Глен доман физическое развитие ребенка
Методика раннего физического развития Гленна Домана
Методика раннего физического развития, разработанная Гленном Доманом и его коллегами, состоит из системы упражнений и занятий, направленных на развитие двигательных навыков, развитие мануальных навыков и развитие чувства равновесия.
Основным открытием Домана, на котором и строится вся его система, стала теснейшая
взаимосвязь между двигательной активностью ребенка и уровнем развития его интеллекта. Поэтому главным правилом всех упражнений является движение – свободное, не ограниченное ни во времени, ни в пространстве.
Гленн Доман – американский врач, психотерапевт, в конце 1940-х годов основавший в Филадельфии Институт развития человеческого потенциала. Первоначально Доман занимался с детьми, получившими травмы мозга и имевшими отклонения в развитии. Разработанные им упражнения по физическому развитию необычных малышей оказались
настолько эффективными, что он решил перенести свои методы и на здоровых детей.
Зачем это нужно?
Методика Гленна Домана направлена на как можно более раннее развитие всех
возможностей человеческого организма – и интеллектуальных, и физических. Дети, занимавшиеся по этой методике, уже в
пять лет хорошо плавают, бегают кроссы, занимаются гимнастикой и балетом. Темпы развития малышей по методике Домана значительно опережают темпы развития «обычных» детей. Сравните: «обычный» ребенок начинает ползать в семь месяцев, а
«домановский» – в три; ходить обычно начинают в одиннадцать-двенадцать месяцев, у Домана – в шесть, преодолевать препятствия на пути обычный малыш начнет в восемнадцать месяцев, а воспитанный «по Доману» – в девять…
Что развивается с помощью метода Гленна Домана?
Гленн Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них – моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. В результате многолетних наблюдений сотрудники Института развития человеческого
потенциала, в котором работал Гленн Доман, обнаружили, что в своем развитии каждая из перечисленных функций проходит семь стадий. На каждой из них малыш приобретает определенные двигательные навыки, которые тесно взаимосвязаны с работой мозга. На первой стадии управление слухом, зрением, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга. На последней, седьмой – верхними отделами коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается в работу организма, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями. В семь лет рост мозга практически завершен, и к этому возрасту уже фактически предопределено, что будет представлять собой человек и в физическом, и в интеллектуальном плане.
Конечно, и в дальнейшем сможет чему-то научиться, но для этого ему потребуется гораздо больше времени и сил.
Поэтому чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет расти и развиваться его мозг. Доман утверждает, что чем раньше ребенок начнет ползать, тем раньше он научится читать, а чем раньше он научится читать, тем легче и быстрее он освоит высшую математику. Но в основе всего лежит движение (ползание, ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.
Когда начинать?
Начинать как можно раньше, буквально с первых минут жизни. Но если вы пропустили это время – ничего страшного, можно подключаться к программе Домана в любом возрасте до 6,5-7 лет.
Как развивать двигательные навыки?
Все свои действия соотносите с главным правилом системы Домана: создавайте идеальную среду для детской подвижности.
Упражнение 1. Лежим на животе Доман указывает, что детеныши животных почти никогда не лежат на спине,
беспомощно барахтая лапками. Поэтому и человеческий ребенок должен как можно чаще и дольше лежать на животе с первых минут жизни.
Упражнение 2. Отсутствие пеленания
«Пеленать ребенка – преступление», – считает Доман, ведь в пеленках он не может
двигать своим телом. Поэтому на ребенке должен быть минимум одежды, которая не
будет стеснять движение рук и ног.
Упражнение 3. Ползание
Дети, занимающиеся в институте Домана, начинают ползать фактически с первых дней
жизни – и это считается главным упражнением для новорожденных. Для этого малыши и
родители устраиваются на полу (кстати, ученики Домана даже спят на полу с детьми –
ведь малыши ползают и во сне), причем не накрытом ковром. Пол должен быть идеально
ровным, чистым и безопасным. Опускать ребенка на пол надо не менее десяти раз в день,
всячески поощряя его двигаться. Очень удобен специальный желоб для ползания (он даже
получил название «трек Домана»): к доске длиной 1 м и шириной 40 см прикрепляются
бортики высотой около 15 см, вся конструкция обклеивается поролоном, и один из краев
желоба приподнимается. Малыш, оказавшись в таком желобе, ползет как бы под горку.
