Григорьева развитие ребенка в изобразительной деятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

Б3.Р. «Теория и технологии развития детского изобразительного творчества»

4-5 семестры

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Дошкольное образование(ZSВП-ДОШ-4-1)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр педагогического образования

Форма обучения заочная

Составитель: ст. преп. Лукьяненко О.Д.

Армавир, 2014

ЛИТЕРАТУРА:

Учебники и учебные пособия


  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.:«Академия», 1997.

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: «Академия», 1999. (Электронное приложение).

  3. Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду: Учебник для дошк. пед. училищ / Под ред. Н,П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971.

  4. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. инст. /Под ред. В.Б. Косминской и др. М.: Просвещение, 1985. (Электронное приложение).

Основная литература


  1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -СПб., Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

  2. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М: Просвещение, 1986.

  3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.-М.: просвещение, 1986.

  4. Вершинина Н.А. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с композицией живописных произведений /Проблемы культуры, языка, воспитания. Вып.4. /Отв.ред. П.В. Лизунов. – Архангельск: Изд-во ПГУ, 2000. -С.24 3-246.

  5. Вершинина Н.А. Формирование у детей понимания эмоционального содержания живописных картин // Проблемы культуры, языка,
    воспитания / Отв.ред. А.И. Есгоков. – Архангельск: ПМПУ, 1996. -ВЫП.2.-С.156- 166.

  6. Вишнева Г.М., Казакова Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание. – 1984. – №6. – С-46-49.

  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение.1991.

  8. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчесгва на занятиях по изо деятельности // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 2.- С.56-58

  9. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1995.

  10. Русакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1977. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. – М.: Просвещение, 1968.

  11. Гусарова И.Л. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1964.

  12. Давидчук С. Конструктивные игры и занятия в детском саду. – М.: Просвещение, 1973.

  13. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1990. – № 6.- С.52-59.

  14. Емельянова Л. Анализ детских работ по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание, – 1980. – № 3. – С. 28-30, 15.3анков О. Тестовые рисунки // Дошкольное воспитание. – 1981. -№4. – С.66.

  15. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. – М.: Просвещение. 1969. Казакова Р.Г. Декоративное рисование // Дошкольное воспитание. – 1973. – №8.

  16. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.

  17. Казакова Р.Г. Рисование с натуры как одно из средств умственного и эстетического воспитания //’ Дошкольное воспитание. – 1983. -№5.

  18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980.

  19. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение, 1971.

  20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995.

  21. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.

  22. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1994.

  23. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России,2000.

  24. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России,

  25. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

  26. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. -М.: Просвещение, 1990.

  27. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1979.-192с.

  28. Малаев С.В. Развитие художестеннно-изобразительных умений и способностей // Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – Москва-Воронеж, 2001. – С.124-143.

  29. Мелик-Иашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. -М.: Педагогика, 1987. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

  30. Народное искусство в воспитании детей. / Ред. Комарова Т.С.-М.:ПОР,2000.

  31. Некрасова-Каратеева О.Л. О природе детского рисования // Обруч.- 1997.-№5.-С.10-16.

  32. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

  33. Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное искусство – детям. – М.: Просвещение, 1979.

  34. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Издательский дом “Карапуз”, 1999.

  35. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965.

  36. Сакулина Н.П., Ветлутина Н.А. и др. Художественное воспитание в детском саду. -М.: Просвещение, 1957. -С.3-25,88-151. 38.

  37. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

  38. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Планирование занятий по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1973. – №12.

  39. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /

  40. Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М,: Педагогика, 1980,

  41. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. -М.: Просвещение, 1969.

  42. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: АПН РСФСР, 1963.

  43. Современный словарь-справочник по искусству // Сост. Мелик-Пашаев А.А. – М.: Олимп, 2000.

  44. Творчество на уроках искусства в начальной школе. Эвристические технологии в эстетическом воспитания младших школьников: Методические рекомендации и разработки / Отв. ред. А.А. Щербакова – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. 45.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) – Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

  45. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956.

  46. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная ленка в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

  47. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.-М.: Просвещение, 1986.

  48. Художественнос творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлу-гиной. – М.: Просвещение, 1974.

  49. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1972.

  50. Художественный музей в образовательном процессе – СПб.: Специальная литература, 1998,

  51. Чумичева Р.Л. Дошкольника о живописи: книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1992.

  52. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1978.
Читайте также:  Значение хореографии для развития ребенка

Методические пособия и программы


  1. Васина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.,1997.

  2. Воробьева Д.И. Гармония: интегрированная программа интеллекту
    ально-художественного развития личности дошкольника. – СПб.:
    ЛОИУУ, 1995.

  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /
    В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, З.А. Михайлова и др. –
    СПб.: Детство- пресс,2000.

  4. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. – М.:
    Искатель, 1998.

  5. Золочевский С.А. Какого цвета мир? Программа развития цветовое-
    приятия для детей 6-7 лет- М.: Аспект-пресс, 1994.

  6. Зеленина Е.Н. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996.

  7. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 3-7 лет. – М.: ПОР,
    2000.

  8. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая
    программа но изоискусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.

  9. Купсвина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в мир прекрасного. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. –
    М.:Баласс,1999.

  10. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Детство-пресс 2000-190 с.

  11. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс2000.

  12. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. -СПб.: Детство-пресс, 2000.

  13. Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного: Учебное пособие для воспитатели детских садов. – Спб.: Специальная литература, 2000.-159 с.

  14. Петухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. – Екатеринбург, 1996.

  15. Столяров Б.А., Иевлева Н.В., Некрасова – Коротеева О.Л. Здравствуй, музей!: музейно-педагогическая программа. – СПб.,1995.

  16. Толейкис А.,Трешис А. 10 техник рисования: пособие для детского сада и начальных классов – Каунас, 1984.

  17. Чумичева Р.М. Ритм: Программа художественно – эстетического развития дошкольников // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь.1998.

  18. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

  19. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  20. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  21. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  22. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  23. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  24. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.

СЕМЕСТР 4

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(Методические рекомендации к выполнению заданий для самостоятельного изучения учебной дисциплины на протяжении семестра «Маршрут»)

1. Студенту в начале изучения курса необходимо выбрать один «Маршрут», выполняются задания в самостоятельно выбранной форме. Обучающийся информирует о его выполнении: выступает с сообщением на лекции, практическом занятии, предоставляет материал к итоговому контролю (экзамену). Порядок выполнения заданий определяется порядком их расположения в «Маршруте».

2. Задание под названием «Маршрут» представляет собой индивидуальное комплексное задание, состоящее из 6 теоретических и практических заданий-вопросов, называемых аналогично — «маршрут». Эти вопросы охватывают проблему каждого из модулей учебной дисциплины. Последовательность заданий совпадает с порядком изложения содержания учебного материала в программе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», что и позволяет называть такие задания маршрутом следования по дисциплине.

Читайте также:  Воспитание и развитие личности ребенка движущие силы развития

3. При выполнении задания каждый маршрут связывается с каким-либо одним видом искусства и адекватной ему изобразительной деятельностью детей, предполагается изучение психолого-педагогических аспектов художественного развития детей дошкольного возраста.

4. Выполнение заданий конкретного маршрута предполагает усвоение содержания каждого модуля учебной дисциплины, а также междисциплинарных знаний учебных дисциплин культурологического и психолого-педагогического цикла.
Маршрут 1

Искусство живописи, его виды и жанры.

Выразительные средства искусства живописи.

Особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в живописи.

Использование выразительных средств искусства живописи детьми при создании художественного образа в рисунке.

Разработать методические основы формирования художественного образа в рисунке детей дошкольного возраста:


  • средства формирования;

  • формы;

  • методы и приемы.

Маршрут 2

Искусство живописи, его виды и жанры.

Выразительные средства искусства живописи.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в рисунке.

Рисование – вид изобразительной деятельности детей в детском саду.

Роль знаний детей об изобразительном искусстве (живописи) на создание художественного образа в рисунке.

Методические основы художественного развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства (планирование занятий на календарный год).
Маршрут 3

Искусство графики, его виды.

Выразительные средства искусства графики.

Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Художественный анализ иллюстрации детской книги.

Анализ исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с искусством графики.

Методические основы формирования графического образа у детей дошкольного возраста:


  1. средства формирования;

  2. формы;

  3. методы и приемы.

Маршрут 4

Искусство графики, его виды.

Выразительные средства искусства графики.

Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Иллюстративное рисование детей.

Элементы графических техник как средство выразительности детского рисунка.

Влияние знаний об искусстве графики на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.
Маршрут 5

Искусство скульптуры, его виды и жанры.

Выразительные средства скульптуры.

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством скульптуры.

Создание детьми художественного образа в лепке.

Содержание работы с детьми по обучению их лепке.

методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством скульптуры (планирование на год работы по ознакомлению детей старшей / подготовительной группы с искусством скульптуры).
Маршрут 6

Лепка детей дошкольного возраста. Виды лепки, их особенности.

Выразительные средства лепки и способы создания образа детьми в лепке.

Роль воображения в создании детьми художественного образа в лепке.

Исследования проблемы содержания и организации лепки детей дошкольного возраста.

Виды народных игрушек, их пластическое разнообразие.

Методические основы обучения детей старшего дошкольного возраста лепке:

средства обучения;

формы обучения;

методы и приемы;

тематическое планирование работы на год.

Источник


Григорьева Г.Г.

Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 344 с.

ПРЕДИСЛОВИЕ

От специалиста в сфере дошкольного образования требуется в первую очередь знание психологии ребенка-дошкольника, понима­ние общих закономерностей его развития, возможностей для пол­ноценного психического развития в условиях разных видов дея­тельности, в том числе в изобразительной. На этой основе проис­ходит овладение методикой воспитания и обучения, позволяющей реализовать эти возможности.

Современная система подготовки специалистов по дошкольно­му образованию включают целый комплекс наук, призванных обеспечить, обосновать практическую деятельность воспитателя.

Однако анализ массовой практики дошкольного образования показывает, что педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в конкретной работе с детьми. Так, главный ориентир современного дошкольно­го образования на развитие личности, общее психическое развитие ребенка в условиях конкретных видов деятельности часто остается на уровне деклараций. Общение и деятельность (в данном случае -изобразительная), общепризнанные как основные условия развития личности, в педагогическом процессе ДОУ чаще всего имеют узко­дидактическую направленность. Их роль сводится к формирова­нию знаний, умений, навыков, безусловно важных, но не единствен­ных в развитии ребенка.

Педагогическое творчество практиков чаще всего не имеет достаточного теоретического обоснования – это в лучшем случае, в худшем – оно эклектично и ошибочно.

Все эти и другие недочеты массовой практики обусловлены и характером подготовки специалистов, в частности отсутствием у них системных знаний, отражающих взаимосвязи между комплек­сом дисциплин, призванных обслуживать педагогическую дея­тельность.

Педагог-практик объективно поставлен в ситуацию, когда он ежедневно должен применять знания по общей, возрастной, педа­гогической, социальной психологии, анатомии и физиологии, педагогике и другим дисциплинам, руководя конкретным видом деятельности, в конкретной возрастной группе, общаясь с отдель­ным ребенком. Эта задача оказывается для педагога довольно трудной. Одна из причин отсутствия системных знаний кроется в несовершенстве учебных планов вуза, программ по конкретным предметам, технологий и методик обучения. В учебных пособиях

3

конкретный материал по предмету также не всегда подается как часть общей системы знаний, необходимых студенту.

Конечно, педагог обязан сам выстраивать систему психолого-педагогического обеспечения любого методического вопроса в соответствии с конкретными задачами. Однако для этого меж­дисциплинарная теория воспитания и развития ребенка-до­школьника должна усваиваться в течение всех лет обучения сту­дента в вузе, проверяться и уточняться в ходе практической под­готовки. Содержание и технология преподавания каждого пред­мета, в частности методики обучения изобразительной деятель­ности, должна быть как «подсистема» в реализации этой общей задачи.

Читайте также:  Игрушки для годовалого ребенка для развития моторики

Дело осложняется тем, что в науке нет однозначных ответов на многие вопросы. Так обстоит дело с проблемами деятельности, личности, способностей, творчества и др. Для их практической реализации нужна интегративная, междисциплинарная теория.

Предлагаемое учебное пособие – попытка авторов помочь бу­дущим педагогам в решении практических проблем путем инте­грации материала детской и педагогической психологии, педаго­гики, теории искусства с методикой воспитания и обучения детей в изобразительной деятельности. Иными словами, сделана по­пытка в интегрированном системном виде представить психолого-педагогический материал, обслуживающий данный предмет. Ав­торы старались реализовать эту задачу как принцип, не претендуя на полноту. Поэтому уже название пособия ориентирует на раз­витие ребенка – главный смысл введения изобразительной дея­тельности в систему воспитания детей.

Теоретический раздел открывается проблемой развития лич­ности: анализ, отбор, интерпретация и систематизация материа­лов, многоаспектных психологических исследований и некоторых учебных пособий сделаны с определенных авторских позиций. Предпринята попытка интегрировать положения психологиче-

| ской и социологической трактовок личности с учетом степени их

значимости, возможности и необходимости реализации в услови­ях детской изобразительной деятельности.

| В параграфе, посвященном развитию ребенка как субъекта

изобразительной деятельности, последняя характеризуется как

| целостное явление, с анализом мотивов, целеполагания, комплек-

са действий, результата. Авторы попытались определить «пред­метное содержание» (В.В.Давыдов) детской изобразительной дея­тельности и развитие ее в онтогенезе. Поднимается вопрос об освоении этой деятельности ребенком, а значит, и становлении его как субъекта этой деятельности. Формирование ребенка как субъекта любой деятельности немыслимо в отрыве от общих осо-

4

бенностей этого периода в его жизни и деятельности. Поэтому детская изобразительная деятельность рассматривается нами не изолированно, а в более широком контексте периода раннего и дошкольного детства. Положение ребенка в обществе, особенно­сти его социализации, ведущий тип его отношения к окружающему миру и, как следствие, ведущий вид деятельности существенным образом определяют не только отличие детской изобразительной деятельности от соответствующей деятельности взрослых, но и своеобразие ее на каждом возрастном этапе.

Поэтому детская изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошколь­ного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим следует шире по­нимать воспитательные возможности изобразительной деятель­ности, не сводя их к развитию умений и навыков. Именно поэтому изобразительную деятельность следует рассматривать как специ­фическую подсистему более общей системы – дошкольного детст­ва, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях – в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со все­ми видами и сферами жизнедеятельности детей. Поэтому в учеб­ном пособии анализ собственно изобразительной деятельности детей дан в тесной связи с психологией ребенка, общими пробле­мами воспитания и обучения дошкольников, с теорией изобрази­тельного искусства и художественной деятельности.

Проблема способностей как свойства личности рассматривает­ся в связи со спецификой изобразительной деятельности вообще и детской в частности. В пособии представлены разные подходы к проблеме, предпринятые отечественными психологами и педаго­гами. Авторами сделана попытка проанализировать их и соотне­сти между собой.

Проблема творчества как одна из сущностных характеристик изобразительной деятельности и личности обсуждается особо, но во взаимосвязи с этими проблемами. В психолого-педагогической литературе термины «изобразительная деятельность», «изобрази­тельное творчество» часто фигурируют как равноценные. В общем контексте пособия авторами используются оба термина. Однако при строгом рассмотрении термин «деятельность» понимается как более широкий, субстанциональный. «Творчество» – скорее каче­ственная характеристика деятельности, один из показателей ее развития и тенденция развития. Поэтому выделение специальной главы, посвященной творчеству, – не противопоставление ее по содержанию главе, раскрывающей особенности изобразительной деятельности, а более глубокая характеристика этой же деятель­ности, но с иных позиций.

5

Скорее всего, это анализ творческой деятельности ребенка во­обще, вполне применимый для характеристики любого вида дея­тельности, но с учетом специфики его средств и способов (не слу­чайно в пособие включен материал по ручному труду).

Логика этой главы обусловлена субъективной позицией автора в понимании доступности материала студентам именно в таком из­ложении: от анализа своеобразия продуктов детской деятельности к анализу своеобразия процесса его создания и, наконец, к объясне­нию причин этого своеобразия. Эта позиция проверена многолет­ним опытом преподавания автором данного предмета в вузе. Таким образом, отбор и компоновка содержания пособия обусловлены стремлением автора представить материал системно. В основу сис­тематизации материала положены и задачи развития личности: ее когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер.

В содержании книги реализуется деятельностный подход в ре­шении проблем развития личности. Эта позиция проявилась:

а) в реализации основного положения психологии о главенст­

вующей роли деятельности в развитии ребенка;

б) в принятии возрастной периодизации развития детей

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник