Гимнастика мозга или легкие способы развития ребенка
Остеопатия, кинезиология… эти загадочные термины недавно вошли в нашу жизнь. Хотите узнать больше?
А. Колесников. Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка
Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
Эта книга в мягкой обложке, выпущенная небольшим тиражом на плохой бумаге, является современным руководством по теории и практике работы с телом. Она написана увлекательно и просто, в ней действительно много качественной информации, пробуждающей сознание. Новый век открыл нам новые направления в медицине – к примеру, остеопатия. К врачам-остеопатам (кинезиологам, краниосакральным терапевтам) ходят с любыми проблемами. От логопедии до нефрологии, от аденоидов до плоскостопия. Весь спектр нарушений подвластен остеопату. Так ли это? В чем подвох? Корни растут из телесно-ориентированной психологии, очень давнему направлению, которое называют «мостиком между психологией и медициной» или разговором с телом на языке сознания.
Некоторые методы работы с телом, применяемые массажистами и мануальными терапевтами, могут показаться странными неискушенному человеку. Например, пациент обращается к массажисту с жалобами на боли в шее. Однако после обследования специалист, вопреки ожиданиям пациента, делает не массаж шеи, а растяжку икроножной мышцы и большого пальца на ноге. Недоуменный пациент не понимает, как можно помочь шее, не прикасаясь к ней. Однако это возможно. Такую ситуацию можно сравнить с прорванной плотиной. Когда плотина прорвана, то вода устремляется вниз по течению, и жители, живущие в зоне затопления, спасаются, как могут. Но бедные жители не могут не знать, что где-то там наверху есть плотина. Для них реальным является только то, что вода приходит и затопляет их земли. Они забираются на возвышения или уезжают в другое место. Прорыв плотины может происходить регулярно, например, в результате паводков. Жители так же регулярно терпят бедствия от наводнений, проклинают воду, прибывшую так неожиданно и приносящую такие значительные нарушения. Но то, что истинной причиной всех этих бед является именно прорванная плотина, они могут так никогда и не узнать, если только кто-нибудь из них не отправится вверх по течению и не обнаружит истинную «виновницу» несчастий.
Так и с шеей. Опытный мастер знает, что причина боли необязательно находится в том месте, где болит. И поэтому устраняет обычно не только последствие, симптом, но и саму причину боли. Тело – это отражение всего, что было с нами в прошлом и что происходит в настоящем. Все события жизни: радостные и печальные, большие и малые, приятные и не очень – запечатлеваются и остаются в теле.
Алексей Колесников специализируется в области телесной терапии, ее суть – лечение психики человека через изменения, производимые с телом. Он является специалистом по Образовательной Кинезиологии, инструктором семинаров и тренингов по практическим телесно-ориентированным методикам. Работает с «трудными» детьми в международных лагерях, в том числе и выездных оздоровительных лагерях для детей со специальными потребностями.
С чего начинается прием психолога, работающего по методике телесной терапии? С наблюдений за тем, как пациент стоит, сидит, двигается. За его привычными жестами, взглядами, положениями рук и ног. Полчаса наблюдений порою раскрывают всю историю отношений человека с его близкими людьми – и его отношение к себе самому.
На самом деле работа (с ребенком) не может считаться завершенной, если оставлен без внимания вопрос о связях и взаимосвязях в семье. Здесь существуют свои подводные камни и тонкости, знание которых многим может помочь в анализе происходящего с ребенком. Во-первых, тот, кто больше любит ребенка, тот его и калечит. Для малыша это означает, что, кто его больше держит на руках и нянчится с ним, тот почти наверняка передаст ему свои мышечные стереотипы и зажимы. Тот или иной мышечный рисунок родителей или няньки – это тоже информация, причем жизненно важная для ребенка. Его внимание «заточено» на нее. Помните, что до формирования способности к самостоятельному движению в пространстве и самостоятельного речевого кодирования информации все информационные потоки осуществляются только посредством телесных напряжений. Дети впитывают информацию, как губки воду. Причем усваивают они ее бесцельно, впрок.
Это значит, во-вторых, что вместе с тем или иным мышечным рисунком ребенок присвоит себе и соответствующее психоэмоциональное состояние, или, правильнее, предрасположенность к определенному состоянию своих родителей и вообще любого, с кем он вступает в контакт, особенно телесный.
Книгу хочется разбирать на абзацы и цитировать бесконечно. Высокая плотность информации на несколько строк. Автор уверяет, что самое важное игровое оборудование в играх с детьми – это их родители. Не только в играх, но и в повседневных делах. Мы и раньше понимали, что воспитать детей правильно, это непросто. А теперь оказалось, что родители (и другие близкие родственники) целиком и полностью управляют процессами, происходящими в детском организме с рождения. Это же скоро совсем не будешь знать, куда руки девать, как посмотреть на свое чадо. Чтобы не накликать какой-нибудь аппендикс.
Животные воспринимают только реальные стрессовые факторы. Они живут здесь и сейчас, выражаясь языком психологии. Например, нападение хищника, пожар, наводнение: они происходят в настоящем времени, а не в воображении животного. Сидит заяц, ест траву, вдруг за ним погнался волк: заяц убегает, он не думает, что надо сделать и как, просто ноги уносят его подальше от хищника. Если зайцу удается спастись, то он останавливается, отряхивается, сбрасывая стресс и напряжение, и снова ест траву. Для зайца у стресса есть начало и конец. У людей все как раз наоборот, стресса может и не быть вовсе, а мы его переживаем, потому что придумали этот стресс сами, в своей голове.
В первой части книги дается много теории по основам телесно-ориентированной психологии, ее применению обычными людьми в обычной жизни. Далее о «трудных» детях: агрессия, тревожность, неврологические диагнозы, дети с задержками в развитии, и о том, каковы причины их физиологического напряжения, а также какие ошибки допускают родители «трудных» детей, пытаясь оценивать их строго по диагнозу.
Пример физиологического напряжения у младенца. Я консультировал одну молодую семью (родителям было около 22 лет), в которой был трехмесячный мальчик. Его мама пожаловалась, что он с некоторого времени стал делать странное движение руками назад. Он отводил их согнутыми в локтях назад и вверх, причем делал это только тогда, когда его брали на руки. В другое время он спокойно себе ими двигал в разных направлениях, нигде подолгу не задерживая. Все попытки привести их в обратное положение давали только временный эффект, а потом все возвращалось на свое место. Врачи не смогли обнаружить гипертонуса мышц или какой-либо другой патологии и назначили массаж. Массажист проделал все сеансы как положено, но руки у мальчика продолжали также подниматься вверх и назад. При повторном осмотре неврологом и педиатром не было обнаружено ничего неправильного в развитии ребенка. Действительно, его развитие было хорошим, аппетит и сон были в порядке, гулять любил, любопытство проявлял. С точки зрения медицины не к чему было прицепиться.
Родители уже не знали, что делать, и решили обратиться на всякий случай к психологу. С психологической точки зрения в этом случае тоже все было хорошо. Совершенно непонятно, почему малыш так делал. Пообщавшись с ним, я не нашел ничего такого, что бы помогло мне понять, почему так происходит. В один из моих визитов папа мальчика подошел к нему и захотел взять на руки. Я заметил, что отец ребенка чувствует себя при этом неуверенно, как будто он боится взять сына на руки. Когда он все-таки брал ребенка, то его руки поднимались локтями назад и вверх. И у его сына автоматически повторялось это положение рук.
И завершает книгу практический раздел: комплекс упражнений для снятия различных «зажимов», помогающий улучшить состояние всех систем организма и провентилировать сознание, устроить гимнастику для мозга. В результате занятий дети – и их родители – учатся дружить со своим телом, понимать его сигналы, а тело в свою очередь тоже откликнется, ведь оно не чужое – родное. Все слишком просто? Если бы. Выпить таблеточку гораздо проще, вот только проблемы она не решает. Тем не менее, легионы «таблеточек» тянутся за малышами с рождения, а их родители продолжают быть нервными, зависимыми, отягощенными «деревянным» детством и микрострессами, отрицая всякую связь между своими «тараканами» и поведением собственных детей, которых не зря с древних времен называют «кровиночками». Дети как своя кровь, дети – копия нас, они внутри нас, даже вырастая.
Обязательно почитайте!
Цена книги в магазинах: ~70 руб.
Источник
Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика
Брейн Джим.
Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтель.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Известно , что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей функции – интуиции, помогает сформулировать идею.
Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:
Левое полушарие | Правое полушарие |
|
|
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
На занятиях мы используем комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.
Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:
– преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
– улучшить память, увеличить быстроту реакции;
– развить творческое воображение, смекалку и находчивость.
Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока:
БЛОК № 1. Движения средней линии .
Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.
БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.
Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.
БЛОК № 3. Энергетические упражнения.
Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.
БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные.
В зависимости от того, какие точки активизировать, упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении.
Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей:
улучшение мыслительной деятельности;
улучшение навыков чтения;
улучшение навыков письма;
развитие учебных навыков;
формирование внутреннего равновесия;
поддержание личной экологии.
Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений.
Этапы введения гимнастики Брейн Джим:
1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием, не требует специальных навыков, ему просто предлагается выпить воды. При кажущейся простоте это упражнение достаточно эффективно. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом. Ребенок получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К моменту начала коррекционно – развивающей работы ребенок уже имеет сформированный условный рефлекс настройки на учебную деятельность.
2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия. Взрослый предлагает наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет усвоена каждым ребенком. Время прохождения этапа – до 2 месяцев.
Включая гимнастику Брейн Джим в систему коррекционной работы, важно адаптировать ее под лексический материал изучаемой темы, а именно придать каждому движению смысловую наполняемость.
3-й этап. Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, взрослый подводит их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Кроме того, происходит и количественное изменение: взрослый доводит число выполняемых упражнений от 2-3 до 5-6. Длится третий этап на протяжении всего коррекционного процесса.
4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность дошкольников. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизма, ребенок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни. Так, привыкнув под руководством педагога надавливать на «позитивные точки» в моменты волнения на занятии, ребенок переносит эти действия на схожие ситуации вне занятия.
Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:
- чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх;
- чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»;
- если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать.
Время перехода на четвертый этап индивидуально для каждого ребенка и зависит от его особенностей. Роль взрослого на этом этапе минимальна: это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» – если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб).
Список используемой литературы:
1.Алексей Колесников. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
2.https://spb.samopoznanie.ru/school/imaton/brain-gymnastics/
Источник
Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.
Определение
Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.
Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.
Коротко об особенностях мозга
Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.
- Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
- Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.
Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:
- у девочек – до 7 лет;
- у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.
Как тренировки влияют на мозг
Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.
Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.
Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса, включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.
Польза упражнений
Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:
- стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
- помогает получить энергию, необходимую для обучения;
- снижает утомляемость;
- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
- повышает продуктивную работоспособность;
- формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.
Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.
Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.
Гимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно. Занятия активируют те участки, которые ранее бездействовали.
Лучший возраст
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.
К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
Рекомендации для родителей
Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.
Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил.
- Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
- Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
- Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.
- В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
- Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
- Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений), поэтому на малыша нельзя кричать, нервничать, оскорблять его, обзывать. Такое отношение навсегда уничтожит стремление к обучению новым видам деятельности. Лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать еще раз.
Классификация упражнений
Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений, которые представлены в таблице.
Название группы | Суть | Полезный результат |
Пересекающие среднюю линию тела | Направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. | Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования. |
Энергетические | Направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию. | Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание. |
Растягивающие | Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс. | Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы. |
Повышающие позитивное отношение | Направлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие. | Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны. |
Таковы основные группы упражнений для мозга. Часть из них вполне успешно может использоваться детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Примеры упражнений для 4-5 лет
Рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий для стимулирования межполушарных взаимодействий для ребят среднего дошкольного возраста.
Пересекающие среднюю линию тела
Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга следует предложить ребенку простое упражнение «Кулак – ребро – ладонь», которое выполняется так: родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности:
- сначала ладонь выпрямлена;
- потом – сжимается в кулак;
- далее ладонь ставится ребром;
- после этого последовательность повторяется.
Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Сначала работа ведется ведущей рукой, если же ничего не получается, то можно помогать себе, шепотом произнося наименование движения («ладонь», «кулак», «ребро»). Постепенно подсказки отменяются, в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными.
Также такое несложное задание помогает улучшить внимание.
Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.
Порядок действий таков:
- ребенок встает прямо;
- поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;
- согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;
- далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть.
Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника.
Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.
Энергетическое
Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота».
Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.
Растягивающее
В 4-5 лет дети могут выполнить задание «Активация рук», которое помогает улучшить внимание. Порядок действий таков:
- левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть;
- правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя;
- Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям.
Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.
Упражнения для детей 5-6 лет
Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.
Пересекающие среднюю линию тела
«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.
«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.
Два упражнения следует чередовать.
«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:
- нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
- одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
- теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
- затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.
Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.
Энергетические
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.
Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.
Растягивающее
«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:
- левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
- теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
- затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
- после этого упражнение повторяется на другую сторону.
Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.
Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.
Источник