Грудное молоко и умственное развитие ребенка
Для начала постараюсь облегчить жизнь модераторам и объясниться, почему поместила данный пост в сообщество для еще беременных мамочек. Это не ошибка, недопонимание или спам 🙂 Дело в том, что часто то или иное отношение к ГВ формируется у женщины еще во время беременности: кто-то планирует, хочет и пытается узнать побольше, кто-то изначально чувствует, что это – “не ее вариант”, большинство – почитывают литературу, но будут решать по ситуации после рождения ребенка. Сложно переубедить женщину, уже принявшую свое решение, но я очень надеюсь, что информация в моем посте поможет определиться тем, кто еще в поиске “своего варианта”.
На протяжении многих лет, женщины разделились на приверженцев ГВ и тех, кто в силу обстоятельств либо личных предпочтений предпочел искусственное вскармливание. Последние лет 20 ученых и медиков начало интересовать, имеет ли ГВ какие-то долгосрочные эффекты на развитие ребенка или все заканчивается на избегании проблем с пищеварением и иммунитете. Весьма распространенной стала теория о возможном влиянии компонентов материнского молока на развитие мозга и нервной системы в целом благодаря особому составу жирных кислот и ростовых факторов. Как для человека, зарабатывающего себе на жизнь научной деятельностью, для меня показалось совсем недостаточно тех ” аргументов”, которые так часто приводятся в интернет-статьях и обсуждениях этого вопроса. Основная проблема в том, что чаще всего они не имеют ссылки на источник, либо сам источник – весьма ненаучного, а скорее публицистического характера. Я решила “покопать” в pubmed – одной из самых больших дата-баз по научным исследованиям и публикациям из рейтинговых научных журналов по всему миру.
Так же хотелось бы подчеркнуть, что информация, описанная ниже, является не более чем научными фактами для размышления. Я никого не осуждаю и не утверждаю, что мое мнение едино правильное 🙂 Если у Вас есть другие интересные источники по теме – буду рада их прочесть.
Начну с того, что до сих пор ведутся исследования состава человеческого молока и до сих пор нет полного списка компонентов. Каждый год выходят статьи от разных научных групп с уведомлением об идентификации того или иного ростового фактора, гормона, жирной кислоты и т.д. в молоке и его возможной роли на развитие ребенка. Раз в несколько лет обычно выходит review – обзорная статья по подбиванию итогов известного по данной теме на сегодня. Последний большой обзор датируется февралем 2014 года и я настоятельно рекомендую его прочитать. В нем очень подробно расписан состав материнского молока по биологическим и химическим компонентам в разные фазы и периоды грудного вскармливания. Меня лично очень заинтересовал один небольшой абзац в разделе о факторах роста :
“Growth and development of the enteral nervous system: Neuronal growth factors
The immaturity of the newborn intestine extends to the enteral nervous system, which requires brain-derived neurotrophic factor (BDNF) and glial cell-line derived neurotrophic factor (GDNF) for its development.BDNF can enhance peristalsis, a function which is frequently impaired in the pre-term gut.Rodents who lack GDNF display a profound loss of neurons in the ENS. BDNF, GDNF, and a related protein, ciliary neurotophic factor (CNTF), are detected in human milk up to 90 days after birth. In human cells, breast milk-derived GDNF increases neuron survival and outgrowth.”
Иными словами, нервная система ребенка продолжает свое развитие и после рождения. Первые 90 дней после родов в материнском молоке детектируются ростовые факторы, необходимые для быстрого роста нейронов и повышения их выживаемости. У крыс с недостатком этих факторов отмечалось меньшее количество нейронов и их нехватка.
В этом году также вышло 2 занимательных научных статьи, посвященные поискам дальносрочных эффектов ГВ. Первое исследование проводилось несколькими группами ученых в Нидерландах. Был привлечен 3761 ребенок в возрасте 6 лет. Ученые пытались найти связь между уровнем интеллекта детей в этом возрасте (IQ) и длительностью кормления материнским молоком в раннем возрасте. При статистическом анализе учитывались так же корректировки на IQ родителей, их социальное положение и стиль жизни. В результате сначала была установлена положительная взаимосвязь между интеллектуальным развитием детей и продолжительностью кормления грудью, однако при учете социального положения и стиля жизни родителей она нивилировалась :
“We observed an initial association between breastfeeding duration and child IQ conferring an advantage of 0.32 (0.20 to 0.44) points for each additional month of breastfeeding. This association strongly attenuated to 0.09 (-0.03 to 0.21) points after adjustment for child factors, sociodemographic factors, parental lifestyle factors and maternal IQ. Similarly, the associations with breastfeeding duration as a categorical variable largely disappeared after confounding factors were added to the models.
CONCLUSIONS:
The association between breastfeeding and child IQ can be largely explained by sociodemographic factors, parental lifestyle and maternal IQ. Our results cannot confirm beneficial effects of breastfeeding on child intelligence.”
Вторая работа была опубликована группой из Бразилии и посвящена изучению уже взрослых индивидов ( 30 лет). Всего участвовало 3493 человека 30-летнего возраста, рожденных в Пелотасе (Бразилия). Использовалась информация о длительности грудного вскармливания, полученная в их раннем детстве педиатрами, а также проводилось тестирование IQ уже взрослых индивидов. Ученые так же интересовались информацией об образовании и среднемесячном доходе. Было установлено, что участники, которые были на ГВ 12 месяцев и более, имели более высокие показатели IQ, больше годов обучения и более высокий ежемесячный доход, чем те, кто получал материнское молоко меньше 1 месяца:
“We identified dose-response associations with breastfeeding duration for IQ and educational attainment. In the confounder-adjusted analysis, participants who were breastfed for 12 months or more had higher IQ scores (difference of 3·76 points, 95% CI 2·20-5·33), more years of education (0·91 years, 0·42-1·40), and higher monthly incomes (341·0 Brazilian reals, 93·8-588·3) than did those who were breastfed for less than 1 month. The results of our mediation analysis suggested that IQ was responsible for 72% of the effect on income.
INTERPRETATION:
Breastfeeding is associated with improved performance in intelligence tests 30 years later, and might have an important effect in real life, by increasing educational attainment and income in adulthood.”
Еще одно интересное исследование на данную тему было проведено учеными из Великобритании в 2011 году. Использовались данные по Британии ( около 5000 случаев) и Бразилии (около 1000 случаев) для исключения возможного социо-демографического и культурного влияния на результаты. Ученые пытались найти связь между ГВ и таким параметрами, как интеллект, наличие излишнего веса и высокого кровяного давления. Вот их результаты:
“CONCLUSION: While reported associations of breastfeeding with child BP and BMI are likely to reflect residual confounding, breastfeeding may have causal effects on IQ. Comparing associations between populations with differing confounding structures can be used to improve causal inference in observational studies.”
То есть, не смотря на то, что связь ГВ с кровяным давлением или ожирением не была обнаружена, ГВ может иметь отдаленные эффекты на интеллектуальное развитие.
Лично у меня после прочтения выше приведенной информации в голове сложилось однозначное “ЗА” грудное вскармливание. Понятно, что далеко не всем это дается легко и часто возникают проблемы и даже ситуации, когда надо побороться за налаживание ГВ. НО. Это все – здоровье и успешное развитие наших детей и оно однозначно стоит вложенных в него усилий. К сожалению есть случаи, когда от ГВ приходится отказаться по медицинским причинам. Именно ради этих людей и работают научные группы и институты, проводящие все эти исследования и пытающиеся понять, каких именно компонентов не хватает в искусственных смесях для более эффективного роста детей. Ну и напоследок хочется пожелать всем легкого завершения беременности 🙂
Источник
Исследование установило, что материнское молоко не влияет или очень мало влияет на интеллект: интеллектуальные возможности младенца – это в большей степени наследственность.
На протяжении почти 80 лет ученые устанавливают, что у детей, которых кормят грудью, IQ выше, чем у тех, кого кормят смесью или коровьим молоком, и это заставляет думать, что грудное молоко связано с интеллектом. Но новое исследование наводит на мысль, что причина, возможно, проще: дети, вскормленные грудью, умнее, потому что умнее их матери. Более высокий уровень образования и стимулирующая домашняя атмосфера тоже играют свою роль.
Исследование, проведенное Советом медицинских исследований Университета Эдинбурга, проанализировало данные о 5475 детях и 3161 матери из США, собранные в ходе долгосрочного исследования молодежи в 1979 году. Ученые учитывали множество факторов, включая наличие или отсутствие грудного вскармливания, обстановку дома, социально-экономический статус, а также интеллект, расовую принадлежность и образование матери.
Выводы показали, что грудное вскармливание выглядело преимуществом для интеллекта ребенка, когда рассматривалось изолированно. Но как только были учтены такие факторы, как материнский интеллект, домашняя обстановка и IQ, грудное вскармливание получило менее половины балла с точки зрения влияния на интеллект ребенка. По мнению ученых, разница настолько мала, что ее можно не учитывать. «Это абсолютная мелочь», – заявил Джефф Дер, статистик из отдела изучения общества и здравоохранения Совета медицинских исследований, который руководил работой.
Дальнейшее исследование, сравнение данных по братьям и сестрам выборки, одного из которых кормили грудью, а другого нет, подтвердило выводы, показав, что разницы в их умственных способностях нет. «Грудное вскармливание не имеет никакого или имеет очень малое воздействие, – говорится в исследовании, опубликованном в онлайновой версии журнала British Medical Journal. – Хотя у грудного вскармливания много преимуществ для ребенка и матери, увеличение детского интеллекта вряд ли входит в их число».
Исследователи, однако, обнаружили прямую связь между интеллектом матери и вероятностью, что она будет кормить грудью. Увеличение на 15 пунктов IQ интеллекта матери больше чем удваивало вероятность грудного вскармливания, а это повышало вероятность того, что мать с IQ 115 изберет грудной способ вскармливания, более чем в два раза по сравнению с женщиной, имеющей IQ 100. Образование играло почти такую же большую роль в решении женщины кормить грудью, кроме того, матери, кормившие грудью, чаще были старше, образованнее, финансово успешнее и обеспечивали более стимулирующую атмосферу дома.
В Британии 76% женщин начинают кормить грудью, но лишь 28% дотягивают до четырех месяцев ребенка, несмотря на рекомендации министерства здравоохранения не давать ребенку молочную смесь, пока ему не исполнится шесть месяцев. Молодые, менее образованные и обеспеченные женщины с меньшей вероятностью кормят грудью.
Дер сказал: «Известен факт, что есть большая разница между женщинами, которые кормят грудью, и теми, которые не кормят. Неизвестно было, является ли статус и семейная ситуация матери, кормящей грудью, достаточным объяснением заметной разницы IQ. Мы установили, что это так. Интеллект не определяется грудным вскармливанием. Дети, вскормленные грудью, умнее, потому что умнее их матери».
Но Рози Доддс, исследователь Национального фонда деторождения и консультант по грудному вскармливанию, заявила, что опубликованное в прошлом году исследование, проведенное на Филиппинах, где малоимущие матери кормят грудью, наводит на мысль о связи между грудным молоком и интеллектом. Дети, которых дольше кормили грудью, набирали больше баллов при проверке интеллекта в возрасте 8 и 11 лет.
Дальнейшее исследование, проведенное в Университетском колледже Лондона и опубликованное в сентябре, подталкивает к мысли, что у младенцев, которых никогда не кормили грудью, на 50% выше вероятность достичь определенных показателей развития позже, чем их достигают те, кого кормили только грудью до четырех месяцев. Исследователи связывают это с «каким-то компонентом или компонентами грудного молока или свойствами грудного вскармливания», а не с тем, что мать умнее. Другое исследование предполагает, что недоношенные дети – у которых другие требования к питанию, чем у детей, родившихся в срок, – повышают свой IQ на пять пунктов, если получают грудное молоко. Таких младенцев не включали в новое исследование. Дер подчеркнул, что ученые не стремились принизить значение грудного вскармливания, которое, «безусловно, разумное дело».
Иан Дири, психолог из Университета Эдинбурга, заявил, что другие исследования принимали в расчет образование матери, но нынешнее подтвердило необходимость анализировать IQ.
Почему грудь лучше всего?
Грудное вскармливание помогает переходу ребенка в этот мир, устанавливает связи и укрепляет иммунитет. Другие преимущества: оно вдвое снижает риск респираторных инфекций до семилетнего возраста, снижает риск диареи, астмы, экземы и аллергий, инфекционного менингита, инсулинозависимого диабета и ушных инфекций. У детей, вскормленных грудью, меньше вероятность ожирения, так как они регулируют количество пищи, которое им нужно, и у младенцев, которых дольше кормили грудью, меньше вероятность ожирения в старшем возрасте. Грудное вскармливание дает матери некоторую защиту от рака молочной железы и матки.
Почему же не все кормят грудью?
Смущение; отсутствие поддержки со стороны родственников или акушерок; боль, если ребенок неправильно захватывает сосок, или мастит – воспаление молочной железы, требующее антибиотиков, у матери. Возвращение на работу тоже означает прекращение грудного вскармливания.
Кто кормит?
Хотя 76% матерей начинают грудное вскармливание, старшие женщины из более высоких экономических групп с большей вероятностью кормят грудью. Начинают 88% женщин, имеющих квалификацию, и 65%, занятых ручной работой.
Каковы официальные рекомендации?
Министерство здравоохранения рекомендует женщинам кормить исключительно грудью – то есть не давать смеси, молоко и другую пищу – пока ребенку не исполнится шесть месяцев. Всемирная организация здравоохранения рекомендует грудное кормление «до двух лет и дольше».
// The Guardian (Inopressa.ru)
Росбалт, 05/10/2006, Новости вне формата 11:18
*****************************************************************
о как, оказывается
Источник
На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.
Что мы понимаем под общением?
Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.
Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).
Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.
Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности
Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.
Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.
Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!
Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?
Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!
Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.
Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно
Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!
Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.
Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!
Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.
В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.
Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник