Гуманистическая психология о развитии ребенка
Гуманистическая психология развития
Возникшая в 60-х гг. ХХ в. в США как психотерапевтическая практика, гуманистическая психология получила широкое признание в различных сферах социальной жизни – медицине, образовании, политике и др. Существует мнение, что гуманистическая психология – это не отдельное направление или течение в психологии, а новая парадигма психологии, новый этап ее развития. На идеях гуманистической психологии оформилась особая педагогическая практика. Основные идеи гуманистической психологии проникают и в психологию развития, хотя развернутой теории детского развития на настоящий день здесь не создано. Кратко воспроизведем положения гуманистической психологии, приложимые к психологии развития.
Видным представителем гуманистической психологии является К. Роджерс. В его работах была сформулирована новая концепция человека, радикально отличающаяся от психоаналитических и бихевиористских представлений. Фундаментальной предпосылкой теоретических разработок К. Роджерса является предположение, что в своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. Каждый человек имеет уникальное поле опыта, или «феноменальное поле», включающее события, восприятия, воздействия и т. п. Внутренний мир человека может соответствовать или не соответствовать объективной реальности, может осознаваться им или не осознаваться. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того чтобы воспринимать все стимулы окружающего мира.
В поле опыта находится самость. Самость – это организованный связанный гештальт, находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Этот акцент на постоянном изменении самости лежит в основе теоретических представлений К. Роджерса о человеке и его веры в способность человека к росту, изменению и развитию. Самость, или представление человека о себе, основывается на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.
Идеальная самость – это то представление о себе, каким человек более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя. Она, так же как и самость, постоянно подвержена переопределению и развитию. То, в какой мере самость отличается от идеальной самости, – один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каков человек на самом деле, а не таким, каким он хотел бы быть, – признак душевного здоровья. Образ идеальной самости в той мере, в какой он отличается от реального поведения и ценностей человека, – одно из препятствий для развития человека.
Важное понятие в теоретических построениях К. Роджерса – конгруэнтность. Конгруэнтность определяется как степень соответствия между тем, что человек говорит, и тем, что он переживает. Она характеризует различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение, опыт и сознавание одинаковы. Неконгруэнтность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом и сообщением об опыте.
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. К. Роджерс полагал, что в каждом человеке есть стремление становиться компетентным, целостным, полным – тенденция к самоактуализации. Фундамент его психологических представлений составляет утверждение, что развитие возможно и что тенденция к самоактуализации является основополагающей для человека.
Препятствия развитию, согласно К. Роджерсу, возникают в детстве. То, чему ребенок научается на одной стадии, должно быть переоценено на следующей. Мотивы, преобладающие в раннем детстве, позже могут препятствовать развитию. Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и позитивном внимании. Поскольку дети не отличают своих действий от себя в целом, они воспринимают одобрение поступка как одобрение себя. Точно так же наказание за поступок они воспринимают как неодобрение в целом.
Любовь настолько важна для ребенка, что он руководствуется в своем поведении стремлением к получению ее от близких. Ребенок начинает действовать так, чтобы получить любовь или одобрение независимо от того, хорошо ли это для его собственного органического здоровья. Дети могут действовать против собственных интересов, считая своим изначальным предназначением соответствие оценкам других.
Развитие задерживается в той мере, в какой человек отрицает импульсы, разрушающие искусственно созданное представление о себе. Возникает замкнутый круг: чтобы поддерживать ложный образ себя, человек продолжает искажать собственный опыт, а чем больше искажение, тем больше ошибок в поведении и дополнительных проблем. Каждое переживание неконгруэнтности между собой и реальностью увеличивает уязвимость, что заставляет усиливать внутренние защиты, блокирующие опыт и создающие новые поводы для неконгруэнтности.
Клиент-центрированная терапия стремится создать атмосферу, в которой человек восстанавливает психическое здоровье, возвращая себе подавляющиеся или отрицаемые части себя. Эта терапия включает в себя три основных гуманистических принципа: 1) люди по своей природе свободны и добры; 2) пациенты, учащиеся, профессионалы и т. п. – это прежде всего люди; 3) конструктивное, развивающее взаимодействие с людьми возможно только в том случае, если психотерапевту или педагогу удается войти с ними в трансперсональные отношения, т. е. отношения, преодолевающие заданные границы профессиональных статусов и ролей.
Важнейшее научное открытие К. Роджерса заключается в том, что он установил необходимые условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающие конструктивные личностные изменения. Это безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение в общении с ним.[12]
Гуманистическая педагогическая практика осознанно отказывается от целенаправленных воздействий, в ходе которых неизбежно манипулирование людьми, затрудняющее их самоактуализацию. Нельзя развивать человека извне, нельзя сформировать у него гуманистические убеждения; лишь изнутри можно создать условия, в которых человек сам придет к этим убеждениям, свободно выберет их. Практика воспитания строится на основе создания условий, стимулирующих свободное развитие людей, т. е. развитие, осуществляющееся в соответствии с их собственными целями и стремлениями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Индивидуальная психология и воспитание[67]
Цель воспитания, по сути, всегда состояла в том, чтобы дать молодежи те знания, которые необходимы ей для постоянного развития, постепенного становления человека как члена общества. Эту цель преследовало воспитание у аборигенов
Подражание и социальная психология
Мы уже отмечали недостатки психологической теории научения, полагающей, что знания, идеи и представления возникают в результате взаимодействия индивидуальной психики с материальными объектами. Ведущая роль связи с другими людьми в
3.1. Организация помощи детям с задержкой психического развития на современном этапе общественного развития
Наличие подобной группы детей обратило на себя внимание исследователей еще в девятнадцатом столетии (Н. А. Добролюбов). Они описывались под разными названиями:
Упражнения для развития губ
Артикуляционную гимнастику следует начинать с работы над подвижностью губ, ведь именно с их помощью создаются такие звуки, как «у» – губы вытягиваются в трубочку, «о» – губы округляются, «и» и «ы» – губы растягиваются в улыбку. Существенное
Основные понятия психологии развития и факторы психического развития
Нервно-психическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Родители, учителя, врач-педиатр должны уметь правильно оценивать нервно-психическое развитие и психологическое
1.3. Задачи курса «Психология развития человека»
Чтобы стать неотъемлемой частью профессионального образования и деятельности педагога, психологическое знание о развитии человека должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к научному знанию: быть
Французская генетическая психология
Ориентация на изучение отдельного индивида в конкретных социальных условиях его жизни характерна для французской школы генетической психологии. Наибольший вклад в разработку проблем генетической психологии внесли А. Валлон и Р.
Психолингвистика или лингвистическая психология – концепция единой науки
В этой главе мы представляем междисциплинарный взгляд на психолингвистику как современную науку, рассматривая ее, в духе нового времени, в концептуальном синтезе с психологией речи.Нам созвучны
Лингвистика, психология, педагогика, психотерапия как лучи единой системы обучения иноязычной речи
Еще раз подчеркнем, что в центре обучения находится человек, личность со своими чисто человеческими, т. е. психологическими проблемами и комплексами: страхами и тревогами,
Источник
Гуманистическая психология в качестве
самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против
бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы».
Центром этого
направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу,
Г.Олпорт.
Наиболее глубокое и
всестороннее обоснование положения гуманистической психологии получили в трудах
американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970). Его теория во многом
базируется на идеях философии экзистенциализма, или философии существования
человека. Говорится об уникальности бытия отдельного человека, существующего в
конкретный момент времени и пространства, о том, что человек есть «то, чем он
делает сам себя», и несет ответственность за свой жизненный выбор.
Большое значение
представители гуманистического направления придают теории становления личности.
По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в
мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно
находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и
социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности,
разработанной А. Маслоу.
Человек характеризуется
как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом
он проявляет свой внутренний мир, реализует свое «Я».
Маслоу рассматривал
человека как целостную личность, утверждал, что «каждого человека нужно изучать
как единое, уникальное, организованное целое». Вместе с тем он указывал на
творческий характер человеческой личности, считал, что «творчество —
универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».
Существенный вклад
Маслоу внес в обоснование роли потребностей как побудительных сил деятельности
и поведения людей. Он утверждал, что в основе мотивов поведения людей лежат их
потребности, природные и социальные. Их он рассматривал в порядке иерархии. У
основания системы потребностей человека, как ее представил Маслоу, лежат
физиологические потребности в пище, питье, кислороде, физической активности,
сне и т.д. Без их удовлетворения организм человека существовать не может. Далее
идут потребности в безопасности и защите человека, в принадлежности и любви,
которые удовлетворяются через различные формы социального общения людей.
Наверху пирамиды потребностей, выстроенной Маслоу, значатся потребности
самоуважения и самоактуализации. При этом речь идет о самоуважении как таковом
и уважении со стороны других. Самоактуализация означает реализацию человеком
своих способностей и желания «стать тем, кем он может стать».
По мнению Маслоу, для
того чтобы появились мотивы, направленные на удовлетворение потребностей в
самоуважении и самоактуализации, нужно, чтобы были удовлетворены указанные выше
физиологические потребности, а также потребности безопасности, защиты,
принадлежности и любви. Он считал, что «удовлетворение потребностей,
расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей,
расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации». Однако допускаются и
некоторые исключения. У отдельных людей могут возникать сильные мотивы,
направленные на творческую деятельность и социальное самоутверждение, хотя не
вполне удовлетворяются их физиологические потребности или же потребности в
безопасности и любви. Но это, по Маслоу, скорее исключение. Правилом же
является последовательное удовлетворение потребностей, как они расположены в
его схеме.
Основные положения
гуманистической психологии разделял и американский психолог Карл Роджерс
(1902—1987). Он также исходил из того, что поведение человека определяется его
внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем
самым в определении своей судьбы. Роджерс утверждал, что человек по своей сути
добр и стремится реализовать себя в обществе. Злые же и разрушительные мотивы
поведения людей, которые, увы, имеют место, противоречат, по его мнению,
подлинной природе человека, являются ее извращением. Утверждая это, Роджерс
ссылался на свой тридцатилетний клинический опыт психотерапевта.
Такой его взгляд на
природу человека «точно отождествляется с гуманистическим направлением в
персонологии». Речь идет о гуманистическом направлении в современной психологии
личности. Как и другие представители этого направления, Роджерс считал, что в
сознании каждого человека изначально заключается стремление к самосохранению и
реализации себя в обществе. По Роджерсу, каждая личность обладает «концепцией
собственного Я». Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в
обществе, в общении с другими людьми, составляет ее «реальное Я». Однако
человек «склонен представлять себя и в идеальном образе видеть себя тем, чем
ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей». Это его «идеальное
Я», к которому стремится приблизиться его «реальное Я». Согласно концепции
Роджерса, «реальное Я» человека часто сталкивается с противоречиями между его
«идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями
общества, проявляющимися в виде условного отношения к его поступкам,
одобряющего или не одобряющего их. В то же время Роджерс считал, что само
общество должно создавать условия для развития и реализации способностей
каждого человека.
Каждое новое направление в науке определяет
свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В
данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других
психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с
действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие
конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство,
неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и
конструируется либо как “система реакций” (Скиннер), либо как набор
“измерений” (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых
стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики –
свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями,
силами “поля”, бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями.
Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать)
внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и
самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка “грохотов
бессознательного”.
Гуманистическая
психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его
непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и
объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В
результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти
оказался субъект, сведенный к “рацио”, к способности оперировать
абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез
человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в
переживаниях человека. С воззрениями “бихевиоральных” наук на
личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от
других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая
“технология”: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и
устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Основные положения
нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и
является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ,
сформулировал Гордон Олпорт.
Г.Олпорт (1897-1967)
рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму
поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу
психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными
людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою
карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики,
сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт
считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это
практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их.
“Собирание “голых фактов” делает психологию всадником без
головы”, – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов
исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного
развития.
Одним из главных
постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой
и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может
развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие
Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях
между личностью и обществом.
При этом Олпорт утверждал, что общение
личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но
взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против
общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация,
приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна
как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.
Олпорт одним из первых
заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и
индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств,
потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он
разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и
являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и
формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями.
Набор этих черт и составляет ядро личности.
Важным для Олпорта
является и положение об автономности этих черт, которая развивается со
временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще
неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека,
осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся
по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от
давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой
его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества,
сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему
индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей
гуманистической психологии.
Олпорт разработал не
только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного
исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные
опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета
(ММPI),
который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со
вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что
интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета,
потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и
реакцией испытуемого.
Четкость критериев, наличие объективных ключей
для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы
исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической
школы.
Методологические
позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих понятиях:
1. Человек целостен;
2. Ценны не только общие, но и
индивидуальные случаи;
3. Главной психологической реальностью
являются переживания человека;
4. Человеческая жизнь — единый процесс;
5. Человек открыт к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними
ситуациями.
На основе гуманистической психологии
строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Источник