Хорошим показателем считается, если ребенок в возрасте от рождения до 2,5 месяца
проползает 60-90 см без остановки в течение 10 минут, а в три месяца поднимается на
четвереньки.
Как только ребенок научится ползать, не ограничивайте пространство для его движения
– напротив, расширяйте его, расставляйте привлекательные предметы на большом
расстоянии друг от друга, чтобы поощрять малыша самостоятельно добраться до них.
Упражнение 4. Ходьба
Как и при обучении ползанию, при обучении ходьбе следует создать для ребенка
максимально открытое пространство. В институте Домана не существует манежей,
колясок, ходунков и прочих приспособлений, ограничивающих свободу движений
малыша. Доман не рекомендует держать за руку детей, которые учатся ходить, – так
задерживается формирование чувства равновесия; да и вообще перемещаться, задрав руку
выше головы, крайне затруднительно. Можно поставить в комнате невысокую
устойчивую мебель, на которую малыш сможет опираться.
Доман советует делать первые шаги босиком. Когда ходьба освоена, устраивайте
ребенку ходьбу с препятствиями: пусть он самостоятельно поднимается на бордюры,
перебирается через канавки. Обязательно 15 минут в день ходите с малышом вверх и вниз
по лестнице.
Упражнение 5. Бег
Как только малыш научится уверенно ходить, он начинает бегать. Рекомендуется
устраивать совместные пробежки взрослых с ребенком.
Первоначально следует бегать немного, но часто, затем удлиняя время бега и
дистанцию. В институте Домана на первой неделе устраивается 20 пробежек на 90 м, а на
24-й – две пробежки на 900 м. Бегать следует всегда в одном и том же месте (например,
соседнем парке), поскольку внимание ребенка отвлекается на окружающие его предметы.
В этом нет ничего страшного: «рваный» бег тоже полезен. Но когда маршрут станет
ребенку привычен, он будет меньше отвлекаться по сторонам. Очень удобно бегать во
время прогулок: вы идете с ребенком пешком, иногда предлагая ему пробежаться. К
четырем годам ребенок, занимавшийся по программе Домана, может пробежать 5 км без
остановки за 40 минут.
Как развивать мануальные навыки?
Упражнение 1. Захваты и висы
Это упражнение меняется по мере взросления ребенка.
На первом этапе, когда ему еще не исполнился месяц, всячески закрепляйте
хватательный рефлекс ребенка: вкладывайте ему в ладошки большие пальцы своих рук,
чтобы он мог как следует ухватиться. Повторяйте это не менее десяти раз в день. Когда
ребенок чуть-чуть подрастет, найдите гладкий деревянный штырь длиной около 45 см.
Также десять раз в день вкладывайте этот штырь в ладони ребенка, позвольте ему
ухватиться, а затем приподнимайте палку на несколько сантиметров.
Постепенно приподнимайте палку с ребенком все выше и выше, приучая тело малыша
удерживать часть собственного веса (нижняя часть его тела лежит на поверхности). Затем
переходите к полному висячему положению. Сначала потренируйтесь в кроватке: дайте
малышу ухватиться за большие пальцы ваших рук и полностью поднимите его, пусть он
пару секунд повисит в воздухе. Когда вы убедитесь, что ребенок может несколько секунд
висеть, не разжимая рук, соорудите ему небольшой турник в проеме двери (на высоте,
равной росту ребенка плюс 5 см), на пол положите небольшой матрац. Приложите руки
ребенка к турнику и дайте ему немного повисеть, поддерживая его за бедра. Делайте это
не менее 15 раз в день, а время виса доводите до 10 секунд.
Упражнение 2. Горизонтальная лестница
В коридоре между двумя стенками прикрепите горизонтальную лестницу (можно
воспользоваться, например, стенкой от детской кроватки), причем учтите, что она должна
выдерживать вес взрослого – ребенок захочет ползать по ней лишь тогда, когда увидит
пример родителей. Переставляйте руки и ноги ребенка, подражая перемещению по
горизонтальной лестнице (для этого на первых занятиях потребуется присутствие двоих
взрослых), занимайтесь этим не менее десяти раз в день по 20-30 секунд. Постепенно
приучайте ребенка передвигаться с помощью обеих рук и сложным перехватом. В идеале
он должен иметь возможность заниматься на этой лесенке без участия взрослых, поэтому
закрепите ее на 5 см выше роста ребенка. Доводите количество упражнений на лестнице
до 30 раз в день.
Как развить чувство равновесия?
Все перечисленные ниже упражнения необходимо выполнять не менее десяти раз в день.
Упражнение 1. Раскачивания
Практикуйте всевозможные раскачивания ребенка у вас на руках. Носите его по кругу,
совершая плавные движения вверх-вниз. Лягте на спину, поднимите ребенка над собой и
плавно покачивайте в разные стороны. Покачайтесь вместе в кресле-качалке. Встав на
колени, возьмите малыша вертикально и осторожно опустите в горизонтальное
положение, поддерживая его за голову. Просто попрыгайте и потанцуйте с ребенком.
Положите ребенка на большую подушку или простынку; осторожно поднимите ее за один
край так, чтобы ребенок скатился на противоположную сторону, затем приподнимите
другой конец.
Упражнение 2. «Карусели»
Когда ребенок немного подрастет и привыкнет к различным раскачиваниям,
устраивайте ему «карусели» на руках у родителей. Положите малыша животом себе на
плечо и повертитесь в одном и в другом направлении, повторите то же самое, положив его
боком к себе на плечо. Раскачивайте ребенка, держа его за руки и за ноги (для этого могут
потребоваться два взрослых). Покрутите ребенка в разные стороны, держа его одной
рукой за левое запястье, а другой за левую лодыжку, затем – за правое запястье и правую
лодыжку. Подбрасывайте малыша, повернув его лицом к себе. Покачивайте, держа только за ноги.
Упражнение 3. Кувырки и перекаты
Все предлагаемые действия сначала сделайте сами на глазах у малыша, а потом
помогите ему самостоятельно освоить аналогичное движение. Покажите ребенку, как
можно перекатываться по ровной поверхности через бок в разные стороны. Научите его
кувыркаться: стоя на четвереньках, он уже может сам упираться руками и головой в пол.
Вам придется лишь немного подтолкнуть малыша и убедиться, что при кувырке
подбородок упирается ему в грудь. Выполняйте по одному кувырку десять раз в день, а
затем по несколько кувырков не менее 15 раз в день. Обязательно останавливайте ребенка
до того момента, когда ему самому надоест это упражнение.
Упражнение 4. Хождение по бревну
Первая стадия этого упражнения – хождение по начерченной на полу полоске (шириной
10 см, длиной 20 см). Затем сделайте тряпичного «удава»: туго набейте «колбаску» из
прочной ткани ватой или старыми тряпками, зашейте ее и предложите малышу походить
по нему. Когда он освоит хождение по «удаву», возьмите деревянное бревно размером
5×10 см и длиной 2,5 м. Положите его на пол стороной 10 см и попросите ребенка
походить по нему. Не поддерживайте ребенка за руку, но будьте начеку, чтобы
подхватить его в случае опасности. Когда хождение по бревну станет привычным,
научите его ходить спиной вперед и увеличьте высоту над полом.
Дополнительные упражнения
Всячески поощряйте двигательную активность ребенка и практикуйте самые разнообразные упражнения:
• преодоление препятствий, карабканье на различные объекты;
• лазание по канату и деревьям;
• прыжки через препятствие (в длину и в высоту), спрыгивания вниз, прыжки на одной ноге, через скакалку, перепрыгивание с камня на камень;
• подъем по различным лестницам (веревочным, металлическим, деревянным, винтовым);
• качание на качелях;
• приседания, перемещение на корточках;
• упражнения на батуте;
• различные гимнастические упражнения и наклоны.
Что для этого надо?
Для занятий по методике Домана необходимо время – может быть, самое ценное и самое недостающее в жизни родителей. Сам Доман говорил, что его система предназначена для «профессиональных родителей», то есть таких, для которых воспитание ребенка является главным смыслом жизни. Несложно подсчитать: если каждое упражнение выполнять по десять раз в день, свободного времени у родителей (как и у малыша) будет чрезвычайно мало.
Кроме того, придется изготовить некоторые приспособления для занятий (лестницу, турник, качели) и найти место в доме, где их разместить.
Где узнать об этом подробнее?
Публикации о методике Домана многочисленны, например: Г. Доман, Дж. Доман, С. Эйзен «Как сделать ребенка физически совершенным». Стоит отметить книгу «Сохранить здоровье ребенка. Как?» (СПб.: «Прайм-Еврознак», 2006). С методами физического развития ребенка Домана во многом сходны методы Никитиных, описанные в их книгах.
https://www.baby.ru/lines/
Источник
Лучше Глена Домана ещё никто не написал о физическом развитии ребенка так подробно. Его методики набирают популярность во всем мире, причем, что самое интересное, занятия не требуют огромного количества времени. На самом деле, многие родители и так делают все эти упражнения, просто сами об этом не догадываются.
Опишем кратко, без лишних слов, как нужно развивать своего малыша с рождения до примерно 2,5-3 месяцев. Это займёт у вас всего 10 минут в день!
Занятия нужно проводить на чистом, ровном полу или лучше на специальном треке. В принципе трек можно подготовить к 3-м месяцам, именно тогда ребенок будет проявлять нужную активность, хотя Доман предлагает начинать с рождения.
Важное упражнение: когда ребенок лежит на спине, предлагайте ему схватиться руками за ваши большие пальцы, после чего приподнимайте его на несколько сантиметров. С каждой неделей поднимайте малыша всё выше и выше.
Итак, всего 15 упражнений, каждое из которых стоит выполнять медленно и осторожно, хотя бы один раз в день. Время на одно упражнение – 15 секунд для старта и постепенное доведение до 45 секунд на каждое из упражнений.
Упражнения:
1) Поносите ребенка по кругу. Одной ладонью бережно поддерживайте снизу, другой – заднюю часть головы. Не просто носите его вокруг чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз, вперед назад, из стороны в сторону. Пройдитесь с ребенком по дому, разговаривая с ним, рассказывая, где вы находитесь, как называются предметы, встречающиеся на пути. Посмотрите с ним в окно и расскажите, что за окном.
2) Лягте на спину, ребенка держите за туловище подмышками. Поднимите ребенка над собой, так чтобы вы смотрели друг другу в глаза. Осторожно покачайте его из стороны в сторону, потом вверх-вниз.
3) Сядьте в кресло-качалку, ребенка расположите на коленях. Покачайтесь вместе с ребенком.
4) Положите ребенка на живот на подушку или мат. Это упражнение можно делать на полу или на кровати. Осторожно приподнимите один край подушки, так чтобы ребенок скатился на противоположную сторону. Теперь приподнимите подушку за противоположный край.
5) Расположите подушку с ребенком так, чтобы голова ребенка была около одной Вашей руки, а ноги – у другой руки. Приподнимайте подушку, чтобы получались покачивающие движения вперед-назад.
6) Положите подушку на пол. Ребенка положите на подушку на живот так, чтобы голова ребенка была около одной Вашей руки, а ноги – у другой руки. Потяните подушку в одну сторону (не приподнимая край как в предыдущем упражнении), потом в другую.
7) Поверните подушку так, чтобы ребенок оказался к Вам лицом. Потяните подушку вправо, затем влево (как в предыдущем упражнении) – ребенок будет двигаться из стороны в сторону.
8) Положите ребенка на живот на подушку или мат так, чтобы его голова была близко к краю. Возьмите тот конец подушки, где расположены ноги ребенка, и поверните подушку с ребенком в направлении по часовой стрелке.
9) То же самое, но в направлении против часовой стрелки.
10) Встаньте, положите ребенка животом себе на плечо и аккуратно покружитесь в одну сторону, затем в другую. Будьте осторожны – следите, чтобы у Вас не закружилась голова.
11) Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше правое плечо на левый бок (живот ребенка – напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе стороны.
12) Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше левое плечо на правый бок (живот ребенка – напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе стороны.
13) Встаньте на колени, ребенка положите на спину на мат так, чтобы его ноги располагались в направлении к Вам. Возьмите ребенка подмышками, поддерживая шею. Аккуратно поднимите его до уровня своих глаз, а затем опустите обратно.
14) Положите ребенка на спину на пол. Встаньте на колени у ног ребенка так, чтобы его ноги касались Ваших колен. Большой палец левой руки вложите в правую руку ребенка – ребенок рефлекторно его схватит. Скажите «Покатились!» и аккуратно потяните к себе левую руку так, чтобы ребенок перевернулся на левый бок, а затем – на живот.
То же самое сделайте, вложив большой палец правой руки в левую руку ребенка, чтобы он перекатился на правый бок и затем на живот.
15) Прижмите ребенка к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности, а его голова была зафиксирована. «Поскачите» по дому. Ребенок будет чувствовать, как Ваше тело движется вверх-вниз. Когда его зрение улучшится, он также увидит движущийся мир вокруг себя.
Смотрите также
Источник
У нас пока что скорее вариации на тему таких кружений, но все на руках у меня и очень редко. Но статью сохраню сюда на всякий случай.
MOBILITY COMPETENCE – ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ – Упражнения на баланс
Для занятий необходимо:
– большая подушка
– маленький мат
Задача: развить области мозга, отвечающие за баланс
Частота: 15 раз/ день
Продолжительность: 15 секунд, постепенно увеличивая до 45 секунд
Содержание: 1 упражнение в сессию
Обстановка: открытое пространство,
исключающее возможность обо что-нибудь удариться во время выполнения
упражнения. Ребенок должен быть удобно одет, чтобы при этом Вы могли его
крепко держать за руки, ноги, предплечья, голени, туловище.
Что делаем:
Все перечисленные ниже упражнения надо вводить постепенно – начинать с
нескольких секунд на каждое упражнение и постепенно, с каждым днем,
увеличивать продолжительность, до каждой сессии 45 секунд. Каждый раз
говорите ребенку, что Вы собираетесь делать перед началом упражнения.
Все упражнения прекращайте до того, как этого захочет ребенок, чтобы он с нетерпением ждал следующего занятия.
Упражнения:
1. Поносите ребенка по кругу. Одной ладонью бережно поддерживайте
снизу, другой – заднюю часть головы. Не просто носите его вокруг
чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз, вперед
назад, из стороны в сторону. Пройдитесь с ребенком по дому, разговаривая
с ним, рассказывая, где вы находитесь, как называются предметы,
встречающиеся на пути. Посмотрите с ним в окно и расскажите, что за
окном.
2. Лягте на спину, ребенка держите за туловище подмышками.
Поднимите ребенка над собой, так чтобы вы смотрели друг другу в глаза.
Осторожно покачайте его из стороны в сторону, потом вверх-вниз.
3. Сядьте в кресло-качалку, ребенка расположите на коленях. Покачайтесь вместе с ребенком.
4. Положите ребенка на живот на подушку или мат. Это упражнение
можно делать на полу или на кровати. Осторожно приподнимите один край
подушки, так чтобы ребенок скатился на противоположную сторону. Теперь
приподнимите подушку за противоположный край.
5. Расположите подушку с ребенком так, чтобы голова ребенка была
около одной Вашей руки, а ноги – у другой руки. Приподнимайте подушку,
чтобы получались покачивающие движения вперед-назад.
6. Положите подушку на пол. Ребенка положите на подушку на живот
так, чтобы голова ребенка была около одной Вашей руки, а ноги – у другой
руки. Потяните подушку в одну сторону (не приподнимая край к в
предыдущем упражнении), потом в другую.
7. Поверните подушку так, чтобы ребенок оказался к Вам лицом.
Потяните подушку вправо, затем влево (как в предыдущем упражнении) –
ребенок будет двигаться из стороны в сторону.
8. Положите ребенка на живот на подушку или мат так, чтобы его
голова была близко к краю. Возьмите тот конец подушки, где расположены
ноги ребенка, и поверните подушку с ребенком в направлении по часовой
стрелке.
9. То же самое, но в направлении против часовой стрелки.
10. Встаньте, положите ребенка животом себе на плечо и аккуратно
покружитесь в одну сторону, затем в другую. Будьте осторожны – следите,
чтобы у Вас не закружилась голова.
11. Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше правое плечо на
левый бок (живот ребенка – напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе
стороны.
12. Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше левое плечо на
правый бок (живот ребенка – напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе
стороны.
13. Встаньте на колени, ребенка положите на спину на мат так, чтобы его
ноги располагались в направлении к Вам. Возьмите ребенка подмышками,
поддерживая шею. Аккуратно поднимите его до уровня своих глаз, а затем
опустите обратно.
14. Положите ребенка на спину на пол. Встаньте на колени у ног ребенка
так, чтобы его ноги касались Ваших колен. Большой палец левой руки
вложите в правую руку ребенка – ребенок рефлекторно его схватит. Скажите
«Покатились!» и аккуратно потяните к себе левую руку так, чтобы ребенок
перевернулся на левый бок, а затем – на живот.
То же самое сделайте, вложив большой палец правой руки в левую руку
ребенка, чтобы он перекатился на правый бок и затем на живот.
15. Прижмите ребенка к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности, а
его голова была зафиксирована. «Поскачите» по дому. Ребенок будет
чувствовать, как Ваше тело движется вверх-вниз. Когда его зрение
улучшится, он также увидит движущийся мир вокруг себя.
Примечания:
* Эти 15 упражнений помогут ребенку почувствовать движение в пространстве и силу гравитации при различных положениях тела.
** Перед началом каждого упражнения не забывайте говорить ребенку, что Вы собираетесь делать.
*** Распределите все 15 упражнений на весь день.
**** Помните: начинать нужно медленно и постепенно, ежедневно увеличивая время упражнения.
MANUAL COMPETENCE – РУЧНЫЕ НАВЫКИ
Задача: развить области мозга, отвечающие за мелкую моторику путем усовершенствования хватательных навыков
Частота: 10 раз/ день
Продолжительность: 10 секунд, постепенно увеличивая до 60 секунд
Содержание: 1 возможность ухватиться за указательные пальцы взрослого, постепенно увеличивая до 6 возможностей
Обстановка: Пол или кровать, ребенок лежит на животе
Что делаем:
Положите ребенка на спину в удобную позицию лицом к себе. Вложите
указательный или большой палец правой руки в левую руку ребенка,
указательный или большой палец левой руки – в правую руку ребенка.
Аккуратно и медленно потяните ребенка к себе. Когда ребенок почувствует,
что Вы его тянете, он сильнее сожмет Ваши пальцы. Когда он схватит Ваши
пальцы, скажите громко и четко: «Хватаемся». Подержите ребенка,
схватившегося за Ваши пальцы, несколько секунд, затем аккуратно
опустите. Похвалите его и осторожно уберите свои пальцы из его рук.
Примечания:
* В начале программы каждая сессия должна занимать всего лишь несколько
секунд. Но довольно скоро Вы заметите, что хватка ребенка стала сильнее и
увереннее. Когда Вы это замечаете, увеличивайте сессию на несколько
секунд по сравнению с предыдущим разом.
** После небольшой паузы сделайте второй подход к упражнению, по
прошествии времени – третий, так постепенно Вы придете к тому, что
продолжительность сессии увеличится до 1 минуты.
Источник