Глазырина физическое воспитание и развитие ребенка
Задачи физического воспитания дошкольников по Глазыриной Л.Д.
Приучать при ходьбе и беге согласовывать свои движения с движениями других детей.
Выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями.
Соблюдать заданное направление движения.
Одновременно заканчивать выполняемое действие.
Расширять ориентировку в окружающем мире вещей и явлений.
Воспитывать внимание и интерес к окружающей действительности, явлениям природы.
Формировать представления о предметах и явлениях, о простейших связях между ними.
Приучать ходить и бегать со свободными, естественными движениями рук.
Правильно координировать работу рук и ног во время ходьбы и бега, не шаркая ногами, не опуская головы.
Учить легко бегать.
При катании мячей, шариков, энергично отталкивать их руками.
Ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди.
Развивать умение бросать мяч двумя руками.
Развивать умение при лазании чередовать правую и левую ноги и руки.
Развивать чувство равновесия.
Развивать умение прыгать, мягко опускаясь на полусогнутые ноги.
Учить отрывать ноги от пола при подскоках на месте.
Воспитывать правильную осанку.
Учить находить свое место при совместных построениях.
Выполнять движения в общем для всех темпе.
Сдерживать движения, дожидаясь сигнала.
Формировать положительное отношение к такому природному явлению, как дождь.
Упражнять детей в ходьбе по скользким дорожкам, осторожно обходя лежащие на них листочки.
Учить обращаться с песком, используя его для физических упражнений.
Развивать ловкость рук.
Развивать эстетические чувства.
Познакомить с действиями, подготавливающими к выполнению упражнений художественной гимнастики.
Развивать координацию движений.
Обучать детей ползанию на четвереньках и лазанию по гимнастической стенке.
Учить детей принимать правильное исходное положение при выполнении упражнений.
Развивать двигательные реакции в упражнениях в упражнениях общеразвивающего характера.
Совершенствовать бег с предметами.
Упражнять в движениях, связанных с развитием трудовых умений и навыков.
Формировать умение сохранять правильную осанку в ходьбе, беге, в положении стоя.
Упражнять ходить и бегать по площадке и по предметам, положенным на землю.
Формировать положительное отношение к выполнению самостоятельных двигательных действий с предметами.
Учить образному выполнению различных движений.
Формировать положительное к труду с помощью физических упражнений.
Обучать ходьбе друг за другом по очерченным линиям.
Учить детей перешагивать через препятствия (высота 25-30 см).
Обучать детей подлезанию под веревку.
Обучать детей ползанию на четвереньках, изображая движения лягушат.
Совершенствовать навыки и умения в подлезании под предметы.
Познакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча.
Учить спокойно и четко выполнять упражнения с мячом.
Ознакомить детей с местностью за пределами детского сада.
Развивать выносливость во время ходьбы в медленном и среднем темпе.
Обучать детей самостоятельно входить на гимнастическую скамейку и сходить с нее.
Упражнять в выполнении прокатывания резинового мяча через воротики.
Развивать у детей выносливость во время ходьбы на длинные дистанции.
Обучать детей лазанию вверх и вниз по лесенке-стремянке удобным для каждого способом и правильно чередующимися движениями рук и ног.
Обучать детей ходьбе, аккуратно наступая на мешочки (предметы).
Обучать мягкому приземлению во время прыжка с места.
Обучать детей ходьбе по гимнастической скамейке лицом по ходу движения и стоя правым боком вперед, передвигаясь приставными шагами.
Обучать броскам маленького мяча в цель.
Обучать детей прыжкам через препятствия.
Во время занятий физическими упражнениями вырабатывать у детей навыки и желание трудиться.
Обучать детей перекатыванию из положения лежа на спине на живот.
Упражнять выполнять общеразвивающие упражнения на ковре из положения лежа, сидя.
Наблюдать природные явления и использовать их в качестве оздоровительных целей.
Способствовать адаптации детского организма к погодным условиям.
Развивать у детей выносливость в процессе продолжительной ходьбы.
Развивать у детей ответную двигательную реакцию на музыкальные произведения.
Использовать сказочный образ с целью свободного естественного выполнения движений.
Формировать у детей желание к самовыражению в движении.
Укреплять мышцы рук.
Учить детей выполнять упражнения с помощью различных движений и двигательных реакций.
Учить детей выполнять упражнения, используя разнообразные звуки.
Способствовать адаптации детей к изменяющимся условиям погоды.
Развивать чувства, ощущения, воспитывать волевые качества.
Формировать положительное отношение к дождливой погоде.
Развивать у детей чувство равновесия.
Освоить упражнения на дыхание.
Развивать у детей ловкость в выполнении общеразвивающих и игровых упражнениях.
Учить детей правильно дышать холодным воздухом во время движений.
Развивать умение сохранять равновесие при ходьбе, медленно пробегать по ледяным дорожкам.
Обучать детей упражнениям на развитие мышц рук, умение захватывать предметы.
Учить детей упражнениям на развитие мышц ног.
Вырабатывать у детей умение сохранять равновесие после вращения.
Учить энергично отбивать мяч кистью.
Учить детей спрыгивать с невысоких предметов.
Развивать силовые способности, смелость, уверенность в себе.
Учить детей ходьбе и бегу под музыкальное сопровождение.
Учить детей строиться в один, два круга.
Учить выполнять упражнения в кругу (большом, маленьком).
Вырабатывать у детей умение удерживать устойчивое равновесие.
Учить ходьбе, медленному бегу в необычных условиях.
Учить согласовывать свои движения с общим ритмом выполнения групповых упражнений.
Совершенствовать умения детей в перестроении в колонну, шеренгу, круг.
Учить переворачиваться, переступая на месте.
Учить детей метать предметы с места.
Учить детей метать предметы в движении.
Учить детей следить за полетом предмета и определять направление полета (вперед, назад, вверх).
Формировать бережное отношение к предметам.
Воспитывать у детей смелость, решительность при выполнении упражнений.
Развивать прыжковую выносливость.
Формировать у детей умение имитировать движения отдельных зверей, животных, птиц.
Обучать детей ходьбе и бегу по мягкому снегу.
Учить выполнять движения по заданию.
Обучать детей пролезанию в обруч.
Воспитывать положительное отношение к коллективной деятельности.
Упражнять в ходьбе, беге, прыжках в ограниченном пространстве.
Формировать у детей интерес к занятиям с мячом.
Развивать умение испытывать радость от физических упражнений.
Учить сочетать физическую работу с развлечениями.
Учить детей бегать, взбираясь на ледяную горку.
Формировать умение манипулировать предметами.
Развивать творческое воображение в действиях с предметами.
Развивать у детей устойчивое равновесие.
Обучать передвижению на скользкой опоре.
Формировать положительное отношение к народным праздникам.
Воспитывать положительное отношение к преодолению трудностей.
Развивать координационные способности при выполнении физических упражнений со стульями.
Развивать интерес к музыкальному сопровождению движений.
Содействовать развитию органов дыхания, обогащению организма кислородом с помощью естественных вводов движений ходьбы, бега.
Развивать у детей желание к выполнению упражнений на растягивание мышц.
При выполнении упражнений с мячами создавать условия, направленные на взаимодействие друг с другом.
Дать детям информацию об отдельных частях тела и их функциях.
Учить общению с взрослыми.
Учить детей называть движения, которые показывает педагог, затем воспроизводить их за педагогом и самостоятельно.
Развивать у детей интерес к спортивным состязаниям.
Формировать стремление добиться цели (результата) – «добежать», «допрыгать», «перепрыгнуть», «донести».
Упражнять в выполнении упражнений, развивающих осторожность.
Проводить упражнения для оздоровления детей в естественных природных условиях.
Обучать приему мяча двумя руками.
Ознакомить с необходимостью использования гимнастического мата при выполнении физических упражнений.
Вызывать интерес к выполнению упражнений с начальными элементами акробатики.
Развивать координационные способности в игровых ситуациях.
Обучать детей бегу с предметами в руках.
Учить бросать ленточки вдаль правой и левой рукой.
Развивать меткость – умение попадать точно в цель.
Дать информацию о предметах, которые окружают ребенка.
Учить двигательным умениям и навыкам в прыжках, равновесии.
Обучать упражнениям общеразвивающего характера с большими мячами.
Развивать умения и навыки в ловле и передаче большого мяча друг другу.
Учить попадать большим мячом в висящую корзину.
Развивать творческие умения и навыки в процессе двигательной активности на занятии.
Развивать умение приземляться после прыжка и останавливаться на месте.
Развивать творческое воображение в процессе выполнения заданий, движений.
Учить принимать устойчивое положение на повышенной площади опоры.
Воспитывать смелость, уверенность, решительность.
Закаливать детский организм воздушными ваннами.
Развивать заинтересованное отношение к природным явлениям.
Дать возможность почувствовать и ощутить все прелести природы.
Приобщать детей к занятиям с элементами спорта.
Пробуждать желание добиваться определенных результатов.
Развивать стремление выполнять упражнения лучше, брать пример со своих сверстников.
Прививать интерес к соревнованиям.
Создавать положительное эмоциональное состояние от общения с природой.
Формировать самостоятельность в выполнении двигательных действий.
Ознакомить детей с процедурами закаливания.
Оздоравливать детей в условиях естественных природных средств.
Развивать силу воли, физическую сноровку.
Способствовать адаптации к ходьбе босиком по отдельным предметам (скакалке, мелким камешкам).
Формировать положительное отношение к самостоятельному выполнению физических упражнений.
Учить передвижению в различных условиях.
Учить умению действовать с предметом.
Учить быть внимательными к окружающему, замечать необычное в обычных ситуациях.
Формировать положительное отношение к образному восприятию слов в действиям в процессе двигательной деятельности.
Развивать координационные способности при выполнении упражнений в метании.
Развивать чувство ритма.
Развивать быстроту двигательной реакции.
Формировать умение выполнять упражнения с обручем в движении.
Проводить закаливание детей, используя естественные условия природы (солнце, воздух, вода).
Воспитывать чувство смелости, решительности, желание заниматься в необычной для ребенка среде.
Развивать гибкость и сноровку при выполнении отдельных видов акробатических упражнений.
Знакомить детей со спортивными терминами.
Формировать умение и навыки в хождении при спуске с различного рода небольших возвышений.
Расширить внимание к окружающим ребенка предметам с целью использования их для физического развития.
Формировать положительное отношение к выполнению двигательных задач.
Развивать выносливость в беге на скорость.
Учить детей умению обходить, обегать предметы, не наталкиваясь на них.
Упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленными предметами.
Создавать условия для проявления выносливости при выполнении упражнений.
Упражнять в беге парами в разных направлениях.
Оздоравливать организм ребенка с помощью имитационных движений и действий.
Совершенствовать навыки детей в игровой обстановке.
Упражнять детей в прыжках из обруча в обруч.
Приучать детей следить за положением своего тела при выполнении упражнений в беге и прыжках.
Выполнять движения для рук с целью развития ловкости кисти, фаланг пальцев.
Совершенствовать у детей координацию движений во время бега, используя подвижные игры.
Обучать детей взмахам рук вперед-вверх при отталкивании во время прыжка в длину. Учить принимать правильное положение тела во время полета., совершенствовать технику приземления.
Упражнять детей выполнять движения в соответствии с характером музыки.
Учить регулировать напряжение внимания и мышечной деятельности в зависимости от складывающейся игровой ситуации.
Упражнять в прокатывании мяча ногами между предметами и в направлении друг другу.
Упражнять детей в различных видах ритмичного бега и ходьбы.
Знакомить детей со спортивными упражнениями в процессе проведения игр и эстафет.
Вырабатывать умение и навыки самостоятельно применять изученные ранее движения в игровой обстановке.
Учить детей самостоятельно брать и ставить лыжи, снимать и надевать их.
Учить переносить лыжи под рукой.
Учить детей ухаживать за лыжами.
Воспитывать у детей волю, настойчивость в решении двигательных задач.
Совершенствовать умения и навыки при выполнении физкультурных упражнений и игровых заданий.
Формировать умение детей использовать основные движения в игровых ситуациях.
Обучать детей быстрой ходьбе и вырабатывать умение сохранять равновесие.
Упражнять в прыжках вверх и устойчивому положению после приземления.
Упражнять в беге в сочетании с прыжками.
Развивать быстроту двигательных реакций детей в игровых ситуациях с мячом.
Вырабатывать умение быстро реагировать на сигнал в игровых упражнениях.
Воспитывать у детей умение быстро ориентироваться в условиях игровых действий.
Обучать самостраховке при выполнении упражнений в равновесии.
Обучать пружинному подпрыгиванию.
Вырабатывать прыжковую выносливость.
Развивать соловые способности в процессе игр, эстафет, аттракционов.
Упражнять в беге с ускорением, на короткие дистанции.
Совершенствовать точность передачи мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди.
Источник
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка.
Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В период от 3 до 7 лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по типовой программе, и вместе с тем всё чаще имеет место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры. В последнее время в педпрактике ДОУ стали применяться такие программы, как программа «Здоровье» (автор В. Г. Алямовская ), программа «Здоровый дошкольник» (автор Ю. Ф. Змановский), программа по физической культуре от 3 до 7 лет (автор В.П. Щербак), программа «Старт» (авторы Л.В. Яковлева. Р.А.Юдина), программа «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д. Глазыриной. Все они посвящены проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, направлены на воспитание ребёнка-дошкольника здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощённого.
В своей работе я особое внимание уделяю умственному развитию дошкольников. Считаю, что развитие умственных способностей – одна из важных задач, которая стоит перед воспитателями в работе с дошкольниками. Поэтому из всех программ я и выбрала программу «Физическая культура – дошкольникам» Глазыриной, в которой рассматриваются такие подходы, которые доказали возможность повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей на основе принципа фасцинации(очарование),синкретичности(соединение,объединение),творческой направленности.
Цель программы- оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения.
Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система методов и приемов. Мне нравится широкое использование естественных факторов природы- «дотягиваемся до неба, гуляя по парку»; «любуемся красотой распустившейся листвы на кустиках ,бегая между ними»; объясняю детям, как себя вести на улице зимой – как дышать, как бегать, чтобы не упасть ,а так же использование массажа в игровой форме, купание в бассейне, физических упражнений для развития органов дыхания, формирование осанки, психики (внимания, сообразительности).Считаю очень важным при подготовке таких занятий использовать все, что окружает детей в повседневной жизни. Осуществляя с детьми « прогулку по парку» мы не только бегаем между кустиков ,но и прыгаем через поваленное дерево, затем расчищаем дорогу от камней, передавая их через сторону двумя руками. Решая в данном случае задачи оздоровительного направления, мы реализовываем так же задачи воспитательные, так как выполнение физических упражнений способствует проявлению у детей терпения, выносливости, разумной смелости, а так же воспитывает бережное отношение к природе. К примеру, зимой мы играем в снежки. А можно ли бросать их в пробегающих животных? А как нужно бросать друг в друга? А давайте лучше бросать в цель. Воспитание словом во время формирования движений создает благоприятный фон. Мне очень нравится, что занятия проводятся не только на спортплощадке или физзале, но могут проводиться где угодно- в бассейне, в парке, в муззале, на тропинке и т.д.
Использование средств физической культуры в образовательных целях позволяет ребенку познать окружающий мир и способствует формированию двигательных умений. Этому же способствует использование инвентаря, в том числе и нетрадиционного.
Повышают интерес к физическим упражнениям и сюрпризные моменты. « Красавица-осень оставила на тропинке волшебный сундучок с необыкновенными листочками. Давайте поднимем их вверх и отпустим, посмотрите ,как они падают…Какой красивый листопад .А теперь давайте побегаем по листикам, а потом быстро соберем букет из самых больших листьев ,беря их по одному; т.е. создаются такие условия ,в которых и физические и духовные возможности раскрываются во всей полноте. В процессе двигательной деятельности и манипуляции с предметом ребенок познает мир. В данном случае я стараюсь придерживаться принципа синкретичности, который отражает единство в выборе средств и методов воздействия на ребенка. Особое внимание на занятиях физической культурой уделяется развитию каждого ребенка, а деятельность воспитателя сводится к умению регулировать действия детей, побуждая их к проявлению духовных начал ко всему, что окружает. Дети-натуры увлекающиеся, их постоянно надо занимать, очаровывать .Поэтому одним из принципов, регламентирующих деятельность воспитателя является принцип фасцинации (очарование).Ребенка все время нужно очаровывать предметом ,так как развитие у него интереса к процессу движений и двигательных действий является важным фактором в физическом совершенствовании. « Мяч- он такой хороший, здорово прыгает. Нужно к нему хорошо относиться, чтобы он убегал.» Очаровывать ребенка предметом легко, как и окружающей действительностью. Очень капризными становятся девочки, когда учатся прыгать через скакалку, сразу не получается- и пропадает интерес.» Посмотри ,какая она- гибкая ,длинная, ползучая ,юркая .Кого она тебе напоминает?(Змею) Змея очень проворная, хитрая и ловкая .Неужели тебе не хочется научиться прыгать так, чтобы перехитрить эту плутовку. И я вижу, как сразу возникает интерес в глазах ребенка.
Или перед проведением подвижной игры « У медведя во бору»…так очарую детей тишиной осеннего леса, спрятавшимися под деревьями грибами, что дети настолько увлекаются сбором я год и грибов ,что появившийся медведь вызывает просто бурю эмоций и повышенную двигательную активность, сопряженную с желанием спастись бегством.
Необходимо обратить внимание на общение с детьми во время занятий. Полное отсутствие команд, а только обращения «подойдите, повернитесь и т.д.»предполагают отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком.В процессе выполнения заданий и упражнений стараюсь дать ребенку полную возможность самому создавать различные двигательные ситуации, придумывать движение, созданное на основе двигательного опыта и проявление творческой деятельности.» Найди, что спрятано в лесу ,а попасть туда ты сможешь, если переберешься через реку ,не замочив ног; перепрыгнешь через пеньки(перепрыгивание из обруча в обруч),поймаешь комара(подпрыгивание вверх);освободишь дорогу от камней(произвольные упражнения с мячом).
Считаю использование данной Программы в работе актуальной, так как она позволяет педагогу находиться в непрерывном сотворчестве с ребенком, учитывать его интересы, положительно воздействовать на детей средствами физической культуры. Положительным является и то, что воспитатель имеет право выбора средств, форм и методов оздоровительно-физкультурной работы.А педагогически правильное применение физупражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов способствует усиленному развитию физических и духовных сил ребенка.
Литература:
1.Л.Д.Глазырина. «Физическая культура дошкольникам»г.Москва, «Владос»,1999г.
2.Л.Д.Глазырина .На пути к физическому совершенству.Минск,1987 г.
3.Современные программы по физическому воспитанию дошкольников.
Источник