Гетерохрония и диссинхрония развития одаренного ребенка

Гетерохрония и диссинхрония развития одаренного ребенка thumbnail

ГЕТЕРОХРОНИЯ
развития (биол.) – это неравномерность
в созре­вании различных функциональных
систем головного мозга.Известно, что
люди различаются по способностям
зрительно­го, слухового восприятия,
по психомоторным характеристикам. В
одном случае нас поражают удивитель­ные
спортивные достижения или танцевальные
способности де­тей; в другом огорчает
неповоротливость, неуклюжесть. Конечно,
не все обладающие абсолютным слухом
или тонким цветоразличением могут стать
музыкантами, худож­никами. Однако
нельзя не согласиться с тем, что врожденные
осо­бенности оказывают существенное
влияние на процесс развития и в
значительной мере предопределяют
контуры будущих достиже­ний. В качестве
следующей закономерности генетики
выделяют от­носительную независимость
уровня сформированных различ­ных
функциональных систем друг от друга.
Так, например, ребе­нок может иметь
абсолютный слух и хорошо понимать
музыку, но психомоторные способности
его могут находиться на низком уровне.
И в результате этот «музыкальный»
ребенок не достигает высоких результатов
в художественной гимнастике или танцах.
Правда, исследователи всегда подчеркивают,
что эта дискрет­ность неабсолютна и
различные функциональные системы влияют
друг на друга. Для формирования более
наглядного представления о внешних
проявлениях нервно-психического развития
ребенка воспользуем­ся аналогией с
группой спортсменов (велосипедистов
или бегу­нов), преодолевающих длинную
дистанцию. Представим отдель­ную
функциональную систему как одного из
этих спортсменов. На старте они
представляют собой единую плотную
массу, но постепенно растягиваются на
дистанции. Кто-то становится лиде­ром,
кто-то занимает вторые и третьи позиции,
а кому-то достает­ся роль аутсайдера.
Причем при прохождении трассы их взаимное
расположение часто меняется. Подобно
этим спортсменам разви­тие различных
функциональных систем мозга идет по
сходным правилам. На каждом возрастном
этапе какие-то функции выгля­дят
наиболее активными и сформированными,
другие находятся на второстепенных
местах. Но проходит время, и подобно
спорт­сменам, проходящим промежуточный
финиш, в следующем воз­растном периоде
картина меняется. Недавний лидер отходит
на второй план, вперед выходят вчерашние
аутсайдеры. Итак, если мы представим
какой-то из возрастных периодов как
промежуточный финиш, то увидим, что
различные функцио­нальные системы
приходят к нему с разной степенью
зрелости и совершенства. Одни уже
оформились и в дальнейшем лишь
незна­чительно модифицируются; другие
находятся в стадии активного формирования.
Отсюда в психологии и педагогике выросла
идея сензитивных периодов – так именуется
свойственное определен­ному возрастному
этапу оптимальное сочетание условий
для раз­вития определенных психических
свойств и процессов. Прежде­временное
или запаздывающее по отношению к этому
периоду педагогическое воздействие
оказывается недостаточно эффектив­ным
и неблагоприятно сказывается на развитии
личности.ДИССИНХРОНИЕЙ именуют
неравномерность развития отдельных
способностей и личностных свойств. Она
скорее итог, результат гетерохронности
личностных свойств. Это одна из наиболее
популярных, а потому час­то обсуждаемых
в литературе, посвященной детской
одаренности, проблем (Ж.-Ш. Террасье, П.
Мерш и др.). Диссинхрония прояв­ляется,
по утверждению этих исследователей, на
двух уровнях: внешнем (социальном) и
внутреннем. Симптоматика
внешней, социальной, диссинхронии

выражен этот вид диссинхронии в часто
отмечаемом разрыве между одаренным
ребенком и его ок­ружением. Реже в
поле зрения специалистов попадает
внутренняя
диссинхрония
,
которая предполагает обсуждение проблемы
несо­ответствия уровней развития
отдельных функций, или несбалан­сированное
развитие отдельных способностей. Соц
диссинхрония, вероятно, явление
неизбежное, а потому можно сказать –
естественное и даже нормальное. Средст­во
для ее преодоления давно обнаружено и
выражено в современ­ной педагогике
термином «личностно-ориентированный
подход». Сложнее обстоит дело с так
называемой внутренней диссинхрони-ей.
Одаренным следует в этом случае называть
лишь того, кто со­ответствует этому
по всем трем основным параметрам
(социаль­ное развитие, выдающиеся
способности, креативность). И если
уровень развития одного из параметров
не соответствует осталь­ным, то мы
имеем дело уже не с одаренным ребенком,
а с каким-то очень важным, но все же иным
педагогическим явлением.

29.
Особенности развития познавательной
сферы одаренных детей.
Любопытство
– любознательность – познавательная
потреб­ность.
Этими
понятиями обозначается «лесенка»,
ведущая к вершинам познания. На первой
ее сту­пеньке неизбежно оказываются
все дети – и одаренные, и неода­ренные.
Им присуще любопытство, жажда новизны,
интеллектуальной стиму­ляции,
определяемая в отечественной педагогике
еще и как по­требность в умственных
впечатлениях, характерна для каждого
здорового ребенка (Л. И. Божович, Л. А.
Венгер, А. В. Запорожец, Н. С. Лейтес и
др.). Эта потребность в умственных
впечатлениях постепенно может
транформироваться в любознательность,
кот можно рас­сматривать как второй
уровень развития познавательной
потреб­ности. Становление любознательности
возможно лишь благодаря еще одной важной
особенности, отмеченной в ряде
ис­следований – эмоциях.Эмоции, как
известно, индикатор наличия потребностей
и степени их удовлетворения. Но кроме
эмоций есть еще такая форма психического
отра­жения как воля. Воля наиболее
отчетливо обнаружи­вает ту потребность,
которая устойчиво доминирует в структуре
мотивационно-потребностной сферы
личности. При воспитании одаренного
ребенка очень важно, чтобы любопытство
вовремя переросло в любовь к знаниям –
любо­знательность,
а
последняя – в устойчивое психическое
образова­ние – познавательную
потребность.
Сверхчувствительность
к проблемам.
Способность
видеть про­блему там, где другие не
видят никаких сложностей, – одно из
важ­нейших качеств, отличающих
истинного творца от «посредствен­ного»
человека (Д.Гилфорд, В. Лоуэнфельд,
А.Н.Лук, А. М. Ма-тюшкин, К.Осборн и др.).
Среди качеств, свойственных одарен­ному
ребенку, сверхчувствительность к
проблемам традиционно занимает одно
из ведущих мест. Склонность
к задачам дивергентного типа.
Термины
«дивер­гентное мышление» и «дивергентные
задачи» предложены Дж. Гил­фордом.
Под задачами дивергентного типа в данном
контексте следует понимать самые
разнообразные по предметной направ­ленности
проблемные, творческие задания. Главная
особенность этих задач в том, что они
допускают множество правильных отве­тов.
Именно с такими задачами, когда требуется
найти множество ответов и из них выбрать
самый лучший (эффективный, ориги­нальный
и др.), сталкивается человек в жизни и в
любой творче­ской деятельности.
Оригинальность
мышления.
Способность
выдвигать новые, не­ожиданные идеи,
отличающиеся от широкоизвестных,
общепри­нятых, банальных обычно
называют оригинальностью мышления.
Проявляется в мышлении и поведении
ребенка, в общении со сверстниками и
взрослыми, во всех видах его деятельности.
Ори­гинальность (либо ее отсутствие)
ярко выражается в характере и тематике
самостоятельных рисунков, сочинении
историй, конст­руировании и других
продуктах детской деятельности. Гибкость
мышления.
Способность
быстро и легко находить новые стратегии
решения, устанавливать ассоциативные
связи и переходить (в мышлении и поведении)
от явлений одного класса к другим, часто
далеким по содержанию. Высокий уровень
гибкости мышления – явление редкое, как
и крайнее выражение его противоположности
– инертности мыш­ления. Поэтому наличие
первого свидетельствует об исключи­тельности,
характерной для одаренных детей. Легкость
генерирования идей («продуктивность
мышления»).
Это
качество иногда называют «беглостью
мышления» и обычно рассматривают как
способность к генерированию большого
чис­ла идей. Чем больше идей, тем больше
возможностей для выбора из них оптимальных,
их сопоставления, развития, углубления
и т. п. Обилие идей, с одной стороны,
явля­ется основой, с другой – необходимой
предпосылкой творчества.
Легкость
ассоциирования
может
быть выражена в умении находить аналогии
там, где традицион­но они не усматриваются,
в способности увидеть, найти путь к
решению проблемы, используя различную,
в том числе и кажу­щуюся посторонней,
информацию. Способность
к прогнозированию.
В
психологии данное явление рассматривается,
как правило, в нескольких смысловых
аспектах: способность мышления представить
способ решения проблемы до того, как
она реально будет решена; интуиция (Ф.
Бартлет, К. Дункер, О. Зельц и др.);
способность представить себе возможный
результат действия до его осуществления
(В. Вундт); способность организма
подготовиться к реакции на какое-либо
событие до его наступления; «опережающее
отражение» (П.К.Анохин, Н. А. Бернштейн
и
др-).
Способность
к прогнозированию свойственна не только
ода­ренным, но и всем детям. Высокая
концентрация внимания.
Выражено
это, во-первых, в высокой степени
погруженности в за­дачу; во-вторых, в
возможности успешной настройки, даже
при наличии помех, на восприятие
информации, относящейся к вы­бранной
цели. Отсюда вытекает такая отличительная
черта ода­ренного ребенка, как
склонность к сложным и сравнительно
дол­говременным заданиям. Отличная
память.
Способность
ребенка запоминать факты, со­бытия,
абстрактные символы, различные знаки
– важнейший инди­катор одаренности.
Способность
к оценке.

Она предполагает возможность оценки
продуктов собственной деятельности, а
так­же понимания как собственных
мыслей и поступков, так и дейст­вий,
мыслей и поступков других людей. Интересы
и склонности.
Проявляется
она в характерном для одаренного ребенка
упорстве в достижении це­ли, высокой
преданности делу, что служит одним из
самых важ­ных индикаторов одаренности.
Второе свойство, характерное для
значительной части одаренных детей, –
широта интересов.

Читайте также:  Психо эмоциональное развитие ребенка до года

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Гетерохрония развития – термин биологов, под ним понимают неравномерность в созревании различных функциональных систем головного мозга.

Важно понимать, что любая генетическая программа не является жестким предписанием, фатально предопределяющим судьбу индивида. Это всего лишь тенденция, возможность, которая реализуется с различной степенью полноты и всегда с какими-либо модификациями. Большую роль в этом процессе играют условия внутриутробного развития, а после рождения – средовые факторы.

Но, несмотря на возникающее в итоге возможное и реальное разнообразие результатов, ученые выделяют ряд закономерностей развития функциональных систем мозга. И одна из первых закономерностей, по наблюдениям биологов, в том, что, несмотря, на реальное возможное разнообразие вариантов развития, генетическая программа реализуется с колебаниями в определенных пределах. Диапазон этих колебаний принято называть в генетике “нормой реакции”. Существование этой “нормы реакции” по отношению к развивающемуся мозгу особенно заметно при рассмотрении динамики формирования отдельных функциональных систем: зрительной, слуховой, двигательной и др.

Всем известно, что люди различаются по способностям зрительного, слухового восприятия, но психомоторным характеристикам. Различия эти проявляются уже в детстве и трудно поддаются изменению, даже при специальной педагогической работе. Встречаются дети с так называемым “абсолютным музыкальным слухом” и те кому “медведь на ухо наступил”, дети с выдающимися вокальными данными и безголосые, дети, обладающие способностью к топкому цветоразличению, и дети, не видящие значительной части цветового спектра. В одном случае нас поражают удивительные спортивные достижения или танцевальные способности детей, в другом – огорчает неповоротливость, неуклюжесть.

Специальные педагогические технологии могут поправить и развить многое. Однако нельзя не согласиться с тем, что врожденные особенности оказывают существенное влияние и на процесс развития, и в значительной мере предопределяют контуры будущих достижений. При этом следует помнить, что уровень достижений, с одной стороны, и уровень одаренности и развитости способностей, с другой – находятся в сложной зависимости. Как отметил известный специалист в области психологии творчества Эдвард де Боно, – “очень быстро можно ездить и на очень скромном автомобиле”.

Читайте также:  Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушениями развития

В качестве следующей закономерности генетики выделяют относительную независимость уровней сформированности различных, функциональных систем друг от друга. Так, например, ребенок может иметь “абсолютный слух” и хорошо понимать музыку, но психомоторные способности его могут находиться на низком уровне. И в результате, этот “музыкальный” ребенок не достигает высоких результатов в художественной гимнастике или танцах. Правда, исследователи всегда подчеркивают, что эта дискретность не абсолютна, и различные функциональные системы влияют друг на друга.

Для формирования более наглядного представления о внешних проявлениях нервно-психического развития ребенка воспользуемся аналогией с группой спортсменов (велосипедистов или бегунов), преодолевающих длинную дистанцию. Представим отдельную функциональную систему – как одного из этих спортсменов. На старте они представляют собой единую, плотную массу, но постепенно растягиваются на дистанции. Кто-то становится лидером, кто-то занимает вторые и третьи позиции, а кому-то достается роль аутсайдера. Причем при прохождении трассы взаимное расположение часто меняется. Подобно этим спортсменам, развитие различных, функциональных систем мозга идет по сходным правилам. На каждом возрастном этапе какие-то функции выглядят наиболее активными и сформированными, другие находятся на второстепенных местах. Но, проходит время и подобно спортсменам, проходящим промежуточный финиш, в следующем возрастном периоде картина может меняться. Недавний лидер отходит на второй план, вперед выходят вчерашние аутсайдеры.

Итак, если мы представим какой-то из возрастных периодов как промежуточный финиш, то увидим, что различные функциональные системы приходят к нему с разной степенью зрелости и совершенства. Одни уже оформились и в дальнейшем лишь незначительно модифицируются, другие находятся в стадии активного формирования. Отсюда в психологии и педагогике выросла идея сенситивных периодов. Так именуется свойственное определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффективным и неблагоприятно сказывается на развитии личности.

Так, например, обучить иностранному языку подростка – очень сложная педагогическая задача и для педагога и для самого подростка, в то же время ребенок 1,5 лет, только осваивающий речь, без особых сложностей способен овладеть не одним, а множеством языков. Мозг ребенка в это время открыт изучению языков, и они все для него одинаково “иностранные” и все “родные”. Другой пример: можно попытаться начать обучение академическому рисунку ребенка-дошкольника, но добиться в этом заслуживающих внимания результатов еще никому не удавалось. Логическое мышление, аналитические способности ребенка, моторика еще недостаточно для этого развиты. И совсем иное дело – обучение этому сложному ремеслу подростков. Многие из них довольно быстро достигают в академическом рисунке высокого уровня и демонстрируют большие успехи.

Во многом внешне сходна с предыдущей проблема диссинхронии развития. Но все же вряд ли их следует отождествлять. Диссинхронией именуют неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Она, скорее, итог, результат гетерохрониости созревания и развития функциональных систем головного мозга в условиях среды. Это одна из наиболее популярных, а потому часто обсуждаемых в психологической литературе проблем. Диссинхронию принято рассматривать на двух уровнях: внешнем (социальном) и внутреннем.

Симптоматика внешней социальной диссинхронии хорошо описана во многих работах. Чаще всего эта проблема обсуждается в связи с детской одаренностью. Выражен данный вид диссинхронии в разрыве между ребенком и его окружением. Поскольку у одаренных детей этот разрыв выражен более рельефно, об этом часто пишут. Одаренный ребенок, шагнувший из первого класса, например, в пятый, оказывается в сложной социальной ситуации.

Не менее часто в поле зрения специалистов попадает внутренняя диссинхрония, которая предполагает обсуждение проблемы несоответствия уровней развития отдельных функций, или несбалансированного развития отдельных способностей. Наиболее продуктивно обсуждение этой проблемы с точки зрения соотношения уровней когнитивного, психосоциального и физического развития ребенка. В идеальном варианте это соотношение будет выглядеть так, как на рис. 2.2. Равные по диаметру круги символизируют равную степень развития каждой из сфер.

Читайте также:  Развитие памяти у детей как научить ребенка запоминать легко и надолго

Теоретическая модель развития

Рис. 2.2. Теоретическая модель развития

У реального ребенка обычно уровни когнитивного, психосоциального и физического развития редко точно сбалансированы между собой и при этом еще совпадают с нормой для данного возраста. Чаще всего какая-то из сфер развита лучше, какая-то хуже. Особенно ярко этот дисбаланс выражен у одаренных детей. У них нередко высокий уровень когнитивного развития сочетается с нормальным или даже заниженным, по сравнению с возрастной нормой, уровнем психосоциального или физического развития. Аналогичная картина часто наблюдается и у детей, не относящихся к одаренным, просто степень выраженности диссинхронии в этом случае несколько иная.

Источник

ГЕТЕРОХРОНИЯ развития (биол.) – это неравномерность в созревании различных функциональных систем головного мозга.Известно, что люди различаются по способностям зрительного, слухового восприятия, по психомоторным характеристикам. В одном случае нас поражают удивительные спортивные достижения или танцевальные способности детей; в другом огорчает неповоротливость, неуклюжесть. Конечно, не все обладающие абсолютным слухом или тонким цветоразличением могут стать музыкантами, художниками. Однако нельзя не согласиться с тем, что врожденные особенности оказывают существенное влияние на процесс развития и в значительной мере предопределяют контуры будущих достижений. В качестве следующей закономерности генетики выделяют относительную независимость уровня сформированных различных функциональных систем друг от друга. Так, например, ребенок может иметь абсолютный слух и хорошо понимать музыку, но психомоторные способности его могут находиться на низком уровне. И в результате этот «музыкальный» ребенок не достигает высоких результатов в художественной гимнастике или танцах. Правда, исследователи всегда подчеркивают, что эта дискретность неабсолютна и различные функциональные системы влияют друг на друга. Для формирования более наглядного представления о внешних проявлениях нервно-психического развития ребенка воспользуемся аналогией с группой спортсменов (велосипедистов или бегунов), преодолевающих длинную дистанцию. Представим отдельную функциональную систему как одного из этих спортсменов. На старте они представляют собой единую плотную массу, но постепенно растягиваются на дистанции. Кто-то становится лидером, кто-то занимает вторые и третьи позиции, а кому-то достается роль аутсайдера. Причем при прохождении трассы их взаимное расположение часто меняется. Подобно этим спортсменам развитие различных функциональных систем мозга идет по сходным правилам. На каждом возрастном этапе какие-то функции выглядят наиболее активными и сформированными, другие находятся на второстепенных местах. Но проходит время, и подобно спортсменам, проходящим промежуточный финиш, в следующем возрастном периоде картина меняется. Недавний лидер отходит на второй план, вперед выходят вчерашние аутсайдеры. Итак, если мы представим какой-то из возрастных периодов как промежуточный финиш, то увидим, что различные функциональные системы приходят к нему с разной степенью зрелости и совершенства. Одни уже оформились и в дальнейшем лишь незначительно модифицируются; другие находятся в стадии активного формирования. Отсюда в психологии и педагогике выросла идея сензитивных периодов – так именуется свойственное определенному возрастному этапу оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффективным и неблагоприятно сказывается на развитии личности.ДИССИНХРОНИЕЙ именуют неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Она скорее итог, результат гетерохронности личностных свойств. Это одна из наиболее популярных, а потому часто обсуждаемых в литературе, посвященной детской одаренности, проблем (Ж.-Ш. Террасье, П. Мерш и др.). Диссинхрония проявляется, по утверждению этих исследователей, на двух уровнях: внешнем (социальном) и внутреннем. Симптоматика внешней, социальной, диссинхронии выражен этот вид диссинхронии в часто отмечаемом разрыве между одаренным ребенком и его окружением. Реже в поле зрения специалистов попадает внутренняя диссинхрония, которая предполагает обсуждение проблемы несоответствия уровней развития отдельных функций, или несбалансированное развитие отдельных способностей. Соц диссинхрония, вероятно, явление неизбежное, а потому можно сказать – естественное и даже нормальное. Средство для ее преодоления давно обнаружено и выражено в современной педагогике термином «личностно-ориентированный подход». Сложнее обстоит дело с так называемой внутренней диссинхрони-ей. Одаренным следует в этом случае называть лишь того, кто соответствует этому по всем трем основным параметрам (социальное развитие, выдающиеся способности, креативность). И если уровень развития одного из параметров не соответствует остальным, то мы имеем дело уже не с одаренным ребенком, а с каким-то очень важным, но все же иным педагогическим явлением.

Источник