Гиперактивности влияет на развитие ребенка

Практически каждый современный родитель слышал про такое
понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к
своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдром
гиперактивности является не красивым названием повышенной детской активности, а
своего рода заболеванием, которое обусловлено нарушением функционирования
головного мозга и способно серьезно повлиять, прежде всего, на жизнь ребенка и
его отношения со сверстниками. При этом нельзя забывать, что рано или поздно
дети вырастают, становятся взрослыми, и синдром гиперактивности может
преследовать их и дальше.
Что такое гиперактивность
Гиперактивностью называют состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, что проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Нередко подобное сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Очень часто это сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.
Но повышенная возбудимость ребенка доставляет массу проблем,
как его родителям и педагогам, так и ему самому. Нарушение работы нервной
системы накладывает отпечаток на его отношения с ровесниками и взрослыми, что в
конечном итоге часто становится причиной возникновения психологических проблем
и комплексов.
При этом может наблюдаться дефицит внимания, который и
заставляет чаще всего родителей искать помощи у специалистов. Проблемы с
концентрацией и усидчивостью вызывают негативные отклики о работе ребенка на
занятиях в детском саду, других дошкольных учреждениях, а затем и в школе.
Согласно медицинской статистике, синдром гиперактивности диагностируется у 6% детей школьного возраста и 3% подростков, при этом мальчики страдают от него в 5—6 раз чаще.
Не стоит путать неврологически-поведенческое расстройство с
повышенной активностью. Подавляющее большинство детей не может долгое время
усидеть на месте и стремиться к подвижным играм. Но при гиперактивности
наблюдается действительно патологическая неспособность ребенка вести себя
спокойно, что создает проблемы даже для него самого. Под этим термином
подразумевается не просто диагноз, а целый комплекс нарушений, объединяемых по
наличию отдельных признаков, не соответствующих конкретному возрасту, чем и
объясняется многогранность проявлений синдрома.
Таким образом, СДВГ может проявляться у разных детей
по-разному, на основании чего и выделяют его разновидности. У одних детей может
одновременно присутствовать как чрезмерная подвижность, так и расстройство
внимания, у других – наблюдаться только гиперактивность или проблемы с
концентрацией. В последнем случае ребенок отличается импульсивностью, на него
постоянно поступают жалобы воспитателей и педагогов в связи с плохим
поведением, которое, нужно признать, он не способен самостоятельно
контролировать. Но при этом такой ребенок может успешно справляться с решением
задач, требующих сосредоточенности и внимания. Также бывают ситуации, когда
присутствует только расстройство внимания, но ребенок не отличается
гиперактивностью, или же наблюдаются смешанные типы.
Поэтому поводом для получения консультации врача при
подозрении на наличие гиперактивности являются:
- постоянная высокая активность и проблемы с
концентрацией внимания; - возникновение трудностей при общении с другими
людьми из-за особенностей поведения, в частности другими детьми на детских
площадках; - постоянное неудовлетворительное поведение в
дошкольных учреждениях; - низкая успеваемость в школе и плохое поведение;
- полное отсутствие желания или даже возможности
самостоятельно выполнять домашние задания; - агрессивность в отношении других людей,
животных.
Причины
Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.
Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:
- преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
- профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
- внутриутробные инфекции;
- перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
- далекое от здорового питание во время беременности;
- преждевременные роды или «переношенная» беременность;
- рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
- нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.
Считается, что дефицит качественной белковой пищи, витаминов и минералов в ежедневном рационе на фоне избытка простых углеводов, особенно потребляемых в больших количествах по утрам (хлеб, булки, сладости) создают благоприятные условия для возникновения СДВГ.
Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:
- алкоголизм и серьезные разногласия между
родителями; - насилие в семье;
- перенесение ребенком психологической травмы;
- низкое социальное положение семьи, дефицит
средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
сверстников.
Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.
Как проявляется синдром гиперактивности
Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте,
начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:
- беспокойством;
- неусидчивостью;
- раздражительностью, плаксивостью;
- нарушениями сна;
- снижением уровня внимания, постоянной
отвлекаемостью; - импульсивностью;
- упрямством;
- задержкой развития речи.
Для каждого возраста разработаны отдельные нормы,
несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе
нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие
предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью,
что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.
Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ,
является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо
задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно
приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи
или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом
импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому
часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и
попадают в неприятные ситуации.
Гиперактивность или нет
Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность
и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной
системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ
родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:
- ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники
(иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»); - повышенная возбудимость, что проявляется
присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами,
качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок
болтает, не замолкая); - рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и
забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже
непродолжительные и отвлекаются; - быстрое наступление усталости при необходимости
выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители
школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время
выполнения домашней работы и контролировать их; - повышенная эмоциональность, проявляющаяся
абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих; - невозможность довести начатое дело до
логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к
другому виду деятельности; - отсутствие самоконтроля, проявляющееся
постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей
очереди либо где, склонность к ссорам и дракам; - нарушения координации, в результате чего ребенок
может часто травмироваться.
Признаки СДВГ всегда возникают до 7 лет, но обращать на себя внимание они чаще всего начинают в поздний дошкольный и школьный период жизни ребенка.
Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут
терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются
взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать
установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по
отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода,
переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям
следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных
нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.
Гиперактивность – перманентное состояние. Поэтому дети с таким синдромом одинаково ведут себя везде: дома, в садике, школе, на прогулке.
Диагностика СДВГ
Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог. Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста.
При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии
нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации
обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно
дифференцировать СДВГ от:
- последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
- расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
- определенных видов шизофрении, эпилепсии;
- эндокринных патологий.
Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации
врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется
понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое
тестирование. Для исключения других патологий назначаются:
- общий и биохимический анализ крови;
- ЭЭГ;
- МРТ головного мозга;
- ЭКГ и другие исследования.
Лечение гиперактивности
Синдром гиперактивности и дефицита внимания обязательно
требует комплексного лечения. Сегодня часто можно услышать, что со временем
ребенок перерастет свою повышенную возбудимость и его состояние придет в норму,
поэтому ничего делать не надо. Особенно часто подобными высказываниями грешат
бабушки и дедушки. В действительности при отсутствии грамотной коррекции
проблема никуда не денется, а лишь трансформируется.
По мере взросления ребенка на фоне отсутствия лечения можно
рассчитывать только на устранение чрезмерной подвижности. Но поскольку
нарушение в работе нервной системы сохраняется, она сменится суетливостью и
постоянным внутренним беспокойством. Взрослые с СДВГ, не знающие о своем
диагнозе, отличаются безответственностью, конфликтностью, склонностью к
неоправданному риску. Также им трудно самостоятельно организовывать и
планировать свою деятельность, а также следовать разработанному плану.
Поэтому при получении диагноза «синдром дефицита внимания и
гиперактивности» нужно не паниковать, а точно следовать рекомендациям невролога
и психолога, чтобы правильно организовать процесс реабилитации. Это позволит
значительно улучшить состояние ребенка и поможет ему избежать многих проблем.
Поскольку СДВГ является многофакторным нарушением и может
проявляться по-разному, лечение для каждого ребенка подбирается строго
индивидуально. Оно может включать:
- медикаментозную терапию;
- коррекцию образа жизни;
- изменение питания;
- мануальную терапию с элементами остеопатии.
Для эффективного лечения повышенной возбудимости родителям
вместе с ребенком рекомендуется работать с психологом. Это поможет создать
благоприятную атмосферу в семье и улучшить межличностные отношения. Работа с
психологом позволит сформировать компенсационные механизмы, которые помогут
ребенку лучше контролировать собственное поведение, научить ладить со
сверстниками и лучше учиться. Также показано получение консультаций
дефектолога, который поможет построить правильную программу по коррекции
имеющихся нарушений.
Конфликты между родителями усугубляют течение СДВГ.
Родители детей с официально диагностированной
гиперактивностью должны провести беседу с воспитателем в детском саду,
учителями в школе и другими людьми, работающими с ними. Целью этого разговора
является донесение информации об особенностях ребенка и том, как лучше
организовать учебный процесс, чтобы это было максимально комфортно для него и
педагога, не провоцировало возникновение сложностей в общении.
Медикаментозная терапия
Лекарственные средства назначаются детям не всегда. Чаще
всего потребность в них возникает при неэффективности коррекции образа жизни.
Медикаментозная терапия в основном направлена на устранение симптомов СДВГ и
облегчение состояния ребенка. Она может включать:
- седативные средства;
- ноотропы;
- легкие снотворные;
- психостимуляторы;
- нейролептики;
- антидепрессанты (в тяжелых случаях).
Коррекция образа жизни
Детей с повышенной возбудимостью нужно просто любить. Их
нужно хвались за малейшие успехи и поощрять к дальнейшей деятельности.
Родителям стоит акцентировать внимание на положительных сторонах личности
ребенка и в спокойном, доброжелательном тоне беседовать с ним о принятых нормах
и правилах поведения в обществе.
Гиперактивные дети больше других нуждаются в четком
распорядке дня. Поэтому, если такового нет, его следует выработать. Ребенок
должен просыпаться, гулять, кушать, ложиться спать в одно и то же время. Это
позволит лучше контролировать течение СДВГ.
Важно постараться выделить для ребенка личное пространство. Если возможности отвести ему отдельную комнату нет, нужно обустроить хотя бы собственный уголок, где он сможет изолироваться от взрослых. Но поскольку детям с повышенной возбудимостью сложно самостоятельно наводить и поддерживать порядок, нужно быть готовым к бардаку и длительному процессу привития навыка убирать за собой.
Как уже говорилось, дети с СДВГ могут отличаться
забывчивостью. Поэтому родители вместе с ними могут создавать специальные
временные или постоянные чек-листы, которые должны помочь ребенку не забыть
ничего важного. Не лишним будет оставлять по мере необходимости стикеры и
различные напоминалки.
Очень хорошо на состоянии гиперактивных детей сказываются
занятия спортом. Но это должны быть не командные виды, а единоборства, плавание,
конный спорт и т. д.
Изменение питания
При повышенной возбудимости рекомендовано снизить количество
сладостей в рационе ребенка и других источников простых углеводов. При этом
питание должно полностью покрывать потребности организма в белках, витаминах и
минерах.
Мануальная терапия с элементами остеопатии
Мануальная терапия способна творить настоящие чудеса с
детьми, отличающимися повышенной возбудимостью. С помощью особых, абсолютно
безопасных приемов ручного воздействия доктор может эффективно воздействовать
на последствия гипоксии и других биологических нарушений, создавая условия для
нормализации деятельности нервной системы. Сеансы мануальной терапии позволяют
воздействовать на причину развития СДВГ, чего не в силах сделать ни один другой
метод лечения. В результате ребенок становится значительно спокойнее, улучшается
его способность воспринимать и обрабатывать информацию, равно как и успехи в
школе.
Таким образом, гиперактивность нельзя назвать опасным
заболеванием. Но такое состояние способно существенно снизить качество жизни
ребенка и его близких, а в дальнейшем и перейти с ним во взрослую жизнь. Но
паниковать при получении такого диагноза не стоит. Сегодня с СДВГ можно и нужно
бороться, но для того, чтобы борьба была эффективной, обязательно требуется
помощь квалифицированных специалистов. Симптомы СДВГ могут обостряться при
смене сезонов, болезни и действии других факторов, но это не означает отказа
назад, а является неизбежным явлением, с которым нужно смириться и продолжать
лечение. В результате ваш взрослый ребенок сможет жить полноценной жизнью, не
испытывать трудностей в общении и достичь любой поставленной цели.
Источник
Взрослые доказали: СДВГ у детей — это диагноз
Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего — СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.
С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился — многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины — а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.
Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:
- Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
- Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
- Хронические заболевания матери во время беременности;
- Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.
В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.
Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.
Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями»…
Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей
Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:
- Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;
- Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);
- Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;
- Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;
- Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят — его крайне трудно отвлечь от этого занятия;
- Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);
- Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;
- В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;
- Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);
- Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна — ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;
- Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;
- Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).
По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ — их всего три — как раз «зашиты» в само название диагноза:
- Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
- Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
- Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).
Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2-3 лет. И считается, что если до 3-3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.
Однако наиболее ярко и очевидно симптомы СДВГ проявляются в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Поэтому в большинстве стран синдром дефицита внимания и гиперактивность как официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.
СДВГ или просто дерзкий норов? Как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни
Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.
По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.
В тех же случаях, когда гиперактивность действительно является болезнью ребенка, то без постоянной помощи со стороны родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.), малыш попросту не может быть членом коллектива — он неадекватно реагирует на попытки общения с ним, он не понимает просьб и требований, он зачастую не просто конфликтен, но и агрессивен по отношению к сверстникам, он не способен учиться и т.д.
Однако даже при супер-подробном наблюдении за гиперактивным ребенком, не специалист вряд ли сможет точно определить — этот малыш просто с «крутым» характером, или он действительно болен СДВГ.
Более-менее однозначный «вердикт» о наличии гиперактивности в праве выносить только детские психиатры или детские психологи. И только детям старше 6 лет.
Самый простой способ отличить гиперактивность как диагноз и заболевание от «гиперактивности натуры» – проанализировать, как себя ведет ребенок в разных ситуациях. Крайне часто дети ведут себя дома так, словно «гиперактивность — их второе имя»: слишком активны и эмоциональны, непослушны и истеричны. И даже демонстрируют все признаки СДВГ. Но по оценкам, например, воспитателей детского сада или няни — ребенок просто золотой.
Такая разница поведения — это своего рода сигнал для вас: возможно, вам следует немного скорректировать свое собственное поведение в отношении этого ребенка. Дело в том, что гиперактивность – если речь идет именно о заболевании – не может проявляться где-то в одном месте и в одно время, и при этом не проявляться в других.
Если гиперактивность ребенка является не просто отражением его личности и характера, а именно признаком болезни — он будет в любых условиях вести себя одинаково: в любом месте, в любой компании, при любых обстоятельствах малыш будет демонстрировать симптомы СДВГ.
Но если поведение ребенка кардинально разнится в зависимости от тех или иных обстоятельств — ни о каком диагнозе речи быть не может. Он просто – взбалмошный непоседа, который точно знает, кому именно из взрослых он может «сесть на голову».
Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей
К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них — медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).
Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:
- Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
- Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
- Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
- Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).
Некоторые рекомендации в рамках семейной терапии: правила воспитания гиперактивного ребенка
- В доме, где живет гиперактивный ребенок, порядок и безопасность должны поддерживаться почти фанатически. И обычные-то детки время от времени что-то ломают в доме, обо что-то постоянно ударяются, умудряются проглотить всевозможные несъедобные вещи, хватаются за опасные и острые предметы и т.п. А дети с СДВГ делают все то же самое, но втрое чаще. Поэтому элементарные правила безопасности должны соблюдаться неукоснительно — не оставляйте в одной комнате включенный утюг и гиперактивного ребенка, убирайте ножи и вилки со столов после обеда, закрывайте окна и балкон, если оставляете малыша в комнате одного на время и т.п.
Источник