Григорьева вернадская развитие восприятия у ребенка
Вход
Меню
Каталог
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Автор:
Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Блинникова И. В., Бернадская М. Э.
Григорьева Л. П.
Солнцева О. Г.
Блинникова И. В.
Бернадская М. Э.
Развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Тематика:
Дети слабовидящие — Обучение,
Зрительное восприятие у детей — Психология,
Психологическая коррекция,
Дефектологическая психология
Дети слабовидящие — Обучение
Зрительное восприятие у детей — Психология
Психологическая коррекция
Дефектологическая психология
Издательство:
Школа-Пресс (Москва)
Серия:
Лечебная педагогика и психология
2001
Год издания: 2001
72
Объём: 72
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-88527-280-8
ISBN: 5-88527-280-8
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Центральный район
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (фонд на русском языке)
(Литейный пр., 49)
В наличии 1 из 2 экз.
Поиск в других каталогах
Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС)
Источник
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РУКОВОДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ С РАННЕГО ДО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье раскрыто значение формирования зрительно – двигательного взаимодействия у детей в норме.
Ключевые слова: восприятие, анализаторы, двигательный опыт, изобразительная деятельность, обучение.
Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает образ объекта. Восприятие, как и ощущение, связано прежде всего с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека [3;7].
Установлено, что в процессе восприятия принимают участие несколько анализаторов. Однако во время выполнения разных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим.
В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Этим определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия.
В норме, у большинства людей формируется зрительный тип восприятия.
По мнению отечественных и зарубежных психологов, образное отражение действительности носит преимущественно зрительный характер [5;7]. Современная психология рассматривает восприятие не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие — это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием [5]. Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств [7].
А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер рассматривают зрительное восприятие как сложную систему перцептивных иопознавательных действий. Зрительное восприятие — сложная системнаядеятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ееоценку, интерпретацию и категоризацию[1;2].
С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности[3;5].
С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве.
Зрительные действия в раннем возрасте, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, складываются в процессе хватания и манипуляции. После 3 месяцев движения становятся другими: ребенок «обследует» новую игрушку.
В действиях ребенка участвует одновременно несколько анализаторов. Наиболее интенсивные и быстрые реакции осуществляет глаз, за ним идут движения рук. Глаз выполняет основную функцию познания предмета, рука используется для его захватывания и удержания, действия рта служат дополнительным средством активного осязания игрушки. С возрастом у младенца заметно увеличивается длительность познавательных реакций. При этом количество хаотических импульсивных реакций снижается, число активных и целенаправленных движений растет [7].
По утверждению Л. А. Венгер, восприятие маленького ребенка ситуативно, слитно и глобально. Однако эти качества восприятия выступают весьма различно, в зависимости от перцептивной задачи, которую решает ребенок [1].
Зрительное восприятие формы и величины возникает на 10-11 месяце жизни ребенка. Годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет. Как правило, он выхватывает какой-то один признак и реагирует только на него, по нему опознаёт предметы. Исследования советских психологов подтверждают мысль И. М. Сеченова о том, что форма, а точнее, контур предмета, является наиболее существенным признаком для его восприятия ребенком [7].
Однако наблюдения и специальные исследования, проведенные Б. Хачапуридзе, Г. Л. Розенгарт – Пупко, Т. И. Данюшевской, Н. Г. Салминой показали, что существуют весьма сложные и порой даже противоречивые отношения между цветом и формой при восприятии ребенком предмета. Эти отношения непостоянны, изменчивы и зависят от многих конкретных условий: от того, знаком ребенку предмет или нов, назван словом или нет, от предыдущей подготовленности детей к различению, сравнению и обобщению предметов по разным признакам и от многих других факторов.
Действуя с предметами, ребенок учится смотреть, ощупывать, слушать. Поэтому чем старше он становится, чем больше его опыт, тем меньше труда затрачивает он на восприятие, узнавание и различение предметов, тем легче образуются и связи предмета со словом [7].
Возникновение манипулирования игрушками ставит перед зрением ребенка задачу контроля и регулирования двигательного поведения.
Для полного и всестороннего восприятия предметов ребенок овладевает предметной деятельностью, особенно соотносящейся и орудийными действиями. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями [6].
От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребёнок переходит к зрительному их соотнесению. Формируется новый тип восприятия. Это происходит в возрасте двух с половиной – трех лет.
Перед зрением встаёт важная задача – направлять и регулировать двигательное поведение [3].Это начало формирования зрительно-двигательного взаимодействия.
