Грудное вскармливание и его влияние на развитие ребенка
Грудное вскармливание, это бесценный дар природы, позволяющий ребенку развиваться правильно. Содержание полезных веществ в женском молоке настолько велико и так тщательно сбалансировано, что его можно назвать настоящим чудом, даже в наш современный век.
Воздержание от него неизбежно ведет к увеличению риска заболеваемости и ухудшению общего состояния здоровья населения. Обычно, чтобы ребенок как можно скорее избавился от хронического заболевания, родители прилаживают все усилия: посещают врачей, корректируют рацион, выполняют назначенные процедуры и вводят витамины. Грудное вскармливание, к сожалению, не всегда включено в этот список. Между тем, это просто питание, а профилактика множества заболеваний и первый шаг к повышению здоровья и умственных способностей поколения. Ученые неоднократно доказывали его полезное влияние на развитие, сегодня мы познакомим вас с исследованиями, открывающими влияние маминого молока на здоровье.
Грудное вскармливание и здоровье дыхательной системы
Вероятность респираторных заболеваний в первый год жизни сокращается на 72%, если малыш находился на естественном питании не меньше 100 дней. Малыши, которых кормили грудью меньше, подвержены риску развития пневмонии в 4 раза больше, чем крохи, находящиеся на материнском молоке более полгода. Угроза возникновения бронхита при кормлении дольше 4-х месяцев уменьшается на 74%, а риск серьезных простудных заболеваний — на 63% .
Здоровье пищеварительной системы
Снижается возможность желудочно-кишечных инфекций на 64%, защитный эффект сохраняется в течение 60 дней после отлучения от груди. Уменьшается вероятность некротизирующего воспаления кишечника на 77% у недоношенных крох.
Профилактика синдрома внезапной детской смерти
Уменьшается вероятность СВДС на 36%. Установлено, что если 90% младенцев в мире будут находиться на исключительно грудном вскармливании первые полгода жизни, это снизит общий уровень детской смертности во всех странах на 13%.
Аллергические реакции
Грудное вскармливание на протяжении 3-4 месяцев снижает заболеваемость клинической астмой, атопическим дерматитом и экземой на 27% среди населения с низким уровнем риска и до 42% у младенцев с генетической расположенностью.
Глютеновая болезнь
Существует прямая связь между материнским молоком и воздействием глютена на организм. Шанс проявления глютеновой болезни (целиакия) снижается на 52%, если женщина кормила грудью и одновременно вводила в прикорм продукты содержащие глютен.
Лишний вес
Индекс ожирения и здоровье среди подростков ниже на 15-30% если в детстве они находились на грудном вскармливании, по сравнению с теми людьми, кто вырос на искусственной смеси. Каждые 30 дней кормления снижает вероятность ожирения на 4%.
Диабет
Новорожденные, которых кормят не меньше 3-х месяцев, имеют на 30% больше шансов избежать диабета первого типа, благодаря отсутствию белка коровьего молока в первом питании.
Детская лейкемия и лимфома
Кормление в течении полугода и дольше предотвращает появление острого лимфоцитарного лейкоза на 20% и острого миелоидного лейкоза на 15%/ Кормление грудью меньше полугода уменьшает эти показатели до 12 и 10%.
Здоровье нервной системы
Замечены неврологические различия между детьми на грудном вскармливании и искусственной смеси. Ученые во время исследования учитывали факт социального влияния, домашней обстановки и экономического статуса. Исследование показало, что дети, находящиеся на грудном вскармливании дольше трех месяцев впоследствии получают более высокие баллы по IQ-тестам и показывают лучшую успеваемость в школьных учреждениях.
Нейродеструктивные значения для недоношенных детей:
- защищает незрелый организм от воздействия внешних факторов
- снижается риск неврологических проблем и гипертонии
- улучшается поглощение продуктов вводимых зондом или энтерально
- способствует увеличению белого вещества головного мозга
- снижается распространенность ретинопатии новорожденных
- уменьшается риск метаболического синдрома
Польза для здоровья женщины
Не исключаются и преимущества для матери — нормализуется кровяное давление, снижается риск развития диабета и сердечнососудистых заболеваний. Лактация длительностью 12 месяцев уменьшает вероятность появления рака молочной железы и яичников на 28%.
