Гезелл a умственное развитие ребенка
Проф. А. Гезел. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. С предисловием автора к русскому изданию. Пер. с англ. под ред. проф. Е. А. Аркина. – М.-Л.: ГИЗ, 1930. (с сокращениями. – А. А.)
Предисловие автора к русскому изданию.
С чувством особенного удовольствия я берусь за перо, чтобы написать предисловие к русскому изданию моей книги об умственном развитии ребенка дошкольного возраста. Есть много интересных черт сходства между Россией и Америкой в их новейших заботах об охране младенческого возраста. В обеих странах усиливается признание важности, которую имеют первые годы жизни человека для всего цикла его развития. Неизменно укрепляется убеждение, что личность взрослого индивидуума может много выиграть при надлежащей охране тех возможностей развития, которые заложены в младенческом возрасте. Отбрасывая всякую мистику, я думаю, мы можем с полным правом сказать, что этот взгляд покоится главным образом на результатах биологических знаний.
Развитие стало одною из центральных проблем биологии. Оно служит предметом научного исследования во всех формах жизни: в одноклеточных и сложных организмах, у растений и животных, у индивидуумов и целых групп. Изучение ведется в широких пределах, от первого абриса нервной системы у крошечной саламандры до широкого количественного исследования расы и среды. Физиология развития стала сама по себе наукой.
Человеческий младенец также входит в поле зрения этого нового понимания физиологии и психо-биологии развития. Истинная психическая природа ребенка может быть постигнута лишь при биологическом освещении всех явлений роста и поведения.
Наконец ребенок есть лишь кусочек природы, и его развитие как физическое, так и душевное подчинено ее законам. Душевное развитие есть одно из явлений природы, и подобно всем другим явлениям оно доступно изучению и контролю. Научное признание за ним не сверхъестественного, а естественного бытия является первым шагом к умственной гигиене. Такой взгляд со временем утвердит за ребенком его настоящие права и даст нам возможность оказать его раннему умственному развитию защиту и содействие.
Настоящая книга имеет целью уловить капризные элементы умственного развития и выработать методы наблюдения, которые бы дали возможность устанавливать индивидуальные различия между детьми. Диагностика и истолкование таких различий составляют задачу в которой равно заинтересованы и медицина и педагогика.
Я очень рад, что редакцию перевода этой книги на русский язык взял на себя проф. А р к и н, который изучает вопросы раннего детства с точки зрения биологии и гигиены, и считаю долгом поблагодарить его за этот труд.
Я не решаюсь сказать, насколько наша методика исследования развития потребует видоизменений в применении к русским детям. Думаю, что методы и принципы, которые были пригодны для американских детей, окажутся применимыми и в чужой стране, потому что дети — везде дети, и в этой универсальности черт детского возраста мы видим отражение столь много обещающей в будущем благотворной солидарности всего человеческого рода.
Arnold Gesell.
13 июня 1928 г. Йельский университет.
Рекомендуемые страницы:
Источник
Цитата сообщения Jolochka
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году – в 3 месяца, начиная с третьего года жизни – раз в полугодие.
Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:
1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;
2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;
3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;
4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;
5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.
Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.
Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:
Сбор анамнеза и предварительная беседа:
На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.
Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.
Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.
Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:
Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.
Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.
Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:
Минимальная запись – заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.
Обсуждение и рекомендации для родителей:
Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.
Письменный отчёт.
Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.
Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:
Мячики: большой и маленький.
Колокольчик с деревянной ручкой.
Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.
Бубенчики на ленточке.
Погремушка.
Красное кольцо на веревочке
Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.
Взвешенные блоки: 6 штук.
Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.
Десять деревянных красных кубиков.
Чашка из алюминия.
Доска с вкладывающимися в нее формами.
Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.
Мелки.
Книжка с детскими стихами.
«Чудесная коробка».
Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.
Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).
Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:
(+) – образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.
(±) – образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.
(-) – постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.
Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).
Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О – явный отказ, Н – невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.
Обработка результатов:
Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).
x = (y : na) * nb
Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).
В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.
Приложения:
Порядок выполнения тестовых заданий
Методика проведения обследования
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей первого года жизни
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей второго года жизни
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей третьего года жизни
Источник
Проф. А. Гезел.
Умственное развитие ребенка. Методика
диагностики умственного развития
ребенка от рождения до шести лет. С
предисловием автора к русскому изданию.
Пер. с англ. под ред. проф. Е. А. Аркина. –
М.-Л.: ГИЗ, 1930. (с сокращениями. – А. А.)
Предисловие автора к русскому изданию.
С
чувством особенного удовольствия я
берусь за перо, чтобы написать
предисловие к русскому изданию моей
книги об умственном
развитии ребенка дошкольного возраста.
Есть много интересных
черт сходства между Россией и Америкой
в их новейших
заботах об охране младенческого возраста.
В обеих странах усиливается
признание важности, которую имеют первые
годы жизни
человека для всего цикла его развития.
Неизменно укрепляется
убеждение, что личность взрослого
индивидуума может
много выиграть при надлежащей охране
тех возможностей развития,
которые заложены в младенческом возрасте.
Отбрасывая всякую
мистику, я думаю, мы можем с полным правом
сказать,
что этот взгляд покоится главным образом
на результатах биологических
знаний.
Развитие
стало одною из центральных проблем
биологии. Оно
служит предметом научного исследования
во всех формах жизни: в одноклеточных
и сложных организмах, у растений и
животных,
у индивидуумов и целых групп. Изучение
ведется в
широких пределах, от первого абриса
нервной системы у крошечной саламандры
до широкого количественного исследования
расы
и среды. Физиология развития стала сама
по себе наукой.
Человеческий
младенец также входит в поле зрения
этого нового
понимания физиологии и психо-биологии
развития. Истинная
психическая природа ребенка может быть
постигнута лишь при
биологическом освещении всех явлений
роста и поведения.
Наконец
ребенок есть лишь кусочек природы, и
его развитие как
физическое, так и душевное подчинено
ее законам. Душевное
развитие есть
одно из явлений природы,
и подобно всем другим явлениям оно
доступно изучению и
контролю. Научное признание за ним не
сверхъестественного, а естественного
бытия является первым шагом к умственной
гигиене.
Такой взгляд со временем утвердит за
ребенком его настоящие
права и даст нам возможность оказать
его раннему умственному
развитию защиту и содействие.
Настоящая
книга имеет целью уловить капризные
элементы умственного
развития и выработать методы наблюдения,
которые
бы дали возможность устанавливать
индивидуальные различия
между детьми. Диагностика и истолкование
таких различий составляют
задачу в которой равно заинтересованы
и медицина и
педагогика.
Я
очень рад, что редакцию перевода этой
книги на русский язык
взял на себя проф. А р к и н, который
изучает вопросы раннего
детства с точки зрения биологии и
гигиены, и считаю долгом
поблагодарить его за этот труд.
Я
не решаюсь сказать, насколько наша
методика исследования развития
потребует видоизменений в применении
к русским детям.
Думаю, что методы и принципы, которые
были пригодны для
американских детей, окажутся применимыми
и в чужой стране,
потому что дети — везде дети, и в этой
универсальности черт
детского возраста мы видим отражение
столь много обещающей
в будущем благотворной солидарности
всего человеческого
рода.
Arnold Gesell.
13 июня 1928 г. Йельский
университет.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Арнольд Гезелл (1880-1961)
Арнольд Гезелл – американский психолог и педиатр, основной областью исследования которого было умственное и физическое развитие нормальных людей от рождения до юности.
Арнольд Гезелл – американский психолог и педиатр, основной областью исследования которого было умственное и физическое развитие нормальных людей от рождения до юности.
Арнольд Гезелл (1880-1961)
ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ: [скрыть]
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Арнольд Гезелл родился 21 июня 1880 года в Алме, штат Висконсин, и получил степень бакалавра в Висконсинском университете. В 1906 году он получил докторскую степень из университета Кларка, где он был мотивирован специализироваться на развитии ребенка, учась у известного американского психолога Дж. Стэнли Холла (1844–1924) Гезелл получил степень доктора медицины в Йельском университете в 1915 году. После непродолжительной работы в Государственной обычной школе Лос-Анджелеса он был назначен доцентом в Йельском университете, где он основал Клинику развития ребенка и был ее директором с 1911 по 1948 год. Позднее он был консультантом Института развития ребенка Гезелля. Ранняя работа Гезелля включала изучение умственной отсталости у детей,Гезелл был одним из первых, кто провел количественное исследование развития человека от рождения до юности, сосредоточив свое внимание на широком исследовании небольшого числа детей. Он начал с детей дошкольного возраста, а затем расширил свою работу до 5–10 и 10–16 лет. На основании своих выводов Гезелл пришел к выводу, что процессы, с помощью которых младенцы, дети и подростки развиваются умственно и физически, сопоставимы и параллельны.В своей клинике он обучал исследователей собирать данные и готовил отчеты, которые имели широкое влияние как на родителей, так и на педагогов. Результаты его исследования были использованы при создании графиков развития Gesell, которые могут быть применены к детям в возрасте от четырех недель до шести лет. Тесты измеряют ответы на стандартизированные материалы и ситуации как качественно, так и количественно. Акцент сделан на развитие моторики и языка, адаптивное поведение и личностно-социальное поведение. Результаты теста сначала выражаются как возраст развития (DA), который затем преобразуется в коэффициент развития (DQ), представляющий часть нормального развития, которая присутствует в любом возрасте. Отдельные коэффициенты развития могут быть получены для каждой из функций, на которых построена шкала.В 1940-х и 1950-х годах Гезелла считали главным авторитетом страны в области воспитания и развития детей, и факторы развития, основанные на его графиках развития, широко использовались для оценки интеллекта детей. Он написал несколько бестселлеров, в том числе « Младенец и ребенок в современной культуре» (1943) и «Ребенок от пяти до десяти» (1946), в соавторстве с Фрэнсис Лиллиан Илг (1902–1981). В широко читаемых публикациях Гезелл утверждал, что воспитание детей требует разумного руководства, а не вседозволенности или жесткости. Его влияние также ощущалось многими детскими психологами и педиатрами, которым он помог обучать.В конце концов, превосходство идей Гезелла сменилось теориями, которые подчеркивают важность окружающей среды, а не внутренних элементов в развитии ребенка, так как идеи Джерома С. Брунера (1915–) и Жана Пиаже (1896–1980) приобрели известность. Гезелла критиковали за то, что он слишком узко основывал свою работу на наблюдении за небольшим количеством субъектов исследования, которые все были детьми белых родителей среднего класса в одном городе Новой Англии. Его также осудили за то, что он позволил слишком мало свободы для индивидуальных и культурных различий в моделях роста.Несмотря на то, что коэффициент развития больше не принимается в качестве действительной меры интеллектуальных способностей, Гезелл остается важным пионером в развитии ребенка и известен своими достижениями в методологии наблюдения и измерения поведения. Он открыл использование видео и фотографии в дополнение к наблюдению с помощью односторонних зеркал в качестве инструментов исследования.Арнольд Гезелл пользовался такими методами исследований, которые впоследствии были им введены в психологию, как:
- Лонгитюдный – метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста.
- Близнецовый – сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов.
Гезелл был “плодовитым” автором; его книги включают «Атлас детского поведения» (1934) и «Молодежь: годы с десяти до шестнадцати»(1956). Он умер 29 мая 1961 года в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в возрасте 80 лет.Институт развития человека Гезелла был основан в 1950 году двумя бывшими учениками и коллегами Гезелла, Ильгом и Луизой Бейтс Аме, вместе с Джанет Лирден. Гезелл работал там консультантом по исследованиям до самой смерти.
Институт был переименован в Институт развития ребенка Гезелла в 2012 году и продолжает пропагандировать принципы развития ребенка как инструменты для принятия решений для детей младшего возраста.
Чупалова Майя · 01 дек, 2019
Далее
Источник: https://PsyMod.ru/db/psych/izvestnye-psihologi/2849-arnold-gezell-1880-1961-biografija-vklad-v-psihologiju.html
Показатели психического развития ребенка по Гезеллу
Возраст | Моторное развитие | Речевое развитие | Приспособительное поведение | Индивидуально-социальное поведение |
Ступень одного месяца | Когда берут младенца на руки, поднимает время от времени голову. Полож. плашмя на животик, делает движения ползания. Лежа на животе, поднимает головку. Лежа на животе, поворачивает голову в сторону | Обращает внимание на звуки. Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли, голода | Фиксирует взглядом окно и крупные предм.. Останавл. взгляд на движ. предметах, если они достаточной величины. Видит красное (яркое) кольцо, но не задерживает на нем взгляд. Удерживает кольцо, положенное в руку | Поднимая ребенка, психолог чувствует известную мышечную активность с его стороны. Ребенок обнаруж взглядом избират. отнош. к человеческому лицу |
Ступень двух месяцев | Взятый на руки, держит голову в течение короткого времени. Если держать младенца на весу спиной вниз, поднимает голову. Положенный ничком, немного приподнимает грудь над поверхностью стола. Лежа на спине, выбрасывает руки прямо вверх | Прислушивается к человеческому голосу. Когда взрослый близко наклоняется к младенцу, на его лице появляются опред. реакции. Располагает несколькими интонациями | Следит глазами за движущейся фигурой. Задерживается взглядом на покачивающемся на веревочке красном кольце | Поворач. голову и держит ее в опред положении, заслышав человеч голос. При подним. на руки наблюдается мышечное напряж в плеч. области. Бьет ножками в ванне при купании или произв. ножками движ. отталкив. |
Ступень трех месяцев | Взятый на руки, хорошо фиксирует голову Переворачивается со спины на бок Положенный ничком, приподнимается, опираясь на ручки | Отвечает улыбкой при заговаривании с ним Выражает чувство удовольствия определенной интонацией | Следит глазами за движущимся карандашом При наблюдении свободно поворачивает голову Прикасается на разные лады к кольцу. Лежа на спине, изучает окружающую обстановку | Выражает изумление и осозн внезап. переход к новой ситуации Успокаивается под влиянием голоса или музыки Предвкушает кормл., открыв рот, или приходит в сост. возбужд. Одной ручкой перебирает пальчики на другой |
Ступень четырех месяцев | Лежа на спине, приподнимает голову и плечи, как бы пытаясь сесть. Сидит обложенный подушками. Ручки не сжаты все время в кулак, часто раскрываются | Громко смеется. В ответ на появление взрослого подает голос. Спонтанное гуление | Лежа на спине, зажимает между ручками качающееся кольцо. Смотрит на дюймовый кубик на столе. Поворач. голову, прослеж. взором исчезающий предмет | Разглядывает собственную руку при игре. Примитивная игра с погремуш. Шлепание ручкой по воде, лежа в ванной. Напрягает тельце, когда видит, что его собир поднять |
Ступень пяти месяцев | Поворачивается со спинки на животик. Сидит при поддержке. Попадая ручкой на кубик, может приподнять его со стола или руки взрослого | Поворачивает голову на голос и на звон колокол. Проявл. нетерпен. в интонации. Выражает опред. интонацией нетерпение, когда у него забирают понравившуюся вещь | Лежа на спине, подним. выпавшую погремушку. Тянется к листу бумаги. Зрительный контроль над схватыванием и манипулированием | Активно играет погремушкой. Повторно возвращ. к ней взглядом. Играет во время купания |
Ступень шести месяцев | Усаженный в слег. наклон. полож., сидит некоторое время без поддерж. Зажимает предмет с помощью одновремен. сгибан всех пальцев. Удерж. некоторое время два кубика, по одному в каждой руке | Отчетливо произносит отдельные слова. Узнает близких людей. Визжит и гулит от удовол. | Проявляет активный интерес к предметам. Поднимает кубик со стола. Смотрит на новый предмет, лежащий на столе | Стучит ложкой и шлепает ладонью по столу во время игры. Различает своих и чужих |
Ступень семи месяцев | Тенденция пользов одной рукой. Легко поворачивает руку вокруг своей оси. Достает шарик с помощью сгребания или складывания руки «горстью». Без труда поднимает кубик со стола | Выражает удовлетворение при достижении предмета | Настойчиво тянется к отдал. кубику. Поднимает перевер. чашку. Длительно вертит кольцо в руках. Когда ложка падает, короткое время ищет ее взглядом | Использ для игры листок бумаги. Исполь для игры веревочку. Увидев свое отражен в зерк, наклоняется к зеркалу, протягив ручки |
Ступень восьми месяцев | Сидит короткое время без поддержки. Самостоят. садится. Берет шар, испол. хватат. движения | Лепечет при виде знакомого лица. Речь приобретает характер междометий | Ищет взглядом упавший предмет. Поднимает переверн. чашку, пользуясь ручкой. С интересом ощуп ручкой колокольчик | Активно отвечает на заигрывание. Улыбается своему отраж в зеркале и бьет по нему рукой. Выпавший рожок сам подн. ко рту. Получает удовольствие от полученного шума при бросании предмета |
Ступень девяти месяцев | Самостоят. сидит. При захватывании кубика противопост большой палец. Положенный ничком, передвигается | Говорит двусложное слово (мама, дядя и т. п.). Прислуш. при произнес. новых или знакомых слов | Вкладывает предм. в отверствие. Притягивает за веревочку кольцо. Следит глазами, когда перед ним чертят штрихи на бумаге | Приним. участие в ритмич. игре. Машет ручкой при прощании. Использует чашку и кубик для комбинированной игры |
Ступень десяти месяцев | Сам становится на ножки. Хватает шар точн. пинцетообр. движ. | Начинает подражать услышанным звукам. Определенным образом реагирует на знакомое слово | Удерживает два кубика, не отказыв. от третьего. Подражая психол., начинает делать штрихи на бумаге. Ощуп. пальцем отверстие на доске для вкладышей. Поднимает чашку ручкой. Отыск. прикрытый салфеткой предмет | Ведет игру со своим отражением в зеркале. Раскачивает кольцо на веревочке |
Ступень двенадцати месяцев | Ходит с посторонней помощью. Стоя на ножках, может опустится в сидячее положение. Держит карандаш так, что им можно чертить на бумаге. | Говорит два-три слова. Выполняет простейшие словесные поручения. Кладет кубик по требованию в чашку или на чашку | Чертит вслед за психологом штрихи или вертит в подражение погремушкой. Вкладывает палочку или форму в соответствующее отверстие. Знает, что нужно потянуть за веревочку, чтобы придвинуть кольцо. Высвобождает кубик, завернутый в бумагу. | Держит чашку при питье. Задерживает по требованию выполнение действия. Повторяет номер, вызвавший смех |
Представленная схема имеет несомненное практическое значение, так как в ней автор не только отражает этапы развития младенца, но и предлагает отдельные тесты для их диагностики.
Для адекватной психодиагностической оценки психолог должен ориентироваться не только на возрастные этапы развития психических функций, но и на качественные особенности развития этих функций и их взаимодействия по мере взросления ребенка в течение первого года жизни.
Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 1670; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
:
Поиск по сайту:
Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.
Поделитесь с друзьями:
Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Источник: https://poznayka.org/s29545t1.html
Источник