Гетерохронии в развитии психики ребенка
Проблема детского развития – одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.
Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, считавшим, что особенностью аномального развития ребенка является расхождение биологического и социального планов развития, в отличие от их слияния в условиях нормогенеза [6]:
К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.
Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.
Для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы еще не достигли зрелости, был введен термин «дизонтогенез». К одним из основных типов психического дизонтогенеза относятся: асинхрония и гетерохрония.
Гетерохрония развития – это неодновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе [3].
Разновременность наблюдается уже на биохимическом уровне функционирования организма, а также в соматическом, половом, физиологическом развитии.
В наибольшей степени гетерохрония выражена в психическом развитии человека. Так, не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития. Именно многообразие темпов создает чрезвычайно сложную и разнородную во временном отношении картину развития. Формирование высших психических функций, речевой деятельности имеет опережающее значение и происходит еще до того, как простые сенсорные функции достигают своей зрелости.
Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек.
Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.
Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. С конца второго года жизни ребенка начинается быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов (ма-ма-ма, му-му, ав-ав и т.д.).
Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее – говорение.
Итак, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе, наряду с постоянными иерархическими координациями, факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии – асинхрония.
Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом [5].
Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.
Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений.
Асинхрония развития наиболее заметна в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.
К основным проявлениям асинхронии относят [4]:
- 1. Явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.
- 2. Явления патологической акселерации отдельных функций.
- 3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.
Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции.
Так как, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции.
Источник
Понятие и сущность гетерохронии развития
Определение 1
Гетерохрония развития – это неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, которые достигают необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.
Гетерохрония развития направлена на обеспечение высокой приспособляемости организма на каждом из этапов онтогенеза и надежности функционирования всех биологических систем, проходящих этапы формирования и становления.
Созревание отдельных элементов органа в раннем онтогенезе протекает неравномерно и постепенно, соединяясь и объединяясь с элементами другого органа, созревшего несколько раньше. Тот орган, который созрел ранее, принимает участие в создании необходимой функциональной системы.
Таким образом, происходит необходимое минимальное развитие жизненно важных функций, которое принято называть «принципом минимального обеспечения».
В качестве примера можно рассмотреть развитие у ребенка сосательного рефлекса. В функциональной системе сосания одними из первых, еще во внутриутробном периоде, созревают круговые мышцы рта, а также мышцы, обеспечивающие поворот головы. Среди рецепторов языка первыми созревают механорецепторы и хеморецепторы, расположенные у корня языка. Механизмы по координации дыхания и глотания созревают ближе к рождению ребенка. Таким образом, осуществляется обеспечение самых необходимых операций, которые связаны с питанием новорожденного: захват, удержание ртом соска, вкусовые ощущения, сосательные движение и постепенное направление пищи по соответствующим путям.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Общая закономерность гетерохронного развития была описана на примере системы восприятия информации:
- Первый э Этап – протекает в период новорожденности, характеризуется функционированием созреванием блока системы, который обеспечивает реагирование по типу «стимул-реакция».
- Второй этап – первый год жизни, характеризуется генерализованным однотипным вовлечением в сформированную систему элементов из системы более высокого уровня. Обеспечение надежности данной системы осуществляется за счет дублирования ее элементов.
- Третий этап – период дошкольного детства, характеризуется организационной иерархией многоуровневой системы регулирования, которая обеспечивает уже специализированное вовлечение элементов из систем разного уровня в организацию деятельности и обработку информации.
Проявление гетерохронии развитии
Гетерохрония развития не имеет внешнего проявления. Наблюдая за развитием ребенка можно сказать, что оно протекает плавно, посредством перехода «от простого к сложному».
Однако развитие протекает поэтапно, каждый новый этап – это результат сложных межфункциональных перестроек. При этом различные психофизиологические функции формируются с различной скоростью. Так, одни функции на конкретном возрастном этапе опережают другие, становятся ведущим. Однако со временем скорость их формирования и развития может уменьшаться, а функции, которые были отстающими на новом этапе, напротив, могут развиваться быстрее. Это все и является гетерохронией, которая проявляется между развитием отдельных функций.
В ряде случаев гетерохрония может быть временной, факультативной или постоянной.
Примером гетерохронии развития наиболее ярко проявляется в развитии речи, которая в своем развитии может опережать иные функции развития.
Так, у детей от 2-х до 5-ти лет можно наблюдать опережающее развитие речи и восприятия по отношению к движениям и действиям, которые развились значительно ранее, а на этапе развития речи они замедляются. Кроме того, на данном этапе восприятие по отношению к решению строится на основании гностического принципа. Данный принцип предполагает то, что ребенок пытается назвать и обозначить словами, все, что он видит вокруг себя.
Слуховое же восприятие, внутри развития речи, осуществляется значительно раньше, нежели речепорождение. То есть, экспрессивную речь опережает импрессивная.
Таким образом, гетерохрония на примере развития речи проявляется в том, что внутри данного развития ее составные элементы (речедвигательный, слуховой и т.п.) развиваются с различной скоростью, следуя друг за другом, например, у детей 2-5 лет, отмечается опережение развития речи и восприятия по отношению к действиям и движением. Ведущее место в иерархии по отношению к речи занимает восприятие.
Виды гетерохронии развития
Различают следующие виды гетерохронии развития:
Внутрисистемная гетерохрония – проявляется в постепенном усложнении каждой конкретной функциональной системы в процессе ее развития.
Данный вид гетерохронии характеризуется тем, что первоначально формируются исходные элементы, которые обеспечивают простые (исходные) уровни работы, которые в дальнейшем, в процессе развития усложняются и включают в себя высшие психические процессы.
Так, в сфере наглядного отражения – это процесс перехода от элементарных сенсорных процессов к восприятию и полноценно сформированной общей картины мира. В мышлении – переход от определенных простых понятий к разнообразным уровням абстракции и обобщения.
Межсистемная гетерохрония – представлена неодновременной закладкой и формированием различных систем организма.
Межсистемная гетерохрония характеризуется тем, что первоначально на уровне психики развивается такое межфункциональное отношение, как ассоциативные, которые позволяют на время объединить разномодальные ощущения в комплекс на основании их пространственно-временной близости. В процессе дальнейшего развития данные межфункциональные связи усложняются и начинают характеризоваться наличием ведущих и фоновых уровней в построении психической деятельности.
Источник
Ïðîÿâëåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà â âèäå îòêëîíåíèé îò íîðìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñèìïòîìû àñèíõðîíèè, îñîáåííîñòè åå ïðîÿâëåíèÿ â ïåðèîäû âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ. Õàðàêòåðèñòèêà ðåòàðäàöèè, àêñåëåðàöèè, ðåãðåññà, èçîëÿöèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru
Ïñèõîëîãèÿ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ – íàóêà î çàêîíîìåðíîñòÿõ ïñèõè÷åñêîãî äèñîíòîãåíåçà, êîòîðîå ïîíèìàåòñÿ êàê ëþáîå îòêëîíåíèå îò íîðìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.  îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðå ïðèìåíèòåëüíî ê äèçîíòîãåíèÿì ïðèíÿò òåðìèí «àíîìàëèè ðàçâèòèÿ». Âïåðâûå òåðìèí «äèçîíòîãåíèÿ» óïîòðåáèë Øâàëüáå â 1927 ã., îáîçíà÷àÿ èì îòêëîíåíèÿ âíóòðèóòðîáíîãî ôîðìèðîâàíèÿ ñòðóêòóð îðãàíèçìà îò íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Âïîñëåäñòâèè ýòîò òåðìèí ïðèîáðåë áîëåå øèðîêîå çíà÷åíèå: èì ñòàëè îáîçíà÷àòü ðàçëè÷íûå ôîðìû íàðóøåíèé îíòîãåíåçà, âêëþ÷àÿ è ïîñòíàòàëüíûé, ïðåèìóùåñòâåííî ðàííèé, îãðàíè÷åííûé òåìè ñðîêàìè ðàçâèòèÿ, êîãäà ìîðôîëîãè÷åñêèå ñèñòåìû îðãàíèçìà åùå íå äîñòèãëè çðåëîñòè [1].
Ïðîÿâëåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà ðàçíîîáðàçíû. Ïî ìíåíèþ Ì.Ø. Âðîíî, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà çàâèñèò â ïåðâóþ î÷åðåäü îò âîçðàñòà ðåáåíêà è ñîîòâåòñòâåííî îò ýòàïà îíòîãåíåçà, ò.å. àâòîð ïîä÷åðêèâàåò õðîíîãåííûé àñïåêò äèçîíòîãåíåçà. Ïî ìíåíèþ Ã.Ê. Óøàêîâà è Â.Â. Êîâàëåâà, îñíîâíûìè òèïàìè ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà ÿâëÿþòñÿ ðåòàðäàöèÿ, ò.å. çàìåäëåíèå èëè ñòîéêîå ïñèõè÷åñêîå íåäîðàçâèòèå êàê îáùåå, òàê è ïàðöèàëüíîå è àñèíõðîíèÿ êàê íåðàâíîìåðíîå, äèñãàðìîíè÷åñêîå ðàçâèòèå, âêëþ÷àþùåå ïðèçíàêè ðåòàðäàöèè è àêñåëåðàöèè.  íîðìå æå ìåæ ôóíêöèîíàëüíûå ñâÿçè ñêëàäûâàþòñÿ â ïðîöåññå ãåòåðîõðîíèè – ðàçíîâðåìåííîñòüþ ôîðìèðîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ ôóíêöèé ñ îïåðåæàþùèì ðàçâèòèåì îäíèõ ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì. Êàæäàÿ èç ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé èìååò ñâîþ õðîíîëîãè÷åñêóþ ôîðìóëó, ñâîé öèêë ðàçâèòèÿ. Ïðèíöèï ãåòåðîõðîíèè èìååò âàæíåéøåå çíà÷åíèå äëÿ ïîíèìàíèÿ îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ è ìåõàíèçìîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ ñïåöèôèêó ìîçãîâîãî îáåñïå÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà.
Ïðîáëåìà äåòñêîãî ðàçâèòèÿ – îäíà èç ñàìûõ ñëîæíûõ â ïñèõîëîãèè, â òî æå âðåìÿ â ýòîé îáëàñòè î÷åíü ìíîãî ñäåëàíî, íàêîïëåíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî ôàêòîâ, âûäâèíóòû ìíîãî÷èñëåííûå, èíîãäà ïðîòèâîðå÷àùèå äðóã äðóãó òåîðèè.
Ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâû ïñèõîëîãèè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ áûëè çàëîæåíû Ë.Ñ. Âûãîòñêèì, ñ÷èòàâøèì, ÷òî îñîáåííîñòüþ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ðàñõîæäåíèå áèîëîãè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ïëàíîâ ðàçâèòèÿ, â îòëè÷èå îò èõ ñëèÿíèÿ â óñëîâèÿõ íîðìîãåíåçà [6]:
Ê àíîìàëüíûì îòíîñÿòñÿ äåòè, ó êîòîðûõ ôèçè÷åñêèå èëè ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèþ íîðìàëüíîãî õîäà îáùåãî ðàçâèòèÿ.
Ðàçâèòèå àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ïîä÷èíÿÿñü â öåëîì îáùèì çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, èìååò öåëûé ðÿä ñîáñòâåííûõ çàêîíîìåðíîñòåé.
Ðàçëè÷íûå àíîìàëèè ïî-ðàçíîìó îòðàæàþòñÿ íà ôîðìèðîâàíèè ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé äåòåé, íà èõ ïîçíàâàòåëüíûõ âîçìîæíîñòÿõ.  çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà íàðóøåíèÿ îäíè äåôåêòû ìîãóò ïîëíîñòüþ ïðåîäîëåâàòüñÿ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, äðóãèå ïîäëåæàò ëèøü êîððåêöèè èëè êîìïåíñàöèè.
Äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ ôîðì íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî îíòîãåíåçà, âîçíèêàþùèõ â äåòñêîì âîçðàñòå, êîãäà ìîðôîôóíêöèîíàëüíûå ñèñòåìû åùå íå äîñòèãëè çðåëîñòè, áûë ââåäåí òåðìèí «äèçîíòîãåíåç». Ê îäíèì èç îñíîâíûõ òèïîâ ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà îòíîñÿòñÿ: àñèíõðîíèÿ è ãåòåðîõðîíèÿ.
Ãåòåðîõðîíèÿ ðàçâèòèÿ – ýòî íåîäíîâðåìåííîå (ñ ðàçíîé ñêîðîñòüþ) ñîçðåâàíèå îòäåëüíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà â îíòîãåíåçå [3].
Ðàçíîâðåìåííîñòü íàáëþäàåòñÿ óæå íà áèîõèìè÷åñêîì óðîâíå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà, à òàêæå â ñîìàòè÷åñêîì, ïîëîâîì, ôèçèîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè.
 íàèáîëüøåé ñòåïåíè ãåòåðîõðîíèÿ âûðàæåíà â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà. Òàê, íå òîëüêî îòäåëüíûå ôóíêöèè, íî äàæå èõ ðàçëè÷íûå ñâîéñòâà è õàðàêòåðèñòèêè ìîãóò íàõîäèòüñÿ â ðàçíûõ ôàçàõ ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Èìåííî ìíîãîîáðàçèå òåìïîâ ñîçäàåò ÷ðåçâû÷àéíî ñëîæíóþ è ðàçíîðîäíóþ âî âðåìåííîì îòíîøåíèè êàðòèíó ðàçâèòèÿ. Ôîðìèðîâàíèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè èìååò îïåðåæàþùåå çíà÷åíèå è ïðîèñõîäèò åùå äî òîãî, êàê ïðîñòûå ñåíñîðíûå ôóíêöèè äîñòèãàþò ñâîåé çðåëîñòè.
Âíåøíå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå âûãëÿäèò êàê ïëàâíûé ïåðåõîä îò ïðîñòîãî ê ñëîæíîìó. Îäíàêî åñëè îáðàòèòüñÿ ê ðàññìîòðåíèþ âíóòðåííèõ çàêîíîìåðíîñòåé, òî îêàçûâàåòñÿ, ÷òî êàæäûé íîâûé ýòàï ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ñëîæíûõ ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ïåðåñòðîåê.
Ôîðìèðîâàíèå îòäåëüíûõ ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðîèñõîäèò ñ ðàçëè÷íîé ñêîðîñòüþ. Îäíè ôóíêöèè íà îïðåäåëåííîì âîçðàñòíîì ýòàïå îïåðåæàþò â ñâîåì ðàçâèòèè äðóãèå è ñòàíîâÿòñÿ âåäóùèìè, à çàòåì ñêîðîñòü èõ ôîðìèðîâàíèÿ óìåíüøàåòñÿ. Íàîáîðîò, ôóíêöèè, ïðåæäå îòñòàâàâøèå, íà íîâîì ýòàïå îáíàðóæèâàþò òåíäåíöèþ ê áûñòðîìó ðàçâèòèþ. Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå ãåòåðîõðîíèè ìåæäó îòäåëüíûìè ôóíêöèÿìè âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ñâÿçè.  îäíèõ ñëó÷àÿõ îíè íîñÿò âðåìåííûé, ôàêóëüòàòèâíûé õàðàêòåð, äðóãèå ñòàíîâÿòñÿ ïîñòîÿííûìè.  ðåçóëüòàòå ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ïåðåñòðîåê ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ ïðèîáðåòàåò íîâûå êà÷åñòâà è ñâîéñòâà.
Ëó÷øèì ïðèìåðîì òàêèõ ïåðåñòðîåê ÿâëÿåòñÿ îïåðåæàþùåå ðàçâèòèå ðå÷è, êîòîðàÿ ïåðåñòðàèâàåò íà ðå÷åâîé îñíîâå âñå îñòàëüíûå ôóíêöèè. Ñ êîíöà âòîðîãî ãîäà æèçíè ðåáåíêà íà÷èíàåòñÿ áûñòðîå ðàçâèòèå «âçðîñëîé» ðå÷è. Íà ïåðåõîäíîì ýòàïå âîçíèêàåò ôàêóëüòàòèâíîå îáðàçîâàíèå, òàê íàçûâàåìàÿ àâòîíîìíàÿ ðå÷ü. Îíà ñîñòîèò èç çâóêîâûõ êîìïëåêñîâ (ìà-ìà-ìà, ìó-ìó, àâ-àâ è ò.ä.).
Îâëàäåíèå âçðîñëîé ðå÷üþ òàêæå ïîä÷èíÿåòñÿ çàêîíó ãåòåðîõðîíèè: áûñòðåå ðàçâèâàåòñÿ ïîíèìàíèå, ìåäëåííåå – ãîâîðåíèå.
Èòàê, îäíèì èç îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé ãåòåðîõðîíèè ÿâëÿåòñÿ âîçíèêíîâåíèå íà êàæäîì âîçðàñòíîì ýòàïå, íàðÿäó ñ ïîñòîÿííûìè èåðàðõè÷åñêèìè êîîðäèíàöèÿìè, ôàêóëüòàòèâíûõ, îòðàæàþùèõ ïåðåõîäíûé õàðàêòåð ðÿäà ïñèõè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé. Ïðè ýòîì ÷åì ñëîæíåå ïñèõè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ, òåì áîëüøå òàêèõ ôàêóëüòàòèâíûõ êîîðäèíàöèé âîçíèêàåò íà ïóòè åå ôîðìèðîâàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, â íîðìå ìåæôóíêöèîíàëüíûå ñâÿçè ñêëàäûâàþòñÿ â ïðîöåññå ãåòåðîõðîíèè.  ïàòîëîãèè æå âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå äèñïðîïîðöèè â ðàçâèòèè – àñèíõðîíèÿ.
Àñèíõðîíèÿ – èñêàæåííîå, äèñïðîïîðöèîíàëüíîå, äèñãàðìîíè÷íîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå, õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì îïåðåæåíèåì ðàçâèòèÿ îäíèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è ñâîéñòâ ôîðìèðóþùåéñÿ ëè÷íîñòè è çíà÷èòåëüíûì îòñòàâàíèåì òåìïà è ñðîêîâ ñîçðåâàíèÿ äðóãèõ ôóíêöèé è ñâîéñòâ, ÷òî ñòàíîâèòñÿ îñíîâîé äèñãàðìîíè÷åñêîé ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè è ïñèõèêè â öåëîì [5].
Òàê, ó ðåáåíêà ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì ìîæåò áûòü ðàííåå óñêîðåííîå è ñâîåîáðàçíîå ðàçâèòèå êîãíèòèâíîé ñôåðû ïðè çàäåðæêå ðàçâèòèÿ ìîòîðèêè è íàâûêîâ ñàìîîáñëóæèâàíèÿ.
Àñèíõðîíèÿ ðàçâèòèÿ, êàê â êîëè÷åñòâåííîì, òàê è â êà÷åñòâåííîì îòíîøåíèè, îòëè÷àåòñÿ îò ôèçèîëîãè÷åñêîé ãåòåðîõðîíèè ðàçâèòèÿ, òî åñòü ðàçíîâðåìåííîñòè ñîçðåâàíèÿ öåðåáðàëüíûõ ñòðóêòóð è ôóíêöèé. Îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ àñèíõðîííîãî ðàçâèòèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðåäñòàâëåíèÿìè ôèçèîëîãèè è ïñèõîëîãèè â âèäå íîâûõ êà÷åñòâ âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå ïåðåñòðîéêè âíóòðèñèñòåìíûõ îòíîøåíèé.
Àñèíõðîíèÿ ðàçâèòèÿ íàèáîëåå çàìåòíà â ïåðèîäû âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ, êîãäà íà÷èíàåòñÿ èíòåíñèâíîå ôîðìèðîâàíèå íîâûõ êà÷åñòâ ïñèõèêè èíäèâèäà.
Ê îñíîâíûì ïðîÿâëåíèÿì àñèíõðîíèè îòíîñÿò [4]:
1. ßâëåíèÿ ðåòàðäàöèè – íåçàâåðøåííîñòü îòäåëüíûõ ïåðèîäîâ ðàçâèòèÿ, îòñóòñòâèå èíâîëþöèè áîëåå ðàííèõ ôîðì.
2. ßâëåíèÿ ïàòîëîãè÷åñêîé àêñåëåðàöèè îòäåëüíûõ ôóíêöèé.
3. Ñî÷åòàíèå ÿâëåíèé ïàòîëîãè÷åñêîé àêñåëåðàöèè è ðåòàðäàöèè ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.
Èçó÷åíèå ãåòåðîõðîíèè è àñèíõðîíèè ðàçâèòèÿ íå òîëüêî óãëóáëÿåò ïîíèìàíèå ìåõàíèçìîâ ñèìïòîìîîáðàçîâàíèÿ, íî è îòêðûâàåò íîâûå ïåðñïåêòèâû â îáëàñòè êîððåêöèè.
Ïðè ðàçëè÷íûõ äèñôóíêöèÿõ â ïåðâóþ î÷åðåäü ñòðàäàåò ðàçâèòèå ñëîæíûõ ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ñâÿçåé, êàêèìè ÿâëÿþòñÿ èåðàðõè÷åñêèå êîîðäèíàöèè. Ýòè íàðóøåíèÿ ìîãóò âîçíèêàòü êàê íà ñìûñëîâîì, òàê è íà òåõíè÷åñêèõ óðîâíÿõ.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå âåäóùèé (ñìûñëîâîé) óðîâåíü âûíóæäåí «ïîìîãàòü» èñïûòûâàþùèì òðóäíîñòè òåõíè÷åñêèì óðîâíÿì.  ðåçóëüòàòå ïðîèñõîäèò ïåðåðàñïðåäåëåíèå êîíòðîëÿ â èõ ïîëüçó è, êàê ñëåäñòâèå, ñòðàäàåò ñìûñëîâàÿ îðãàíèçàöèÿ äåéñòâèÿ.
Ïðèìåðû ìîæíî íàéòè íå òîëüêî â ïàòîëîãèè, íî è â íîðìå ïðè ôîðìèðîâàíèè íîâîãî äåéñòâèÿ. Òàê, ðåáåíîê, îâëàäåâàÿ íàâûêîì ïèñüìà, âñå âíèìàíèå îáðàùàåò íà ãðàôè÷åñêóþ ñòîðîíó (íàïèñàíèå áóêâ), îäíîâðåìåííî òåðÿÿ ñìûñëîâóþ ñòîðîíó äåéñòâèÿ.
Àíàëîãè÷íûå òðóäíîñòè äåòè èñïûòûâàþò ïðè îâëàäåíèè òåõíèêîé ÷òåíèÿ.  ïàòîëîãèè ðàçâèòèå ñëîæíûõ ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ñâÿçåé ñòðàäàåò â ïåðâóþ î÷åðåäü. Áîëüøåé ÷àñòüþ ðå÷ü èäåò î íåäîðàçâèòèè èåðàðõè÷åñêèõ êîîðäèíàöèè.
Êàê óæå îòìå÷àëîñü âûøå, â íîðìå îäíèì èç ìåõàíèçìîâ âîçíèêíîâåíèÿ íîâûõ êîîðäèíàöèè ÿâëÿåòñÿ ãåòåðîõðîíèÿ.  ïàòîëîãèè æå íàáëþäàþòñÿ äèñïðîïîðöèè, âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå òèïû àñèíõðîíèè ðàçâèòèÿ.
Ðàññìîòðèì íåêîòîðûå èç ýòèõ âàðèàíòîâ [3].
Ðåòàðäàöèÿ ìîæåò áûòü îáùåé (òîòàëüíîé) è ÷àñòíîé (ïàðöèàëüíîé):
– ïåðâîì ñëó÷àå ãîâîðÿò î çàïàçäûâàíèè èëè ïðèîñòàíîâêå âñåãî ïñèõè÷åñêîãî è ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ â öåëîì;
– âî âòîðîì ñëó÷àå – î çàïàçäûâàíèè èëè ïðèîñòàíîâêå ðàçâèòèÿ îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, êîìïîíåíòîâ ïñèõèêè, îòäåëüíûõ ñâîéñòâ ëè÷íîñòè (èëè ïñèõîìîòîðèêè, èëè ðå÷è, èëè ïðîèçâîëüíûõ ôîðì ðåãóëÿöèè è ò. ï.).
Ýòî ÿâëåíèå íàèáîëåå õàðàêòåðíî äëÿ îëèãîôðåíèè è çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ð.Å. Ëåâèíîé îïèñàíû äåòè ñ îáùèì ðå÷åâûì íåäîðàçâèòèåì, ó êîòîðûõ íàáëþäàëîñü ïàòîëîãè÷åñêè äëèòåëüíîå ñîõðàíåíèå àâòîíîìíîé ðå÷è. Äàëüíåéøåå ðå÷åâîå ðàçâèòèå ó ýòèõ äåòåé ïðîèñõîäèò íå â ðåçóëüòàòå ñìåíû àâòîíîìíîé ðå÷è íà îáû÷íóþ, à âíóòðè ñàìîé àâòîíîìíîé ðå÷è, çà ñ÷åò íàêîïëåíèÿ ñëîâàðÿ àâòîíîìíûõ ñëîâ.  ýòîì ñëó÷àå ïàòîëîãè÷åñêè ôèêñèðóåòñÿ îäèí èç íèçøèõ ðå÷åâûõ ýòàïîâ, â íîðìå çàíèìàþùèé î÷åíü êîðîòêèé ïåðèîä.
Ã.Ê. Óøàêîâ âûäåëÿåò ñëîæíóþ àñèíõðîíèþ, êîãäà ðåòàðäàöèÿ îäíèõ ôóíêöèé ñïîñîáñòâóåò àêñåëåðàöèè äðóãèõ. Íàïðèìåð, ðåáåíîê ñ äåôåêòàìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, âîñïèòûâàþùèéñÿ â èçîëÿöèè îò ñâåðñòíèêîâ, áóäåò îòñòàâàòü îò íèõ â ëè÷íîñòíîì ðàçâèòèè, íî – âñëåäñòâèå âûíóæäåííîé èçîëÿöèè – ìîæåò çíà÷èòåëüíî îïåðåæàòü èõ â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè.
ßâëåíèÿ ðåãðåññà äèôôåðåíöèðóþò îò ÿâëåíèé ðàñïàäà, ïðè êîòîðîì ïðîèñõîäèò íå âîçâðàò ôóíêöèè íà áîëåå ðàííèé âîçðàñòíîé óðîâåíü, à åå ãðóáàÿ äåçîðãàíèçàöèÿ ëèáî âûïàäåíèå. ×åì òÿæåëåå ïîðàæåíèå íåðâíîé ñèñòåìû, òåì áîëåå ñòîåê ðåãðåññ è áîëåå âåðîÿòåí ðàñïàä.
 îñíîâå ðåãðåññà – ïðåõîäÿùàÿ ôèçèîëîãè÷åñêàÿ íåçðåëîñòü, à òàêæå âðåìåííûé âîçâðàò ê íåçðåëûì ôîðìàì íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ. Ïîä âëèÿíèåì íåáëàãîïðèÿòíûõ áèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ óñëîâèé ñðåäû ìîæåò ïðîèñõîäèòü çàäåðæêà äàëüíåéøåãî ñîçðåâàíèÿ «óæå íåçðåëûõ» ñòðóêòóð è ôóíêöèé ìîçãà. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ó ðåáåíêà â áîëåå ðàííèõ, ïðèìèòèâíûõ ôîðìàõ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ. Òàê, íàïðèìåð, ê âðåìåííîé ïîòåðå íàâûêîâ õîäüáû, îïðÿòíîñòè ìîæåò ïðèâåñòè äàæå ñîìàòè÷åñêîå çàáîëåâàíèå â ïåðâûå ãîäû æèçíè.
Ïðèìåðîì ñòîéêîãî ðåãðåññà ìîæåò áûòü âîçâðàò ê àâòîíîìíîé ðå÷è âñëåäñòâèå ïîòåðè ïîòðåáíîñòåé â êîììóíèêàöèè, íàáëþäàåìîé ïðè ðàííåì äåòñêîì àóòèçìå.
Ñêëîííîñòü ê ðåãðåññó áîëåå õàðàêòåðíà äëÿ ìåíåå çðåëîé ôóíêöèè.  òî æå âðåìÿ ðåãðåññó ìîãóò áûòü ïîäâåðæåíû íå òîëüêî ôóíêöèè, íàõîäÿùèåñÿ â ñåíñèòèâíîì ïåðèîäå, íî òàêæå è ôóíêöèè, óæå â äîñòàòî÷íîé ñòåïåíè çàêðåïëåííûå, ÷òî íàáëþäàåòñÿ ïðè áîëåå ãðóáîì ïàòîëîãè÷åñêîì âîçäåéñòâèè: ïðè øîêîâîé ïñèõè÷åñêîé òðàâìå, ïðè îñòðîì íà÷àëå øèçîôðåíè÷åñêîãî ïðîöåññà.
Èçîëÿöèÿ ôóíêöèè íå ñîïðîâîæäàåòñÿ äðóãèìè ôóíêöèÿìè. Ôóíêöèè ñòåðåîòèïèçèðóþòñÿ è çàöèêëèâàþòñÿ â ñâîåì ðàçâèòèè – âðåìåííàÿ íåçàâèñèìîñòü ïðåâðàùàåòñÿ â èçîëÿöèþ.
Âûãîòñêèé ïèñàë, ÷òî â íîðìå äëÿ äâóõëåòíåãî ðåáåíêà ëèíèè ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ è ðå÷è èäóò ðàçäåëüíî. Ïîçäíåå, ïåðåêðåùèâàÿñü, îíè äàþò íà÷àëî íîâîé ôîðìå ðàçâèòèÿ.  òî æå âðåìÿ ôóíêöèè, íà ðàííåì ýòàïå ðàçâèâàþùèåñÿ íåçàâèñèìî äðóã îò äðóãà, ìîãóò âñòóïàòü â ðàçëè÷íûå ôàêóëüòàòèâíûå âçàèìîñâÿçè ñ äðóãèìè ôóíêöèÿìè (íàïðèìåð, ðå÷ü + âîñïðèÿòèå + àôôåêò).
Èçâåñòíî, ÷òî ìûøëåíèå ðåáåíêà âòîðîãî ãîäà æèçíè íàõîäèòñÿ åùå íà óðîâíå ñåíñîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ, ò.å. íà äîñòàòî÷íî ðàííåé ñòàäèè. Åñëè áû ðàçâèòèå ðå÷è â ýòîò ïåðèîä çàâèñåëî îò ñîñòîÿíèÿ ìûøëåíèÿ, òî îíà (ðå÷ü) ôèêñèðîâàëàñü áû íà áîëåå ðàííåì óðîâíå. Ìåæäó òåì ìû íàáëþäàåì â 2-3 ãîäà áûñòðîå ðàçâèòèå ýêñïðåññèâíîé ðå÷è ïðè îòñòàâàíèè ñìûñëîâîé. Íàïîëíåíèå íîâûìè ñìûñëàìè ýòî ñëåäóþùèé ýòàï â ðàçâèòèè ìûøëåíèÿ è ðå÷è.
 íîðìå ñîñòîÿíèå íåçàâèñèìîñòè ôóíêöèè èìååò îòíîñèòåëüíûé õàðàêòåð. Îíî ìîæåò íàáëþäàòüñÿ íà îïðåäåëåííîì ýòàïå ðàçâèòèÿ ïî îòíîøåíèþ ê îäíèì ïñèõè÷åñêèì ïðîöåññàì, ñ êîòîðûìè â áóäóùåì ýòà ôóíêöèÿ ìîæåò îêàçàòüñÿ íàèáîëåå òåñíî ñâÿçàííîé (íàïðèìåð, ðå÷ü ñ ìûøëåíèåì).  òî æå ñàìîå âðåìÿ òà æå ôóíêöèÿ âðåìåííî âñòóïàåò â ðàçíîñòîðîííèå ñâÿçè ñ äðóãèìè ïñèõè÷åñêèìè ôóíêöèÿìè, êîòîðûå â äàëüíåéøåì áóäóò èãðàòü äëÿ íèõ íåðåäêî ëèøü ôîíîâóþ ðîëü. Íàïðèìåð, ðîëü îáðàçíûõ, àôôåêòèâíûõ êîìïîíåíòîâ íà ðàííèõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ ðå÷è ðåáåíêà áîëüøå, ÷åì â ðå÷è âçðîñëîãî ÷åëîâåêà.
 íîðìå ñîñòîÿíèå íåçàâèñèìîñòè èìååò âðåìåííûé õàðàêòåð.  ïàòîëîãèè æå ýòà íåçàâèñèìîñòü ïðåâðàùàåòñÿ â èçîëÿöèþ. Èçîëèðîâàííàÿ ôóíêöèÿ, ëèøåííàÿ âîçäåéñòâèé ñî ñòîðîíû äðóãèõ ôóíêöèé, îñòàíàâëèâàåòñÿ â ñâîåì ðàçâèòèè, òåðÿåò àäàïòèâíûé õàðàêòåð. Ïðè ýòîì èçîëèðîâàííîé ìîæåò îêàçàòüñÿ íå òîëüêî ïîâðåæäåííàÿ ôóíêöèÿ, íî è ñîõðàííàÿ, åñëè äëÿ åå äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìû êîîðäèíèðóþùèå âîçäåéñòâèÿ ñî ñòîðîíû íàðóøåííîé ôóíêöèè.
Òàê, íàïðèìåð, ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ óìñòâåííîé îòñòàëîñòè âåñü ìîòîðíûé ðåïåðòóàð áîëüíîãî ðåáåíêà ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ðèòìè÷åñêîå ðàñêà÷èâàíèå; ñòåðåîòèïíûå ïîâòîðåíèÿ îäíèõ è òåõ æå ýëåìåíòàðíûõ äâèæåíèé. Ýòè íàðóøåíèÿ âûçâàíû íå ñòîëüêî äåôåêòíîñòüþ äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ñêîëüêî ãðóáûì íàðóøåíèåì ìîòèâàöèîííîé ñôåðû.
Ïðè îëèãîôðåíèè ñ ÿâëåíèÿìè ãèäðîöåôàëèè íåðåäêî íàáëþäàåòñÿ õîðîøàÿ ìåõàíè÷åñêàÿ ïàìÿòü, îäíàêî, åå èñïîëüçîâàíèå îãðàíè÷åíî èç-çà íèçêîãî èíòåëëåêòà. Âíåøíÿÿ áîãàòàÿ ðå÷ü, ñî ñëîæíûìè «âçðîñëûìè» îáîðîòàìè îñòàåòñÿ íà óðîâíå ïîäðàæàíèÿ.
 äîøêîëüíîì âîçðàñòå áîãàòàÿ ðå÷ü òàêèõ äåòåé ìîæåò ìàñêèðîâàòü èíòåëëåêòóàëüíóþ íåñîñòîÿòåëüíîñòü.
 äàííîé ðàáîòå ðàññìîòðåíà àñèíõðîíèÿ è ãåòåðîõðîíèÿ ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Èçâåñòíî, ÷òî ïåðåñòðîéêà è óñëîæíåíèå âíóòðèñèñòåìíûõ îòíîøåíèé ïðîòåêàþò â îïðåäåëåííîé õðîíîëîãè÷åñêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, îáóñëîâëåííîé çàêîíîì ãåòåðîõðîíèè – ðàçíîâðåìåííîñòüþ ôîðìèðîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ ôóíêöèé ñ îïåðåæàþùèì ðàçâèòèåì îäíèõ ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì. Êàæäàÿ èç ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé èìååò ñâîþ «õðîíîëîãè÷åñêóþ ôîðìóëó», ñâîé öèêë ðàçâèòèÿ. Îäíè ôóíêöèè íà îïðåäåëåííîì âîçðàñòíîì ýòàïå îïåðåæàþò â ñâîåì ðàçâèòèè äðóãèå è ñòàíîâÿòñÿ âåäóùèìè, à çàòåì ñêîðîñòü èõ ôîðìèðîâàíèÿ óìåíüøàåòñÿ. Ôóíêöèè, ïðåæäå îòñòàâàâøèå, íà íîâîì ýòàïå íà÷èíàþò áûñòðî ðàçâèâàòüñÿ.  ðåçóëüòàòå ãåòåðîõðîíèè ìåæäó îòäåëüíûìè ôóíêöèÿìè âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ñâÿçè.  îäíèõ ñëó÷àÿõ îíè íîñÿò âðåìåííûé (ôàêóëüòàòèâíûé) õàðàêòåð, äðóãèå ñòàíîâÿòñÿ ïîñòîÿííûìè.  ðåçóëüòàòå ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ïåðåñòðîåê ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ ïðèîáðåòàåò íîâûå êà÷åñòâà è ñâîéñòâà. Òàêèì îáðàçîì, â íîðìå ìåæôóíêöèîíàëüíûå ñâÿçè ñêëàäûâàþòñÿ â ïðîöåññå ãåòåðîõðîíèè.  ïàòîëîãèè æå âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå äèñïðîïîðöèè â ðàçâèòèè – àñèíõðîíèÿ.
1. Áîëüøîé ïñèõîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü / Ïîä ðåä. Á.Ã. Ìåùåðÿêîâ, Â.Ï. Çèí÷åíêî. – ÑÏá.: ÏÐÀÉÌ-ÅÂÐÎÇÍÀÊ, 2004. – 672 ñ.
2. Êëèíè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ: ó÷åáíèê / Ïîä ðåä. Á.Ä. Êàðâàñàðñêîãî. – ÑÏá: Ïèòåð, 2012. – 960 ñ.
3. Ëåáåäèíñêàÿ Ê.Ñ. Íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå / Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêàÿ, Â.Â. Ëåáåäèíñêèé. – Ì., Àêàäåìè÷åñêèé ïðîåêò, 2013. – 304 ñ
4. Ïñèõîëîãèÿ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà: Õðåñòîìàòèÿ â 2 ò. / Ïîä ðåä. Â.Â. Ëåáåäèíñêîãî. Ò. 1. – Ì: ×åÐî, 2002. – 744 ñ.
5. Ïñèõîëîãèÿ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ñîñò. Î.À. Àõâåðäîâà, È.Â. Áåëàøåâà, Ý.Â. Òåðåùåíêî. – Ñòàâðîïîëü: ÑÃÓ, 2006. – 355 ñ.
6. Ðåïèíà Í.Â. Îñíîâû êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè / Í.Â. Ðåïèíà è äð. – Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2013. – 480 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник