Громова развитие речи ребенка от первых
Громова О. Е.
Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз
Рекомендации родителям
Москва «Просвещение» 2007
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ОТ ПЕРВЫХ СЛОВ ДО ПЕРВЫХ ФРАЗ: РЕКОМЕНДАЦИИ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ
Ольга Евгеньевна Громова
I .Предисловие
2.Что такое начальный детский лексикон
З.Как происходит накопление слов в начальном детском лексиконе
4.Общие рекомендации к развитию речи маленького ребенка
5.Развиваем речь (от 1 года до 1г.3мес.)
6.Развиваем речь (от 2 г.Змес. до 1г.6мес.): игры и упражнения
7. Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 1,5 лет до 2 лет)
8.Развитие речи (от 1г.6.мес. до 1г.9мес.): игры и задания
9.Развитие речи (от 1г.9мес. до 2 лет): игр и занятия
10. Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 2 до 3 лет)
I1 .Развитие речи (от 2лет до 2 лет 6 мес.)
12.Развитие речи (от 2 лет 6 мес. до 3 лет).
13. Заключение
14. Приложения
14.1.Основные этапы развития языка и речи -таблицы (М.Э. Вернадская, О.Е. Громова)
14.2.Опросник для родителей (первые слова) О.Е. Громова
14.3.Опросник для родителей (самые – самые первые слова) О.Е. Громова
14.4. Анкета для родителей (О.Е. Громова)
14.5. Стихи для самых-самых маленьких: рассказываем и учим (вступление О.Е. Громова,
автор Т. А. Шарыгина).
Ваш малыш: учимся общаться друг с другом. От автора
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые шаги, произносит первые слова. Это время, когда за сравнительно небольшой срок ребенок учится говорить на родном языке, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
Если Вы – молодые родители, особенно если у Вас первенец, то наверняка Вы уже столкнулись с необходимостью решения многих вопросов, связанных с развитием, воспитанием и ранним обучением Вашего ребенка.
Цель нашей книги – рассказать родителям об основных закономерностях речевого развития в раннем вс’зрасте, предложить эффективные приемы для выявления первых успехов и первых проблем в развитии речи ребенка в возрасте 2-3 лет, познакомить с некоторыми педагогическими «подсказками», ! которые помогут взрослым активно влиять на темпы усвоения реС ‘нком новых слов и стимулировать их появление в самостоятельной :чк.
Причин возникновения проблем в развитии детской речи современной науке известно достаточно много,”но для родителей, прежде всего, важно знать, что свой путь в преодолении этих проблем любой ребенок может пройти только вместе с ними. Даже самый квалифицированный логопед или психолог не наблюдает Вашего ребенка также много, как Вы и члены Ва&гей семьи, а значит и максимальное влияние на ребенка оказывает Именно его близкое окружение – мама, папа, бабушка, дедушка, ^старшие братья и сестры.
Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и воспитывающим его взрослым. Общаясь с малышом, постарайтесь видеть в нем полноценного партнера в диалоге, интересуйтесь его мнением по самым, на Ваш взгляд, очевидным вопросам – только так Вы воспитаете в ребенке не просто собеседника, а станете для него самым лучшим Учителем и Другом.
Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз: рекомендации, игры, упражнения.
ЧТО ТАКОЕ: НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН?
Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет и чаще всего в их основе лежат звукоподражания.
Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь.Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести самостоятельно. Эти слова входят в его пассивный словарь.
Именно из первых слов малыша, и тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит, начинает складываться начальный детский лексикон-реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной язык.
При всех индивидуальных различиях между детьми, воспитывающихся в разных социальных условиях, начальный детский лексиконсодержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (имена окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия
животных и птиц, игрушек, продуктов питания, действия, определения, вопросительные слова и т.д.).
Примерный перечень слов, входящих в начальный детский лексикон, варьируется в зависимости, прежде всего, от возраста ребенка, а также – его половой принадлежности, семейного окружения, освоенных ребенком практических и игровых действий, познавательных сведений, полученных от родителей. Несмотря на такое разнообразие факторов, влияющих на речевое развитие конкретного ребенка, собственно перечень слов в начальном детском лексиконе ограничен особенностями познавательного развития в раннем возрасте и, как правило, не превышает 500 слов к 2 годам (имеется в виду суммарное значение активного и пассивного словарного запаса).
КАК ПРОИСХОДИТ НАКОПЛЕНИЕ СЛОВ В НАЧАЛЬНОМ ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ?
После произнесения первых нескольких слов в возрасте около 1 года, сначала дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период – обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов – когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Эти слова имеют чрезвычайно широкое лексическое значение, так что смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» -курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; р-р-р – собака, тигр, лев, рычит, страшно, боюсь.
К 1,5 годам многие дети говорят уже около 30-50 слов, которые произносятся сравнительно разборчиво – это связано с тем, что после 18 месяцев дети легко осваивают произвольные
артикуляции: могут по показу взрослого вытянуть губы «трубочкой», растянуть их «в улыбку», «поболтать» языком из стороны в сторону. Это способствует дальнейшей активизации их артикуляционных возможностей, помогает детям повторить нужное слово вслед за взрослым.
Слова, которых после 1,5 лет становится в активном словаре все больше, приобретают более конкретные лексические значения, их можно соотнести с соответствующими морфологическими разрядами (зая – существительное, пить – глагол, тотам? – кто там? -вопросительное слово с указательным местоимением). Во втором полугодии второго года жизни ребенок «переводит» свой пассивный запас в активный, начинает говорить многие из слов, которые раньше только понимал, но не умел произносить самостоятельно. Ближе к двум годам (примерно в возрасте около 1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес.) этот поступательный процесс приобретает такой стремительный характер, что исследователи детской речи назвали этот период в развитии ребенка – «лексическим взрывом».
Активно повторяя за взрослым, малыш с энтузиазмом «учит» все новые и новые слова, иногда воспроизводя уже целые высказывания (идем гулять, Ваня пачет (плачет). И, наконец, примерно к 2 годам в речи ребенка появляются первые фразы, сконструированные самостоятельно из нескольких слов. Эти первые высказывания ребенка еще очень далеки от совершенства, в них преобладают наиболее хорошо усвоенные ребенком «лепетные» глаголы (бух, прыг, как – кап) в сочетании с номинациями (мама, дядя, имя ребенка). Однако их появление знаменует собой важнейший шаг, сделанный в коммуникативном развитии ребенка! Малыш теперь сам стремится «развернуть» свое высказывание,
чтобы донести информацию до своего собеседника в более понятной и, что самое важное, речевой форме.
МОЖНО ЛИ СРАЗУ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА СЕРЬЕЗНОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ?
Сразу определить серьезность нарушения речевого развития ребенка только на основании заполнения опросника по начальному детскому лексикону НЕЛЬЗЯ!
Известно, что индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Есть дети, которые начинают говорить свои первые слова, как и все, к 1 году, а затем надолго остаются в своем речевом развитии на уровне оперирования несколькими словами в сочетании с эмоционально – окрашенными возгласами и жестами.
Родителям важно знать, что одним из важнейших показателей динамики речевого развития ребенка в возрасте до 2 лет является не столько объем его активного словарного запаса (сколько слов произносит ваш малыш), а то, насколько хорошо он Вас понимает и способен реагировать на Ваше словесное обращение. По данным последних исследований, проводимых на кафедре детской речи РГПУ им. А.И. Герцена, нижней границей возрастной нормы для ребенка 2 лет является объем активного словаря около 50 слов при хорошем понимании обращенной речи.
Исследования детей с задержкой речевого развития, проводимые нами совместно с детским психологом М.Э. Вернадской в Институте коррекционной педагогики РАО показали, что хорошая речь является важнейшим показателем благополучия общего психического развития ребенка.Причем при всей субъективности оценки речевого развития ребенка с помощью опросника, родители могут достаточно точно проследить за позитивными изменениями в
словарном развитии своего малыша. Значительный опыт консультирования семей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии показал, что заполнение опросника по начальному детскому лексикону часто является первым шагом перед обращением родителей за помощью к специалистам.
Даже если при ознакомлении с нашим опросником Вам кажется, что «планка» развития речи, предложенная нами слишком высока для Вашего ребенка, не отказывайтесь от его заполнения.
Помните, что дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, и по темпу усвоения навыков речевого общения, динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные тендерные (половые) различия при усвоении родного языка как в норме, так и при девиантном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка.
Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеют клинического значения. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития языка и речи: их речевое развитие представляет самостоятельную проблему на протяжении всего дошкольного возраста, хотя большая часть из них и достигает нормального или близкого к нему уровня развития речи к началу обучения в школе.
Для некоторых детей даже в условиях раннего начала логопедической помощи проблемы речевого развития остаются актуальными и в школьные годы. Такие дети продолжают обучение
в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, демонстрируя стойкие трудности в овладении навыками чтения и письма, развитии монологической речи, а также ряд сопутствующих проблем: эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушения внимания, снижение объема памяти, моторную неловкость, нарушения межличностного общения и межперсональных связей в коллективе.
Позиция ведущих специалистов Института коррекционной педагогики состоит в том, что раннее выявление отклонений в развитии речи ребенка имеет следующие цели:
1. пропедевтику (предупреждение) стойких проблем в
его коммуникативном развитии,
2. профилактику речевого и поведенческого
негативизма,
3. максимально возможную стимуляцию речевого
потенциала ребенка в возрасте до 3 лет, т.к. именно
этот период считается особенно благоприятным для
развития детской речи.
Чтобы отграничить в раннем возрасте темповую задержку речевого развития от стойкого и сложного речевого нарушения с маленьким ребенком надо не позднее 2 лет начать работу по формированию начального детского лексикона. Только динамика дальнейшего развития речи ребенка покажет, с насколько серьезной проблемой специалисты и родители столкнулись в данном случае.
КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА, ЕСЛИ У НЕГО ОТМЕЧАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ В НАКОПЛЕНИИ
АКТИВНОГО СЛОВАРЯ?
Изучая формирование начального детского лексикона детей раннего возраста, мы ориентировались при оценке развития детской речи на такие общепринятые показатели нормы, как:
первые слова – к 1 году,
постепенное накопление словаря – к 18 месяцам,
«лексический взрыв» – в конце второго года жизни,
первая фраза – к 2 годам,
постепенное развертывание фразовой речи после 2 лет
Таким образом, при нормальном речевом развитии дети на втором – третьем году жизни проходят в своем лексическом развитии огромный путь – от нескольких лепетных слов к построению развернутых высказываний.
Как помочь Вашему ребенку, если его лексическое развитие не укладывается в эти сроки?
Логопедам давно известно, что независимо от темпов овладения языком, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Выдающийся отечественный ученый Р.Е. Левина назвала их уровнями развития речи.
В таблице 1. приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом развитии (онтогенезе) и в случаях отклонений в развитии речи (речевого дизонтогенеза). В ней обобщаются данные по работам А.Н. Гвоздева и Р.Е. Левиной, а также дается их сопоставление с принятой в лингвистике детской речи (С.Н. Цейтлин) и дошкольной педагогике периодизацией.
Таблица 1.1.Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе.
Периодизация речевого развития | С. Н. Цейтлин | А.Н. Гвоздев | Р.Е. Левина |
Нормальный речевой онтогенез | Речевой дизонтогенез |
I. Доречевой этап: от рождения до одного года | Дословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком) | Регулярные наблюдения начались после одного года | Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный, несистематизированный характер |
II. Этап первичного освоения языка: от одного года до двух лет | Этап однословных высказываний (до первых двух-компонентных высказываний) | «Однословное предложение» 1.3. – 1.8. | I. Первый уровень речевого развития (аномального): отмечается «отсутствие общеупотребительных средств общения». Автономная детская речь. |
Этап начальных двукомпонентных высказываний (до первых трех-компонентных); | «Предложение из двух слов-корней» 1.8. | П. Второй уровень речевого развития : «начатки фразовой речи» | |
III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка | Этап элементарных сложных предложений Период раннего речевого развития закончен: 3 года | Усвоение грамматической структуры предложения 1.10.- 3.0. Звуковая сторона практически речи усвоена1 ( | III. Третий уровень речевого развития: «обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя» |
Любой ребенок с нормальным слухом и интеллектом проходит в своем речевом развитии через определенные стадии (уровни), причем стимулирующее воздействие на речь ребенка в случаях задержки речевого развития должно соответствовать именно той стадии (уровню) речевого развития, на которой он находится в настоящее время.
