Главный фактор в психическом развитии ребенка по мнению джона локка

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.В биогенетическом (биологизаторском) направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Джона Локка считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.Вывод: в качестве основного фактора рассматривалась среда , активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социоло-гизаторский – страдают  односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.

В конце 30-х гг. Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ (исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах), развитие личности.

 На этой основе разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия – результат научения, они не являются врожденными.

Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода:

1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;

2) дооператорный — от 2 до 7 лет;

3) период конкретного мышления – от 7 до 11 лет;

4) период формальнологического, абстрактного мышления — от 11 — 12 до 18 лет и далее.

Все дети проходят эти  периоды, но с некоторыми различиями.

Л. Колберг вводит понятие нравственного развития. Он выделяет 3 уровня нравственного развития:

Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций.   На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы..На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь.

Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций. На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается как истинная нравственность, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций.  На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм. На шестом уровне основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.

Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей  старше 16 летнего возраста. Периодизация нравственного развития Л.Колберга  касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:

1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.

2.   С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

3.   С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

Источник

Определение 1

Факторы воспитания – это то, что независимо от желания людей, способно порождать воспитательные эффекты, объективно оказывая влияние на природу, ход и результаты становления человека.

Краткая характеристика личности и педагогической деятельности Локка

Замечание 1

Джон Локк (1632 – 1740 гг.) является выдающимся английским педагогом и философом.

Годы жизни и деятельности Дж. Локка приходятся на тот непростой период, когда историческая борьба между молодой буржуазией и старым дворянством была завершена в Англии компромиссом, заключающимся в установлении конституционной монархии.

Дж. Локк был рожден как раз накануне важнейших событий в истории Англии. Воспитание Локка проходило в пуританской семье, которая придерживалась оппозиционных взглядов по отношению, к господствующей в стране англиканской церкви и произволу абсолютной монархии. Все это не могло не отразиться на воспитании Дж. Локка, который с самого детства был под воздействием взглядов своего отца, отстаивающего суверенитет английского народа, осуществляемый через Парламент.

Буржуазная революция, проходившая в то время оказывает значительное влияние на разработку таких важных вопросах, как «происхождение и сущность государства», «формирование морали и собственности» и т.д. Все эти вопросы активно обсуждаются в Англии на протяжении длительного времени, подогреваемые революцией. Разработкой и выражением мнений по данным вопросам занимается Дж. Локк, в лице которого буржуазия находит подлинного представителя своих интересов. Фундаментальные интересы современной буржуазии Дж. Локк выражает не только в политических и экономических теориях, но и в рамках педагогической теории, основанной на общефилософской концепции.

Учение Дж. Локка направлено на внедрение в систему воспитания и образования подрастающего поколения методов формирования:

  • аристократизма,
  • «рыцарских качеств»,
  • управленческих способностей,
  • знаний особых прав и обязанностей знатных людей и т.д.

Замечание 2

Педагогические идеи Дж. Локка были основаны на том, что каждый ребенок рождается с «чистой душой», не обладает никакими врожденными качествами. То есть все люди от рождения равны и имеют равные возможности в своем развитии. В связи с чем, процесс воспитания имеет значительную роль в становлении каждого ребенка и формировании его как личности.

Основополагающие факторы воспитания по Дж. Локку

Замечание 3

Факторы, оказывающие влияние на процесс воспитания ребенка, были выделены и описаны Дж. Локком в его основном педагогическом труда «Мысли о воспитании».

Педагогика Дж. Локка направлена на воспитание не просто человека, а джентльмена, который «умеет вести дела предусмотрительно и толково». Именно поэтому в процессе воспитания большое внимание необходимо уделять таким качествами личности как утонченность в общении, деловитость и т.д.

Замечание 4

Наибольшее внимание Дж. Локк обращал на нравственное, умственное и физическое воспитание детей.

В соответствии с педагогическими взглядами Дж. Локка, основной целью жизни каждого человека является достижение такого состояния собственного тела, которое может быть выражено формулой «в здоровом теле – здоровый дух». Именно поэтому Дж. Локк считал важным начинать процесс воспитания с заботой по сохранению и укреплению здоровья воспитанника. В связи с чем, Дж. Локком была разработана первая система физического воспитания, на максимально доступном для того времени уровне. Основой данной системы являлось закаливание ребенка. Под закалкой понималось не только физическое, но и духовное закаливание. То есть ребенок должен быть не только физически крепок и развит, но и стойко переносить жизненные невзгоды и перемены.

Нравственное воспитание, выведенное Дж. Локком, основывалось на принципе интересов и пользы личности. По его мнению, настоящий джентльмен – это тот, кто смог достичь своего счастья и при этом не помешать другим.

Поведение джентльмена должно быть разумно, то есть он умеет владеть своими эмоциями и страстями, дисциплинирован.

Основной задачей воспитания по Дж. Локку является выработка характера, нравственной дисциплинированности и развитие воли.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на нравственное воспитание личности, Дж. Локк называл формирование устойчивых нравственных привычек.

Формирование нравственных привычек необходимо осуществлять последовательно. То есть вначале сформировать и закрепить одну привычку, а затем уже приступать к формированию и воспитанию следующей. Формирование и закрепление привычек происходит посредством выполнения специальных упражнений. Преодоление и искоренение отрицательных привычек, так же осуществляется путем выполнения упражнений и перевода их в хорошие.

Значительное влияние на нравственное воспитание оказывает такой фактор как окружающая ребенка среда и собственный пример взрослого человека. Недопустимо в воспитании применение наказаний или порицаний, вместо них необходимо использовать поощрения и награды. Тем самым ребенок будет стремиться к их получению, путем послушания.

Умственное воспитание ставилось Дж. Локком на третью по значимости ступень после физического и нравственного. Это было связано с тем, что в его понимании человек, который развит нравственно и физически, предпочтительнее ученого.

Цель обучающей программы, разработанной Дж. Локком заключалась в формировании и развитии у учащихся навыков самостоятельного мышления, фундаментальной основы знаний и умений. Большое значение в обучении Дж. Локк отводил не памяти, а пониманию и умению рассуждать. То есть важно уметь правильно мысли, нежели просто много знать.

Среди основных дисциплин, которые необходимо было усвоить учащимся по учебной программе Дж. Локка, выделяют: рисование, география, латынь, сельское хозяйство, геометрия, письмо, чтение, бухгалтерия, танцы, астрономия, верховая езда, французский язык, родной язык и ряд других дисциплин.

Замечание 5

Таким образом, педагогическая теория Д. Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена – представителя пришедшей к власти буржуазии, разработала принципы его физического, нравственного и умственного воспитания.

Источник