Грудной возраст особенности развития ребенка

Грудной возраст особенности развития ребенка thumbnail

Грудной возраст малыша — это период с 29 дня его жизни (первые четыре недели ребенок считается новорожденным) до окончания первого года жизни. Можно только удивляться тому, какие значительные изменения происходят за такой короткий период. Вот малыш еще не умеет управлять своим телом и рассказать маме о своих желаниях может только посредством крика, а к году его умения и требования уже являются практически осознанными. Что же происходит за эти 12 месяцев?

Первый год жизни

Если сравнивать с другими возрастными периодами, то за первые 12 месяцев организм малыша усиленно растет, очень быстро развиваются все системы и органы, происходит интенсивный обмен веществ. Например, та масса грудничка, с которой он родился, к 4-5 месяцам удваивается, а по достижении ребенком года – утраивается, составляя примерно 10-11 кг.

Карапузу меняют подгузник

Рост ребенка за это период увеличивается на четверть метра, составляя в год около 75 см. Происходит совершенствование морфологической структуры и функций нервной системы ребенка. Только за первые 6 месяцев жизни масса его маленького мозга увеличивается на 200 %.

Благодаря тому, что ускоренно развиваются функции центральной нервной системы, происходит ранняя выработка условных рефлексов всех анализаторов. Довольно быстро идет нервно-психическое развитие. Именно на первом году жизни у малышей появляются зачатки речи. Когда малышу всего 2 месяца от роду, все органы его чувств развиты настолько, что ребенок улавливает и различает разные сигналы, присылаемые извне.

Как развиваются движения?

Пожалуй, всем мамочкам известно, что малыши рождаются с необходимым минимумом безусловных рефлексов: сосательным, хватательным, рефлексом переступания. За период с 1 по 3 месяц малыши начинают удерживать головку. К 4 они уже могут переворачиваться со спинки на бок, немножко позже и на животик. Карапузы тянутся к погремушкам, берут их в ручки. Теперь они весьма любознательные.

Грудной возраст в жизни малыша

К 5 месяцам малыши начинают ползать, подтягивая ножки к животику, они очень смешно выгибают спинку. Правда, так получается не у всех.

К полугодовалому возрасту детки начинают садиться, вставать на коленки в кроватке, храбро держась за перекладины. Если они едут по улице в коляске, то внимательно изучают все, что их окружает. Малышам интересно все — машины, летающие голуби, пробегающие собаки, кошки и многое другое.

К 7-8 месяцам детки смело встают в кроватках, ходят вдоль перил, придерживаясь ручками.

До того времени, когда малыши начнут ходить остается совсем немного времени. Обычно это происходит, когда детишки достигают 10-12 месяцев от роду.

Грудной возраст ребенка довольно интересен как для него, так и для родителей. Каждый день для малыша ознаменовывается новым умением и открытием. Глаза любящей мамы могут заметить даже самые незначительные изменения в поведении малыша. Но не стоит забывать, что все детишки разные: например, кто-то начинает сидеть уже в 5 месяцев, а кто-то только в 7. Это совершенно естественно, поэтому не стоит торопить события, а нужно просто наслаждаться каждым моментом.

Ох, уж эти зубки!

Грудной возраст малыша невозможно себе представить без появления зубов. Далеко не у всех это происходит гладко. У деток может повышаться температура, наблюдаться плаксивость и сильное слюноотделение, снижаться аппетит.

Примерно в полгода у малыша появляются первые зубки — два нижних резца, а через пару месяцев — два верхних.

Годовалый малыш

К 10 месяцам у деток прорезываются два верхних боковых резца, а к году — два нижних боковых.

К году обычно у карапузов уже восемь молочных зубов. Если у ребенка нет такого количества зубов, родители не должны волноваться: все происходит строго индивидуально. У некоторых малышей первые зубы появляются только к году.

Как развивается речь?

В грудном возрасте происходит и развитие речи малыша.

Первые полгода крохи много смеются, гулят, произносят простые звуки: «агы», «гы», «а-а-а».

После полугода (примерно до 9 месяцев) кроха начинает произносить такие звуки, как «ма», «ама», «ба». К 10-12 месяцам карапуз повторяет звуки за взрослыми. Он уже может говорить «ма-ма», «ба-ба», «дай». В свой первый год жизни ребенок начинает произносить свои первые осмысленные слова.

Надо уточнить, что обращенную к нему речь мамы, папы, бабушек и дедушек карапуз воспринимает с самого рождения. Но в этот период он больше распознает интонацию, а не саму речь. Малыша могут успокоить ласково сказанные слова, а повышенный или раздраженный голос может испугать.

Удивленный ребенок

В полгода крошка уже отзывается на свое имя и осмысленно улыбается. Через месяц-другой он уже начинает понимать, когда ему говорят: «иди ко мне», в ответ он протягивает ручки. В этом же возрасте ребенок понимает слово «нельзя». Слыша обращенное к нему слово, он отрывается от ненужного занятия.

В год малыш может помахать ручкой взрослым на их жесты прощания и слова «пока-пока».

Чтобы у малыша быстрее развивалась речь надо читать ему сказки, петь песенки, чаще с малышом разговаривать.

О вскармливании

Малыш приходит в этот мир неприспособленным к самостоятельному существованию, поэтому вскармливание ребенка грудного возраста является неотъемлемой частью его жизнеобеспечения. Родители обязаны заботиться о нем, чтобы обеспечить все его физиологические потребности. Разные виды вскармливания, в зависимости от существующих возможностей и потребностей ребенка предполагают применение грудного молока, искусственных смесей и разных типов прикорма. Специалисты уверены, что именно грудное вскармливание является оптимальным для младенцев.

Вскармливание в грудном возрасте должно сочетать в себе питательные вещества, жидкость, витамины, которые необходимы для организма новорожденного ребенка. Все эти компоненты присутствуют в грудном молоке матери.

Необходимый базис

В материнском молоке находится нужный баланс питательных элементов, который изменяется по мере роста малыша, а также антител, защищающих кроху от различных заболеваний в самый сенситивный период младенчества. Исходя их этого, процесс естественного грудного вскармливания можно расценивать не только как форму питания, но и как базис для правильного формирования иммунитета организма.

Малыш в модной бандане

Природный механизм, обеспечивающий малышу необходимый период для вскармливания (пока не вырастет основная часть молочных зубов), длится 1-1,5 года. Именно в эти месяцы ребенку так необходимо грудное молоко. До какого возраста кормить им свое чадо каждая мама решает самостоятельно. В большинстве случаев это длится примерно 1,5-2 года.

Источник

Грудной ребёнок.

Период грудного возраста продолжается до одного года.
Это период дальнейшего бурного роста и развития организма ребенка.
За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, к 4-5-му месяцу его вес удваивается, а к году — утраивается и достигает в среднем 10-11 кг.
Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы ребенка:
вначале он начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, начинает говорить первые слова и из маленького беспомощного существа превращается в человечка, еще не совсем совершенного, но со своими чувствами, переживаниями и заботами.
В этом периоде все органы и системы организма ребенка все более развиваются, однако в функциональном отношении довольно несовершенны и имеют свои особенности. 
Как и у новорожденных, кожные покровы нежные, легко ранимые и требуют тщательного ухода.
В первые 3-4 месяца функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при смене температуры ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой.
В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях; кости становятся более твердыми. В области хрящей появляются так называемые точки окостенения.
Большой родничок закрывается не позже чем к 1-1,5 годам.
К 3-4 месяцам постепенно уплотняются швы между костями черепа.
При неправильном уходе за ребенком, недостаточном пребывании его на свежем воздухе процессы формирования скелета нарушаются, что может привести к появлению у ребенка рахита и других заболеваний.
К концу первого полугодия (6-8 месяцев) начинают прорезываться зубы, причем вначале появляются нижние центральные резцы, затем верхние — вначале центральные,   затем  боковые, к концу года прорезываются и нижние боковые резцы.
К концу года ребенок должен иметь 8 зубов.
Прорезывание зубов — нормальное явление и само по себе никаких заболеваний вызвать не может, но у некоторых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, появлением жидкого стула.
При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу.
Мышечная система развита еще недостаточно, однако по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она все больше совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми.
Сгибание мышц перестает быть преобладающим к 3-4 месяцам, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях   ребенка   физкультурой.
По сравнению с новорожденными в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких.
Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30-35 в 1 минуту.
Легкие в этом возрасте несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, поэтому при плохом уходе за ребенком легко возникают заболевания органов дыхания.
Сердечно-сосудистая система все более развивается и совершенствуется, нарастает вес сердца.
Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление с возрастом увеличивается.
На первом году жизни органы пищеварения продолжают развиваться.
К 4-6 мес. увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи.
С 3-4-го месяца ребенку начинают постепенно вводить в питание, помимо молока, необходимые ему продукты растительного и животного происхождения строго по возрасту, то есть по мере совершенствования желудочно-кишечного тракта.
Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1-2 раза в сутки.
Органы пищеварения несут нагрузку большую, чем у взрослых (на  1 кг веса ребенку требуется пищи в 2 раза больше, чем взрослому).
При неправильном вскармливании в этом возрасте легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.
Мочеполовая система продолжает также развиваться.
Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается  до  15-16 раз в сутки.
Развитие нервной системы ребенка на первом году жизни происходит очень быстро.
К концу первого года вес мозга увеличивается в 2,5 раза.
Происходит развитие органов чувств, движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь.
Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, которая служит своего рода изолятором — на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными движениями, а целенаправленными.
Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение ребенка на руках, запах молока заставляют его крутить головой, искать грудь.
В возрасте 1 месяца ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, при появлении чувства голода — плакать, сосать пальцы.
При близости материнской груди оживляется — поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее.
При прикосновении к подошвам в положении ребенка на животе он отталкивается ногами и пытается ползти.
Если его поддерживать под мышки, он опирается ногами.
При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят около 20 часов в сутки.
В возрасте 2 месяца ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1-1,5 минуты, лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении.
Ребенок уже хорошо следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громкого звука перестает сосать.
Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам.
В ответ на обращение к нему ребенок реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним “гулит” или издает неопределенные звуки, активно реагирует на пеленание. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
В возрасте 3 месяца ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 минут.
Он хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом.
Появляется четкая зрительная реакция на кормление — при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки ребенок открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета.
Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок.
Движения рук становятся более свободными и целесообразными — ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.
Любит, если с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.
В возрасте 4 месяца ребенок свободно переворачивается со спины на живот, лежа на животе приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке.
Начинает совершенно определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот. Когда приподнимается, то опирается только на ладони.
Постоянно гулит, появляются мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется. В этом возрасте ребенок уже различает некоторые цвета.
В возрасте 5 месяцев ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обратились.
Движения его становятся все более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках.
При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под  мышки,  стоит  ровно  на  ножках.
В возрасте 6 месяцев самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами.
Пытается ползать на четвереньках.
Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку.
При виде пищи открывает рот, может  есть  из  ложки.
Начинает произносить первые слоги.
В возрасте 9 месяцев ребенок может выполнять довольно сложные движения — перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: “дай ручку”, “помаши ручкой, до свидания” и так далее.
Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит.
Садится из вертикального   положения.
В возрасте 10 месяцев сам поднимается и стоит без опоры.
Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или за коляской.
Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Очень хорошо подражает движениям взрослых.
Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.
В возрасте 11-12 месяцев ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки.
Ребенок знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и так далее.
Понимает запрещения и выполняет многие требования.
Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас ребенка этого возраста около 10 слов.
Спит он 14-16 часов в сутки.
По материалам  “Популярная медицинская энциклопедия”.
Здоровья Вам и вашему ребёнку!

Читайте также:  Умный ребенок развитие от рождения

Источник

ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

План

  1. АФО  и особенности  пищеварения
  2. Естественное вскармливание
  1. Смешанное вскармливание
  2. Искусственное вскармливание
  3. Коррекция питания
  4. Гипогалактия
  1. АФО и особенности пищеварения

Пища-источник веществ, обеспечивающих восполнение энергетических затрат, основной обмен и достаточное количество материала для построения тканей и органов. Учитывая постоянный рост и развитие ребенка, пища для него приобретает первостепенное значение. Фактически рациональное вскармливание – один из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье ребёнка в будущем.        

Организация вскармливания складывается из усилий родителей ребенка,

участкового педиатра, участковой медсестры.

Система пищеварения детей первого года жизни имеет ряд возрастных

особенностей:

  • недостаточная секреторная способность пищеварительных желез;
  • низкая активность ферментов в желудочном и кишечном соке;
  • анатомическая незавершённость пищеварительного тракта;

– желудок у детей 1-го года жизни расположен горизонтально;

– объём желудка новорожденного – 30 – 35 мл;

– объём желудка у ребенка 1года  – 250 – 300 мл;

– кардиальный сфинктер желудка развит слабо, что приводит к срыгиванию;

– брыжейка кишечника более длинная, чем у взрослых;

– при естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают бифидумбактерии;

– при искусственном вскармливании в кишечнике ребенка преобладает кишечная палочка;

– несовершенство защитных механизмов во всех отделах ЖКТ;

– основным преимуществом грудного молока перед коровьим является оптимальное соотношение пищевых веществ;

– контрольное кормление проводится с целью определения количества высосанного молока;

– источником жирорастворимых витаминов является яичный желток;

– источником водорастворимых витаминов являются фруктовые и овощные соки и пюре.

Единственно правильным, адекватным и оптимальным для грудного вскармливания  являетсяестественное вскармливание.

Основные  принципы рационального питания:

– получение достаточного количества пищи;

– удовлетворение потребностей ребёнка в основных ингредиентах (белках,жирах, углеводах), а также – в витаминах и микроэлементах;

Читайте также:  Развитие пола ребенка в утробе

– соблюдение режима питания с учетом возраста и индивидуальных  потребностей ребенка.

Основные правила организации вскармливания:

-раннее первое прикладывание к груди в первые 30 минут после рождения;

– впервый месяц жизни – кормление по требованию ребенка  с последующим установлением режима питания;        _

-вскармливание только грудным молоком в течение первых 4-5 месяцев;

– исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном

вскармливании;

– отнятие ребёнка от груди не ранее 1года – 1,5 лет при условии, что ребёнок здоров, оптимально – в осенне-зимний период.

В случае, если у матери развивается гипогалактия (уменьшение количества молока) или агалактия (полное отсутствие молока), ребёнка необходимо перевести на смешанное или искусственное вскармливание. Наука и жизнь рассматривают такое вскармливание как экологическую катастрофу дляребёнка.

  1. Естественное вскармливание

Естественное вскармливание – это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 5 месяцев получает только материнское молоко, а с 5 месяцев ещеи прикормы.

Различают три вида женского молока.

А) Молозиво – клейкая густая жидкость желто-серого цвета. Появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4-5 дня его жизни. Содержит в 5-10 раз больше иммуноглобулинов, чем плазма крови, в 2 раза больше белка, витамина А, каротина, витаминов В, С, Е; липазы; имеет пониженное содержание жиров.

Значение молозива:        

  • значительно снижает физиологическую убыль массы тела и течение других пограничных состояний;        
  • защищает новорожденного от инфекций;
  • способствует раннему, более тесному физическому и психоэмоциональному контакту матери и ребёнка (импринтинг).

Б) Переходное молоко вырабатывается с 4-5дня жизни до 2-3 недель. Имеет промежуточный состав между молозивом  и зрелым молоком.

В) Зрелое молоко -вырабатывается со 2-3 недели жизни ребёнка и имеет полное биологическое сродство с организмом ребёнка.

Состав грудного молока

  1. В грудном молоке  Б : Ж : У находятся в оптимальном соотношении

2 : 3 : 6.

2) Белки сразу всасываются в кровь без дополнительной переработки.

3) Содержится ряд аминокислот, которые не вырабатываются в организме. Самая важная из них – таурин(37 мг/л),  влияет на дифференцировку тканей, участвует в формировании сетчатки, стимулирует функции печени, участвует в сократительной функции миокарда, обладает

антитоксическим действием.

4) Жиры грудного молока – легкоусвояемые ненасыщенные жирные кислоты, участвуют в развитии ЦНС, миелиновых оболочек и др.

5) Углеводы — молочный сахар — лактоза, способствуют развитию

кисломолочной микрофлоры кишечника, предупреждают развитие

дисбактериоза и острых кишечных инфекций.

6) Минеральные соли – это в основном соли кальция и фосфора,  предупреждают развитие рахита,

7) Противоинфекционные факторы – обеспечивают иммунную защиту ребёнка и представлены специфическими антителами, лизоцимом,

макрофагами и др. компонентами.

8) Ферменты и гормоны – делают женское молоко биологически активным продуктом, который управляет процессами роста и развития, тканевой дифференцировкой.

9)Витамины и микроэлементы являются коферментами обменных процессов в тканях ребёнка.

Преимущества грудного вскармливания        

1)Грудное молоко поступает к ребёнку в тёплом и стерильном виде.

2)  Оно экономически выгоднее, чем смеси.

3)Вскармливание грудью физически легче и менее хлопотно.

4) Молока вырабатывается столько, сколько нужно, поэтому редко бывает недокорм или перекорм.

5)Благотворно влияет на нервную систему матери и ребёнка, оказывает успокаивающее воздействие, улучшает контакт между ними.

6) Ускоряет сокращения матки в послеродовом периоде и её заживление.

7) Является одним из факторов,предупреждающих онкологические заболевания внутренних половых органов и молочных желёз у матери.

8) Создаёт психологический комфорт женщине, т. к. даёт ощущение полной жизненной реализованности.

Первое прикладывание к груди

Первое прикладывание к груди осуществляется через 30 минут после рождения с помощью и подконтролем акушерки.Необходимо, чтобы ребёнок правильно взял грудь: не только сосок, но и ареолу – околососковый кружок, при этом щеки его останутся выпуклыми. При неправильном прикладывании щёки втянуты, ребёнок беспокоен ипериодически бросает грудь.

Абсолютными противопоказаниями к раннему  первому прикладыванию являются:

А) со стороны ребёнка:

  • гемолитическая болезнь новорожденных;
  • тяжёлые нарушения мозгового кровообращения;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • глубокая недоношенность;
  • тяжёлые формы дыхательных расстройств.

Б) со стороны матери:

  • заболевания почек с почечной недостаточностью;
  • тяжёлые формы болезни крови;
  • тяжёлая эндокринная патология;
  • острые психические заболевания;
  • онкологические заболевания.

Правила кормления грудью

  1. Создание тихой уединенной обстановки.
  2. Перед кормлением мать должна вымыть руки и грудь теплой         водой.
  3. Принять удобное положение  – сидя или лежа.

Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать

  1. процесс кормления.
  2. Первые 5-10 мл молока необходимо сцедить.

6.Дать ребенку  грудь  так, чтобы он  захватил

сосокиоколососковый кружок.

  1. Свободной рукой придерживать грудь, чтобы носик у малыша оставался открытым, иначе наступит нехватка воздуха и ребенок бросит грудь.
  2. Держать у груди 15-20 минут.
  3. Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик. Ни в коем случае не тянуть сосок, т.к. это приведет к его травмированию.
  4. После кормления подержать ребенка вертикально 3 – 5 минут дляотхождения воздуха, заглоченного во время кормления.
  5. Уложить малыша в кроватку на бочок.
  6. Сцедить остатки молока (только в течение первых 1,5 месяцев).
  7. Каждое кормление необходимо чередовать грудь, при необходимости докормить из 2-ой груди.
  8. Помыть грудь теплой водой, осушитьстерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными  дисками и надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь.

Затруднения при вскармливании

А) со стороны ребёнка:

  • врождённые аномалии лица;
  • заболевания слизистой оболочки полости рта;

-насморк с нарушением носового дыхания;

  • индивидуальная непереносимость материнского молока.

Б) со стороны матери:

  • неправильная форма сосков;
  • трещины сосков;
  • галакторея (непроизвольное истечение молока);
  • гипогалактия.
  1. Смешанное  вскармливание

Это такой вид вскармливания, при котором в первом полугодии жизни ребенок получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочной смеси.

Эффективность смешанного вскармливания зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка:

  •  если количество материнского молока составляет больше половины суточного рациона, то эффективность приближается к естественному;
  • если составляет меньше половины, то – к искусственному.

Причина введения докорма – гипогалактия у матери, приводящая к

недоеданию ребенка.

Признаки голодания:

  1. уплощение, а затем снижение весовой кривой;
  2. беспокойство, тревожный прерывистый сон;
  3. уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий;
  4. нарушение стула (запор, понос).
Читайте также:  Упражнение на развитие памяти ребенка

При наличии этих признаков необходимо провести контрольное кормление.  Цель – определение фактического разового объема молока, получаемого младенцем.

Тактика после проведения контрольного кормления:

  1. если молока достаточно – продолжать естественное вскармливание;

2. если молоко есть, но его нехватает:

а) рассчитать суточный объем молока, исходя из возраста ребенка и его массы;

б)

 рассчитать  разовый объем молока, исходя из частоты кормлений ребенка;

в) рассчитать разницу между должным  и фактическим разовым объёмом молока;

г) назначить ребенку смеси в количестве, равном дефициту разового объема молока;

д) параллельно назначить матери лечение гипогалактии.

Основы правильного смешанного вскармливания:

  1. докорм дается после кормления грудью, с ложечки;
  2. продолжать прикладывать ребенка к груди не менее 3-х раз в сутки;
  3. расчет суточного объёма и количества кормлений зависит от массы тела и возраста ребенка;
  4. при введении прикормов и добавок сроки введения новых блюд зависят от эффективности смешанного вскармливания;
  5. в качестве докорма используются молочные смеси;
  6. во избежание недокорма и перекорма необходимо периодически проводить расчет питания.

4. Искусственное вскармливание

Это такой вид вскармливания, при которомребенок в первом полугодии не получает материнского молока, питание осуществляется молочными смесями.

Основные правила искусственного вскармливания:        –

  1. систематически проводится расчет питания и энергетической ценности пищи;
  2. суточный объем пищи рассчитывается, как при естественном вскармливании;
  3. при введении прикорма и корригирующих добавок  сроки введения новых блюдрациональнее сдвинуть  на 2-4 недели раньше;
  4. промежутки между кормлениями должны бытьбольше, а количество кормлений меньше (до 3 мес. – 6 раз в сутки; с 3 до 12 мес. – 5 раз в сутки);
  5. смеси должны быть стерильными и согретыми до 40 градусов;
  6. отверстие соски должно быть небольшого размера, чтобы пища вытекала частыми каплями;
  7. горлышко бутылочки во время кормления должно быть всегда заполнено смесью;
  8. кормить можно только бодрствующего ребенка;

        9. после кормления ребенка необходимо подержать в вертикальном положении 5-10 минут и уложить в кроватку на бочок;

  1. смеси необходимо периодически, но не слишком часто, менять.

Молочные смеси

Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.

Различают смеси:

  1. по физическому состоянию – сухие и жидкие;
  2. по основному продукту -сладкие (на молоке) и кисломолочные (на кефире);
  3. по составу – простые и адаптированные.
  1. По физическому состоянию:

а) сухие – в виде порошка, который перед употреблением разводится горячей водой. Они лучше хранятся, их легче готовить, и это в основном – адаптированные смеси;

б) жидкие – в виде раствора на молоке или кефире. В них могут сохраняться важные биологические вещества, но, это преимущественно – простые смеси.

2. По основному продукту:

а) сладкие – на основе кипяченого молока;

б) кисломолочные – на основе кефира или творога.        

Преимущества кисломолочных смесей:

-легчеусваиваются, т. к. белок в них находится уже в створоженном состоянии;

-молочная кислота повышает секреторные функции пищеварительного тракта;

-эвакуация смеси из желудка более медленная и равномерная;

-содержат много витаминов группы В;

-создают неблагоприятную среду для болезнетворных микробов, вызывая их гибель;

-содержат умеренное количество сахаров.

Недостатки кисломолочных смесей:

  • усиливают выделение солей;
  • содержат много кислых радикалов, нейтрализация которых у детей затруднена;
  • содержат недостаточно        жиров;
  • содержат много белка с неадаптированнымаминокислотным составом.

В связи с этим кислые смеси принято давать один раз в сутки.

3. По составу:

а) простые – это смеси, изготовленные из коровьего молока (или кефира) и отвара круп (чаще всего в домашних условиях), которые существенно отличаются по составу от женского молока.

Разведение отваром круп  (а не водой) имеет ряд преимуществ:

  • повышается энергетическая ценность смеси;
  • получается сочетание трех углеводов (лактозы, сахарозы и крахмала), что существенно снижает процессы брожения в кишечнике;
  • улучшается аминокислотный состав смеси;
  • образуется более мелкий створоженный белок.

б)адаптированные смеси, максимально приближенные по составу к женскому молоку, обычно изготавливаются фабричным способом, могут быть сладкими и кисломолочными.

5. Коррекция питания

Производится с помощью корригирующих добавок и прикормов всем детям грудного возраста, независимо от вида вскармливания.

Добавки  -это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, а также белков, жиров, углеводов, необходимых растущему организму.

Прикормы -это блюда, которыми полностью  постепенно заменяют материнское молоко или смеси.

Правила введения прикормов и добавок:

а)  новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки;

б) после каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди;

в) вводить новые блюда необходимо постепенно, начиная с малых доз, увеличивая дозу только после того, как ребенок хорошо перенесет предыдущую;

г) срок введения нового блюда – 1 неделя, и еще 1 неделя – для адаптации, т.о., интервал между двумя новыми блюдами должен быть 2 недели;

д) вводить одновременно только одно блюдо, переходить к следующему только после полного привыкания к предыдущему;

е) блюда должны быть однородными, без комочков, легко проглатываться.

Расчет питания

Суточный объем пищи рассчитывают:

–  первые 2 недели  –  по формуле Финкельштейна;

– с 2-х недель до 2 месяцев – 1/5 от массы тела;

  • с 2 до 4 месяцев – 1/6 от массы тела;
  • с 4  до 6 месяцев – 1/7 от массы тела;
  • с 6  до 9 месяцев -1/8 от массы тела;
  • с 9 до 12 месяцев – 1000 мл;
  • с 12 месяцев- 1200 мл.

Разовый объем пищи зависит от количества кормлений:

Vp = Vc :KK

Количество кормлений (КК):

  • до 1 месяца – 6-7 раз в сутки (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов);
  • c l до 5 месяцев – 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часов);
  • 5 до 12 месяцев – 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).

Сроки введения прикормов и добавок – см. таблицу.

6. Гипогалактия – снижение секреторной деятельности молочных желез.

Первичная или ранняя: возникает в первые 10 дней после родов, встречается редко (4-10%). Обычно связана с эндокринной патологией (расстройствогипоталамо-гипофизарно-яичниковой регуляции).

В развитии первичной гипогалактии в некоторых случаях имеет место перенесенная операция кесарево сечение. Причиной гипогалактии в этих случаях являются отсутствие родовой деятельности (по причине того же расстройства регуляции), невозможность приложить ребенка к груди в ближайшие часы после родов,отсутствие психологического стимула к лактации в послеродовом периоде, послеоперационное состояние.

Вторичная (или поздняя): возникает через 10 дней после родов. Встречается чаще.

Причины:

  • отсутствие у женщины и ее семьи настроя на кормление грудью;
  • позднее прикладывание к груди (раннее прикладывание к груди способствует созреванию молочных желез). Важно, чтобы при кормлении новорожденный высасывал  все молозиво, имеющееся к этому моменту в груди матери. Это способствует стимуляции лактации. Сам процесс сосания тоже стимулирует лактацию;
  • неправильное прикладывание без охвата ареолы соска (это приводит к неэффективному извлечению молока из груди, а если грудь не опорожняется, секреция молока прекращается);
  • редкое прикладывание ребенка к груди (частое кормление стимулирует лактацию при условии интенсивного сосания);
  • применение сосок-пустышек;
  • снижение сосательной активности ребенка при заболеваниях. Чем сильнее и упорнее новорожденный сосет грудь, тем больше молока приходит «на его зов» даже у женщин с оченьмаленькими молочными железами;
  • психологическая неуверенность матери в достаточности молока;
  • заболевания матери, осложнения беременности, родов, послеродового периода: маститы, трещины сосков;

– нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая нагрузка, нарушение сна и т.д.);

  • неудовлетворительное питание кормящей женщины, т.к. стимуляция лактации и питание матери неразрывно связаны между собой;
  • отсутствие поддержки успешности грудного вскармливания со стороны семьи, друзей, медработников.

Неспособность к грудному вскармливанию у матерей встречается крайне  редко!

Банк контрольных вопросов

  1. АФО пищеварительной системы у новорожденных и детей грудного возраста.