Группа общего эстетического развития ребенка
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО.
Прежде, чем говорить о «художественно-эстетическом развитии», рассмотрим понятие «художественно-эстетическое воспитание».
Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание». Рассмотрим некоторые из них.
Из словаря по эстетике: художественно-эстетическое воспитание – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Н.Варкин даёт следующую формулировку: художественно-эстетическое воспитание- это система детей дошкольного возраста- «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».
В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
По мнению Д.Б. Лихачева, художественно- эстетическое воспитание-целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Т.Н. Фокина считает: «Художественно-эстетическое воспитание- целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».
Из этих определений видно, что художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развивает умения творчески создавать продукты ручного творчества.
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Эти цели также отражает и особенность художественно-эстетическое воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи художественно-эстетическое воспитания:
– создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
– «формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (В.Г. Ражников).
– формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть той задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.
Результатом художественно-эстетическое воспитания является художественно- эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявления красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А.Г. Гогобериде, О.В. Солнцева).
Важно развивать такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенок знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?
Художественно-эстетическое развитие, со0гласно ФГОС ДО, предполагает развитие предпосылок Ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
На художественно-эстетическое развитие влияет общение с прекрасным во всех его проявлениях.
Прежде всего следует выделить:
– общение с прекрасным в природе;
-общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно- декоративного творчества);
-общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.
Эстетическое общение- особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:
– взаимодействие педагогов и детей;
– взаимодействие с семьями;
– сотрудничество с учреждениями социально- педагогической среды.
Одним из важнейших компонентов системы работы по художественно- эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса. В детском саду взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитию осуществляется через следующие формы работы:
– непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам деятельности: рисование. Лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы). Современные формы организации занятий разнообразны и проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных, музыкальных, словесных произведений искусства. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т.п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование «на пленэре» и т.д.).
– совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой является проекты художественно-эстетической направленности. За основу можно взять темы, предложенные детьми, а также и предусмотренные образовательной программой. Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсии (в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т.д.). При этом надо помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально- образное созерцание воспринимаемого подлинные объекты в их первозданном состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).
– самостоятельная детская деятельность (игры, упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; дизайнерская деятельность, направленная на изменение пространства группы и «игровых уголков», составление разнообразных коллекций, инсценировки, продуктивная деятельность, деятельность по интересам и т.д.).
Работа с детьми по художественно-эстетическому развитию ведется по следующим направлениям:
– приобщение к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности (активация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических оценок, предпочтений, желания познавать искусств; развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, развитие изобразительной деятельности, активации творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности).
– музыкальное воспитание (развитие общей музыкальной культуры, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями, развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения, переживания).
– литературное развитие (как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности).
Важно помнить, то в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной) должен присутствовать как воспроизводящий (репродуктивный) фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т.к. ребенок не научится творить, не научившись воспроизводить.
Содержание художественно-эстетического развития детей представлено в разделах комплексных программ, парциальных программах и технологиях. Современные программы ориентированы на идеи интегрированного подхода: соединение разных видов искусств (музыка, слово, театр, изобразительное искусство) в художественное целое.
Однако никакое влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. При этом важно помнить, что эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметно- развивающей среды, которая должна инициировать деятельность ребенка, направить его к творчеству.
На художественно-эстетическое развитие дошкольников влияет эстетичность среды всех помещений детского сада, куда имеет доступ дошкольник, а также участка и здания (образа) дошкольного учреждения.
Особое внимание нужно уделить предметно-пространственной среде групповых помещений, помня, что ребенок проводит в них большую часть времени. В каждой возрастной группе должны быть созданы различные уголки, наполненные разнообразным материалом для самостоятельной творческой деятельности, играми, пособиями, в зависимости от возрастных возможностей дошкольника:
1. Уголок изобразительной деятельности:
– материалы (традиционные и нетрадиционные), инструменты, пособия, стимулирующие детскую деятельность (ножницы, ручки, стеки и т.д.) и создающие ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, творческие тетради и т.д.);
– материалы для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции картин, книги, иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, скульптура малых форм, коллекции цветов, камней и т.д.);
– материалы для организации детской деятельности и «наведения чистоты»(доски, салфетки, баночки для воды, клея и т.д.).
2. Театральный уголок:
– различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо куклы-марионетки и т.д.);
– фланелеграф (с набором персонажей);
– готовые костюмы, элементы костюмов, маски;
– атрибуты- заместители.
3. Уголок ряженья:
– одежда;
– головные уборы;
– атрибуты;
– украшения.
4. Музыкальный уголок:
– детские музыкальные инструменты;
– магнитофон с набором аудиозаписей;
– альбомы с изображениями музыкальных инструментов;
– музыкальные игрушки, книжки;
– иллюстрации к песням.
5. Уголок книг:
– детскую художественную литературу в соответствии с возрастом;
– подборка картинок и фотографий на сходной литературе тематику;
– фигурки настольного театра, изображающие литературных героев;
– подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов;
– портреты писателей, художников- иллюстраторов.
6. Сенсорный уголок:
– материалы и предметы, способствующие накоплению сенсорного опыта, различению проявлений свойств и качеств;
– предметы и игрушки для обследования.
Хорошо бы, чтобы это были разрозненные уголки, а центры-художественно-творческой деятельности, т.к. уголок книги нужно дополнить атрибутами театрализованной деятельности (для разыгрывания сказки) и изобразительной деятельности (для рисования иллюстрации к книге); магнитофон с записями пригодится для слушания сказки и для танцевальной импровизации и т.д.
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно- игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющую свою специфику развития.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Эффективна и важна для детей организация совместных детско- родительских творческих дел (проекты, коллекционирование, дизайнерская деятельность, сотворчество, участие в праздниках и театрализованных представлениях и т.д.). Грамотно организованная работа с родителями (как организация совместных выставок, показ театральных постановок, посещение школьных музеев), музыкальной школой (выездные концерты), художественной школой (организация выставок картин), библиотекой и т.д.
Мы видим, что в искусстве (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества), и природа, и окружающая предметная среда, и самостоятельная художественная деятельность детей способствуют художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическому воспитанию нужно уделять внимание на всех занятиях с детьми и во всей деятельности, организованной в детском саду.
Важно помнить, что работа художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса.
Источник
Тема: «Создание развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития детей раннего возраста».
Из опыта работы педагога Алексеевой Е.А.
Художественно – эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Особенно значимым в формировании художественной культуры человека является ранний возраст, т.к. в этот период закладываются основы личности ребенка, в том числе и позитивное отношение к миру прекрасного. Наша задача – помочь каждому ребенку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. А это зависит от того, насколько благоприятные условия мы сумеем создать.Правильно организованная предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта, способствует развитию художественных способностей детей, воспитанию эмоциональной отзывчивости.
В своей группе мы постарались создать эстетически привлекательную предметно – пространственную среду, соответствующую возрасту детей и обеспечивающую максимальный развивающий эффект. При этом постарались сделать её содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Предметно – пространственная среда по художественно – эстетическому развитию включает создание условий для изобразительной деятельности, музыкального восприятия, конструкторской деятельности, восприятия художественной литературы.
Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие детей: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.
1
В нашей группе создан центр изобразительной деятельности.
Мы разместили в нем дид. игры и пособия по ознакомлению с цветом, формой, размером, сюжетной и декоративной аппликации из готовых форм (без наклеивания), аппликации из ваты. Эти игры не только знакомят с цветом и формой, но и учат правильно располагать изображение на плоскости, развивают мышление и воображение.
В центре изодеятельности размещены различные изобразительные материалы для традиционных техник рисования: карандашами, гуашью, фломастерами, мелками.
А так же материалы и оборудование для использования нетрадиционных техник: рисования ладошкой, пальчиком, пучком ватных палочек, различные штампики, печатки.
Особый эмоциональный отклик вызывает у детей рисование манкой, песком, кукурузной крупой, цветным рисом.
Эти увлекательные занятия, позволяют ребенку, не овладевшему навыками рисования кистью, выразить свои впечатления и эмоции на листе бумаги.
В центре изодеятельностиразмещены материалы и оборудование для лепки и пластилинографии. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений. Помогает приобрести сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса.
Помимо традиционной техники лепки мы знакомим детей с элементами пластилинографии. Малыши, дополняя готовое изображение, лепят комочки пластилина на бумагу,
осваивают технику размазывания пластилина по бумаге, вдавливают в пластилин мелкие предметы (бусины, зерна), оставляют отпечатки на пластилине различными предметами.Просто играют с пластилином.
Для детей очень важен интерес взрослых к результатам их труда. Мы всегда очень бережно относимся к детским работам. Используем их в оформлении группы, организуем выставки детских работ для родителей. У каждого малыша есть своя папка, в которой хранятся его работы и которую, при переходе в другую группу, он забирает с собой.
В центре конструктивно – модельной деятельности дети приобщаются к конструированию, знакомятся с различными
видами конструкторов.
2
Здесь находятся кубики и конструкторы различных размеров и форм и игрушки для обыгрывания построек. Мы поощряем желание детей строить самостоятельно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, обыгрывать постройки. В ходе таких игр у детей развиваются творческие способности, речь, формируются коммуникативные навыки.
Музыкально – театральный центр помогает детям приобщаться к музыкальному искусству, способствует развитию музыкальных способностей, формированию исполнительских навыков,побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.
В нашем музыкально – театральном центре мы разместили музыкальные инструменты, озвученные игрушки, музыкальные дидактические игры. Они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, развивают фонематический слух и чувство ритма.Здесь же мы разместили театры различных видов: настольные, пальчиковые, куклы би – ба – бо и др., а так же шапочки – маски. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, создать радостную атмосферу.Музыкально – театральный центр тесно связан с центром книги.
Центр книги помогает формировать и расширять представления детей об окружающем, навыки слушания художественных произведений и обращения с книгой, воспитывает интерес и любовь к русскому народному творчеству. Сюдамы помещаем книги по программе, книжки – игрушки, тематические альбомы и иллюстрации для рассматривания, альбомы с фотографиями детей и их родителей, дидактические игры по познавательному и речевому развитию. Содержание книжного центра периодически меняется и дополняется.
Большой эмоциональный отклик взывает у детей знакомство с русскими народными сказками. В нашем книжном центре они представлены в 3 – 4 различных изданиях. Мы поощряем желание детей слушать чтение книг, рассматривать иллюстрации,пытаться самостоятельно инсценировать отрывки любимых произведений, действовать с персонажами настольного театра, озвучивать их,
передавать характерные особенности героев.
3
Важная роль отводится работе с родителями.
Она включает:
- участие родителей в оформлении и обогащении предметно-развивающей среды группы;
- беседы и консультации для родителей на темы по созданию условий для художественно – эстетического развития детей дома;
- организацию выставок детских работ;
- организацию выставок работ изготовленных родителями вместе с детьми дома;
- участие в различных конкурсах;
- организацию и проведение совместных с родителями праздников и развлечений.
Мы стараемся создать такие условия в своей группе, чтобы каждый ребенокмог найти себе занятие по душе, поверить в свои силы и способности, чтобы каждому малышу было интересно и весело, тепло и уютно.
4
Источник