Гимнастика мозга или легкие способы развития ребенка скачать
Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика
Брейн Джим.
Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтель.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Известно , что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей функции – интуиции, помогает сформулировать идею.
Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:
Левое полушарие | Правое полушарие |
|
|
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
На занятиях мы используем комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.
Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:
– преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
– улучшить память, увеличить быстроту реакции;
– развить творческое воображение, смекалку и находчивость.
Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока:
БЛОК № 1. Движения средней линии .
Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.
БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.
Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.
БЛОК № 3. Энергетические упражнения.
Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.
БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные.
В зависимости от того, какие точки активизировать, упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении.
Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей:
улучшение мыслительной деятельности;
улучшение навыков чтения;
улучшение навыков письма;
развитие учебных навыков;
формирование внутреннего равновесия;
поддержание личной экологии.
Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений.
Этапы введения гимнастики Брейн Джим:
1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием, не требует специальных навыков, ему просто предлагается выпить воды. При кажущейся простоте это упражнение достаточно эффективно. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом. Ребенок получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К моменту начала коррекционно – развивающей работы ребенок уже имеет сформированный условный рефлекс настройки на учебную деятельность.
2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия. Взрослый предлагает наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет усвоена каждым ребенком. Время прохождения этапа – до 2 месяцев.
Включая гимнастику Брейн Джим в систему коррекционной работы, важно адаптировать ее под лексический материал изучаемой темы, а именно придать каждому движению смысловую наполняемость.
3-й этап. Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, взрослый подводит их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Кроме того, происходит и количественное изменение: взрослый доводит число выполняемых упражнений от 2-3 до 5-6. Длится третий этап на протяжении всего коррекционного процесса.
4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность дошкольников. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизма, ребенок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни. Так, привыкнув под руководством педагога надавливать на «позитивные точки» в моменты волнения на занятии, ребенок переносит эти действия на схожие ситуации вне занятия.
Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:
- чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх;
- чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»;
- если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать.
Время перехода на четвертый этап индивидуально для каждого ребенка и зависит от его особенностей. Роль взрослого на этом этапе минимальна: это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» – если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб).
Список используемой литературы:
1.Алексей Колесников. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
2.https://spb.samopoznanie.ru/school/imaton/brain-gymnastics/
Источник
Остеопатия, кинезиология… эти загадочные термины недавно вошли в нашу жизнь. Хотите узнать больше?
А. Колесников. Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка
Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
Эта книга в мягкой обложке, выпущенная небольшим тиражом на плохой бумаге, является современным руководством по теории и практике работы с телом. Она написана увлекательно и просто, в ней действительно много качественной информации, пробуждающей сознание. Новый век открыл нам новые направления в медицине – к примеру, остеопатия. К врачам-остеопатам (кинезиологам, краниосакральным терапевтам) ходят с любыми проблемами. От логопедии до нефрологии, от аденоидов до плоскостопия. Весь спектр нарушений подвластен остеопату. Так ли это? В чем подвох? Корни растут из телесно-ориентированной психологии, очень давнему направлению, которое называют «мостиком между психологией и медициной» или разговором с телом на языке сознания.
Некоторые методы работы с телом, применяемые массажистами и мануальными терапевтами, могут показаться странными неискушенному человеку. Например, пациент обращается к массажисту с жалобами на боли в шее. Однако после обследования специалист, вопреки ожиданиям пациента, делает не массаж шеи, а растяжку икроножной мышцы и большого пальца на ноге. Недоуменный пациент не понимает, как можно помочь шее, не прикасаясь к ней. Однако это возможно. Такую ситуацию можно сравнить с прорванной плотиной. Когда плотина прорвана, то вода устремляется вниз по течению, и жители, живущие в зоне затопления, спасаются, как могут. Но бедные жители не могут не знать, что где-то там наверху есть плотина. Для них реальным является только то, что вода приходит и затопляет их земли. Они забираются на возвышения или уезжают в другое место. Прорыв плотины может происходить регулярно, например, в результате паводков. Жители так же регулярно терпят бедствия от наводнений, проклинают воду, прибывшую так неожиданно и приносящую такие значительные нарушения. Но то, что истинной причиной всех этих бед является именно прорванная плотина, они могут так никогда и не узнать, если только кто-нибудь из них не отправится вверх по течению и не обнаружит истинную «виновницу» несчастий.
Так и с шеей. Опытный мастер знает, что причина боли необязательно находится в том месте, где болит. И поэтому устраняет обычно не только последствие, симптом, но и саму причину боли. Тело – это отражение всего, что было с нами в прошлом и что происходит в настоящем. Все события жизни: радостные и печальные, большие и малые, приятные и не очень – запечатлеваются и остаются в теле.
Алексей Колесников специализируется в области телесной терапии, ее суть – лечение психики человека через изменения, производимые с телом. Он является специалистом по Образовательной Кинезиологии, инструктором семинаров и тренингов по практическим телесно-ориентированным методикам. Работает с «трудными» детьми в международных лагерях, в том числе и выездных оздоровительных лагерях для детей со специальными потребностями.
С чего начинается прием психолога, работающего по методике телесной терапии? С наблюдений за тем, как пациент стоит, сидит, двигается. За его привычными жестами, взглядами, положениями рук и ног. Полчаса наблюдений порою раскрывают всю историю отношений человека с его близкими людьми – и его отношение к себе самому.
На самом деле работа (с ребенком) не может считаться завершенной, если оставлен без внимания вопрос о связях и взаимосвязях в семье. Здесь существуют свои подводные камни и тонкости, знание которых многим может помочь в анализе происходящего с ребенком. Во-первых, тот, кто больше любит ребенка, тот его и калечит. Для малыша это означает, что, кто его больше держит на руках и нянчится с ним, тот почти наверняка передаст ему свои мышечные стереотипы и зажимы. Тот или иной мышечный рисунок родителей или няньки – это тоже информация, причем жизненно важная для ребенка. Его внимание «заточено» на нее. Помните, что до формирования способности к самостоятельному движению в пространстве и самостоятельного речевого кодирования информации все информационные потоки осуществляются только посредством телесных напряжений. Дети впитывают информацию, как губки воду. Причем усваивают они ее бесцельно, впрок.
Это значит, во-вторых, что вместе с тем или иным мышечным рисунком ребенок присвоит себе и соответствующее психоэмоциональное состояние, или, правильнее, предрасположенность к определенному состоянию своих родителей и вообще любого, с кем он вступает в контакт, особенно телесный.
Книгу хочется разбирать на абзацы и цитировать бесконечно. Высокая плотность информации на несколько строк. Автор уверяет, что самое важное игровое оборудование в играх с детьми – это их родители. Не только в играх, но и в повседневных делах. Мы и раньше понимали, что воспитать детей правильно, это непросто. А теперь оказалось, что родители (и другие близкие родственники) целиком и полностью управляют процессами, происходящими в детском организме с рождения. Это же скоро совсем не будешь знать, куда руки девать, как посмотреть на свое чадо. Чтобы не накликать какой-нибудь аппендикс.
Животные воспринимают только реальные стрессовые факторы. Они живут здесь и сейчас, выражаясь языком психологии. Например, нападение хищника, пожар, наводнение: они происходят в настоящем времени, а не в воображении животного. Сидит заяц, ест траву, вдруг за ним погнался волк: заяц убегает, он не думает, что надо сделать и как, просто ноги уносят его подальше от хищника. Если зайцу удается спастись, то он останавливается, отряхивается, сбрасывая стресс и напряжение, и снова ест траву. Для зайца у стресса есть начало и конец. У людей все как раз наоборот, стресса может и не быть вовсе, а мы его переживаем, потому что придумали этот стресс сами, в своей голове.
В первой части книги дается много теории по основам телесно-ориентированной психологии, ее применению обычными людьми в обычной жизни. Далее о «трудных» детях: агрессия, тревожность, неврологические диагнозы, дети с задержками в развитии, и о том, каковы причины их физиологического напряжения, а также какие ошибки допускают родители «трудных» детей, пытаясь оценивать их строго по диагнозу.
Пример физиологического напряжения у младенца. Я консультировал одну молодую семью (родителям было около 22 лет), в которой был трехмесячный мальчик. Его мама пожаловалась, что он с некоторого времени стал делать странное движение руками назад. Он отводил их согнутыми в локтях назад и вверх, причем делал это только тогда, когда его брали на руки. В другое время он спокойно себе ими двигал в разных направлениях, нигде подолгу не задерживая. Все попытки привести их в обратное положение давали только временный эффект, а потом все возвращалось на свое место. Врачи не смогли обнаружить гипертонуса мышц или какой-либо другой патологии и назначили массаж. Массажист проделал все сеансы как положено, но руки у мальчика продолжали также подниматься вверх и назад. При повторном осмотре неврологом и педиатром не было обнаружено ничего неправильного в развитии ребенка. Действительно, его развитие было хорошим, аппетит и сон были в порядке, гулять любил, любопытство проявлял. С точки зрения медицины не к чему было прицепиться.
Родители уже не знали, что делать, и решили обратиться на всякий случай к психологу. С психологической точки зрения в этом случае тоже все было хорошо. Совершенно непонятно, почему малыш так делал. Пообщавшись с ним, я не нашел ничего такого, что бы помогло мне понять, почему так происходит. В один из моих визитов папа мальчика подошел к нему и захотел взять на руки. Я заметил, что отец ребенка чувствует себя при этом неуверенно, как будто он боится взять сына на руки. Когда он все-таки брал ребенка, то его руки поднимались локтями назад и вверх. И у его сына автоматически повторялось это положение рук.
И завершает книгу практический раздел: комплекс упражнений для снятия различных «зажимов», помогающий улучшить состояние всех систем организма и провентилировать сознание, устроить гимнастику для мозга. В результате занятий дети – и их родители – учатся дружить со своим телом, понимать его сигналы, а тело в свою очередь тоже откликнется, ведь оно не чужое – родное. Все слишком просто? Если бы. Выпить таблеточку гораздо проще, вот только проблемы она не решает. Тем не менее, легионы «таблеточек» тянутся за малышами с рождения, а их родители продолжают быть нервными, зависимыми, отягощенными «деревянным» детством и микрострессами, отрицая всякую связь между своими «тараканами» и поведением собственных детей, которых не зря с древних времен называют «кровиночками». Дети как своя кровь, дети – копия нас, они внутри нас, даже вырастая.
Обязательно почитайте!
Цена книги в магазинах: ~70 руб.
Источник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учение требует от ребенка овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Мозг человека находится в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости.
Дело в том, что в процессе обучения задействованы не только память и сознание, но в первую очередь наши мышцы. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. В нашем сознании откладывается информация о том, что мы получили навык не только через речь и запоминанию, но и благодаря работе мышц.
На сегодняшний день существует научная система, занимающаяся вопросами обучения через движение – «кинезиология». Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
«Пальчиковая гимнастика», является разделом кинезиологии и представляет собой систему быстрых, простых и занимательных физических движений, упражнений и приемов, которые направлены на улучшение мыслительной деятельности. Упражнения пальчиковой гимнастики дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить многие проблемы неуспешности в обучении. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов, необходимых для успешного обучения ребенка.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев, подразделяются на два типа. Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action rhume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
Цель программы: оптимизация деятельности полушарий мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности.
Задачи программы:
развитие межполушарного взаимодействия;
развитие моторики;
развитие памяти, внимания;
развитие речи;
развитие мышления;
координация целостного движения тела. Связь мозга и тела в принятии решений разного уровня.
Огромная польза и привлекательность пальчиковой гимнастики состоит в её простоте и практичности. Эти упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте. Если делать эти упражнения с детьми всего 10-15 минут в день, можно значительно улучшить их возможности обучения, восприятия информации, памяти и стрессоустойчивочти.
Условия проведения программы:
точное выполнение движений и приёмов;
занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку;
занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия;
все упражнения необходимо выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Использование комплекса пальчиковой гимнастики даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.
Продолжительность занятий зависит 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно.
Основная структура занятий:
Разминка
2. Массаж рук
Основная часть
Работа в прописях «Рисуем обеими руками»(М.В.Ткачева «Волшебный карандаш»)
Мониторинг эффективности Программы:
1. Гештальт-тест Бендер (исследование зрительно-моторной координации);
2.Тест П.Я.Кеэс (исследование уровня внимания учащихся);
3.Диагностический пакет Л.А.Ясюковой «Диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся».
Диагностическое исследование проводится в 2 этапа: в начале учебного года (первичный срез) и по окончании реализации Программы (контрольный срез). Эффективность Программы отслеживается путем сравнения результатов констатирующего (первичного) этапа диагностического исследования учащихся и контрольного (второго) этапа диагностики.
Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.
Пальчиковая гимнастика эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне, во всем, что касается действий, включающих сознание: передачу идей, творчество и исполнение в любой области искусства, музыку, спорт и танцы, повышенную работоспособность. Благодаря тому, что упражнения пальчиковой гимнастики снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Дата проведения
Тема, содержание занятия
Кол-во
часов
1
Сентябрь
Вводные занятия
(разминка комплекс 1, массаж рук, рисование в прописи ч.1)
5
2
Октябрь
Занятия 6- 10
(разминка комплекс 1, массаж рук, упражнение основной части, рисование в прописи ч.1)
5
3
Ноябрь
Занятия 11-14
(разминка комплекс 1, массаж рук, упражнение 1 основной части рисование в прописи ч.1)
4
4
Декабрь
Занятия 15-18
(разминка комплекс 1, массаж рук, упражнение 1-2 основной части рисование в прописи ч.1)
4
5
Январь
Занятия 19-22
(разминка комплекс 1, массаж рук, упражнение 1-3 основной части рисование в прописи ч.2)
4
6
Февраль
Занятия 23-25
(разминка комплекс 2, массаж рук, упражнение 1-4 основной части рисование в прописи ч.2)
3
7
Март
Занятия 26-28
(разминка комплекс 1- 2, массаж рук, упражнение 1-5 основной части рисование в прописи ч.2)
3
8
Апрель
Занятия 29-31
(разминка комплекс 1-2, массаж рук, упражнение 1-6 основной части рисование в прописи ч.2)
3
9
Май
Занятия 32-34
(разминка комплекс 1- 2, массаж рук, упражнение 1-7 основной части рисование в прописи ч.2)
3
ИТОГО
34 ч
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.
1. РАЗМИНКА.
Комплекс №1
1. Сороконожка. Ладони лежат на столе. Затем, перебирая поочередно пальцами каждой руки, перемещаем ладони от начала парты к ее концу. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Комплекс №2
4. Перекрестные шаги. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью донаоборот».
6. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
7.Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
2.
МАССАЖ РУК:
Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
Разотрите ладони (вверх-вниз).
Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.
3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
1. Когнитивное упражнение “Японская машинка”.
Цель: развитие произвольного внимания, его сосредоточенности и переключаемости; развитие мнестических процессов, умения ориентироваться в изменяющихся условиях в ситуации ограниченности времени. Установление взаимопонимания между членами группы.
Учащиеся сидят в полукруге и рассчитываются по-порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается номер “0”. Он может принимать участие в игре, но чаще всего только начинает и задаёт темп игры, а также контролирует правильность действий остальных учащихся.
Ладонями по коленям всеми участниками отбивается определённый ритм для начала в медленном темпе, удобном для всех. Например:
удар обеими ладонями по коленям;
удар правой ладонью;
удар левой ладонью;
повтор всего цикла.
Одновременно с первым ударом ведущий называет свой номер – “0” и номер игрока по своему желанию, который и будет продолжать игру дальше (при этом учащиеся должны отслеживать движение ходов от одного участника к другому взглядом). Например: “0 – 5”, следующий говорит: “5 – 8” и т.д. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры, его уже не могут называть остальные, оставшиеся в игре. Но он продолжает сидеть на своём месте и отстукивать ритм. Сложность в том, что остальным играющим приходится запоминать кто ещё в игре, а кого уже нет. Если назван игрок, выбывший из игры, то это т считается ошибкой. Ошибкой также считается: сбой темпа или ритма хлопков, неправильное название своего номера или номера партнёра, приглашение к игре, без сопровождения взглядом.
Усложнение: убыстрение темпа, смена ритма по ходу игры, изменение направления расчета участников, расчёт только нечётными номерами, буквами, названиями животных и т.д. Ведущий вправе как усложнять, так и упрощать условия игры.
2. Когнитивное упражнение “Небо синее”.
Цель: развитие быстроты мыслительных операций анализа и синтеза, памяти, активизация словаря.
Ведущий бросает мяч игроку и говорит любое существите6льное. Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое прилагательное, подходящее по смыслу. Затем он, в свою очередь тоже называет существительное и бросает мяч следующему игроку.
Вариант: вместо прилагательного можно называть другое существительное- ассоциацию, которое возникло при осознании услышанного ранее слова.
3. Когнитивное упражнение “Буратино”.
Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания вербальной программы.
Учащиеся стоят в одну линию, лицом к педагогу. Педагог озвучивает алгоритм движений, который учащиеся как можно быстрее должны осознать, запомнить и воспроизвести.
Инструкция: правая рука вверх + прыжок на левой ноге;
левая рука вверх + прыжок на правой ноге;
правая рука вверх + прыжок на правой ноге;
левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Цикл движений повторять до тех пор, пока у всех не получиться одновременно, правильно и быстро.
4. Релаксация “Волна”.
Цель: добиться согласованных действий от всех участников группы, учить соотносить свои действия с действиями окружающих, подстраиваться под них. Доброжелательно реагировать на промахи своих товарищей, получить положительные эмоции.
Под сопровождение спокойной музыки учащиеся, стоя в кругу, и, взявшись за руки, поочерёдно поднимают руки вверх т.о., чтобы движение рук было плавным, без заминок, разрывов и скачков, как – бегущая волна. “Волна” движется сначала вправо, затем влево.
5. Строители.
Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.
Выполняя условия этой игры нужно переносить: –
а) пользуясь любыми пальцами обеих рук;
б) пользуясь большими пальцами левой руки;
в) только двумя пальцами – большим и мизинцем;
г) только указательным и средним пальцами;
д) только средним и безымянным пальцами;
е) только безымянным и мизинцем;
ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-ех палочек (спичек) – забор;
з) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);
и) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);
к) указательным и безымянным построить колодец.
Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.
Второй вариант игры со спичками.
Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-ю, 4-ю, 5-ю – средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук. Поднимать последовательно.
6. Игра Строим дом, Заколачиваем гвозди.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх – это молоток. В течение всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди – строим дом (движение сверху большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым. Согнутым труднее.)
Целый день тук да тук
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат-
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек.
(Готовые дома-руки,
сжатые в кулаки для девочек-белочек)
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для мальчиков – зайчиков.
Вот какой хороший дом.
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать
Веселиться и плясать.
(Далее хвалю домики, построенные детьми):
Этот дом для Светы
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша-
Мальчик он хороший.
В этом доме Маша-
Солнышко ты наше.
Этот дом для Марата,
Будет дом богатым.
Этот дом для Лады-
Там в жару прохлада.
Этот дом для Насти-
Будет в доме счастье.
Здесь живет Наташа-
Умница ты наша.
Домик для Артема
Солнечный, не темный.
В этом доме Коля-
Он отличник в школе.
Этот дом для Юли-
Вежливой чистюли.
Этот дом для Кати-
У Кати много платьев.
Этот – для Сережи,
Сережа – наш надежа.
Домик для Андрюши –
Много в нем игрушек.
Этот дом для Саши –
Саша – гордость наша.
Домик для Максима –
Очень он красивый /а Максим – он сильный/.
Интересна реакция детей на эти стихи, стихи про каждого! И при повторных проведениях этой игры очень стараются работать молотком, предвкушая счастливый конец, ласковый строки за хорошую работу. И долго не проходит улыбчивое настроение, лица становятся добрыми, размягченными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
Бачина О.В. Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами: практическое пособие для педагогов и родителей. – АРКТИ, 2006.-72с.
Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка: методические рекомендации под рук. К.м.н. Самойловой С.В. – Саратов, 2001.- 134с.
Источник