Громова развитие речи ребенка от первых слов до первых фраз

Громова развитие речи ребенка от первых слов до первых фраз thumbnail

Громова О. Е.

Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз

Рекомендации родителям

Москва «Просвещение» 2007

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ОТ ПЕРВЫХ СЛОВ ДО ПЕРВЫХ ФРАЗ: РЕКОМЕНДАЦИИ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ

Ольга Евгеньевна Громова

I .Предисловие

2.Что такое начальный детский лексикон

З.Как происходит накопление слов в начальном детском лексиконе

4.Общие рекомендации к развитию речи маленького ребенка

5.Развиваем речь (от 1 года до 1г.3мес.)

6.Развиваем речь (от 2 г.Змес. до 1г.6мес.): игры и упражнения

7. Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 1,5 лет до 2 лет)

8.Развитие речи (от 1г.6.мес. до 1г.9мес.): игры и задания

9.Развитие речи (от 1г.9мес. до 2 лет): игр и занятия

10. Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 2 до 3 лет)

I1 .Развитие речи (от 2лет до 2 лет 6 мес.)
12.Развитие речи (от 2 лет 6 мес. до 3 лет).

13. Заключение

14. Приложения

14.1.Основные этапы развития языка и речи -таблицы (М.Э. Вернадская, О.Е. Громова)

14.2.Опросник для родителей (первые слова) О.Е. Громова

14.3.Опросник для родителей (самые – самые первые слова) О.Е. Громова

14.4. Анкета для родителей (О.Е. Громова)

14.5. Стихи для самых-самых маленьких: рассказываем и учим (вступление О.Е. Громова,
автор Т. А. Шарыгина).

Ваш малыш: учимся общаться друг с другом. От автора

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые шаги, произносит первые слова. Это время, когда за сравнительно небольшой срок ребенок учится говорить на родном языке, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

Если Вы – молодые родители, особенно если у Вас первенец, то наверняка Вы уже столкнулись с необходимостью решения многих вопросов, связанных с развитием, воспитанием и ранним обучением Вашего ребенка.

Цель нашей книги – рассказать родителям об основных закономерностях речевого развития в раннем вс’зрасте, предложить эффективные приемы для выявления первых успехов и первых проблем в развитии речи ребенка в возрасте 2-3 лет, познакомить с некоторыми педагогическими «подсказками», ! которые помогут взрослым активно влиять на темпы усвоения реС ‘нком новых слов и стимулировать их появление в самостоятельной :чк.

Причин возникновения проблем в развитии детской речи современной науке известно достаточно много,”но для родителей, прежде всего, важно знать, что свой путь в преодолении этих проблем любой ребенок может пройти только вместе с ними. Даже самый квалифицированный логопед или психолог не наблюдает Вашего ребенка также много, как Вы и члены Ва&гей семьи, а значит и максимальное влияние на ребенка оказывает Именно его близкое окружение – мама, папа, бабушка, дедушка, ^старшие братья и сестры.

Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и воспитывающим его взрослым. Общаясь с малышом, постарайтесь видеть в нем полноценного партнера в диалоге, интересуйтесь его мнением по самым, на Ваш взгляд, очевидным вопросам – только так Вы воспитаете в ребенке не просто собеседника, а станете для него самым лучшим Учителем и Другом.

Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз: рекомендации, игры, упражнения.

ЧТО ТАКОЕ: НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН?

Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет и чаще всего в их основе лежат звукоподражания.

Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь.Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести самостоятельно. Эти слова входят в его пассивный словарь.

Именно из первых слов малыша, и тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит, начинает складываться начальный детский лексикон-реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной язык.

При всех индивидуальных различиях между детьми, воспитывающихся в разных социальных условиях, начальный детский лексиконсодержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (имена окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия

животных и птиц, игрушек, продуктов питания, действия, определения, вопросительные слова и т.д.).

Примерный перечень слов, входящих в начальный детский лексикон, варьируется в зависимости, прежде всего, от возраста ребенка, а также – его половой принадлежности, семейного окружения, освоенных ребенком практических и игровых действий, познавательных сведений, полученных от родителей. Несмотря на такое разнообразие факторов, влияющих на речевое развитие конкретного ребенка, собственно перечень слов в начальном детском лексиконе ограничен особенностями познавательного развития в раннем возрасте и, как правило, не превышает 500 слов к 2 годам (имеется в виду суммарное значение активного и пассивного словарного запаса).

КАК ПРОИСХОДИТ НАКОПЛЕНИЕ СЛОВ В НАЧАЛЬНОМ ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ?

После произнесения первых нескольких слов в возрасте около 1 года, сначала дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период – обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов – когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Эти слова имеют чрезвычайно широкое лексическое значение, так что смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» -курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; р-р-р – собака, тигр, лев, рычит, страшно, боюсь.

К 1,5 годам многие дети говорят уже около 30-50 слов, которые произносятся сравнительно разборчиво – это связано с тем, что после 18 месяцев дети легко осваивают произвольные

Читайте также:  Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет читать

артикуляции: могут по показу взрослого вытянуть губы «трубочкой», растянуть их «в улыбку», «поболтать» языком из стороны в сторону. Это способствует дальнейшей активизации их артикуляционных возможностей, помогает детям повторить нужное слово вслед за взрослым.

Слова, которых после 1,5 лет становится в активном словаре все больше, приобретают более конкретные лексические значения, их можно соотнести с соответствующими морфологическими разрядами (зая – существительное, пить – глагол, тотам? – кто там? -вопросительное слово с указательным местоимением). Во втором полугодии второго года жизни ребенок «переводит» свой пассивный запас в активный, начинает говорить многие из слов, которые раньше только понимал, но не умел произносить самостоятельно. Ближе к двум годам (примерно в возрасте около 1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес.) этот поступательный процесс приобретает такой стремительный характер, что исследователи детской речи назвали этот период в развитии ребенка – «лексическим взрывом».

Активно повторяя за взрослым, малыш с энтузиазмом «учит» все новые и новые слова, иногда воспроизводя уже целые высказывания (идем гулять, Ваня пачет (плачет). И, наконец, примерно к 2 годам в речи ребенка появляются первые фразы, сконструированные самостоятельно из нескольких слов. Эти первые высказывания ребенка еще очень далеки от совершенства, в них преобладают наиболее хорошо усвоенные ребенком «лепетные» глаголы (бух, прыг, как – кап) в сочетании с номинациями (мама, дядя, имя ребенка). Однако их появление знаменует собой важнейший шаг, сделанный в коммуникативном развитии ребенка! Малыш теперь сам стремится «развернуть» свое высказывание,

чтобы донести информацию до своего собеседника в более понятной и, что самое важное, речевой форме.

МОЖНО ЛИ СРАЗУ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА СЕРЬЕЗНОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ?

Сразу определить серьезность нарушения речевого развития ребенка только на основании заполнения опросника по начальному детскому лексикону НЕЛЬЗЯ!

Известно, что индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Есть дети, которые начинают говорить свои первые слова, как и все, к 1 году, а затем надолго остаются в своем речевом развитии на уровне оперирования несколькими словами в сочетании с эмоционально – окрашенными возгласами и жестами.

Родителям важно знать, что одним из важнейших показателей динамики речевого развития ребенка в возрасте до 2 лет является не столько объем его активного словарного запаса (сколько слов произносит ваш малыш), а то, насколько хорошо он Вас понимает и способен реагировать на Ваше словесное обращение. По данным последних исследований, проводимых на кафедре детской речи РГПУ им. А.И. Герцена, нижней границей возрастной нормы для ребенка 2 лет является объем активного словаря около 50 слов при хорошем понимании обращенной речи.

Исследования детей с задержкой речевого развития, проводимые нами совместно с детским психологом М.Э. Вернадской в Институте коррекционной педагогики РАО показали, что хорошая речь является важнейшим показателем благополучия общего психического развития ребенка.Причем при всей субъективности оценки речевого развития ребенка с помощью опросника, родители могут достаточно точно проследить за позитивными изменениями в

словарном развитии своего малыша. Значительный опыт консультирования семей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии показал, что заполнение опросника по начальному детскому лексикону часто является первым шагом перед обращением родителей за помощью к специалистам.

Даже если при ознакомлении с нашим опросником Вам кажется, что «планка» развития речи, предложенная нами слишком высока для Вашего ребенка, не отказывайтесь от его заполнения.

