Гигиена детей и подростков этапы развития ребенка

Гигиена детей и подростков этапы развития ребенка thumbnail

Гигиена детей и подростков– это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего

поколения, а также о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Как наука она интегрирует гигиенические знания по коммунальной гигиене, гигиене труда,

гигиене питания, социальной гигиене и эпидемиологии применительно к растущему

организму ребёнка.

Как научная дисциплина ГДиП призвана обосновать и проводить профилактические

мероприятия направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Методологической основой науки является тесная взаимосвязь ребёнка с окружающей средой, в

связи с чем она разрабатывает гигиенические рекомендации не только применительно к внешним

факторам среды но и к условиям воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, к учебному

процессу, физическому воспитанию и трудовому обучению.

Выделяют3 основных раздела ГДиП

1. Дошкольная гигиена. Она изучает гигиену детей младшего возраста в частности

нахождение детей в домашних условиях и детских образовательных дошкольных учреждениях

2. Школьная гигиена. Изучает гигиену в общеобразовательных школах, школах интернатах, а

так же профессиональных колледжах

3. Гигиена молодежи. Изучает гигиену учащихся высшей школы, а так же учащихся средних

учебных заведений. В отдельный раздел выделены спец школы в частности для слепых и

слабовидящих детей, с врожденной тугоухостью и глухотой

ГДиП изучает:

– Влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на

растущий организм

– Разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно противоэпидемические требования и

правила

– Контролирует санитарное состояние детских дошкольных и школьных учреждений

– Обосновывает оздоровительные мероприятия направленные на снижение заболеваемости, а

так же совершенствование функциональных возможностей и гармоничного развития детей и

подростков

Таким образом основной целью гигиены детей и подростков является:

– обоснование и разработка санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения

– разработка комплекса оздоровительных мероприятий которые способствуют укреплению здоровья

и физического развития детей и подростков.

Объект изучения: здоровье детских и подростковых коллективов

Задачи для проведения:

1. Знать общую демографическую ситуацию и тенденции в изменении состояния здоровья

детей и подростков

2 Контролировать своевременность и полноту проведения плановых медицинских осмотров

3. Анализировать результаты в каждом конкретном коллективе и климатогеографическом

регионе

4. На основании этого разрабатывать планы комплексны лечебно профилактических

мероприятий, и контролировать их выполнение

5 Анализировать инфекционную заболеваемость и современную тенденцию распространения

инфекционных заболеваний

6. Проводить оперативные противоэпидемические мероприятия

Связь гигиены детей и подростков с другими науками.

1. Возрастная анатомия и физиология

2. Педиатрия

3. Эпидемиология и медицинская микробиология

4. Инфекционные болезни

5. Психология и психиатрия

Отличия ГДиП от педиатрии:

ГДиП решает гигиенические вопросы на основе морфо-функциональных и физиологических

исследований, т.е. изучает процессы формирования организма, период раннего онтогеза во

взаимодействии с факторами окружающей среды для обеспечения благоприятного развития

растущего организма, сохранение и укрепление его здоровья через преобразование среды.

Таким образом, внешняя среда с позиции гигиены является учетом реакции организма ребенка на эту

среду.

Педиатрия изучает анатомо-физиологические особенности формирования ребенка с учетом его

генотипа и особенностями окружающей среды, а так же особенности протекания

общесоматических, инфекционных и психических заболеваний с разработкой мер реабилитации и

восстановления.

Особенности нормирования в ГДиП:

Гигиеническое нормирование

Основные принципы были сформулированы Громбахом

1. Обязательная предпосылка допустимости(нормы) воздействие любого фактора внешней

среды служит функциональная готовность растущего организма к этому воздействию

2. Нормы ГДиП непостоянны. Они меняются на различных возрастных этапах

3. Смена норм должна происходить не одновременно для различных факторов

Таким образом, задачи гигиенического нормирования заключаются в проведении

дифференцированного гигиенического нормирования факторов окружающей среды с учетом

возраста и определения для каждого из них того возрастного интервала, в пределах которого

конкретный гигиенический норматив сохраняет свое значение.

В современных условиях гигиенический норматив- это научно обоснованное определение тех

параметров или той интенсивности воздействующих на организм, которые оказывают благоприятное

или безвредное влияние, при этом обеспечивают сохранение здоровья детей.

Принципы нормирования:

1. Специфичность норм для каждого фактора окружающей среды.

2 Непостоянство, сменяемость норм. Обусловлено особенностями роста и развития.

Данные нормы сохраняет свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по

окончание его заменяется новыми.

3 Развивающая, тренирующая направленность норм. Данные нормирования должны

создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное воздействие организма

с окружающей средой, но и способствует его лучшему развитию. Нормы ГТО, закаливание.

4. Дифференцировка гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего

организма.

Актуальные проблемы научных исследований в гигиене детей и подростков:

1. Состояние здоровья и уровень физического развития детей и подростков.

Читайте также:  Тесты для определения психического развития ребенка

2. Гигиена учебного процесса в детских дошкольных и школьных учреждениях.

3. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков

4. Гигиена трудовой деятельности детей и подростков

5. Санитарное благоустройство детских дошкольных и школьных образовательных

учреждений

Источник

Гигиена детей и подростков — научная дисциплина об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил.

В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются «школьные» заболевания, которые широко распространены среди учащихся. Их частота закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).

