Главное развитие ребенка и сохранения здоровья
Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью
“Я не боюсь ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка – это
важнейший труд воспитателя”
В.А.Сухомлинский.Bсем известно, что детство это самый уникальный период в жизни человека, ведь именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, закладываются основы мировоззрения, его отношения к окружающему миру. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В самом начале пути рядом с доверчивым и беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и педагоги. Благодаря их заботе, любви, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него появляется доверие к миру и окружающем его людям. Мы желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. В этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствовании и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому одно из приоритетных направлений педагогической деятельности мы выбрали – сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Работа начинается с создания предметно-развивающей среды. В группе имеется традиционный физкультурный инвентарь. А также изготовлено нестандартное спортивно-игровое оборудование: ребристые доски, массажные дорожки (со следами и пуговицами), кольцеброс, “скакалка – тяжеловес”, “гусеница” и “мягкая мишень”. Отдельно выделен “Уголок Здоровья”, где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры, массажёры и схемы проведения дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз), которые дети используют как с помощью взрослых, так и самостоятельно.
На территории участка и спортивной площадки детского сада предметно-развивающая среда организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников и стимулирования двигательной активности детей.
Главную роль в сохранении и укреплении здоровья играет проведение с детьми специально организованных занятий.
Данный этап реализуется по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе и на своих физических и личностных возможностях.
Через активное участие в образовательном процессе дети лучше осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нём.
Занятия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью начинаются с младшей группы. На них закрепляем с детьми полученные знания через разнообразные виды деятельности: познавательные беседы, чтение художественной литературы, экспериментирование и опыты. При провидении итогового занятия в подготовительной группе “Мои защитники: кожа, ногти, волосы” дети превратились в учёных для проведения опытов в лаборатории.
Так же, на занятиях дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, приёмы физиологического и психологического расслабления и точечного массажа. Воспитанники освоили приемы массажа “9 волшебных точек” по методике А.А.Уманской, которые повышают защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся сухо, перед выполнением создается соответствующий эмоциональный настрой, предложив детям игры: “Заводим машину”, “Буратино”, “Солнечные зайчики”.
В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Играя в сюжетно-ролевую игру “Больница”, “Скорая помощь”, “На приеме у доктора Айболита”, у детей расширяются знания о работе врача.
Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.
Необходимо отметить, что работа с детьми не ограничивается учебным годом и не прекращается с наступлением летнего оздоровительного периода, так как в летний период расширяются возможности по оздоровлению. В течение всех летних месяцев активно проводится работа по закаливанию. Система закаливания разработана так, что ребёнок от щадящих процедур переходит к более жёстким, при постепенном расширении зоны воздействия и увеличении времени воздействия. Например, в младших группах дети начинают с босохождения и постепенно переходят к ходьбе по мокрым дорожкам, а в средней группе к контрастным ваннам. В старшей группе – от игр с водой к умыванию рук до локтя. Затем к обширному умыванию рук и груди и к растиранию мокрым полотенцем. От смены температурного режима во время сна – до сна без маек с доступом свежего воздуха, от полоскания полости рта – до полоскания горла солёной водой и отварами трав и рассасывания фитольдинок. В работе успешно реализуем одну из оздоровительных технологий – натурпатия, принцип которой заключается в следующем: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно – луковых закусок, гренок и бутербродов перед обедом, ношение чесночных бус.
Таким образом, планомерная и систематическая работа по развитию представлений об организме человека, в которой ребёнок выступает исследователем, способствует формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью, позволила научить детей:
- понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;
- узнавать предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни; профессии, обеспечивающие здоровье человека; услуги, которые могут оказать специалисты, врачи;
- обучаться выполнять приёмы самомассажа, различные гимнастики (пальчиковой, адаптационной, для глаз и т. д.). Усвоить, какие привычки и почему представляют вред для здоровья и как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.
Для проведения оздоровительной работы и развития двигательных навыков каждого ребёнка очень важное значение имеет взаимодействие со специалистами детского сада. На медико-педагогическом консилиуме обсуждаются индивидуальные особенности, состояние здоровья детей, причины частых заболеваний ребенка. Так же ведется тетрадь взаимодействия со специалистами, в которой прописывается индивидуальные занятия с детьми. Эта работа помогает избирать педагогически грамотные методы и приемы.
Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и плаванием. Выполняя физические упражнения, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота. Они на практике узнают о пользе физкультуры для их здоровья. Для закрепления полученных знаний проводятся спортивные праздники, например, “Дружно, весело играя, мы здоровья прибавляем!” и “Папа, мама, я – спортивная семья!”.
Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с родителями в следующем направлении:
- знакомство родителей с результатами диагностики физического и психического развития ребёнка, его актуальным уровнем и зоной его ближайшего развития;
- проведение целенаправленной санпросвет работы в группе;
- обучение родителей конкретным практическим приёмам и методам сохранения и укрепления здоровья.
С этой целью используются традиционные формы работы:
- информация в родительских уголках с материалами на оздоровительную тематику;
- коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации всеми специалистами, семинары-практикумы, совместные праздники, досуги, развлечения.
Также и нетрадиционные мероприятия:
- тематические дни “День Здоровья”, “Самый вкусный день в году” (с непосредственным участием родителей);
- выпуск газеты для детей и родителей “Здоровей-ка”.
В результате сотрудничества родителей и педагогов детского сада каждый ребенок имеет возможность сохранить и укрепить свое здоровье.
Источник
Таиса Семина
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников главное условие качества образования
Доклад на педсовет
«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников главное условие качества образования»
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №39»
Семина Т. Г.
«Я не боюсь ещё и ещёраз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Нормативно-правовые документы.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами,как:
• Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
А также указами Президента России:
• «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».
• «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Неоспоримо, что основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Поэтому возникла необходимость создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Один из главных приоритетов государственной образовательной политики в условиях перехода к открытому, инновационному обществу — достижение современного качества образования, в том числе дошкольного.
Понятие «качество дошкольного образования» можно проанализировать исходя из трех различных аспектов.
С точки зрения общегосударственного аспекта, качество дошкольного образования можно определить мерой его соответствия социально-экономическим условиям общества.
В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей.
Педагогический аспект определяет качество дошкольного образования в соответствии с реализацией принципа вариативности в образовании, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, а также успешное взаимодействие педагога с родителями.
Понятие «качество» многогранно. Его можно трактовать по-разному с позиции каждого участника образовательных отношений.
Для детей качество дошкольного образования – это обучение и воспитание в разнообразной, интерактивной игровой для них форме.
Для родителей как участников образовательных отношений – это удовлетворенность предоставляемыми образовательными услугами, успешность обучения детей, а также сохранение и укрепление их здоровья.
Качество образования — понятие развивающееся, оно не может быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рассматривать два документа, которые определяют ориентиры качества современного дошкольного образования: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО.
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников детских дошкольных учреждений (ДОУ, других государственных органов в педагогическом процессе. Ведь от того насколько наши дети растут здоровыми, зависит будущее всей страны. Особенно важен в этом отношении период детства, когда ребенок еще не пошел в школу.
Основные заболевания, характерные для детей дошкольного возраста
Проанализировав результаты проведенных исследований, медики пришли к выводу, что первое место среди заболеваний дошкольников занимают заболевания органов дыхания, острые респираторные инфекции. Второе место занимают паразитарные, инфекционные болезни, аллергические проявления, заболевания пищеварительной системы.
Одним из важных показателей здоровья ребенка является его физическое развитие. К сожалению, за последние два десятилетия значительно возросло количество функциональных отклонений, происходящих с возрастом. Большинство дошкольников к четырем годам имеют от 2 до 3 отклонений со стороны сердечнососудистой, желудочно-кишечной, нервной и других систем организма. К 6 годам у 50 % детей количество отклонений возрастает до 4-5.
При анализе здоровья дошкольников выявлены отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, носоглотки, сердечно – сосудистой системы. У 25 % детей обнаружены невротические расстройства, заболевания костно-мышечной, мочеполовой, эндокринной систем.
Меры, направленные на укрепление здоровья.
Основной задачей ДОУ является развитие программ физического воспитания, двигательного режима, направленных на формирование правильной осанки. Эти меры значительно повышают нормальное функционирование органов и систем детского организма. Педагоги и родители должны прилагать все усилия на регулирование двигательной активности дошкольников, которая им необходима.
Укрепление дошкольников также состоит в методах пропорционального развития у детей различных мышечных групп. Для этого подбираются необходимые физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Нужно подсказывать малышу, чтобы он не сутулился, стоял прямо, расправлял плечи и т. д.
Это очень важное замечание, так как ребенок, в силу своего возраста не осознает значимости таких указаний взрослого человека. Поэтому он меняет позу только на короткое время, а потом забывает об этом. Поэтому и дома, и в детском саду взрослые должны внимательно следить за выполнением ребенком всех движений, упражнений, играх, а также других видах деятельности.
Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. В дошкольном образовательном учреждении для охраны и укрепление здоровья детей, создаются благоприятные санитарно – гигиенические условия, соблюдается прежде всего режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребнком на основе личностно – ориентированного подхода, организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе.
Систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, оздоровительная гимнастика (корригирующая, дыхательная для профилактики простудных заболеваний, массаж).
Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребёнка. Активность в трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств как, воля, дисциплинированность, организованность.
Система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощённого,с развитым чувством собственного достоинства включает в себя такие направления как : обеспечение психологического благополучия, охрану и укрепление здоровья детей, духовное здоровье, приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям.Для организации двигательной деятельности в детском саду существуют следующие формы работы:ежедневно в группах от 3 до 7 лет проводятся физкультурные мероприятия : утренняя гимнастика, физкультурные занятия и гимнастика после дневного сна. Это позволяет создать оптимальный двигательный режим.
Основная цель гимнастики после дневного сна – обеспечить профилактику нарушений осанки. Безусловно, одним из важнейших факторов здорового образа жизни для ребёнка является прогулка. Главное правильно одеть ребёнка. Перегревание наносит больше вреда здоровью детей, поскольку именно перегревание чаще ведёт к простудам, чем переохлаждение. В детском саду прогулки проводятся согласно режиму. Если ребёнка с раннего детства приучать к активному образу жизни, причём делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста, то будьте уверенны – вы позаботились о дополнительном бонусе для ребёнка – это здоровье, а этот бонус несомненно поможет добиться успехов в любой сфере жизни.
Таким образом, экспериментально установлено,что если : правильно организовывать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по здоровому образу жизни родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболевания.
Формы закаливания:
1) Закаливание воздухом
. Прогулки на свежем воздухе (соблюдение режима прогулок, вне зависимости от погоды, ежедневно, в течение года (одежда по сезону) – все группы
Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма.
Прием детей на улице
Утренняя гимнастика на воздухе
. Физкультурные занятия на воздухе
. Воздушные ванны – после сна, ежедневно, в течение года (5 – 10 мин., в зависимости от возраста)
. Облегченная одежда – в течение дня ежедневно, в течение года) – все группы
. Выполнение режима проветривания помещения (по графику,
. Дневной сон с открытой фрамугой
. Контрастные воздушные ванны –
после сна, на физкультурных занятиях
. Дыхательная гимнастика
– во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна, ежедневно, в течение года (все группы)
. Хождение босиком по массажным коврикам – после сна, ежедневно,в течение года:
2) Закаливание водой
. Умывание – после каждого приема пищи, после прогулки
. Контрастное обливание рук по локоть – после сна
. Полоскание рта – после каждого приема пищи
3) Закаливание солнцем
. Отдых в тени
. Солнечные ванны на прогулке
. Солнечные ванны – после сна (в помещении)
Гимнастика после сна
1) Спокойная музыка (релаксация)
2) Упражнения, лёжа в кровати
3) Упражнения, сидя в кровати
Точечный массаж
4)Упражнения возле кровати (на коврике)
5) Хождение босиком по массажным коврикам
Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здорового образа жизни включает:
• осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, а также гигиенических процедур;
• умение регулировать двигательную активность;
• овладение двигательными действиями;
• освоение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, социальная позиция ребенка по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
На ребенка негативно сказывается перегрузка: режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность, а также кружки, недооценка игры, сокращение времени, отведённого на прогулки, несоблюдение режима в семье.
