Готов ли ребенок к школе тесты развитие речи
Здравствуйте, уважаемые родители первоклашек и подготовишек! Продолжаю беседы для родителей на школьные темы. Я-педагог-практик, поэтому из обилия программ, учебников, психологических тестов, различных развивающих тетрадей и методической литературы я выбираю самое подходящее для обучения детей и для исследования.
В далёкие 80 годы, когда я начинала учительствовать, психологов в школах не было, поэтому готовность к школе определяли сами учителя, кто хотел. (Учить-то надо всех, независимо от подготовки). Я хотела. И тестировала детей, как нас учили в институте. За лето и первые две недели выясняла подготовку детей.
Зачем мне это надо было? Да чтобы к каждому ребенку найти свой ключик, акцентировать возможности и развивать то,что западает, а также помочь родителям. Были единичные случаи, когда я рекомендовала повременить со школой на годик. И потом родители были мне очень благодарны за это.
Сейчас, насколько мне известно, степень готовности к школе определяет психолог на выходе из садика. Но не все дети ходят в детский сад. И не всегда мнение психолога совпадает с результатами учебы в 1 классе.
У моих знакомых девочка в 6 лет 8 месяцев в прошлом году пошла в школу по рекомендации психолога детского сада. Когда я с девочкой случайно побеседовала ( а за долгие годы практики мое сознание сразу сработало на тестирование), то родителям предложила оставить девочку в саду. Не готова она к школе. Родители сослались на психолога и отказались.. А первый вопрос был : Ты хочешь в школу?”. Ответ был “Нет”.
Результат после 1 класса оказался нулевым. Девочка только летом начала сливать слоги и читать короткие слова. Длинные не понимает пока. Под диктовку не пишет. Эмоционально зажата. Любое предложение попробовать позаниматься вызывает слёзы и истерику. При этом она явно не глупа. Интеллект в норме. Но как она будет учиться во 2 классе? Тут уже надо мастера-учителя и мудрейших родителей. И вот теперь ей уже точно нужна помощь психолога. ..
Итак, мы будем в первую очередь говорить о психологической готовности. Многие родители возмущаются тем, что якобы ребенок должен уметь читать к школе. Не должен. Мы научим. Но какой ценой, если он психологически не готов!
То, что ребенок читает по слогам к школе, и считает до 10 и обратно, ещё не гарантирует его хорошую учебу в дальнейшем. Хорошую учебу гарантируют ,прежде всего, любознательность, развитая логика, память, внимание, эмоциональное равновесие (не путать с низким эмоциональным фоном).
А первый вопрос, который я задаю детям, ( он, кстати, определяющий) такой:
1. Ты хочешь учиться в школе? Почему? Зачем тебе учиться?
2. Расскажи о себе. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой день рождения. Что любишь, умеешь, чем увлекаешься?
3. Расскажи о своей семье. Наводящие вопросы, если нет связного рассказа: маму зовут…Папу зовут…Мама работает… Папа работает… Кто еще живет с вами?
4. А где ты живешь? В какой стране? городе? Назови адрес.
5. А в какое время года начинают учиться? Назови по порядку времена года. А названия месяцев?
Это вопросы, относящиеся к общему развитию и пониманию себя в мире. Кто я такой? Где живу? Зачем мне учиться? Хочу ли я этого? Почему?
Следующая группа вопросов относится к учебным, накопленным уже, знаниям ребенка.
. Как самим узнать, готов ли ваш ребенок к школе?
Несколько тестов
1.Ты знаешь буквы? Назови и покажи некоторые.
2. Ты умеешь читать? Почитай мне слова, пожалуйста. А предложения?
3. До скольки ты умеешь считать? Посчитай, пожалуйста. А назад умеешь?
4. Далее маленькая задачка. Проверяем умение концентрировать внимание, удерживать в памяти несколько предложений, логически мыслить, складывать и вычитать.
На ветке сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Сколько стало птичек?
5. Ты знаешь сказки? Кто тебе их читал? Какие это сказки? ( показываю картинки). Расскажи какую-нибудь.
Далее идут несколько заданий психологического характера.
