Группы прав согласно конвенции о правах ребенка права на обеспечение развития

План:

1. Категории прав

2. Классификация статей

3. Разделы Конвенции о правах ребенка

Конвенция состоит из 54 статей. Каждая из статей охватывает определенное право, которым обладает каждые ребенок.

Все права, указанные в Конвенции можно условно разделить на 4 группы:

1. Права на обеспечение развития. Данные права призваны обеспечить раскрытие потенциала каждого ребенка, способствовать его полноценному развитию как личности и как гражданина. Например, право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, получение информации, право на вероисповедание и другие относятся к группе прав на развитие.

2. Права на защиту. Эти права призваны защищать детей от насилия и эксплуатации. Они включают, например, такие права как право на особую защиту детей беженцев, право на защиту от насилия, телесного наказания, право не быть вовлеченным в военные конфликты, не быть подвергнутым эксплуатации, а также быть защищенным от эксплуатации труда.

3. Права на участие. Данные права охватывают вопросы равноправного участие всех детей в жизни общества. Эта группа включает такие права, как право на выражение собственного мнения, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития. С ростом и развитием ребенка уровень его участия в жизни сообщества и уровень вовлеченности в решение проблем должен также возрастать. Это, несомненно, приведет к развитию ребенка как гражданина.

4. Права на жизнь. К данной группе относятся права на обеспечение необходимых потребностей ребенка для его нормальной жизни. Сюда относится право на обеспечение адекватными жилищными условиями, питанием и медицинским обслуживанием.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи и системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до 18-летнего возраста); утверждают один из основных принципов Конвенции – приоритетность интересов детей перед интересами общества, подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих); право на воссоединение с семьей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо непривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям; сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; отмечаются также права всех детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей – в социальной помощи.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе, получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной или языковой культурой; право детей на отдых и досуг.

Статьи 32-36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Статьи 41-45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указывается об учреждении Международного Комитета по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.

Статьи 46-54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

Учитывая, что Конвенция охватывает социальные, политические, культурные, гражданские права детей, то необходимо отметить, что статьи Конвенции также можно сгруппировать по данным областям. Такая группировка очень полезна на практике. Именно в такой форме готовятся отчеты государств, а также отчеты неправительственных организаций, которые впоследствии рассматриваются специальным Комитетом ООН по Правам Ребенка.

Читайте также:  Конспект нод в области физическое развитие ребенка в старшей группе

– Статьи, направленные на выполнение обязательств, взятых на себя государством: 4, 42 и 44 п.6.

– Определение понятия «ребенок»: 1.

– Общие принципы Конвенции: 2, 3, 4, 6 и 12.

– Гражданские права и свободы: 7, 8, 13, 14, 15, 16, 17 и 37.

– Семья и альтернативная среда: 5, 9, 10, 11, 18, 19, 20, 21, 25 и 27.

– Медицинское обслуживание и социальное обеспечение: 6,18, 24, 26, 27 и 32.

– Образование, досуг и культурные мероприятия: 28, 29 и 31.

– Специальные меры по защите детей: 22, 37 и 40.

Разделы Конвенции:

1. Общие меры по осуществлению Конвенции (статьи 4, 42, 44 п.6).

Меры, принимаемые для приведения национального законодательства в соответствии с положениями Конвенции; механизмы для координации политики в отношении детей и для наблюдения за осуществлением положений Конвенции.

Конвенция провозглашает право ребенка знать свои права. Поэтому «государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей (статья 42).

В соответствии со статей 44 государства-участники должны обеспечить гласность, широкое участие правительственных и неправительственных организаций, общественности, СМИ в подготовке и распространении содержания доклада и замечаний к нему.

2. Определение понятия «ребенок» (статья 1).

3. Общие принципы (статьи 2, 3, 6,12).

1. Недискриминация (статья 2).

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3).

3. Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6).

4. Уважение взглядов ребенка (статья 12).

4. Гражданские права и свободы (статьи 7, 8, 13, 17, 14, 15, 16, 37а).

– имени и гражданства (статья 7);

– сохранения индивидуальности (статья 8);

– свободы выражения своего мнения (статья 13);

– доступа к соответствующей информации (статья 17);

– свободы мысли, совести и религии (статья 14);

– свободы ассоциации и мирных собраний (статья 15);

– защиты личной жизни (статья 16);

– право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (статья 37а).

5. Семейное окружение и альтернативный уход (статьи 5, 18 п.1 и 2, 9-11, 19-21, 25, 27 п.4,39):

– право родителей руководить ребенком (статья 5);

– ответственность родителей (статья 18, пункты 1-2);

– разлучение с родителями (статья 9);

– воссоединение семьи (статья 10);

– незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы (статья 11);

– восстановление содержания ребенка (статья 27 п.4);

– дети, лишенные своего семейного окружения (статья 20);

– усыновление (статья 21);

– злоупотребления и отсутствие заботы (статья 19); включая физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию (статья 29);

– периодическая оценка условий, связанных с попечением о ребенке (статья 25).

6. Первичное медицинское обслуживание и благосостояние (статьи 6, 23, 24, 18, 27)

– выживание и развитие (статья 6 п.2);

– неполноценные дети (статья 23);

– охрана здоровья и услуги в области здравоохранения (статья 24);

– социальное обеспечение и службы и учреждения по уходу за детьми (статьи 23, 18 п.3);

– уровень жизни (статья 27, п.1-3)

7. Образование, отдых и культурная деятельность (статьи 28, 29, 31)

– образование, включая профессиональную подготовку и оказание консультативных услуг (статья 28);

– цели образования (статья 29);

– отдых, досуг и культурная деятельность (статья 31).

8. Специальные меры защиты (статьи 22, 38, 39, 40, 37а, б, с, д, 32, 33, 34, 35, 36, 30):

– дети, находящиеся в чрезвычайных ситуациях: дети-беженцы (статья 22), дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами (статья 38);

– дети, нарушающие закон: оправление правосудия в отношении несовершеннолетних (статья 40); дети, лишенные свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения под стражу (статья 37 б, с, д);

– осуждение несовершеннолетних, в частности, запрещение смертной казни и пожизненного заключения (статья 37 а);

– физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция ребенка (статья 39);

– дети, подвергающиеся эксплуатации, включая вопросы физического и психологического восстановления и социальной интеграции (статья 39);

– экономическая эксплуатация детей, включая детский труд (статья 32);

– злоупотребление наркотиками (статья 33);

– сексуальная эксплуатация и сексуальное совращение (статья 34);

– торговля детьми, их контрабанда и похищение (статья 35);

Читайте также:  Краткая психологическая характеристика развития ребенка

– другие формы эксплуатации (статья 36);

– дети, принадлежащие к меньшинству или группе коренного народа (статья 30).

Источник

Главным международным актом, в котором прописаны права детей является Конвенция ООН о правах ребёнка. Далее, в статье рассмотрим, состав этого документа, какие вопросы регулирует, а также существующие способы защиты прав детей.

История создания

Конвенция была принята в 1989 году и по своей сути является единственным актом, в котором раскрыт широкий перечень прав малышей. Исполнять его требования обязаны все страны участники, подписавшие соглашение.

Состоит этот документ из пятидесяти четырёх статей, в которых полностью детализированы права граждан в возрасте от самого рождения до исполнения 18 лет (в случае, если иными законами наступление дееспособности не определено в более раннюю дату).

Историю создания этого документа можно начать с 1959 года, в котором была принята Декларация прав ребёнка. Основным назначением этого документа являлось создание «счастливого детства каждому малышу», кроме этого основной призыв декларации состоял в том, чтобы дать детям всё самое лучшее.

По истечении 20 лет 1979 год был объявлен Международным годом ребёнка. В преддверии его представителями Польши была выдвинута инициатива о рассмотрении проекта Конвенции о защите прав ребёнка.

Содержание Конвенции много раз менялось, и работа над ней проводилась на протяжении 10 лет. Окончательная работа над документом завершилась по истечении 30 лет с момента издания Декларации.

20.11.1989 Конвенция была принята, а её подписание началось в 1990 году. Во время работы над документом был привлечён целый ряд специалистов и организаций ООН, основной целью которых акцентирование внимания к документу с целью осуществления основных прав детей.

В сентябре 1990 года Конвенция была подписана 20 государствами, в планах была идея добиться универсальности документа для всех других стран.

С 1996 года 20 ноября отмечается как День прав ребёнка.

С 2000 по 2011 были приняты три обязательных протокола к конвенции.

Конвенция о правах ребенка

Основные положения

Перечислим основные принципы Конвенции по правам ребёнка:

  1. Недопустимость дискриминации.
  2. Обеспечение интересов детей наилучшим образом.
  3. Закрепление права на жизнь и развитие.
  4. Уважение взглядов и прав.

Всё содержание акта сводится к нормам, которые обеспечивают защиту прав малышей: достойная жизнь, развитие, активное участие в общественной жизни и защита.

Конвенция о правах ребенка

Кроме этого, документом утверждается целый ряд правовых принципов, основным назначением которых является признание детей полноценными личностями и их обладание собственными правами, а не придаточными правами своих родителей либо иных членов семьи.

Конвенцией провозглашена приоритетность интересов детей над интересами всего государства, общества, семьи и даже религии. В указанном документе охвачен сразу весь спектр прав, которые могут существовать у гражданина.

Другими словами, всё что необходимо для нормального развития способностей человека как моральных, так и духовных должно сопровождаться не только безопасным окружающим миром, нормой питания, качественным здравоохранением, но и предоставляться всегда в приоритетном порядке детям.

Основные положения документа можно перечислить следующие:

  1. Нерушимое право на имя и подданство определённой стране.
  2. Пристальное внимание, прежде всего, к защите интересов детей со стороны всех учреждений этой сферы.
  3. Недопустимость наличия различий и дискриминации по какому-либо признаку.
  4. Недопустимость разлучения детей с родителями, за исключением ситуаций, рассматриваемых компетентными органами в интересах детей.
  5. Содействие со стороны государств по вопросам воссоединения семей.
  6. Несение основной ответственности родителями за своих детей при содействии государства, которое, в свою очередь, обязуется развивать сеть детских учреждений.
  7. Наличие защиты со стороны государства по вопросам недопустимости насилия, психологического ущерба, совершения сексуальных действий в отношении малолетних.
  8. Дети с особыми способностями либо с особенностями развития обладают правом на особую заботу, помощь, образование.
  9. Обеспечение бесплатной медициной, а также начальным образованием.
  10. Обеспечение защиты со стороны государства по вопросам, касающимся оборота наркотиков.
  11. Недопустимо назначение смертной казни или пожизненного заключения в отношении лиц, не достигших 18 лет.
  12. До достижения 15 лет ни один малыш не должен привлекаться к военным действиям.
  13. Дети, подвергшиеся насилию, должны проходить особую реабилитацию.
  14. Возможность пользоваться национальным языком и достояниями собственной культуры для детей из национальных меньшинств.

Права, прописанные в акте

Условно все права, которыми обладают дети и которые закреплены в вышеуказанном документе можно разделить на 4 большие группы.

Основные права ребенка согласно Конвенции

Права, связанные с развитием

Указанная категория прав способствует и направлена на развитие как личности, способствует раскрытию его потенциала. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • образование;
  • участие в массовых мероприятиях;
  • предпочтения вероисповедания;
  • получение информации.

Права, дающие защиту

Данная категория прав гарантирует детям защиту от насилия и эксплуатации. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • защиту от насилия и телесных повреждений;
  • неучастие в вооружённых конфликтах;
  • недопустимость использования и эксплуатации;
  • защиту от трудовой эксплуатации.

Права, связанные с участием

То есть такие, которые закрепляют равноправие участия в жизни общества. Например, следующие права на:

  • формулирование собственного мнения;
  • участие в ассоциациях;
  • участие при решении проблем, касающихся решения вопросов, относящихся к их жизни и развитию.
Читайте также:  Фонетико фонематическое развитие речи ребенка

Права на жизнь

К таковым можно отнести следующее:

  • достойное жильё;
  • обеспечение питанием;
  • получение должной медицинской помощи.

Структура

Структура Конвенции о защите прав ребёнка состоит из следующих разделов. Предварительная часть или преамбула рассказывает об истории и основаниях создания документа. 54 статьи, в которых содержатся права, которые дети приобретают с даты своего рождения, а также обязанности государства по отношению к ним и способы их реализации:

  • статьи с 1 по 4 раскрывают понятие ребёнка;
  • статьи с 5 по 11 раскрывают нерушимые и неотъемлемые права детей;
  • статьи с 12 по 17 излагают права на возможность выражения собственного мнения, взглядов и участие в объединениях;
  • статьи с 18 по 20 рассказывают об ответственности родителей и защите от небрежного отношения;
  • статьи с 20 по 26 регламентируют права детей особых категорий;
  • статьи с 27 по 31 информируют о необходимости получения образования и наличия при этом отдыха;
  • статьи с 32 по 36 регламентируют защиту со стороны государства от эксплуатации, насилия, наркотических средств и пр.;
  • статьи с 37 по 40 регламентируют права ребёнка, если им совершено правонарушение;
  • статьи с 41 по 45 определяют контроль за соблюдение положений акта;
  • статьи с 46 по 54 определяют процедуру подписания и принятия условий Конвенции.

Основные инструменты защиты

Существует несколько способов защиты прав детей:

  1. Юнисеф — детский фонд ООН. Главной направленностью этого фонда является оказание помощи детям и их родителям, оказавшихся в зонах военных конфликтов, беспорядков и стихийных действий/, путём предоставления необходимых товаров, лекарственных средств и питьевой воды. При этом поддержку фонд оказывает обеим сторонам конфликта, призывая к тому, что «дети — это зона мира».
  2. Жестокое обращение с детьми (child abuse), включающая в себя целую систему законов и актов, а также службы, отвечающие за их реализацию. Это, пожалуй, одна из наиболее глобальных проблем. При этом под насилием следует понимать не только физическое воздействие, нанесение ему ударов, действия сексуального характера, но и психологическое давление, а также нанесение оскорблений. Стоит вспомнить США — страна, в которой принято огромное количество законов, защищающих детей и нанесение обычной пощечины дерзкому подростку может обернуться огромными проблемами для родителя и даже угрозой для расселения семьи. Ещё одним из ярких примеров можно привести оставление ребёнка одного дома, в данном случае в целом ряде западных стран, если этот факт вскроется, родители будут арестованы и преданы правосудию. В России этот механизм защиты прав малолетних до конца не сформирован. Орган, отвечающий за соблюдение прав — социальная защита, прибегает на помощь только в случае, когда уже что-либо отменить же поздно. Таким образом, в нашей стране полностью отсутствуют профилактические меры, направленные на защиту прав детей.
  3. Ювенальная юстиция, которая представляет собой особое правосудие для несовершеннолетних, согласно чего государство выступает как основной представитель ребёнка и обязано его защищать от всякого насилия. Основой является приоритет правонарушителя над совершённым им правонарушением. Другими словами, согласно этим нормам предполагается, что подростки не способны действительно осознавать тяжесть своих поступков, их ещё можно перевоспитать и указать на ошибки. Проблема создания ювенальной юстиции в РФ носит довольно глубокий характер и своими корнями уходит далеко в начало ХХ века, когда существовали «детские суды». Этот период являлся расцветом ювенальной юстиции, но уже с 1918 года начались изменения и к 1935 году был снижен возраст ответственности, а также определена возможности применения всех видов наказаний к ребёнку. Названная система действовала до 1960 года. На сегодня ювенальная юстиция не возрождена в необходимом объёме.

Права детей в России

Защита прав детей в России, а также применение положений, определённых Конвенцией, на сегодня имеет огромное значение.

СССР присоединился к названному документу только в 1990 году, Россия, как его правопреемница, стала участником в 1992 году. Несмотря на наличие замечаний со стороны Комитета ООН по результатам проведения неоднократных докладов, проблемы и замечания в правовой сфере РФ были устранены не все.

В России целый список нормативных актов регулирует вопросы, связанные с защитой детства, в основе которых лежит Конституция РФ и СК РФ, а также целый ряд законов о гарантиях прав ребёнка.

Осуществление защиты прав ребенка

Однако показатели, которые были представлены за период перестроечной России, с 1992 по 2001 год говорят о совсем нехорошей ситуации с детьми:

  1. Рост беспризорности.
  2. Рост смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет.
  3. Увеличение количества инвалидов, а также воспитанников интернатов.
  4. Увеличение количества дел, связанных с лишением родительских прав.

В связи с этим в 2002 году была введена должность Уполномоченного по правам ребёнка.

В 2001 году была принята Концепция первоочередных мер по защите прав ребёнка, согласно которой огромную долю по защите прав малолетних на себя взяли некоммерческие организации, оказывающие помощь и выступающие партнёрами для государства в развитии механизмов защиты.

Конвенция о защите прав ребёнка является первым и единственным международным документом, в котором прописаны основные права детей, а также закреплены обязанности государства по отношению к ним. Основной задачей каждого государства является соблюдение условий этого акта и выполнение рекомендаций ООН.

Источник