Дошкольники зачастую получают избыточную информацию, которая не востребована, не всегда доступна; в таких случаях ребенок, как правило, пассивен, ему неинтересно, а накопленные отрицательные эмоции наносят вред здоровью.
Учитывая, что эмоционально-волевая сфера дошкольников находится в стадии формирования, можно активно влиять на процесс повышения у них мотивации к здоровому образу жизни. Следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
o физкультурные занятия
o самостоятельная деятельность детей
o подвижные игры
o утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
o двигательно-оздоровительные физкультминутки
o физические упражнения после дневного сна
o физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
o физкультурные прогулки
o физкультурные досуги
o спортивные праздники и развлечения
o совместные досуги с родителями.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
o медико-профилактические;
o физкультурно-оздоровительные;
o технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
o здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
o валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
В процессе нашей деятельности воспитатели должны решить следующие задачи:
• обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
• формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
• реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
• формировать основы безопасности жизнедеятельности;
• оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Медицинская сестра и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.
Проблема качества образования является актуальной в современных условиях реформирования системы образования.
Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие – высокий уровень качеств образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно – образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей.
В третьих, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Четвертое условие – обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном возрасте именно эта составляющая определяет качество образования в целом. Так как именно «благополучный» ребенок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, ежедневно в меню присутствуют фрукты, соки, напитки из шиповника, молоко.
Преимущества питания ребенка в детском саду:
1. В отличие от многих семей в детском саду строго придерживаются регулярности в режиме питания, что способствует формированию правильного поведения ребенка в отношении пищи и обеспечивает более здоровую деятельность желудочно-кишечного тракта.
2. Прием пищи в коллективе способствует также нормализации отношения ребенка к пище (оптимизация времени приема пищи, коррекция сниженного аппетита).
3. В детском саду ребенок практически постоянно занят общением с ровесниками и воспитателем, что исключает интерес к дополнительным «перекусываниям» и повышает его интерес к основным приемам пищи. Фрукты и ягоды предлагаются на десерт в конце кормления.
4. Разнообразие питания обеспечивается не за счет расширения ассортимента продуктов (риск аллергических реакций, пищевых расстройств, а за счет регулярной смены блюд из основных продуктов (крупы, овощей, мяса и. т. д.). Это обогащает вкусовое восприятие ребенка.
5. Если родители сумеют постоянно совмещать домашний режим питания и режим дня детского сада, то ребенок будет лучше подготовлен к последующей школьной жизни.
«Безопасные условия пребывания детей в детском саду».
Безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, безопасность образовательного процесса,а именно:
Безопасная среда (закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).
Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соот-ветствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, ап-течка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.
Маркировка постельного белья и полотенец.
Правильное освещение.
Из вышесказанного следует, что качество обучения на прямую связано от здоровья ребенка. Во первых постановка и закрепление произношения звуков зависит от того как часто болеет ребенок. Расписание НОД составлено таким образом чтобы была смена умственной и физической нагрузки для детей, присутствует время для самостоятельных игр детей, это способствует качественному запоминанию образовательного материала. Используя в работе здоровьесберегающие технологии дети приучаются применять их в жизни, усваивают культуру охраны и укрепления здоровья без излишнего физического и психического напряжения.
Источник