Годовой план доу развитие речи ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей №27 «Кораблик» городского округа «город Якутск» ул. Губина 3/1 (а), г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000 тел/факс 4112 21-82-30, e-mail detsad27@yaguo.ru |
Годовой план
По обучению разговорному якутскому языку
и национальной культуре
на 2019 – 2020 уч. год
Педагог ДО:
Степанова Елена Петровна
Язык – душа народа, свидетель его истории.
Знание языков – показатель высокого интеллекта, культуры, любознательности и общительности. Это значит, для молодежи любой национальности усвоение языков – это еще и средство самоутверждения и самовыражения своей личности, своего интеллекта.
Основной целью занятий по разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах является обучение пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с воспитателем и между собой на занятиях, а также в режимных моментах.
В современной педагогической мысли различных народов России наблюдается стремление к поиску выхода из духовного кризиса, обращение к опыту традиционного воспитания детей. Лучшие черты менталитета нации развиваются во многом благодаря сохранению традиционной народной культуры. Забвение ее традиций приводит к утрате национальной самобытности, развитию сознания. Профессор Г.Н. Волков, решающий путь возрождения народов видит в возрождении традиционной, демократической культуры воспитания. Современная система образования требует возрождения национальных культур, что возможно только на базе народной педагогики, традиционной педагогической культуры. Применение народной педагогики это целостный, систематический процесс приобщения к традициям и обычаям народа, к фольклору, развитие и понимание у детей интереса к духовным сокровищам народов. Освоение этой области – часть всестороннего развития личности маленького человека. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребенка начинается с привития любви к малой родине, ознакомления с культурным наследием и современным искусством края, в котором он живет.
Программа «Люби и знай родной край» предусматривает комплексный подход в развитии дошкольником средствами ознакомления с родным краем – Якутией.
Целью обучение якутскому разговорному языку русскоговорящих детей и обогащение знаний по национальной культуре.
Задачи:
- Воспитывать любознательность, уважение к людям, интерес к родной природе, творческое созидательное отношение к природе.
- Обучение пониманию определенного количества определенных фраз на якутском языке.
- Пробудить в ребенке любовь к родному краю и городу, интерес к истории их возникновения и развития.
- Приобщить дошкольников к культуре, искусству, традициям и обычаям якутского народа. Накопление социального опыта жизни в своем городе и республике, усвоение общепринятых норм поведения, взаимоотношений.
Содержание программы построено на основе дидактических принципов и возрастных особенностей детей. Для старшей и подготовительной к школе групп определено содержание из относительно самостоятельных разделов: «Край, в котором мы живем», «Якутск – любимый город», «Природа родного края», «Культура, традиции, литература и быт якутов», «Любимые игры предков», определен примерный тематический план и методические рекомендации.
Программа предусматривает проведение как специальных занятий по указанным разделам, так и внесение программного материала на занятиях по ознакомлению с окружающим и природой, а также с художественной литературой. Приоритетными формами организации обучения и воспитания в рамках программы являются занятия кружка по ознакомлению с якутскими народными играми, экскурсии, беседы, дидактические игры, тематические выставки. Реализация программы обеспечивается привлечением родителей к участию в работе по ознакомлению с родным краем. Закрепление материала проводится в свободное от занятий время в игровой, двигательной и музыкально – художественной деятельности.
Контроль усвоенных знаний и практических умений детей проводится как на специально организованных занятиях два раза в год: вводная (сентябрь-апрель), итоговая (май), так и в процессе повседневных занятий, игр.
Программа построена на коммуникативном принципе обучения, дети должны понимать простые якутские фразы, обращенные к ним, и реагировать на них, во – первых, действием, во – вторых, словами. Поэтому основное место в работе занимает усвоение речевой модели (кэпсэтэр халыып – КХ), которая на каждом занятии пополняется новыми словами для употребления (активный словарь – АС). В программе даются также слова для понимания в речи педагога (пассивный словарь – ПС), часть которых со временем переходит в активный словарь детей. Таким образом, программа содержит лексический и фразовый минимум для активного и пассивного усвоения по годам обучения.
Результат: на каждом занятии дети:
- узнают простые речевые модели;
- запоминают несколько слов на якутском языке;
- понимают их на слух и произносят за воспитателем;
- употребляют вопросы и ответы из фраз повседневного общения.
Обучения состоит из трех этапов:
- слушание и запоминание слов педагога;
- повторение за педагогом;
- употребление в речи.
На занятиях каждое новое слово проходит через уже усвоенные речевые модели. Звуки якутского языка, слова и грамматические формы вводятся комплексно. Дети усваивают их практически, без правил и терминов, путем запоминания готовых фраз, повторения и имитации.
Активную лексику дети слушают предварительно в речи педагога, затем начинают употреблять их сами.
Пассивная лексика нужна для организаций, обращения к детям, их поощрения.
Годовой план на 2019-20 уч.год
№ | Работа с детьми | Сроки |
1 | Составление календарного плана | Сентябрь |
2 | Обучение разговорному якутскому языку | В течение года |
3 | Обучение пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке | В течение года |
4 | Дать первоначальное представление о РС(Я) | В течение года |
5 | Участие на городских, республиканских конкурсах | В течение года |
Работа с родителями | ||
1 | Выступление на родительских собраниях по группам | |
2 | Участие на утренниках | В течении года |
3 | Выставка рисунков по произведениям якутских народных сказок | |
4 | Выступление на городских, республиканских конкурсах | |
Работа с педагогами | ||
1 | Посещение занятий воспитателей | По мере необходимости |
2 | Индивидуальные беседы по текущим вопросам | В течении года |
3 | Выступление в педсовете, педчасах | В течении года |
Повышение квалификации | ||
1 | Посещение открытых занятий педагогов якутского языка в других садах | В течении года |
2 | Повышение квалификации педагогов ДО в ИРО и ПК РС(Я) | В течении года |
3 | Чтение, изучение новых программ по разговорному якутскому языку | В течении года |
Расписание занятий
№ | Группа | время | |
1 | Алые паруса | подготовительная | 09.30 – 10.10 |
2 | Радуга | старшая | 15.35 – 16.00 |
3 | Почемучки | старшая | 09.45 – 10.10 |
4 | Земляничка | подготовительная | 09.40 – 10.10 |
5 | Улыбка | подготовительная | 10.15 – 10.45 |
6 | Ручеек | старшая | 16.05 – 16.30 |
План по ознакомлению детей с Якутией
№ | Темы | Задача | Темы занятий | Работа вне занятия |
1 | Речевые модели (кэпсэтэр халыып) | -узнают простые речевые модели -запоминают несколько слов на як.языке -понимают их на слух и произносят за педагогом | 1.Знакомство 2.Мой садик 3.Моя семья 4.Моя кукла 5.Моя еда 6.Моя одежда | 1.Рисование на тему “Моя Семья”, “Я и мой дом”, “Детский сад-мой второй дом” 2.Чтение худ.литературы |
2 | Мой город Якутск. Моя республика | -познакомить детей с историей города -пробудить чувство гордости за свой город -приблизить детей к пониманию, что наше будущее -это будущее нашего города – воспитывать любовь к родному городу -дать первоначальное представление о Республике Саха (Якутия) -познакомить с гербом, флагом -раскрыть практическое значение природных богатств республики -дать доступные представления о праздниках, традициях в одежде | 1.История города 2.Путешественники по родному городу (экскурсия по улицам города) 3.Я живу в республике Саха (Якутия) 4.Якутск столица нашей Республики 5.Полезные ископаемые 6. Знакомство якутской посуды 7. Якутская национальная одежда 8.Значение якутских орнаментов 9.Охотники и рыбаки. 10.Праздник встречи солнца – Ысыах | 1.Аппликация “Улица моего города. 2.Рассматривание книг. 3.Просмотр видеофильмов о природе Якутии. 4.Настольные игры якутов. 5.Подготовка к Ысыаху |
Источник
Годовой план работы по развитию речи детей раннего возраста.