Помните, что дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, и по темпу усвоения навыков речевого общения, динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные тендерные (половые) различия при усвоении родного языка как в норме, так и при девиантном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка.

Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеют клинического значения. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития языка и речи: их речевое развитие представляет самостоятельную проблему на протяжении всего дошкольного возраста, хотя большая часть из них и достигает нормального или близкого к нему уровня развития речи к началу обучения в школе.

Для некоторых детей даже в условиях раннего начала логопедической помощи проблемы речевого развития остаются актуальными и в школьные годы. Такие дети продолжают обучение

в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, демонстрируя стойкие трудности в овладении навыками чтения и письма, развитии монологической речи, а также ряд сопутствующих проблем: эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушения внимания, снижение объема памяти, моторную неловкость, нарушения межличностного общения и межперсональных связей в коллективе.

Позиция ведущих специалистов Института коррекционной педагогики состоит в том, что раннее выявление отклонений в развитии речи ребенка имеет следующие цели:

1. пропедевтику (предупреждение) стойких проблем в
его коммуникативном развитии,

2. профилактику речевого и поведенческого
негативизма,

3. максимально возможную стимуляцию речевого
потенциала ребенка в возрасте до 3 лет, т.к. именно
этот период считается особенно благоприятным для
развития детской речи.

Чтобы отграничить в раннем возрасте темповую задержку речевого развития от стойкого и сложного речевого нарушения с маленьким ребенком надо не позднее 2 лет начать работу по формированию начального детского лексикона. Только динамика дальнейшего развития речи ребенка покажет, с насколько серьезной проблемой специалисты и родители столкнулись в данном случае.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие для ребенка 5лет

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА, ЕСЛИ У НЕГО ОТМЕЧАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ В НАКОПЛЕНИИ

АКТИВНОГО СЛОВАРЯ?

Изучая формирование начального детского лексикона детей раннего возраста, мы ориентировались при оценке развития детской речи на такие общепринятые показатели нормы, как:

первые слова – к 1 году,

постепенное накопление словаря – к 18 месяцам,

«лексический взрыв» – в конце второго года жизни,

первая фраза – к 2 годам,

постепенное развертывание фразовой речи после 2 лет

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети на втором – третьем году жизни проходят в своем лексическом развитии огромный путь – от нескольких лепетных слов к построению развернутых высказываний.

Как помочь Вашему ребенку, если его лексическое развитие не укладывается в эти сроки?

Логопедам давно известно, что независимо от темпов овладения языком, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Выдающийся отечественный ученый Р.Е. Левина назвала их уровнями развития речи.

В таблице 1. приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом развитии (онтогенезе) и в случаях отклонений в развитии речи (речевого дизонтогенеза). В ней обобщаются данные по работам А.Н. Гвоздева и Р.Е. Левиной, а также дается их сопоставление с принятой в лингвистике детской речи (С.Н. Цейтлин) и дошкольной педагогике периодизацией.

Таблица 1.1.Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе.

Периодизация речевого развития С. Н. Цейтлин А.Н. Гвоздев Р.Е. Левина
Нормальный речевой онтогенез Речевой дизонтогенез

I. Доречевой этап: от рождения до одного года Дословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком) Регулярные наблюдения начались после одного года Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный, несистематизированный характер
II. Этап первичного освоения языка: от одного года до двух лет Этап однословных высказываний (до первых двух-компонентных высказываний) «Однословное предложение» 1.3. – 1.8. I. Первый уровень речевого развития (аномального): отмечается «отсутствие обще­употребительных средств общения». Автономная детская речь.
Этап начальных двукомпонентных высказываний (до первых трех-компонентных); «Предложение из двух слов-корней» 1.8. П. Второй уровень речевого развития : «начатки фразовой речи»
III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка Этап элементарных сложных предложений Период раннего речевого развития закончен: 3 года Усвоение грамматической структуры предложения 1.10.- 3.0. Звуковая сторона практически речи усвоена1 ( III. Третий уровень речевого развития: «обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя»

Любой ребенок с нормальным слухом и интеллектом проходит в своем речевом развитии через определенные стадии (уровни), причем стимулирующее воздействие на речь ребенка в случаях задержки речевого развития должно соответствовать именно той стадии (уровню) речевого развития, на которой он находится в настоящее время.

Таким образом, при отклонениях в развитии речи надо учитывать те методические рекомендации, которые соответствуют не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию.

1 За исключением некоторых звуков, имеющих в русском языке сложную артикуляцию – р,ш,ж.

Источник

Мы открываем рубрику «Вопрос недели», в которой будем выбирать самый интересный из ваших вопросов и отвечать на него. Вы можете писать свои вопросы в комментариях под еженедельным постом в социальных сетях. Обратите внимание, что ответы носят консультационный характер и не могут заменить личную консультацию специалиста. Поехали!

Сегодняшний вопрос: «Здравствуйте. Моему ребенку 1,9. Говорит 10 слов, но для коммуникации использует редко. Подскажите, что делать? Какие пособия приобрести?»

В целом, 10 слов в активном словаре может быть вариантом нормы в этом возрасте. Поэтому мы бы рекомендовали вам сконцентрироваться на оценке состояния речевых предпосылок малыша. Это поможет понять, стоит ли вам “бить во все колокола” или можно спокойно ждать, пока малыш подрастет. Подумайте, общается ли ребенок, используя доречевые средства: взгляд, жесты, мимику? Комфортно ли ему в своем теле? Ловок ли он? Повторяет ли действия окружающих? Понимает ли обращенную к нему речь?

Если на все эти вопросы вы не задумываясь ответили «ДА», мы посоветуем вам продолжать обогащать пассивный словарный запас малыша, развивать его двигательную сферу и ждать так называемого «лексического взрыва» – момента, когда ребенок начнет стихийно употреблять всё новые и новые слова.
Если же вы увидите недоразвитие на уровне предпосылок речи, мы настоятельно рекомендуем вам показать малыша специалисту.

Давайте разбираться. Как оценить развитие предпосылок речевого развития у малыша?

Проверьте, общается ли ребенок, используя доречевые средства?

Прежде всего, стоит вспомнить, что речь – это инструмент для общения. А общаемся мы не только с помощью слов, еще используя неречевые средства: взгляд, жесты, мимику, движения, картинки. Поэтому первое, на что стоит обратить внимание – сохранна ли у ребенка коммуникативная сфера. То есть общается ли он с помощью неречевых средств.

 Как он просит вас о чем-то? Может быть, показывает на то, что хочет, пальцем или обозначает желаемое жестами? Показывает картинку в надежде получить то, что на ней изображено? Смотрит то на вожделенный объект, то на вас, и побуждает вас достать желаемое? Зовет вас и показывает, чего хочет? Когда он произносит 10 слов, которые есть в активном словаре, зачем он это делает? Чтобы получить объект, который называет? Обычный ребенок в течение получаса просит множество раз. Понаблюдайте за вашим малышом. Чего он хочет прямо сейчас? Как он просит вас о желаемом?

Читайте также:  Положительные факторы влияющие на развитие ребенка

 Привлекает ли ребенок ваше внимание к тому, что его заинтересовало? Обычно в таких случаях малыш показывает на что-то впечатляющее взглядом и/или рукой, переводит взгляд на вас и ждет вашей реакции. А когда вы показываете ему что-то важное и интересное, он отслеживает, на что именно вы обратили его внимание и эмоционально реагирует на это. Умение устанавливать совместное внимание – основопологающий компонент общения.

Понаблюдайте за вашим ребенком. Следит ли он за вашим взглядом, жестами, смотрит ли в глаза, когда вы показываете ему что-нибудь интересное? Как часто он привлекает ваше внимание к интересному: словом ли, взглядом или жестом – не важно.  

  Делает ли ребенок что-нибудь вместе с вами? Способность к кооперативной, совместной деятельности – еще одна составляющая процесса коммуникации. Например, мама берет кружок от пирамидки, а малыш, не дожидаясь просьбы, подставляет штырек, чтобы надеть колечко. Или вы несете посуду на кухню, а малыш, видя это, открывает вам дверь. Все это – примеры кооперaтивного мышления.

Включите это видео. Обратите внимание, эксперементатор не просит малыша помочь ему. Каждый раз идея помочь взрослому приходит к ребенку изнутри, когда малыш понимает, что собеседник не справляется с ситуацией. Тогда карапуз оценивает ситуацию, определяет проблему и помогает взрослому ее решить. Проведите аналогичные пробы с вашим малышом. Оцените, понимает ли он, что вам нужна помощь? Как часто он оказывает ее?

Оцените, как ребенок владеет своим телом?

Второе, о чем нужно помнить, что общение – это взаимодействие двух людей. Главный инструмент, с помощью которого мы устанавливаем контакт с окружающими – наше тело.

 Важно понять, комфортно ли ребенку в своем теле, нет ли у него трудностей с обработкой и приемом информации от органов чувств? Чтобы понять это, можно пройти опросник и определить, есть ли у карапуза сенсорные симптомы, которые сигналят об особых потребностях ребенка. Оцените, оответсвует ли его сенсомоторное развитие норме? В этом поможет таблица из книги Эрнста Кипхарда, которая называется “Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития. От рождения до 4 лет”.

 Нет ли у ребенка сложностей с управлением своим телом, может ли он повторить за вами разные движения по просьбе? Повторяет ли он за другими разные действия с предметами? Может причмокнуть ртом, высунуть язык или повторить по просьбе другое артикуляционное действие? А какой-нибудь звук или слог? Последовательность из нескольких разных слогов? Например му-ка? Или ды-ня?

Оцените, понимает ли ребенок обращенную к нему речь.

 Оценить словарный запас ребенока этого возраста поможет книга Ольги Громовой, которая называется “Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. Рекомендации, игры, упражнения”.
 
Оценить понимание фразовой речи помогут простые пробы. Чтобы их провести, разговаривайте с малышом небольшими предложениями, которые состоят из 2-3 слов, раз от раза меняя порядок слов в предложении и заменяя одно слово другим. Например, попросите: «Дай ложку». А чуть позже скажите: «Положи ложку». Следом дайте инструкцию: «Отнеси ложку папе». И в конце: «Отнеси книжку папе». Старайтесь не использовать  жесты, когда говорите – они служат подсказками малышу. Также лучше не смотреть на предмет, о котором идет речь, чтобы ребенок мог ориетироваться исключительно на  речь. Постепенно усложняйте предложения. Если ребенок выполняет инструкции, состоящие из 3-4 слов, значит понимание речи у него соответствует возрасту. 

Подведем итог. 

Вам стоит проконсультироваться с психологом и сконцентрироваться на выработке мотивов для общения, если:

  • Ребенок не просит вас совсем или просит только криком, или просит крайне редко.
  • О не устанавливает совместное внимание и не оказывает помощь партнеру по игре, если это необходимо.

Если сенсомоторная сфера ребенка тоже запаздывает в развитии, стоит проконсультироваться со специалистом по сенсорной интеграции.Если малышу сложно подражать вашим действиям, он имеет скудный словарный запас, плохо понимает обращенную речь, стоит показаться логопеду. 

????????В том случае, если логопеды в вашем городе не работает с малышами вашего возраста, вы всегда можете взять скайп-консультацию у нашего специалиста, получить план действий и начать развивать вашего малыша.

???? Если ребенок по вашим наблюдениям совсем не использует слова и фразы, чтобы попросить вас о чем-то, то вы можете приобрети практикум «Формирование понимания речи через ее использование».

????Если карапуз повторяет за вами действия, игры, движения, но не повторяет звуки, слоги и слова – вам поможет практикум «Формирование моторной стороны речи неговорящих детей».

Из него вы узнаете, как в форме игры, без давления и слез научить малыша произносить слова и фразы.

????Что еще почитать? 

С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова, Т.В. Ермолова, 
О.Е. Смирнова “Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст”.Джинн Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.

Желаем успеха вам и вашему малышу!

Если вы боитесь потерять статью на просторах интернета, или у вас есть друзья, которым тоже есть, о чем спросить наших специалистов, поделитесь этой публикацией в социальных сетях.

Читать статьи на похожие темы:

  • Что должен уметь ребенок, чтобы понятно произносить слово?
  • Как улучшить память ребенка?
  • Как получить максимум эффекта от работы с игрой «Глаголики»
  • Продолжаем развивать мышление и речь вашего малыша
  • Как найти общий язык с ребенком?

Источник