Гвоздев развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка скачать

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года – 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В исследованиях А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка. Им описана поэтапность усвоения структуры предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыты закономерности закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. А.Н. Гвоздев подчеркивал, что в норме развитие языковых компонентов претерпевает определенные изменения, хотя процесс усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки.

Другие исследователи (А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард – Пупко, Н.И. Жинкин и др.) выделяют разные этапы становления речи детей. Представляется наиболее оптимальный следующий вариант такого деления.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (от рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции ребенка – крик и плач наблюдается сразу после рождения.

В 2-3 месяца отмечается нечленораздельное, аморфное воспроизведение звуковых комплексов – гуление.

После 5-ти месяцев гуление переходит лепет. Лепет – это начало собственной речи ребенка. Лепетные реакции состоят из гласных и согласных раннего онтогенеза. Ребенок многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.

С 3-6 месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос.

С 7 месяцев узнает голоса окружающих его родных и близких.

Читайте также:  Карта развития ребенка до года

В 8-9 месяцев реагирует на свое имя.

После 9 месяцев с удовольствием выполняет элементарные словесные просьбы, типа «Помаши ручкой – до свидания», «Похлопай в ладошки», «Поиграй в сороку» и т.д. К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия предметов.

К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа мама, баба, деда и т.д. Понимает 30 лепетных слов.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 1 года до 3 лет)

Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и активизацией словарного запаса. Отмечается появление новых лов, обозначающих любимые игрушки (гадя – гусеница), продукты питания (агу – огурец, яба – яблоко), животных (бака – собака, катя – кошка), птиц (гага – гусь, коко – курица) и т.д. Произношение этих слов далеко от нормативного, но именно их появление является показателем начала активного развития речи ребенка.

Выделяется период усвоения предложений из аморфных слов – корней:1г.3 мес.- 1 г. 8 мес. – однословные предложения – «бах», затем предложения их нескольких слов-корней: «ма, да» – «мама, дай».

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:

  1. год 1 мес. – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
  2. года – 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места – предлог опускается (лежит сумке).

2 года 2 мес. – 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).

2 года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов)

ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 4 лет до 7 лет)

Характеристика звукопроизношения и фонематического слуха

В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.

В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки то – д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.

В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 5 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.

Характеристика словарного запаса  

При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении (например, в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов). Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.

Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.

Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.

Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).

Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

Характеристика грамматического строя. 

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.

Характеристика связной речи.

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

Читайте также:  Центр естественного развития ребенка тульская

После 5 лет дети способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Источник

Елисеева М.Б., канд. филол. наук, доцент РГПУ, Санкт-Петербург
Труды Александра Николаевича Гвоздева известны всем, кто с той или иной целью исследует речь ребенка – и в нашей стране, и за рубежом. В 1973 г. Н.С. Жукова провела большую работу – анализ книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961) и на его основании разработала таблицу – «Схему системного развития нормальной детской речи» [5]. Эту схему автор предлагает использовать «в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком», поскольку при оценке речи детей с ОНР Н.С. Жукова рекомендует выявлять «не только речевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено».
Не умаляя заслуги Н.С. Жуковой (один тщательнейший лонгитюд может действительно показать реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе), нельзя забывать следующее: во-первых, это все же один ребенок – Женя Гвоздев (1921 года рождения); во-вторых, ребенок референциального речевого стиля. За последние годы появились новые данные, характеризующие усвоение языка ребенком. В Санкт-Петербурге на кафедре детской речи РГПУ им. А.И. Герцена создан фонд данных детской речи (дневники, расшифрованные аудио- и видеозаписи, словари, база данных детских речевых инноваций и др.). В этот фонд вошел и дневник А.Н. Гвоздева [2]. В-третьих, Н.С. Жукова составляла таблицу не по дневнику А.Н. Гвоздева, а по сборнику его научных трудов, в котором, естественно, отражено только то, что входило в круг научных интересов автора (в первую очередь фонетика и морфология), и не описаны лексика и словообразование. Книга А.Н. Гвоздева «Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка» была подготовлена к изданию в 1990 г. А.Н. Гвоздев не фиксировал понимание речи ребенком, а систематические подробные записи активного лексикона были начаты им только с 1 года 8 месяцев и
14 дней – с возникновением лексического скачка в речи ребенка [1]. До этого отрывочные записи производились женой А.Н. Гвоздева.
Поэтому период начального лексикона, когда существует значительный разрыв между пониманием речи и «говорением», изучать «по Гвоздеву» вообще нельзя. Результаты анализа и систематизации многочисленных данных фонда детской речи позволили составить таблицу, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи ребенка от 0 до 7 лет.
Комментарии к таблицам
Фонетика (табл. 1)
Слоговая элизия – сокращение количества слогов в слове: «носки – ки», «голова – гава», «магазин – зин (масин)».
Пропуск отдельных согласных: «ворона – аона», «мох – мо».
Добавление гласных в конце слова: «стул – тюля», «платок – тёка».
Ассимиляция – уподобление одного звука другому внутри слова: «конфета – фафета», «работа – бабота» (полная ассимиляция в области согласных); «бабуля – бубуля», «капюшон – капасён» (в области гласных).
Упрощение стечений согласных (кластеров): «стол – тёй», «спать – пать», «мишка – мика», «привет – пивет».
Типичная замена гласных: «сыр – сий», «гусь – гось», «деда – дида».
Типичная замена согласных: «рука – лука, йука», «чай – тяй, сяй», «шуба – сюба, суба», «жук – зюк, зук», «цирк – тийк», «лук – йук».
Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: «не хочу – ни фасу», «горка – гонка», «гулять – гиять».
Метатезис – перестановка звуков или слогов в слове: «зайка – казяй», «петух – типух», «пакетик – капетик».
Словообразование
Словообразовательные инновации – слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: «конин», «братин», «бельчиный дом»; «работливый гном», «балеринье платье»; «нарядница и красотница», «встречник», «дарильщик», «павлиненок», «силость», «заниманье», «белота», «завид»; «украсивиться», «аппетитовать сушками», «вскарабкай меня туда», «отожмурь глаза»; «одетый по-давнему», «кричали по-человеческому».
Лексика (табл. 2)
Протослова – устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взро-
слого: «ки» – все интересное; «ть» – желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; «фа» – горячо, опасно.
«Язык нянь» – языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся:
– на лепетоподобные, отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией «баба», «деда», «бай-бай», «бо-бо»;
– звукоподражательные, имеющие мотивированность между звучанием и значением («мяу», «ням-ням», «тик-так», «ввв»).
Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: «вода», «каша», «молоко», «чай», «яблоко», «кукла», «мяч», «носки», «тапки»; «иди», «дать», «сядь», «спать».
Застывшие фразы – выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребенок воспринимает и воспроизводит как единое целое: «То там? – Кто там?»; «Отя! – вот так!»; «Маня – мама Аня»; «Баби – баба Ира».
Лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферы использования слова: «ава» (собака) – все четвероногие; «дяка» (ягода) – яблоко, персик, слива; «дай» – возьми; «дай бай-бай мама» – дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой.
Детская омонимия – совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: «ми – мишка, мышка, мыло»; «така – травка, трактор»; «тя – чай, ставь»; «мака – маленький, масло, мясо».
Игровые переименования – сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся:
– комментариями ребенка относительно сходства предметов;
– следствием игры с использованием предметов-заместителей: «цветок» – о кожуре открытого банана; «шапочка» – о стаканчике, надетом на голову.
Лексико-семантические инновации – употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:
– расширение значения слова («Выступает ансамбль – Петpова Света»);
– сужение значения слова («Я не человек, я девочка»);
– образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов («Дай мне деревянную булку» (о сухаре), «Можно заболеть карантином»).
Ассоциативные замены – это смешения:
– паронимов («Там цыплята вылепились» – вылупились);
– смешение антонимов («Вчера куплю конфетку», «Я завтра был у Вадика»).
Морфология (табл. 3)
Окказиональное конструирование основы глагола: «вставает», «скакает», «прятает», «сосает»; «нарисуть», «нарисовает», «целуть», «кладила», «сорвил», «нажмала».
Унификация основы – сохранение неизменяемой основы слова:
– сохранение неподвижности ударения: «ногами», «кита», «ушами», «спала», «попила»;
– устранение чередования согласных: «посидю-посижу», «находу-нахожу», «поскаку-поскачу», «гладу-глажу», «бежу», «стережу», «увиду»; «ухи»;
– устранение беглых гласных: «у львенока», «огуреца», «вынь палеца из рота», «на ковере», «терешь на терке», «выгну» (выгоню) из кровати»;
– устранение супплетивизма – неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: «слоненки», «котенки», «ребенки», «мышонки», «поросенки»; «человеки», «людь»;
– устранение наращений основы: «с имем», «без имя», «нет мати» (матери).
Смешение окончаний существительных:
– «это глазы», «роги», «вилком», «ложком», «лампов», «утятков», «оленев», «про гусев», «нет бусов», «на береге», «во рте», «на грибу»;
– экспансия флексий – упо-
требление в определенной падежной форме определенного, «главенствующего» окончания (например, в творительном падеже единственного числа – только «ом», в родительном падеже множественного числа – «ов»);
– родительного и предложного падежей множественного числа: «два зайца на плечев», «котята не бывают в тапочков», «на кустов»;
– образование недостающих форм числа существительных, в норме имеющих форму или только единственного, или только множественного числа: «резать ножницем», «колготка», «какой-то дров», «много капустов», «много мозаиков», «дрянев»;
– ошибки в словосочетаниях с числительными: «два пеленок», «три цветочков», «четыре лягушек», «две санки/два санка».
Устранение существительных среднего рода: «большую яблочку», «другую колечку», «большую ведерку», «другую мясу».
«Перевод» существительных из одного рода в другой: «другой липучек», «одна носочка», «маленькую листочку».
Устранение существительных 3 склонения: «такую глупостю», «помазала мазем», «с солем», «морковка с грязей», «этого лошадя».
Употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: «смотреть месяца», «пирожка испечем», «про теремка», «про города», «дать кубика», «про овощев».
Склонение несклоняемых существительных: «играть на пианине», «едет на метре», «за бедной кенгурой», «ловить лассом».
Окказиональное образование родовых пар у существительных: «корова с коровом», «медвежиха», «папа крольчих», «утка и ут» (зоонимы), «нельзя быть плаксом таким» (общий род), «парикмахерка», «врачка», «командирщица» (лицо по профессии).
Окказиональное образование сравнительной степени прилагательных и наречий: «высотее», «чистее», «многее», «хорошее», «шерстянее».
Смешение окончаний глаголов: «посплют», «едут, грызят».
Смешение суффиксов императива: «стои», «пои», «искай», «не смеись».
Смешение суффиксов причастий: «машина сломата», «нос завязат», «наполнета», «место не занено», «расколонный».
Окказиональное образование видовых пар глагола: «украшивать», «украдывать», «очистивать», «отнасывать», «расстелять», «надобиться», «наискать».
Синтаксис
Голофразы – однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами («мама» – требование дать что-нибудь, вопрос «Где мама?», утверждения «мама пришла», «мамина сумка» и т.п.).
Высказывания «телеграфного стиля» – предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов («мама бай», «папа ням-ням», «Аня спать», «Ника Така чу-чу» – Виталик не поросенок).
Протопредлоги – гласные (обычно «а»), употребляемые на месте предлогов («а яню – про Ваню», «а диян – на диван», «а каитку – за калитку»).
Квазидиалоги – диалоги «с самим собой» в эгоцентрической речи, в которых ребенок выступает в различных ролях.
Метаязыковая деятельность (табл. 4)
Это любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания направленная непосредственно на языковой код, язык как объект изучения [6].
Детская этимология – звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки («мычок – бычок», «кружинка – пружинка», «заучники – заочники», «истуда – оттуда»).
Самоисправления – детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой («я машину взяму – возьму», «и буду съесть – есть»).
Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития («Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та»).
Исправление чужой речи: «Что это за слово такое – бассэйн? Надо говорить: бас-сейн».
Вопросы о значении слов: «Барчонок – это дитя Багиры?», «Скидка для детей – там детей скидывают?».
Осознание многозначности и омонимии: «Ушко у иголочки, как у Лизы»; «Я – это буква.
И я – это человек».
Языковая игра в речи ребенка. Мама: «Упала температура». – Ребенок (улыбается): «Упала в лужу», «У норки есть норка».
Собственные этимологии слов: «Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок»; «Икарус – от Икара».
Толкование значений слов: «Девичник – дерево вишневое»; «Питомец – ребенок змеи».
Осознание различных языковых явлений: «Нож – мальчик, вилка – девочка», «Кефир и зефир – похожие слова».
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языковедения // Родной язык и литература в трудовой школе. 1928. № 3.
2. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов, 1981.
3. Детская речь: Тексты, дневники, наблюдения. СПб., 1993.
4. Елисеева М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста // Речь ребенка: ранние этапы. СПб., 2000.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. 2-е изд., перераб. М., 1990.
6. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. М., 2000.
7. Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б. Развитие речи у детей до трех лет //Ваш ребенок от 0 до 3. М., 2002.
8. Bloom. L. Language development from two to three. 1991.
9. Goldfield B., Snow C.E. Individual differences in language acquisition //The development of language. Ed. by J. Berko Gleason. NY, 1993.
10. Nelson K. Structure and strategy in learning to talk. Monographs of the Society for Reserch in child development. 38 (1-2). 1973.
11. Sachs J. The emergence of intentional communication // The development of language. Ed. by J. Berko Gleason. NY, 1993.

Читайте также:  Индивидуальной коррекционной программы для ребенка с отклонениями в развитии

Источник