Главные потребности в развитии ребенка дошкольного возраста
Выполнила учитель-логопед
Непокорова Валентина Николаевна
МКДОУ детский сад комбинированного вида
№2 «Светлячок» г. Вятские Поляны
«Основные потребности детей
дошкольного возраста»
Очень важно воспитателям, учителями и родителям знать об основных потребностях детей!
Наверное, все мы согласимся с тем, что самое главное в жизни родителей – это дети, у которых есть много потребностей!
Но как стать хорошими родителями? Этому не учат в детском саду или в школе. Наша первая школа – это наш первый ребенок.
А теперь обратим наше внимание на пять основных потребностей ребенка.
На первом уровне, более высоком – потребность в безопасности.
Она означает, что ребёнок не боится, что о нём забудут, уверен, что о нём заботятся и защитят его. Родители не говорят малышу даже в шутку «Я отдам тебя в интернат, если ты будешь невежливым» или «Ты меня не слушаешься, поэтому я ухожу от тебя». Родители принимают детей, даже если не принимают их поведение.
Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.
Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах.
Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.
2.Потребность ребёнка в безусловной любви и уважения.
Малыш нуждается, чтобы его уважали просто так , ни за что, окружали любовью, которая не ставит условий.
Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение – вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.
Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук.
Например, фразу “Извини, солнышко, сейчас у меня нет ни одной свободной минутки” сказать так же легко, как и фразу “Прекрати меня дергать! Не видишь – я занят?”. Первая отнимет у вас не больше времени, чем вторая. Но на ребенка эти фразы подействуют совершенно по-разному. Обычная вежливость способна порой произвести сильнейшее впечатление.
Удовлетворить потребность ребёнка в любви и заботе подойдут такие фразы:
«Как хорошо, что ты у меня есть!» «Как здорово, что ты у меня появился» , «Я так соскучилась!», «Так хорошо с тобой рядом сидеть на диване(смотреть телевизор, гулять)», «Так здорово, что у меня появился именно мальчик(девочка)», «Ты моя радость!», «Ты моё счастье».
Потребность ощущать собственную значимость.
Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что “я что-то таки значу”. Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте. Однажды я видела, как мать и дочь зашли в лифт и женщина собралась нажать кнопку. “Нет, я, дай я!” – закричала малышка и стала на цыпочки, пытаясь дотянуться повыше. Еще был случай, когда я пытался помочь ребенку пристегнуть ремень безопасности: “Я сам все сделаю!” – возмутился мальчик. Здесь ребенок ощутил свою значимость.
Если дети не чувствуют себя нужными и полезными , а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность “законно”, дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом.
Устанавливая слишком жесткие ограничения, родители тем самым ослабляют в ребенке веру в собственные силы.
В общении с детьми умение внимательно слушать и полностью “быть здесь” особенно важно. Причем для такого общения не обязательно специально выделять время. Даже если у вас есть всего пара свободных минут, вы вполне можете полностью посвятить себя малышу – вести себя так, словно в эти несколько минут для вас никого, кроме него, не существует.
Внимательно выслушав ребенка, мы не только помогаем ему почувствовать его значимость: потом он с удовольствием выслушает и нас.
4 Потребность принятия.
Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную, уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.
Принимать детей – значит слушать их, стараться понять и признавать за ними право на собственное мнение, свои чувства, желания и представления. Если же родители всем своим видом дают понять, что дети не вправе о чем-то думать и что-то чувствовать, то тем самым они словно намекают, что их дети не вполне нормальны. Дети, скорее всего, не станут слушать таких родителей, и никакого позитивного воздействия на их поведение оказать уже не удастся.
Принятие не означает вседозволенность. Я не призываю вас разрешать ребенку делать все, что ему вздумается. Наоборот, все вредное и опасное следует пресекать. Приятие ребенка таким, какой он есть, поможет вам устранить враждебность в ваших отношениях и исключить саму возможность борьбы за власть в семье. Отдавайте должное его достижениям; не волнуйтесь по пустякам; акцентируйте внимание на позитивных моментах; когда нужно сказать ” нет “, делайте это с любовью к ребенку.
5. Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте, раскрыть свои таланты, научиться быть самостоятельным. Но для дошкольника эта потребность не так актуальна ее время придёт в подростковом возрасте. И к этому времени ребёнок должен подойти не с пустыми руками. С вашей помощью у него будут хорошие помощники: это безусловная родительская любовь и умение принимать свои чувства и желания, которые помогут ему понять себя и самореализоваться.
