Головей л а развитие личности ребенка

Головей л а развитие личности ребенка thumbnail

Головей л а развитие личности ребенка

Головей Лариса Арсеньевна

Доктор психологических наук, профессор,
Зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии

Эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе PURE

Образование:

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии (1969)

Научные интересы:

  • Психология развития человека;
  • Психология профессионального самоопределения;
  • Психологические кризисы;
  • Дифференциальная психология;
  • Психологическое благополучие человека;
  • Психология повседневного стресса.

Читаемые курсы:

  • Психология профессионального самоопределения
  • Психология профессионального развития и карьеры с супервизией
  • Индивидуальность и развитие личности в образовательной среде

Основные публикации:

Книги:

  1. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития., СПбГУ, 2005
  2. Психологическая зрелость личности. СПб, Изд-во «Скифия-принт», 2014
  3. Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование. СПб, Изд-во «Нестор история», 2015
  4. Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание. Москва, 2016. Сер. Труды Института психологии РАН. (Под.ред. А.В.Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабриной, Н.Е. Харламенковой)
  5. Психоэмоциональное благополучие человека: интегративный подход /отв. редактор Л.А.Головей/, Изд-во «Нестор-история», СПБ.2020

Учебники и учебные пособия:

  1. Практикум по возрастной психологии. СПб, Изд-во «Речь», 2008
  2. Психология развития и возрастная психология. М. Изд-во «Юрайт», 2018
  3. Психология профессионального развития. СПбГУ, 2009;
  4. Введение в психологию //Клиническая психология. Отв. ред. Б. Д. Карвасарский, СПб, Питер, 4-е издание, 2010.

Статьи

  1. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель – ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е., Энгельгардт Е. Е. // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 12. 2014. Вып. 2. С. 84-96
  2. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход /Стрижицкая, Криулина 2014. Т. 7, № 36. С. 9. URL: https://psystudy.ru /
  3. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства. /Л.А.Головей [и др.] //Психологический журнал. 2015.- Том 36 – №2.- С.30-41.
  4. Семейные факторы формирования доверия и удовлетворенность жизнью в подростковом возрасте./Л.А.Головей, Ю.Ю.Данилова / /Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия.12, Психология. Социология. Педагогика. – 2015- Вып.1. С. 28-37.
  5. Становление личности и профессиональное самоопределение подростков из детских домов./Л.А.Головей, М.В.Данилова, Ю.Ю.Данилова// Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект/Отв.ред А.В.Махнач, А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых-М.:- Изд-во «Институт психологии РАН», 2015, с.273-297
  6. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников / Социальная психология и общество. 2016. Т.7. № 3. С. 18-32 (соавт. Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е.)
  7. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольников./ Социальная психология и общество. 2016,Т.7,№2. С.5-18. (соавт. Савенышева С.С., Василенко В.Е.)
  8. Б.Г.Ананьев и междисциплинарные исследования в психологии (к 110-летию со дня рождения). Психологический журнал, Т.38, номер 5, 2017. С 108-118 (соавт. Журавлев А.Л., Тарабрина Н.В.)
  9. Восприятие стрессоров повседневной жизни: половой и возрастной аспекты /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития // Отв.ред. А.Л.Журавлев, А.Л.Кольцова.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.-2704 с., с.1410-1418. (совм.со Стрижицкой)
  10. Дифференциально-психологические аспекты восприятия повседневных стрессоров / Психологический журнал. Т.39, №5, 2018. С.15-25. (соавт. Стрижицкая О.Ю.)
  11. Сравнительный анализ повседневных стрессоров у жителей Архангельска и Санкт-Петербурга. Журнал Экология человека. 12, 2018. С.32-39. (соавт. Муртазина, Стрижицкая, Симонова)
  12. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров / Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 8-26 (соавт. Стрижицкая, Петраш, Савенышева, Муртазина).
  13. Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной ситуации безработными и работающими взрослыми // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т.27. №2 (104). С. 27-49. (соавт. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Рыкман Л.В., Данилова М.В.)
  14. Психоэмоциональное благополучие человека в трудных жизненных ситуациях // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. №4. С. 90-102. (Соавт. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Александрова О.В., Рыкман Л.В)
  15. Психоэмоциональное благополучие старшеклассни¬ков в связи с готовностью к профессиональному самоопределению. //Психологическая наука и образование. 2019. Т.24 .№ 6. C.63-73, (соавт. Данилова М.В., Груздева И.А.)
  16. Комплексные исследования человека в научной школе Б.Г.Ананьева: разработка проблемы индивидуальности. /Историческая преемственность в отечественной психологии/Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Харитонова, Е.Н.Холондович. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. — 545с. (Методология, история и теория психологии). С. 268-277, (соавт. Журавлев А.Л.)
Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка школьного возраста

