Группы развития детей в домах ребенка

Организация жизни детей в доме ребенка «Семейного типа».

Для ребенка общение с близким взрослым является одним из важнейших факторов его психического развития (в сфере эмоциональных переживаний, овладения речью, развития самосознания). С общением связано становление его внутреннего мира. Когда говорят о детях, воспитывающихся в доме ребенка, часто звучит проблемы госпитализма, который связывают с разрывом отношений ребенка его биологической матерью. Но после различных исследований и на практике в доме ребенка «Семейного типа» доказалось, что ребенку его биологическую маму может заменить не родной для него человек. Главное, чтобы у ребенка с первых дней жизни, рядом был близкий человек, и не было недостатка в контакте с ним, который понимал его потребности.

В каждой группе живут 6 детей разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Постоянно с детьми в группе находятся воспитатель и медсестра. График воспитателя составлен так, чтобы он стал близким для ребенка человеком, сформировать  у детей привязанность. Воспитатель работает 5 дней в неделю: в первую смену приходит к подъему детей, а после второй сены уходят, когда дети ложатся спать на ночь. На двоих взрослых шесть детей – это и так маленькое количество. Если ещё учесть, что дети в группе разного возраста, значит  они на разных режимах  и все вместе в течении дня проводят редко. Этим создается условие для индивидуального общения взрослого и ребенка, в диалоге взаимопонимания. Дети сначала поступления и до конца пребывания в доме ребенка живут в одной группе. Близкий взрослый на протяжении нескольких лет – это значит единство требований, методов, приемов в общении с ребенком. И от этого жизнь малыша становится менее тревожным. У ребенка, который имеет возможность тесно общаться с постоянными близкими людьми, появляется стремление подражать ему, действовать по образцу. У детей после такого общения обогащается личный опыт, лучше развивается речь, формируется инициативное поведение, направленное на самовыявление и на получение оценки от окружающих людей. Ребенок от такого общения получает особенное удовлетворение – ощущения своей важности от окружающих, своего значения для них. Он ощущает, что кому – то нужен, его услышат и выслушают.

Для развития ребенка важно кроме удовлетворения социальных потребностей конечно же и удовлетворение его биологических потребностей. Прежде всего это полноценный уход за ним, его безопасность, охрана жизни и здоровья, физическое развитие. Условие жизни в семейном доме ребенка позволяют оптимально – комфортно осуществлять уход за детьми. Во время проведения служебных моментов, воспитатель имеет возможность, не спеша, не волнуя ребенка, ждать проявления готовности к контакту с его стороны. Давать малышу возможность проявлять самому инициативу, самостоятельность. Под воздействием стабильности, благожелательности со стороны взрослого у ребенка быстрее формируется навыки и умения. Такой уход за ребенком можно назвать сотрудничеством взрослого и ребенка. В группе живут дети не только разного возраста, но и разного уровня развития, с разным медицинским диагнозом. Эти дети отличаются особой ранимостью. Взрослые стараются создать все условия, чтобы в групповом коллективе они ощущали себя полноправными членами, были социально – адаптированы. Воспитатели так строят  общение в группе, чтобы  дети с ограниченными возможностями не замечали, что они другие. Эти дети по возможности вовлекаются в совместные игры и в любой дугой вид деятельности доступный для них

Дети в семейном доме ребенка живут в большую часть дня в своей группе, но это не значит, что они ведут обособленный образ жизни. Они ходят на занятия к разным специалистам. У них также есть возможность встречаться и общаться с другими детьми на прогулка, на различных выездных мероприятиях (прогулки в парке, экскурсии, посещение театра).

В связи с тем, что в группе живут дети разного возраста, воспитатели вместе с дефектологом создают окружающую среду с учетом всех видов возрастной деятельности детей. В группе созданы условия для свободного  «безбарьерного» передвижения. На стеллажах игрушки, дидактический материал взрослый располагает так, чтобы они были доступны для детей определенного возраста. Высота полок, где лежат пособия, зависит от возраста детей, которым предназначен. На нижних полках стоят пособия для детей, которые не смогут вставать по возрасту или по специфике своего заболевания. Этим соблюдается один из принципов построения окружающей среды – доступность для ребенка того материала, который бы стимулировал его развитие. Позволял закреплять уже полученные знания в самостоятельной деятельности, создавал для ребенка эмоциональную комфортность.

Совместную работу на группе о воспитателя и медсестры нет особых разделений по уходу за детьми. В организации всех видов деятельности главное помогать и дополнять друг друга. Хотя, конечно, функциональные обязанности есть у каждой категории персонала. Воспитатель: уход за ребенком, осуществление воспитательно – образовательного процесса. Медсестра: уход за ребенком, медицинское обслуживание и ответственность за организацию питания ребенка.

Командная работа ведется не только в группах, но и во всем доме ребенка. Воспитатель участвует поддержанию программ по корректировке развития ребенка, предложенных специалистами. В повседневной работе с детьми ему помогает рекомендации дефектолога, психолога, врачей и педагогов дополнительного образования. Они, в свою очередь, тоже всегда прислушиваются к мнению персонала группы.

Растя ребенка проблем всегда много. Главное, чтобы взрослые (близкое окружение) работали для индивидуального подхода к каждому малышу, обеспечивая ему комфортную и безопасную жизнь, как психическую, так и  физическую.

Источник

Елена Заец
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка

Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.

В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:

• Здесь нет близких им людей;

• Круг получаемых впечатлений ограничен;

• Постоянное пребывание в коллективе;

• Недостаточное общение со взрослыми.

Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т. д.).

Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.

У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.

У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.

У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.

Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.

Для развития эмоций, нужно учить детей:

• Проявлять любознательность к происходящему вокруг.

• Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.

• Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.

• Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.

• Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.

• Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.).

• Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).

• Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).

• Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах

Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).

• С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.

• Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.

• Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.

•Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).

•Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.

• Спокойно играть вместе с другими детьми.

• Выражать свою симпатию детям и взрослым.

Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т. е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).

Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.

Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.

Источник

Татьяна Терехова
Оформление плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, живущих в Доме ребенка

Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в Доме ребенка, вся организация работы учреждения должна быть направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с взрослыми, являющимися источником развития, в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.

Медицинская и педагогическая грамотность, мастерство, высокая нравственность, культура воспитателя, любовь к детям – важнейшее условие обеспечения всестороннего воспитания и создания хорошего психологического климата в группах.

Основное условие реализации Программы воспитания и обучения детей в Доме ребенка в том, что педагоги реализуют основной педагогический принцип – единство и взаимосвязь всех видов деятельности с учетом последних достижений педагогической науки, педагогики раннего возраста, детской психологии, требований ФГОС. Для этого воспитатели, музыкальный руководитель, учителя – дефектологи, педагог – психолог должны планировать свою работу в тесном контакте.

Итак общие требования к плану воспитательной работы.

1. Оформление:

– титульный лист (План воспитательно – образовательной работы в группе №)

– список воспитателей, работающих на группе.

– график написания плана.

Например: ФИО вос – ля – июль, октябрь, январь, апрель

ФИО вос – ля – февраль, май, август, ноябрь

ФИО вос – ля – март, июнь, сентябрь, декабрь

Или оформить таблицей.

2.Список детей:

ФИ ребенка Ответ. вос – ль Дата рождения Возраст на данный месяц Группа развития

План воспитательной работы в группах раннего возраста состоит из двух частей.

1 часть. Определяется объем и направленность работы (задачи) на 1 месяц в группах первого года жизни и на три месяца в группах второго и третьего года жизни, т. е. на один квартал (перспективный план). Учитываются условия работы, уровень развития детей и индивидуальные особенности их поведения. При этом особое внимание уделяется формированию ведущих линий развития.Например: на втором году жизни – умение ходить, говорить, действовать с предметами; на третьем году жизни – развитие самостоятельности.

2 часть. План занятий и организация бодрствования детей.

Составляется в соответствии с возрастными требованиями Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.

– с детьми со 2 – го месяца жизни проводятся ежедневно во втором и третьем отрезках бодрствования индивидуальные занятия.

Виды занятий:

1. Занятия по развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения.

2. Развитие ответных эмоционально – положительных реакций.

3. Развитие движений рук.

4. Развитие гуления.

5. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.

6. Развитие упора ног.

7. Музыкальные занятия.

– от 3 до 6 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.

Виды занятий:

1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

2. Развитие эмоционально – положительных ответных реакций.

3. Развитие гуления и лепета.

4. Развитие движений руки.

5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию.

6. Укрепление упора ног.

7. Музыкальные занятия.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– смену игрушек

– смену картин, макетов

– какие используются потешки, попевки

– диагностика нервно – психического развития

– индивидуальная работа

– от 6 до 9 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.

Виды занятий:

1.Индивидуальные занятия:

– развитие понимания речи и обогащение ребенка впечатлениями

– развитие лепета и способности подражать новым слогам

– развитие действий с предметами; сенсорное развитие

– развитие движений

2.Подгрупповые занятия:

– развитие понимание речи

– развитие внимания и развлечение детей

– музыкальные занятия.

– от 9 до 1 года.

Занятия планируются индивидуальные и групповые во все отрезки бодрствования. Проводятся в свободное от кормления и гигиенических процедур время, там, где дети бодрствуют, для занятий с дидактическим материалом детей старше 10 месяцев следует иногда сажать за стол.

Виды занятий:

1.Индивидуальные занятия:

– развитие понимания речи и расширение ориентировки в окружающем

– развитие активной речи

– развитие действий с предметами

– развитие движений

– занятия для улучшения эмоционального состояния.

2.Подгрупповые занятия:

– для развития понимания речи и ориентировки в окружающем

– для развития понимания речи, подражания звукам и действиям

– для развития движений

– игры – развлечения

– музыкальные занятия

Примерный план групповых занятий с детьми в Программе на странице 27. Следовательно, появляется потребность в составлении сетки занятий, которую воспитатели пишут на 1 месяц, ориентируясь на примерное распределение занятий по Программе на странице 27.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– создание условий

– внесение игрушек – забав

– внесение новой картины

– обучение игровым действиям

– наблюдение живых объектов

– рассматривание комнатных растений

– рассматривание макета (по теме)

– индивидуальная работа

– диагностика нервно – психического развития детей.

Второй год жизни

– с детьми от 1 года до 1года 6 месяцев индивидуальные занятия проводятся во время самостоятельной деятельности других детей во 2-ом и 3-ем отрезках бодрствования 4 – 5 раз в неделю с каждым ребенком. С детьми этого возраста проводятся в основном занятия по подгруппам (2 – 3 ребенка). В течение дня дети занимаются 4 раза. Одно занятие проводится после завтрака, утром, два – днем, после обеда, одно вечером, в третьем отрезке бодрствования.

План занятий составляется на одну неделю и повторяется в течение месяца. Каждое занятие повторяется 2 – 3 раза в течение недели, т. е. проводится через 1 – 2 дня.

Виды занятий:

– развитие понимания речи

– развитие активной речи

– занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию

– занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками (от 1 года до 1 года 3 месяцев)

– занятия с предметами – орудиями

– занятия по развитию движений

– занятия со строительным материалом

– музыкальные занятия

Перечень видов занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев

1. Развитие речи и ориентировки в окружающем

2.- показы, инсценировки, показ животных и т. д.

– экскурсии по группе

– занятия по картинкам

– рассказывание без показа

– дидактические игры

3. Развитие действий с предметами и сенсорное развитие

4. Занятия со строительным материалом

5. Развитие движений

– подвижные игры – ежедневно

6. Игры – развлечения

7. Музыкальные занятия

Кроме подгрупповых, во вторую половину дня планируются и индивидуальные занятия.

Примерная сетка занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев и с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет приведена в Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка на странице 68-69.

При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:

– изменение условий

– внесение новых игрушек

– рассматривание картинок

– обучение игровым действиям

– наблюдение за трудом взрослых, живыми объектами, растениями

– экскурсии по Дому ребенка, по улице

– внесение картины

– поручения

– подвижные игры

– чтение и рассматривание книг

– индивидуальная работа

– развлечения

– обучение культурно – гигиеническим навыкам

– самообслуживание.

Третий год жизни.

Планируются 4 занятия в день: по два в первую и вторую половину дня (одно в помещении и одно на прогулке).

Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом нужно вносить некоторые изменения в методику и содержание.

Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год.

А календарный план надо составлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывается программное содержание, цель занятия, материал.

Перечень видов занятий на неделю с детьми в возрасте от 2-х до 3-х лет.

1. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем.

– организованные наблюдения

– целевые прогулки

– занятия с книжками и картинками с доступным для понимания сюжетом

– рассказы без показа о том, что дети не видели, но могут понять на основании своего опыта, беседы

– чтение коротких стихов, рассказывание сказок

– дидактические игры для развития слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото.

– показы – инсценировки

2. Сенсорное развитие

3. Развитие изобразительной деятельности (лепка, рисование красками и карандашами, аппликация)

4. Развитие конструктивной деятельности

5. Развитие движений

– подвижные игры ежедневно во все отрезки бодрствования

6. Музыкальные занятия

7. Занятия для развития элементов трудовой деятельности

8. Занятия по элементарному математическому развитию.

Планированиепериода бодрствования можно условно разделить на временные отрезки:

Утро – наблюдения

– трудовые поручения

– обучение навыкам самообслуживания и культурно – гигие6ническим

– игры – забавы

– подвижная игра

– внесение новой картины, рассматривание картинок, альбомов и т. д.

– внесение новой игрушки

Прогулка – наблюдение

– дидактическая игра

– подвижная игра

– экскурсии, целевые прогулки

– индивидуальная работа по развитию движений, речи, по обучению игровым действиям

-трудовые поручения и т. д.

Вечер: – обучение игровым действиям

– дидактическая игра

– индивидуальная работа

На прогулке – подвижная игра

– наблюдение

-обучение игровым действиям

Источник