1. Проверяется логика и прогнозируется в дальнейшем умение последовательно решать задачи.
Заранее собирается на скрепках из картона коробочка без крышки. Ребёнку даю лист бумаги , ножницы, клей и предлагаю сделать такую же . При этом говорю : “Делай, как можешь!” Ребёнок с высоким уровнем развития мыслительной деятельности развернёт коробочку, сделает на своем листке такие же прорези и соберёт коробочку, пусть даже и криво.
2. Даю лист А4. Делю его на 4 части карандашом .На каждой части ребенок выполняет задание. Проверяется общая психологическая готовность к школе или школьная зрелость.
- Нарисуй человека, как можешь. (простым карандашом )
- Срисуй или спиши фразу: “Он ел суп” (Фраза пишется родителем на другом листке письменными буквами безотрывно разборчиво, достаточно крупно)
- Нарисуй точно такой же домик. Старайся выполнить точь -в- точь. Затем спрашиваю, все ли правильно ты нарисовал? Исправь.
- Нарисуй точки как я. (На листке нарисована группа точек 9 по 3 в ряду и одна внизу под группой точек)
- Мы не будем подводить итоги скрупулёзно, по баллам. Но некоторые моменты по рисуночным тестам я напишу в следующий раз.
- Скажу только, что если вы увидите, что ваш ребенок не совсем готов к школе, не пугайтесь. Смело подходите к учителю или психологу школы и просите особого внимания, корректирующих занятий с психологом , дополнительного обследования.
- А я могу помочь рекомендациями и советами, как учиться. если слабая память, внимание, логика, как быстро научить ребенка читать считать. запоминать стихи и т. д.
- Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. До новых встреч, удачи и счастья!
- Татьяна Гордиенко, учитель начальных классов высшей категории , с этого учебного года на заслуженном отдыхе.
Источник
“Готов ли Ваш ребенок к школе?”
Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику…
На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.
Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Уровень развития речи.
Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ, либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Уровень развития фонематического слуха?
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…
Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, градусник – … (температура)», «глаз – зрение, ухо – … (слух)». Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.
Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
***Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.
Но как же помочь ребенку подготовиться к обучению в школе?
Хочется дать несколько советов родителям.
О хорошем развитии речи, как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…» Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли — не ребенок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Какими упражнениями можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
— какими словами, красками можно описать время года;
— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только веселые слова;
— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) ит.д.;
— играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что… .
Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что… .
Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что… .
Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что… ;
— играйте в игру «Хорошо — плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
— играйте в слова, где изменяется только один звук:
почка — дочка — точка —кочка…
4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении».
(В лес растут грибы. Шишки растут… елке.)
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия — и увлеченный «говорун сразу скисает».
Источник
Тест рассчитан на детей шести-шести с половиной лет.
Задайте вопрос и ждите, когда ребенок скажет все, что знает или думает по этому поводу. Не торопите его, не подсказывайте, а побуждайте, чтобы он говорил как можно больше.
1. Какое животное больше: лошадь или собака?
Правильный ответ (лошадь)— 0 баллов. Неправильный — «-5».
2. Утром мы завтракаем, а в полдень…
Правильный ответ (обедаем, едим суп, кашу) — 0. Неправильный — «-3».
3. Днем светло, а ночью…
Правильный ответ (темно) — 0 баллов. Неправильный — «-4».
4. Небо голубое, а трава…
Правильный ответ (зеленая) — 0 баллов. Неправильный — «-4».
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это что?
Правильный ответ (фрукты) — «+1»Неправильный — «-1»
6. Почему раньше, чем приедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Правильный ответ (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд) — 0 баллов, Неправильный — «-1»
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону?
Правильный ответ (города) — «+1»Неправильный — «-1»
8. Который час?
Ребенок должен показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут девять, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.
Все правильно — «+4», показана только четверть, целый час, четверть и час — «+3», не умеет определять время по часам — 0.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это…, маленькая овечка — это…
Правильный ответ (щенок, ягненок) — «+4». Один правильный ответ — 0 баллов. Неправильный —
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаковое?
