Гуманитарный подход в развитии ребенка

Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях

Введение новых педагогических технологий в педагогическое образование детей продиктовано наблюдающейся в современной культуре сменой опарадигмы от технократической к гуманистической. Технический прогресс в смене поколений ЭВМ привел к тому, что компьютеры быстро взяли на себя элементарные операции мышления, освободив его от рутины и открыв новые перспективы для развития интеллектуальных, творческих возможностей человеческой личности. В то же время, обострение глобальных проблем, в том числе и экологических, потребовало пересмотра иерархии общественных ценностей и законодательного введения в качестве приоритетного – человеческого измерения как аксиологической и образовательной точки зрения; отсчета для технологической реализации гуманистических ценностей в качестве общечеловеческих для населения разных стран Земли. Такой поворот не случаен.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования.

Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.

Проблемой гуманистической направленности воспитания занимались педагоги – новаторы В. А. Караковский, О. С Газман. В педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения гуманистической направленности воспитания. Например, в своих трудах В. А. Караковский предлагает воспитание проводить на общечеловеческих ценностях.

1).В воспитании выделить вечные ценности: Земля – общий дом всего живого, семья – воспитывает свое поколение, отечество – уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта., физическо-го/умственного/душевного труда, ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного, ценность мира, ценность человека – все в мире направлено на человека.

2). Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик – субъект воспитания, идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости – плохо).

3). Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура – наивысший уровень возможностей личности.Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека – мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой – гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств.Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

«Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Досуг»; «Семья».

Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека ” внутрь себя “, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе,оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. В дошкольном возрасте самый высокий авторитет для детей – воспитатель.

К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.

Российские дошкольные образовательныеучреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Детство – важнейший период человеческой жизни, важный этап развития личности, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Становление базисной культуры подразумевает, что ребенок приобщается именно к общеличностной культуре человека, происходит приобщение к общечеловеческим, непреходящим человеческим ценностям (красоте, добру, истине и др., а также учится владеть универсальными средствами жизнедеятельности, постигает способы активного взаимодействия с миром, проявления оценочного отношения к происходящему. Каков человек, такова и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл и свое человеческое назначение. Каждый человек – есть личность, каждая личность это целый огромный мир!

Источник

«У каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей.»

В.А.Сухомлинский

В XX в. в отечественной педагогической науке обозначилась новая стратегия – экологизация школьных дисциплин. По мнению Н.Ф. Реймерса, общая экологизация – это разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, то есть новый этап «экологической культуры».

Понятие «культура» трактуется по разному, но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений.

И.А.   Зимняя  представляет  общую   культуру  человека,  как  сложное системное   образование,    смыслообразующим   ядром   которого   является отношение человека к миру, себе, к другим, труду, природе как систему, «сквозными характеристиками», которой являются: понимание мира (осмысление); знание мира и себя в нем; умение;

творение и результирующая характеристика – готовность человека к дальнейшему развитию1.

Современные тенденции социокультурного развития личности и общества хорошо выразил А.Г. Асмолов: «…от культуры потребления к культуре достоинства». Реализация этой установки требует существенных изменений в организации образовательной среды.

Основа воплощения идеи – это интегративно-гуманитарный подход к

изучению содержания материала на уроках информатики. В соответствии с ним учащиеся должны приобрести в процессе обучения целостное видение мира и выйти на позицию не стороннего наблюдателя, а заинтересованной личности, сознающей себя частью окружающего мира. Интегративный курс можно построить и на основе другого предмета. В принципе, любой из них, от математики до пения, может содействовать экологизации сознания, формированию целостной картины мира.

‘ Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т. Общая культура человека в системе требований государственного стандарта. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-с. 12.

Основная форма таких уроков – диалог. Но это диалог на программируемой основе. Это результат предварительной работы, предварительных раздумий учителя. Работа строится на основе гуманистической педагогики, которая в центре обучения ставит личность ученика с его интересами и возможностями.

Учителю сегодня, я считаю, как никогда трудно. Что же делать? Нужно представить детям такой учебный материал и так его преподнести, чтобы оторвать их от экранов и наушников, делающих их послушными потребителями видео- и аудиопродукции.

Федеральный Закон “Об образовании” определяет, что одним из принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности”. Осуществление этого принципа возможно в том случае, если уделять максимум внимания индивидуальным способностям каждого ребенка, т.е. каждый ученик вправе рассчитывать на то, что его возможности будут учтены преподавателем, а следовательно, каждая личность сможет свободно и полно реализовать свои творческие способности. Для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития важно давать такие задачи, которые ориентированы на установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция).

Большое значение интегративных задач для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся объясняется тем фактом, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, проявляется установка на осознание и раскрытие общности объектов познания. При этом ученые утверждают, что данная тенденция должна постоянно усиливаться в будущем.

По существу, ставится вопрос о формировании нетрадиционного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. И одним из вариантов решения этой проблемы являются интегративные познавательные задачи, рассчитанные на синтез различных репродуктивных уровней знания.

Психологи утверждают, в частности, что интересы детей подчас бывает трудно распознать и что их пробуждению может способствовать знакомство с каким-то ярким фактом, книгой, кинофильмом. Вот почему так настойчиво поддерживается идея интегрированного обучения, которая позволяет за сравнительно короткое время выявить интересы ребенка и наметить пути их развития. Если ученик воспринимает информацию эмоционально, если его в ней что-то поражает, озаряет, именно-в такие моменты совершенствуются природные задатки личности. Интегративность вопросов, их чередование из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей – есть не что иное, как реализация межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов.

Следовательно, интегрируя, мы работаем над такими сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

Основополагающим принципом на уроках является интегративно-гуманитарный подход. Суть его заключается в том, что все, что учащийся изучает в школе, должно стать для него личностно-значимым; учащийся — не сторонний наблюдатель, а заинтересованная личность. Важно, чтобы он заинтересовался и захотел получить ответ на вопросы:

  1. Откуда и почему все это?
  2. Зачем все это?
  3. Что можно делать со всем этим?
  4. Какое отношение имеет все это к нему лично?

Л. В. Тарасов, автор модели школы «Экология и диалектика» выделил в принципе интегративно-гуманитарного подхода пять «граней»:

  1. грань личностного  восприятия     («это затрагивает     или может
    затрагивать лично меня»);
  2. грань сопричастности     («этого  достигли люди,  это им нужно —
    значит, это доступно и нужно мне»);
  3. грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это
    важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  4. грань ориентации на консенсус («Я признаю за другими  право иметь
    свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их
    проблемы»);
  5. грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей
    деятельности для других людей и для природы»).

В соответствии с этим я стараюсь отобрать содержание и формы преподнесения учебного материала при построении уроков. Главное здесь -проецирование всех знаний на личность учащегося.

Гуманитаризация образования обеспечивается:

  1. нацеленностью содержания, организации и технологии обучения на

общекультурное развитие личности;

  1. формированием мировоззрения и гуманистического сознания, усвоением

универсальных способов познания действительности, овладением

средствами мыслительной деятельности;

  1. углублением и расширением программ традиционных предметов

(литературы, истории и др.);

  1. введением новых предметов гуманитарной направленности (риторика,

искусство);

  1. изучением иностранных языков (не менее двух) как условием становления культурного и научного потенциала личности;
  2. использованием программ, отвечающим требованиям интегративно-гуманитарного подхода.

Роль эффективного средства развития творческих способностей учащихся может играть компьютер.

Эффективность применения компьютера в обучении обусловлена следующими факторами: быстрота и надежность обработки любого вида информации; расширение возможности предъявления учебной информации; возможность моделирования с помощью компьютера различных процессов; компьютер позволяет активизировать содержательную, операционную и мотивационную стороны процесса обучения; возможность оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.; представляется возможность проводить различные “математические эксперименты”; компьютер позволяет формировать у учащихся рефлексии своей деятельности; он создает условия для овладения школьниками способами организации собственной учебной деятельности; компьютер играет роль средства учебной коммуникации и т.д.

В психологической литературе верно ставится вопрос: кому должна принадлежать инициатива в изменении направления обучения: ученику или компьютеру? Ответ дается следующий: целесообразнее, чтобы инициатива переходила от одного его участника к другому, в зависимости от того, в какой области каждый из них более компетентен.

Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.

Творчество – это радость открытий, это когда в давно знакомом откроешь что-то новенькое, это когда часами бьешься над отладкой программы, которая затем поразит всех.

Чем мы занимаемся на уроках информатики? Учимся составлять алгоритмы и программы, осваиваем навыки рисования и печати на компьютере. Представьте себе 23 ученика, сидящих за восьмью компьютерами. Как научить всех сносно работать с ПК? Без помощников, которых нужно “создать” самому учителю, тут не обойтись.

“Продвинутые” ученики, уже хорошо владеющие определенными практическими навыками, получают оценку за то, что обучают своих товарищей. Это ответственно, престижно, интересно, эффективно.

Так, уже с первых уроков стараюсь создать атмосферу творчества, т.е. условия для того, чтобы разбудить в наших ребятах будущих программистов, инженеров по компьютерам, компьютерных дизайнеров. Для этого я использую следующие приемы:

Соревновательный момент, когда боремся за наивысшую скорость печати.

Музыку, когда рисуем на компьютере.

Разгадывание и составление кроссвордов на основные понятия.

Пальцевые упражнения, дыхательные упражнения для концентрации внимания, упражнения для глаз.

Обычно при изучении сложной темы я разграничиваю уровень минимальных знаний, уровень свободного владения материалом и уровень творчества. Третьего уровня достигают немногие, но поощряю ребят и очень радуюсь, когда они поднимаются хоть на одну ступеньку.

Вообще, эмоциональная похвала творит чудеса. А похвалить всегда есть за что: за быстроту и качество печати, за блестящую догадку при составлении алгоритма, за красивый почерк, за прилежное, красивое и грамотное оформление конспектов и т.д.

В своей работе я использую творческие задания как отчет об усвоении знаний по теме. Это проекты, рефераты, конкурсы, кроссворды. Сколько труда, выдумки ребята вкладывают в свои работы!

Одаренные дети на уроке требуют не меньшего внимания, чем слабые ученики. Даю им дополнительные задания повышенной сложности, над которыми они должны подумать или в классе или дома.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся (в основном в старших классах) заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата.

С помощью таких методов и приемов работы дети из безликой серой массы превращаются в “букет” индивидуальностей, где нет сильных и слабых, а где каждый по-своему хорош!

Опыт работы показывает, что современный процесс обучения информатике на каждом своём этапе имеет определённую базу для реализации прикладной направленности курса в соответствии с интересами учащихся. Надо только увлечь своих учеников и сделать их своими союзниками. При изучении каждой новой темы учитель может и должен построить урок таким образом, чтобы сделать минимальной ступеньку перехода от незнания к знанию.

Приведу пример.

Одной из интересных тем, служащих для раскрытия творческих способностей учащихся, является разработка проектов в виде презентаций. При разработке проектов учащимся была предоставлена свобода выбора темы, источников информации и программных средств для реализации своих идей. В процессе работы активность учащихся резко возросла. Каждый был занят интересным делом. В результате этой работы был создан

А

школьный банк творческих работ учащихся. Работы оказались разнообразными по тематике и уровню сложности. Многие работы можно использовать в различных предметных областях не только для классной, но и для внеклассной работы.

Приступая к организации работы над проектами, учителю следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. В то же время проекты могут быть междисциплинарными, вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они активизируют широкий круг познавательских и творческих интересов учащихся. Немаловажным также является процесс соотнесения интересов учителей и учеников, выбирающих тему для проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Другими словами, необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны, будут ли актуальны и значимы для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Необходимо ориентироваться на разнообразные познавательные интересы учащихся, которые с удовольствием откликаются на призыв учителя углубить свои знания по тем или иным направлениям информационных технологий. В ходе работы над проектом задача учителя сводиться к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одного из предложений ребят, постараться в каждом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы им помочь практически.

Как правило, учащиеся – кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой – систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информаци, сбора данных, анализа, осмысления фактов, исследований, компьютерного эксперимента. Эта деятельность для разных ребят может быть рассчитана на 2 месяца и более.

Таким образом, работая над проектом, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид опыта обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности, формирует умение творчески работать.

Задача учителя    в ходе работы над проектом состоит в создании возможностей для творческой деятельности учащихся, в оказании помощи,

психологической и профессиональной поддержки. Учитель управляет познавательной деятельностью детей, учит их не бояться трудностей при овладении новым знанием, выступает как «источник познания» и фигура, облегчающая процесс познания. Учитель создает атмосферу сотрудничества, партнёрства и взаимной приязни, позитивных ожиданий и благожелательности, что способствует формированию положительной самооценки у детей. Подобные отношения должны создать творческую и демократическую педагогическую среду, где рождаются независимое мышление, воспитываются социальная ответственность и чувство долга.

Источник