В заключении хочу сказать: «Действительно процесс воспитания – это нелегкий труд. Но при этом самое сильное влияние оказывает личный пример родителей»
Источник
Мария Бондарчук
Консультация для родителей «Основные потребности детей дошкольного возраста»
Основные потребности детей дошкольного возраста.
Слайд 1: Очень важно воспитателям, учителями и родителям знать об основных потребностях детей!
Слайд 2: Наверное, все мы согласимся с тем, что самое главное в жизни родителей – это дети, у которых есть много потребностей!
Слайд 3. Но как стать хорошими родителями, воспитателями или учителями? Этому не учат в детском саду или в школе. Наша первая школа – это наш первый ребенок.
Слайд 4. Каков должен быть план воспитания ребенка? Что больше всего нужно ребенку? Какова главная цель воспитания? Давайте сразу определим эту цель.И наша главная цель должна быть следующей : воспитать их так, чтобы вырос здоровый, полноценный,всесторонне развитый, благополучный человек, способный принимать самостоятельно здравые, правильные решения в своей жизни.
Слайд 5. А теперь обратим наше внимание на основные потребности ребенка. Мы рассмотрим четыре главные.
Слайд 6. Первая потребность ребенка – это зрительный контакт. С самого рождения, еще даже не умея говорить, ребенок получает информацию о том, как мы к нему относимся через выражение наших глаз. Он пытается установить с нами зрительный контакт. Потому что для него это первый язык коммуникации с человеком.
Слайд 7. Было замечено, что дети в неблагополучных семьях не имеют полного удовлетворения этой потребности, и как результат этого, они также не умеют правильно формировать отношения, они не смотрят в глаза, отводят в глаза в сторону. Такие люди обычно не вызывают у нас доверия, но это они получили как следствие отсутствия зрительного контакта с ними в детстве в своей семье. Было также замечено, что дети, которые умеют легко и открыто общаться, вызывают симпатии, как у своих сверстников, так и у взрослых. Обычно эти дети смотрят при беседе в глаза, много улыбаются, склоны доверять людям и вызывать у них симпатию. Обычно с ними много разговаривают родители и при беседе в семье, они смотрят друг другу в глаза. Удовлетворяя эту потребность ребенка в вашей любви через зрительный контакт, вы сможете дать ценное наследие вашим детям.
Слайд 8. Вторая потребность ребенка – потребность в физических прикосновениях, прикосновениях любви. Наши прикосновения – это также мощное средство сказать ребенку о том, что мы его любим! Почему дети плачут и просятся на руки, когда мы кладем их в манеж? Потому что их жизнь с самого начала развивалась в теплом уютном безопасном месте – утробе матери. Они росли, совершенствовались – это все происходило под тихий звук материнского сердца и теплые касания об ее тело. Затем, появившись в этом мир, ребенок теряется; все, что давало ему безопасность – ощущение близости и тепла материнского тела потеряно. Вот почему ребенок пытается вернуть это ощущение любви, безопасности, мира. И мы возвращаем ему это, когда берем на руки, обнимаем, садим на колени, держим в своих руках.
Слайд 9. Кожа детей очень нежная и чувствительная. Вот почему они так ценят наши прикосновения и любят мягкие игрушки. Потому что им нужно чувствовать эту теплоту для нормального развития. Известны факты, когда дети запаздывали в своем умственном и физическом развитии и даже умирали, когда их не брали на руки и не разговаривали с ними. Добрые прикосновения стимулируют также выработку гормонов, укрепляющих иммунитет. Как жаль, что со временем родители перестают понимать эту нужду ребенка. Они все меньше и меньше обнимают и ласкают своих детей и почти совсем перестают это делать, когда дети вступают в самый критический подростковый возраст, а в это время и мальчикам, и девочкам очень нужна поддержка и уверенность в любви родителей через добрые прикосновения. Как жаль, что со временем наши прикосновения все больше становятся методом дисциплины, а не способом передачи любви.
Слайд 10. Третья важная нужда в жизни детей – это потребность в общении, наполненном любовью. С самых первых дней жизни ребенка вокруг него должен звучать добрый голос матери. Те дети, с которыми много и постоянно разговаривают в младенчестве, формируют близкие отношения со своими родителями, копят ценную информацию об окружающем мире, развиваются лучше. Поэтому хорошо, когда родители и дети бывают такими разговорчивыми.
Слайд 11. Дети также нуждаются, чтобы семья могла выделять время для совместных игр, прогулок и проведения выходных. В это время общение будет осуществляться не только непосредственно через сам разговор, сколько через совместную деятельность, совместно проведенное время. Это время наполняет сердце ребенка любовью, он чувствует себя нужным, любимым, ценным для своих родителей.
Слайд. 12. Планируйте такое время, как со всей семьей, так и с каждым ребенком отдельно.
Слайд 13. Четвертая потребность – потребность в дисциплине, наполненной любовью. Дисциплина – это не наказание, как думают некоторые. Дисциплина – воспитание ребенка, с целью помочь ему постичь важные правила и принципы жизни. Это должно достигаться, прежде всего, через многократное повторение, обсуждение, сообщение информации, анализа поступков, установления четких границ.
Слайд 14. Дисциплина подразумевает установление определенных правил. С течением возраста они могут меняться. С раннего детства важно установить первые правила поведения,за которыми стоят важные жизненные принципы:
1. Мы не причиняем вреда людям
2. Мы не причиняем вреда вещам
3. Мы не причиняем вреда себе
Важно, чтобы родители сами были последовательны и сами исполняли эти правила.
Слайд 15. Но как же добиться добровольного послушания? В чем его секрет?
Слайд 16. Прежде всего, нужно определить, какой самый предпочтительный стиль воспитания ребенка. Известно, что существуют 4 основных стиля воспитания. Но самый лучший – авторитетный, когда ребенок слушается вас не из-за чувства страха перед наказанием, а потому что уважает вас. Это достигается тем, что вы не просто требуете послушания, а достигаете его через объяснения, что ребенок чувствует и знает, что вы любите его, и каждое ограничение имеет причину и направлено на то, чтобы принести благо ему.
Слайд 17. При воспитании необходимо понимать важность индивидуального подхода к каждому ребенку. Что работает с одним, необязательно работает с другим. Но это обязанность родителей подобрать правильные ключи.
Слайд18. Важно также помнить принцип садоводческого метода воспитания. Что это такое? Это такой подход,когда мы в воспитании руководствуемся следующими принципами: сад не выпускает готовой продукции сразу же на второй день после посадки семян, выращивание – это процесс. Требуется много терпения, труда, иногда бессонных ночей, поливки, подрезки, подкормки и т. д., чтобы, в конце концов, получился какой-либо урожай.
Слайд 19. Цель воспитания – это свободный полет, способность самостоятельно принимать правильные решения.
Слайд 20 Но при этом самое сильное влияние оказывает личный пример родителей.
Слайд 21. Действительно процесс воспитания – это нелегкий труд.Но мы с вами: учителя, воспитатели, родители – призваны к этой ответственной работе и должны сделать все, что в наших силах, чтобы воспитать и научить наших детей.
Источник
Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения.
Любовь
Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, – наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.
Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью – они долгое время жили порознь. «Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? – спрашивает мать. – Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»
Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю». Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться. Если любви нет в поступках супругов – то все труднее верить словам.
Большинство родителей действительно любят своих детей – это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне – и все будет отлично.
Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.
Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Вот почему слово «любовь» в моем восприятии – скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно. Залог эмоционального здоровья ребенка – стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают – это и есть лучший способ доказать свою любовь.
Потребность в уважении
Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение – вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.
Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, – нередко это становится их подсознательным убеждением.
Потребность ощущать собственную значимость
Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.
Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления.
Потребность принятия
Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.
Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире.Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши – они просто существуют. Принимать – не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка – это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться – их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием.
Потребность чувствовать связь с окружающими
Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».
Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних.
Потребность в безопасности
Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.
Мужской и женский подход в воспитании детей имеют свои особенности. Мужской подход – скорее требовательность. Женский подход – другой, чаще это идеология “невоспитания”, идеология “просто жить с ребенком, просто любить ребенка”. Возможно, именно в силу этой причины идея правильного воспитания ближе мужчинам и не с такой охотой принимается женщинами.
Искусство обхождения с детьми – это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным.
Источник