Григорьева бернадская развитие восприятия у ребенка
Разрешенные действия: Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Действие ‘Загрузить’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Группа: Сеть: Интернет |
Права на использование объекта хранения
Оглавление
- Развитие восприятия у ребенка
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия при сенсорных нарушениях
- 1.1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система
- 1.2. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе при нормальном и нарушенном зрении
- 1.3. Различимость признаков изображений при нарушениях зрения
- 1.4. Особенности формирования и опознания зрительных образов в норме и при нарушениях зрения
- 1.5. Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
- Глава 2. Предварительные диагностические исследования состояния зрительного восприятия
- 2.1. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками
- 2.2. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение
- 2.3. Прослеживание и зрительно-моторные координации
- 2.4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации
- 2.5. Способность восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части, по образцу
- 2.6. Зрительная кратковременная память (ЗКП) и наглядно-образное мышление
- 2.7. Рекомендации и противопоказания для зрительного перцептивного обучения разных категорий детей
- Глава 3. Развитие зрительного внимания
- 3.1. Виды и качества внимания
- 3.2. Методики исследования и развития внимания
- 3.2.1. Активизация внимания
- 3.2.2. Развитие внимания в процессе зрительного поиска
- 3.2.3. Исследование и формирование качества распределения зрительного внимания
- 3.2.4. Определение объема зрительного внимания
- Глава 4. Формирование сенсорных эталонов
- 4.1. Формирование системы эталонов светлот
- 4.2. Формирование системы эталонов цвета
- 4.3. Формирование системы эталонов размера
- 4.4. Формирование системы эталонов ориентации
- 4.5. Формирование системы эталонов формы
- Глава 5. Формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- 5.1.1. Ознакомление ребенка с элементами мозаики
- 5.1.2. Закрепление знаний основных элементов мозаики, развитие внимания ребенка к форме и ориентации элементов мозаики
- 5.1.3. Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры
- 5.1.4. Обучение ребенка анализировать изображение и составлять из элементов мозаики простые изображения по образцу
- 5.1.5. Обучение ребенка находить закономерность расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент
- 5.1.6. Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений
- 5.1.7. Обучение ребенка анализировать и собирать по образцу несколько изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.8. Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого
- 5.1.9. Обучение ребенка достраивать симметричное изображение до целого, используя в качестве образца собранную часть изображения
- 5.1.10. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.11. Обучение ребенка собирать изображение по словесной инструкции
- 5.1.12. Обучение ребенка выделять изображение в замаскированном перцептивном поле
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- Глава 6. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- 6.1.1. Тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации
- 6.1.2. Тренировка механизмов восприятия глубины и удаленности через описание изображений, моделирование и рисование
- 6.1.3. Обучение детей использовать светотеневые соотношения для восприятия объема предмета
- 6.2. Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами
- 6.2.1. Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребенком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т.д.
- 6.2.2. Формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности. Усвоение детьми понятий “слева”, “справа”, “впереди”, “сзади”
- 6.2.3. Формирование понимания и умений использовать метрические отношения окружающей среды, а также умений точно оценивать расположение объектов
- 6.3. Развитие зрительной пространственной ориентировки
- 6.3.1. Тренировка пространственного поиска и ориентирования. Задачи-лабиринты
- 6.3.2. Развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска; формирование умения последовательного ориентирования от пункта к пункту; тренировка использования правил обратимости пути
- 6.3.3. Развитие навыков составления целостного образа пространственной задачи перед ее решением; формирование умения использовать правило самого короткого пути; формирование умения использовать предварительную вербальную установку к ориентированию
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- Заключение
- Литература
- Словарь специальных терминов
- Приложение I
- Приложение II
Источник
Вход
Меню
Каталог
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Автор:
Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Блинникова И. В., Бернадская М. Э.
Григорьева Л. П.
Солнцева О. Г.
Блинникова И. В.
Бернадская М. Э.
Развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Тематика:
Дети слабовидящие — Обучение,
Зрительное восприятие у детей — Психология,
Психологическая коррекция,
Дефектологическая психология
Дети слабовидящие — Обучение
Зрительное восприятие у детей — Психология
Психологическая коррекция
Дефектологическая психология
Издательство:
Школа-Пресс (Москва)
Серия:
Лечебная педагогика и психология
2001
Год издания: 2001
72
Объём: 72
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-88527-280-8
ISBN: 5-88527-280-8
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Центральный район
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (фонд на русском языке)
(Литейный пр., 49)
В наличии 1 из 2 экз.
Поиск в других каталогах
Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС)
Источник
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
О.Д. Юрьева
СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка № 9»
В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?
Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.
Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.
Эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка американских ученых Т. Бауэра, Р. Фанца позволили разработать экспериментальный подход к изучению этого вопроса. [4]
У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако еще до появления зрительной фиксации на неподвижном предмете на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» – дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Далее было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематичное изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица зрительно фиксируются в течение большего времени.
Период от рождения до 5-6 месяцев очень важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. В результате улучшаются зрительные функции (светоощущение, цветоощущение, острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения), которые лежат в основе зрительного восприятия. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период как критический для формирования зрительной системы. В этот период особое внимание следует обратить на детей, которые подверглись влиянию различного рода неблагоприятных факторов, как во время беременности, так и во время родов (например, асфиксии, гипоксии, внутриутробной инфекции, родились недоношенными), а также, если кто-либо из родителей, дедушек и бабушек имеет заболевания зрения. Такие дети относятся к группе риска.
Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.
Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.
В приложении к статье приведены примеры занятий с ребёнком первого года жизни, включающие в себя упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Приложение
Примеры занятий с детьми 1-го года жизни
Новорожденный: Поскольку у грудных детей, как утверждают исследователи, существует врожденный механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 минут от рождения он видит лицо), то первым пособием, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, будет черно-белое изображение человеческого лица (черно-белое, так как цвет ребенок начнет воспринимать позже – к 3-4 месяцам). Перемещать лицо тогда, когда малыш его видит. Затем начать передвигать лицо: сначала вправо, затем влево. Время предъявления: 1-2 минуты, 1-2 раза в день.
2 месяца: Пособия могут быть следующими – диск с печатным текстом; концентрические черно-белые круги; шахматная доска; книжка-раскладушка, которую можно поставить вдоль кроватки. После просматривания можно дать ребенку в ручку погремушку с подобным схематичным рисунком.
3 месяца: положить ребенка на спинку и предъявлять ему: цветные изображения человеческих лиц с различными выражениями (радость, плач).
4 месяца: изготовить из картона конус-колпачок с радиусом 20 см. Спрятали игрушку под колпачок у малыша на глазах. Хорошо использовать разнообразные игрушки (спрятался мячик – появилась пирамидка, спряталась большая матрешка – появилась маленькая). Можно выставлять перед малышом панель-картину с рисунками, повторяющими предыдущие (полосы, точки, спирали).
5 месяцев: игра в колпачок усложняется – выставляются два колпачка. На глазах малыша под один из колпачков спрятать игрушку (например, мячик) и со словами «Где мячик?» поднять пустой колпачок: «Здесь нет мячика!». Затем поднять другой колпачок: «Вот мячик!». Предлагать малышу предметы прямоугольной и треугольной формы: бруски, кирпичики, призмы. С 5-6 месяцев предлагать ребенку для занятий зеркало.
6 месяцев: значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения, то есть развитию ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте. Учить ребенка следить за движением падающей игрушки.
9-12 месяцев: формируем умение рассматривать игрушки и предметы, а также их плоскостные изображения. Продолжаем работу по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучаем ожидать появления игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом. Развиваем умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Значительное внимание уделяем умению различать форму двух предметов6 кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.
Также вашему вниманию хотим предложить пособие Бернадской Марины Эдуардовны, в котором Вы найдете так называемые «решетки» – контрастные структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать», лежа в кроватке. В данном пособии имеются карточки, предназначенные для определенного возраста: от рождения до 1 месяца; от 1 до 3 месяцев; от 3 до 5 месяцев. На обороте карточек дана информация, как работать с картинками-«решетками».
Подводя итог, хочется вспомнить слова Т. Бауэра «… зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным и хаотичным, каким его долгое время считали». У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. И мы, взрослые, должны делать все необходимое для удовлетворения этой потребности.
Литература и интернет-ресурсы
- Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология»; вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М.: Адель, 1998.
- https://psychlib.ru/
- https://defectus.ru
- https://psihologia.biz
Источник
Библиографическое описание:
Максимова, А. А. Этапы формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в ДОУ / А. А. Максимова, Е. В. Федорова, А. В. Шепилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5627/ (дата обращения: 31.01.2021).
Зрительное восприятие — важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду.
Григорьева Л. П.
Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия. У дошкольников со зрительными патологиями наблюдаются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы, часто характеризующиеся стереотипностью. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы.
Сенсорные эталоны — термин, который был введен А. В. Запорожцем в теорию перцептивных действий; это системы признаков объектов, которые ребенок усваивает и использует при обследовании предметов и выделений их свойств (системы величин, цветов спектра, оттенков, геометрических форм и т. д.)
В ходе формирования общепринятых систем сенсорных эталонов необходимо соблюдать последовательность в их усвоении, логичность связей между эталонами внутри каждой системы и затем между системами.
Чтобы облегчить процесс усвоения сенсорных эталонов дошкольниками с нарушением зрения, нами была разработана система поэтапного предъявления эталонов по возрастам. Мы исходили от возрастных особенностей и возможностей воспитанников. Опыт работы показал целесообразность и эффективность подачи материала в такой последовательности (дети легче усваивают сенсорные эталоны, правильно оперируют понятиями, чаще используют в повседневной жизни).
| | | | |
| Красный Желтый Синий Зеленый Белый Черный | Коричневый Оранжевый Голубой Фиолетовый
(раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 5)
| Понятия «теплый»– «холодный» цвет
Оттенки
темно-красный светло-красный розовый малиновый бордовый темно-желтый светло-желтый солнечный золотой лимонный темно-синий светло-синий грозовой голубой цвет морской волны темно-зеленый светло-зеленый болотный салатовый изумрудный
(раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 7)
| Серый
Оттенки темно-фиолетовый светло-фиолетовый сливовый баклажановый темно-оранжевый светло-оранжевый рыжий апельсиновый морковный
(раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 9)
|
|
Виды углов:
Виды сторон: | |||
| Круг Квадрат Треугольник | Прямоугольник Овал Полукруг | Трапеция Ромб Понятия: «Четырехугольник» «Многоугольник» | Равносторонний Прямоугольный треугольники |
| Шар Куб | Цилиндр | Конус Пирамида | Параллелепипед Призма Тор |
(сериационные ряды раскладываются и по возрастанию, и по убыванию) | Большой — маленький Полный — пустой | Высокий — низкий Длинный — короткий Тяжелый — легкий | Узкий — широкий | |
Примечание
: на каждом возрастном этапе, кроме знакомства с новыми сенсорными эталонами, происходит закрепление ранее изученных понятий. Например, если во второй младшей группе мы знакомим с квадратом, то в средней группе учим характеризовать его: у квадрата 4 стороны и 4 угла, в старшей — описываем особенности: «У квадрата 4 равные стороны, 4 прямых угла».
Результатом коррекционной работы, направленной на усвоение ребенком сенсорных эталонов, является расширение зрительных возможностей воспитанников, формирование умения пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира.
Литература:
- Григорьева Л. П. Развитие зрительного восприятия. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
- Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология», вып. 6. — М., Школа-Пресс, 2001.
- Дружинина Л. А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Источник