Гетерохронность роста и развития организма ребенка

Гетерохронность роста и развития организма ребенка thumbnail

Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических систем детей и подростков происходит не одновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно.

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами с некоторым его замедлением. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других – увеличение отдельных частей тела. Выделяют три периода интенсивного роста: первый – от рождения до I года, когда длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела утраивается; второй – полуростовой скачок – в возрасте от 6 до 8 лет, когда за I год длина тела может увеличиться на 6-8 см; третий – от 11 до 13 лет, когда увеличение длины тела за 1 год может составить 10-12 см. В эти годы снижаются защитные силы организма, функциональные резервы, возникает повышенная чувствительность к неблагоприятным факторам, уменьшается работоспособность.

Известно, что периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития, характеризующимися качественными изменениями, когда происходит формирование, созревание и интеграция различных физиологических систем и механизмов, происходит совершенствование организма, повышение его устойчивости, приобретение новых качеств. Эти периоды: от 1 года до 4 лет; 8-10 лет; 14-20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно резко реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к существенным изменениям его пропорций. Новорожденный ребенок имеет относительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности (по своим пропорциям ближе к шарику). В дальнейшем, по мере роста, длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей – в 4, туловища – в 3, а головы – только в 2 раза и соответственно изменяются пропорции тела (относительно уменьшается голова, туловище и удлиняются конечности).

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже заканчивает свое развитие и подвергается инволюции.

Причиной гетерохронности является различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем. Не последнюю роль играют и социальные условия среды. Смысл гетерохронности заключается в перераспределении жизненной энергии и ее мобилизации для успешного развития той функции организма, которая важна в данный возрастной период.

Принцип гетерохронии развития органов и систем был сформулирован А.Н. Северцовым и детально разработан П.К. Анохиным и его многочисленными учениками и последователями в теории си-стемогенеза. Суть этого учения заключается в том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функциональную систему, выполняющую жизненно важную роль, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, центры дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, которые обеспечивают акт сосания.

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и так далее также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разные органы. Эти функциональные системы обеспечивают ему оптимальное взаимодействие с внешней средой.

Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе, обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомофизиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Опережающее развитие органов и функциональных систем у детей и подростков – это своеобразная «страховка», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой «во всеоружии», так как он уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспечивающей ему питание.

Читайте также:  Развитие мотивационной сферы личности ребенка

Следовательно, неодновременное и опережающее развитие функций есть важнейший фактор, который подлежит обязательному учету в педагогической практике. Умелое использование гетеро-хронности, рациональное распределение информации, научный подход к характеру тренирующего воздействия – важное условие сохранения здоровья и залог успешного гармонического умственного и физического развития подрастающих поколений.

Угасание функций органов и систем происходит также гетеро-хронно: наиболее рано снижается активность тех функций, которые утрачивают свое биологическое и социальное значение. Например, репродуктивная функция снижается раньше, чем пищеварительная. Чем востребованнее в процессе жизни та или функция, тем дольше она сохраняет свою активность. При постоянной умственной деятельности интеллектуальная функция сохраняется дольше, тогда, как физические нагрузки позволяют сохранить сердечнососудистую и дыхательную системы в хорошем состоянии. Поэтому гармоничная старость во многом зависит от образа жизни человека в течение всего его онтогенеза.

Гетерохронность не только не мешает правильному гармоническому развитию, но и имеет глубокий биологический смысл, который проявляется в увеличении биологической надежности организма.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются отклонения, которые легко свести к двум основным типам -акселерации и ретардации.

Под акселерацией понимают ускорение, а под ретардацией -задержку физического, психического, социального развития и формирования отдельных функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей и подростков значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса – на 0,5 кг; у 15-летних соответственно -на 6-10 см и 3-10 кг.

Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.

Существуют убедительные доказательства акселерации развития сердечнососудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов. Акселерация показателей физического развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между ними существует взаимосвязь.

Внутригрупповые акселерация и ретардация выявляются при рассмотрении размеров тела.

По длине тела выделяют следующие группы детей и подростков:

  • • высокие и выше средних – акселеранты – 20%;
  • • средние – 60%;
  • • ниже средних и низкие – ретарданты – 20%.

В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, обусловленное как внешними, так и внутренними факторами. В то же время известно, что дети, развивающиеся средними темпами, отличаются большей надежностью и устойчивостью функциональных систем.

У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей – на их качественное преобразование. У таких детей наблюдается отставание структурно-функционального развития мышечной ткани от скорости роста костей, что часто является причиной формирования нарушений опорно-двигательного аппарата. Для формирования гармонического развития высокорослых детей существует система мероприятий, способствующих укреплению и развитию скелетной мускулатуры.

Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т.д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые. Процентное соотношение данных групп в различных регионах России, городах, районах, школах неодинаково.

Проблема акселерации и ретардации привлекает внимание многих специалистов всего мира: биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов. Решение ее имеет большое практическое значение и требует пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Так, определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое осуществляется в специализированных классах или в обычных с использованием индивидуальных программ, инновационных технологий.

Читайте также:  Роль учителя в развитии одаренного ребенка

Ребенок с ускоренным психическим развитием, испытывающий недостаток информации в школе, постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. Эти дети нуждаются в понимании особенностей их биологического, психического развития, в индивидуальном подходе при обучении, воспитании и оздоровлении. При соблюдении этих требований они «подтягиваются» до уровня своих сверстников.

Акселерация не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательство, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечнососудистых заболеваний. Дети-акселеранты чаще, чем их сверстники, страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому требуется четкое выполнение ими рекомендаций по профилактике этих нарушений и адекватное развитие мышечной системы.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Выдвигается много различных гипотез о ее причинах. Наиболее существенные из них:

  • • широкая миграция современного населения и связанное с ней увеличение количества смешанных браков (в основе лежат законы генетики);
  • • урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического и психического развития;
  • • увеличение уровня радиации на земле;
  • • улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.

Несмотря на то что воздействие перечисленных выше факторов сохраняется, в литературе последних лет есть сообщения о том, что процесс акселерации приостанавливается. Это относится к эпохальной акселерации, которая имеет цикличность в своем развитии. Что касается групповой акселерации, то она была, есть и будет и не замечать, игнорировать ее нельзя, так как это реальная биологическая закономерность. Рационально организованная система воспитания и обучения детей в соответствии с уровнем биологической и социальной зрелости позволит всем детям гармонично развиваться, сохранить и укрепить их здоровье.

Источник

Вопрос

Предметы, задачи изначение курса возрастная антомия, физиология и гигиена.

Данный предмет является самостоятельной дисциплиной, предметом его является изучение анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, закономерности становления их организма в процессе индивидуального развития и особенности реакций физиологических функций на педагогического воздействия.

Задача курса:

1)дать необходимые для работы педагога знание анатома физиологических особенностей детей и подростков.

2) сформировать правильное диалектическое понимание основных биолого-физиологических закономерностей развития детей и подростков.

3. ознакомить с условно рефлекторными основами процессов обучения и воспитания.

4)ознакомить с физиологическими механизмами сложных психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь, эмоции.

5)развить у будущих учителей умение использовать знание морфофункциональных (анатомо-физиологических) особенностей организма детей и подростков при организации учебно-воспитательного прцесса.

Значение курса:

Имеет большое практическое и теоретическое значение, знание полученных основ помогут педагогу рационально и оптимально организовать учебный и воспитательный процесс.

Вопрос

Понятие о росте и развитии. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.

Рост и развитие. Данные понятия являются одним из основных понятий в биологии. Рост – это увеличение массы и линейных размеров индивидуума, его отдельных органов за счет увеличения числа и массы клеток, неклеточных образований в результате преобладания процессов анаболизма над процессами катаболизма. Рост относится к количественным изменениям.

Развитие . под развитием понимается качественные изменения в организме. В детском организме они заключаются в усложнении организма, их взаимоотношений и процессов регуляции. Однако рост и развитие ребенка тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста, приводят к качественным изменениям.

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно. Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Так, например, сердце функционирует уже на третий неделе пренатального онтогенеза, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам до года рост вес рожденных 3900

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивают ему необходимую подвижность, надежность, функционирование целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды

3 вопрос
Понятие об онтогенезе

Термин онтогенез (от греч. онтос — сущее и генезис — происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни… которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» ‘. Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития — пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16— 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем. Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18—20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

12 периодов

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Раннее детство — 1-3 года

Первое детство — 4-7 лет

Второе детство мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период мальчики 13-16 лет

девочки 12-15 лет

Юношеский период юноши 17-23 года

девушки 16-21 год

Зрелый возраст (1 период) мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период) мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник