Глубина нарушений в развитии зависит от темперамента ребенка

Каждый ребенок, дошкольного возраста, ведет себя по-разному. В одной семье живет маленький “вечный двигатель”, в другой веселый “хохотун”. У одних родителей малыш часто расстраивается по пустякам, другие удивляются серьезности и рассудительности своего ребенка, в столь юном возрасте. А третьих мучает вопрос: как в одной семье двое детей могут вести себя совершенно по-разному? Мы ведь воспитываем их одинакового?..

С чем связано такое разное поведение детей? Всему причиной ТЕМПЕРАМЕНТ вашего малыша. У каждого ребенка он свой и дается с рождения. Также как и цвет волос, он передается от родителей.

Темперамент – это черта маленькой личности, которая определяет скорость и силу детской реакции на всё, что происходит вокруг.

Его не возможно кардинально изменить, т. к. темперамент составляет основу свойств нервной системы человека.

Родителю важно знать и понимать, что темперамент невозможно воспитать или переделать, на более “удобный”. Ему следует научится взаимодействовать с тем темпераментом ребенка, который есть. И самое важное, научить этому ребенка, с раннего детства. Зачем? Спросите вы. Для того, чтобы в будущем слабые стороны темперамента малыша, стали его достоинствами, а сильные составили надежную основу его личности. Зная, об особенностях характера своего ребенка, вы легко сможете подобрать эффективную стратегию взаимодействия с ним.

Существует 4 типа темперамента. Мы рассмотрим каждый из них, через описание поведения ребенка. Дадим несколько рекомендаций по воспитанию ребенка каждого типа.

Определите тип темперамента вашего ребенка, по его поведению.

Малыш-сангвиник

Малыш-сангвиник – это жизнерадостный и общительный человечек. Рассудительный и открытый всему новому. Очень любознательный, с ним легко договориться. Любит подвижные, шумные игры, но если становится скучно, такой ребенок сразу сникает. Легко переключается с одного занятия на другое, может заниматься несколькими делами сразу. Трудности его не пугают, стойко переносит неудачи. Спокойно реагирует на наказания, не затаивает злобу.

Несколько советов по воспитанию Малыша-сангвиника

  • Общайтесь легко, чаще шутите. Такой стиль общения, близок сангвинику.
  • Доверяйте ребенку, но не забывайте проконтролировать. Давая поручения, проверьте выполнил ли он обещанное.
  • Приучайте заканчивать начатое дело и хвалите только заслужено.

Малыш-меланхолик

Малыш-меланхолик – очень застенчивый и робкий человечек. Мягкий и послушный, но сильно обидчивый. Расстраивается по пустякам. Частые слезы – особенность нервной системы такого ребенка. Наказание, воспринимается, как трагедия. Ребенок многого боится, не любит смену обстановки, часто замкнут. Знания даются с трудом, часто отвлекается. Плохо переходит с одного занятия, на другое. Быстро устает. Настроение часто меняется. Тон голоса тихий, с выраженной интонацией.

Несколько советов по воспитанию Малыша-меланхолика

  • Не кричите и не давите, говорите спокойным ровным тоном, если рассержены. Не приказывайте – это напугает ребенка и он замкнется.
  • Главное, что нужно такому ребенку – это мягкость и ласка родителей, чаще хвалите (за любые успехи), больше обнимайте.
  • Говорите с ребенком о его переживаниях. Он должен понимать, что мама и папа всегда его защитят и выслушают.
  • Развивайте самостоятельность. Давайте поручения, с которыми он может справится. При необходимости помогайте.

Малыш-флегматик

Малыш-флегматик – упрямства у такого ребенка не занимать. В детском саду или дома его часто считают капушей. Основные черты спокойствие и невозмутимость. Запоминает медленно, но прочно. Реакция на ситуацию замедленная, но сильная. Задания выполняет тщательно и скрупулезно. Решения меняет очень редко. Отстаивает свою точку зрения, проявляя максимум упрямства. Рассуждает с толком. Медленно привыкает ко всему новому (к людям или обстановке). Не любит перемен. Избирателен в общении, надежный друг. Говорит медленно, выразительно, без лишних жестов и мимики.

Несколько советов по воспитанию Малыша-флегматика

  • Не торопите ребенка. Для него важен индивидуальный темп работы. Не давите “Давай быстрее”. Так он будет выполнять задание еще медленнее.
  • Подбадривайте ребенка. Играйте в подвижные игры, развивайте интерес к движениям.
  • Учите выражать свои эмоции. Нельзя сдерживать слезы или чувства радости. Например, если грустно, пусть плачет, можно во всю силу.
  • Учите общаться и заводить знакомства.

Малыш-холерик

Малыш-холерик – это маленький ураган. В вашем доме всегда шум, гам и полный разгром. Непоседа, шалун, очень вспыльчивый и задиристый ребенок. Любит активные игры, не боится пойти на риск. Говорит быстро, отрывисто, эмоционально и выразительно. Однако может терять отдельные слова. Часто лидер, любит находиться в центре внимания, ждет похвалы от окружающих. Из-за вспыльчивого характера, часто ссорится со сверстниками. Не внимателен. Быстро запоминает, но и быстро забывает полученную информацию.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка раннего возраста печора

Несколько советов по воспитанию Малыша-холерика

  • Направляйте энергию, вашего ребенка, на полезные дела.
  • Учите заканчивать начатое дело.
  • Развивайте усидчивость и внимание. Иногда играйте в спокойные игры.
  • Говорите с ребенком спокойно и тактично, так он быстрее вас услышит.
  • Такому малышу важно знать, что к его желаниям прислушиваются.

А каким бывает ваш ребенок? (Ответы пишите в комментариях)

P. S. Спасибо за прочтение! Если эта статья была интересной и полезной для вас, ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал.

Источник

Консультация для педагогов

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например:

  • у сангвиника – распыленности, разбросанности интересов;
  • у холерика – несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
  • у флегматика – безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;
  • у меланхолика – застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей – медлительные и сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая остальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные игры и физические упражнения, да и то постоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцентрированы, поэтому не слышат указаний, нередко рассеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):

  • вхождение в работу требует запаса времени, спешка тормозит инертного ребенка;
  • в требованиях и указаниях используется только спокойный, ровный тон, ведь медлительность – свойство темперамента, поэтому малыш действует не назло, а просто иначе не может;
  • любая нагрузка дается на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.

Повышенная активность сверхподвижных детей определяется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она будет направлена и в какой степени проявится: как дезорганизующая или способствующая успешному развитию личности.

Возможны два варианта воспитания такого ребенка (Е. Агаева).

Первый предполагает, что малыша одергивают, наказывают за непоседливость, специально дают задания, требующие чрезмерной усидчивости: «Пусть привыкает». Но объективно ребенок выполнить их не может и, выражая протест, намеренно игнорирует указания взрослых, всевозможными способами стремится избежать выполнения их требований. Его нервная система перевозбуждается. А в результате еще больше повышается двигательная активность.

Второй вариант предполагает ровное и спокойное общение педагога с детьми. Взрослые сводят количество запретов до минимума, но требуют их неукоснительного выполнения, поручения дают кратковременные, постепенно удлиняя их, заполняют время ребенка самыми разнообразными делами. При таких условиях усидчивость, а значит, и качество работы повышается. Взрослые предлагают малышу такие виды деятельности, в которых находит применение его подвижность и живость, спортивные игры, упражнения, но в то же время регулируют нагрузку, чтобы избежать переутомления. Несомненно, второй вариант воспитания сверхподвижных детей очень трудоемкий. Но лишь при его использовании достигаются положительные результаты.

Читайте также:  Работа курсы по раннему развитию ребенка

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т.Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта – постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности.

Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе – это качество результатов.

Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента.

Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других – размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Для взрослого очень важно учитывать индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные.

Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

Читайте также:  Что может ребенок на 3 месяце жизни развитие

Подчеркнем, что главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Подготовила педагог-психолог Багирова Е.О.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:  

Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

Источник

Валерия Сопотова
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.

Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент- тип высшей нервной деятельности человека. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все, потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.

Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал,что таких свойств три:

– сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

– уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

– подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:

– холерик обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;

-сангвиник характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

-флегматик имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

-меланхолик отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.

Учеными доказано, что от темперамента зависят:

– скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

– пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности;

– интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

– направленность психической деятельности на определенные объекты.

Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает,что:

Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.

Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.

Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент – больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.

Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.

Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния.

Источник