Глухой ребенок развитие по месяцам
В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они нередко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.Однако со второго-третьего месяца жизни у нормально развивающегося ребенка звуки все в большей степени начинают выполнять роль сигналов, ориентирующих его в обстановке ближайшего окружения. Ребенок слышит приближающиеся шаги матери, ее голос, стук посуды, шум падающих предметов. Он начинает различать голоса окружающих его взрослых и детей, понимать, о каких явлениях свидетельствуют те или иные звуки. Ребенок не только осматривает свое ближайшее окружение, но и ослушивает его (И.М.Соловьев). Звучащие предметы привлекают его внимание, вызывают его активность, желание рассмотреть их получше .
В возрасте около трех месяцев ребенок, не видя мать, а только слыша ее голос, может реагировать на него, обнаруживая так называемый комплекс оживления. По мере развития ребенка среди множества окружающих его звуков все большее значение приобретают голоса близких ему людей, их речь. По мере общения с матерью и другими близкими людьми при выполнении каких-либо действий с предметами ребенок начинает понимать отдельные высказывания, многократно повторяемые при нем и ему в одних и тех же ситуациях. В возрасте 9—10 мес. ребенок понимает отдельные слова и фразы, обращенные к нему. Речевая активность развивается у самого ребенка. В 3 — 4 мес. он гулит, в 6 — 7 мес. у него появляется лепет, к 1 году — первые сознательно произнесенные слова. На втором году жизни происходит бурное развитие речи, в результате к 1 году 6 мес. или к 2 годам (разные дети в разные сроки) ребенок овладевает простой фразовой речью. В последующие годы происходит усложнение форм высказываний, обогащение и уточнение словаря, усложнение Усовершенствование грамматических форм построения предложений, улучшение произношения отдельных звуков речи.
Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему возможность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые слоги, отчетливо произносимые. Если взрослые мало заботятся о психическом развитии глухого ребенка , его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воздействий воспринимает слухом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие: его внимание не привлекается звучащими предметами, и он не смотрит на них, т. е. не воспринимает их зрительно .
Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Это зависит от поведения матери, общающейся с ребенком, и других близких людей. Если они активно выражают радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой лица, ласковыми жестами, приветливыми движениями рук, всего тела, то ребенок также радостно реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками. Так ведут себя с ребенком родители, которые поняли сами (или им объяснили специалисты-сурдологи), как следует обращаться с глухим ребенком. Если же мать ребенка и другие близкие люди не выражают своей радости при общении с ребенком, то и у ребенка слабо проявляется комплекс оживления.
Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.
Для психического развития глухого ребенка на первом году жизни очень важно, как взрослые организуют его знакомство с предметами ближайшего окружения, его постельными вещами и одеждой, посудой, игрушками, а также его действия с этими предметами. Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятельные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом. При взаимодействии взрослых со слышащим ребенком они обязательно общаются с ним, называют предметы и различные движения, оценивают действия ребенка. При правильном воспитании глухого ребенка взрослые тоже произносят отдельные слова или слоги близко к уху ребенка, привлекают внимание ребенка к предмету, по нескольку раз показывают простые действия с предметами и добиваются того, чтобы ребенок им подражал.
Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10—14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если родители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, признаков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.
Психическое развитие глухого ребенка второго и третьего года жизни во многом зависит от того, как строится его жизнедеятельность , как он овладевает умениями самообслуживания (одевание,еда, туалет, умывание и т.п.), какие возможности ему предоставляют взрослые для действия с различными предметами, с игрушками. Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количеством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразны и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он развивается и физически и психически. На втором, третьем году и и более старшем возрасте очень важно, чтобы ребенок занимался конструктивной деятельностью (создавал различные постройки из различных материалов) и рисованием.
При обеспечении всех необходимых указанных выше условий глухой ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познавательные и практические умения, может находиться на том же уровне, что и слышащие дети. Однако он очень отличается от слышащих по развитию речи. Как уже указывалось выше, слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя педагогическая работа специалистами-сурдологами , которая предполагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использование подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного — слухового, зрительного, тактильно-вибрационного — восприятия устной речи и вызывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения (но со значительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом составе).
Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими словами, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни способствует его всестороннему психическому развитию .
Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Многие дети с 2 — 3 лет, а иногда и с 4 лет посещают специальные детские учреждения (ясли-сады, дошкольные группы при школах), где с ними проводятся специальные занятия в форме игр по развитию предметно-практической деятельности (бытовой, конструктивной, изобразительной), речевого и музыкального слуха, разных видов речи, ритмических и физкультурных умений. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психофизическое развитие.
Источник
Важное значение имеет, родился ли малыш уже с нарушением слуха или же потерял слух после травмы или болезни. Но в любом случае существуют особенности психического развития глухого ребенка. Один из способов восприятия мира нарушен, значит, организм начинает искать возможность компенсировать это.
Например, глухие дети очень подвижные, так как это помогает им исследовать мир вокруг, понимать свойства предметов. Для детей важно иметь возможность учиться, развиваться, заниматься любимым делом. Ограничивать их в самостоятельности нельзя. Гиперопека родителей может серьезно навредить малышу – его личность должна развиваться без давления комплексов.
Ограничивая малыша, ограждая его от простых детских обязанностей, родители формируют негативные качества его характера.
Сегодня существует много возможностей для таких детей: образование, общение, игры, развлечения. Это позволяет им не воспринимать свои особенности как что-то резко негативное.
Нарушения слуха
Особенности развития зависят от того, какова причина появления глухоты:
- наследственная (родители глухие или слабослышащие);
- дефект внутриутробного развития;
- родовая травма;
- болезни, перенесенные во младенческом, грудничковом, раннем, школьном возрасте.
В любом случае таких детей можно обучать, развивать и учить быть самостоятельными. Глухие люди успешно учатся, работают и создают семьи. Они занимаются профессиональным спортом, творчеством, музыкой. Сегодня практически нет серьезных ограничений для дееспособности человека с нарушением слуха. Конечно, если оно не идет в комплексе с другими проблемами:
- слепотой;
- потерей речи;
- нарушением активности;
- умственной отсталостью.
Различают нарушения слуха разной степени тяжести: от легких до полной глухоты. Люди, которые находятся посередине данной градации, слабослышащие. Их способность слышать потеряна лишь частично. Все зависит от того, какова причина нарушения. В некоторых случаях может помочь операция, терапия, слуховой аппарат. В других, к сожалению, слух будут медленно ухудшаться.
Сегодня большой популярностью пользуются альвеолярные импланты, который могут помочь мозгу наладить связь с ухом. Даже тем, кто глух от рождения, они часто помогают. Конечно, каждый случай рассматривается врачами отдельно. Эта операция не самая простая, но она помогла начать слышать уже многим детям и взрослым.
Снижение или потеря слуха у грудного ребенка
К сожалению, выявить отсутствие или снижение слуха можно не сразу. Некоторые мамы первое время вообще не замечают, что с ребенком что-то не так.
Дело в том, что родившийся малыш будет кричать, плакать, как и все другие детки. У него начнется фаза гуления с 2-3 месяцев, а с 5-6 месяцев он будет лепетать. Все это благодаря естественному моторному развитию.Тут важны отличия в интонациях. Плач глухого малыша однообразен, безэмоционален.
Обычно только к 10 месяцам удается точно понять, что кроха не слышит. Этот этап психологического развития у других детей проходит в попытках активного общения. Дети без проблем со слухом проходят его, учась «перекличке». Мама зовет малыша – он отвечает ей криком особой тональности. А глухой младенец более отстранен, не реагирует на звук голоса матери.
Обучение ребенка
Важно учитывать 4 момента для определения развития и планирования обучения малыша:
- насколько сильно снижен слух, есть ли зависимость между снижением слуха и дефектом речи;
- чем раньше появилось нарушение слуха, тем тяжелее проблемы с речью;
- была ли ему оказана помощь, были ли обследования, следуют ли родители советам врача или нет;
- уровень психического развития к младшему или дошкольному возрасту.
Учиться в обычной школе такой малыш не сможет, поэтому для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные учебные заведения.
Сурдологический кабинет
Дети от 0 до 18 лет с разной степенью глухоты посещают сурдологический кабинет. Врач направляет малыша к сурдологу для:
- уточнения диагноза, формирования плана лечения;
- принятия решения, можно ли повести операцию по сохранению или восстановлению слуха;
- подбора учебного заведения и программы для детей со сниженным слухом или глухотой.
Здесь же сурдолог проконсультирует родителей. Для многих родителей такой диагноз ребенка — шок. Они просто не знают, как быть, к кому идти за помощью, их пугают некоторые особенности поведения малыша. Правильные отношение детей с родителями важны для их психического развития.
Необходимость обучения
Если у малыша сохранен или даже немного снижен интеллект, то его можно и нужно обучать. Это стимулирует нормальное психологическое развитие ребенка. Если не учить даже здорового малыша, это приведет к серьезным изменениям его психики, личности. Что уж говорить о детях с дефектами восприятия! Конечно, обучение проводят специальные педагоги-дефектологи, а не обычные учителя. Школа для малышей с нарушением слуха устроена не так, как обычная:
- небольшие классы (4-6 человек);
- учитель и несколько помощников (каждому малышу нужно внимание, помощь при разъяснении материала);
- специальное оборудование для работы;
- специальные учебные пособия.
Как и другие, эти школы делятся на начальное, среднее и старшее отделения. Основная нагрузка начальной школы — обучение речи. Тут идут в ход разные речевые методики. У детей с нарушением слуха большая проблема с воспроизведением, артикуляцией. Чем легче дефект, чем позднее он появился, тем проще научить малыша говорить. Здесь же учат языку жестов, азбуке глухих. Это дает детям возможность общаться между собой, вести нормальные дружеские беседы.
Последующее обучение в школе позволяет развивать навык устной речи, расширять словарный запас ребенка. Особенности такого образования в том, что его нельзя проводить по обычным учебным планам. Министерство образования разработало специальные планы и пособия. Но уже в старшей школе есть возможность учить детей по обычной программе. После завершения школы молодой человек получает аттестат – он прошел полный курс среднего образования. Возможно и дальнейшее обучение для получения специальности.
Психическое развитие
Особенности восприятия мира влияют на развитие психики малыша. И чем сильнее глухота, тем больше это влияние. Очень часто родителям советуют вместе с ребенком посещать детского психолога. Это помогает ему избавиться от многих комплексов и пересмотреть свое поведение.
Для малышей с нарушением слуха определяющим фактором является, было ли это нарушение врожденным или приобретенным. Если малыш потерял слух полностью или частично, ему бывает очень тяжело адаптироваться к новым условиям жизни. Все меняется:
- часто друзья отворачиваются от него;
- нельзя ходить в свой садик или продолжать учебу в обычной школе;
- многие любимые дела приходится забросить.
Конечно, нельзя оставлять сейчас малыша или подростка один на один с проблемой. Чтобы не случилось кризиса психического развития, родители должны быть рядом и оказывать поддержку. Точно не стоит постоянно указывать детям на их проблему, ограждать от обычной детской активности.
Если малыш с потерей слуха уходит в себя, это губительно для правильного психического развития. Лучше всего в таком случае проконсультироваться у врача, специалиста по работе с детьми с такими проблемами. Поддержка ребенку нужна будет не только в особой школе, но и дома.
Личность
Многое зависит от того, в какой среде воспитывается человек. Родители могут заложить две совершенно противоположные установки:
- малыш понимает суть своего дефекта, осознает, что путь его развития будет не таким, как у других детей. Но он знает, что с помощью родителей, друзей, родственников, учителей он сможет реализовать свои возможности. Тут не только адаптация в мире, учеба, но и творчество, спорт, общественная деятельность;
- малыш понимает, что он не такой как другие, у него есть серьезный дефект. Эта особенность воспринимается как негативная, ограничивающая его возможности. Он не сможет занять в мире какое-то достойное место, всегда будет нуждаться в помощи других.
Разница огромная. Развитие личности происходит у всех детей (с сохраненным интеллектом) вне зависимости от того, слышат они или нет. Это лишь один из органов чувств. Если у малыша сохранилось зрение, вкусовые ощущения, обоняние, возможность двигаться, то он может вполне успешно развиваться.
С нарушением слуха связаны некоторые личностные особенности, но это никак не делает человека «второсортным», ненужным, бесполезным. Главное, чтобы у него была возможность общаться, так как это один из определяющих факторов развития личности.
Негативные последствия гиперопеки
Другой важный фактор — самостоятельная деятельность, независимость (хотя бы частичная), наличие ответственности. С физической точки зрения потеря слуха не ограничивает человека так сильно, как, например, слепота.
Детей нужно обязательно учить заботиться о себе – тут они мало чем отличаются от здоровых детей.
Глухой или слабослышащий ребенок вполне может заниматься собственной гигиеной, одеваться, кушать сам, играть, иметь какие-то домашние обязанности. Губительным для личностного развития было бы ограничение его в этих простых действиях.
Некоторые родители из самых благих побуждений пытаются оградить глухого ребенка от какой-то домашней работы, сложностей в учебе, проблем с другими детьми. Это негативно отражается на развитии личности, собственного и общественного «я». Установка, при которой дети чувствуют себя зависимыми, ограниченными, ведет к формированию очень опасных для личности качеств:
- неадекватное возрасту поведение;
- претензии к здоровым детям;
- мысль, что «все мне должны»;
- постоянная потребность в помощи взрослого;
- эгоистичное поведение;
- отсутствие воли.
Такое обращение с ребенком делает его инвалидом тогда, когда он им не является. Часто гиперопека родителей по отношению к детям с нарушением слуха тормозит их развитие, ведет к инфантилизму.
Эмоции
Дети с нарушением слуха проявляют меньший спектр эмоций. У них преобладает раздражительность, нетерпение. Они легко впадают в гнев. Это связано с невозможностью получать нормальную обратную связь от мира. Очень многое зависит от нашего голоса – так мы показываем мелкие нюансы настроения, шутки, сарказм. Если человек не слышит, он лишен возможности это понимать. С эмоциональной точки зрения, для глухих и слабослышащих детей, мир лишен многих красок.
При правильной работе с ребенком многие нюансы эмоционального поведения можно исправить. Очень важно, чтобы у таких малышей была возможность общаться друг с другом и со здоровыми детьми. Это помогает им учиться. Оставить его дружить и заниматься вместе только со слабослышащими и глухими – для эмоционального развития это будет очень вредно. Ведь дети копируют поведение друг друга, учатся, общаясь с другими. Так, от здоровых детей малыш с нарушением слуха получит навыки мимического выражения многих эмоций.
Опять же важно нормальное общение с родителями. Они — первые люди, которых увидит малыш. Он научится их улыбкам, будет лучше понимать, как реагирует на то или иное событие мама или папа. Не стоит ограждать кроху от обычных детских развлечений: походов в музеи, зоопарки, парки, совместных поездок. Это помогает ему получать позитивные эмоции. Так он не будет считать, что чем-то сильно отличается от других. Как и обычным детям, ему нужны радость, восторг, удивление – словом, самые разные впечатления.
Важность движения
Глухота или частичная потеря слуха могут серьезно повлиять на координацию движения. Обычно для таких людей характерно следующее:
- шаркающая походка;
- проблемы с координацией и ориентацией;
- они часто падают;
- плохо ощущают свое тело в пространстве.
У детей с проблемным слухом отмечается высокая двигательная активность. Даже несмотря на то, что малыш может часто падать, спотыкаться, он очень подвижный. Это компенсация организма – еще один способ познавать мир. Так активизируется использование всех остальных, непострадавших видов восприятия. Часто бывает так, что малыш гиперактивен, но после быстро устает, нуждается в длительном дневном сне. Ничего страшного – его активность полезна для психического развития.
Если нет противопоказаний от врача, малышу можно попробовать себя в каком-то виде спорта. Существуют специальные секции для таких детей. Спорт поможет им преодолеть проблемы с координацией. Например, из-за особенности восприятия звуков как вибраций они могут хорошо танцевать.
Возможности музыкального развития
Многие дети со снижением слуха стали успешными музыкантами. Тут нет ничего удивительного. Их ограниченная способность слышать тут может стать вдруг очень полезной:
- аудиограмма не влияет на звуковое восприятие;
- развита вибрационная чувствительность;
- легче улавливают ритм.
Не каждый ребенок может заниматься музыкой – это относится и к глухим детям. Зато, если есть предрасположенность, ее можно использовать. Такая реализация своих способностей благоприятна для психического развития. Кроме того, можно научить малыша играть на музыкальном инструменте. Особенности восприятия звуков помогают им удерживать такт, ритм, не отвлекаться на посторонние звуки. Некоторые глухие музыканты отмечают, что их восприятие музыки совершенно особенное. Они ее «чувствуют» пальцами, телом, а не ушами.
Социальные возможности детей с нарушением слуха
Школой и кружками социальная жизнь таких детей не заканчивается. У них масса возможностей. Сегодня большинство музеев оборудовано программами помощи людям со сниженным слухом, проводятся экскурсии на языке глухих. Существуют всевозможные программы адаптации детей, а потом и взрослых людей. Возможно дальнейшее обучения по выбранным профессиям. Причем это не только профессиональное, но и высшее образование.
Родителям обязательно нужно узнать обо всех возможностях для детей. Чем активнее будет их жизнь, тем больше психологического комфорта испытывают дети. Равные возможности позволяют им забыть о своем недуге и вести нормальную жизнь в обществе.
Обязательно изучите язык жестов
Детям нужно изучить язык жестов: это заметно облегчит их жизнь и общение. Но родителям тоже придется его выучить, чтобы общаться со своим ребенком. Это не так сложно, как может показаться. Он состоит из дактилологической азбуки (каждая буква обозначена жестом) и жестов-слов. Так, например, одним жестом можно сказать «спасибо», «извини», «я тебя люблю».
Конечно, необходимо выучить эту азбуку еще и потому, что глухие и слабослышащие много времени будут проводить вместе. Это общение в школе, дружба. Многие из них заводят семьи и совершенно не чувствуют себя какими-то не такими в нашем обществе. Единый язык общения помогает почувствовать психологическую причастность к огромной группе людей. Для правильного развития психики это необходимо. Так малыш не будет одиноким или покинутым, сможет иметь друзей и точно такие же отношения, как любой из слышащих.
Следите за состоянием здоровья ребенка
Часто врожденная глухота — следствие особенности развития органов слуха или системы лор-органов (уши, горло, носоглотка). Из-за этого носоглотка страдает сильнее всего. У детей отмечаются частые отиты, воспаление аденоидов даже после простой простуды. Для них горло — особо чувствительная зона. Голосовые связки тоже сильно страдают. Малыш пытается говорить, но не может соизмерять громкость, часто кричит.
Родителям советуют хорошо следить за тем, чтобы малыши не простужались. По возможности давать им витамины, поддерживать иммунитет. Если в детстве будут серьезные проблемы с горлом, это скажется на качестве обучения. А ведь развить речь для такого малыша очень важно. Если сильно пострадают голосовые связки и носоглотка, то речевая функция может быть потеряна.
Врач пропишет вам специальные смягчающие ингаляции, полоскания. Особенно следует обратить внимание на то, как ребенок спит. Малыши часто спят с открытым ртом – от этого простужаются или пересушивают горло. Можно поставить в детской комнате аппарат, нормализующий влажность воздуха – так получится избежать пересушивания горла ночью.
Источник