Л.П. Григорьева, Л.А. Венгер в своих работах подчеркивают, что раннее формирование системы «глаз – рука» очень важно, т.к. адекватное взаимодействие глаза и руки, точность движений под зрительным контролем требуются в различных видах учебной деятельности. Когда ребенок осматривает объект, совершая при этом движения глаз, происходит формирование предметности восприятия на основе зрительно-двигательного взаимодействия [3].
Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.
Формирование с участием зрения чувственного познавательного опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности.
А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета [2].
Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е. движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений. При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия[6].
Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение рукой рисовального движения и сенсорная — восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестетическим.
Физическое исполнение движения – «смещение отдельных звеньев руки относительно друг друга и прилегающих частей тела (сгибание, разгибание, приведение, отведение, ротация и т. д)» [5,с.54]. Для изобразительных действий большое значение имеет двигательная операция – комплекс движений, соответствующий условиям достижения цели, т.е. графическому отражению объекта с характерными свойствами и признаками. Ведущим звеном становится движение инструмента относительно художественного материала, подчиняющее себе обслуживающие движения руки. При создании рисунка характер перемещения инструмента постоянно меняется, следовательно, меняются с ним и движения руки, приспосабливаются к условиям решения конкретной задачи [3;5].
От 1 года до 4-5 лет ведущая роль принадлежит тактильно – кинестетическим ощущениям, потом к ним подключается зрительный контроль, но на протяжении всего дошкольного детства рука опережает глаз.
Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете.
В норме основными достижениями ребенка к 1 году являются овладение самостоятельной ходьбой, специфические манипуляции с предметами, коммуникативно-познавательная активность, понимание обращенной речи в хорошо знакомой ситуации, появление первых слов. К этому возрасту общение с взрослым приобретает не только эмоциональный, но и ситуативно-деловой характер. Эти достижения становятся основой для развития психики на втором и третьем году жизни – развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, овладения действиями (использованием предметов по назначению), дальнейшего формирования речи, овладения предметно-игровой деятельностью. В это время у ребенка образуется система межсенсорной интеграции между блоками головного мозга. Система зрительно – двигательных связей получает словесное закрепление [7;9].
Н. П. Сакулина провела многолетние исследования связи рисования с предшествующим восприятием предмета. Анализируя характерные особенности детских рисунков, Н. П. Сакулина показала, что они во многом обусловлены особенностями зрительных восприятий детей и складывающихся на их основе представлений. Восприятие она понимает как активный процесс анализа свойств предмета и их синтеза в целостный образ, осуществляемый при помощи движений рассматривающего предмет глаза.
В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений[6].
Уже на этапе доизобразительного черкания графические движения ребенка регулируется зрением. По утверждению Мухиной, в условиях, когда рисование ребенка развивается максимально самостоятельно, на первый план в его рисунках могут выдвигаться именно наиболее четко воспринимаемые зрительно особенности предметов. «Нормально развивающиеся дети младшего школьного возраста сохраняют в своем творчестве черты, свойственные творчеству дошкольников. Зрительное несоответствие рисунка реальному виду объекта изображения является следствием несовершенства сенсорных процессов и моторики детей, а также несформированности зрительно-двигательного взаимодействия» [8, с. 12].
Под воздействием педагогического руководства у этих детей, в условиях планомерного обучения происходит формирование зрительно-двигательного взаимодействия.
Список литературы:
1.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: пособие для
педагогов / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
2.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В.
Запорожец; гл. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – 320с.
3.Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребёнка:пособие для кор. занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, нач. школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Вернадская, И. В. Блинникова, О. Г.Солнцева. – Москва: Школа-Пресс, 2001. — 96 с.
4.Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Екжанова // Дефектология. – 2003. – №6. – С.51-54.
5.Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. – 223с.
6.Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования: учеб. – метод. пособие / Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
7.Люблинская, А.А. Детская психология: уч. пос. для студ. пед. ин-
тов / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 410с.
8.Нестерова, Т.Н. Применение величинного и светлотного контрастапри обучении изобразительной деятельности младших школьников с недостатками умственного развития: учеб. – метод. пособие / Т. В. Нестерова; Урал. Гос. пед. ун-т; ин – т спец. образования. – Екатеринбург, 1998. – 76с.
9.Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста: метод.пособие / Е. А. Флёрина. – М.: Учпедгиз, 1956. – 91с.
Источник
Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.
Механизм и виды восприятия
Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?
- Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
- С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
- Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» – восприятие.
- На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.
Классификация видов восприятия:
- Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
- Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
- Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
- Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
- Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).
Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.
Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)
Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.
Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.
У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку – руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).
Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?
К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:
- Различают 7 и более цветов;
- Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
- Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
- У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
- Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.
Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)
В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.
Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).
Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.
- Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
- «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
- «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.
Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.
- Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
- «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
- «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
- «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
Выводы
В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.
Заключение
В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник