Гербова о развитии речи ребенка
Валентина Викторовна Гербова
Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»
Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Программа «Развитие речи в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Предисловие
Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.
Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.
«Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.
К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.
Пособие «Развитие речи в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по развитию речи у детей 2–7 лет.
Программа
Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.
На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.
Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста[1]. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.
В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи.
В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.
Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.
В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).
Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.
Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель – определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.
В национальных дошкольных образовательных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой группы раннего возраста обучают устной родной речи по программе, разработанной в республике, крае, области, а со средней и старшей групп – русской разговорной речи.
В тех дошкольных образовательных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку по образовательным программам, разработанным в регионах.
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Развивающая речевая среда
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю… Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрешка из трех-пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.
Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).
Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи
Учить правильно употреблять существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 г.Туймазы
Муниципального района Туймазинский район
«Методические рекомендации по речевому развитию детей подготовительной к школе группы»
(по О.С.Ушаковой и В.В.Гербовой)
Выполнил:
воспитатель 1й категории
Стаж работы: 10 лет
Габдрахманова Юлия Николаевна
Туймазы, 2019г
Характеристика речевого развития детей
Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления. К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов…
Развитие речи дошкольников в подготовительной группе осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим, с природой, с художественной литературой, а так же вне занятий: в играх, труде, повседневной жизни. Но доминирующее значение имеют речевые занятия.
Занятия по речевому развитию проводятся один раз в неделю (в год всего 36 занятий продолжительностью 30 минут каждое) по О.С.Ушаковой. По ВВ.Гербовой- 2 занятия в неделю.
Работа с детьми на занятиях включает в себя все аспекты развития речи, обучения родному языку: формирование звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизацию словаря; ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ; развитие связной речи ;формирование элементарного сознания некоторых языковых явлений.
Главной задачей является развитие связной речи, поэтому её решение осуществляется на всех занятиях и занимает большую часть учебного времени. Вместе с тем развитие связной речи осуществляется в сочетании с грамматической и словарной работой, с воспитанием звуковой культуры речи. (О.С.Ушакова, развитие речи детей в д.с.,1993г)
В зависимости от уровня речевого развития детей воспитате6ль может изменять удельный вес тех или иных заданий и упражнений. Так, если многие дети нечетко произносят определенные группы звуков (шипящие, р,л и др.), воспитатель увеличивает объем работы над этими звуками, сокращая те задания, которые дети выполняют успешно (нпр:на дифференциацию глухих и звонких согласных, на регуляцию громкости голоса). Если дети достаточно хорошо владеют навыками пересказа, воспитатель даёт больше заданий на рассказывание по картине и на творческое рассказывание. При этом, однако, необходимо сохранить предложенную в конспектах общую структуру занятий (по О.С.Ушаковой…)
В ходе работы с детьми седьмого года жизни особое внимание должно уделяться развитию желания и умения будущих школьников проявлять любознательность, инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду. Это и разнообразное периодически обновляющееся предметное окружение (выставки хохломы, гжели, заводных игрушек, книг, словарей, энциклопедий,буклетов, альбомов с репродукциями известных картин, журналов с юмористическими рисунками и т.п.), и экскурсии, и просмотр театральных постановок, кинофильмов…
Подбирая развивающий материал, воспитатель прежде всего оценивает, чем конкретно он может обогатить детей. Знакомя дошкольников с этим материалом, педагог объясняет , почему он выбрал именно его, и содержательно, ярко, эмоционально характеризует представленное. Затем, выясняя впечатления детей, воспитатель одновременно решает различные образовательные задачи и продолжает развивать речь ребенка.
Детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки. Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребёнок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарный запас (по В.В.Гербовой, развитие речи детей в д.с., 2016г)
Формирование словаря
В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей.
Обогащение и уточнение словаря осуществляется за счёт слов, понимание которых формируется в процессе деятельности детей и с опорой на имеющиеся представления об окружающем. В старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, но существует разница между общепринятым значением слов и сложившемся представлении, понятии о слове у ребенка (то, как ребенок понимает это слово). Это «семантическая система»(опред-е А.Леонтьева) имеет тенденцию к постоянному расширению и уточнению, и это возможно лишь при помощи взрослых.(В.В.Гербова..)
Особенность программы по формированию словаря заключается в том, что она связана со всеми видами деятельности ребёнка. Решение задач по формиров-ю слов осуществл-ся в форме лексических упражнений, словесных дидактических игр на уточнение, систематизацию и активизация словаря, формиров-е правильно воспроизводить, употреблять слова.
В подготов.группе используются методы работы по формиров-ю словаря- наглядные, словесные, объяснения и вопрос. Ставя, перед детьми вопросы воспит-ль учит обобщать, выделять главное, рассуждать. Вопросы типа «Можно ли так сказать?».. воспитыв-т у ребенка интерес к слову, внимание, потребность в правильном его использовании. При этом взрослому взрослому не следует спешить со своей оценкой , пусть дети подумают, какой ответ будет правильнее. На вопрос « Почему ты думаешь, что так можно сказать?» или «Скажи детям, как ты это понимаешь?», как можно больше детей должны дать свой ответ, высказать своё мнение (по О.С.Ушаковой..)
В ходе словарной работы дети встречаются с явлением синонимии (слова , разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение) и антонимии (слова, имеющие противоположные значения). Часто это вызывает затруднения у дошкольников, пока они не усвоят смысл заданий. Нпр.: «Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или «Подберите к слову весёлый слова, противоположные по смыслу».
Развитию умению дошкольников подбирать антонимы, способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнивая два признака. Нпр.: «Этот карандаш длинный, а этот .., Эта лента широкая, а эта.., Эта полка висит на стене высоко, а эта..». Используются и игры-упражнения, в которых воспитатель или ребёнок называет слово, а партнёр произносит слово с противоположным значением: зима-лето, справа-слева, ближе-дальше, мягкий-твёрдый, широкий-узкий, холодно-горячо..и т.п.
Работа над синонимами способствует усвоению различных значений одного и того же слова, приучает выбирать наиболее подходящее. Нпр.: «Заяц трусливый. Как можно сказать про него по-другому? Можно сказать боязливый?..А пугливый можно сказать про зайца?..Да, про зайца можно сказать, что он трусливый, боязливый, пугливый. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья.»
Упражняя дошкольников в подборе синонимов, им предлагают словосочетания с одним и тем же многозначным словом. Нпр.: «Снег идёт, машина идёт», дети должны заменить в данных словосочетаниях слово «идёт» близким по смыслу. Такие упражн-я способств-т совершенствованию навыков подбора синонимов и усвоению разных значений многозначного слова. (Знакомство с многозначными словами)
При выполнении заданий на подбор антонимов дети часто отвечают тем же словом с частицей- не- (глубокий-не глубокий, падать-не падать). Воспитатель замечает, что так сказать можно, но побуждает назвать и другие слова.
Для уточнения понимания слов, противоположных по смыслу, полезны и задания ответить на вопросы типа : «Что бывает глубоким?А что бывает мелким?», « Что может быть трудным? А что может быть лёгким?» и т.п. Такие упражн-я важны и для раскрытия детям значений многозначных слов (глубокий колодец, глубокая река, глубокая осень, легкий груз, легкая задача, легкий ветерок и т.п.)
В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика, которая должна обогащаться и образными выражениями. Один из методов обогащения слов прилагательными и наречиями (образными выражениями) является знакомство с произведением художественной литературы, где воспитатель уточняет и закрепляет слова, непонятные детям.. При этом не стоит забывать , что основная задача чтения худож. Литературы – не объяснительное чтение, а понимание детьми текста в целом.
Время, которое отводится на словарную работу недостаточно, поэтому надо шире использовать моменты повседневной жизни. Необходимо создавать условия для речевой активности каждого ребёнка, особенно тех детей, у которых речь бедна, однообразна. Нпр.: на прогулке достаточно 10 минут для проведения словесной игры. Чаще нужно задавать вопросы : «Что ты видишь?..Какое сегодня небо?..Какая погода?» и др. такие вопросы побуждают детей выделять качества и свойства различных предметов окружающего мира и подбирать образные определения.
На последних занятиях учебного года воспитатель выявляет уровень достижений детьми. Тем, чьи умения воспитатель не смог выявить на занятиях, аналогичные зад-я даются индивидуально, во внеучебное время. (по О.С.Ушаковой и В.В.Гербовой)
Грамматический строй речи
Работа по формиров-ю грамматич строя речи в подготовит.группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования и синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использов-я в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представл-ий о законах морфологии, синтаксиса,словообразов-я, грамматических правилах..
В этой возр.группе на занятиях использ-ся лексико-грамматич.игры и упражнения, которые направлены на формиров-е следующих умений:
- Правильно употреблять несклоняемые сущ-е;
- Правильно употреблять сущ-е во мн.ч. род.падежа;
- Согласовывать слова в предложении в роде и числе;
- Образовывать сущ-е при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок
Нпр.: задание на образов-е назв-ий посуды (сахарница, хлебница, салфетница и др.). наряду с наименованиями , образованными при пом.суффикса –ниц-, предложить «наименования-исключения» (солонка,масленка, подставка для яйца). При этом предполагается, что детям данные наименования уже знакомы…если ранее детей не познакомили с этими наименов-ми, упражн-е станов-ся методически неверным. Прежде чем его проводить воспит-ль должен выяснить, готовы ли дети к воспроизвед-ю данного материала. Выполнить пробел в свободное время от занятий, показать предметы, познакомить с их названиями, подчеркнуть различие: хлебница, сахарница, салатница, но, солонка, масленка.. на занятии предупредить, чтобы дети не торопились с ответом, вспомнили, как мы называли эти предметы. Если ребёнок сделал ошибку ( «сольница»), дать возможн-ть исправиться самому( «Слово,которое ты сказал, могло бы быть в русском языке, но его нет. Этот предмет назыв-ся по-другому. Вспомни, как мы его называли»). Перед занятием воспит-ль может позаним-ся индивид-но со слабыми детьми, чтобы на зан-ии они чувств-ли себя увереннее. На зан-ии воспит-ль должен придержив-ся строго формы вопросов.
Упражнение на образование форм род.пад.мн.ч. сущ-х. нпр.: Детей спрашивают, чего не хватает Тане, чтобы пойти на прогулку? Если спросить, что ещё нужно Тане , чтобы пойти гулять, смысл задания измен-ся, поскольку данный вопрос уже требует ответа в форме имен.пад мн.числа.
Предъявляя задание на подбор сущ-х к прилагат-м большой, большая, большое, детей необходимо спросить: « О чём ещё можно сказать большой(большая, большое)?» постановка вопроса «Что ещё может быть большим?» ведёт к потере смысла задания.
Детям подг.группы на занят-х сообщаются некотор.грамматические правила: слова пальто, кофе, какао, пианино не изменяются; одевают кого-то, надевают что-то; одеть- Зину, Ваню, куклу; надеть- шапку, ботинки..Эти правила дети должны знать и использовать при исправлении своих ошибок.
Ребёнок должен уметь критически относится к своей речи и самоконтролировать свою речь. Так нпр.: ребёнок называет слово ваза, сред-во самоконтроля-составление словосочет-я. «Давай проверим ,что получилось : большая ваза. Грамотно ли это сказано?» или заканчивает предложение «Мы сели в лодку и поплыли, чтобы..» ребёнок добавляет «Они хотели попасть на другой берег.» в данном случае предлаг-ся повторить предложение полностью вслух и спросить какой получается смысл..
Задания на употребл-е грамматич.форм. здесь использ-ся приём образец речи взрослого, повтор-е за воспитателем форм род.пад.мн.ч. сущ-х или форм винит.пад.мн.ч. сущ-х, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы. Большое значение имеют наводящие вопросы. Воспит-ль предлагает образовать слова родственные какому-то слову, нпр.:слово лес. Задаём наводящие вопросы: « Каким словом называется тропинка, которая пролегает по лесу?какая она? Каким словом можно назвать маленький молодой лес? Как называется человек, который охраняет лес? И т.п.
Звуковая культура речи
В Старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух звуки в словах, определять позицию в слове. У детей 7 лет совершается слуховое внимание и фонематическое восприятие. В этом возрасте они должны четко произносить все звуки родного языка . в подготовительной гр.у детей формируются умение определять звук, изменивший значение слово (мак- рак, кит- кот.)
С целью развития слухового внимания детям предлагается упражнения , в которых они должны вспомнить слова, начинающие на определенный слог, затем за педагогом проговорить еще 10-12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Дошкольники пытаются объяснить , что обозначается эти слова, слух совершается и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы стихотворным строчкам . дя развития звукопроизношения используют скороговорки. Они могут быть использованы для развития разных сторон речи: вялость и малоподвижность артик.апарата , закрепление правильного произн.звуков ,выроботка дикции.
Воспитание ЗКР в пог.гр. направлено : правильное и четкое произн.звуков,отчетливое и внятное произ.слов и фраз, интонационные средства…
Развитие голосового аппарата – дети произносят фразы громко и тихо, быстро и мндлненно, выделяют голосом отдельные слова произносят фразы с различной интонации.
С детьми имеющими нарушение ЗКР, проводятся дополнительные инд.занятия, с серьёзными нарушениями работает спец.логопед.
Связная речь.
Задачи по развитию связной речи в подг.группе :
– развивать умение интересно, связного, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
-учить соблюдать логику развтия сюжета ;
-совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;
-учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, оценивать поведение персонажей;
-учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения;развивать интонационную выразительноть речи.
Развитие связной речи – логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание.
Дети подг.гр. должны самост-но составлять рассказ по картинкам с последоват-но развивающимся действием…
Виды занятий по развитию связной речи: пересказ литерат.произведения, рассказ по картине, рассказывание на тему из личного опыта, творческое рассказывание, рассказывание об игрушке, заучивание стихотворений.
Подготовка к обучению грамоте
Программа по подготовке к обучению грамоте предполагает формирование представлений о слове и предложении.
Дети делят предложение на слова (счёт слов в предложении любым способом-хлопки в ладоши, отсчёт фишек, показ карточек с нужным числом геометрических фигур и т.д.)
Дети называют слова в порядке их расположения в предложении (нпр. Воспит-ль раздаёт слова « весна-оле, пришла-Диме» и т.д., дети называют слова в нужном порядке)
В подгот.группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов.(дети путают звуки и слоги)
Дети длжны усвоить понятия часть слова и звук. Для анализа предлагаются слова двухсложные и трёхсложные с открытыми слогами; назвать звуки в словах, состоящих из 3х-4х звуков.
Приобщение к художественной литературе(по В.В.Гербовой)
Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать:
-устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанные на длительное чтение;
-наличие способности к эстетическому восприятию худож.произведения;
-заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
-умение некоторых детей читать самостоятельно.
В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсона, Д.Мамина-Сибиряка…), словари, хрестоматии, детские энциклопедии.
Произведения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, воспитатель должен прочитать заранее!!! И желательно вслух.
Перед тем, как читать книгу детям, воспитатель должен сказать добрые слова о книге, авторе, персонажах.
Система работы по ознакомлению с произведениями худ.литературы включает:
-ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;
-специальная работа на занятиях;
-свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений худ.литературы.
Во всех возрастных группах педагог периодически проверяет, знают ли дети программные сказки, рассказы, стихотворения.
В перечень произведений для чтения в подгот.группе входят фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия; русская народная поэзия-песенки, прибаутки, небылицы, пословицы, скороговорки, считалки, загадки.
Рекомендуется знакомить детей с былинами : « Илья Муромец и Соловей-Разбойник», запись А.Гильфердинга (отр-к), «Добрыня и змей», переск.Н.Колпаковой; «Садко», запись П.Рыбникова (отр-к).
Список поэтических произведений: стихотворения А.с.Пушкина, А.Блока, М.Волошина, А.Ремизова, П.Соловьёвой и других поэтов.
Источник