Главная цель духовно нравственного развития ребенка
На чтение 9 мин.
От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.
Духовно-нравственное развитие – основа воспитания в России
Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Значение слов «дух», «духовный»
Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.
Что такое духовная личность
Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.
Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.
Значение слов «нравственность», «нравственный»
Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.
Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.
Что такое нравственность
Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»
- Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
- Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.
Основы духовно-нравственного воспитания
Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.
Что такое духовно-нравственное воспитание
Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.
Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.
Раскраски как иллюстрация к тексту
Цель духовно-нравственного развития и воспитания
Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:
- духовно здорового;
- творческого;
- компетентного;
- инициативного;
- трудолюбивого;
- ответственного;
- самостоятельного;
- способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
- патриота;
- высоконравственного;
- в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.
Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень
Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.
Направления духовно-нравственного воспитания и развития
В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:
- религиозное;
- семейное;
- творческое;
- патриотическое;
- социальное.
Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.
Религиозное направление
Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.
Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания
Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.
Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:
- Библию;
- историю Православия;
- традиции христианской православной культуры;
- духовное и историческое наследие своего народа;
- высшие духовные образцы национальной культуры.
Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.
Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность
Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.
Семейное направление
Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:
- отношение к семье, как основе общества;
- потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
- способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
- доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.
Семья – основа духовно-нравственного воспитания
Творческое направление
Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.
Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания
Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.
Патриотическое направление
Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:
- национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
- веру в Россию;
- стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
- уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.
Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны
Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.
Социальное направление
Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:
- открыто выражать свои взгляды;
- противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
- нести ответственность за свои поступки;
- осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.
Народные игры – один из методов социального развития
Итоги
Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.
Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.
Источник
Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания
Определение 1
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.
Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.
Основные направления духовно-нравственного воспитания:
- Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
- Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
- Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
- Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
- Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
- Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Принципы духовно-нравственного воспитания:
- принцип личного нравственного примера;
- принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
- принцип индивидуальности воспитания;
- принцип интеграции программ воспитания;
- принцип актуальности и востребованности воспитания.
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
Замечание 1
Основной целью духовно-нравственного воспитания является осуществление педагогической поддержки становления высоконравственной личности.
Для достижения поставленной цели духовно-нравственное воспитание решает ряд следующих задач:
Воспитание гражданственности и патриотизма:
- формирование элементарных представлений об устройстве государства;
- воспитание уважительного отношения к национальному языку, культуре, традициям, истории, народных героях и т.п.;
- формирование представлений о символах государства и их значении;
- формирование элементарных представлений о правах граждан, различных институтах общества и их участии в жизни общества;
- воспитание стремления принимать активное участие в жизни общества и государства;
- формирование представлений о роли человека в обществе и государстве;
- воспитание любви и уважения к Родине, стремление ее защищать;
- воспитывать умение отвечать за свои поступки и действия.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- формирование первоначального представления о национальных ценностях, бережного отношения к природе;
- формирование представлений о хороших и плохих поступках, развитие направленности на хорошие поступки и негативное отношение к отрицательным;
- прививать уважительное отношение к старшим, родителям, сверстникам, младшим, формирование дружеского отношения внутри детского коллектива;
- формирование элементарных религиозных представлений и религиозной картине мире, месте и значении религии в государстве;
- прививать правила поведения в обществе, школе, детском саду, на природе и т.д.
Воспитание трудолюбия:
- формирование первичных представлений о значимости образования и труда в жизни каждого человека;
- развитие представлений о роли науки, научных открытиях в жизни общества и государства;
- формирование уважительного отношения к труду и творчеству, ознакомление с основными профессиями;
- развитие дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, соблюдения правил поведения на рабочем месте;
- формирование бережного отношения к результатам своего труда и труда других, бережного отношения к предметам, личным вещам, школьному имуществу и т.д.;
- формирование отрицательного отношения к таким проявлениям как лень, небрежность, неаккуратность и т.д.
Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ:
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей;
- развитие элементарных представлений о взаимосвязи нравственного и физического здоровья человека;
- формирование понимания значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека, сохранении и укреплении его здоровья;
- развитие знаний о гигиене, развитие привычки соблюдения личной гигиены;
- формирование представлений о значении природы в жизни человека и ее положительного влияния на здоровье;
- формирование негативного представления о возможном отрицательном влиянии на физическое и психического здоровье человека избытка компьютерных игр, телевидения и т.п.
- развитие отрицательного отношения к несоблюдению правил гигиены и режима дня.
Воспитание ценностного отношения к природе:
- развитие интереса к природе, ее явлениям, формам жизни и ее проявлениям, роли человека в природе, желания ее беречь и сохранять;
- формирование элементарных знаний и опыта природоохранной деятельности, бережное отношение к растениям и животным, любви к ним.
Воспитание эстетических компетенций:
- формирование представлений и физической и душевной красоте человека, ее проявлениях;
- формирование и развитие эстетического вкуса, идеалов, чувства прекрасного, умения находить красивое в повседневной жизни, потребности создавать произведения искусства собственными руками, стремление окружать себя прекрасным;
- формирование интереса к произведениям искусствам (книгам, картинам, концертам, выставкам и т.д.), умения воспринимать прекрасное и переживать эстетические чувства;
- развитие умения не просто созерцать прекрасное и внутренне его переживать, но и уметь давать ему оценку, выражать свои чувства;
- формирование отрицательного отношения к безобразному, отрицательным поступкам, неряшливости и т.д.
Замечание 2
Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания достаточно обширные и распространяются на все стороны жизни человека.
Источник
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан
Учебно-методическая разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Разработала: Абдулганеева
Елена Анатольевна
Нефтекамск
2014г.
Пояснительная записка
Автор материала | Абдулганеева Елена Анатольевна |
Должность | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МОБУ СОШ №4 |
Название материала | Конспект урока по ОРКСЭ Тема: «Справедливость и милосердие». |
Класс | 4 класс |
Учебный предмет | ОРКСЭ модуль «Светская этика» |
Название учебного пособия | Учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика. 4класс».- Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлева. ( программа « Школа 2100») |
Вид ресурса | Текстовый документ, презентация |
Техническое оснащение | Проектор, экран, компьютер. |
Формируемые на уроке УУД | Познавательные УУД 1.Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков). 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Планировать свои действия. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
Методы и технологии обучения | Технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах. |
Планируемые результаты | Уметь определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков. |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет – источники |
https://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1620 https://kolesnikova – zvr.narod.ru https://festival.1september.ru https://metodsovet.su Видео: https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uwEJWIymB8k |
Ход урока.
Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроя.
-Закройте глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите друг на друга и подарите капельку тепла и хорошего настроения. Заметили, у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица.
I. Проверка домашнего задания.
– На прошлом уроке мы говорили о счастье. Дома вы вспомнили свои счастливые минутки и выполнили коллажи.
Выставка коллажей (Альбом семейных фотографий/коллаж фотографий из журналов «Счастливые минутки»). Ребята комментируют свои работы.
II. Актуализация знаний.
Повторим изученные понятия. ( Кроссворд)
1. Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали (Нравственность)
2. Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми. (Мораль )
3. Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. (Совесть)
4. Уважение в самом себе личности, своих прав. (Достоинство)
5. Это доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей. Незапятнанная репутация. (Честь.)
6. Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний. (Долг)
7. Это только то, действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. (Нравственный поступок)
8. Это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.(Стыд)
9. Это достойные уважения и гордости моральные качества личности. Это доброе имя человека. его незапятнанная репутация. и т.п. (Честь)
10. Это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. (Достоинство)
11. Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. (Совесть)
– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы
Послушайте внимательно притчу «Последний лист» и попробуйте определить тему нашего урока. (слушают притчу «Последний лист») https://www.youtube.com/watch?v=CRNx8mTf_Mk&feature=youtu.be) Беседа о прослушанной притче. – Какие из выше перечисленных понятий подходят к этой притче? – Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают) Откройте учебник на с. 34. – Какова тема нашего урока? (Справедливость и милосердие.) – Справедливость и милосердие свойственны всем людям? – Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? (В школе.) – А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие? Чтение текста на с.34. – Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его поведением.) – В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по справедливости?) – Почему Рустам не согласился с Антошкой? (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать.) – В чём запутались ребята? (Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?)
– Как можно это сформулировать в виде вопроса?
Учащиеся высказывают свои предположения.
– Посмотрите на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы?
Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?
Планирование работы.
–На какие вопросы мы будем сегодня отвечать?
Возможный план урока:
1. Золотое правило (поможет ли оно разобраться нашим героям)
2. Сделаем выводы по проблеме урока.
3.Что такое справедливость и милосердие?
4.Как справедливость и милосердие связаны с золотым правилом
– Что мы с вами сейчас сделали? (Спланировали свою работу на уроке.)
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
– Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
(Золотая монета, золотая брошь, золотое правило )
-Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?
-Будем решать эту проблему
– Почему появилось золотое правило? Как и когда это произошло?
– Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.
(Сообщения обучающихся.)
1.Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
2.Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
3.В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
4.В существовавшем когда-то государстве Иудея, был вождь – Моисей. Люди уважали и чтили его за то, что он освободил их, увёл из египетского рабства. Во время пути иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди. «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
-Назовем еще раз эти правила.
– Чему учат? (1,2- Быть добрым. Творить добро в жизни.3,4 – Думай о других, что принесут людям твои поступки: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим, ставь себя на место другого человека.)
Все эти правила учат жить правильно, уважая друг друга.
V. Выполнение заданий по теме.
Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
• Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
• Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
• Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
• Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
• Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.
• В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
• Потому что это закон государства.
Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
• Любить самого себя.
• Задумываться о своих поступках.
• Любить людей, как самого себя.
Работа с иллюстрацией на с. 35.
– Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.)
– Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать.
VI. Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» до чтения.
– Посмотрите на рисунок
– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?
– Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание)
– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?
– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?
-Продолжим работу и сделаем еще один вывод по теме нашего урока: Как милосердие и справедливость связаны с золотым правилом нравственности
VII.Чтение текста «Ценные качества человеческой души».
(Учитель организует комментированное чтение текста.)
Итак, справедливость – это правильная реакция людей на поступок человека.
Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно, какой он на самом деле.
VIII. Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» после чтения.
– Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»? (Справедливый – соответствующий правде, настоящий, истинный.)
– А как правильно оценивать человека или его поступки? А хороший человек может совершить плохой поступок?
–Что такое милосердие. («Милосердие – способность прощать того, кто поступил с нами плохо».)
– Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?
Работа в парах с иллюстрациями на с. 37.
– Поработайте в парах, выберите из этих рисунков тот, на котором брат признал, что неправ.
– Какое качество теперь требуется от сестры?
– Объясните, почему вы так считаете.
– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары.
– Какие правила нравственности, важные черты человеческой души вы знаете?
– Какой вывод вы можете сделать?
IX. Выражение решения проблемы.
– Жан-Жак Руссо писал: «Будь справедлив и будешь счастлив». Сформулируйте вывод по проблеме урока, сравните его с авторским. («Многие правила поведения людей охватывает «золотое правило нравственности». Оно основано на таких человеческих ценностях, как справедливость и милосердие».)
XI. Итог урока. Рефлексия.
Закончи предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Меня удивило…
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
– Вернёмся к плану, который мы составили. Всё ли удалось выполнить?
XII. Домашнее задание.
Рассказать случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо /несправедливо.
Рассказать о несправедливом отношении одних героев к другим в русских народных сказках.
Источник