Гетерохронность роста и развития организма ребенка

Гетерохронность роста и развития организма ребенка thumbnail

Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических систем детей и подростков происходит не одновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно.

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами с некоторым его замедлением. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других – увеличение отдельных частей тела. Выделяют три периода интенсивного роста: первый – от рождения до I года, когда длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела утраивается; второй – полуростовой скачок – в возрасте от 6 до 8 лет, когда за I год длина тела может увеличиться на 6-8 см; третий – от 11 до 13 лет, когда увеличение длины тела за 1 год может составить 10-12 см. В эти годы снижаются защитные силы организма, функциональные резервы, возникает повышенная чувствительность к неблагоприятным факторам, уменьшается работоспособность.

Известно, что периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития, характеризующимися качественными изменениями, когда происходит формирование, созревание и интеграция различных физиологических систем и механизмов, происходит совершенствование организма, повышение его устойчивости, приобретение новых качеств. Эти периоды: от 1 года до 4 лет; 8-10 лет; 14-20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно резко реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к существенным изменениям его пропорций. Новорожденный ребенок имеет относительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности (по своим пропорциям ближе к шарику). В дальнейшем, по мере роста, длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей – в 4, туловища – в 3, а головы – только в 2 раза и соответственно изменяются пропорции тела (относительно уменьшается голова, туловище и удлиняются конечности).

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже заканчивает свое развитие и подвергается инволюции.

Причиной гетерохронности является различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем. Не последнюю роль играют и социальные условия среды. Смысл гетерохронности заключается в перераспределении жизненной энергии и ее мобилизации для успешного развития той функции организма, которая важна в данный возрастной период.

Принцип гетерохронии развития органов и систем был сформулирован А.Н. Северцовым и детально разработан П.К. Анохиным и его многочисленными учениками и последователями в теории си-стемогенеза. Суть этого учения заключается в том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функциональную систему, выполняющую жизненно важную роль, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, центры дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, которые обеспечивают акт сосания.

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и так далее также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разные органы. Эти функциональные системы обеспечивают ему оптимальное взаимодействие с внешней средой.

Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе, обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомофизиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Опережающее развитие органов и функциональных систем у детей и подростков – это своеобразная «страховка», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой «во всеоружии», так как он уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспечивающей ему питание.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос речевое развитие

Следовательно, неодновременное и опережающее развитие функций есть важнейший фактор, который подлежит обязательному учету в педагогической практике. Умелое использование гетеро-хронности, рациональное распределение информации, научный подход к характеру тренирующего воздействия – важное условие сохранения здоровья и залог успешного гармонического умственного и физического развития подрастающих поколений.

Угасание функций органов и систем происходит также гетеро-хронно: наиболее рано снижается активность тех функций, которые утрачивают свое биологическое и социальное значение. Например, репродуктивная функция снижается раньше, чем пищеварительная. Чем востребованнее в процессе жизни та или функция, тем дольше она сохраняет свою активность. При постоянной умственной деятельности интеллектуальная функция сохраняется дольше, тогда, как физические нагрузки позволяют сохранить сердечнососудистую и дыхательную системы в хорошем состоянии. Поэтому гармоничная старость во многом зависит от образа жизни человека в течение всего его онтогенеза.

Гетерохронность не только не мешает правильному гармоническому развитию, но и имеет глубокий биологический смысл, который проявляется в увеличении биологической надежности организма.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются отклонения, которые легко свести к двум основным типам -акселерации и ретардации.

Под акселерацией понимают ускорение, а под ретардацией -задержку физического, психического, социального развития и формирования отдельных функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей и подростков значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса – на 0,5 кг; у 15-летних соответственно -на 6-10 см и 3-10 кг.

Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.

Существуют убедительные доказательства акселерации развития сердечнососудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов. Акселерация показателей физического развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между ними существует взаимосвязь.

Внутригрупповые акселерация и ретардация выявляются при рассмотрении размеров тела.

По длине тела выделяют следующие группы детей и подростков:

  • • высокие и выше средних – акселеранты – 20%;
  • • средние – 60%;
  • • ниже средних и низкие – ретарданты – 20%.

В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, обусловленное как внешними, так и внутренними факторами. В то же время известно, что дети, развивающиеся средними темпами, отличаются большей надежностью и устойчивостью функциональных систем.

У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей – на их качественное преобразование. У таких детей наблюдается отставание структурно-функционального развития мышечной ткани от скорости роста костей, что часто является причиной формирования нарушений опорно-двигательного аппарата. Для формирования гармонического развития высокорослых детей существует система мероприятий, способствующих укреплению и развитию скелетной мускулатуры.

Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т.д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые. Процентное соотношение данных групп в различных регионах России, городах, районах, школах неодинаково.

Проблема акселерации и ретардации привлекает внимание многих специалистов всего мира: биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов. Решение ее имеет большое практическое значение и требует пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Так, определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое осуществляется в специализированных классах или в обычных с использованием индивидуальных программ, инновационных технологий.

Читайте также:  Проблемы социального развития в личности ребенка

Ребенок с ускоренным психическим развитием, испытывающий недостаток информации в школе, постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. Эти дети нуждаются в понимании особенностей их биологического, психического развития, в индивидуальном подходе при обучении, воспитании и оздоровлении. При соблюдении этих требований они «подтягиваются» до уровня своих сверстников.

Акселерация не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательство, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечнососудистых заболеваний. Дети-акселеранты чаще, чем их сверстники, страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому требуется четкое выполнение ими рекомендаций по профилактике этих нарушений и адекватное развитие мышечной системы.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Выдвигается много различных гипотез о ее причинах. Наиболее существенные из них:

  • • широкая миграция современного населения и связанное с ней увеличение количества смешанных браков (в основе лежат законы генетики);
  • • урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического и психического развития;
  • • увеличение уровня радиации на земле;
  • • улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.

Несмотря на то что воздействие перечисленных выше факторов сохраняется, в литературе последних лет есть сообщения о том, что процесс акселерации приостанавливается. Это относится к эпохальной акселерации, которая имеет цикличность в своем развитии. Что касается групповой акселерации, то она была, есть и будет и не замечать, игнорировать ее нельзя, так как это реальная биологическая закономерность. Рационально организованная система воспитания и обучения детей в соответствии с уровнем биологической и социальной зрелости позволит всем детям гармонично развиваться, сохранить и укрепить их здоровье.

Источник

Вопрос

Предметы, задачи изначение курса возрастная антомия, физиология и гигиена.

Данный предмет является самостоятельной дисциплиной, предметом его является изучение анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, закономерности становления их организма в процессе индивидуального развития и особенности реакций физиологических функций на педагогического воздействия.

Задача курса:

1)дать необходимые для работы педагога знание анатома физиологических особенностей детей и подростков.

2) сформировать правильное диалектическое понимание основных биолого-физиологических закономерностей развития детей и подростков.

3. ознакомить с условно рефлекторными основами процессов обучения и воспитания.

4)ознакомить с физиологическими механизмами сложных психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь, эмоции.

5)развить у будущих учителей умение использовать знание морфофункциональных (анатомо-физиологических) особенностей организма детей и подростков при организации учебно-воспитательного прцесса.

Значение курса:

Имеет большое практическое и теоретическое значение, знание полученных основ помогут педагогу рационально и оптимально организовать учебный и воспитательный процесс.

Вопрос

Понятие о росте и развитии. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.

Рост и развитие. Данные понятия являются одним из основных понятий в биологии. Рост – это увеличение массы и линейных размеров индивидуума, его отдельных органов за счет увеличения числа и массы клеток, неклеточных образований в результате преобладания процессов анаболизма над процессами катаболизма. Рост относится к количественным изменениям.

Развитие . под развитием понимается качественные изменения в организме. В детском организме они заключаются в усложнении организма, их взаимоотношений и процессов регуляции. Однако рост и развитие ребенка тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста, приводят к качественным изменениям.

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно. Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Так, например, сердце функционирует уже на третий неделе пренатального онтогенеза, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Читайте также:  Общения на разных этапах развития ребенка

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивают ему необходимую подвижность, надежность, функционирование целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды

3 вопрос
Понятие об онтогенезе

Термин онтогенез (от греч. онтос — сущее и генезис — происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни… которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» ‘. Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития — пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16— 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем. Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18—20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

12 периодов

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Раннее детство — 1-3 года

Первое детство — 4-7 лет

Второе детство мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период мальчики 13-16 лет

девочки 12-15 лет

Юношеский период юноши 17-23 года

девушки 16-21 год

Зрелый возраст (1 период) мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период) мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник