Глена домана гармоничное развитие ребенка купить
Оригинальное название:
How to teach your baby to be physically superb and How to multiply your baby’s intelligence
Автор:
Гленн Доман
Тема:
Воспитание
Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw
www.allmedialaw.ru
Вступление
Книга «Гармоничное развитие ребенка» – источник вдохновения и знаний для родителей, убежденных в гениальности собственных детей, но не знающих, как развить их таланты.
Развитием и обучением ребенка нужно заниматься с самого рождения, потому что мозг полностью формируется в течение первых шести лет жизни: чем позже вы начнете обучать сына или дочь тем или иным видам деятельности, тем сложнее ему будет их осваивать.
В течение шести лет ребенок проходит семь стадий развития, и только от родителей зависит, насколько эффективно и быстро данные стадии будут пройдены. Предоставление ребенку возможностей для развития подвижности, мануальных навыков и баланса – основная задача матерей и отцов.
Гленн Доман полагает, что все дети – гении, и больше всего на свете они любят учиться, вопреки распространенному мнению о том, что дошкольники предпочитают игру обучению. Лучшими учителями для детей являются матери, которым следует посвятить шесть лет ребенку во имя его дальнейших успехов в жизни.
В книге и саммари приведены не только принципы, на которых основывается система развития Домана, но и набор физических упражнений, с помощью которых вы поможете своему ребенку развиваться.
Без движения нет интеллектуального развития
1. Что такое нормальный ребенок
В 1940-х годах молодой физиотерапевт Гленн Доман пытался лечить детей с мозговыми травмами различной степени тяжести. Доктор Доман и его соратники поставили перед собой нереальную для того времени задачу: превращать нежизнеспособных людей в жизнеспособных, а возможно, и абсолютно нормальных членов общества. Прежде всего, стоило разобраться в понятии «нормальный ребенок». Отправной точкой в работе стало исследование йельской группы, в ходе которого было детально определено, чем занимаются дети от рождения до пяти лет и на что они способны на различных этапах развития. В результате десятилетнего изучения детей разных возрастов, этнических групп и социальных слоев, проживающих по всему миру, была обнаружена непосредственная связь между подвижностью и интеллектом. Впоследствии было выявлено 6 функций, которые отличают человека от других живых существ.
Три моторные и три сенсорные функции отличают человека от других живых существ
1.1. Шесть функций, присущих исключительно человеку
Из шести человеческих функций три по природе своей являются моторными и полностью зависят от трех других, сенсорных. Моторные функции – это:
– ходьба, бег, прыжки;
– речь;
– письмо.
Созревание мозга включает семь этапов и происходит с индивидуальной скоростью
Все вышеперечисленные функции являются продуктом коры головного мозга и основаны на трех уникальных сенсорных способностях:
– зрение, благодаря которому мы можем читать;
– слух, благодаря которому мы можем воспринимать язык на слух;
– ощущение, которое помогает нам идентифицировать объекты на ощупь.
Измеряя и оценивая эти шесть функций, мы оцениваем человеческую сущность. Если данные шесть функций развиты у ребенка лучше, чем у сверстников, то его можно считать одаренным. Затем Гленн Доман задался следующим вопросом: как наиболее точно измерять развитие этих функций в раннем возрасте (поскольку к шести годам рост мозга практически завершается)? В результате многолетних исследований удалось установить, что каждая из функций на своем жизненном пути от рождения и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. Более того, превосходство в каждом из этих шести видов интеллекта является не врожденным, а приобретенным.
1.2. Семь стадий развития
От рождения до шести лет ребенок проходит семь этапов развития, которые соответствуют семи стадиям созревания детского мозга. Каждая из них характеризуется определенными особенностями реализации шести вышеперечисленных функций. Обычный ребенок проводит:
– 2,5 месяца жизни под контролем медуллы (костного мозга);
– 4,5 месяца под контролем понса (мост между медуллой и средним мозгом);
– 5 месяцев под контролем среднего мозга;
– 6 месяцев под контролем начального кортекса (коры головного мозга в начальной стадии);
– 18 месяцев под контролем раннего кортекса;
– 36 месяцев под контролем первобытного кортекса;
– всю остальную жизнь под контролем развитой коры головного мозга.
Для измерения способностей ребенка в Институте достижения потенциала человека был составлен контур развития. Этот контур начинается с хронологического возраста, который делится на семь стадий и исчисляется в месяцах. Благодаря этому понятно, в каком месте контура должен находиться нормальный ребенок. Измеряя уровень развития всех шести функций, можно обнаружить, где ребенок действительно находится в настоящий момент. Это место можно назвать нейрологическим возрастом.
Важно отметить, что ребенок продвигается от одной стадии к другой благодаря последовательному переходу к более высокому мозговому уровню. В результате на очередном уровне ребенок приобретает все новые функции и при этом не утрачивает старых. Например, ребенок, достигший шестой стадии и способный к нормальной ходьбе (левая рука, правая нога – правая рука, левая нога), не утрачивает способность ползать (она продолжает функционировать под контролем понса), приобретенную на второй стадии. Сравнивая нейрологический возраст ребенка с его хронологическим возрастом, можно определить:
– отстает ли ребенок от сверстников, опережает их или соответствует возрасту;
– меняется ли скорость развития двигательного интеллекта в разные периоды.
Несмотря на то, что все мозговые уровни существуют у новорожденного уже в момент рождения, функционировать они начинают постепенно – с самого низкого (медулла) уровня и до самого высокого (седьмая стадия), которого обычный ребенок достигает к возрасту шести лет. Программа Домана позволяет пройти данный путь в 2–2,5 раза быстрее.
Родители должны предоставить ребенку возможности для развития физического интеллекта
Бесплатный фрагмент закончился. Хотите читать дальше?
Источник
Описание книги
Рождение ребенка – большая радость для родителей! Если вы хотите, что-бы ваше чадо выросло умным, любознательным и всесторонне развитым, об этом надо позаботиться с первых дней его жизни. В этом вам поможет оригинальная методика Глена Домана, главным принципом которой является гармоничное развитие ребенка – как интеллектуальное, так и физическое. В книге пошагово описаны методы развития двигательных навыков и равновесия с самого рождения малыша, приемы обучения чтению, счету и запоминания больших объемов информации без усилий и напряжения. Учебный материал вы сможете изготовить из подручных средств и легко адаптировать для своего ребенка. А рассказы опытных родителей и последователей Глена Домана помогут вам выбрать то, что оптимально подходит именно вашему малышу.
Подробная информация
- Возрастное ограничение: 0+
- Дата выхода на ЛитРес: 17 августа 2013
- Дата написания: 2013
- Объем: 240 стр. 109 иллюстраций
- ISBN: 978-5-699-65877-0
- Составитель: Е. А. Страубе
- Правообладатель: Эксмо
- Оглавление
Книга «Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Книга входит в серию
«Главная книга родителя»
Цитаты 9
• Дети младше 5 лет могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить.
+3na-degda
• Дети младше 5 лет могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить.
10 отраслей знаний: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, прикладные науки, языки, литература.
+1android_selfdfc69d0e-8691-31a6-aa1f-d44bb0075c5f
10 отраслей знаний: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, прикладные науки, языки, литература.
Прежде всего, а в первый год жизни особенно, вашему малышу нужен «витамин роста» – любовь и нежность.
+1esperence1989
Прежде всего, а в первый год жизни особенно, вашему малышу нужен «витамин роста» – любовь и нежность.
Для приготовления материала вам понадобится белый картон и красный фломастер. Чем толще будет его стержень, тем лучше. Глен Доман настаивает на том, чтобы были соблюдены эти параметры: соответствующая высота букв и красный цвет. Из картона нужно вырезать карточки размером 10×50 см, чтобы писать на них слова. Высота букв должна достигать 7,5 см. Все буквы должны быть написаны очень отчетливо. Толщина шрифта должна составлять примерно 1,5 см. Это необходимо для легкости восприятия вашего ребенка.
+1esperence1989
Для приготовления материала вам понадобится белый картон и красный фломастер. Чем толще будет его стержень, тем лучше. Глен Доман настаивает на том, чтобы были соблюдены эти параметры: соответствующая высота букв и красный цвет. Из картона нужно вырезать карточки размером 10×50 см, чтобы писать на них слова. Высота букв должна достигать 7,5 см. Все буквы должны быть написаны очень отчетливо. Толщина шрифта должна составлять примерно 1,5 см. Это необходимо для легкости восприятия вашего ребенка.
Практика показывает, как отмечают специалисты, что чем раньше ребенок с проблемами речи начал заниматься на скрипке, тем эффективнее и быстрее проходит процесс коррекции речи. Причем у двухлетних детей он может занимать от 1 месяца до четырех, у трехлетних – растянуться до года. Чем старше ребенок, тем дольше процесс и больше потребуется усилий. • Развивается
0esperence1989
Практика показывает, как отмечают специалисты, что чем раньше ребенок с проблемами речи начал заниматься на скрипке, тем эффективнее и быстрее проходит процесс коррекции речи. Причем у двухлетних детей он может занимать от 1 месяца до четырех, у трехлетних – растянуться до года. Чем старше ребенок, тем дольше процесс и больше потребуется усилий. • Развивается
Ещё 4 цитаты
Книга представляет собой обзор нескольких методик раннего развития детей (Г.Доман, С.Лупан, С.Судзуки). И поэтому фраза в описании “пошагово описаны методы развития…” может ввести читателя в заблуждение относительно содержания книги. Никаких пошаговых описаний вы в ней не найдете, за подробностями лучше обращаться к первоисточникам – т.е. к конкретным книгам авторов методик.
А в целом – довольно подробный дайджест, позволяющий понять принцип того или иного метода раннего развития малыша и определиться, подходит ли он вам.
Ответить
- Пожаловаться на отзыв
Книга представляет собой обзор нескольких методик раннего развития детей (Г.Доман, С.Лупан, С.Судзуки). И поэтому фраза в описании “пошагово описаны методы развития…” может ввести читателя в заблуждение относительно содержания книги. Никаких пошаговых описаний вы в ней не найдете, за подробностями лучше обращаться к первоисточникам – т.е. к конкретным книгам авторов методик.
А в целом – довольно подробный дайджест, позволяющий понять принцип того или иного метода раннего развития малыша и определиться, подходит ли он вам.
Книга представляет интерес для молодых родителей. Вдохновляет ненавязчиво. Возможно методики приведенные в книге вы никогда не примените, но очень полезно знать об их существовании.
Ответить
- Пожаловаться на отзыв
Книга представляет интерес для молодых родителей. Вдохновляет ненавязчиво. Возможно методики приведенные в книге вы никогда не примените, но очень полезно знать об их существовании.
Книга хорошая. Для тех , кто знакомься с этой методикой самое то. Я прочитала много книг по разным методикам. Считаю, из всех методик надо брать «золотую середину» и выбирать подходящее под своего ребёнка. По карточкам, по Доману , мы занимаемся с 6 мес. Дочь их обожает. Показывала быстро, сейчас могу и медленно , сопровождать животных разными звуками, например , и показывая параллельно фигурки животных и птиц.
Ответить
- Пожаловаться на отзыв
Книга хорошая. Для тех , кто знакомься с этой методикой самое то. Я прочитала много книг по разным методикам. Считаю, из всех методик надо брать «золотую середину» и выбирать подходящее под своего ребёнка. По карточкам, по Доману , мы занимаемся с 6 мес. Дочь их обожает. Показывала быстро, сейчас могу и медленно , сопровождать животных разными звуками, например , и показывая параллельно фигурки животных и птиц.
Мне очень понравилась книга, описано еще несколько интересных методик. Читается легко, советы понятные, инструкции четкие. Мне книга оказалась полезна!
Ответить
- Пожаловаться на отзыв
Мне очень понравилась книга, описано еще несколько интересных методик. Читается легко, советы понятные, инструкции четкие. Мне книга оказалась полезна!
Полезная книга с заданиями и упражнениями. Хотя много всего я уже прошла, мы выросли из студенческого возраста,но есть конечно же упражнения и для двухлетнего возраста. Советую
Ответить
- Пожаловаться на отзыв
Полезная книга с заданиями и упражнениями. Хотя много всего я уже прошла, мы выросли из студенческого возраста,но есть конечно же упражнения и для двухлетнего возраста. Советую
Источник
Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.
Цицерон
Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.
Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора
У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.
Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.
Что такое раннее развитие
Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.
В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.
Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.
• Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.
• Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.
• Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.
Глава 1 Раннее развитие по методике Домана
Кто такой Глен Доман
Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.
Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.
Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?
Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.
C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.
Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.
Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.
Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.
Что дает методика Домана родителям и детям
В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.
Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.
• Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.
• Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.
• Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.
• Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.
Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.
Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите.
Это самый верный способ сделать малыша счастливым и успешным. Он научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к ритму современной жизни, осознавать, что учеба – это источник интересных открытий и новых возможностей.
Прежде чем начать занятия
Работа с ребенком по методике Домана напоминает создание сложной компьютерной программы. Поэтому каждая частица знаний, которую получит малыш, называется «битом информации».
• Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение.
• Учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до 7–7,5 лет, но активнее всего он растет в первые три года.
• Все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.
• Чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.
Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для обучения математике – карточки, на которых цифра заменена соответствующим количеством точек. Для получения энциклопедических знаний – карточки с картинками. Такая карточка может изображать животное, насекомое или произведение искусства. Название предмета записывается на обороте, именно его ребенок и должен прочесть. Чем подробнее (по Доману – информативнее) объяснение, тем лучше. Например, надпись «большая галапагосская черепаха» предпочтительнее, чем «черепаха».
Бесспорно, методика Глена Домана полезна и при правильной организации занятий эффективна, хотя, как и у любой методики, у этой системы есть свои минусы. Однако не стоит сразу же отказываться от методики, предложенной Доманом. Помните про правило «золотой середины»? Вот именно его-то и надо соблюдать, умело сочетая элементы этой системы с другими методиками раннего развития, со здравым смыслом, особенностями именно вашего ребенка, а также вашим образом жизни.
Глен Доман утверждает: «Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний».
Система Домана хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации с легкостью, приятным для него способом, без насилия, угроз и тому подобных «воспитательных» изысков. Для развития творческих и исследовательских способностей родители всегда могут найти другие способы.
Перед началом занятий обязательно обратите внимание на несколько важных моментов.
• Занятия по данной методике потребуют от родителей определенных сил и затрат – ведь в течение длительного времени им придется изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений, различных предметов.
• В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Не получается диалога и совместного творчества с ребенком.
Не надо отказываться от традиционных «бабушкиных» методов. Давайте малышу слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Это поможет развить у малыша речь, вовремя сформировать функции интерпретации текста. Не стоит забывать и о таких старинных «развивалках», как традиционные потешки, пестушки, пальчиковые игры.
Ученые считают, что нельзя забывать об эмоциональном и познавательном развитии ребенка, так как нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) составляющую. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, то есть исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.
• Если использовать при обучении только картинки с подписями, как рекомендует Доман, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.
• Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но ребенок – не компьютер, и ему нужно большее, чем некий объем информации.
Итак, если вы решили начать обучение ребенка по методике Глена Домана, прислушайтесь к советам специалистов и опытных родителей.
• Не нужно четко следовать всем рекомендациям; обязательно сочетайте методические разработки Домана с другими занятиями и развивающими играми.
• Ориентируйтесь на реакцию малыша. Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, задерживая каждую не более чем на 1–2 секунды. Мозг маленького ребенка работает иначе, чем у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора-двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает. Скорее всего, он начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – всего лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.
• Никогда не делайте то, что вам не по душе и что, как вам кажется, не нравится ребенку.
• Не относитесь серьезно к утверждению Домана о том, что единственная потребность ребенка – познавать, а бесполезная игра – это всего лишь родительский способ «отделаться» от малыша. Психологами давно доказано, что игра для ребенка – это моделирование мира и возможность самовыражения.
• Занимайтесь с ребенком по времени столько, сколько у вас получается. Не переживайте, что в ваш распорядок дня не удается вписать трехразовый показ нескольких блоков карточек, большинство физических упражнений и т. п. Стоит напомнить, что изначально методика разрабатывалась для детей, страдающих различными заболеваниями, и родители готовы были «жить для ребенка». Цель их жизни заключалась в том, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?
• Занимаясь по методике Домана, используйте только то, что вам под силу. В любом случае это будет лучше, чем ничего.
• Не просите ребенка давать вам ответы, играть с вами, читать вам тогда, когда у него нет настроения, только из-за того, что пришло время очередной «порции» знаний.
• Главное – старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком на любые темы. Это залог вашего успеха.
• Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь только карточками. Пусть в распоряжении малыша будут карты, книги, микроскоп, музыкальные инструменты и многое другое, что вы можете позволить. Среда, в которой живет ребенок, должна быть развивающей.
• Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «Ребенок и его окружение», и границы ее необходимо расширять в зависимости от возраста ребенка. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства использования вставьте карточки в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.
• Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это желание замечено вами впервые.
• Совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите ответы на детские вопросы вместе с малышом, рассуждайте.
• Не нагружайте ребенка бесполезной информацией. Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, вылеченных Айболитом.
• Старайтесь давать ребенку не отдельные факты, а системно организованную информацию; подавайте ее с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну и ту же тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях.
• Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был.
• Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
• Самыми лучшими учителями являются родители.
• Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если тол?