Таким образом, при отклонениях в развитии речи надо учитывать те методические рекомендации, которые соответствуют не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию.
1 За исключением некоторых звуков, имеющих в русском языке сложную артикуляцию – р,ш,ж.
Источник
Детально изучая доречевое и раннее речевое развитие в рамках этой проблематики, лаборатория логопедии тесно сотрудничает с лабораторией психологии детской речи Института психологии РАН под руководством доктора психологических наук, академика РАО Т.Н. Ушаковой, кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена под руководством С.Н. Цейтлин, Институтом лингвистических проблем РАН (СПб).
Первые результаты, полученные пока только в Москве и Санкт-Петербурге, выявили интересные факты и закономерности.
Было установлено, что доминирующее влияние на процесс развития речи ребенка старше 1 года 6 мес. оказывает период «лексического взрыва» («vocabulary spurt») — короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарный запас.
Различия в темпах усвоения начального детского лексикона у девочек и мальчиков определяются прежде всего некоторым временным сдвигом: у девочек этот процесс начинается на несколько месяцев раньше. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2—2,5 мес.
Эти данные несколько расходятся с данными А.Н. Гвоздева о речевом развитии его сына, который произнес свою первую фразу в 1 год 8 мес. Однако в целом они не противоречат «Схеме нормального речевого развития», составленной Н.С. Жуковой по материалам научной книги «Вопросы изучения детской речи» (А.Н. Гвоздев, 1961).
Успехи девочек в лексическом развитии в период от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. достигаются за счет хорошего накопления глаголов в активном словарном запасе. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных высказываний девочек по сравнению с мальчиками. Однако родители девочек чаще всего не воспринимают фразы типа «Аля п(р)ыг» как предложение, что связано с отсутствием какого-либо грамматического оформления данного высказывания.
В онтогенезе артикуляционные возможности и формирующиеся фонематические способности детей проходят чрезвычайно серьезную проверку в период лексического взрыва, когда необходимо активизировать в произношении значительное число cлов с достаточно развернутой слоговой структурой и широким репертуаром используемых звуков. Именно в возрасте около 1 года 9 мес. заметны максимальные различия в активном словарном запасе девочек и мальчиков, у которых лексический взрыв еще впереди. Приведем некоторые наиболее яркие примеры рече детей 1 года 6 мес. — 1 года 9 мес.
Обычно развитие грамматики детской речи строится через описание по частям речи – усвоение существительных, глаголов, местоимений (A.H. Гвоздев, С.Н. Цейтлин). Объясняется это тем, чтo в лингвистике, начиная с работы В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1961), принято подобным образом описывать грамматические феномены. Ребенок не постигает отдельно существительные, прилагательные и глаголы, происходит становление всей системы языка, но не в целом, а изначально отдельными фрагментами. Однако среди первых слов все-таки больше лексем, употребляемых в речи как существительные.
В активном словаре ребенка до периода лексического взрыва содержится не более десяти глаголов, причем это даже не собственно глаголы, а лепетные субституты глаголов (бам, прыг, бух), скорее, это просто предикаты, формирующие структуру высказывания, но не требующие грамматического оформления. Грамматически они действуют примерно так же, как наречия («зая бух», «мяч прыг»).
Ситуация качественно меняется после лексического взрыва. Это подтверждается данными большинства исследователей детской речи (С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, И.Г. Овчинникова). Все они сходятся в том, что мальчики при овладении начальным детским лексиконом отдают предпочтение накоплению и активизации глагольного словаря. Эти сведения подтвердил и наш материал.
После лексического взрыва число глаголов в речи отдельных детей может доходить до 80 слов, в среднем у мальчиков в возрасте до 2 лет оно достигает 50, у девочек — 25—28 при общем объеме активного словаря в пределах 300—400 слов.
Изучение речевой продукции детей в период до и после лексического взрыва позволило уточнить некоторые возрастные границы этого явления и его гендерные особенности. У большинства девочек период раннего речевого развития до лексического взрыва ограничивался временными пределами от 12 до 20 мес., т.е. лексический взрыв приходился примерно на возраст 1 года 8 мес. У мальчиков с нормальным речевым развитием аналогичный период сдвигался ближе к концу второго года жизни: от 12 до 22 мес., и лексический взрыв начинался преимущественно к 1 году 10 мес. При этом наиболее значимым и заметным разрыв между активным словарным запасом в лексической группе «глаголы» у мальчиков и девочек был заметен в конце второго года жизни (рис. 2).
У детей с нормальным развитием речи к концу второго года объем активного словаря может различаться в несколько раз. Однако с помощью даже небольшого запаса слов уже возможно построение распространенных высказываний из нескольких слов. А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова и другие исследователи неоднократно подчеркивали, что именно усвоение глагольной лексики является «пусковым» механизмом для развития фразовой речи.
По нашим данным, в начальном детском лексиконе наблюдается стандартная зависимость между ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в таких морфологических группах, как существительные и прилагательные, а именно: при численных значениях глаголов менее десяти все лексическое развитие задерживается. При этом звуковой состав первых глаголов таков, что их фонетическая и слоговая основа близка к лепетным паттернам, и по мере усвоения всех лепетных вариантов (бай-бай, бух, куп-куп) дальнейшее лексическое развитие становится возможным только при достаточно совершенных для раннего возраста имитационных возможностях ребенка.
Третий период: от трех до семи лет.
Это период развития морфологической системы языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В это время качественно и количественно увеличивается словарь, доходя до 4000 различных слов, которые легко включаются во фразу. Ребенок свободно строит сложные грамматические конструкции. К концу этого периода заканчивает свое формирование фонетическая система речи. Эгоцентрическая речь свертывается, обеззвучивается и переходит во внутренний план. От ситуативной речи ребенок переходит к контекстной форме речи.
Активная речь ребенка интенсивно развивается, он употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в которых использует предлоги по, до, вместо. При употреблении ребенком существительных по-прежнему может доминировать использование окончания -ов, иногда при словоизменении сохраняется неподвижное ударение. Дети довольно часто нарушают чередование в основах (например, пень — на пене). При использовании приставок в детской речи отмечаются многочисленные неологизмы. Употребляя прилагательные, дети нарушают согласования в среднем роде (красная ведро), в то же время происходит усвоение ими сравнительных степеней прилагательных. Активное использование числительных ведет к ошибкам в согласовании в роде, числе и падеже: пять пуговицев, пять яблоков.
Следует отметить, что в этот период звуковая сторона речи практически усвоена. Дети начинают оценивать свое и чужое произношение.
В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выделяются такие, которые играют важную роль не столько в данном конкретном периоде, сколько в последующем речевом развитии ребенка. К ним относятся начало развития понимания слов взрослого в конце первого — начале второго полугодия первого года жизни, овладение активным словарем в последней четверти первого года жизни, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни и др.
Большое значение для развития речи ребенка имеет социальная ситуация и его ближайшее окружение, воспитательное воздействие взрослых, а также собственная активность в различных видах деятельности.
Обучение детей на занятиях предполагает формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окружающим его сверстникам, и взрослым. При этом именно взрослый создает ситуацию общения, в которой усвоенные навыки и формируемые способности закрепляются и совершенствуются.
Индивидуальный уровень речевого развития у всех воспитанников дошкольного учреждения разный. Но постоянное внимание взрослых к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание позитивной динамики ведет к постепенному выравниванию речевых возможностей детей. Успех каждого ребенка должен быть отмечен радостью окружающих его людей, в том числе и сверстников. Этот успех необходимо закрепить в специально созданных ситуациях, в которых ребенок еще и еще раз мог бы продемонстрировать свою состоятельность.
Родители должны стать активными участниками формирования у детей речевых функций, знать об основных этапах развития речи, о тех моментах, которые нуждаются в закреплении в процессе общения с ребенком дома, о ближайших перспективах развития ребенка, отражающих актуальный уровень его языковых способностей.
Источник