Сентябрь (сказка «Репка»)
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1. Чтение сказки «Репка» с иллюстрациями: познакомить с героями сказки; рассмотреть иллюстрации.
2. Д/и «Кто что делает?» – назвать изображённый предмет на картинке; выполнить действия, которые видит ребёнок на картинке; развитие игровых навыков.
3. Заучивание потешки «Водичка, водичка …», тёплая, холодная льётся; Опыт с предметами: тонут, не тонут, плавают.
1. Рассказывание сказки; закрепить звукоподражание героев сказки.
2. Д/и «Поручение» – привлечь детей, которые плохо говорят.
3. Обыграть потешку «Как у нашего кота»; Д/у «Вверх – вниз»
1. Показ сказки на фланелеграфе – дети учатся договаривать отдельные слова и фразы.
2. Стихотворение «Осень» – жёлтые, красные листья шуршат под ногами. 3.Рассмотреть овощи, познакомить с названиями цветом и формой.
1. Настольный театр по сказке «Репка»: проговариваем слова» «танем-потянем, тянем-потянем – вытянули репку. Репка большая пребольшая, сладкая»
2. Рассматриваем картину «Осень» -закрепить признаки осени.
3. Д/и с овощами «Чудесный мешочек» – закрепить название, вкус.
Словарная работа: репка, овощи, листья, посадил, выросла, тянут-потянут, вытянули, тащить, шуршат, падают, жёлтая, круглая, большая-пребольшая, сырая, варёная, длинная, за, не.
Октябрь (сказка «Колобок»)
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1. Чтение сказки «Колобок» с иллюстрациями: познакомить с героями сказки; рассмотреть иллюстрации.
2. Д/и «Найди по цвету»
(Парные картинки).
3. Чтение стихотворения «Зайка». Д/и «Какой?»
(по сенсорике)
1. Рассказывание сказки «Колобок».
2. Д/и «Кто как кричит?» (зверюшки по сказке)
3. Чтение стихотворения «Мишка» Дыхательное упражнение «Паровоз»
1. Показ сказки «Колобок» на панно -проговорить отдельные фразы.
2. Чтение стихотворения «Лиса».
3. Рассматривание живой картины «Колобок»
1. Настольный театр «Колобок». Проговариваем песенку колобка.
2. Д/и с овощами для зверей.
3. Повторение потешки «Водичка, водичка …», тёплая, холодная льётся; Опыт с предметами: тонут, не тонут, плавают
Словарная работа: румяный, испеки, катится, съем.
Ноябрь (сказка «Теремок»)
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1. Чтение сказки «Теремок» с иллюстрациями: познакомить с героями сказки.
2. Заучивание стихотворения «Зайка» Д/и «Кто пришёл?» (зверюшки по сказке)
3. Д/и «Принеси и покажи то, что нарисовано на картинке».
1. Рассказывание сказки «Теремок».
2. Д/и «Устроим зайке комнату» (знакомим с мебелью)
3. Чтение стихотворения «Мышка»; Подвижная игра «Кот и мышка»
1. Показ сказки «Теремок» на фланеле-графе.
2. Чтение стихотворения «Лягушка» Д/и «Собери башенку для зверят» (волка)
3. Чтение сказки «Мой мишка». Д/и «Кто как кричит?»
(зверюшки по сказке)
1. Рассматривание живой картины «Теремок»
2. Чтение стихотворения «Лисица – медсестрица»
3. Игры с водой.
Словарная работа: теремок, мышка-норушка, квакушка, волчок-серый бочок, прискакала, скок, иди, влез, упал набок, развалился, вдвоём, я, кто-кто, к нам.
Декабрь (сказка «Заюшкина избушка»)
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1. Чтение сказки «Заюшкина избушка» с иллюстрациями: познакомить с героями сказки. 2.Заучивание стихотворения «Петушок, петушок». Д/и «Домики и дорожки» (для зверей) 3. Д/и «Комната медвежонка» (строим на фланелеграфе).
1. Рассказывание сказки через настольный театр.
2. Заучивание стихотворения «Мишка косолапый»
Д/и «Разноцветные шары для зверей» (сенсорика)
3. Д/и «Строим зайке комнату» – продолжать знакомство с мебелью.