Правильный ответ с приведением одного и более признаков подобия —«+1»без приведения признаков подобия — 0. Неправильный ответ — «-3».
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза? Две причины —
Одна причина — 0. Неправильный ответ —«-1»
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два любых признака — «+3».
Один признак — «+2». Неправильный ответ —«-1»
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Дается определение, что это млекопитающие, или
приводятся два частных признака — «+3». Приводится одно подобие — «+2». Неправильный ответ — 0.
14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом на столе?
У винта нарезка — «+3».
Винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, или у винта гайка — «+2».
Неправильный ответ — 0.
15. Футбол, прыжки в высоту, плавание — это… Спорт, физкультура — «+3»
Игры, упражнения, соревнования — «+2». Неправильный ответ — 0.
16. Почему люди занимаются спортом? Названы две причины — «+4».
Одна причина — «+2». Неправильный ответ — 0.
17. Какие транспортные средства ты знаешь?
Три наземных 4- самолет, корабль — «+4». То же самое, но только после объяснения, что транспортное средство — это то, на чем мы ездим, передвигаемся — «+2».
Неправильный ответ — 0.
18. Чем отличается старый человек от молодого, какая между ними разница?
Три признака (седые волосы или лысина, морщины, не может работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой) — «+4».
Одно или два различия — «+2».
Неправильный ответ — 0.
19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать?
Остальные должны работать за него, то есть кто-то из-за него страдает — «+4».
Он ленивый, мало зарабатывает и ничего не может себе купить — «+2».
Неправильный ответ — 0.
20. Почему на письмо надо наклеивать марки? Так платят за перевозку письма — «+5». Неправильный ответ — 0.
Результат
Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
24 балла и выше — очень хороший результат;
14—23 балла — норма, нормальный уровень школьной зрелости;
0—13 баллов — ниже среднего уровня;
Источник
Диагностика речевого и познавательного развития дошкольника, учебных навыков.
ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В 1 КЛАСС.
I. Речевое развитие.
1. Определение уровня словарного запаса ребёнка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики.
- Придумай как можно больше слов, которые начинаются на С (любая буква).
- Я начинаю, а ты закончи слово:
Ко…, на… за… ми… му… до… че… при… ру… во…
(Если ребёнок молчит или механически повторяет данный слог, то нужно перейти к следующему слогу.)
- Я называю слово, а ты объясни, что это такое. Что это?
Мяч – дорога –
Яблоко – часы –
4. Отвечай быстро кто? или что? делает это действие:
Летит – рычит – смеётся –
Пищит – падает – сажает –
Думает – ломает – рисует –
5. Скажи наоборот:
Рано – мокрый – быстро –
Старший –
- Назови одним словом:
Платье, брюки, майка –
Папа, мама, ребёнок –
Роза, тюльпан, гвоздика –
Чайка, голубь, воробей –
Берёза, липа, сосна –
2. Выявление степени освоения ребёнком грамматического строя родной речи.
- Закончи:
Карандаш упал со ….
Карандаш лежал на …
Карандаш лежал у …
Карандаш лежал около …
Карандаш нашли под …
Карандаш вытащили из-под …
- Закончи предложение:
Ребята бежали по …
Кот громко и мяукал и …
Поднялся ветер, и …
Цветок завял, потому что …
- Найди и исправь ошибки:
Мама поставила вазу с цветами в стол.
Бабушка жила на большом доме.
Белка прячет орешки у дупла.
Ковёр лежит в полу.
3. Умение говорения.
- Разложи картинки так, чтобы у тебя получился рассказ. Придумай рассказ по картинке.
4. Умение слушания.
1.Послушай предложения и скажи, всё ли верно. Объясни, что неверно.
Осенью в саду расцвели яблони. Отец пошёл с пилой рубить дрова.
Алёша зимой любит загорать.
Мальчик кивнул мне рукой.
После радуги будет гроза.
- Послушай:
Наташа рисовала Аню. Аня рисовала цветы.
– Расскажи, кто что рисовал.
II. Познавательное развитие.
- Задания на проверку внимания и памяти.
- Посмотри, запомни, расскажи.
Рассмотри рисунок. Закроем его листком бумаги, а ты вспомни, что там нарисовано и ответь на вопросы.
- Из каких геометрических фигур построен замок? Сосчитай все одинаковые фигуры.
- Отвернись и назови.
Ребёнку показываем 8 рисунков, обсуждаем цвет. Затем он отворачивается и перечисляет рисунки.
- Задания на проверку фонематического слуха.
1. Назови первый звук в слове.
Кошка, дорога, ветка, рыба, дуб, знак, круглый, река, суп, чашка.
2. Назови звуки, которыми различаются слова.
Кот – кит мел – мал лук – лак сок – сом лук – сук
3. Определи, какая схема соответствует слову.
ЛИСА ТРУБА ДОМ
3. Задания на проверку уровня мышления.
- Найди лишнее.
- Найди закономерности.
- Найти общий признак.
- Подготовка руки к письму.
- Продолжить рисовать узор непрерывными линиями. (Работа в строчке)
- Нарисовать в клеточках точно такие же предметы.
- Нарисовать пароход. Скопировать рисунок.
- Учебные навыки.
1. Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.
1.Нумерация.
– Назови последующее число: 3 7 2 9 5
– Назови предыдущее число: 2 8 4 6
– Что больше 4 или 9 6 или 5 9 или 7
2. Реши примеры:
3+2 6-1 8+1 5 – 2 7+ 1 5+5
3. Реши задачу.
У Игоря 5 тетрадей, он подарил 1 тетрадь сестре. Сколько у него осталось тетрадей?
На дереве сидело 2 синицы и 2 вороны. Сколько всего птиц сидело на дереве?
2. Навыки чтения.
Диагностика речевого и познавательного развития дошкольника, учебных навыков.
Ф.И.___________________________________________, возраст ____________
Дата:____________ Кто тестировал: ______________
I. Речевое развитие.
1. Уровень словарного запаса и способность использовать в своей речи
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 7-10 С 6-3 Н 2-1 н/сп 0 | В 4 С 2-3 Н 1 н/сп 0 | В 7-9 С 6-3 Н 2-1 н/сп 0 | В 6-5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 | В 5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 |
2. Грамматический строй родной речи
1 | 2 | 3 |
В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 6-7 С 3-5 Н 2-1 н/сп 0 | В 4-5 С 2-3 Н 1 н/сп 0 |
3. Умение говорения. 4. Умение слушания
3. 1 | 4.1 | 4.2 |
II. Познавательное развитие
1.Проверка внимания и памяти.
1 | 2 | 3 |
В 5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 | В С Н н/сп | В 8-7 С 6-4 Н 3-1 н/сп 0 |
2.Фонетический слух и готовность к звуко-буквенному анализу.
1 | 2 | 3 |
В 9-10 С 6-8 Н 2-5 н/сп 1- 0 | В 4-5 С 2-3 Н 1 н/сп 0 | В 3 С 2 Н 1 н/сп 0 |
3.Уровень развития мышления.
1 | 2 | 3 |
В 6-5 С 4-3 Н 1-2 н/сп о | В 4 С 2-3 Н 1 н/сп 0 | В 4 С 2-3 Н 1 н/сп 0 |
4. Подготовка руки к письму.
Ориентирование на листе бумаги в линейку. | Ориентирование на листе бумаги в клетку. | Копирование рисунка. |
В С Н н/сп | В С Н н/сп | В С Н н/сп |
III. Учебные навыки.
1. Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.
Нумерация. | Решение примеров. | Задачи. |
В С Н н/сп | В 6-5 С 3-4 Н 2-1 н/сп 0 | В 2 С 1 Н вычислительные ошибки н/сп 0 |
2. Навыки чтения.
В ______________________________________________________________________
С______________________________________________________________________
Н______________________________________________________________________
Нспр.___________________________________________________________________
ИТОГИ:
Высокий уровень 84 – 70 баллов _____________________________
Средний уровень 69 – 50 баллов _____________________________
Низкий уровень 49 – 25 баллов _____________________________
Слабый уровень подготовки 24 и ниже ____________________________
ВЫВОД:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник