Гимнастика для лица для развития ребенка

Гимнастика для лица для развития ребенка thumbnail

Малыш плохо говорит? Его речь невыразительна?

Возможно, он не очень хорошо умеет владеть мышцами лица.

Чтобы научить ребенка нужным лицевым движениям и развить артикуляционный аппарат, рекомендуется заниматься мимической гимнастикой. 

Что такое мимическая гимнастика?

Как правильно выполнять упражнения дома?

На эти и другие вопросы можно найти ответ в этой статье.

Содержание:

  • Мимическая гимнастика
  • Польза упражнений
  • Правила выполнения
  • Примеры упражнений
    • Статические
    • Динамические
  • Артикуляционная гимнастика
  • Правильно подбираем гимнастику

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастикаэто вид логопедической гимнастики, при котором развиваются лицевые мышцы и мимические движения. 

Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом. 

Занятия можно начинать с дошкольного возраста, примерно с 3-4 лет. Именно в этот период обнаруживаются первые признаки речевых нарушений. 

Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.

Польза упражнений для мимики

Вот какую пользу приносят регулярные занятия мимической гимнастикой:

  • развивается артикуляционный аппарат;
  • снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
  • улучшается дикция;
  • тренируется звукопроизношение;
  • повышается выразительность речи и и мимики;
  • появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.

Правила выполнения мимической гимнастики

Мимической гимнастикой для детей можно заниматься даже дома, вместе с мамой или другим взрослым. При этом нужно следовать рекомендациям.

  • Занятия проводятся ежедневно, по 5-10 минут.
  • Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку. 
  • Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
  • Для занятий потребуется довольно большое зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
  • Важно не количество сделанных упражнений, а их качество.
  • Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
  • Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
  • В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
  • Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
  • Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой. 
  • Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
  • Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи. 
  • Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.

Примеры упражнений

Статические

В этих упражнениях мышцы лица удерживаются в определенном положении на 5-10 секунд.

«Улыбка»

Улыбнуться, чтобы уголки губ оттянулись наверх, а около глаз получились морщинки.

«Удивление»

Нужно широко раскрыть глаза и рот.

«Обида»

Опустить уголки рта вниз.

«Огорчение»

Выпятить нижнюю губу.

«Злость»

Брови сдвинуть, оттопырить губы, при этом нижнюю губу выставить вперед, а кулаки стиснуть.

«Дразнилка»

Максимально далеко высунуть язык.

«Хомячок»

Широко раскрыть глаза и надуть щеки.

«Капризка»

Капризуля Наша Люба,

Как карась надула губы,

Говорит карась большой:

-Дуться так не хорошо!

Надуть губы с капризным выражением лица.

«Спокойствие»

Закрыть глаза и расслабить мышцы лица.

Упражнения для развития мимики у детей

Упражнения для развития мимики

Динамические

В этих упражнениях позу из первой части удерживают 3-5 секунд, затем переходят к следующей. Задания выполняются неспешно и размеренно.

«Нахмурились — улыбнулись»

Нахмурить лоб и брови, чтобы на лбу получились вертикальные морщины. Затем радостно вскинуть брови, чтобы на лбу получились горизонтальные морщины.

«Улыбнулись — обиделись»

Сомкнуть губы и зубы. затем растянуть губы в улыбке. При этом поочередно поднимать и опускать уголки губ.

«Улыбка — трубочка — лошадка»

Сомкнуть губы и зубы. Растянуть губы в улыбке. Вытянуть губы трубочкой и “пофыркивать” вибрацией губ.

«Толстячок — худышка»

Сильно надувать щеки, а потом втягивать их в себя. Другой вариант — попеременно надувать одну из щек.

«Облака»

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас (наблюдать за воображаемыми облаками с выражением внимания интереса на лице).

Вот облачко веселое

Смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку 

Читайте также:  Уровень развития ребенка тест для родителей

Махал я вслед рукой (мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).

А вот другое облачко –

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно (выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).

И вдруг по небу грозное 

Страшилище летит

И кулаком громадным 

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек (выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено).

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко 

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой? 

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!» (выражение удивления: глаза и рот широко открыты)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать, 

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

«Ночные звуки»

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто — мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал.

И глазищами вращал (изображать “страшных” ночных зверей — угрожающе хмурить брови, насупить лоб, оскалиться, вращать глазами и т.д.)

«Разное настроение»

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак (опустить и сдвинуть брови, кончики губ опустить, голову и плечи опустить).

Улыбнётся он на миг –

Засияет солнца лик (брови приподнять, улыбнуться, плечи  развернуть, откинуть голову назад).

«Насос и мяч»

Один из игроков изображает надувной мяч, другой- “надувает” его. “Мяч” стоит на полусогнутых ногах, расслабив тело и обмякнув. По мере “надувания”, “мяч” выпрямляет голову, туловище, надувает щеки. Когда “мяч” будет “надут”, можно его “сдуть” — и тело “мяча” возвращается в исходное положение..

«Возьми и передай»

Передавать друг другу воображаемый предмет. Например, телевизор — ух, какой большой и тяжелый! Можно в удивлении выпучить глаза и раскрыть рот.

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Во время рассказа нужно делать выразительные движения: объятия, улыбки и т.д.

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Во время рассказа  надо делать такие выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен. 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастикаэто комплекс логопедических упражнений, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата (язык, губы, нёбо) и развивают их силу и подвижность. 

Выполняя задания, ребенок научится определенным положениям языка, губ и нёба. Этот вид гимнастики помогает развить четкую и плавную речь с правильным произношением.

Правильно подбираем гимнастику

Обычно для коррекции речи нужно применять различные виды логопедической гимнастики. Это позволит максимально быстро и эффективно справиться с речевыми нарушениями.

Сочетая артикуляционную и мимическую гимнастики, можно научить малыша держать в тонусе лицевые и артикуляционные мышцы, развить их плавность, подвижность и силу. Это улучшит звукопроизношение, беглость речи и дикцию.

Стоит проконсультироваться с логопедом, чтобы он подобрал ребенку подходящий комплекс гимнастики.

Занятия мимической гимнастикой подойдут тем ребятам, которые плохо владеют лицевыми мышцами и артикуляционным аппаратом. Упражнения помогут развить мимику и улучшить речь. Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется применять мимическую гимнастику в комплексе с артикуляционной.   

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Зарядка для лица показана при парезах лицевого нерва у взрослых  у взрослых и детей, как артикуляционная гимнастика при дефектах звукопроизношения у детей с дизартрией и задержкой речевого развития. Обучение массажу лица и мимической гимнастики в домашних условиях не сложное, попросите показать его логопеда, а пото распечатайте комплекс и повторяйте регулярно.

Гимнастика для лица

Подготовительный массаж лица при парезах лицевого нерва

  1. Сидя перед зеркалом, чистыми сухими руками массировать лоб. Массажные движения легкие, плавные, поверхностные, без надавливания. Проводить двумя руками от центра лба к вискам в разные стороны. Избегать покраснения кожи.
  2. Переходить на область глазниц. Взгляд опущен вниз, глаза прикрыты. Движения от внутреннего угла глаза по выпуклой линии к наружному, с переходом к околоушной зоне.
    Массаж области носа, начиная с крыльев, проводить к околоушной зоне. По спинке носа, проводить подушечками пальцев вниз от переносицы к кончику, без надавливания и смещения носа, не нарушая носового дыхания.
  3. Периоральную область массировать от середины рта к углу челюсти, одновременно или попеременно с каждой стороны.
  4. От центра подбородка к углу челюсти проводить массаж подбородка.
  5. Массировать область передней поверхности шеи, сверху вниз и затем от центральной зоны кнаружи, одновременно двумя руками, не надавливая. Голова немного запрокинута.
  6. Подключать элементы ЛФК. Начинать активные плавные движения головой вперед — назад, затем вправо – влево. При хорошей переносимости возможны круговые движения головой медленно по часовой стрелке, затем в обратном направлении, до 5-15 движений.
Читайте также:  Как понять что ребенок отстает в развитии 5 лет

Комплекс мимической гимнастики

Каждое упражнение повторяем 5 — 10 раз

  1. Наморщить лоб
  2. Закрыть и открыть оба глаза
  3. Нахмурить брови
  4. Втянуть воздух носом (глубокое дыхание)
  5. Подмигнуть попеременно одним и другим глазом
  6. Сморщить нос
  7. Широко улыбнуться, стараясь симметрично растягивать губы в обе стороны (красиво улыбаться)
  8. Улыбнуться только одним уголком рта (ухмылка)
  9. Втянуть щёки в полость рта
  10. Надуть щёки и удерживать воздух. Затем указательным пальцем слегка постукивать по щекам, вызывая выпускание воздуха через рот
  11. Двигать нижней челюстью в стороны
  12. Двигать языком в полости рта (часики)
  13. Полоскать рот воздухом
  14. Полоскать рот теплой водой
  15. Вытянуть губы вперед трубочкой
  16. Посвистеть
  17. Произнести отчётливые звуки: Б, П, М, Х, Ц
  18. Произнести отчётливые гласные звуки: У, А, О, И, Э, Я, Ю, Е.

Полный комплекс упражнений вместе с массажем лица при парезе лицевого нерва требуется повторять каждые 2-3 часа ежедневно.

При изолированном повреждении отдельных частей лица, требуется комплекс упражнений на эти области. При частичном не закрывании глаза, дополнительно следует проводить гимнастику для глаз.

Упражнения для глаз

  1. Крепко зажмурить глаза на 30 секунд
  2. Прищуриться на 30 секунд
  3. Вытаращить глаза на 30 секунд
  4. Посмотреть обычным взглядом, стараясь симметрично открывать оба глаза на 30 секунд
  5. Подмигнуть поочерёдно левым и правым глазом, по 7-15 раз каждым
  6. Вытянуть руку вперёд и, следить за движением указательного пальца, затем медленно приблизить руку к носу. После касания указательным пальцем носа, отводить руку в исходное положение вперёд. Сделать упражнение 7-15 раз.
  7. Нахмурить брови, затем расправить морщинки на лбу и удивиться. Сделать упражнение 7-15 раз.
  8. Произвести движения глазными яблоками справа налево (покачать глазами)
  9. Тремя пальцами каждой руки слабо нажать на верхнее веко в течение 2-3 секунды, повторить 3-5 раз.
  10. Указательными пальцами нажать на кожу в области надбровных дуг и медленно закрыть глаза руками. Пальцы удерживают кожу надбровных дуг и оказывают сопротивление мышцам, закрывающим глаза.
  11. Указательным, средним и безымянным пальцами рук (наложить на открытые глаза) и опускать, закрывать глаза, создавая пальцами сопротивление, повторить 7-10 раз
  12. Медленно вращать закрытыми глазами по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Сделать упражнение 7-10 раз в каждую сторону.
  13. При более выраженной нижнелицевой асимметрии (когда опущен угол рта с одной стороны, сглажена носогубная складка, асимметричная улыбка), показаны упражнения для губ.

Упражнения для губ

  1. Упражнение «губы-зубы». Произносить звуки У-И, при этом губы складывать трубочкой, затем широко улыбаться.
  2. Вытянуть губы трубочкой, движения в стороны. Сделать упражнение 7-10 раз в каждую сторону.
  3. Поднять и опустить верхнюю губу.
  4. Верхней губой почесать верхние зубы. Проводим движения по 5-10 раз, сначала с открытым, затем с закрытым ртом.
  5. Оскалить зубы, стараться симметрично.
  6. Упражнение «кучер»: произносим звук губами «Тпрррру!»
  7. Посвистеть
  8. Имитация сухого плевка.

При дизартрии, нарушении глотания, жевания требуются упражнения для языка.

Упражнения для языка

1. Язык поднять вверх за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы.
2. Облизать губы — поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю.
3. Упор языком в каждую щеку при открытом рте.
4. Упражнение «Маляр» – проводить по твердому нёбу языком, сначала вверх и вниз, затем в стороны.
5. Облизать языком вкруговую губы в одну и в другую сторону.
6. Просунуть язык между зубами и сильно подуть.
7. Упражнение «Карамелька за щекой»: упор языка в каждую щеку.
8. Упражнение «Вкусная сметана»: имитируем слизывание языком сметаны с верхней губы.
9. Упражнение «Кошечка лакает молоко» — имитация лакания.
10. Упражнение «Индюк сердится»: бл, бл, бл (быстрые булькающие движения языком по верхней губе).
11. Упражнения «Дятел»: произносим звуки тттт; тдтдтдтд; тдддддддд, тдддда, тддддо, тдддду, тдддды, тдддде, тддддэ, тддддя, тддддю.
12. Перекатывать языком во рту карамельку, жвачку или сливку.
13. Изнутри разрабатывать силиконовой щеткой внутренние стенки щек.

Читайте также:  Экспресс опросы по развитию речи ребенка

Гимнастика для лица — это творческий процесс

Мимическая гимнастика

В завершении мимической гимнастики можно перед зеркалом произвольно построить рожицы, гримасничать, с артистизмом и детской непосредственностью. Эмоции активируют центральную регуляцию, стимулируя периферическую нервную систему и восстановление в мышцах лица. Так называемая голливудская улыбка, то есть бездушная, искусственная, не задействует эмоциональную сферу, а только растягивает мышцы лица и придаёт вид вынужденной, натянутой ухмылки. Покуражившись перед зеркалом, Вы не только задействуете скрытые механизмы компенсации, но и получите заряд позитивных эмоций.

посмотрите видео упражнений для язычка 

Источник: https://sib-epileptolog.ru/nevrologiya/parez-litsevogo-nerva/obuchenie-massazhu-lica-i-mimicheskoj-gimnastiki-v-domashnix

Источник

Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды уделяют ей отдельное внимание, включая в комплексы коррекционных упражнений. Чем и когда полезна мимическая гимнастика для детей?

Польза мимической гимнастики

Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями. Что дает такой тандем?

  • Подготавливает мышцы и нервные окончания к коррекционной работе.
  • Способствует четкости дикции.
  • Оттачивает артикуляцию.
  • Расслабляет мышцы лица.
  • Развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек).

Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила.

  • Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим), чтобы малыш видел в нем движения – как свои, так и логопеда.
  • Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц.
  • Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.

С какого возраста можно заниматься с малышами гимнастикой на мимику? С того момента, как родители выяснили, что ребенку нужна речевая коррекция. Обычно это 3–4 года, то есть возраст младших дошкольников. Кстати, в коррекционных детских садах такие занятия тоже активно используют. Проводят их в игровой форме, что наиболее интересно для малышей данного возраста.

Если ваш ребенок имеет проблемы с дикцией, но не посещает коррекционный садик, обязательно запишите его к хорошему логопеду и занимайтесь в частном порядке.

Примеры упражнений

Вот несколько простых упражнений для развития мимики, которые можно выполнять и дома.

  • Я удивляюсь (поднять брови высоко).
  • Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).
  • Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).
  • Скупая улыбка (дошкольник растягивает в улыбке только сомкнутые губы, глаза не участвуют).
  • Кривая улыбка (участвует только один уголок рта, двигаясь к уху). Повторить в другую сторону, затем чередовать.
  • Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть;
  • Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не поворачивая головы.
  • Жвачное животное. Дошкольник двигает нижней челюстью по очереди во всех направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).
  • Я нюхаю. Малыш раздувает ноздри, вдыхая.
  • Хитрюга. Нужно сузить глаза, как щелочки.
  • Презрение. Во время улыбки ребенок сморщивает нос и поднимает верхние губы.
  • Отвращение. Нижнюю губу необходимо вытянуть вниз.
  • Жмурки. Малышу необходимо с силой зажмурить и раскрыть глаза.
  • Засыпаю. Ребенок медленно закрывает и открывает глаза.
  • Начеку. Глаза закрываются поочередно.
  • Подмигиваю. Дошкольник подмигивает сначала одним, затем другим глазом.

Подобных упражнений и игр для детей дошкольного возраста можно найти немало. Чудодейственным средством они не являются, не стоит уповать только на них, если у ребенка серьезный диагноз. Но в комплексе с другими занятиями и лечением (когда оно показано) мимическая гимнастика вносит существенный вклад в коррекцию звукопроизношения у детей. И, как известно, откладывать этот процесс не стоит, иначе можно упустить драгоценное время.

Источник