Генетический фактор и его влияние на развитие ребенка
ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Наследственностью принято называть передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность “записать” определенную информацию.
Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. По этой причине очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, должна быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
1. Наследование интеллектуальных качеств.
Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки – потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются исходя из обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт какой-либо деятельности человека). Педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.
2. Наследование специальных качеств.
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, в случае если человеку предоставляются необходимые условия.
3. Наследование моральных качеств.
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного – “чистый лист”). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.
Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, – это является доказательством неизменности человеческой природы. Вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.
При этом развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды исходя из их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:
– неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);
– органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);
– социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).
К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана и Аллена. Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению. Только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.
Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует – есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.
Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних – значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».
Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.
Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление).
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Источник
Что определяет, как развивается ребенок? Несмотря на то, что невозможно учесть каждое влияние, которое влияет на то, кем в конечном итоге становится ребенок, исследователи могут взглянуть на некоторые из наиболее очевидных факторов. К ним относятся такие вещи, как генетика, воспитание детей, опыт, друзья, семья, образование и отношения. Понимая роль, которую играют эти факторы, исследователи могут лучше определить, как такие влияния способствуют развитию.
Думайте об этих влияниях как о строительных блоках. В то время как большинство людей, как правило, имеют одни и те же основные строительные блоки, эти компоненты могут быть объединены бесконечным количеством способов. Подумайте о своей собственной личности в целом. Сколько из того, кем вы являетесь сегодня, было сформировано вашим генетическим происхождением, и сколько является результатом вашего жизненного опыта?
Этот вопрос озадачивал философов, психологов и педагогов на протяжении сотен лет, и его часто называют дебатами о природе и воспитании. Являемся ли мы результатом природы (наш генетический фон) или питанием (наша среда)? Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие ребенка предполагает сложное взаимодействие как природы, так и воспитания. Хотя некоторые аспекты развития могут сильно зависеть от биологии, влияние окружающей среды также может играть роль. Например, время наступления полового созревания в значительной степени зависит от наследственности, но такие факторы окружающей среды, как питание, также могут оказывать влияние.
С самых ранних моментов жизни взаимодействие наследственности и окружающей среды помогает определить, кем являются дети и кем они станут. В то время как генетические инструкции, которые ребенок наследует от своих родителей, могут излагать дорожную карту развития, окружающая среда может влиять на то, как эти направления выражены, сформированы или событие заглушено. Сложное взаимодействие природы и воспитания происходит не только в определенные моменты или в определенные периоды времени; оно настойчиво и на всю жизнь.
В этой статье мы подробнее рассмотрим, как биологические влияния помогают формировать развитие ребенка. Мы узнаем больше о том, как наш опыт взаимодействует с генетикой, и узнаем о некоторых генетических нарушениях, которые могут повлиять на психологию и развитие ребенка.
Самый ранний период развития
В самом начале развитие ребенка начинается, когда мужская репродуктивная клетка, или сперма, проникает через защитную наружную мембрану женской репродуктивной клетки или яйцеклетку. Сперма и яйцеклетка содержат хромосомы, которые служат основой для жизни человека. Гены, содержащиеся в этих хромосомах, состоят из химической структуры, известной как ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), которая содержит генетический код или инструкции, составляющие всю жизнь. За исключением сперматозоидов и яйцеклеток, все клетки в организме содержат 46 хромосом. Как вы можете догадаться, сперматозоиды и яйцеклетки содержат только 23 хромосомы. Это гарантирует, что, когда две клетки встречаются, получающийся новый организм имеет правильные 46 хромосом.
Как окружающая среда влияет на экспрессию генов
Так как именно генетические инструкции, передаваемые обоими родителями, влияют на развитие ребенка и его черты характера? Чтобы полностью понять это, важно сначала провести различие между генетическим наследованием ребенка и фактическим выражением этих генов. Генотип относится ко всем генам, которые человек унаследовал. Фенотип – то, как эти гены фактически выражены. Фенотип может включать в себя физические черты, такие как рост и цвет или глаза, а также нефизические черты, такие как застенчивость и экстраверсия.
Хотя ваш генотип может представлять собой образец того, как дети растут, способ, которым эти строительные блоки соединены, определяет, как эти гены будут экспрессироваться. Думайте об этом как о строительстве дома. Один и тот же проект может привести к тому, что ряд домов будет выглядеть примерно одинаково, но иметь важные различия в зависимости от выбора материала и цвета, используемых во время строительства.
Факторы, влияющие на экспрессию генов
То, экспрессируется ген или нет, зависит от двух разных вещей: взаимодействия гена с другими генами и постоянного взаимодействия между генотипом и окружающей средой.
- Генетические взаимодействия: Гены могут иногда содержать противоречивую информацию, и в большинстве случаев один ген выиграет битву за доминирование. Некоторые гены действуют аддитивно. Например, если у ребенка один высокий родитель и один низкий родитель, ребенок может в итоге разделить разницу на средний рост. В других случаях некоторые гены следуют доминантно-рецессивному типу. Цвет глаз является одним из примеров доминантно-рецессивных генов на работе. Ген для карие глаза является доминирующим, а ген для голубых глаз является рецессивным. Если один родитель передает вниз доминирующий ген карие глаза, в то время как другой родитель передает вниз рецессивный ген синих глаз, доминирующий ген выиграет, и у ребенка будут карие глаза.
- Взаимодействие генов с окружающей средой: среда, в которой ребенок находится как внутриутробно, так и на протяжении всей оставшейся жизни, также может влиять на экспрессию генов. Например, воздействие вредных лекарств в утробе может оказать существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Рост является хорошим примером генетической черты, на которую могут влиять факторы окружающей среды. Хотя генетический код ребенка может содержать инструкции для роста, выражение этого роста может быть подавлено, если у ребенка плохое питание или хроническое заболевание.
Генетические аномалии
Генетические инструкции не являются непогрешимыми и иногда могут сбиться с пути. Иногда, когда образуется сперма или яйцеклетка, количество хромосом может делиться неравномерно, в результате чего организм имеет больше или меньше нормальных 23 хромосом. Когда одна из этих ненормальных клеток соединяется с нормальной клеткой, получающаяся зигота будет иметь неодинаковое количество хромосом. Исследователи предполагают, что до половины всех образующихся зигот имеют более или менее 23 хромосом, но большинство из них самопроизвольно прерываются и никогда не превращаются в доношенного ребенка.
В некоторых случаях дети рождаются с ненормальным количеством хромосом. В каждом случае результатом является некоторый тип синдрома с набором отличительных признаков.
Аномалии половых хромосом
Подавляющее большинство новорожденных, как мальчиков, так и девочек, имеют по крайней мере одну Х-хромосому. В некоторых случаях примерно 1 на каждые 500 рождений дети рождаются либо с отсутствующей Х-хромосомой, либо с дополнительной половой хромосомой. Синдром Клайнфелтера, синдром Хрупкого Х и синдром Тернера – все это примеры аномалий с участием половых хромосом.
Синдром Кляйнфельтера вызван дополнительной Х-хромосомой и характеризуется недостаточным развитием вторичных половых признаков, а также неспособностью к обучению.
Синдром хрупкого Х вызывается, когда часть Х-хромосомы присоединяется к другим хромосомам с помощью такой тонкой цепочки молекул, что кажется, что существует опасность разрыва. Это может повлиять как на мужчин, так и на женщин, но влияние может варьироваться. У некоторых с Хрупким Х наблюдается мало или вообще нет признаков, в то время как у других развивается умственная отсталость от легкой до тяжелой степени.
Синдром Тернера возникает, когда присутствует только одна половая хромосома (Х-хромосома). Это затрагивает только женщин и может привести к низкому росту, «перепончатой» шее и отсутствию вторичных половых признаков. Психологические нарушения, связанные с синдромом Тернера, включают неспособность к обучению и трудности с распознаванием эмоций, передаваемых через выражения лица.
Синдром Дауна
Наиболее распространенный тип хромосомного расстройства известен как трисомия 21 или синдром Дауна. В этом случае у ребенка есть три хромосомы в месте 21-й хромосомы вместо нормальных двух. Синдром Дауна характеризуется чертами лица, включая круглое лицо, наклонные глаза и толстый язык. Люди с синдромом Дауна могут также столкнуться с другими физическими проблемами, включая пороки сердца и проблемы со слухом. Почти все люди с синдромом Дауна испытывают какие-то интеллектуальные нарушения, но точная степень тяжести может значительно варьироваться.
Последние мысли
Очевидно, что генетика оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Однако важно помнить, что генетика – это всего лишь одна часть сложной головоломки, которая составляет жизнь ребенка. Экологические переменные, включая родительство, культуру, образование и социальные отношения, также играют жизненно важную роль.
Источник