Группа для детей с отклонениями в развитии особый ребенок
Ирина Дымникова
Особенности образовательного процесса в группе «Особый ребёнок» (дети со сложной структурой дефекта)
Состав воспитанников группы «Особый ребенок» неоднозначен, что затрудняет создания единой программы воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Организация деятельности специалистов группы «Особый ребенок» определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. Приоритетным направлением в работе специалистов данной группы становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта.
Все пребывание ребенка в специальном ДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность специалистов
в группесозданы необходимые условия: специальная развивающая среда, оборудование и игрушки имеют коррекционно-развивающую направленность. С детьми группы работаю педагоги компетентные в вопросах обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
Задачи и образовательная программа, по которой работают специалисты группы реализуется через специальн0-организованные занятия с опорой на основные дошкольные виды деятельности и режимные моменты;
через оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия
При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группеспециалисты и воспитатели учитывают: принципы специального обучения и воспитания;
результаты комплексного изучения детей; результаты диагностического обследования группы и каждого ребенка с целью разработки или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы; задачи и содержание основных разделов Программы.
Организация жизни и деятельности детей в группе «Особый ребенок»
определяется “Режимом дня», который имеет свои особенности.
Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми реализовать определенные задачи коррекционного воспитания и обучения.
Основной формой организации занятий с детьми являются индивидуальные занятия. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с детьми параллельно. При составлении сетки занятий, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, учитываются максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Кабинет специалиста находится рядом с тем местом, где проводит занятие воспитатель. Это позволяет ребенку отдохнуть, а не тратить время на переходы из одного помещения в другое.
С детьми группы проводиться “коррекционный час”. Воспитатель проводит индивидуальные занятия или с малой группой детей по заданию учителя-дефектолога. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Содержание работы определяют специалисты, которые оставляют задание для индивидуальной работы в “Тетради преемственности”. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность “коррекционного часа”,воспитатель организует параллельную работу детей: для одних детей подбираются знакомые дидактические игры, другим детям – подбираются графические задания и упражнения, а один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 – 15 минут, затем дети меняются местами.
Источник
Группа кратковременного пребывания
«Особый ребенок»
С 1998 года в нашем детском саду работает группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для социальной адаптации детей, имеющих заболевание «детский церебральный паралич».
Проблема социальной адаптации этих детей остро стоит и перед их родителями. В результате первых бесед с родителями и наблюдений за детьми стало понятно, что родители видят цель группы как лечебно-профилактическую и самым главным для них является посещение сеансов массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии и занятия в бассейне.
Мы постарались убедить родителей в необходимости проведения комплексной работы с детьми, которая включает в себя интеллектуальное развитие, лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия, объяснили важность гибкого режима, соблюдения гигиенических требований к нагрузкам и проведения занятий по подгруппам.
С детьми этой группы работают следующие сотрудники: воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, медицинский персонал.
Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников является проведение «круглых столов». На этих встречах наши педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.
Периодически проводятся комплексные занятия, необходимые как для детей, так и для родителей. Занятия «Здравствуй, малыш!», «Новый мир для ребенка», «Я познаю себя», «Что я умею?», «Какое у меня настроение?» помогают детям понять друг друга, а их родителям — ближе познакомиться друг с другом.
Не менее важными оказались вопросы, как и во что играть с ребенком. Поэтому стал периодичным психолого-педагогический практикум. Еще одной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дают детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми и способствуют организации сотрудничества наших педагогов и родителей.
Проводятся интегрированные игровые занятия по музыкальному развитию совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем.
Родители принимают участие в написании сценариев праздников, в которых они принимают непосредственное участие, исполняя роли вместе с детьми, и такое совместное творчество стало традиционным. Необходимыми оказались для родителей и занятия по обучению детей навыкам самообслуживания, в результате чего к концу года некоторые дети стали обедать без помощи взрослых. Обеды в нашем детском саду — это тоже большая помощь родителям, хотя проблем у них остается еще очень много: транспорт, специальное оборудование, медицинское обслуживание и другие.
Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание — исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.
Особенно трогательно проходят праздники 8 Марта. Дети научились поздравлять мам, бабушек — каждый по-своему: кто умеет говорить, тот читает стихи, поет песни, кто еще плохо владеет речью — рисует, делает поделки, и эти усилия трогают взрослых до слез.
Дети, которые проходят адаптацию, усваивают навыки самообслуживания и общения, переводятся в общие группы детского сада, где их тепло встречают дети и воспитатели.
Несомненным достижением данной работы является то, что большинство выпускников данный группы детского сада учатся в коррекционных классах, и можно порадоваться тому, что избавлены от надомного обучения и не лишены общения со сверстниками.
Программа реабилитационной работы с детьми-инвалидами (ДЦП)
Программа базируется на документах:
- Президентская программа «Дети России»
- Программа «Столичное образование»
- Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты, и развития детей.
- Конвенция о правах ребенка.
- Об образовании закон РФ.
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения с отклонениями в развитии (и с нарушением интеллекта) в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.
Основные задачи в работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП
в детском саду:
1. Социальная адаптация.
2. Психологическая подготовка детей к восстановительному лечению.
3. Создание реабилитационного психотерапевтического климата в группе.
4. Коррекция психических процессов у детей.
5. Оказание психологической помощи родителям.
6. Развитие и коррекция речи детей.
7. Обучение основам самообслуживания.
8. Начальный этап трудотерапии (лепка, рисование).
9. Развитие движений на воде.
10. Лечебная физкультура с постепенным наращиванием нагрузки в индивидуальном обучении.
11. Лечение положением, применение лангет, туторов, корсетов, ортопедической обуви.
12. Различные формы массажа (точечный, сегментарный).
13. Работа с родителями: обучение проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях.
Источник
Надежда Павленко
Особый ребенок в детском саду
Особый ребенок в детском саду
Слайд 2
«Нет необучаемых детей, нужно просто
уметь любить их такими, какие они есть»
Слайд3
Количество детей c врожденной патологией, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Как отмечает статистика, за последние пять лет численность детей с ОВЗ в Росси выросло почти на 10%.
На представленных диаграммах вы видите, что
• 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
• До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).
• 30% детей с генетическими нарушениями
• Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)
• И всего лишь 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.
Слайд 4
Хотелось бы сегодня поговорить о том, как правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в доу, где в состав воспитанников входят дети с особыми образовательными потребностями. Каждое образовательное учреждение строит свою деятельность на основе нормативно-правовой базы.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
• международные – это Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах инвалидов;
• федеральные (Конституция, законы, кодексы.);
• правительственные (постановления, распоряжения);
• ведомственные (Министерства образования);
• региональные (правительственные и ведомственные).
Слайд 5
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился сравнительно недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
И перед нами,педагогами возник ряд вопросов:
• Кого этот закон относит к детям с ограниченными возможностями здоровья?
• Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ? Попробуем разобраться
Слайд 6
Итак, (ФЗ № 273 ст. 2 п. 16) Федеральный закон определяет детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Хочу дать небольшое пояснение: есть категория воспитанников, имеющих только
• физические недостатки (например, врожденный порок сердца, нейросенсорная тугоухость, слабовидящие дети и т. д.). и
• категория имеющих только психологические недостатки (ранний детский аутизм, ЗПРР, умственная отсталость и т. д.)
• Но есть дети с со сложной структурой нарушений, и психическими и физическими недостатки. (например синдром дауна+ ДЦП+ …и т. д.)
• Сложный дефект это не просто сочетание нескольких дефектов развития. Соединение этих отклонений дает новое качество, особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии развития.
Слайд 7
Рассмотрим категории детей с ОВЗ:
Любой инвалид подтверждает свой статус справкой установленной формы. Справка имеет единый образец. Хочется обратить внимание, на то, что ребенкуможет быть установлена инвалидность на разный срок: на 1 год, 2 года или достижения им возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке и зависит от многих причин медицинского характера. дети – имеющие справку такого образца, являются детьми-инвалиды,
Слайд 8
Следующая категория детей – это дети с диагнозом,но без инвалидности Это:
– дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
– дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
– дети с нарушением речи;
– дети с нарушением интеллекта;
– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
– дети с задержкой психического развития;
– дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;
– дети с комплексными нарушениями психофизического развития, и как отмечалось выше, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 9
Ребенку присваивают статус ОВЗ, на основании комплексного обследования республиканской или городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Комиссия устанавливает,что:
• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;
• ребенку необходимо создать специальные условия получения образования. Но при этом дети с ОВЗ не являются инвалидами.
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Слайд 10
Действующее в настоящее время законодательство позволяет нам организовать обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в обычных дошкольных учреждениях, но к сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам,и перед нами возникает вопрос: каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?
Слайд 11
В рамках организации целостной системы комплексного сопровождения воспитанников, имеющих нарушения в развитии, в каждом ДОУ должен быть создан психолого – медико педагогический консилиум.
Вся деятельность которого регламентируется утвержденным Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения.
ПМПк ДОУ создаётся с целью :
• организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,
• проведения их комплексного обследования и
• подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.
Как правило,в состав ПМПк входят: специалисты и педагоги доу, медицинские работники.
Слайд 12
На представленной моделе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,показаны все направления коррекционно-развивающей работы :
Психологическое, педагогическое и логопедическое
• Психологическое обследование подразумевает получение сведений о личности ребенка, об уровне развития и поведения.
Слайд 13
Под руководством психологов в дошкольном учреждении разрабатывается индивидуальная карты развития ребенка. Составлению карты предшествует изучение ребенка.
План изучения традиционно включает такие мероприятия,как:
– беседа с родителями;
– изучение медицинской карты ребенка;
– обследование физического развития;
– обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);
Слайд 14
• Педагогическое обследование проводится педагогами, для того, чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором он находится.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями,их обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог и учитель-логопед, а воспитатель, в свою очередь знакомится с полученными специалистами данными. Но Если отклонения не ярко выражены, то главной фигурой в процессе обследования ребенка является воспитатель.
Слайд 15
• Оценка речевого развития детей т. е. логопедическое обследование т. е. является показателем того или иного отклонения в общей картине психилогоческого состояния ребёнка.
Слайд 16
Давайте разберем система организации коррекционно-педагогической деятельности в ДОУ:
• Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса
• Заявление, о согласии прохождения ПМПк от родителей (законных представителей).
• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
• Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения республиканского, городского ПМПК и заключение консилиума ДОУ.
• Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
• составление расписания НОД для детей с ОВЗ.
• Консультирование родителей
Немного поясню, если в вашей группе есть ребенокс ОВЗ то при проведении вами основных видов НОД таких как: математическое развитие, речевое развитие, ознакомление с окружающим миром – с ним коррекционно-педагогическую работу проводят специалисты ДОУ (логопед, психолог). Все остальные режимные моменты ребенок осваивает совместно со сверстниками
Слайд 17
Понятие индивидуальный образовательный маршрут для вас – это новое. Так вот, Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, которое создано для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля такими как: логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Слайд 18
Для того чтобы правильно организовать взаимодействие педагога с особым ребенком необходимо знать основы их коррекционного воспитания и обучения.
В процессе пребывания ребенка с особымиобразовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо соблюдать следующие правила:
– Включать в НОД всех детей группы (с учетом расписания и с учетов видов деятельности)
– При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сравнивать его с другими детьми.
– Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.
– Стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
– Корректно и гуманно оценивать динамику уровня его развития.
Слайд 19
Воспитатели должны понимать, что для детей с ОВЗ период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен,поскольку многие из этих детей привыкли :
• к ежеминутной опеке родителей,
• они не имеют опыта установления социальных контактов,
• кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевые, строительные игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников.
Слайд 20
И в заключении,несколько рекомендаций:
Большой проблемой является наличие внешних особенностей детей с ОВЗ (синдром Дауна, обильное слюнотечение, большая голова, неправильное положение конечностей и др.,а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому рекомендуем уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Следует проводить предварительные беседы.
К тому времени, когда ребенок с ОВЗ начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен знать и уметь использовать способы нейтрализации его негативного поведения. Иметь представление о приоритетных видах его детской деятельности.
Постоянно консультироваться со специалистами по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса
Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Но самое главное условие – это Соблюдение профессиональной этики медицинского и педагогического персонала учреждения.
Слайд 21
Доступным для детей с ОВЗ любое дошкольное образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на обычное детство.
Источник