Группа раннего развития ребенка я сам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3
«Родничок» с. Правда муниципального образования «Холмский городской округ»
_____________________________________________________________________________
694615, Сахалинская область, Холмский район, с. Правда ул. Речная д. 48 А, телефон 93-2-96
Проект
по формированию навыков самообслуживания
у детей раннего возраста
«Я – САМ»
Воспитатель: Михайлова
Юлия Александровна
2018 г.
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, обучающий, долгосрочный.
Участники проекта: дети I младшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: годовой.
Срок реализации проекта: сентябрь 2018г- май 2019г.
Предполагаемые итоги проекта: Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания
Актуальность проекта:
Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания мной разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.
Выбор моей темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков.
Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение навыками самообслуживания детьми 1 младшей группы:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
- пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по данной теме.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап – основной: выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап – заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование форсированности навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.
Формы работы:
Задачи | Мероприятия |
Диагностика сформированности навыков | Приём новых ребят, адаптационный период, наблюдения и игры на сближение |
Знать и находить свои картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта | Игры на внимание «Угадай , чей шкафчик», «Чья картинка» |
Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого | Игра «Купание куклы», «Катя умывается» |
Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом | Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых. |
Учить снимать одежду и вешать на стул | Игровая ситуация «Уложим куклу Таню спать», «Пропало платье» Чтение: К. Чуковский «Федорино горе» |
Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками | – Использование стих – я Г.Ладонщикова «Я под краном мыла руки», – пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки» |
Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке. | Игра «Мои любимые ложки» |
Учить детей помогать в уборке игрушек | Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем |
Учить детей самостоятельно надевать трусики, колготки | Пед. ситуация «Поможем куклам одеться» |
Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки | – Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр», – проблемная ситуация «Грязные руки», – пед. ситуация «Всё для умывания» |
Учить есть с широкого края ложки | – Игра «Накорми мишку мёдом», – рассматривание картинок на тему – «посуда» |
С помощью воспитателя ставить стулья к столам | – Игра «Найди свой домик », – пед. ситуация «Помоги друг другу» |
Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф. | – Игровое упражнение «Каждой вещи своё место», -рассматривание альбома «Одежда», – пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки» |
Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол | – Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы», – традиция «Сухой пол» |
Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом | -Традиция «Чистый стол» |
Учить детей своевременно пользоваться туалетом | – Традиция «Сухие штанишки», – игра «Напои крокодила» |
Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху | – Настольная игра «Одень куклу», – чтение стих – я О.Кригер «На прогулку», -игра на внимание «Исправь ошибку» |
Самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания | Традиция «Сухие рукава» |
Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом | Игра «Мы едим» |
Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком | – Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская», – игра-упражнение «Найди домик своей расчёски», – игровая ситуация «Рассматриваем себя в зеркало» |
Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания | – Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем», – игровое упражнение «Умоем Петрушку», – чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». – рассматривание полотенец – цвет, ткань. |
Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках» | – Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки», «Липучки», «Застёжки» |
Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи | Традиция «Чистюли» |
Самостоятельно убирать игрушки после игры в группе и на участке | Педагогическая ситуация «Потерялись игрушки» |
Учить помогать друг другу в одевании и раздевании | – Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом», – рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», – поручения «Помоги другу» |
Учить детей мыть лицо сверху вниз | – Чтение книги Благининой «Девочка – чумазая», – игра-развлечение «Научим зайку умываться» |
Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой | – Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом» |
Учить поддерживать порядок в групповой комнате – сложить кубики в коробку, собрать пирамидки | – Просмотр диафильма «Федорино горе», -игра « Мы – помощники», – пед ситуация « Почему плачут игрушки» |
Учить детей выворачивать одежду на правую сторону | – Пед. ситуация «Что неправильно одел Саша, как надо» |
Учить быть последовательными в процессе умывания | Режимные процессы |
Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками | -Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери» |
Работа с родителями
- Оформление папки-передвижки для родителей.
- Памятка: Как приучить ребенка мыть руки?
Список используемой литературы
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985
- Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
- Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
Диагностический инструментарий
Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.
Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшей группы.
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыка самообслуживния при одевании и раздевании | Уровень сформированности |
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
– Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
– Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.
- Навыки опрятной еды включают умение:
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
– Пережевывать пищу с закрытым ртом;
– Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
– Благодарить.
- Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:
-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получает – «3»;
- действие выполненное с небольшими неточностями – «2»;
- неумение выполнять действие – «1».
Таблица 2. Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
уровень | низкий | средний | высокий |
баллы | 0 – 27 баллов | 28 – 40 баллов | 41 – 51 баллов |
Источник
Ольга Анатольевна Максимова
Долгосрочный творческий проект «Я сам!» (группа раннего возраста)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Каменногорска»
Долгосрочный творческий проект «Я сам!» (группа раннего возраста)
Воспитатели: Максимова О. А. ; Гуляева Д. В.
2016-2017 уч. год.
Образовательные области:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Актуальность проекта:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад,отсутствуют или частично отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Спустя определенный промежуток времени пребывания в группе ДОУ, у воспитанников формируются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,вырабатываются привычки: мытьё рук перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию, задвигать стул.
Для содействия развития КГН и навыков самообслуживания нами был разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила гигиены на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:
– прямое обучение;
– показ;
– объяснение;
– пояснение;
– поощрение;
– беседы;
– упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
– систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним;
– художественное слово, фольклор (потешки, прибаутки, песенки, сказки, стихи);
– наглядные приемы (картинки, фотографии).
– практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками,например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).
– гигиенический индивидуализм: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.
– игры-занятия с куклой («Умоем куклу Катю», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Причешем куклу Катю»).
– наглядные схемы действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно быть непрерывным и в домашних условиях.
Формы работы с родителями:
– беседы;
– консультации;
– мастер-класс;
– папки-передвижки;
– сайт группы.
Цель проекта: совершенствование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, за столом.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
3. Закреплять культурно – гигиенические навыки в домашних условиях.
4. Пополнить и обогатить предметно-развивающую образовательную среду.
Сроки проведения проекта: октябрь – май 2016-2017 учебного года.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Продукт проекта:
– итоговое мероприятие: «Вот какие мы большие»;
– анкетирование родителей на тему: «Чему научился Ваш ребёнок?».
План реализации проекта
Месяц Мероприятия Ответственные
октябрь 1. Сбор литературы по данной теме;
2. Диагностика детей по данной теме;
3. Составление плана работы;
4. Разработка содержания проекта.
Максимова О. А.
Гуляева Д. В.
ноябрь 1.Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным» (папка-передвижка).
2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
3. Художественное слово,детский фольклор в свободное время от непосредственно образовательной деятельности: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.
4.Дидактические упражнения:
«Оденем куклу на прогулку».
«Уложим куклу спать». Максимова О. А.
Гуляева Д. В
декабрь 1. Памятка для родителей «Внешний вид малышей».
2.Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки».
3.Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»
4.Игры- ситуации: «Купание куклы»,«Накормим куклу».
5.Беседа с родителями на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
6.Дидактические игры: «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску».
Максимова О. А.
Гуляева Д. В
январь 1.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
2.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».
3.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы делаем зарядку после дневного сна».
Максимова О. А.
Гуляева Д. В
февраль 1.Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться».
2.Консультация для родителей на тему: «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно».
3.Дидактическое упражнение: «Возьмём Катю на зимнюю прогулку».
Максимова О. А.
Гуляева Д. В
март 1. Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса».
2.Игровая ситуация: «Кукла Катя заболела».
3. Игровая ситуация «Купание».
4.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
5.Консультация для родителей: «Сон и его значение в жизни ребенка» (папка-передвижка).
Максимова О. А.
Гуляева Д. В
апрель 1.Дидактическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо».
2. Подвижная игра «Зайка белый умывается».
3. Сюжетно- ролевая игра «Больница».
4. Игровая ситуация «Обед для кукол».
5.Беседа на тему: «Наш зайчонок заболел».
Максимова О. А.
Гуляева Д. В
май Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»
Итоговое мероприятие на тему: «Вот какие мы большие».
Максимова О. А.
Гуляева Д. В
Источник