1. Рассматривание живой картины “Заюшкина избушка»
2. Рассматривание живого объекта «Петушок».
3. Целевая прогулка (наблюдения за собакой); чтение стихотворения «Ты собачка не лай»
1. Показ сказки «Теремок» на фланеле-графе.
2. Стихотворение «Наша ёлочка»; рассмотреть в группе ёлочку и пригласить зверей из сказки в хоровод под ёлочку.
3. Д/и «Нарядим зайку, лису, собачку, медведя на новогодний праздник”.
Словарная работа: избушка, колючки, на плечи, погреться, гнал, ступай, поди, ледяная, лубяная, по заулочкам, вон, у, не.
Январь (сказка «Рукавичка»)
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1. Чтение сказки «Рукавичка » с иллюстрациями: познакомить с героями сказки.
Д/и «Оденем куклу Машу на прогулку» и пойдём в гости к зверям
3. Чтение «Идёт лисичка по мосту» (игра на звукоподражание)
1. Рассказывание Сказки «Рукавичка», закрепить звукоподражание.
2. Чтение сказки «Лесной мишка и проказница мышка»
3. Рассматривание живого объекта «кролик»
1. Показ сказки «Рукавичка на знание стихотворения «Зайка, зайка попляши»; Дыхательные упражнения «Снежинки» «Кто как кричит». 3. Чтение сказки «Про чудака лягушонка»;
Д/и«Кто как кричит?».
1. Рассматривание живой картины «Рукавичка»
2. Чтение стихотворения «Снег»;
Д/и «Отгадай, кто к нам пришёл?»
3. Чтение стихотворения «Мышка»; Д/и «Отгадай и назови» (мебель для зверей)
Словарная работа: сестрички, сучья, кабан, обронил, затрещали, бредёт, поскребушка, попрыгушка, врассыпную, а, за, в.
Февраль (сказка «Петушок – золотой гребешок»).
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1. Чтение сказки «Петушок – золотой гребешок» » с иллюстрациями: познакомить с героями сказки.
2. Чтение «Котик и козлик»;
Д/и «Разрезные картинки»(про ЗвврфйМвание стихотворения «Петушок»;
Д/и «Угадай по голосу»
1. Рассказывание сказки «Петушок -золотой гребешок».
2. Чтение «Идёт лисичка по мосту»; Д/и на обобщение «Куда кто положить?» (овощи и посуда).
3. Чтение стихотворения «Важный петух».
Д/и «Кого не стало?» со зверюшками
1.Рассматривание живой картинки «Петушок – золотой гребешок».
2. Чтение стихотворения «Лисий хвостик»;
Д/и «Найди по цвету» (парные картинки)
3. Игра на развитие восприятия величины, формы: «Какой мяч больше»
1. Настольный театр по сказке «Петушок -золотой гребешок».
2. Игры с водой и песком (покатать петушка на лодочке)
3. Драматизация сказки «Петушок -золотой гребешок».
Словарная работа: жердочка, лес, горы, братик, приберёт, подметёт, выскочит, цап-царап, торопилась, тёмные, высокие, я, по, из, ни, не.
Март (сказка «Кто сказал мяу?»).
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1. Чтение сказки «Кто сказал мяу?» с иллюстрациями: познакомить с героями сказки.
2. Потешка «Как у нашего кота»;
Д/и «Помогите найти
маму»
3. Чтение стихотворения «Вышли мыши
как-то раз»
Д/и «Цветное лото»
1. Рассказывание сказки «Кто сказал мяу?»;
2. Чтение стихотворения «Пчёлка»;
Д/и «Найди такую же
геометрическую
форму»;
3. Целевая прогулка «Наблюдение за кошкой»
1. Показ на панно сказки «Кто сказал мяу?»;
2. Чтение стихотворения «Где спит рыбка?»
Д/и «Кого не стало?» со зверюшками
3. Рассмотреть картинку о весне с животными.
1. Плоскотной театр по сказке «Кто сказал мяу?»;
2. Чтение рассказа «Лягушка в зеркале»;
3. Чтение стихотворения «Петушки». Д/и «Кто как кричит?» – звукоподражание.
Словарная работа: на, в, у, под, за, подоконник, конура, пчела, захлопал, рыть, юркнул, жужжит, ужалил, квакает, зашипела, зафыркала, близко, рядом, мохнатая, мокрый, пушистая, полосатая.
Апрель (сказка «Маша и медведь»).
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1. Чтение сказки «Маша и медведь » с иллюстрациями: познакомить с героями сказки.
2. Чтение рассказа «Как Маша стала большой»; Д/и «Передай флажок»;
3. Д/и «Ждем гостей» (уточнить какие из животных и что едят)
1. Рассказывание сказки «Маша и медведь»;
2. Чтение стихотворения «Мишка топал»;
Д/и «Кого не стало?»;
3. Рассмотреть картину «Медведь и медвежата»
1. Показ сказки «Маша и медведь» на фланелеграфе.
2. Д/и «Оденем куклу Машу и пойдем к Мише в гости»;
3. Чтение рассказа «Маша растеряша».
1. Показ сказки «Маша и медведь» на панно;
2. Чтение стихотворения «Мой Мишка»;
3. Д/и «Кто как кричит?» – звукоподражание.
Словарная работа: подружки, лавочка, избушка, гостинцы, короб, заблудилась, аукать, большущий, глазастая, у, с, не, то, на, из.
Источник
«Учимся говорить правильно» с родителями на 2013 – 2014г.
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Родительское собрание «Результаты обследования речевого развития детей подготовительной группы . Знакомство с работой логопеда в ДОУ» .
Цель: познакомить родителей с результатами логопедического обследования, спецификой работы логопеда ДОУ. Приобщать родителей к исправлению нарушений речи их детей.
Родительское собрание «Результаты обследования речевого развития детей старшей группы . Знакомство с работой логопеда в ДОУ» .
Цель: познакомить родителей с результатами логопедического обследования, спецификой работы логопеда ДОУ. Приобщать родителей к исправлению нарушений речи их детей.
Родительское собрание «Результаты обследования речевого развития детей средней группы . Знакомство с работой логопеда в ДОУ» .
Цель: познакомить родителей с результатами логопедического обследования, спецификой работы логопеда ДОУ. Приобщать родителей к исправлению нарушений речи их детей.
Родительское собрание «Результаты обследования речевого развития детей младших групп. Знакомство с работой логопеда в ДОУ» .
Цель: познакомить родителей с результатами логопедического обследования, спецификой работы логопеда ДОУ. Приобщать родителей к исправлению нарушений речи их детей.
Октябрь
Тренинг с родителями средней, старшей и подготовительной групп по выполнению артикуляционной гимнастики.
Цель: дать представление родителям о целесообразности использования артикуляционных упражнений в исправлении речевых нарушений. Познакомить родителей с комплексами упражнений на различные группы звуков. Выполнить данные упражнения с родителями.
Оформление папок – передвижек, консультативных уголков .
Цель: расширить знания родителей о способах исправления речевых нарушений, помочь родителям в преодолении этих нарушений.
Ноябрь
Консультация «Речевое и физиологическое дыхание»
Цель: дать представление родителям о целесообразности использования упражнений на дыхание в исправлении речевых нарушений. Познакомить родителей с комплексами упражнений на дыхание.
Оформление папок – передвижек, консультативных уголков .
Цель: расширить знания родителей о способах исправления речевых нарушений, помочь родителям в преодолении этих нарушений.
Декабрь
Консультация «Играя, учимся говорить».
Цель: повысить уровень осведомленности родителей по данной теме. Познакомить с наиболее интересными речевыми играми, которые можно использовать родителям дома в совместной деятельности с детьми.
Консультация «Играя, учимся говорить».
Цель: повысить уровень осведомленности родителей по данной теме. Познакомить с наиболее интересными речевыми играми, которые можно использовать родителям дома в совместной деятельности с детьми.
Оформление папок – передвижек, консультативных уголков .
Цель: расширить знания родителей о способах исправления речевых нарушений, помочь родителям в преодолении этих нарушений.
Консультация «Играя, учимся говорить».
Цель: повысить уровень осведомленности родителей по данной теме. Познакомить с наиболее интересными речевыми играми, которые можно использовать родителям дома в совместной деятельности с детьми
Январь
Родительское собрание «Закрепление и автоматизация поставленных звуков».
Цель: помочь родителям и их детям преодолеть речевые нарушения. Познакомить с несколькими приёмами закрепления поставленного звука. Дать практические рекомендации, как закрепить данный звук дома.
Родительское собрание «Закрепление и автоматизация поставленных звуков».
Цель: помочь родителям и их детям преодолеть речевые нарушения. Познакомить с несколькими приёмами закрепления поставленного звука. Дать практические рекомендации, как закрепить данный звук дома. Приобщать родителей к работе по исправлению речевых нарушений их детей.
Родительское собрание «Закрепление и автоматизация поставленных звуков».
Цель: помочь родителям и их детям преодолеть речевые нарушения. Познакомить с несколькими приёмами закрепления поставленного звука. Дать практические рекомендации, как закрепить данный звук дома.
Родительское собрание «Закрепление и автоматизация поставленных звуков».
Цель: помочь родителям и их детям преодолеть речевые нарушения. Познакомить с несколькими приёмами закрепления поставленного звука. Дать практические рекомендации, как закрепить данный звук дома.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Февраль
Тренинг с родителями детей старшей группы «Развиваем мелкую моторику вместе с малышом»
Цель: научить родителей использовать подручные предметы для развития мелкой моторики ребенка дома. Объяснить целесообразность развития мелкой моторики, ее влияние на речевое развитие ребенка.
Тренинг с родителями детей старшей группы «Развиваем мелкую моторику вместе с малышом»
Цель: научить родителей использовать подручные предметы для развития мелкой моторики ребенка дома. Объяснить целесообразность развития мелкой моторики, ее влияние на речевое развитие ребенка.
Март
Беседы, консультации по запросам родителей
Цель: приобщать родителей к содействию в исправлении нарушения речи их детей.
Беседы, консультации по запросам родителей.
Цель: приобщать родителей к содействию в исправлении нарушения речи их детей.
Апрель
Родительское собрание
«Роль семьи в работе над правильным звукопроизношением»
Цель: напомнить родителям об их роли в речевом развитии ребенка, способах и приёмах развития речи детей, о совершенствовании речевой среды дома.
Родительское собрание
«Роль семьи в работе над правильным звукопроизношением»
Цель: напомнить родителям об их роли в речевом развитии ребенка, способах и приёмах развития речи детей, о совершенствовании речевой среды дома.
Родительское собрание « «Речевая подготовка ребенка к школе».
Цель: попросить родителей о содействии в речевой подготовке детей к школе. Рассказать , как протекает речевое развитие детей 6- 7 лет в норме.
Родительское собрание « «Речевая подготовка ребенка к школе».
Цель: попросить родителей о содействии в речевой подготовке детей к школе. Рассказать, как протекает речевое развитие детей 6- 7 лет в норме.
Май
Консультация «О работе с детьми в летний период».
Цель: дать рекомендации родителям о закреплении полученных результатов в летний период дома.
предложить родителям картотеку игр на закрепление поставленных звуков и исправленных грамматических ошибок.
Консультация «О работе с детьми в летний период».
Цель: дать рекомендации родителям о закреплении полученных результатов в летний период дома.
предложить родителям картотеку игр на закрепление поставленных звуков и исправленных грамматических ошибок.
Консультация «О работе с детьми в летний период».
Цель: дать рекомендации родителям о закреплении полученных результатов в летний период дома.
предложить родителям картотеку игр на закрепление поставленных звуков и исправленных грамматических ошибок.
Консультация «О работе с детьми в летний период».
Цель: дать рекомендации родителям о закреплении полученных результатов в летний период дома.
предложить родителям картотеку игр на закрепление поставленных звуков и исправленных грамматических ошибок.
Источник