Год большого скачка в развитии ребенка

Год большого скачка в развитии ребенка thumbnail

Восьмой скачок роста (1год)

Название: «Планирование и достижение целей»

Время возникновения: 12 месяцев (1 год)  от ПДР

За маленькими плечиками детки уже год жизни и путь от совсем ручного несмышлёныша до уже прямоходящего, почти «самостоятельного»  человека.

Первый день рождения — волнительное и радостное событие в жизни семьи детки. Но праздник радует, кажется, не всех. Наш именинник опять не в духе: капризничает, беспокоится. Думаете, волнуется накануне праздничного мероприятия? Может и так, но скорее всего, его настиг очередной скачок развития.

Что происходит

В районе 55 недели жизни кроха начинает осваивать мир задач. Он понимает, что получить желаемый результат можно различными путями. Так он открывает для себя понятие «задачи» и  способы их достижения. Малыш начинает осознавать, что такое помыть пол, пропылесосить диван, сходить в магазин, приготовить обед. Он старается насколько это возможно вам помочь в повседневных делах. Детка учится выполнять поставленные задачи.
Теперь призыв «пойдём на детскую площадку» означает алгоритм действий: одеться, выйти на улицу, проехать на коляске до парка, поиграть  на детской площадке.

Признаки скачка

  • ♦Большая амплитуда колебаний настроения: только что малыш смеялся и хохотал, а вот уже кричит и плачет что есть мóчи;
  • ♦Высокая потребность в телесном контакте с мамой: детка виснет на руках, цепляется за одежду;
  • ♦Уменьшение аппетита (мама может отметить отказ от прикорма в сторону грудного вскармливания);
  • ♦ Привязанность к любимой игрушке/предмету (малыш спит/ест/играет с парой любимых “друзей”);
  • ♦Стеснение окружающих: не только незнакомых людей, но и родственников;
  • ♦Активное непослушание и приступы ярости;
  • ♦Желание самостоятельности: хочу сам, но пока не могу — это дико злит ребенка;
  • ♦Ухудшение сна:

    – Ложный отказ от дневного сна (малыш отказывается засыпать на первый/второй дневной сон. При этом сон ещё очень нужен малышу и переводить его на один сон, скорее всего, еще рано).

    -Чнп (новые навыки вкупе с самим скачком роста оказывают сильную нагрузку на нервную систему малыша, поэтому пробуждения учащаются).

    – Уменьшение суммарно го количества сна: из-за того, что детка иногда пропускает дневной сон, а укладывания затягиваются, маме может казаться, что малышу в принципе нужно спать меньше. Но это не так. Уменьшение суммарного сна — временное явление. 

    -Более ранние подъемы также могут появляться из-за перевозбуждения/перегрузки нервной системы, особенно во второй половине дня.

    – Желание развлечений: малыш перестаёт играть в одиночестве, и требует «зрелищ» от мамы.

    Сколько длится скачок

    Длительность скачка роста индивидуальна, как и всех предыдущих этапов развития, и может варьировать от 3 до 6 недель. Начинается сложный период в районе 51 недели и длится по 55ую. Помним, что возраст малыша мы считаем от ПДР. Пик скачка приходится на 54ую неделю жизни.

    Как помочь малышу

    В игровой форме важно давать малышу почувствовать себя взрослым и самостоятельным:
    1) Сделай сам: можно поручить малышу несложные дела по хозяйству (вытереть пыль, разложить игрушки, пропылесосить ковер).
    2) Игры с водой: разрешите ребенку помыть овощи, искупать свою куклу, вымыть машинку.
    3) Изучение предметов: большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий. Игры с сортерами и вкладышами.
    4) Найди предмет: можно спрятать звуковой предмет (например, детский телефон) и предложить детке его отыскать.
    5) Разбери продукты: любимая забава маленьких детей всех возрастов (да и многих взрослых).

    Какие навыки малыш приобретает в конце скачка

    По завершению скачка малыш делает гигантский качественный рывок в своём развитии:
    – может ходить сам/ с поддержкой;
    – подниматься/ опускаться по лестнице;
    – целует, обнимает родных;
    – может узнавать близких на фотографиях;
    – кивает в знак согласия;
    – смеётся в предвкушении действия;
    – умеет говорить: 2-10 слов;
    – умеет просить: “дай/пить”;
    – понимает слова запрета родителей;
    – машет “пока-пока”;
    – может самостоятельно кушать.

    Скачок проходит — мама удивлена и рада, что с малышом уже можно коммуницировать, общаться. Неважно, что пока не на темы вроде творчества раннего Рембрандта)
     

    Вера Борисовец
    Ст.супервайзер Центра детского сна “ДокторМама”

Источник

Скачки роста и развития у детей

За первые полтора года жизни ребенок переживает колоссальные изменения. Больше никогда в жизни его развитие не будет настолько стремительным. Это настоящие скачки роста у детей! Рост, вес, физические и умственные возможности – темп развития ребенка поистине поразительный!

Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.

Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка.

Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка.  Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.

Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.

Читайте также:  Энциклопедия для мамы развитие ребенка

Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные серым цветом, показывают кризис. Тучкой и темно-серым цветом обозначено самое тяжелое время. За кризисом следуют недели в белых клетках – это спокойный период, окончание кризиса, ребенок благополучно пережил очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.

Таблица кризисов BabySleep

Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.

Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться.  Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.

BabySleep начинает цикл статей про скачки роста у детей. Мы расскажем вам, как определить приближение каждого кризиса, чему ваш ребенок научится после его окончания, какие могут возникнуть трудности и как помочь малышу с ними справиться.

Цикл статей подготовлен на основе книги «Тhe Wonder Weeks: How to Turn Your Baby’s Eight Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward»,  Hetty Vanderijt, Frans Plooij («Капризничает? Значит развивается!», Вандерейт Хетти, Плой Франс).

Читать далее:

4–6 недель. Первый скачок развития ребенка: новые ощущения

2 месяца. Второй скачок развития ребенка: познание своего тела

2,5 месяца. Третий скачок развития ребенка: осознание перемен 

4 месяца. Четвертый скачок развития ребенка: освоение пространства 

5,5 месяцев. Пятый скачок развития ребенка: осознание дистанции 

8–9 месяцев. Шестой скачок развития ребенка: понимание речи 

10,5 месяцев. Седьмой скачок развития ребенка: конструирование и последовательность 

1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей 

1 год и 3 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление 

 Татьяна Чхиквишвили
Консультант по сну
Руководитель направления online-программ
Центра детского сна и развития «BabySleep»
baby-sleep.ru

BabySleep рекомендует

Нужно больше полезной информации и практических советов?

ВЕБИНАРЫ
для родителей малышей с рождения до трех лет

Записаться

BabySleep рекомендует

Малыш плохо спит, и вы очень устали? Стандартные советы не работают?

Консультация специалиста
по детскому сну:
НАЛАДИТЬ СОН РЕБЕНКА

Записаться

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Источник

26 Сентября 2018

Многие молодые родители хотят знать, что должен уметь ребенок в 1 год, что является нормой развития, а что нет. Но опытные педиатры склоняются к мнению, что нормы вообще нужно отменить. Существует лишь приблизительный перечень вещей, который должен уметь малыш в том или ином возрасте. И то, нужно каждый раз помнить, что детки уникальны и делать приблизительный подсчет- плюс, минус месяц. Речь, конечно, не идет о серьезных нарушениях в развитии, которые к одному году уже должны быть диагностированы.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год 

Навыки крупной моторики

К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:

  • Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
  • Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
  • Отлично стоять без опоры
  • Ползать вверх и вниз по лестнице
  • Приседать и подниматься с поддержкой
  • Ползать 
  • Уметь залезать на диван или кровать
  • Идти и нести в руках игрушку 
  • Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке

Познавательная деятельность, игра

В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.

Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.

В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.

Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

Читайте также:  Стабильные и кризисные периоды развития ребенка

Общение и социально-эмоциональное развитие

В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:

  • Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею. 
  • Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу. 
  • При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
  • Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
  • Кивают в ответ.
  • Понимает как минимум 15 слов/жестов, – смотрит  или показывает  названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
  • Смеётся в предвкушении реакции или действия
  • Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
  • Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов,  и только затем отвечает ему

Речь импрессивная и экспрессивная

Год большого скачка в развитии ребенкаСуществует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть. 

  • Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
  • Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
  • Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
  • Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
  • Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
  • Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
  • Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
  • Самостоятельно машет ручкой на прощание

Навыки самообслуживания

Что касается еды, то тут тоже есть некоторые требования. 

  • Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба. 
  • Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник. 
  • К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
  • Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.

С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.

55-я неделя: новые задачи – новый мир!

Первый день рождения – одно из самых важных событий не только в жизни ребенка, но и родителей. Ведь это определенная черта, первые шаги, в прямом смысле слова, во взрослый мир. Не так давно начавшаяся вертикальная жизнь, а вместе с ней и свобода передвижения, дают куда больше возможностей для новых открытий. Однако долгожданный праздник может быть омрачен капризами – ведь именно в это время, в районе 55 недели, малыш переживает новый скачок развития.

Он начинает понимать, что для того чтобы добиться определенного результата не всегда нужно выполнять одну и ту же последовательность действий – для этого существуют разные пути. Таким образом малыш открывает для себя понятие “задачи” и способы их выполнения. Вместе с этим он осознает, что такое съесть обед, собрать пирамиду, убрать игрушки, сходить в магазин – все что взрослому кажется обычными повседневными делами. Конечно, на первом этапе задачи, которые понимает и выполняет ребенок, несколько примитивны, однако постепенно их круг расширяется.

Ведь это взрослому не нужно объяснять, что понятие “пропылесосить” может включать в себя совершенно разную последовательность действий, которая зависит от комнаты, окружающей обстановки и даже просто настроения. Ребенок же вдруг осознает это впервые. Теперь, когда мама говорит “пойдем погуляем” малыш понимает, что для этого нужно одеться, обуться, сесть в коляску. Кроме того, теперь он не просто живет рядом с вами, но и начинает “помогать”, в некоторых случаях мысленно, в некоторых – на деле.

Для родителей этот период – один из самых сложных. Ведь ребенок становится непредсказуемым – часто непонятно, чего же он хочет добиться теми или иным действиями. Кроме того, вчерашний малыш начинает требовать самостоятельности, проявляет желание одеваться, есть, пить без посторонней помощи. Да и игры его становятся куда более сложными. В среднем этот скачок длится 4-5 недель, однако, как и другие, может сократиться до 3, а может растянуться и на 6. По завершении этого периода вы непременно поймете, что маленький человек медленно, но верно начинает взрослеть.

Признаки скачка 55-недели

Как и во время любого другого скачка, ребенок становится более беспокойным и проблемным чем обычно. Конечно, признаки у каждого индивидуальны, но, тем не менее, чаще всего о том, что малыш стоит на пороге новых открытий, свидетельствует один или несколько из приведенных ниже факторов.

Читайте также:  Что лучше для развития ребенка с 6 месяцев

  1. Ребенок ни отходит от мамы. Некоторые дети цепляются за ноги, другие постоянно хотят быть на руках, а кому-то достаточно просто быть неподалеку и “дозаправляться мамой”, периодически прикасаясь к ней. В любом случае, вы почувствуете, что малыш испытывает потребность в телесном контакте.

  2. Недоверие по отношению к окружающим. На этом этапе это уже не просто стеснение, а именно недоверие по отношения не только к посторонним людям, но и родственникам. Хотя, надо заметить, есть дети, которые во время скачка 55-й недели хотят проводить больше времени не с мамой, как это было всегда, а с папой.

  3. Потребность в тесном контакте. В этот непростой период малыш хочет одновременно сохранить свою самостоятельность и, в то же время, быть в тесном контакте с мамой. Поэтому, сидя на руках, он лишь ненадолго прижимается, и дальше отправляется заниматься своими делами.

  4. Желание развлечений. Если малыш вдруг перестает играть самостоятельно и хочет, чтобы его не переставая развлекали – один из признаков очередного скачка развития.

  5. Проявление ревности. Дети-собственники на этом этапе могут устраивать настоящие скандалы из-за того что мама отвлеклась на кого-то или даже что-то. Капризами они требуют, чтобы все время было посвящено только им.

  6. Резкие перемены настроения. Безудержное веселье, неожиданно сменяющееся грустью и даже тоской – еще один признак скачка 55-й недели.

  7. Проблемы со сном. У некоторых детей во время скачка 55-й недели меняется режим сна и бодрствования, другие становятся беспокойнее, ворочаются в кровати, третьи и вовсе отказываются укладываться днем, а может быть и вечером.

  8. Сложности с едой. Если малыш отказывается от некогда любимой еды, капризничает и проявляет недовольство – это один из первых признаков очередного скачка. Относиться к этому стоит с пониманием – ребенок вряд ли останется голодным, в таком возрасте он уже сам способен попросить поесть и попить, когда действительно захочет.

  9. Мечтательность. Если ребенок во время игры вдруг начинает смотреть в одну точку и словно задумывается о чем-то – не стоит его окликать и пытаться “вернуть к жизни”. Это нормальное явление, он просто “берет паузу” для того чтобы осознать вновь открывающиеся явления.

  10. Еще один признак – малыш неожиданно может стать милым и покладистым. Он подходит к маме только для того чтобы ее обнять, поцеловать и вновь продолжает заниматься своими делами.

  11. Во время скачка 55-й недели малыш может выбрать для себя какой-нибудь мягкий и теплый предмет: игрушку, тапку, тряпочку, плед и не расставаться с ним практически никогда. Кроме того, он проявляет к нему теплые чувства: целует, обнимает и разговаривает.

  12. Непослушание и приступы ярости. Многие дети, переживая скачок 55-й недели, привлекают к себе внимание родителей непослушанием. Притом делают они это тогда, когда вы особенно заняты. У вспыльчивых малышей могут даже наступать приступы злости, когда что-то идет не по их плану и наперекор желаниям.

Игры во время скачка 55-й недели

  1. Если нравится тебе, то делай сам! В этом возрасте малышам особенно нравится, когда им поручают и доверяют взрослые дела. Главное, чтобы задача была посильной и не слишком сложной для выполнения.

  2. Помой посуду. Игры с водой в этом возрасте для малыша – самые любимые и привлекательные. Предложите ему помыть посуду. Однако прежде нужно создать безопасную среду: надежно поставить стул и проследить, чтобы он не был мокрым, подобрать небьющуюся посуду. Если в воду добавить немного пены, то ребенка это приведет в самый настоящий восторг.

  3. Искупай куклу/помой машину. Для этой игры достаточно налить в тазик или ванночку воды. Далее ребенок сам проявит инициативу и как следует “помоет” любимую игрушку.

  4. Помоги маме. После скачка 55-й недели у ребенка появляются любимые домашние дела. Позволяйте ему вместе с вами ездить за покупками, накрывать на стол, пылесосить. Со временем он сформирует свои предпочтения и сам определит для себя “круг обязанностей”.Год большого скачка в развитии ребенка

  5. Разбери продукты. Разбирать сумку с продуктами – одно из самых любимых занятий годовалого малыша. Вы можете давать ему задания: принеси то-то, поставь на полку и так далее, а можете просто пустить дело на самотек.

  6. Прятки. В этом возрасте прятки могут быть не такими простыми, как раньше. Главное чтобы задачи были посильными. Кроме того, можно предложить малышу искать источник звука – это наверняка привлечет его внимание.

Воспитание ребенка – это не способ подогнать его под стандарт возрастных изменений. Помните, что дети отлично развиваются естественным путем. Если они чего-то не хотят или что-то не получается, то лучше отложить обучение на некоторое время. Например, малышу исполнился год, но он не умеет собирать пирамидку, это не повод для паники. Он может начать интересоваться этим занятием уже через пару дней. В общем и целом, нужно понимать, что самое главное – это не то, во сколько ребенок начал делать что-то, а то, как он начал и как радовались этому его родители. Детство детей – это очень короткая пора, хотя, кажется, что подгузники и горшки будут вечны, наслаждайтесь каждым мгновением и радуйтесь маленьким победам вашего малыша! 

 По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой “Капризничает? Значит, развивается!”

Источник