У детей и подростков с возрастом увеличивается количество хронических заболеваний. Это болезни нервной системы и органов чувств, нарушения функций системы пищеварения и обмена веществ, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и др. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения.

Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста в индивидуальном развитии человека (онтогенезе), выделено 7 периодов созревания (табл. 10).

Таблица 10. Биологическая возрастная периодизация

Биологическая возрастная периодизация

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:

— отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

— уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

— особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.

В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков:

— 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;

— 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;

— 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

— 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

— 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:

— соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);

— соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);

— физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

Обычно на практике измерение тела сводится к определению трех основных признаков: роста, массы тела и окружности грудной клетки.

Полученные результаты измерения показателей сравнивают со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития. Понятно, что единых стандартов физического развития детей и подростков быть не может, поскольку в разных климатических поясах, в городах и сельской местности имеются свои особенности. Именно поэтому сотрудник детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития отдельных детей используют региональные стандарты.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы сигмальных отклонений (профиля физического развития), центильный, регрессионный (оценочных таблиц), комплексный и др. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности в точности этой оценки. Именно поэтому для более точной индивидуальной оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей и подростков. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.

Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат. acceleratio – ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим.

Читайте также:  Методики развития ребенка при беременности

В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах, используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет.

Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего, важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей.

Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей произошло и укрупнение размеров тела взрослых людей, и позднее наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости.

В то же время в ряде районов земного шара имеются группы населения, у которых процессы роста и развития стабилизировались. В странах Европы, Америки и России в настоящее время проявляется тенденция к снижению темпов физического развития. Этот противоположный процесс называется децелерацией, т.е. происходит замедление процессов роста и развития.

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ принята 3-ступенчатая система общеобразовательных учреждений:

— первая — начальное общее образование (4 года);

— вторая — основное общее образование (5 лет);

— третья — среднее (полное) общее образование (2 года).

Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое снижение работоспособности и развитие переутомления. С этой целью рационально организуют каждое занятие, регламентируют их количество на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуют с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки.

Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 -го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов, для учеников 1-го класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.

Предупреждение утомления — важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании; русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.

Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Опубликовал Константин Моканов

Источник

Гигиена детей и подростков – это учебная дисциплина, которая занимается гигиеническими проблемами детства и юношества. По данным Федеральной службы государственной статистики в России проживает свыше 33 млн детей, подростков и молодежи в возрасте до 19 лет (включительно), а это более 25% населения страны.

(слайд 2) Основная особенность детей и подростков заключается в том, что, в отличии от взрослых, их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени, по сравнению со взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействие весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться незаметными и незначительными.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека заключается в том, что внешние воздействия сказываются не только на функциональном состоянии в настоящий момент, но и влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Читайте также:  Система интенсивного развития ребенка сирс

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Однако сохранение и укрепление здоровья, недостаточны для детей и подростков. Для них самое главное – благоприятное развитие. Поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребёнка.

(слайд 3) Гигиена детей и подростков – профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.

(слайд 4). Нормирование в гигиене детей и подростков – это научно обоснованное определение характеристик факторов, воздействующих на организм, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом нормируется интенсивность и длительность воздействия, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие. Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие.

Основанием для установления гигиенических норм воздействия изучаемых факторов служит функциональное состояние организма детей при разной интенсивности и длительности воздействующих факторов.

(слайд 5). Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования.

1. Специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью в них) для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы.

2. Непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, каждому из которых свойственен определенный, именно ему присущий уровень чувствительности к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми.

3. Развивающая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и спо­собствуют наилучшему развитию.

4. Дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

На каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам воздействий окружающей среды, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.

(слайд 6). Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов:

– здоровье детей и подростков;

– гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня;

– гигиена физического воспитания;

– гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся;

– гигиена питания детей и подростков;

– гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков;

– гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков;

– медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.

(слайд 7). Основным методом в гигиене детей и подростков является метод естественного гигиенического эксперимента. В дополнение к нему обычно применяется метод лабораторного эксперимента. Широко используется метод гигиенического наблюдения. Обработка и анализ полученных в ходе исследований материалов невозможны без использования санитарно-статистического метода. В дополнение ко всем этим методам в настоящее время широко применяется современный математический аппарат – методы математического прогнозирования.

Основоположниками, теоретиками и крупными организатора­ми современной отечественной гигиены детей и подростков явля­ются профессора А.В. Мольков, С.М. Громбах, академики РАМН Г.Н. Сердюковская и А.Г. Сухарев.

(слайд 8). Альфред Владиславович Мольков (1870-1947) – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Профессор А.В. Мольков – выпускник медицинского факультета Московского университета, земский врач, талантливый организатор и знаток санитар­ного просвещения, основоположник отечественной школьной гигиены. Им сформулированы цели и задачи, определены основные пути научно-исследовательской и педагогической работы в области школьной гигиены, написаны первые учебник и руководство к прак­тическим занятиям студентов по школьной гигиене. Особый интерес и сегодня представляют динамические исследования физического развития детей различных национальностей. Эти исследования поло­жили начало повсеместному изучению динамики здоровья детского населения. Много исследований А.В. Молькова посвящено изуче­нию детского общественного питания, гигиеническому обоснованию строительства, благоустройства и оборудования школ и детских учреждений, дошкольному обучению и воспитанию.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ (слайд 1).

Источник