Группа раннего развития ребенка я сам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

«Родничок» с. Правда муниципального образования «Холмский городской округ»

_____________________________________________________________________________

694615, Сахалинская область, Холмский район, с. Правда ул. Речная д. 48 А, телефон 93-2-96

 Проект

 по формированию навыков самообслуживания

у детей раннего возраста

«Я – САМ»

                                                                           Воспитатель: Михайлова      

                                                                           Юлия Александровна                                                                                                                                                  

                                                                              2018 г.

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, обучающий, долгосрочный.

Участники проекта: дети I младшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: годовой.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г- май 2019г.

Предполагаемые итоги проекта: Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания

Актуальность проекта:

Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания мной разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.

Выбор моей темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков.

Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

           Предполагаемый результат проекта для детей:

           Овладение навыками самообслуживания детьми 1 младшей группы:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
  • пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Читайте также:  Центр раннего развития ребенка волжский

             Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  • Получение консультаций по данной теме.
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • использование художественной литературы, фольклора;
  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
  • обеспечение чистоты среды;
  • соблюдение правил этикета.

Этапы реализации проекта:

 1 этап – подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

 2 этап – основной: выполнение плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап – заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование форсированности навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.

Формы работы:

         Задачи

              Мероприятия

Диагностика сформированности навыков

Приём новых ребят, адаптационный период, наблюдения и игры на сближение

Знать и находить свои картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта

Игры на внимание «Угадай , чей шкафчик», «Чья картинка»

Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого

Игра «Купание куклы», «Катя умывается»

Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом

Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых.

Учить снимать одежду и вешать на стул

Игровая ситуация «Уложим куклу Таню спать», «Пропало платье»

Чтение: К. Чуковский «Федорино горе»

Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками

– Использование стих – я Г.Ладонщикова

«Я под краном мыла руки»,

– пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки»

Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке.

Игра «Мои любимые ложки»

Учить детей помогать в уборке игрушек

Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем

Учить детей  самостоятельно надевать трусики, колготки

Пед. ситуация «Поможем куклам одеться»

Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки

– Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр»,

– проблемная ситуация  «Грязные руки»,

 –  пед. ситуация «Всё для умывания»

Учить есть с широкого края ложки

– Игра «Накорми мишку мёдом»,

 – рассматривание картинок на тему – «посуда»

С помощью воспитателя ставить стулья к столам

– Игра «Найди свой домик »,

– пед. ситуация «Помоги друг другу»

Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф.

– Игровое упражнение «Каждой вещи своё место»,

 -рассматривание альбома «Одежда»,

– пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки»

Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол

– Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы»,

– традиция «Сухой пол»

Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом

-Традиция «Чистый стол»

Учить детей своевременно пользоваться туалетом

– Традиция «Сухие штанишки»,

– игра «Напои крокодила»

Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху

– Настольная игра «Одень куклу»,

– чтение стих – я О.Кригер «На прогулку»,

 -игра на внимание «Исправь ошибку»

Самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания

Традиция «Сухие рукава»

Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом

Игра «Мы едим»

Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком

– Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская»,

–  игра-упражнение «Найди домик своей расчёски»,

– игровая ситуация  «Рассматриваем себя в зеркало»

Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания

– Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем»,

– игровое упражнение «Умоем Петрушку»,

– чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». – рассматривание полотенец – цвет, ткань.

Учить детей  застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках»

– Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки»,

«Липучки»,

«Застёжки»

Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи

Традиция «Чистюли»

Самостоятельно убирать игрушки после игры в группе и на участке

Педагогическая ситуация «Потерялись игрушки»

Учить помогать друг другу в одевании и раздевании

– Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом»,

– рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости»,

 – поручения «Помоги другу»

Учить детей мыть лицо сверху вниз

– Чтение книги Благининой «Девочка – чумазая»,  

– игра-развлечение «Научим зайку умываться»

Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой

– Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом»

Учить поддерживать порядок в групповой комнате – сложить кубики в коробку, собрать пирамидки

– Просмотр диафильма «Федорино горе»,

 -игра « Мы – помощники»,

– пед ситуация « Почему плачут игрушки»

Учить детей выворачивать одежду на правую сторону

– Пед. ситуация «Что неправильно одел  Саша, как надо»

Учить быть последовательными в процессе умывания

Режимные процессы

Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками

-Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери»

Читайте также:  Все развитии ребенка в утробе фото

Работа с родителями

  • Оформление папки-передвижки для родителей.
  • Памятка: Как приучить ребенка мыть руки?

Список используемой литературы

  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
  2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985
  4. Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.:  Мозаика-Синтез, 2013.
  5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
  6. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  7. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.

Диагностический инструментарий

Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста можно  через наблюдения, беседы.

Таблица 1.   Сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшей группы.

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка самообслуживния при одевании и раздевании

Уровень сформированности

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

-Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
– Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
– Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.

  1. Навыки опрятной еды включают умение:

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
– Пережевывать пищу с закрытым ртом;
– Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
– Благодарить.

  1. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за: 

  • правильно выполненное действие ребенок получает – «3»;
  • действие выполненное с небольшими неточностями – «2»;
  • неумение выполнять действие – «1».

Таблица 2. Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей младшего дошкольного возраста

уровень

низкий

средний

высокий

баллы

0 – 27   баллов

28 – 40   баллов

41 – 51   баллов

Источник

Ольга Анатольевна Максимова
Долгосрочный творческий проект «Я сам!» (группа раннего возраста)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Каменногорска»

Долгосрочный творческий проект «Я сам!» (группа раннего возраста)

Воспитатели: Максимова О. А. ; Гуляева Д. В.

2016-2017 уч. год.

Образовательные области:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Актуальность проекта:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад,отсутствуют или частично отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Спустя определенный промежуток времени пребывания в группе ДОУ, у воспитанников формируются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,вырабатываются привычки: мытьё рук перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию, задвигать стул.

Читайте также:  100 и 1 игра для развития ребенка купить

Для содействия развития КГН и навыков самообслуживания нами был разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила гигиены на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

– прямое обучение;

– показ;

– объяснение;

– пояснение;

– поощрение;

– беседы;

– упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

– систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним;

– художественное слово, фольклор (потешки, прибаутки, песенки, сказки, стихи);

– наглядные приемы (картинки, фотографии).

– практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками,например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).

– гигиенический индивидуализм: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.

– игры-занятия с куклой («Умоем куклу Катю», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Причешем куклу Катю»).

– наглядные схемы действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно быть непрерывным и в домашних условиях.

Формы работы с родителями:

– беседы;

– консультации;

– мастер-класс;

– папки-передвижки;

– сайт группы.

Цель проекта: совершенствование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, за столом.

2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

3. Закреплять культурно – гигиенические навыки в домашних условиях.

4. Пополнить и обогатить предметно-развивающую образовательную среду.

Сроки проведения проекта: октябрь – май 2016-2017 учебного года.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Продукт проекта:

– итоговое мероприятие: «Вот какие мы большие»;

– анкетирование родителей на тему: «Чему научился Ваш ребёнок?».

План реализации проекта

Месяц Мероприятия Ответственные

октябрь 1. Сбор литературы по данной теме;

2. Диагностика детей по данной теме;

3. Составление плана работы;

4. Разработка содержания проекта.

Максимова О. А.

Гуляева Д. В.

ноябрь 1.Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным» (папка-передвижка).

2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

3. Художественное слово,детский фольклор в свободное время от непосредственно образовательной деятельности: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.

4.Дидактические упражнения:

«Оденем куклу на прогулку».

«Уложим куклу спать». Максимова О. А.

Гуляева Д. В

декабрь 1. Памятка для родителей «Внешний вид малышей».

2.Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки».

3.Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»

4.Игры- ситуации: «Купание куклы»,«Накормим куклу».

5.Беседа с родителями на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

6.Дидактические игры: «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

январь 1.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».

2.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».

3.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы делаем зарядку после дневного сна».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

февраль 1.Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться».

2.Консультация для родителей на тему: «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно».

3.Дидактическое упражнение: «Возьмём Катю на зимнюю прогулку».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

март 1. Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса».

2.Игровая ситуация: «Кукла Катя заболела».

3. Игровая ситуация «Купание».

4.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».

5.Консультация для родителей: «Сон и его значение в жизни ребенка» (папка-передвижка).

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

апрель 1.Дидактическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо».

2. Подвижная игра «Зайка белый умывается».

3. Сюжетно- ролевая игра «Больница».

4. Игровая ситуация «Обед для кукол».

5.Беседа на тему: «Наш зайчонок заболел».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

май Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»

Итоговое мероприятие на тему: «Вот какие мы большие».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

Источник