Гимнастика как средство и метод физического воспитания и развития ребенка
Гимнастика (от греч. «гимнос» — обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.
Задача гимнастики – формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического воспитания
ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.
Основная гимнастика. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной).
Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем.
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.
Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию.
К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.
Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
Прикладная гимнастика. К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.
ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Составитель: воспитатель гр. №6
«Теремок»
Медвецкая А.О.
Источник
ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Гимнастика (греч. gymnastike) — совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления мышц, совершенствования двигательных способностей, улучшения работы различных органов, общего развития и оздоровления организма; систематическая тренировка, регулярные занятия такими упражнениями1. Иными словами, гимнастика — это система специально подобранных физических упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека и направленных на достижение его гармоничного развития. Благодаря гимнастическим упражнениям формируются жизненно необходимые двигательные навыки, воспитываются психофизические качества, приобретается красота и выразительность движений, раскрываются творческие способности личности.
В системе физического воспитания гимнастика рассматривается как одно из средств и методов всестороннего воспитания личности и является обязательным компонентом базового физического воспитания. Гимнастические упражнения, имеющие общеукрепляющее и оздоровительное значение, начинают применяться с самого раннего детства и используются на протяжении всей жизни человека.
Основная задача гимнастики состоит в укреплении здоровья, физическом совершенствовании и осуществлении физической подготовленности человека к разнообразной бытовой и трудовой деятельности. В дополнение к этому гимнастика позволяет решить специфические задачи, такие как: формирование осанки, профилактика и коррекция различных нарушений опорно-двигательного аппарата и других систем организма, восстановление работоспособности после перенесенных заболеваний и травм, развитие телесной рефлексии, формирование схемы собственного тела и др.
Ткачева И.О., Дурнева А.А. Давайте говорить правильно! Спортивная лексика в современном русском языке. М.: Академия, 2004. С. 100.
В качестве метода физического воспитания гимнастика позволяет использовать разнообразные физические упражнения, избирательно влияющие на определенные мышечные группы или направленные на воспитание психофизических качеств. Гимнастика позволяет точно дозировать физическую нагрузку в соответствии с состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности занимающихся.
Во время занятий гимнастикой целесообразно использовать музыку, которая способствует повышению эмоциональности занятий, воспитывает ритмичность, грациозность и выразительность движений, улучшает настроение.
Важно подчеркнуть, что ведущую роль в организации гимнастических упражнений играет обучение, в процессе которого воспитывается умение оценивать свои двигательные возможности и усваиваются общие закономерности двигательной деятельности. При этом особое значение имеет организация занятий, их регламентированный порядок.
В системе физического воспитания выделяют следующие виды гимнастики:
- • общеразвивающую — основную, гигиеническую и др.;
- • со спортивной направленностью, в том числе спортивную, атлетическую, художественную, акробатику и пр.;
- • прикладную — профессионально-прикладную, лечебную и т.д.
В дошкольных образовательных организациях проводится общеразвивающая гимнастика.
Основная гимнастика направлена на оздоровление детского организма, формирование двигательных умений и навыков, воспитание психофизических качеств, развитие творческого потенциала ребенка.
Содержание основной гимнастики составляют: строевые упражнения; общеразвивающие упражнения; основные движения. При выполнении данных упражнений используются гимнастические снаряды и пособия, мелкий физкультурный инвентарь.
Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление и сохранение здоровья ребенка-дошкольника, формирование осанки, профилактику нарушений и совершенствование функций всех систем организма. Общеразвивающие упражнения проводятся в сочетании с закаливающими процедурами и массажем. Гигиеническая гимнастика рекомендуется для детей всех возрастов.
Задача спортивной гимнастики состоит в повышении и сохранении общей физической подготовленности. С детьми дошкольного возраста используются только ее элементы.
Художественная гимнастика предполагает совершенствование движений и имеет спортивную направленность. Упражнения художественной гимнастики выполняются под музыку, которая помогает развитию координации, воспитанию пластичности и эмоциональной выразительности движений. Содержание художественной гимнастики составляют строевые, общеразвивающие упражнения и некоторые основные движения, а также комбинации танцевальных движений.
Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Она развивает чувство ритма, способствует развитию координации, воспитанию психофизических качеств. В дошкольных организациях ритмическая гимнастика не может представлять самостоятельное занятие, однако ее элементы (блоки) включаются в разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, например: утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, физические упражнения во второй половине дня и др.
Прикладная гимнастика развивает и совершенствует двигательные навыки и качества, направленные на овладение определенной специальностью. В детских садах из разновидностей прикладной гимнастики может применяться лечебная гимнастика, которая относится к лечебной физкультуре. Лечебная гимнастика направлена на восстановление здоровья, улучшение состояния всех систем организма. Важно подчеркнуть, что занятия лечебной гимнастикой могут проводиться только специалистами, имеющими соответствующее (медицинское) образование.
Таким образом, гимнастика позволяет комплексно решать задачи физического воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их физической подготовленности.
Многие упражнения основной гимнастики целесообразно проводить с музыкальным сопровождением. Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей. При этом движения, выполняемые под музыку, становятся более ритмичными, координированными. Дети приучаются выполнять задания в соответствии с темпом музыкального сопровождения.
Характер музыкального произведения придает различные оттенки движениям детей, например, под бодрый марш дошкольники расправляют плечи, поднимают головы. Ходьба становится для них осмысленной, эмоционально окрашенной. Под плавную тихую музыку дети идут спокойно, широким шагом, быстрая, громкая музыка побуждает их к бегу, ритмичная — к подскокам, внезапное окончание музыки служит сигналом к остановке или смене движения.
Проведение под музыку основных движений возможно во всех возрастных группах. Наиболее целесообразно проводить под музыку ходьбу, бег, подпрыгивания и другие движения ввиду возможности их выполнения в общем темпе и ритме. Под музыку можно проводить несложные упражнения в подбрасывании и ловле мяча, передаче мяча по кругу и пр. Однако музыкальное сопровождение не подходит для проведения упражнений в равновесии, метании на дальность и в цель, прыжках в длину и в высоту, лазании. Сложность данных движений требует индивидуального темпа выполнения, концентрации внимания и сосредоточенности. В таких упражнениях музыка будет мешать, ограничивать движения детей.
Общеразвивающие упражнения с музыкальным сопровождением в дошкольных образовательных организациях проводятся гораздо реже и преимущественно в старших группах. Важно подчеркнуть, что любое упражнение, которое планируется проводить под музыку, должно быть разучено без музыкального сопровождения. Комплекс несложных, заранее разученных общеразвивающих упражнений может быть включен в физкультурное занятие как блок ритмической гимнастики.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы музыка по форме, содержанию и темпу исполнения была удобна для выполнения движений. Нельзя допускать искажения музыкального произведения для сопровождения того или иного движения. Для музыкального сопровождения выполнения детьми физических упражнений наилучшим образом подходит живая музыка. Однако в практике работы дошкольных организаций могут использоваться аудиозаписи детских песен или минусовые фонограммы произведений.
Содержание основной гимнастики составляют: основные движения, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения.
Источник
В термин «гимнастика» входит большое количество понятий, включающее разнообразные средства, методы, которые направлены на всестороннее физическое развитие, а также полноценное воспитание личности. Базовое физическое воспитание основано на системе применяемых специальных элементов, которые направлены на гармоничное физическое развитие человеческого организма. Занятия начинают применять с раннего возраста, тренировки могут проходить на протяжении всей жизни, до глубокой старости.
Особенности
Выполняя гимнастические упражнения формируются навыки, которые являются жизненно необходимыми, происходит развитие физических качеств, включая совершенствование ловкости, быстроты, воспитанию силы, гибкости, повышенную выносливость, способствует построению воли, твердого характера, при этом формируя дисциплинированность. Занятия развивают память, логическое мышление. Построение правильной осанки, возможность скорректировать имеющиеся деформации организма, уверенное владение телом – все это является задачей, которая решается при помощи гимнастики. С младенческого возраста гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка регулярно проводится в дошкольных учреждениях, охватывая все возрастные группы.
У гимнастики имеются определенные средства, чтобы решить поставленные задачи в плане воспитания и оздоровления детей, способствуя их физическому развитию, помогая совершенствовать точность упражнений. Регламент, установленный при проведении, а также для организации занятий позволяет осознанно и самостоятельно выполнять упражнения, развивает творческие направления, способствует воспитанию органичной организованности.
Применение музыкального сопровождения при обучении, позволяет повысить эмоциональность на уроках, развивает ритмичность, эстетику, позволяет повысить выразительность выполняемых элементов, что способствует положительному влиянию, воздействующему на личность детей в целом и их организм в частности. Для решения поставленных задач правильно распределяют учебные задания, применяют научные методы для расчета элементов, изучают всевозможные упражнения для творческой переработки их использования. Следовательно, применяемые методы имеют возможность повысить физическую подготовку, воспитывает у детей потребность к самостоятельным спортивным занятиям.
Основная гимнастика делает упор на занятия, способствующие укреплению иммунитета, закаливанию всего организма, правильной и красивой осанки, развитой физической формы. Физкультура, занятия которой проводят на основе гимнастических упражнений распространена повсеместно и по различным возрастным группам.
Средства
В основной гимнастике наиболее употребимы элементы из строевых, общеразвивающих, а также упражнений, которые составляют основу гимнастических комплексов. Применяются для выполнения определенных элементов разнообразные гимнастические снаряды, прочий физкультурный инвентарь. Регулярные занятия подобной физкультурой приводят к улучшению работы организма в целом, его органов в частности, повышается метаболизм (обмен веществ), происходит значительное укрепление нервно-мышечного аппарата. По мнению российских ученых гимнастика помогает поднять физическую работоспособность, дает возможность для лучшего отдыха.
Используя средства основной гимнастики, педагог может провести многозадачные творческие занятия. Воплощая их реализуются оздоровительные, воспитательные, необходимые образовательные задачи, что позволяет обучаемым освоить специальные знания, необходимые навыки и умения.
К подобным знаниям относят сведения об основной гимнастике, включающих в себя технику исполнения отдельных элементов, физические законы, которые лежат в основе организованного выполнения движений, какие действия производить для улучшения определенных органов, различных систем организма, чтобы повысить их возможности, развить двигательные, психические способности для выбранной деятельности.
Основой физкультуры является усвоение сведений для правильного исполнения основных элементов. Решение проблемы изучения теории и освоению практики физкультуры взаимосвязано с проблематикой развития определенных произвольных упражнений изучаемого онтогенеза человека. Естественность основных элементов сопровождает детей с наиболее раннего возраста, что способствует гармоничному развитию, совершенствованию личности.
Важно подобрать правильную нагрузку, которая определяется характером упражнений, скоростью выполнения, количеством и трудоемкостью выполняемых элементов, принимаемым исходным положением. Включается учет динамичности или статичности упражнений.
Виды
Характеристика содержания гигиенической гимнастики заключена в укреплении здоровья детей, воспитания правильной красивой осанки, оптимальное усовершенствование разных систем организма. Упражнения применяют из группы общеразвивающих в комплексе с закаливанием, куда входят водные, воздушные и солнечные ванны, применением массажа и самомассажа. Гигиеническая гимнастика охватывает возрастные группы всех категорий.
Художественная гимнастика применяет спортивные упражнения с применением различных предметов, также без них. Занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Подобные занятия помогают эстетическому воспитанию обучающихся. Важно достигнуть доступности выполняемых упражнений для обучаемых, добиться грациозности, естественности, гармоничности движений. Упражнения направлены на развитие равновесия — с поворотами, бегом, с различными прыжками, элементами, включающими танцевальные движения и с разнообразными предметами. Упражнения, задействованные из средств художественной гимнастики ориентированы на координацию движений, их выполняют с разной скоростью, используя востребованные напряжения мышц.
Применение художественных упражнений, включая танцевальные элементы, особой ритмичностью, отличающихся грациозностью, наиболее востребованы в занятия художественной гимнастики. Проводимые уроки, сопровождаемые музыкой, поощряют импровизацию. К элементам относят разные повороты, прыжки, танцевальные шаги, вращения из которых составляются композиции, гармонирующие с музыкой. При проведении мероприятий в учреждениях для дошкольников, тоже используют доступные для детей художественные движения.
Акробатика у дошкольников применяется отдельными элементами, подготавливающими мышцы к более серьезным упражнениям уже в старшем возрасте. Под контролем педагога выполняются кувырки, движения на растяжку. По рекомендациям исследователей, необходимо для щадящего режима позвоночника, для избегания возможных смещений, надевать детям шейные воротники или стелить мягкие коврики, во время осваивания кувырков. Обучение детей новых элементов проводят под контролем взрослых.
В детсадах применяют упражнения из ритмической гимнастики, которая представляется системой упражнений, исполняемых в музыкальном сопровождении. Подобные занятия развивают мышечную свободу детей, воспитывают выразительность, ритмичность исполняемых элементов, непосредственность, грациозность, красоту. Происходит формирование чувства ритма, развития музыкальности, что способствует гармоничности развития обучаемого. Рекомендуемые элементы из ритмической гимнастики также включают в утреннюю зарядку, физкультурные занятия, разные мероприятия. Лечебная физкультура, которая направлена для восстановления здорового состояния организма, используется для коррекции осанки, телосложения, улучшения работы нервной системы.
Польза
Основные элементы движений становятся базовыми для любого человека, к ним относятся привычные для всех ходьба, бег, лазанье и прочее. Необходимым для любых элементов стало чувство равновесия, формирующиеся упражнения на динамическом характере, задействуют мышцы, возрастает жизнедеятельность, активизируются функциональные процессы, на организм оказывается благотворное влияние, способствующие гармоничному развитию ребенка помогающее его оздоровлению.
Развитие движений происходит благодаря воспитанию одного, может быть нескольких процессов, среди этих процессов выделяют познавательные, волевые, разные эмоциональные, психологические.
Благодаря движениям формируются следующие ориентировки: в пространстве, способность определить направление движения, расстояние и расположение предмета, развитый глазомер, выдерживание определенного темпа, проведение ориентировки при строевых движениях, ориентирование при меняющихся совместных действиях. Все вышеперечисленное помогает воспитывать умения учитывать окружающие условия, совершать целенаправленные действия.
Подобные действия формируют условные рефлексы, которые постепенно образуются во время воспитания ребенка и его обучения, эти движения продолжают развиваться, далее формируются двигательные стереотипы.
Особенности занятий
Замечено, что многократно проводя однотипные движения в повторяющейся последовательности возникают временные связи, которые далее автоматизируются. Возникшие стереотипы имеют большую устойчивость у маленьких детей.
На протяжении обучения и формирования движений пристальное внимание должно уделяться постепенному развитию динамичного стереотипа, необходимых способностей для умения быстро приспосабливаться к окружающей среде.
Основные движения подразделяют на циклические, которые характеризуются однообразными циклами, регулярно повторяющимися. Примером таких движений может послужить ходьба.
Такие элементы очень быстро автоматизируются. Объяснения этому в регулярном повторении определенных циклов, которые закрепляются в развитую систему. Ритм движения непосредственно вырабатывается благодаря многократно повторяющейся последовательности проводящихся двигательных фаз.
А уже ациклический тип элементов выражен отсутствием повторных циклов. К примеру – прыжки. Подобные элементы усваиваются медленней, чем циклические, поскольку требует усложненной координации, большей сосредоточенности и принятия волевого усилия.
Обучение детей навыкам ходьбы, взаимосвязано с осанкой, шагом, устремленным вперед, согласованностью движений между руками, ногами, развитием свода стопы.
Следовательно, в зависимости от принимаемого темпа ходьбы напрямую зависит степень физической нагрузки и количество энергии затрачиваемое при этом. Обмен веществ повышается при обыкновенном темпе ходьбы, когда в движения вовлекаются как мускулатура, так и сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Подобный дозированный темп ходьбы не очень утомляет детей. Объясняется это тем, что мышцы ног чередуют напряжения и расслабления мускулатуры, задействован автоматизм и заданная ритмичность ходьбы.
Известно, что повышенный пульс замедляется и приходит в норму при переходе на замедленный темп, это приводит к понижению физической нагрузки, поэтому ходьбу в медленном темпе нужно применять как разслабляющее упражнение после того, как дети занимались интенсивными движениями.
У маленьких детей периодически можно наблюдать неравномерный темп проводимых упражнений, они могут идти быстро или замедлять шаги. После года, дети ходят как им удобно. После двух лет практически все дети умеют согласовывать движения своих рук и ног не путаться при ходьбе, уверенно соблюдать направление, могут переходить от бега к неторопливой ходьбе и обратно.
Влияние на здоровье
Воспитатели должны обращать пристальное внимание на осанку детей, корректировать ее по возможности, согласованности движений их рук и ног, регулировать дыхание: через три шага делается вдох, через четыре шага – выдох, контролировать манеру ходьбы, ее изменение в упражнениях.
Для профилактики плоскостопия и улучшения навыков ходьбы применяют специальные упражнения. Ходят на носочках, с напряжением мышц на голени, что служит укреплению свода стопы. Исполняемое упражнение помогает выпрямлению позвоночника, продуцирует короткие шаги, более короткие взмахи ручек. Следующие виды ходьбы: ходят на наружных краешках стоп, немного крадучись, на присогнутых ногах, босиком по лестнице, захватывая ее перекладинки пальцами, стоя на месте перекатываться с пяток на носочки.
Чувство равновесия развивают, помогают совершенствовать в игровых, спортивных действиях. Здесь задействованы велосипеды, роликовые коньки, детские лыжи, другие приспособления.
Применяемые в дошкольном возрасте самые разные упражнения направлены для формирования, эффективного развития базовых основных движений, проводимые занятия является хорошей подготовкой детей к школьному обучению и жизни в быту.
Чтобы достичь благоприятных результатов, развивая и усовершенствуя основные элементы движений, принятое обучение необходимо проводить согласно требованиям программы, которая составлена, учитывая все возрастные особенности, для развития и разнообразных функциональных возможностей детского организма, всех возрастных групп дошкольного возраста.
Источник