Всего — более 100 научных статей, список которых представлен в личном профиле системы PURE

Научная работа. Гранты:

  • Компетентностный подход к психологическому здоровью младших школьников. Грант Министерство образования и науки РФ, научный руководитель;
  • Комплексное изучение психологических факторов профессионального самоопределения молодежи. РГНФ, 2008, научный руководитель;
  • Психологическое содержание и факторы преодоления возрастных и профессиональных кризисов периода средней взрослости. РГНФ, 2009, научный руководитель;
  • Комплексное изучение психологических факторов возникновения кризисов профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости. РГНФ, 2010-2012, научный руководитель;
  • Исследование дифференциально-психологических факторов и механизмов становления и развития личности взрослого. НИР СПбГУ, 2010-2012. Научный руководитель
  • Издание избранных научных трудов Е.Ф. Рыбалко «Дифференциально-психологические проблемы развития человека», РФФИ, 2010
  • Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза. РГНФ, 2013-2015. Научный руководитель
  • Позитивное развитие в период взрослости – психосоциальные особенности в России и Финляндии. РГНФ, международный проект, 2014-2016. Исполнитель
  • Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсов их преодоления в разные периоды взрослости. РНФ, 2016-2018, научный руководитель
  • Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития. РГНФ, 2016-1018, научный руководитель
  • Грант РФФИ на издание монографии «Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход», 2020, руководитель.

Другая профессиональная деятельность:

  • Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Мин.обр. и науки РФ;
    1) Эксперт и Член секции «Психологические науки» Экспертного Совета по психологии, фундаментальным проблемам образования, социальным проблемам здоровья и экологии человека РФФИ
    2) Эксперт РНФ
  • Член редколлегии журналов: Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология. Психология развития; Психология и Педагогика, Пермь, Журнал ПППГУ; Новые психологические исследования (Москва).

Награды

  • Почетный работник Высшего профессионального образования РФ, 2004 г.
  • Почетная Грамота Президента РФ «За заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров». 2011 г.
  • Диплом Победителя Х11 Национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея», 2010г. За издание «Развитие личности ребенка» в 6-ти томах.
  • Почетная грамота СПбГУ «За педагогическое мастерство»
  • Диплом РПО «За вклад в развитие психологической науки»
  • Почетная грамота РГНФ «За вклад в развитие гуманитарной науки»
  • Диплом Победителя Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2014 года за книгу «Психологическая зрелость личности», 2014

Источник

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07004-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420640 (дата обращения: 27.01.2021).

  • Добавить в избранное

2-е изд., испр. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата

    Головей Л.А. – под общ. ред.

2018

Страниц
413

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-534-07004-0

Библиографическое описание

Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07004-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420640 (дата обращения: 27.01.2021).

Показать все

  • Аннотация

  • Программа курса

  • Медиаматериалы
    5

Предлагаемый учебник будет интересен всем, кто изучает и преподает курс психологии развития и возрастной психологии. Книга позволит овладеть не только теоретическими знаниями, но и методами исследования и диагностики различных сфер психической деятельности и личности применительно к каждому из периодов развития человека: от младенчества до поздней взрослости. В учебнике последовательно излагаются основные этапы развития каждой психической сферы личности на протяжении всего онтогенеза с последующим анализом их особенностей в каждом возрастном периоде. Некоторые разделы представлены впервые. Учебник снабжен методическими материалами для самостоятельных и семинарских занятий.

39 учебных заведений выбрали эту книгу

Источник

Социальная психология и общество - №2 / 2016 | Перейти к описанию

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2019

18 место
— направление «Психология»

0,643 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 —
двухлетний импакт-фактор

 

Головей Л.А.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
e-mail: lgolovey@yandex.ru

Василенко В.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: v.vasilenko@spbu.ru

Савенышева С.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: owlsveta@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию личностных особенностей дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи (полная/неполная, наличие сиблингов) и семейного воспитания (стилевые характеристики и детско- родительское эмоциональное взаимодействие). В исследовании участвовали 155 мальчиков, 157 девочек и 312 матерей из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Архангельска. Возраст детей — от 4 до 7 лет, средний возраст — 5 лет 9 мес. Применялись тестовые и проективные методы. Выявлено, что в неполных семьях у детей выше тревожность, незащищенность, депрессивность, недоверие к себе, враждебность, чувство неполноценности, конфликтность и трудности в общении. Влияние стиля воспитания проявилось в том, что доминирование гиперпротекции и авторитарного стиля взаимосвязано с понижением самооценки, повышением тревожности и враждебности детей; попустительский и неустойчивый стиль способствуют повышению агрессивности. Показано, что важным ресурсом для развития личности ребенка выступает благополучие в эмоциональном взаимодействии в семье: понимание причин его состояния, эмпатия матери. Вместе с тем выявлено, что около трети матерей испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с детьми.

Для современной социальной психологии развития характерно
повышение внимания к семье и анализу роли семьи как среде развития и
социализации ребенка [21]. Одной из первых попыток систематизации данных о роли
семьи стала типология привязанности М. Эйнсворт, которая показала, что чем
надежнее привязанность, тем выше инициативность и уверенность в себе ребенка
[16].

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
    психоло- гия. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
  2. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские
    отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал.
    2015. Т. 36. № 2. С. 32—43.
  3. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К
    проблеме диф- ференциации основных понятий в системе отношений
    «родитель-ребенок»: теоре- тический и эмпирический аспекты // Вестник
    Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология.
    Педагогика. 2014. № 2. С. 84—95.
  4. Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности
    родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста //
    Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология.
    Педагогика. 2010. № 2. С. 274—278.
  5. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование
    семьи. М.: Когито-Центр, 2008. 415 с.
  6. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-мето-
    дическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2005. 240 с.
  7. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 336
    с.
  8. Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный
    ресурс] // Пси- хологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2).
    URL: https://psystudy.
    ru/index.php/num/2008n2-2/100-zyrianova2.html (дата обращения:
    25.12.2015).
  9. Клецина И.С. Ситуация развода как предмет отечественных
    социологических и социально-психологических исследований семейных отношений //
    Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 30—45.
    doi:10.17759/sps.2015060303
  10. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность
    лич- ности ребенка: дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 197 с.
  11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.; М.; Харьков: Питер,
    2012. 940 с.
  12. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2008.
    430 с.
  13. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность семьи:
    психологические ресурсы как защитный фактор семьи // Психологические проблемы
    современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко М.:
    Изд. «Институт психологии РАН», 2012. С. 529—550.
  14. Поветьева М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными
    качества- ми родителя и ребенка: дисс. … канд. психол. наук. М., 2003. 236
    с.
  15. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
    СПб.: Речь, 2002. 694 с.
  16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб: Питер, 2007.
    416 с.
  17. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов,
    ро- дителей / Под ред. А.А. Реана. СПб: Прайм-Еврознак; Москва: ОлмаПресс,
    2004. 224 с.
  18. Савенышева С.С. Материнское отношение как фактор психического
    развития ребенка // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред.
    Г.С. Ни- кифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 223—248.
  19. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы
    детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999. № 6. C.
    18—28.
  20. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С.
    Социология дошколь- ного детства. Труды по социологии образования. М.: Институт
    социологии образо- вания РАО, 2013. Т. XVII. Вып. XXIX. 168 с.
  21. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль
    психо- логической науки // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С.
    13—25.
  22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.:
    Просве- щение: Владос, 1995. 291 с.
  23. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление
    нега- тивизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: дисс….канд.
    психол. наук. М., 2012. 150 с.
  24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е
    изд. СПб: Питер, 2008. 672 с.
  25. Вelsky J. Social-Conteхtual Determinants of Parenting
    [Электронный ресурс]. Univer- sity of California, Davis, USA, 2014.
    https://www.child-encyclopedia.com/parenting-skills/
    according-experts/social-contextual-determinants-parenting (дата обращения
    12.01.2016).

 

Источник

Читайте также:  Целостное развитие ребенка в дошкольном возрасте