Григорьева бернадская блинникова солнцева развитие восприятия у ребенка
Разрешенные действия: Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Действие ‘Загрузить’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Группа: Сеть: Интернет |
Права на использование объекта хранения
Оглавление
- Развитие восприятия у ребенка
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия при сенсорных нарушениях
- 1.1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система
- 1.2. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе при нормальном и нарушенном зрении
- 1.3. Различимость признаков изображений при нарушениях зрения
- 1.4. Особенности формирования и опознания зрительных образов в норме и при нарушениях зрения
- 1.5. Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
- Глава 2. Предварительные диагностические исследования состояния зрительного восприятия
- 2.1. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками
- 2.2. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение
- 2.3. Прослеживание и зрительно-моторные координации
- 2.4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации
- 2.5. Способность восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части, по образцу
- 2.6. Зрительная кратковременная память (ЗКП) и наглядно-образное мышление
- 2.7. Рекомендации и противопоказания для зрительного перцептивного обучения разных категорий детей
- Глава 3. Развитие зрительного внимания
- 3.1. Виды и качества внимания
- 3.2. Методики исследования и развития внимания
- 3.2.1. Активизация внимания
- 3.2.2. Развитие внимания в процессе зрительного поиска
- 3.2.3. Исследование и формирование качества распределения зрительного внимания
- 3.2.4. Определение объема зрительного внимания
- Глава 4. Формирование сенсорных эталонов
- 4.1. Формирование системы эталонов светлот
- 4.2. Формирование системы эталонов цвета
- 4.3. Формирование системы эталонов размера
- 4.4. Формирование системы эталонов ориентации
- 4.5. Формирование системы эталонов формы
- Глава 5. Формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- 5.1.1. Ознакомление ребенка с элементами мозаики
- 5.1.2. Закрепление знаний основных элементов мозаики, развитие внимания ребенка к форме и ориентации элементов мозаики
- 5.1.3. Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры
- 5.1.4. Обучение ребенка анализировать изображение и составлять из элементов мозаики простые изображения по образцу
- 5.1.5. Обучение ребенка находить закономерность расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент
- 5.1.6. Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений
- 5.1.7. Обучение ребенка анализировать и собирать по образцу несколько изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.8. Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого
- 5.1.9. Обучение ребенка достраивать симметричное изображение до целого, используя в качестве образца собранную часть изображения
- 5.1.10. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.11. Обучение ребенка собирать изображение по словесной инструкции
- 5.1.12. Обучение ребенка выделять изображение в замаскированном перцептивном поле
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- Глава 6. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- 6.1.1. Тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации
- 6.1.2. Тренировка механизмов восприятия глубины и удаленности через описание изображений, моделирование и рисование
- 6.1.3. Обучение детей использовать светотеневые соотношения для восприятия объема предмета
- 6.2. Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами
- 6.2.1. Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребенком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т.д.
- 6.2.2. Формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности. Усвоение детьми понятий “слева”, “справа”, “впереди”, “сзади”
- 6.2.3. Формирование понимания и умений использовать метрические отношения окружающей среды, а также умений точно оценивать расположение объектов
- 6.3. Развитие зрительной пространственной ориентировки
- 6.3.1. Тренировка пространственного поиска и ориентирования. Задачи-лабиринты
- 6.3.2. Развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска; формирование умения последовательного ориентирования от пункта к пункту; тренировка использования правил обратимости пути
- 6.3.3. Развитие навыков составления целостного образа пространственной задачи перед ее решением; формирование умения использовать правило самого короткого пути; формирование умения использовать предварительную вербальную установку к ориентированию
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- Заключение
- Литература
- Словарь специальных терминов
- Приложение I
- Приложение II
Источник
Вход
Меню
Каталог
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Автор:
Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Блинникова И. В., Бернадская М. Э.
Григорьева Л. П.
Солнцева О. Г.
Блинникова И. В.
Бернадская М. Э.
Развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Тематика:
Дети слабовидящие — Обучение,
Зрительное восприятие у детей — Психология,
Психологическая коррекция,
Дефектологическая психология
Дети слабовидящие — Обучение
Зрительное восприятие у детей — Психология
Психологическая коррекция
Дефектологическая психология
Издательство:
Школа-Пресс (Москва)
Серия:
Лечебная педагогика и психология
2001
Год издания: 2001
72
Объём: 72
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-88527-280-8
ISBN: 5-88527-280-8
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Центральный район
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (фонд на русском языке)
(Литейный пр., 49)
В наличии 1 из 2 экз.
Поиск в других каталогах
Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС)
Источник
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ (авторы: Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г., Немов Р.С.). Зрительное опознание изображений с усиленными признаками Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение Развитие зрительно-моторных координаций Пространственная ориентировка в схематическом рисунке Способность восстанавливать целое изображение из частей по образцу.
Слайд 6 из презентации «Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса.ppt» можно
в zip-архиве размером 80 КБ.
Без темы
краткое содержание других презентаций
«Значение и происхождение фамилий» – 5 основных путей образования русских фамилий. Фамилии. Анализ фамилий. Фамилии, имеющие несколько версий происхождений. Фамилии, связанные с социальным происхождением. Значение и происхождение фамилий. Предки. Фамилии, обозначающие местность проживания. Фамилии, для которых характерно несколько версий происхождения.
«Характер человека» – Какие обстоятельства влияют на изменение характера? Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? И своего добился понемножку. Упражнение «МОЯ САМООЦЕНКА». Скрывая подлость день бы ото дня Такое же высказывал упорство. Трус притворился храбрым на войне, Поскольку трусам спуску не давали.
«Предмет возрастной психологии» – Зависимость. Аронфрид Ставит под сомнение утверждение Скиннера. Пожилой возраст (с 55-60 до 75 лет). Основные психологические новообразования. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна. Самосознание. Цитата. Генитальная стадия. Культурно-историческая концепция подросткового возраста Э. Шпрангера. Социальная ситуация развития личности в молодости.
«Толерантность в межнациональных отношениях» – Регулирование межэтнических отношений. Межэтнические (межнациональные) отношения. Проблемы межнациональных отношений. Две тенденции этнических отношений. Толерантность является моральным долгом. Проявление интеграции в России. Проявление интеграции в Европе. Притча. Россия – толерантное государство.
«Возможность карьерного роста» – Информация. Модель развития и планирования карьеры. Презентация проекта. Новая идеология программ. Скорость. Украинский финансовый Олимп. Результативность. Модель развития. Кризис. Своевременность дискуссии. Четкость осознания целей. Темы дискуссии. Окно возможностей. Преодоление барьеров. Правила преодоления барьеров.
«Психическое здоровье населения» – Медицинские затраты. Южная Африка. Величина бремени психоневрологических расстройств. Сравнительные данные. Социально-экономический аспект психического здоровья населения мира. Ситуация на континентах. Компонент бремени психических болезней. Потери вследствие психических расстройств. Цена психического здоровья.
Всего в теме
«Без темы»
220 презентаций
Источник
алёна дозорова
Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов
у детей с нарушениями зрения»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Под восприятием понимают субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Это сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа.
Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребёнком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Овладение знаниями и умениями во всех видах деятельности в детском саду требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. В обучении рисованию ребёнок должен достаточно уловить свойства предмета. В конструировании требуется исследование формы предмета, его строения. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разнообразием, сравнение предметов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зренияони плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент.
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. Искажённое сенсорное отражение признаков предметов и изображений влияет на формирование зрительных образов и опознавательный этап восприятия. Нарушение механизмов восприятия, в свою очередь, сказывается на развитии несенсорных психических функций: наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза, обобщения и категоризации.
Цвет осознаётся ещё в преддошкольном возрасте (2-3 год, ребёнок активно использует этот эталон, так как может узнавать и различать цвета среди многих. Дети усваивают названия цветов, умеют локализовать заданный цвет и его оттенки, умеют сравнивать и соотносить заданный цвет с признаками конкретного предмета. Дети умеют выделять цвет среди других признаков предмета. Все эти умения – это сенсорные операции.
Легче всего в самостоятельной жизни овладеть сенсорным эталоном цвета, так как это определяется врождённой функцией цветоразличения.
Восприятие цвета – одномоментная операция. То есть на уровне сенсорных операций узнавания и называния цвет непосредственно не связан с прослеживающей функцией глаза. Трудности у детей с нарушениями зрения связаны с низкой различительной способностью, с характером нарушения зрения, с сужением поля зрения,поэтому:
– дети трудно овладевают цветами сине-фиолетовой части спектра и их оттенками;
– трудно усваивают локализацию цвета их множества, соотнесение и сравнение однородных цветов;
– зрительное восприятие дошкольников ситуативно;
– развитие ребёнка с нарушением зрения с возрастом влияет на овладение эталоном,но не все операции доступны для овладения:
– называние и узнавание развивается пропорционально возрасту;
– сравнение и соотнесение цветов с образцом более трудны, здесь нет прямой пропорции с возрастом.
Сложнее, чем эталоном цвета дети овладевают эталоном формы, так как выделение формы зависит не только от остроты зрения, но и от развития прослеживающей функции глаза.
Сенсорные операции овладения сенсорным эталоном формы:
– дети должны уметь локализовать геометрические фигуры заданной формы;
– знать названия простых геометрических форм с показом их и без него;
– должны уметь выделять и называть формы геометрических фигур и предметов, изображённых в разном пространственном расположении;
– уметь сравнивать и соотносить геометрические формы между собой и с формой конкретных предметов;
– должны уметь оперировать формой как признаком предмета.
Представления должны быть о формах в разных модальностях: в силуэтом, контурном виде.
Дети с нарушениями зрения значительно отстают в овладении эталоном формы от здоровых сверстников. Они с трудом усваивают даже узнавание и называние формы. Самостоятельно не овладевают,так как при этих операциях они должны выполнять два зрительных действия: обвести по контуру взором; сравнить каждую часть. А прослеживающая функция является нарушенной (амблиопичный глаз не участвует в прослеживании). Таким образом, эти зрительные действия не развиваются.
Особенно трудно происходит овладение процессами локализации и соотнесения. Даже узнавание знакомой фигуры затруднено, если она даётся в необычном расположении. Переход зрительных действий в умственный план задерживается.
Овладение эталоном пространства зависит от различительной способности глаза, от характера зрения, от овладения ребёнком нестереоскопическими способами восприятия предметов в пространстве.
Операции:
– локализация предмета в пространстве по величине и форме;
– соотнесение величины и формы предмета с другими в зависимости от места расположения и расстояния (от себя, между предметами);
– умение оценивать расстояние.
Это самый трудный для восприятия эталон.
Большинство детей затрудняется оценивать взаимное расположение предметов.
Затруднено точное оценивание расстояния между объектами.
Затруднено определение и называние направления расположения объектов (впереди, сзади, справа, слева).
Наиболее легко усваивается локализация величины.
В ходе формирования и развития системы сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения педагог должен ориентироваться на основные стратегии.
Первая состоит в организации зрительного поиска ребёнком заданного элемента в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения. Педагог должен научить ребёнка осуществлять чисто зрительное движение по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду. Оно должно быть направлено на поиск эталона, идентичного заданному образцу.
Вторая, более сложная стратегия состоит в организации зрительного поиска эталона по представлению (мнемическому образу).
Третья стратегия предполагает формирование устойчивой связи между эталоном и словом.
Все три стратегии могут включаться в выполнение элементарных, простых, сложных заданий. Успешность усвоения сенсорных эталонов может оцениваться на основе показателей точности построения рядов, состоящих из последовательностей различных эталонов.
Литература:
1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.Венгер: Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001.- 96 с.
3. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.
Источник