Также была подсчитана экономическая выгода, если более 90% матерей США будут кормить своих детей исключительно грудью в течение первых шести месяцев жизни, то экономия достигнет 13 миллионов долларов. В России подобное исследование не проводилось, но преимущества для здоровья и положительное влияние на экономику очевидны.
Источник
По оценкам,
недостаточность питания ежегодно приводит к 2,7 миллиона случаев смерти детей,
или к 45% всех случаев смерти детей. Кормление
детей грудного и раннего возраста является одним из важных направлений в
области улучшения выживаемости детей и содействия их здоровому росту и
развитию. Первые два года жизни ребенка особенно важны, так как оптимальное
питание в течение этого периода способствует уменьшению заболеваемости и
смертности, снижению риска хронических заболеваний и общему лучшему развитию.
Оптимальное грудное вскармливание критически важно — благодаря ему можно было
бы ежегодно спасать более 820 000 детей в возрасте до 5 лет. (1)
По оценкам, в 2016 году
во всем мире у 155 миллионов детей в возрасте до пяти лет наблюдались задержки
в росте (слишком низкий рост для своего возраста) у 52 миллионов детей было
низкое соотношение веса к росту, в то время как у 41 миллиона детей имелся
избыточный вес или ожирение.
Более 820 000 детей до 5 лет можно было бы ежегодно спасать благодаря оптимальному грудному вскармливанию всех детей с рождения до 23 месяцев. Грудное вскармливание повышает коэффициент умственного развития, улучшает посещаемость школ и связано с более высоким доходом во взрослой жизни.
Рекомендации ВОЗ и
ЮНИСЕФ по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста заключаются
в следующем:
- раннее начало грудного
вскармливания в течение часа после рождения ребенка; - исключительное грудное
вскармливание в течение первых шести месяцев жизни; - введение надлежащего
питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с
продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и
больше.
О ВАЖНОСТИ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
Грудное молоко является
самым лучшим питанием для грудных детей, так как обеспечивает ребенка всеми
питательными веществами, которые ему нужны в первые 6 месяцев (26 недель)
жизни. Кроме того, в нем содержатся питательные вещества, которые удовлетворяют
уникальные потребности маленького человека, – некоторые незаменимые
полиненасыщенные жирные кислоты, некоторые молочные белки и железо в легко
усвояемой форме. Грудное молоко также содержит иммунологические и биологически
активные вещества, которых нет в детских питательных смесях промышленного
производства и которые обеспечивают защиту о микробных и вирусных инфекций, а
также могут способствовать адаптации и развитию кишечника новорожденного.
Оптимальным продуктом питания для ребенка первых месяцев жизни является материнское молоко, соответствующее особенностям его пищеварительной системы и обмена веществ, обеспечивающее адекватное развитие детского организма при рациональном питании кормящей женщины. Все нутриенты женского молока легко усваиваются, поскольку их состав и соотношение соответствуют функциональным возможностям желудочнокишечного тракта грудного ребенка, а также благодаря наличию в женском молоке ферментов (амилазы, липазы, фосфатазы, протеаз и др.) и транспортных белков. Грудное молоко является источником гормонов и различных факторов роста (эпидермального, инсулиноподобного и др.), которые играют важнейшую роль в регуляции аппетита, метаболизма, роста и дифференцировки тканей и органов ребенка. За счет присутствия антител, иммунных комплексов, активных лейкоцитов, лизоцима, макрофагов, секреторного иммуноглобулина А, лактоферрина и других биологически активных веществ грудное молоко повышает защитные функции детского организма. Олигосахариды, а также уровни белка и фосфора в женском молоке способствуют росту здоровой кишечной микрофлоры. В последние годы бифидо- и лактобактерии, определяющие становление иммунитета, обнаружены непосредственно в женском молоке.
Поэтому дети,
находящиеся
на естественном вскармливании, значительно реже болеют инфекционными
заболеваниями, развивают более стойкий поствакцинальный иммунитет. Протективные
свойства женского молока не ограничиваются только противоинфекционной защитой.
Грудное вскармливание снижает риск развития в последующие годы таких
заболеваний, как атеросклероз, гипертоническая
болезнь, сахарный
диабет, ожирение, лейкозы и др. У детей
на грудном вскармливании реже регистрируются случаи внезапной смерти.
Естественное
вскармливание оказывает благоприятное влияние на развитие центральной нервной системы
ребенка и
его психический статус. Единение матери и ребенка в процессе кормления грудью
оказывает глубокое взаимное эмоциональное воздействие. Отмечено, что дети,
которые вскармливались материнским молоком, отличаются гармоничным физическим
развитием, они более спокойны, уравновешены, приветливы и доброжелательны по
сравнению с детьми, находившимися на искусственном вскармливании, а
впоследствии сами становятся внимательными и заботливыми родителями. По
некоторым данным у детей, получавших грудное вскармливание, выше коэффициент
интеллектуального развития, что, возможно, отчасти связано и с наличием в
грудном молоке длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ДПНЖК),
необходимых для развития клеток головного мозга и сетчатки. В крови детей,
находящихся на грудном вскармливании, количество ДПНЖК достоверно выше, по
сравнению с детьми, получающими искусственное вскармливание.(2)
Преимущества грудного вскармливания для здоровья грудных детей и матерей
Некоторые защитные и другие биологические активные факторы, присутствующие
в грудном молоке
Одним из важнейших
факторов хорошего самочувствия и здоровья младенцев является грудное
вскармливание. Большинство семей, впервые столкнувшись с этой темой,
задаются целым рядом вопросов: почему грудное вскармливание так важно? как
правильно готовиться к кормлению малыша? как держать ребенка во время
кормления? как кормление влияет на кормящую
маму и многими другими.
Продолжительность
грудного вскармливания во многом зависит от техники прикладывания ребенка к
груди. Поэтому важно соблюдать следующие правила:
- возьмите малыша на руки
и примите удобное положение; - выдавите из соска каплю
молока и поведите соском по нижней губе малыша; - дождитесь, когда малыш
широко откроет рот; - вложите сосок ему в рот
так, чтобы нижняя губа ребенка была низко под соском; - проверьте, чтобы малыш
правильно захватил грудь; его губы вывернуты и захватывают ареолу; - вам не должно быть
больно, когда малыш сосет грудь.
Помощь при
гипогалактии (недостатке молока)
- Положительный настрой и
уверенность в своих силах. Поддержка в семье и общение с мамами, имеющими
положительный опыт грудного вскармливания. - Знание о лактационных
кризах (временное уменьшение выработки молока): на 3-6 неделе, 3,4, 7, 8
месяцах лактации. Продолжительность их не более 3-7 дней. Они не представляют
опасности для здоровья ребенка. В эти периоды надо увеличить частоту
прикладывания ребенка к груди. Нельзя предлагать ребенку молочную смесь из
бутылочки (в крайнем случае, можно предложить ее из ложечки). - Организуйте «свободный»
режим кормления. Не пропускайте ночные кормления. Увеличьте частоту
прикладывания к груди. Предлагайте обе груди в одно кормление. - В то время, когда
ребенок сосет одну грудь, проводите массаж другой груди и стимуляцию соска с
помощью пальцев. - Если ребенок долго спит,
а в груди есть молоко, сцедите его молокоотсосом. - Принимайте до 1,5-2
литров жидкости в сутки (за 10-15 минут до кормления и после кормления
выпивайте стакан теплого напитка). - Принимайте
специализированные продукты питания для кормящих матерей, лактогонные чаи,
витаминно-минеральные комплексы для кормящих женщин. - Перед каждым кормлением
производите орошение молочных желез теплым душем с их последующим массажем
мягким махровым полотенцем по часовой стрелке и продольными движениями от
основания груди к соску. - Полноценно питайтесь,
старайтесь высыпаться и избегать чрезмерной физической нагрузки.(3)
Источники
- https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding
- https://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog.pdf
- https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/98303/WS_115_2000FE_R.pdf
Шейкина Нина
Сотрудник Академии Специалистов Индустрии Здоровья, научный сотрудник НМИЦ СХХ А.Н. Бакулева
Источник
На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.
Что мы понимаем под общением?
Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.
Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).
Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.
Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности
Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.
Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.
Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!
Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?
Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!
Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.
Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно
Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!
Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.
Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!
Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.
В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.
Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник