Громова развитие речи ребенка раннего возраста
УДК 373 ББК 74.1005 Г87
Рецензенты:
Базжина Т. В., канд. фил. наук, доцент кафедры лингвистики РГГУ. Черкасова Е.Л., канд. лед. наук, ст. науч. сотрудник ИКП РАО.
Громова О.Е.
Г87 Методика формирования начального детского лексикона. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с. (Серия «Программа развития».) I8ВN 5-89144-296-5
В книге впервые представлена целостная методика стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего возраста: организационные требования к проведению занятий, анкета для определения актуального уровня речевого развития, методика наблюдения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических занятий, автором разработан специальный стимульный материал к данной методике.
^
ББК 74.1
Громова Ольга Евгеньевна МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ЛЕКСИКОНА
Редактор В. В. Дремова Корректор Л. Н. Васильева Художник Е. В. Кустарова Компьютерная верстка Л. М. Ляпиной, И. В. Анохиной Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00 г. Гигиенический сертификат № 77.99.10.953.Д.006214.10.01 от 26.10.2001 г.
Подписано к печати 24.12.02. Формат 60х90’/|б. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 11,0. Тираж 10 000 экз. Заказ № 2585.
Издательство «ТЦ Сфера» 129164, Москва, Маломосковская ул., 21. Тел: (095) 216-37-72, 107-59-15.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.
I5ВN 5-89144-296-5 © ООО ТЦ «Сфера», 2003
Введение
Углубленная разработка основного содержания и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей становится на сегодняшний день одним из стратегических направлений развития детской логопедии. Именно с ним мы связываем ближайшие перспективы совершенствования системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.
В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. В. Чиркиной была разработана методика формирования начального детского лексикона детей с нормальным слухом и сохраненными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи (ОНР, группа риска) в условиях ДОУ компенсирующего вида. Эти занятия могут быть также проведены в массовом детском саду с детьми раннего возраста, которые несколько «отстали» в своем речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.
У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой достаточно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Поэтому мы приводим в методических рекомендациях и приложении некоторые наиболее яркие и характерные отличия начального детского лексикона для разных типов отклонений в развитии детской речи (ОНР, ЗРР). Однако приоритетную роль в точной диагностике мы, так же как и большинство специалистов, работающих в этой области специальной педагогики, отводим собственно коррекционным занятиям, в процессе которых подтвердятся предварительные педагогические заключения о характере речевого нарушения у ребенка раннего возраста.
Предложенная система формирования начального детского лексикона может быть использована и для нормально развивающихся детей второго года жизни, например, в индивидуальной работе с ребенком старше 1 года 6 месяцев, который уже произнес несколько своих первых слов, для стимуляции его дальнейшего речевого развития. С учетом этих возможностей мы приводим в тексте занятий некоторые пояснения, адресованные воспитателям и родителям очень маленьких детей (до 2 лет). Эти рекомендации содержатся только в I и II частях Основного курса. Задания III части ориентированы на детей более старшего возраста (2 года 6 месяцев — 3 года), которые в силу тяжести своего речевого нарушения будут нуждаться в длительном логопедическом воздействии.
Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происходит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. Однако малышу обычно очень трудно сосредоточиться на одном конкретном предмете, его признаках или на действиях, выполняемых с этим предметом. Часто ребенок не может сконцентрировать свое внимание на заданиях, которые ему предлагают выполнить родители или воспитатели, стремясь стимулировать его речевое развитие («Кто это? Что это? Как говорит кошечка? Как зовут эту куклу?»). Ребенок отвлекается и, кажется, совсем не хочет общаться со взрослыми с помощью слов. Иногда он может «позвать» какого-нибудь человека, «назвать» коротким, «приблизительным» словом хорошо знакомую игрушку, но упорно отказывается повторить сказанное еще раз или «выучить» новое слово.
Работая над развитием речи детей раннего возраста, мы воздействуем на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном периоде. Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения детьми родного языка имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разном темпе накопления малышами первых детских слов, во времени появления первых фраз и перехода к развернутой самостоятельной речи. Формирование начальных этапов речевого развития находится в зависимости от пола детей (как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков), особенностей социального окружения, условий медицинского обслуживания и педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Стремясь максимально приблизить наши занятия к естественному процессу усвоения детьми родного языка, мы специально на протяжении нескольких лет апробировали содержание занятий I и II этапов Основного цикла на детях в возрасте от 1 года 6 месяцев до двух лет в ДОУ № 2352 ЦАО г. Москвы (зав. О.В. Алексеева, ст. воспитатель Л.Ф. Дикова, воспитатели Г.Н. Мамедоразова, Е.В. Пузикова). Одновременно мы апробировали все материалы (подготовительный этап; I, II, III этапы Основного цикла) в экспериментальной диагностической группе для детей ясельного возраста при ДОУ компенсирующего вида № 1210 ЮЗАО г. Москвы (зав. Л.И. Гудскова, логопед НА. Земская).
Содержание опросника для родителей отрабатывалось нами при анкетировании родителей, дети которых посещали ДОУ № 2352 ЦАО, ДОУ № 1210 ЮЗАО и № 815 ЗАО (зав. Р.И. Тюркина, ст. логопед А.В. Сенчилло), а также при консультировании детей раннего возраста в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО.
^
Все занятия по развитию речи ребенка разделены нами на несколько основных этапов. Мы выделяем подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа Основного цикла (I этап — 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).
Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после пяти занятий) — итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.
Регулярно — один раз в два-три месяца — следует заполнять специальную анкету-опросник. Нужно это для того, чтобы определять уровень реального речевого развития ребенка и отслеживать динамику накопления пассивного и активного словаря. Анкету заполняет мама ребенка, потому что общение с матерью — наиболее естественная в раннем возрасте форма речевой коммуникации, адекватно отражающая особенности его речевой деятельности.
Проведению Основного цикла занятий предшествует подготовительный период, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости. К концу этого начального периода ребенок должен:
• привыкнуть к помещению, в котором будут проходить занятия, и знать свое место для игр;
• познакомиться с человеком, который будет проводить эти занятия, и эмоционально принять его в свой «ближний круг»;
• уметь непродолжительное время фиксировать свое внимание на определенных движениях, действиях этого взрослого, его мимике и жестах и по возможности подражать им;
• знать названия нескольких своих игрушек (например, мишка, кубик, мячик, машинка, кукла) и некоторые игровые действия с ними;
• выполнять обращенные к нему элементарные речевые инструкции типа: «Иди ко мне. Дай. Принеси. Возьми».
Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка с целью определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша.
Если ребенок достаточно хорошо развит для своего возраста, то, как правило, подготовительный период значительно сокращается, некоторые игровые задания уже знакомы малышу и не требуют дополнительного закрепления. Тогда целью подготовительного периода становится знакомство с новым взрослым, привыкание к нему и организация игрового взаимодействия между этим взрослым и ребенком.
К любым трудностям, с которыми вы столкнетесь на этом этапе, стоит присмотреться повнимательнее: в чем именно эта трудность состоит, от кого зависит ее преодоление — от вас или от ребенка, с которым вы занимаетесь. В случае стойких затруднений необходима консультация детского психолога, а также врачей в поликлинике по месту жительства (педиатра, невропатолога, окулиста, ЛОР-врача, сурдолога), потому что некоторые соматические или неврологические заболевания могут вызывать серьезные отклонения в развитии, которые влияют на становление не только речи, но и других психических функций. Так, перенесенный отит может вызвать временное или стойкое снижение слуха различной степени тяжести, которое негативно повлияет на нормальное развитие речи в онтогенезе.
Занятия Основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми раннего возраста. В мини- группу (три ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Если занятия проводятся дома, к ним привлекаются старшие дети, а если ребенок в семье единственный, то его родители. В начале Основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. Помните, что важна не столько длительность занятия, сколько его результативность. Самое главное — добиться поставленной цели. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог «заниматься» до 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за столом, «играть» с разными игрушками.
Итоговые занятия (в Основном цикле таких занятий 10) следует проводить со всеми детьми в группе.
Итак, программа Основного цикла предусматривает три этапа занятий, которые при их проведении в условиях организованного обучения в дошкольных образовательных учреждениях целесообразно распределить по месяцам следующим образом:
• I этап (октябрь — ноябрь) — 18 занятий (из них 3 итоговых);
• II этап (декабрь — февраль) — 24 занятия (из них 4 итоговых);
• III этап (март — апрель) — 18 занятий (из них 3 итоговых).
В сентябре проводится обследование состояния речи, а также — индивидуальные занятия для определения уровня слухового и зрительного внимания каждого ребенка.
В конце учебного года (в мае) зарезервировано время для проведения тех занятий, которые могли быть не проведены в связи с отсутствием большинства детей в группе (по болезни), а также по другим причинам.
Для осуществления динамического наблюдения за развитием детской речи мы предлагаем использовать таблицы оценки индивидуальных достижений ребенка (заполняются специалистом, проводящим коррекционно-развивающие занятия после каждого итогового занятия) и опросник для родителей (заполняется мамой ребенка на подготовительном этапе и в конце II этапа Основного цикла).
Использование специально разработанного автором стимульного материала к методике делает работу по формированию начального детского лексикона значительно эффективней.
^
Итоговые занятия (10 занятий) служат для осуществления предварительной оценки результатов развития речи каждого ребенка на протяжении всего Основного цикла.
Мы стремились при разработке их содержания учитывать наиболее значимые, на наш взгляд, педагогические направления, на которые следует обращать внимание при проведении занятий по развитию речи детей раннего возраста. Конечно, предложенные показатели (их четыре) не могут быть одинаково сформулированы для каждого из трех этапов Основного цикла. Это определяется прежде всего тем, что за 60 занятий происходит качественный скачок в развитии детской речи, переход от первых детских слов к фразовой речи. Однако мы стремилась придерживаться некоторого единообразия при описании каждого из четырех показателей, которые, конечно, так же динамически видоизменялись, как и сама ранняя речевая продукция детей.
Детально анализируя ход всех занятий (все занятия, проводимые в диагностической группе, фиксировались на видеокамеру), мы убедились, что индивидуальный ход речевого развития каждого ребенка может быть достаточно точно прослежен с помощью предложенных показателей. Более того, наши педагогические наблюдения за детьми позволили с достаточной точностью выявить в группе тех детей, которые по ряду причин отстали от всей группы, и направить их на более подробное медицинское и психологическое обследование.
Ниже в обобщенном виде приводятся основные показатели развития ребенка и критерии их оценки для каждого ребенка в группе детей раннего возраста (эти же показатели включены в каждое итоговое занятие Основного цикла).
Этап I | 6-е занятие | 12-е занятие | 18-е занятие | ||
1. Уровень слухового и зрительного внимания | низкий | низкий | низкий | ||
средний | средний | средний | |||
высокий | высокий | высокий | |||
2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками | низкий | низкий | низкий | ||
средний | средний | средний | |||
высокий | высокий | высокий | |||
3. Наличие жестово-мимических средств коммуникации | отсутствуют | отсутствуют | отсутствуют | ||
очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | |||
используются | используются | используются | |||
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий | отсутствует | отсутствует | отсутствует | ||
очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | |||
используется | используется | используется | |||
этап 2 | 24-е занятие | 30-е занятие | ^ | 42-е занятие | |
1. Уровень слухового и зрительного внимания | низкий | низкий | низкий | низкий | |
средний | средний | средний | средний | ||
высокий | высокий | высокий | высокий | ||
2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками | низкий | низкий | низкий | низкий | |
средний | средний | средний | срелний | ||
высокий | ВЫСОКИЙ | высокий | высокий | ||
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | |
иногда используются | иногда используются | иногда используются | иногда используются | ||
используются часто | используются часто | используются часто | используются часто | ||
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | |
иногда используется | иногда используется | иногда используется | иногда используется | ||
используется часто | используется часто | используется часто | используется часто | ||
Этап III | 48-е занятие | ^ | 60-е занятие | ||
1. Уровень слухового и зрительного внимания | низкий | низкий | низкий | ||
средний | средний | средний | |||
высокий | высокий | высокий | |||
2. Динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения) | низкая | низкая | низкая | ||
средняя | средняя | средняя | |||
высокая | высокая | высокая | |||
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | ||
иногда используются | иногда используются | иногда используются | |||
используются часто | используются часто | используются часто | |||
4. Самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания) | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | ||
иногда используются | иногда используются | иногда используются | |||
используются часто | используются часто | используются часто |
Источник
Логопедическая помощь детям младенческого и раннего возраста
1. Современные подходы к пониманию причин задержки речевого развития: теория и практика логопедии раннего возраста
1.1 Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии
1.2 Основные причины патологии детской речи
2. Раннее выявление отклонений в развитии речи детей
2.1 Показатели психомоторного развития детей младенческого и раннего возраста
2.2 Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержками речевого развития (ЗРР)
2.3 Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей
3. Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста
3.1 Анализ опыта реализации отечественных и зарубежных программ по раннему вмешательству
3.1.1 Основные принципы и методы логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.1.2 Особенности организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.1.3 Основные направления логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.2 Программы ранней логопедической помощи детям с нарушениями в развитии
3.2.1 Комплексный подход к компенсации темповых задержек речевого развития (ЗРР) у детей раннего возраста
3.2.2 Особенности ранней логопедической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития (ЗПР)
3.2.3 Ранняя логопедическая помощь детям детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
3.2.4 Особенности ранней логопедической помощи детям с нарушениями слуха
3.2.5 Особенности ранней логопедической помощи детям с детским церебральным параличом (ДЦП)
3.2.6 Особенности ранней логопедической помощи детям с синдромом Дауна
3.2.7 Программы раннего вмешательства для детей с тяжелыми и множественными нарушениями
3.3 Применение компьютерных технологий при проведении коррекционных занятий и занятий по активизации речевого развития
Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни
(составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной).
Малышева Нина Васильевна д/с № 35 г. Пермь – слушатель курсов.
Созонова Е.В.
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1 ГОДА
С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Е.А.Стребелева “Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста”
Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бэйли
Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бэйли (продолжение)
Колотова Ирина Леонидовна, МАДОУ “ЦРР – д/с №35”
О.В. Закревская “Развивайся, малыш!” Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Клинические рекомендации
под редакцией
академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского
БАКЛАНОВА МАРИНА
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО
. — Изд. 2-е. – М. : Экзамен, 2004. – 127 с.
https://pedlib.ru/Books/3/0185/3_0185-103.shtml#book_p..
Гедеонова Ольга Юрьевна, учитель-логопед МАДОУ “Детский сад № 24” г.Березники
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Центр психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга, научный редактор Н.В. Серебрякова
Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. – М., 2003
Гагарина Наталья Николаевна, учитель-логопед МАДОУ “Детский сад № 44” г. Березники
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребёнка (0-3 года). Практическое руководство по тестированию, СПб, 2006
Гойнова Марина Николаевна,учитель-логопед МАОУ “СОШ №129” г.Перми
Коготкова Лариса Михайловна, учитель-логопед МАДОУ “Детский сад №175” г.Перми
Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей”.
Источник