Григорьева развитие ребенка в изобразительной деятельности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по дисциплине
Б3.Р. «Теория и технологии развития детского изобразительного творчества»
4-5 семестры
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Дошкольное образование(ZSВП-ДОШ-4-1)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр педагогического образования
Форма обучения заочная
Составитель: ст. преп. Лукьяненко О.Д.
Армавир, 2014
ЛИТЕРАТУРА:
Учебники и учебные пособия
-
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.:«Академия», 1997. -
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: «Академия», 1999. (Электронное приложение). -
Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду: Учебник для дошк. пед. училищ / Под ред. Н,П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971. -
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. инст. /Под ред. В.Б. Косминской и др. М.: Просвещение, 1985. (Электронное приложение).
Основная литература
-
Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -СПб., Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. -
Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М: Просвещение, 1986. -
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.-М.: просвещение, 1986. -
Вершинина Н.А. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с композицией живописных произведений /Проблемы культуры, языка, воспитания. Вып.4. /Отв.ред. П.В. Лизунов. – Архангельск: Изд-во ПГУ, 2000. -С.24 3-246. -
Вершинина Н.А. Формирование у детей понимания эмоционального содержания живописных картин // Проблемы культуры, языка,
воспитания / Отв.ред. А.И. Есгоков. – Архангельск: ПМПУ, 1996. -ВЫП.2.-С.156- 166. -
Вишнева Г.М., Казакова Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание. – 1984. – №6. – С-46-49. -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение.1991. -
Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчесгва на занятиях по изо деятельности // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 2.- С.56-58 -
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1995. -
Русакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1977. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. – М.: Просвещение, 1968. -
Гусарова И.Л. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1964. -
Давидчук С. Конструктивные игры и занятия в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. -
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1990. – № 6.- С.52-59. -
Емельянова Л. Анализ детских работ по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание, – 1980. – № 3. – С. 28-30, 15.3анков О. Тестовые рисунки // Дошкольное воспитание. – 1981. -№4. – С.66. -
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. – М.: Просвещение. 1969. Казакова Р.Г. Декоративное рисование // Дошкольное воспитание. – 1973. – №8. -
Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. -
Казакова Р.Г. Рисование с натуры как одно из средств умственного и эстетического воспитания //’ Дошкольное воспитание. – 1983. -№5. -
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980. -
Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1971. -
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995. -
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. -
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение, 1994. -
Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России,2000. -
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, -
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. -
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. -М.: Просвещение, 1990. -
Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1979.-192с. -
Малаев С.В. Развитие художестеннно-изобразительных умений и способностей // Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – Москва-Воронеж, 2001. – С.124-143. -
Мелик-Иашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. -М.: Педагогика, 1987. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. -
Народное искусство в воспитании детей. / Ред. Комарова Т.С.-М.:ПОР,2000. -
Некрасова-Каратеева О.Л. О природе детского рисования // Обруч.- 1997.-№5.-С.10-16. -
Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. -
Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное искусство – детям. – М.: Просвещение, 1979. -
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Издательский дом “Карапуз”, 1999. -
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. -
Сакулина Н.П., Ветлутина Н.А. и др. Художественное воспитание в детском саду. -М.: Просвещение, 1957. -С.3-25,88-151. 38. -
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. -
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Планирование занятий по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1973. – №12. -
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / -
Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М,: Педагогика, 1980, -
Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. -М.: Просвещение, 1969. -
Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: АПН РСФСР, 1963. -
Современный словарь-справочник по искусству // Сост. Мелик-Пашаев А.А. – М.: Олимп, 2000. -
Творчество на уроках искусства в начальной школе. Эвристические технологии в эстетическом воспитания младших школьников: Методические рекомендации и разработки / Отв. ред. А.А. Щербакова – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. 45.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -
Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. -
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная ленка в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. -
Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.-М.: Просвещение, 1986. -
Художественнос творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлу-гиной. – М.: Просвещение, 1974. -
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1972. -
Художественный музей в образовательном процессе – СПб.: Специальная литература, 1998, -
Чумичева Р.Л. Дошкольника о живописи: книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1992. -
Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1978.
Методические пособия и программы
-
Васина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.,1997. -
Воробьева Д.И. Гармония: интегрированная программа интеллекту
ально-художественного развития личности дошкольника. – СПб.:
ЛОИУУ, 1995. -
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /
В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, З.А. Михайлова и др. –
СПб.: Детство- пресс,2000. -
Дрезнина М. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. – М.:
Искатель, 1998. -
Золочевский С.А. Какого цвета мир? Программа развития цветовое-
приятия для детей 6-7 лет- М.: Аспект-пресс, 1994. -
Зеленина Е.Н. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996. -
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 3-7 лет. – М.: ПОР,
2000. -
Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая
программа но изоискусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. -
Купсвина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в мир прекрасного. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. –
М.:Баласс,1999. -
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Детство-пресс 2000-190 с. -
Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс2000. -
Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. -СПб.: Детство-пресс, 2000. -
Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного: Учебное пособие для воспитатели детских садов. – Спб.: Специальная литература, 2000.-159 с. -
Петухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. – Екатеринбург, 1996. -
Столяров Б.А., Иевлева Н.В., Некрасова – Коротеева О.Л. Здравствуй, музей!: музейно-педагогическая программа. – СПб.,1995. -
Толейкис А.,Трешис А. 10 техник рисования: пособие для детского сада и начальных классов – Каунас, 1984. -
Чумичева Р.М. Ритм: Программа художественно – эстетического развития дошкольников // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь.1998. -
Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. -
Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. -
Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. -
Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. -
Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. -
Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. -
Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
СЕМЕСТР 4
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
(Методические рекомендации к выполнению заданий для самостоятельного изучения учебной дисциплины на протяжении семестра «Маршрут»)
1. Студенту в начале изучения курса необходимо выбрать один «Маршрут», выполняются задания в самостоятельно выбранной форме. Обучающийся информирует о его выполнении: выступает с сообщением на лекции, практическом занятии, предоставляет материал к итоговому контролю (экзамену). Порядок выполнения заданий определяется порядком их расположения в «Маршруте».
2. Задание под названием «Маршрут» представляет собой индивидуальное комплексное задание, состоящее из 6 теоретических и практических заданий-вопросов, называемых аналогично — «маршрут». Эти вопросы охватывают проблему каждого из модулей учебной дисциплины. Последовательность заданий совпадает с порядком изложения содержания учебного материала в программе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», что и позволяет называть такие задания маршрутом следования по дисциплине.
3. При выполнении задания каждый маршрут связывается с каким-либо одним видом искусства и адекватной ему изобразительной деятельностью детей, предполагается изучение психолого-педагогических аспектов художественного развития детей дошкольного возраста.
4. Выполнение заданий конкретного маршрута предполагает усвоение содержания каждого модуля учебной дисциплины, а также междисциплинарных знаний учебных дисциплин культурологического и психолого-педагогического цикла.
Маршрут 1
Искусство живописи, его виды и жанры.
Выразительные средства искусства живописи.
Особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста.
Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в живописи.
Использование выразительных средств искусства живописи детьми при создании художественного образа в рисунке.
Разработать методические основы формирования художественного образа в рисунке детей дошкольного возраста:
-
средства формирования; -
формы; -
методы и приемы.
Маршрут 2
Искусство живописи, его виды и жанры.
Выразительные средства искусства живописи.
Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в рисунке.
Рисование – вид изобразительной деятельности детей в детском саду.
Роль знаний детей об изобразительном искусстве (живописи) на создание художественного образа в рисунке.
Методические основы художественного развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства (планирование занятий на календарный год).
Маршрут 3
Искусство графики, его виды.
Выразительные средства искусства графики.
Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
Художественный анализ иллюстрации детской книги.
Анализ исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с искусством графики.
Методические основы формирования графического образа у детей дошкольного возраста:
-
средства формирования; -
формы; -
методы и приемы.
Маршрут 4
Искусство графики, его виды.
Выразительные средства искусства графики.
Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
Иллюстративное рисование детей.
Элементы графических техник как средство выразительности детского рисунка.
Влияние знаний об искусстве графики на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.
Маршрут 5
Искусство скульптуры, его виды и жанры.
Выразительные средства скульптуры.
Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством скульптуры.
Создание детьми художественного образа в лепке.
Содержание работы с детьми по обучению их лепке.
методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством скульптуры (планирование на год работы по ознакомлению детей старшей / подготовительной группы с искусством скульптуры).
Маршрут 6
Лепка детей дошкольного возраста. Виды лепки, их особенности.
Выразительные средства лепки и способы создания образа детьми в лепке.
Роль воображения в создании детьми художественного образа в лепке.
Исследования проблемы содержания и организации лепки детей дошкольного возраста.
Виды народных игрушек, их пластическое разнообразие.
Методические основы обучения детей старшего дошкольного возраста лепке:
средства обучения;
формы обучения;
методы и приемы;
тематическое планирование работы на год.
Источник
Григорьева Г.Г.
Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 344 с.
ПРЕДИСЛОВИЕ
От специалиста в сфере дошкольного образования требуется в первую очередь знание психологии ребенка-дошкольника, понимание общих закономерностей его развития, возможностей для полноценного психического развития в условиях разных видов деятельности, в том числе в изобразительной. На этой основе происходит овладение методикой воспитания и обучения, позволяющей реализовать эти возможности.
Современная система подготовки специалистов по дошкольному образованию включают целый комплекс наук, призванных обеспечить, обосновать практическую деятельность воспитателя.
Однако анализ массовой практики дошкольного образования показывает, что педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в конкретной работе с детьми. Так, главный ориентир современного дошкольного образования на развитие личности, общее психическое развитие ребенка в условиях конкретных видов деятельности часто остается на уровне деклараций. Общение и деятельность (в данном случае -изобразительная), общепризнанные как основные условия развития личности, в педагогическом процессе ДОУ чаще всего имеют узкодидактическую направленность. Их роль сводится к формированию знаний, умений, навыков, безусловно важных, но не единственных в развитии ребенка.
Педагогическое творчество практиков чаще всего не имеет достаточного теоретического обоснования – это в лучшем случае, в худшем – оно эклектично и ошибочно.
Все эти и другие недочеты массовой практики обусловлены и характером подготовки специалистов, в частности отсутствием у них системных знаний, отражающих взаимосвязи между комплексом дисциплин, призванных обслуживать педагогическую деятельность.
Педагог-практик объективно поставлен в ситуацию, когда он ежедневно должен применять знания по общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, анатомии и физиологии, педагогике и другим дисциплинам, руководя конкретным видом деятельности, в конкретной возрастной группе, общаясь с отдельным ребенком. Эта задача оказывается для педагога довольно трудной. Одна из причин отсутствия системных знаний кроется в несовершенстве учебных планов вуза, программ по конкретным предметам, технологий и методик обучения. В учебных пособиях
3
конкретный материал по предмету также не всегда подается как часть общей системы знаний, необходимых студенту.
Конечно, педагог обязан сам выстраивать систему психолого-педагогического обеспечения любого методического вопроса в соответствии с конкретными задачами. Однако для этого междисциплинарная теория воспитания и развития ребенка-дошкольника должна усваиваться в течение всех лет обучения студента в вузе, проверяться и уточняться в ходе практической подготовки. Содержание и технология преподавания каждого предмета, в частности методики обучения изобразительной деятельности, должна быть как «подсистема» в реализации этой общей задачи.
Дело осложняется тем, что в науке нет однозначных ответов на многие вопросы. Так обстоит дело с проблемами деятельности, личности, способностей, творчества и др. Для их практической реализации нужна интегративная, междисциплинарная теория.
Предлагаемое учебное пособие – попытка авторов помочь будущим педагогам в решении практических проблем путем интеграции материала детской и педагогической психологии, педагогики, теории искусства с методикой воспитания и обучения детей в изобразительной деятельности. Иными словами, сделана попытка в интегрированном системном виде представить психолого-педагогический материал, обслуживающий данный предмет. Авторы старались реализовать эту задачу как принцип, не претендуя на полноту. Поэтому уже название пособия ориентирует на развитие ребенка – главный смысл введения изобразительной деятельности в систему воспитания детей.
Теоретический раздел открывается проблемой развития личности: анализ, отбор, интерпретация и систематизация материалов, многоаспектных психологических исследований и некоторых учебных пособий сделаны с определенных авторских позиций. Предпринята попытка интегрировать положения психологиче-
| ской и социологической трактовок личности с учетом степени их
значимости, возможности и необходимости реализации в условиях детской изобразительной деятельности.
| В параграфе, посвященном развитию ребенка как субъекта
изобразительной деятельности, последняя характеризуется как
| целостное явление, с анализом мотивов, целеполагания, комплек-
са действий, результата. Авторы попытались определить «предметное содержание» (В.В.Давыдов) детской изобразительной деятельности и развитие ее в онтогенезе. Поднимается вопрос об освоении этой деятельности ребенком, а значит, и становлении его как субъекта этой деятельности. Формирование ребенка как субъекта любой деятельности немыслимо в отрыве от общих осо-
4
бенностей этого периода в его жизни и деятельности. Поэтому детская изобразительная деятельность рассматривается нами не изолированно, а в более широком контексте периода раннего и дошкольного детства. Положение ребенка в обществе, особенности его социализации, ведущий тип его отношения к окружающему миру и, как следствие, ведущий вид деятельности существенным образом определяют не только отличие детской изобразительной деятельности от соответствующей деятельности взрослых, но и своеобразие ее на каждом возрастном этапе.
Поэтому детская изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков. Именно поэтому изобразительную деятельность следует рассматривать как специфическую подсистему более общей системы – дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях – в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей. Поэтому в учебном пособии анализ собственно изобразительной деятельности детей дан в тесной связи с психологией ребенка, общими проблемами воспитания и обучения дошкольников, с теорией изобразительного искусства и художественной деятельности.
Проблема способностей как свойства личности рассматривается в связи со спецификой изобразительной деятельности вообще и детской в частности. В пособии представлены разные подходы к проблеме, предпринятые отечественными психологами и педагогами. Авторами сделана попытка проанализировать их и соотнести между собой.
Проблема творчества как одна из сущностных характеристик изобразительной деятельности и личности обсуждается особо, но во взаимосвязи с этими проблемами. В психолого-педагогической литературе термины «изобразительная деятельность», «изобразительное творчество» часто фигурируют как равноценные. В общем контексте пособия авторами используются оба термина. Однако при строгом рассмотрении термин «деятельность» понимается как более широкий, субстанциональный. «Творчество» – скорее качественная характеристика деятельности, один из показателей ее развития и тенденция развития. Поэтому выделение специальной главы, посвященной творчеству, – не противопоставление ее по содержанию главе, раскрывающей особенности изобразительной деятельности, а более глубокая характеристика этой же деятельности, но с иных позиций.
5
Скорее всего, это анализ творческой деятельности ребенка вообще, вполне применимый для характеристики любого вида деятельности, но с учетом специфики его средств и способов (не случайно в пособие включен материал по ручному труду).
Логика этой главы обусловлена субъективной позицией автора в понимании доступности материала студентам именно в таком изложении: от анализа своеобразия продуктов детской деятельности к анализу своеобразия процесса его создания и, наконец, к объяснению причин этого своеобразия. Эта позиция проверена многолетним опытом преподавания автором данного предмета в вузе. Таким образом, отбор и компоновка содержания пособия обусловлены стремлением автора представить материал системно. В основу систематизации материала положены и задачи развития личности: ее когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер.
В содержании книги реализуется деятельностный подход в решении проблем развития личности. Эта позиция проявилась:
а) в реализации основного положения психологии о главенст
вующей роли деятельности в развитии ребенка;
б) в принятии возрастной периодизации развития детей
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник