Гиперактивность ребенка влияет на развитие его речи
ВЛИЯНИЕ СДВГ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О.Ю. Михайлюк
ГУ «ЛДУУЯСКТ № 53»
impressive_rainbow@mail.ru
СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. Практика показывает, что нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.
Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия (А.Л. Сиротюк, 2002; Н.Н. Заваденко, 2001; Ю.С. Шевченко, 1997).
Причинами возникновения СДВГ являются генетические и экзогенные факторы, способные приводить к органическому повреждению головного мозга в перинатальном периоде. В основе нарушений внимания и поведения детей с СДВГ лежит снижение тормозного контроля двигательной активности, обеспечиваемого лобной корой и хвостатым ядром.
Нарушения речевого развития являются одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при СДВГ. Наличие расстройства речевого развития у детей с СДВГ в значительной степени способно усугублять их дезаптацию, ограничивая коммуникацию и развитие. Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка речевого развития, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, брадилалия или тахилалия, нарушения голоса и речевого дыхания, заикание. Все эти нарушения обуславливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики.
Причины речевых нарушений у ребенка СДВГ и формирование структуры речевого нарушения отягощается симптомами, совокупность которых определяет данный синдром, что может обусловить риски нарушения умственного развития. Таковыми симптомами являются:
1.Речевые расстройства: неумеренность речи, снижение плавности, речь менее логичная, менее связная и организованная; задержка развития внутренней речи; снижение способности к грамматически правильному речевому поведению.
2.Нарушение центральных механизмов слуха: ошибки при аудиологическом тестировании вызваны импульсивным или несосредоточенным поведением;
3.Снижение интеллектуального уровня: видимая неспособность держаться на уровне сверстников, может также возникать в результате слабых исполнительных навыков, что частично влияет на уровень IQ. Наблюдаются нарушения адаптации особенно в межличностной и социальной сферах.
Данный подход необходим учителю-логопеду, так как позволяет точнее определить индивидуальную коррекционно-развивающую программу с учетом симптомов СДВГ, которые осложняют и обуславливают использование специфических форм и методов, позволяющих первично установить конструктивное сотрудничество всех участников логопедического сопровождения.
У детей с СДВГ к 7 годам не наблюдается полного созревания высших мозговых функций. В частности, это касается и речевого развития. В связи с этим ребенок не готов к школьному обучению. В школьном возрасте могут быть проблемы с освоением чтения – дислексия. Дислексия имеет характерные клинические проявления. При чтении ребенок пропускает или путает буквы, слоги, окончания; недочитывает слова до конца; пропускает строки; неверно ставит ударения; не может пересказать прочитанное, т.к. чтение носит угадывающий характер; возможно наличие феномена «зеркального чтения».
Нарушения чтения обуславливают нарушения письменной речи – дисграфию. Клинические проявления дисграфии следующие: феномен «зеркального письма»; неразборчивый почерк; пропуск букв, слогов, недописывание окончаний при письме; нарушения согласования слов в предложениях; путает похожие по написанию и пространственному расположению буквы (и-ш, л-м, т-п и т.д.).
Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно учитывая также нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, чем у детей того же возраста с нарушениями в развитии речи без гипердинамичности. Речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости. Логопед проводит как групповые, так и индивидуальные занятия с данной категорией детей, но все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий. Ребенку индивидуальные занятия помогают максимально раскрыться, а логопеду – подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции.
Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка и, исходя из выявленных интересов, планировать занятия, тем самым, вызывая у ребёнка позитивную мотивацию в занятиях. Положительная мотивация к занятиям достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к процессу деятельности, к педагогу, с которым ребенок имеет дело. Это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к их совместной деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.
Не менее важный аспект – сформировать ритуал занятия. Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для данных детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните: гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом.
Клинические проявления СДВГ поддаются коррекции, если реабилитационные воздействия будут начаты с младшего дошкольного возраста, когда компенсаторные возможности мозга велики и еще не успел сформироваться стойкий патологический стереотип.
Аннотация. В статье рассматривается влияние СДВГ на речевое развитие дошкольников и младших школьников. Указаны причины и проявления данного расстройства, описаны симптомы нарушения речи и их влияние на процесс обучения. Приводятся рекомендации по коррекционной работе с детьми, имеющими данный диагноз.
Ключевые слова. СДВГ, нарушения речевого развития, коррекция.
Актуальность проблемы. Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется значительной распространенностью данного заболевания и высокой степенью дезадаптации, возникающей на его фоне. Нарушения речевого развития являются одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при СДВГ, однако работы, посвященные данной проблеме, немногочисленны.
Цель статьи. Рассмотреть методы коррекции речевых нарушений при СДВГ.
Изложение основного материала. Частота синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и специфических расстройств развития речи составляет около 60%. Среди детей с СДВГ в сочетании со специфическим расстройством развития речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи. При клинической оценке больных с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью необходимо проводить диагностику их речевого развития с целью своевременного выявления сочетанной патологии и разработки коррекционного маршрута.
Выводы. Необходимо организовать логопедическое сопровождение дошкольников и младших школьников с СДВГ, результатом которого является максимально возможный уровень коррекции речевых нарушений, что стимулирует интеллектуальное развитие в целом и снижение симптоматику СДВГ в совокупности с медикаментозной поддержкой.
Список литературы. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей// Журнал «Логопед», 2007 № 3 с.33-39
Источник
Практически каждый современный родитель слышал про такое
понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к
своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдром
гиперактивности является не красивым названием повышенной детской активности, а
своего рода заболеванием, которое обусловлено нарушением функционирования
головного мозга и способно серьезно повлиять, прежде всего, на жизнь ребенка и
его отношения со сверстниками. При этом нельзя забывать, что рано или поздно
дети вырастают, становятся взрослыми, и синдром гиперактивности может
преследовать их и дальше.
Что такое гиперактивность
Гиперактивностью называют состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, что проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Нередко подобное сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Очень часто это сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.
Но повышенная возбудимость ребенка доставляет массу проблем,
как его родителям и педагогам, так и ему самому. Нарушение работы нервной
системы накладывает отпечаток на его отношения с ровесниками и взрослыми, что в
конечном итоге часто становится причиной возникновения психологических проблем
и комплексов.
При этом может наблюдаться дефицит внимания, который и
заставляет чаще всего родителей искать помощи у специалистов. Проблемы с
концентрацией и усидчивостью вызывают негативные отклики о работе ребенка на
занятиях в детском саду, других дошкольных учреждениях, а затем и в школе.
Согласно медицинской статистике, синдром гиперактивности диагностируется у 6% детей школьного возраста и 3% подростков, при этом мальчики страдают от него в 5—6 раз чаще.
Не стоит путать неврологически-поведенческое расстройство с
повышенной активностью. Подавляющее большинство детей не может долгое время
усидеть на месте и стремиться к подвижным играм. Но при гиперактивности
наблюдается действительно патологическая неспособность ребенка вести себя
спокойно, что создает проблемы даже для него самого. Под этим термином
подразумевается не просто диагноз, а целый комплекс нарушений, объединяемых по
наличию отдельных признаков, не соответствующих конкретному возрасту, чем и
объясняется многогранность проявлений синдрома.
Таким образом, СДВГ может проявляться у разных детей
по-разному, на основании чего и выделяют его разновидности. У одних детей может
одновременно присутствовать как чрезмерная подвижность, так и расстройство
внимания, у других – наблюдаться только гиперактивность или проблемы с
концентрацией. В последнем случае ребенок отличается импульсивностью, на него
постоянно поступают жалобы воспитателей и педагогов в связи с плохим
поведением, которое, нужно признать, он не способен самостоятельно
контролировать. Но при этом такой ребенок может успешно справляться с решением
задач, требующих сосредоточенности и внимания. Также бывают ситуации, когда
присутствует только расстройство внимания, но ребенок не отличается
гиперактивностью, или же наблюдаются смешанные типы.
Поэтому поводом для получения консультации врача при
подозрении на наличие гиперактивности являются:
- постоянная высокая активность и проблемы с
концентрацией внимания; - возникновение трудностей при общении с другими
людьми из-за особенностей поведения, в частности другими детьми на детских
площадках; - постоянное неудовлетворительное поведение в
дошкольных учреждениях; - низкая успеваемость в школе и плохое поведение;
- полное отсутствие желания или даже возможности
самостоятельно выполнять домашние задания; - агрессивность в отношении других людей,
животных.
Причины
Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.
Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:
- преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
- профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
- внутриутробные инфекции;
- перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
- далекое от здорового питание во время беременности;
- преждевременные роды или «переношенная» беременность;
- рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
- нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.
Считается, что дефицит качественной белковой пищи, витаминов и минералов в ежедневном рационе на фоне избытка простых углеводов, особенно потребляемых в больших количествах по утрам (хлеб, булки, сладости) создают благоприятные условия для возникновения СДВГ.
Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:
- алкоголизм и серьезные разногласия между
родителями; - насилие в семье;
- перенесение ребенком психологической травмы;
- низкое социальное положение семьи, дефицит
средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
сверстников.
Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.
Как проявляется синдром гиперактивности
Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте,
начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:
- беспокойством;
- неусидчивостью;
- раздражительностью, плаксивостью;
- нарушениями сна;
- снижением уровня внимания, постоянной
отвлекаемостью; - импульсивностью;
- упрямством;
- задержкой развития речи.
Для каждого возраста разработаны отдельные нормы,
несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе
нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие
предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью,
что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.
Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ,
является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо
задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно
приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи
или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом
импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому
часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и
попадают в неприятные ситуации.
Гиперактивность или нет
Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность
и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной
системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ
родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:
- ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники
(иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»); - повышенная возбудимость, что проявляется
присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами,
качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок
болтает, не замолкая); - рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и
забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже
непродолжительные и отвлекаются; - быстрое наступление усталости при необходимости
выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители
школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время
выполнения домашней работы и контролировать их; - повышенная эмоциональность, проявляющаяся
абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих; - невозможность довести начатое дело до
логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к
другому виду деятельности; - отсутствие самоконтроля, проявляющееся
постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей
очереди либо где, склонность к ссорам и дракам; - нарушения координации, в результате чего ребенок
может часто травмироваться.
Признаки СДВГ всегда возникают до 7 лет, но обращать на себя внимание они чаще всего начинают в поздний дошкольный и школьный период жизни ребенка.
Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут
терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются
взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать
установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по
отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода,
переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям
следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных
нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.
Гиперактивность – перманентное состояние. Поэтому дети с таким синдромом одинаково ведут себя везде: дома, в садике, школе, на прогулке.
Диагностика СДВГ
Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог. Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста.
При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии
нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации
обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно
дифференцировать СДВГ от:
- последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
- расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
- определенных видов шизофрении, эпилепсии;
- эндокринных патологий.
Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации
врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется
понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое
тестирование. Для исключения других патологий назначаются:
- общий и биохимический анализ крови;
- ЭЭГ;
- МРТ головного мозга;
- ЭКГ и другие исследования.
Лечение гиперактивности
Синдром гиперактивности и дефицита внимания обязательно
требует комплексного лечения. Сегодня часто можно услышать, что со временем
ребенок перерастет свою повышенную возбудимость и его состояние придет в норму,
поэтому ничего делать не надо. Особенно часто подобными высказываниями грешат
бабушки и дедушки. В действительности при отсутствии грамотной коррекции
проблема никуда не денется, а лишь трансформируется.
По мере взросления ребенка на фоне отсутствия лечения можно
рассчитывать только на устранение чрезмерной подвижности. Но поскольку
нарушение в работе нервной системы сохраняется, она сменится суетливостью и
постоянным внутренним беспокойством. Взрослые с СДВГ, не знающие о своем
диагнозе, отличаются безответственностью, конфликтностью, склонностью к
неоправданному риску. Также им трудно самостоятельно организовывать и
планировать свою деятельность, а также следовать разработанному плану.
Поэтому при получении диагноза «синдром дефицита внимания и
гиперактивности» нужно не паниковать, а точно следовать рекомендациям невролога
и психолога, чтобы правильно организовать процесс реабилитации. Это позволит
значительно улучшить состояние ребенка и поможет ему избежать многих проблем.
Поскольку СДВГ является многофакторным нарушением и может
проявляться по-разному, лечение для каждого ребенка подбирается строго
индивидуально. Оно может включать:
- медикаментозную терапию;
- коррекцию образа жизни;
- изменение питания;
- мануальную терапию с элементами остеопатии.
Для эффективного лечения повышенной возбудимости родителям
вместе с ребенком рекомендуется работать с психологом. Это поможет создать
благоприятную атмосферу в семье и улучшить межличностные отношения. Работа с
психологом позволит сформировать компенсационные механизмы, которые помогут
ребенку лучше контролировать собственное поведение, научить ладить со
сверстниками и лучше учиться. Также показано получение консультаций
дефектолога, который поможет построить правильную программу по коррекции
имеющихся нарушений.
Конфликты между родителями усугубляют течение СДВГ.
Родители детей с официально диагностированной
гиперактивностью должны провести беседу с воспитателем в детском саду,
учителями в школе и другими людьми, работающими с ними. Целью этого разговора
является донесение информации об особенностях ребенка и том, как лучше
организовать учебный процесс, чтобы это было максимально комфортно для него и
педагога, не провоцировало возникновение сложностей в общении.
Медикаментозная терапия
Лекарственные средства назначаются детям не всегда. Чаще
всего потребность в них возникает при неэффективности коррекции образа жизни.
Медикаментозная терапия в основном направлена на устранение симптомов СДВГ и
облегчение состояния ребенка. Она может включать:
- седативные средства;
- ноотропы;
- легкие снотворные;
- психостимуляторы;
- нейролептики;
- антидепрессанты (в тяжелых случаях).
Коррекция образа жизни
Детей с повышенной возбудимостью нужно просто любить. Их
нужно хвались за малейшие успехи и поощрять к дальнейшей деятельности.
Родителям стоит акцентировать внимание на положительных сторонах личности
ребенка и в спокойном, доброжелательном тоне беседовать с ним о принятых нормах
и правилах поведения в обществе.
Гиперактивные дети больше других нуждаются в четком
распорядке дня. Поэтому, если такового нет, его следует выработать. Ребенок
должен просыпаться, гулять, кушать, ложиться спать в одно и то же время. Это
позволит лучше контролировать течение СДВГ.
Важно постараться выделить для ребенка личное пространство. Если возможности отвести ему отдельную комнату нет, нужно обустроить хотя бы собственный уголок, где он сможет изолироваться от взрослых. Но поскольку детям с повышенной возбудимостью сложно самостоятельно наводить и поддерживать порядок, нужно быть готовым к бардаку и длительному процессу привития навыка убирать за собой.
Как уже говорилось, дети с СДВГ могут отличаться
забывчивостью. Поэтому родители вместе с ними могут создавать специальные
временные или постоянные чек-листы, которые должны помочь ребенку не забыть
ничего важного. Не лишним будет оставлять по мере необходимости стикеры и
различные напоминалки.
Очень хорошо на состоянии гиперактивных детей сказываются
занятия спортом. Но это должны быть не командные виды, а единоборства, плавание,
конный спорт и т. д.
Изменение питания
При повышенной возбудимости рекомендовано снизить количество
сладостей в рационе ребенка и других источников простых углеводов. При этом
питание должно полностью покрывать потребности организма в белках, витаминах и
минерах.
Мануальная терапия с элементами остеопатии
Мануальная терапия способна творить настоящие чудеса с
детьми, отличающимися повышенной возбудимостью. С помощью особых, абсолютно
безопасных приемов ручного воздействия доктор может эффективно воздействовать
на последствия гипоксии и других биологических нарушений, создавая условия для
нормализации деятельности нервной системы. Сеансы мануальной терапии позволяют
воздействовать на причину развития СДВГ, чего не в силах сделать ни один другой
метод лечения. В результате ребенок становится значительно спокойнее, улучшается
его способность воспринимать и обрабатывать информацию, равно как и успехи в
школе.
Таким образом, гиперактивность нельзя назвать опасным
заболеванием. Но такое состояние способно существенно снизить качество жизни
ребенка и его близких, а в дальнейшем и перейти с ним во взрослую жизнь. Но
паниковать при получении такого диагноза не стоит. Сегодня с СДВГ можно и нужно
бороться, но для того, чтобы борьба была эффективной, обязательно требуется
помощь квалифицированных специалистов. Симптомы СДВГ могут обостряться при
смене сезонов, болезни и действии других факторов, но это не означает отказа
назад, а является неизбежным явлением, с которым нужно смириться и продолжать
лечение. В результате ваш взрослый ребенок сможет жить полноценной жизнью, не
испытывать трудностей в общении и достичь любой поставленной цели.
Источник