Гимнастика для лица для развития ребенка

Малыш плохо говорит? Его речь невыразительна?
Возможно, он не очень хорошо умеет владеть мышцами лица.
Чтобы научить ребенка нужным лицевым движениям и развить артикуляционный аппарат, рекомендуется заниматься мимической гимнастикой.
Что такое мимическая гимнастика?
Как правильно выполнять упражнения дома?
На эти и другие вопросы можно найти ответ в этой статье.
Содержание:
- Мимическая гимнастика
- Польза упражнений
- Правила выполнения
- Примеры упражнений
- Статические
- Динамические
- Артикуляционная гимнастика
- Правильно подбираем гимнастику
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика — это вид логопедической гимнастики, при котором развиваются лицевые мышцы и мимические движения.
Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом.
Занятия можно начинать с дошкольного возраста, примерно с 3-4 лет. Именно в этот период обнаруживаются первые признаки речевых нарушений.
Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.
Польза упражнений для мимики
Вот какую пользу приносят регулярные занятия мимической гимнастикой:
- развивается артикуляционный аппарат;
- снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
- улучшается дикция;
- тренируется звукопроизношение;
- повышается выразительность речи и и мимики;
- появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.
Правила выполнения мимической гимнастики
Мимической гимнастикой для детей можно заниматься даже дома, вместе с мамой или другим взрослым. При этом нужно следовать рекомендациям.
- Занятия проводятся ежедневно, по 5-10 минут.
- Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку.
- Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
- Для занятий потребуется довольно большое зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
- Важно не количество сделанных упражнений, а их качество.
- Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
- Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
- В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
- Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
- Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой.
- Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
- Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи.
- Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.
Примеры упражнений
Статические
В этих упражнениях мышцы лица удерживаются в определенном положении на 5-10 секунд.
«Улыбка»
Улыбнуться, чтобы уголки губ оттянулись наверх, а около глаз получились морщинки.
«Удивление»
Нужно широко раскрыть глаза и рот.
«Обида»
Опустить уголки рта вниз.
«Огорчение»
Выпятить нижнюю губу.
«Злость»
Брови сдвинуть, оттопырить губы, при этом нижнюю губу выставить вперед, а кулаки стиснуть.
«Дразнилка»
Максимально далеко высунуть язык.
«Хомячок»
Широко раскрыть глаза и надуть щеки.
«Капризка»
Капризуля Наша Люба,
Как карась надула губы,
Говорит карась большой:
-Дуться так не хорошо!
Надуть губы с капризным выражением лица.
«Спокойствие»
Закрыть глаза и расслабить мышцы лица.
Упражнения для развития мимики
Динамические
В этих упражнениях позу из первой части удерживают 3-5 секунд, затем переходят к следующей. Задания выполняются неспешно и размеренно.
«Нахмурились — улыбнулись»
Нахмурить лоб и брови, чтобы на лбу получились вертикальные морщины. Затем радостно вскинуть брови, чтобы на лбу получились горизонтальные морщины.
«Улыбнулись — обиделись»
Сомкнуть губы и зубы. затем растянуть губы в улыбке. При этом поочередно поднимать и опускать уголки губ.
«Улыбка — трубочка — лошадка»
Сомкнуть губы и зубы. Растянуть губы в улыбке. Вытянуть губы трубочкой и “пофыркивать” вибрацией губ.
«Толстячок — худышка»
Сильно надувать щеки, а потом втягивать их в себя. Другой вариант — попеременно надувать одну из щек.
«Облака»
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас (наблюдать за воображаемыми облаками с выражением внимания интереса на лице).
Вот облачко веселое
Смеётся надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
— Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой (мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).
А вот другое облачко –
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно (выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек (выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено).
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
«Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягонький,
Летим, летим со мной!» (выражение удивления: глаза и рот широко открыты)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
«Ночные звуки»
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл, а кто — мяукал,
Кто-то хрюкал, кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал.
И глазищами вращал (изображать “страшных” ночных зверей — угрожающе хмурить брови, насупить лоб, оскалиться, вращать глазами и т.д.)
«Разное настроение»
Капризуля мальчик Марк,
Не унять его никак (опустить и сдвинуть брови, кончики губ опустить, голову и плечи опустить).
Улыбнётся он на миг –
Засияет солнца лик (брови приподнять, улыбнуться, плечи развернуть, откинуть голову назад).
«Насос и мяч»
Один из игроков изображает надувной мяч, другой- “надувает” его. “Мяч” стоит на полусогнутых ногах, расслабив тело и обмякнув. По мере “надувания”, “мяч” выпрямляет голову, туловище, надувает щеки. Когда “мяч” будет “надут”, можно его “сдуть” — и тело “мяча” возвращается в исходное положение..
«Возьми и передай»
Передавать друг другу воображаемый предмет. Например, телевизор — ух, какой большой и тяжелый! Можно в удивлении выпучить глаза и раскрыть рот.
«Встреча с другом»
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Во время рассказа нужно делать выразительные движения: объятия, улыбки и т.д.
«Соленый чай»
Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Во время рассказа надо делать такие выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это комплекс логопедических упражнений, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата (язык, губы, нёбо) и развивают их силу и подвижность.
Выполняя задания, ребенок научится определенным положениям языка, губ и нёба. Этот вид гимнастики помогает развить четкую и плавную речь с правильным произношением.
Правильно подбираем гимнастику
Обычно для коррекции речи нужно применять различные виды логопедической гимнастики. Это позволит максимально быстро и эффективно справиться с речевыми нарушениями.
Сочетая артикуляционную и мимическую гимнастики, можно научить малыша держать в тонусе лицевые и артикуляционные мышцы, развить их плавность, подвижность и силу. Это улучшит звукопроизношение, беглость речи и дикцию.
Стоит проконсультироваться с логопедом, чтобы он подобрал ребенку подходящий комплекс гимнастики.
Занятия мимической гимнастикой подойдут тем ребятам, которые плохо владеют лицевыми мышцами и артикуляционным аппаратом. Упражнения помогут развить мимику и улучшить речь. Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется применять мимическую гимнастику в комплексе с артикуляционной.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Зарядка для лица показана при парезах лицевого нерва у взрослых у взрослых и детей, как артикуляционная гимнастика при дефектах звукопроизношения у детей с дизартрией и задержкой речевого развития. Обучение массажу лица и мимической гимнастики в домашних условиях не сложное, попросите показать его логопеда, а пото распечатайте комплекс и повторяйте регулярно.
Гимнастика для лица
Подготовительный массаж лица при парезах лицевого нерва
- Сидя перед зеркалом, чистыми сухими руками массировать лоб. Массажные движения легкие, плавные, поверхностные, без надавливания. Проводить двумя руками от центра лба к вискам в разные стороны. Избегать покраснения кожи.
- Переходить на область глазниц. Взгляд опущен вниз, глаза прикрыты. Движения от внутреннего угла глаза по выпуклой линии к наружному, с переходом к околоушной зоне.
Массаж области носа, начиная с крыльев, проводить к околоушной зоне. По спинке носа, проводить подушечками пальцев вниз от переносицы к кончику, без надавливания и смещения носа, не нарушая носового дыхания. - Периоральную область массировать от середины рта к углу челюсти, одновременно или попеременно с каждой стороны.
- От центра подбородка к углу челюсти проводить массаж подбородка.
- Массировать область передней поверхности шеи, сверху вниз и затем от центральной зоны кнаружи, одновременно двумя руками, не надавливая. Голова немного запрокинута.
- Подключать элементы ЛФК. Начинать активные плавные движения головой вперед — назад, затем вправо – влево. При хорошей переносимости возможны круговые движения головой медленно по часовой стрелке, затем в обратном направлении, до 5-15 движений.
Комплекс мимической гимнастики
Каждое упражнение повторяем 5 — 10 раз
- Наморщить лоб
- Закрыть и открыть оба глаза
- Нахмурить брови
- Втянуть воздух носом (глубокое дыхание)
- Подмигнуть попеременно одним и другим глазом
- Сморщить нос
- Широко улыбнуться, стараясь симметрично растягивать губы в обе стороны (красиво улыбаться)
- Улыбнуться только одним уголком рта (ухмылка)
- Втянуть щёки в полость рта
- Надуть щёки и удерживать воздух. Затем указательным пальцем слегка постукивать по щекам, вызывая выпускание воздуха через рот
- Двигать нижней челюстью в стороны
- Двигать языком в полости рта (часики)
- Полоскать рот воздухом
- Полоскать рот теплой водой
- Вытянуть губы вперед трубочкой
- Посвистеть
- Произнести отчётливые звуки: Б, П, М, Х, Ц
- Произнести отчётливые гласные звуки: У, А, О, И, Э, Я, Ю, Е.
Полный комплекс упражнений вместе с массажем лица при парезе лицевого нерва требуется повторять каждые 2-3 часа ежедневно.
При изолированном повреждении отдельных частей лица, требуется комплекс упражнений на эти области. При частичном не закрывании глаза, дополнительно следует проводить гимнастику для глаз.
Упражнения для глаз
- Крепко зажмурить глаза на 30 секунд
- Прищуриться на 30 секунд
- Вытаращить глаза на 30 секунд
- Посмотреть обычным взглядом, стараясь симметрично открывать оба глаза на 30 секунд
- Подмигнуть поочерёдно левым и правым глазом, по 7-15 раз каждым
- Вытянуть руку вперёд и, следить за движением указательного пальца, затем медленно приблизить руку к носу. После касания указательным пальцем носа, отводить руку в исходное положение вперёд. Сделать упражнение 7-15 раз.
- Нахмурить брови, затем расправить морщинки на лбу и удивиться. Сделать упражнение 7-15 раз.
- Произвести движения глазными яблоками справа налево (покачать глазами)
- Тремя пальцами каждой руки слабо нажать на верхнее веко в течение 2-3 секунды, повторить 3-5 раз.
- Указательными пальцами нажать на кожу в области надбровных дуг и медленно закрыть глаза руками. Пальцы удерживают кожу надбровных дуг и оказывают сопротивление мышцам, закрывающим глаза.
- Указательным, средним и безымянным пальцами рук (наложить на открытые глаза) и опускать, закрывать глаза, создавая пальцами сопротивление, повторить 7-10 раз
- Медленно вращать закрытыми глазами по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Сделать упражнение 7-10 раз в каждую сторону.
- При более выраженной нижнелицевой асимметрии (когда опущен угол рта с одной стороны, сглажена носогубная складка, асимметричная улыбка), показаны упражнения для губ.
Упражнения для губ
- Упражнение «губы-зубы». Произносить звуки У-И, при этом губы складывать трубочкой, затем широко улыбаться.
- Вытянуть губы трубочкой, движения в стороны. Сделать упражнение 7-10 раз в каждую сторону.
- Поднять и опустить верхнюю губу.
- Верхней губой почесать верхние зубы. Проводим движения по 5-10 раз, сначала с открытым, затем с закрытым ртом.
- Оскалить зубы, стараться симметрично.
- Упражнение «кучер»: произносим звук губами «Тпрррру!»
- Посвистеть
- Имитация сухого плевка.
При дизартрии, нарушении глотания, жевания требуются упражнения для языка.
Упражнения для языка
1. Язык поднять вверх за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы.
2. Облизать губы — поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю.
3. Упор языком в каждую щеку при открытом рте.
4. Упражнение «Маляр» – проводить по твердому нёбу языком, сначала вверх и вниз, затем в стороны.
5. Облизать языком вкруговую губы в одну и в другую сторону.
6. Просунуть язык между зубами и сильно подуть.
7. Упражнение «Карамелька за щекой»: упор языка в каждую щеку.
8. Упражнение «Вкусная сметана»: имитируем слизывание языком сметаны с верхней губы.
9. Упражнение «Кошечка лакает молоко» — имитация лакания.
10. Упражнение «Индюк сердится»: бл, бл, бл (быстрые булькающие движения языком по верхней губе).
11. Упражнения «Дятел»: произносим звуки тттт; тдтдтдтд; тдддддддд, тдддда, тддддо, тдддду, тдддды, тдддде, тддддэ, тддддя, тддддю.
12. Перекатывать языком во рту карамельку, жвачку или сливку.
13. Изнутри разрабатывать силиконовой щеткой внутренние стенки щек.
Гимнастика для лица — это творческий процесс
Мимическая гимнастика
В завершении мимической гимнастики можно перед зеркалом произвольно построить рожицы, гримасничать, с артистизмом и детской непосредственностью. Эмоции активируют центральную регуляцию, стимулируя периферическую нервную систему и восстановление в мышцах лица. Так называемая голливудская улыбка, то есть бездушная, искусственная, не задействует эмоциональную сферу, а только растягивает мышцы лица и придаёт вид вынужденной, натянутой ухмылки. Покуражившись перед зеркалом, Вы не только задействуете скрытые механизмы компенсации, но и получите заряд позитивных эмоций.
посмотрите видео упражнений для язычка
Источник: https://sib-epileptolog.ru/nevrologiya/parez-litsevogo-nerva/obuchenie-massazhu-lica-i-mimicheskoj-gimnastiki-v-domashnix
Источник
Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды уделяют ей отдельное внимание, включая в комплексы коррекционных упражнений. Чем и когда полезна мимическая гимнастика для детей?
Польза мимической гимнастики
Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями. Что дает такой тандем?
- Подготавливает мышцы и нервные окончания к коррекционной работе.
- Способствует четкости дикции.
- Оттачивает артикуляцию.
- Расслабляет мышцы лица.
- Развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек).
Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила.
- Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим), чтобы малыш видел в нем движения – как свои, так и логопеда.
- Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц.
- Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.
С какого возраста можно заниматься с малышами гимнастикой на мимику? С того момента, как родители выяснили, что ребенку нужна речевая коррекция. Обычно это 3–4 года, то есть возраст младших дошкольников. Кстати, в коррекционных детских садах такие занятия тоже активно используют. Проводят их в игровой форме, что наиболее интересно для малышей данного возраста.
Если ваш ребенок имеет проблемы с дикцией, но не посещает коррекционный садик, обязательно запишите его к хорошему логопеду и занимайтесь в частном порядке.
Примеры упражнений
Вот несколько простых упражнений для развития мимики, которые можно выполнять и дома.
- Я удивляюсь (поднять брови высоко).
- Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).
- Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).
- Скупая улыбка (дошкольник растягивает в улыбке только сомкнутые губы, глаза не участвуют).
- Кривая улыбка (участвует только один уголок рта, двигаясь к уху). Повторить в другую сторону, затем чередовать.
- Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть;
- Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не поворачивая головы.
- Жвачное животное. Дошкольник двигает нижней челюстью по очереди во всех направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).
- Я нюхаю. Малыш раздувает ноздри, вдыхая.
- Хитрюга. Нужно сузить глаза, как щелочки.
- Презрение. Во время улыбки ребенок сморщивает нос и поднимает верхние губы.
- Отвращение. Нижнюю губу необходимо вытянуть вниз.
- Жмурки. Малышу необходимо с силой зажмурить и раскрыть глаза.
- Засыпаю. Ребенок медленно закрывает и открывает глаза.
- Начеку. Глаза закрываются поочередно.
- Подмигиваю. Дошкольник подмигивает сначала одним, затем другим глазом.
Подобных упражнений и игр для детей дошкольного возраста можно найти немало. Чудодейственным средством они не являются, не стоит уповать только на них, если у ребенка серьезный диагноз. Но в комплексе с другими занятиями и лечением (когда оно показано) мимическая гимнастика вносит существенный вклад в коррекцию звукопроизношения у детей. И, как известно, откладывать этот процесс не стоит, иначе можно упустить драгоценное время.
Источник