эго в сопричастности.

Слайд 4
  Теория Х.Когута
По мнению Когута, существуют три сильные потребности, которые должны быть удовлетворены, если самость стремится к полному развитию:

Описание слайда:

Теория Х.Когута
По мнению Когута, существуют три сильные потребности, которые должны быть удовлетворены, если самость стремится к полному развитию:

Слайд 5
  Потребность быть “отраженным”. 
Потребность быть “отраженным”. 
Первыми возникают потребности, которые Когут назвал грандиозно-эксгибиционистскими. Детям необходимо, чтобы один из родителей или оба показывали им, какие они особенные, замечательные и желанные, какое это удовольствие видеть их рядом. Родительскому посланию восхищения своим ребенком Когут дал название отражения или зеркализации (mirroring). 
Но родитель не может постоянно быть безупречным “зеркалом”, не сможет постоянно обеспечивать адекватное отражение. В таком случае, дети, имевшие богатый опыт удачной зеркализации, могут привлечь воспоминания об этом и таким образом создать возможность какое-то время обходиться без “зеркала”, по крайней мере, хотя бы однажды. А когда такое случается, они начинают понимать, что могут быть и своим собственным “зеркалом”. Когут назвал такое состояние “преобразующей интернализацией”, с помощью которой, как он думал, дети используют случаи неудачного отражения, чтобы присвоить отражающую функцию себе, и как результат изменяют нечто важное в своей самости.

Описание слайда:

Потребность быть “отраженным”.
Потребность быть “отраженным”.
Первыми возникают потребности, которые Когут назвал грандиозно-эксгибиционистскими. Детям необходимо, чтобы один из родителей или оба показывали им, какие они особенные, замечательные и желанные, какое это удовольствие видеть их рядом. Родительскому посланию восхищения своим ребенком Когут дал название отражения или зеркализации (mirroring).
Но родитель не может постоянно быть безупречным “зеркалом”, не сможет постоянно обеспечивать адекватное отражение. В таком случае, дети, имевшие богатый опыт удачной зеркализации, могут привлечь воспоминания об этом и таким образом создать возможность какое-то время обходиться без “зеркала”, по крайней мере, хотя бы однажды. А когда такое случается, они начинают понимать, что могут быть и своим собственным “зеркалом”. Когут назвал такое состояние “преобразующей интернализацией”, с помощью которой, как он думал, дети используют случаи неудачного отражения, чтобы присвоить отражающую функцию себе, и как результат изменяют нечто важное в своей самости.

Слайд 6
Развитие самости по теории Х. Когута, слайд №6

Слайд 7
  Если же родители слишком обеспокоены или чересчур заняты вопросами своей собственной самооценки, то грандиозно-эксгибиционистские потребности фрустрируются травматическим образом, а затем подавляются, поскольку с ними слишком больно сталкиваться, когда нет никакой надежды на их удовлетворение когда-либо.
Если же родители слишком обеспокоены или чересчур заняты вопросами своей собственной самооценки, то грандиозно-эксгибиционистские потребности фрустрируются травматическим образом, а затем подавляются, поскольку с ними слишком больно сталкиваться, когда нет никакой надежды на их удовлетворение когда-либо.
Психоаналитическая теория указывает на одну из издержек подавления важной потребности, а именно на то, что эта потребность не интегрируется в развивающуюся личность. Потребность отделяется от эго, а поскольку эго является той частью личности, которая инструментирует интеграцию и подготавливает взросление, потребность остается в своей примитивной форме. Такова судьба грандиозно-эксгибиционистских потребностей, если они остаются неудовлетворенными. В таком случае человек, вероятно, будет страдать от неуверенности и чувства неполноценности, перемежающихся порой волнами нереалистичной грандиозности и, в некоторых случаях, неадаптивного хвастовства, когда мощные потребности в зеркализации на какой-то момент прорываются сквозь барьер подавления и тщетно пытаются получить хотя бы крохи удовлетворения. Таким образом, необходимая структура самости задерживается в развитии.

Описание слайда:

Если же родители слишком обеспокоены или чересчур заняты вопросами своей собственной самооценки, то грандиозно-эксгибиционистские потребности фрустрируются травматическим образом, а затем подавляются, поскольку с ними слишком больно сталкиваться, когда нет никакой надежды на их удовлетворение когда-либо.
Если же родители слишком обеспокоены или чересчур заняты вопросами своей собственной самооценки, то грандиозно-эксгибиционистские потребности фрустрируются травматическим образом, а затем подавляются, поскольку с ними слишком больно сталкиваться, когда нет никакой надежды на их удовлетворение когда-либо.
Психоаналитическая теория указывает на одну из издержек подавления важной потребности, а именно на то, что эта потребность не интегрируется в развивающуюся личность. Потребность отделяется от эго, а поскольку эго является той частью личности, которая инструментирует интеграцию и подготавливает взросление, потребность остается в своей примитивной форме. Такова судьба грандиозно-эксгибиционистских потребностей, если они остаются неудовлетворенными. В таком случае человек, вероятно, будет страдать от неуверенности и чувства неполноценности, перемежающихся порой волнами нереалистичной грандиозности и, в некоторых случаях, неадаптивного хвастовства, когда мощные потребности в зеркализации на какой-то момент прорываются сквозь барьер подавления и тщетно пытаются получить хотя бы крохи удовлетворения. Таким образом, необходимая структура самости задерживается в развитии.

Слайд 8
  Потребность в идеализации. 
Потребность в идеализации. 
Второй сильной потребностью развивающейся самости является необходимость в том, что Когут назвал идеализированным родительским образом (imago). Для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является сильным и умным. 
Как и в случае родительской зеркализации, не бывает всемогущего родителя, и этот факт становится понятен даже маленьким детям. Ребенок, неоднократно имевший возможность идентификации с силой и умом, в случае родительской неудачи, способен обнаружить свои собственные силу и ум. Таким образом, шаг за шагом, через процесс преобразующей интернализации, ребенок приходит к чувству уверенности в своем состоянии справиться с трудностями внешнего мира и с неизбежными внутренними конфликтами и напряжением. Эта уверенность является ключевой частью самости.

Описание слайда:

Потребность в идеализации.
Потребность в идеализации.
Второй сильной потребностью развивающейся самости является необходимость в том, что Когут назвал идеализированным родительским образом (imago). Для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является сильным и умным.
Как и в случае родительской зеркализации, не бывает всемогущего родителя, и этот факт становится понятен даже маленьким детям. Ребенок, неоднократно имевший возможность идентификации с силой и умом, в случае родительской неудачи, способен обнаружить свои собственные силу и ум. Таким образом, шаг за шагом, через процесс преобразующей интернализации, ребенок приходит к чувству уверенности в своем состоянии справиться с трудностями внешнего мира и с неизбежными внутренними конфликтами и напряжением. Эта уверенность является ключевой частью самости.

Слайд 9
Развитие самости по теории Х. Когута, слайд №9

Слайд 10
  По мере того как эта часть самости растет и созревает от детства к взрослости и дальше, развиваются совершенно необходимые способности. Во-первых, она является хранилищем идеалов, которыми человек руководствуется в жизни. Во-вторых, она тренирует контроль над побуждениями и импульсами, давая возможность использовать их, не опустошаться ими. В-третьих, развивается способность к самоуспокоению в ситуациях стресса и боли. И, наконец, Когут считает, что “высшие” аспекты личности—юмор, эмпатия,творчество и мудрость— исходят из успешного внутреннего переживания идеализации родительского образа (imago).
По мере того как эта часть самости растет и созревает от детства к взрослости и дальше, развиваются совершенно необходимые способности. Во-первых, она является хранилищем идеалов, которыми человек руководствуется в жизни. Во-вторых, она тренирует контроль над побуждениями и импульсами, давая возможность использовать их, не опустошаться ими. В-третьих, развивается способность к самоуспокоению в ситуациях стресса и боли. И, наконец, Когут считает, что “высшие” аспекты личности—юмор, эмпатия,творчество и мудрость— исходят из успешного внутреннего переживания идеализации родительского образа (imago).
Опасность наступает в случае, если ребенок не может идеализировать ни одного из родителей. Это происходит, когда родители замкнуты в стереотипе уничижения и опорочивания друг друга перед ребенком или когда их поведенческие проблемы настолько серьезны, что для ребенка становится болезненно ясной их неспособность быть кандидатами для идеализации. В таком варианте у ребенка просто нет возможности развивать эту часть самости. Согласно Когуту, когда мы встречаем людей, которые выглядят не имеющими ни радости в жизни, ни способности к вдохновению, жизненное начало которых скрыто от нихсамих, мы, вполне возможно, наблюдаем свидетельство неудовлетворенной потребности в идеализации родительского образа.

Описание слайда:

По мере того как эта часть самости растет и созревает от детства к взрослости и дальше, развиваются совершенно необходимые способности. Во-первых, она является хранилищем идеалов, которыми человек руководствуется в жизни. Во-вторых, она тренирует контроль над побуждениями и импульсами, давая возможность использовать их, не опустошаться ими. В-третьих, развивается способность к самоуспокоению в ситуациях стресса и боли. И, наконец, Когут считает, что “высшие” аспекты личности—юмор, эмпатия,творчество и мудрость— исходят из успешного внутреннего переживания идеализации родительского образа (imago).
По мере того как эта часть самости растет и созревает от детства к взрослости и дальше, развиваются совершенно необходимые способности. Во-первых, она является хранилищем идеалов, которыми человек руководствуется в жизни. Во-вторых, она тренирует контроль над побуждениями и импульсами, давая возможность использовать их, не опустошаться ими. В-третьих, развивается способность к самоуспокоению в ситуациях стресса и боли. И, наконец, Когут считает, что “высшие” аспекты личности—юмор, эмпатия,творчество и мудрость— исходят из успешного внутреннего переживания идеализации родительского образа (imago).
Опасность наступает в случае, если ребенок не может идеализировать ни одного из родителей. Это происходит, когда родители замкнуты в стереотипе уничижения и опорочивания друг друга перед ребенком или когда их поведенческие проблемы настолько серьезны, что для ребенка становится болезненно ясной их неспособность быть кандидатами для идеализации. В таком варианте у ребенка просто нет возможности развивать эту часть самости. Согласно Когуту, когда мы встречаем людей, которые выглядят не имеющими ни радости в жизни, ни способности к вдохновению, жизненное начало которых скрыто от нихсамих, мы, вполне возможно, наблюдаем свидетельство неудовлетворенной потребности в идеализации родительского образа.

Слайд 11
  Потребность быть похожим на других. 
Потребность быть похожим на других. 
Третью потребность развивающейся самости Когут назвал “схожестью” или “двойничеством” (twinship), или потребностью в альтер-эго. Он считал, что детям необходимо знать о своей “похожести” на мир, в котором они родились, о своем малом от него “отличии”. Если эта потребность удовлетворяется, то у взрослой личности развивается чувство социальной принадлежности, своего общественного статуса. Если такое удовлетворение осуществляется неадекватно, то дети подвергаются опасности переживаний, в которых они чувствуют в ряде основных отношений свою непохожесть на других людей,— свою некую “странность” и “негодность” ”.

Описание слайда:

Потребность быть похожим на других.
Потребность быть похожим на других.
Третью потребность развивающейся самости Когут назвал “схожестью” или “двойничеством” (twinship), или потребностью в альтер-эго. Он считал, что детям необходимо знать о своей “похожести” на мир, в котором они родились, о своем малом от него “отличии”. Если эта потребность удовлетворяется, то у взрослой личности развивается чувство социальной принадлежности, своего общественного статуса. Если такое удовлетворение осуществляется неадекватно, то дети подвергаются опасности переживаний, в которых они чувствуют в ряде основных отношений свою непохожесть на других людей,— свою некую “странность” и “негодность” ”.

Слайд 12
</p