Громова развитие речи ребенка раннего возраста

Громова развитие речи ребенка раннего возраста thumbnail

УДК 373 ББК 74.1005 Г87

Рецензенты:

Базжина Т. В., канд. фил. наук, доцент кафедры лингвистики РГГУ. Черкасова Е.Л., канд. лед. наук, ст. науч. сотрудник ИКП РАО.

Громова О.Е.

Г87 Методика формирования начального детского лексикона. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с. (Серия «Программа развития».) I8ВN 5-89144-296-5

В книге впервые представлена целостная методика стимулиру­ющего логопедического воздействия на детей раннего возраста: орга­низационные требования к проведению занятий, анкета для опре­деления актуального уровня речевого развития, методика наблю­дения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических занятий, автором разработан специальный стимульный материал к данной методике.

^

ББК 74.1

Громова Ольга Евгеньевна МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ЛЕКСИКОНА

Редактор В. В. Дремова Корректор Л. Н. Васильева Художник Е. В. Кустарова Компьютерная верстка Л. М. Ляпиной, И. В. Анохиной Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00 г. Гигиенический сертификат № 77.99.10.953.Д.006214.10.01 от 26.10.2001 г.

Подписано к печати 24.12.02. Формат 60х90’/|б. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 11,0. Тираж 10 000 экз. Заказ № 2585.

Издательство «ТЦ Сфера» 129164, Москва, Маломосковская ул., 21. Тел: (095) 216-37-72, 107-59-15.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.

I5ВN 5-89144-296-5 © ООО ТЦ «Сфера», 2003

Введение

Углубленная разработка основного содержания и методов ран­него воздействия на первых этапах становления вербальной ком­муникации у детей становится на сегодняшний день одним из стратегических направлений развития детской логопедии. Именно с ним мы связываем ближайшие перспективы совершенствования системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.

В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной пе­дагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, про­фессора Г. В. Чиркиной была разработана методика формирования начального детского лексикона детей с нормальным слухом и со­храненными предпосылками интеллектуального развития из груп­пы риска по общему недоразвитию речи (ОНР, группа риска) в условиях ДОУ компенсирующего вида. Эти занятия могут быть так­же проведены в массовом детском саду с детьми раннего возраста, которые несколько «отстали» в своем речевом развитии от сверст­ников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.

У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления сис­темного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой доста­точно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Поэтому мы приводим в методических рекомендациях и приложении некото­рые наиболее яркие и характерные отличия начального детского лек­сикона для разных типов отклонений в развитии детской речи (ОНР, ЗРР). Однако приоритетную роль в точной диагностике мы, так же как и большинство специалистов, работающих в этой области специаль­ной педагогики, отводим собственно коррекционным занятиям, в про­цессе которых подтвердятся предварительные педагогические заклю­чения о характере речевого нарушения у ребенка раннего возраста.

Предложенная система формирования начального детского лек­сикона может быть использована и для нормально развивающихся детей второго года жизни, например, в индивидуальной работе с ребенком старше 1 года 6 месяцев, который уже произнес несколько своих первых слов, для стимуляции его дальнейшего речевого раз­вития. С учетом этих возможностей мы приводим в тексте занятий некоторые пояснения, адресованные воспитателям и родителям очень маленьких детей (до 2 лет). Эти рекомендации содержатся только в I и II частях Основного курса. Задания III части ориентированы на детей более старшего возраста (2 года 6 месяцев — 3 года), которые в силу тяжести своего речевого нарушения будут нуждаться в длительном логопедическом воздействии.

Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происхо­дит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. Однако малышу обычно очень трудно сосредоточиться на одном конкретном предмете, его признаках или на действиях, выполняе­мых с этим предметом. Часто ребенок не может сконцентрировать свое внимание на заданиях, которые ему предлагают выполнить родители или воспитатели, стремясь стимулировать его речевое раз­витие («Кто это? Что это? Как говорит кошечка? Как зовут эту куклу?»). Ребенок отвлекается и, кажется, совсем не хочет общать­ся со взрослыми с помощью слов. Иногда он может «позвать» како­го-нибудь человека, «назвать» коротким, «приблизительным» сло­вом хорошо знакомую игрушку, но упорно отказывается повторить сказанное еще раз или «выучить» новое слово.

Работая над развитием речи детей раннего возраста, мы воздей­ствуем на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном пе­риоде. Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения детьми родного языка имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разном темпе накопления малышами первых детских слов, во времени появления первых фраз и перехода к раз­вернутой самостоятельной речи. Формирование начальных этапов ре­чевого развития находится в зависимости от пола детей (как прави­ло, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков), осо­бенностей социального окружения, условий медицинского обслужи­вания и педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Читайте также:  Диагностика развития нравственного воспитания у ребенка

Стремясь максимально приблизить наши занятия к естественно­му процессу усвоения детьми родного языка, мы специально на протяжении нескольких лет апробировали содержание занятий I и II этапов Основного цикла на детях в возрасте от 1 года 6 меся­цев до двух лет в ДОУ № 2352 ЦАО г. Москвы (зав. О.В. Алексеева, ст. воспитатель Л.Ф. Дикова, воспитатели Г.Н. Мамедоразова, Е.В. Пузикова). Одновременно мы апробировали все материалы (под­готовительный этап; I, II, III этапы Основного цикла) в экспери­ментальной диагностической группе для детей ясельного возраста при ДОУ компенсирующего вида № 1210 ЮЗАО г. Москвы (зав. Л.И. Гудскова, логопед НА. Земская).

Содержание опросника для родителей отрабатывалось нами при анкетировании родителей, дети которых посещали ДОУ № 2352 ЦАО, ДОУ № 1210 ЮЗАО и № 815 ЗАО (зав. Р.И. Тюркина, ст. логопед А.В. Сенчилло), а также при консультировании детей раннего возраста в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО.

^

Все занятия по развитию речи ребенка разделены нами на не­сколько основных этапов. Мы выделяем подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа Основного цикла (I этап — 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей груп­пы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).

Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после пяти заня­тий) — итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.

Регулярно — один раз в два-три месяца — следует заполнять специальную анкету-опросник. Нужно это для того, чтобы опреде­лять уровень реального речевого развития ребенка и отслеживать динамику накопления пассивного и активного словаря. Анкету за­полняет мама ребенка, потому что общение с матерью — наиболее естественная в раннем возрасте форма речевой коммуникации, адек­ватно отражающая особенности его речевой деятельности.

Проведению Основного цикла занятий предшествует подготови­тельный период, продолжительность которого варьируется в зави­симости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости. К концу этого начального периода ребенок должен:

• привыкнуть к помещению, в котором будут проходить заня­тия, и знать свое место для игр;

• познакомиться с человеком, который будет проводить эти за­нятия, и эмоционально принять его в свой «ближний круг»;

• уметь непродолжительное время фиксировать свое внимание на определенных движениях, действиях этого взрослого, его мимике и жестах и по возможности подражать им;

• знать названия нескольких своих игрушек (например, мишка, кубик, мячик, машинка, кукла) и некоторые игровые действия с ними;

• выполнять обращенные к нему элементарные речевые инструк­ции типа: «Иди ко мне. Дай. Принеси. Возьми».

Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка с целью определить индивидуальный уровень развития слу­хового и зрительного внимания малыша.

Если ребенок достаточно хорошо развит для своего возраста, то, как правило, подготовительный период значительно сокращается, некоторые игровые задания уже знакомы малышу и не требуют дополнительного закрепления. Тогда целью подготовительного пе­риода становится знакомство с новым взрослым, привыкание к нему и организация игрового взаимодействия между этим взрос­лым и ребенком.

К любым трудностям, с которыми вы столкнетесь на этом эта­пе, стоит присмотреться повнимательнее: в чем именно эта труд­ность состоит, от кого зависит ее преодоление — от вас или от ребенка, с которым вы занимаетесь. В случае стойких затруднений необходима консультация детского психолога, а также врачей в поликлинике по месту жительства (педиатра, невропатолога, окули­ста, ЛОР-врача, сурдолога), потому что некоторые соматические или неврологические заболевания могут вызывать серьезные откло­нения в развитии, которые влияют на становление не только речи, но и других психических функций. Так, перенесенный отит может вызвать временное или стойкое снижение слуха различной степени тяжести, которое негативно повлияет на нормальное развитие речи в онтогенезе.

Занятия Основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми раннего возраста. В мини- группу (три ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимаю­щий обращенную к нему речь. Если занятия проводятся дома, к ним привлекаются старшие дети, а если ребенок в семье единственный, то его родители. В начале Основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. Помните, что важна не столько дли­тельность занятия, сколько его результативность. Самое главное — добиться поставленной цели. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог «заниматься» до 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за сто­лом, «играть» с разными игрушками.

Читайте также:  Мультфильмы для ребенка 3 лет развивающие для развития речи

Итоговые занятия (в Основном цикле таких занятий 10) следует проводить со всеми детьми в группе.

Итак, программа Основного цикла предусматривает три этапа занятий, которые при их проведении в условиях организованно­го обучения в дошкольных образовательных учреждениях целесо­образно распределить по месяцам следующим образом:

• I этап (октябрь — ноябрь) — 18 занятий (из них 3 итоговых);

• II этап (декабрь — февраль) — 24 занятия (из них 4 итоговых);

• III этап (март — апрель) — 18 занятий (из них 3 итоговых).

В сентябре проводится обследование состояния речи, а также — индивидуальные занятия для определения уровня слухового и зри­тельного внимания каждого ребенка.

В конце учебного года (в мае) зарезервировано время для прове­дения тех занятий, которые могли быть не проведены в связи с отсутствием большинства детей в группе (по болезни), а также по другим причинам.

Для осуществления динамического наблюдения за развитием детской речи мы предлагаем использовать таблицы оценки инди­видуальных достижений ребенка (заполняются специалистом, проводящим коррекционно-развивающие занятия после каждого ито­гового занятия) и опросник для родителей (заполняется мамой ребенка на подготовительном этапе и в конце II этапа Основного цикла).

Использование специально разработанного автором стимульного материала к методике делает работу по формированию начального детского лексикона значительно эффективней.
^

Итоговые занятия (10 занятий) служат для осуществления пред­варительной оценки результатов развития речи каждого ребенка на протяжении всего Основного цикла.

Мы стремились при разработке их содержания учитывать наибо­лее значимые, на наш взгляд, педагогические направления, на ко­торые следует обращать внимание при проведении занятий по раз­витию речи детей раннего возраста. Конечно, предложенные пока­затели (их четыре) не могут быть одинаково сформулированы для каждого из трех этапов Основного цикла. Это определяется прежде всего тем, что за 60 занятий происходит качественный скачок в развитии детской речи, переход от первых детских слов к фразовой речи. Однако мы стремилась придерживаться некоторого единооб­разия при описании каждого из четырех показателей, которые, ко­нечно, так же динамически видоизменялись, как и сама ранняя речевая продукция детей.

Детально анализируя ход всех занятий (все занятия, проводимые в диагностической группе, фиксировались на видеокамеру), мы убе­дились, что индивидуальный ход речевого развития каждого ребен­ка может быть достаточно точно прослежен с помощью предложен­ных показателей. Более того, наши педагогические наблюдения за детьми позволили с достаточной точностью выявить в группе тех детей, которые по ряду причин отстали от всей группы, и напра­вить их на более подробное медицинское и психологическое обсле­дование.

Ниже в обобщенном виде приводятся основные показатели раз­вития ребенка и критерии их оценки для каждого ребенка в группе детей раннего возраста (эти же показатели включены в каждое ито­говое занятие Основного цикла).

Этап I6-е занятие12-е занятие18-е занятие
1. Уровень слухового и зрительного вниманиянизкийнизкийнизкий
среднийсреднийсредний
высокийвысокийвысокий
2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых рукаминизкийнизкийнизкий
среднийсреднийсредний
высокийвысокийвысокий
3. Наличие жестово-мимических средств коммуникацииотсутствуютотсутствуютотсутствуют
очень редкие проявленияочень редкие проявленияочень редкие проявления
используютсяиспользуютсяиспользуются
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действийотсутствуетотсутствуетотсутствует
очень редкие проявленияочень редкие проявленияочень редкие проявления
используетсяиспользуетсяиспользуется
этап 224-е занятие30-е занятие^ 42-е занятие
1. Уровень слу­хового и зритель­ного вниманиянизкийнизкийнизкийнизкий
среднийсреднийсреднийсредний
высокийвысокийвысокийвысокий
2. Уровень общей моторной ловко­сти, точность движений, выпол­няемых рукаминизкийнизкийнизкийнизкий
среднийсреднийсреднийсрелний
высокийВЫСОКИЙвысокийвысокий
3. Использование жестово-мимических и других

выразительных средств в общении

очень редкие проявленияочень редкие проявленияочень редкие проявленияочень редкие проявления
иногда

используются

иногда

используются

иногда

используются

иногда

используются

используются частоиспользуются частоиспользуются частоиспользуются часто
4. Самостоятель­ная речевая продукция, сопровождающая выполнение действийочень редкие проявленияочень редкие проявленияочень редкие проявленияочень редкие проявления
иногда используетсяиногда используетсяиногда используетсяиногда используется
используется частоиспользуется частоиспользуется частоиспользуется часто
Этап III48-е занятие^ 60-е занятие
1. Уровень слухового и зрительного вниманиянизкийнизкийнизкий
среднийсреднийсредний
высокийвысокийвысокий
2. Динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения)низкаянизкаянизкая
средняясредняясредняя
высокаявысокаявысокая
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общенииочень редкие проявленияочень редкие проявленияочень редкие проявления
иногда

используются

иногда

используются

иногда

используются

используются частоиспользуются частоиспользуются часто
4. Самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания)очень редкие проявленияочень редкие проявленияочень редкие проявления
иногда

используются

иногда

используются

иногда

используются

используются частоиспользуются частоиспользуются часто
Читайте также:  Дошкольные центры развития ребенка в минске

Источник

Логопедическая помощь детям младенческого и раннего возраста
1. Современные подходы к пониманию причин задержки речевого развития: теория и практика логопедии раннего возраста
1.1 Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии
1.2 Основные причины патологии детской речи
2. Раннее выявление отклонений в развитии речи детей
2.1 Показатели психомоторного развития детей младенческого и раннего возраста
2.2 Скрининговое и углубленное логопедическое обследование детей с задержками речевого развития (ЗРР)
2.3 Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей
3. Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста
3.1 Анализ опыта реализации отечественных и зарубежных программ по раннему вмешательству
3.1.1 Основные принципы и методы логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.1.2 Особенности организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.1.3 Основные направления логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
3.2 Программы ранней логопедической помощи детям с нарушениями в развитии
3.2.1 Комплексный подход к компенсации темповых задержек речевого развития (ЗРР) у детей раннего возраста
3.2.2 Особенности ранней логопедической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития (ЗПР)
3.2.3 Ранняя логопедическая помощь детям детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
3.2.4 Особенности ранней логопедической помощи детям с нарушениями слуха
3.2.5 Особенности ранней логопедической помощи детям с детским церебральным параличом (ДЦП)
3.2.6 Особенности ранней логопедической помощи детям с синдромом Дауна
3.2.7 Программы раннего вмешательства для детей с тяжелыми и множественными нарушениями
3.3 Применение компьютерных технологий при проведении коррекционных занятий и занятий по активизации речевого развития

Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни
(составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной).

Малышева Нина Васильевна д/с № 35 г. Пермь – слушатель курсов.

Созонова Е.В.
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1 ГОДА
С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Е.А.Стребелева “Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста”

Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бэйли

Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бэйли (продолжение)

Колотова Ирина Леонидовна, МАДОУ “ЦРР – д/с №35”
О.В. Закревская “Развивайся, малыш!” Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Клинические рекомендации
под редакцией
академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского

БАКЛАНОВА МАРИНА

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО
. — Изд. 2-е. – М. : Экзамен, 2004. – 127 с.
https://pedlib.ru/Books/3/0185/3_0185-103.shtml#book_p..

Гедеонова Ольга Юрьевна, учитель-логопед МАДОУ “Детский сад № 24” г.Березники
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Центр психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга, научный редактор Н.В. Серебрякова

Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. – М., 2003

Гагарина Наталья Николаевна, учитель-логопед МАДОУ “Детский сад № 44” г. Березники
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребёнка (0-3 года). Практическое руководство по тестированию, СПб, 2006

Гойнова Марина Николаевна,учитель-логопед МАОУ “СОШ №129” г.Перми

Коготкова Лариса Михайловна, учитель-логопед МАДОУ “Детский сад №175” г.Перми
Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей”.

Источник