Генетическая эпистемология учение об интеллектуальном развитии ребенка

Одно из направлений работ Пиаже – изучение развития интеллекта в поведении ребенка. В исследовании истоков интеллекта и представления о реальности у детей первых двух лет жизни Пиаже установил, что в этот период в сознании ребенка происходит революция. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид, который не знает себя в качестве субъекта, не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения, даже не подозревая об этом. Ребенок пытается воздействовать на вещи, но сначала он не представляет их себе вне связи с непосредственными действиями. А в непосредственном действии может установиться лишь поверхностный контакт с вещами. Это приводит к тому, что ребенок считает объективной только такую реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии. Разумеется, видимая реальность не исчерпывает объективно сyществующую. Поэтому ребенок, считает Пиаже, на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист – он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий.

Конструкция представления об окружающем мире, о реальности у ребенка в первые годы жизни состоит в переходе от одного состояния, где вещи центрированы вокруг “Я”, которое управляет всем, не осознавая себя в качестве субъекта, в другое состояние, где “Я” занимает свое место в устойчивом мире и рассматривается как активный субъект среди других в этом мире. В этот период меняется исходная позиция ребенка по отношению к вещам; в сфере практических действий происходит переход от эгоцентризма к объективности. Так, на доречевом уровне умственного развития ребенка Пиаже выявил тот же самый эволюционный переход, который был обнаружен им в исследованиях вербального интеллекта. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом эволюции.

Переход от эгоцентризма к объективной оценке вещей был установлен Пиаже также в многочисленных исследованиях генезис числа и представления о количестве у ребенка от 2 до 7 лет. Огромный экспериментальный материал, полученный в этих исследованиях, нуждался в строгой интерпретации.Сначала он классифицирует факты, затем устанавливает закономерность, которой эти факты подчиняются и, наконец, выясняет причину или механизм этого явления.Исходя из необходимости точно интерпретировать полученные факты, Пиаже в 1937 г. выдвинул гипотезу о применении к психологии мышления опыта операторной логики. Пиаже отмечал, что психологи часто пытаются в математической форме выразить законы поведения. Однако, психологические факты индивидуальны, изменчивы и не всегда подчиняются действию статистических законов; математический подход практически не позволяет выяснить внутренние механизмы психической деятельности. Метрические шкалы интеллекта позволяют сравнить результаты, достигнутые интеллектом в ходе эволюции, но они не дают возможности измерить переход от одной схемы интеллектуальной деятельности к другой и изучить механизм этого перехода. Поэтому Пиаже предложил выразить качественные аспекты развития интеллектуальных операций не на языке математики, а на другом аксиоматическом языке – языке логического исчисления.Пиаже, разработал понятие группировки, и этим вызвал недовольство со стороны логиков. Группировки – это закрытые и обратимые системы, аналогичные математическим “группам”. Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т.п. и представляют собой группировки. Согласно гипотезе Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из другой. Это позволяет изучать процесс развития психики одновременно эмпирически (с помощью наблюдения или экспериментирования) и теоретически (путем логической дедукции, с помощью аксиоматических моделей).Опираясь на эмпирические факты, Пиаже заметил, что прежде, чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет “группировки” объектов и действий (ищет спрятанный предмет, собирает пирамидку и т.п.), которые, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические “группы”. Группировки Пиаже рассматривал в качестве основания, а не в качестве следствия формирования логических операций. Каждая классификация в своей целостности, каждая серия объектов, расположенных в их отношениях, каждая система родословных связей, каждое генеалогическое дерево, каждая шкала ценностей – это различные группировки. Избрав в качестве единицы мысли группировку, Пиаже начал исследовать, как формируются у ребенка логические операции классификации, сериации и др.

Трудность психологического исследования группировки очевидна. Нельзя непосредственно проследить, как складываются группировки в голове думающего субъекта. Поэтому психологу нужно обратиться к дедуктивной теории группировок. С формальной точки зрения, группировка – это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным законам, или, точнее, критериям:комбинативность А+В=С;

обратимость СВ=А;

ассоциативность (А+В)+С=А+(В+С);

общая операция идентичности АА=0;

тавтология или специальная идентичность А+А=А.

Если эти свойства есть у какой-то совокупности действий, то значит – это группировка. В своем формальном выражении группировка – логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов.Со времени выдвижения этой гипотезы в концепции Пиаже особенно ясно проявляется следующий двухсторонний подход к изучению интеллектуального развития. С одной стороны, открывается богатство фактического материала, полученного в экспериментах с детьми, с другой – интерпретация его с точки зрения аксиоматических моделей, взятых из логики и разработанных далее Пиаже.В своем психологическом выражении группировка – это состояние “равновесия мысли”, финальная стадия генетического развития. Группировку нельзя рассматривать как закон развития. Это форма равновесия, к которой развитие стремится.В процессе развития группировки возникают не сразу. Повсюду и всегда факты показывают один и тот же закон развития, сущность которого состоит в последовательной децентрации объектов и связей между ними от восприятия и собственного действия: в коррекции исходного эгоцентризма и в объективной группировке этих объектов и их отношений, то есть в построении структуры, одновременно объективной и логической. Так, например, основание для возникновения понятия есть и на раннем уровне развития, но там оно подавлено эгоцентризмом. В упомянутом уже эксперименте с макетом из трех гор все суждения ребенка дошкольного возраста подчинены его собственной точке зрения, ребенок не умеет представлять себе вещи с разных позиций. В том же возрасте при каждом изменении формы предмета, например, шарика из пластилина, ребенок, оценивая его свойства, учитывает только то, что он видит теперь, и только постепенно он освобождается от влияния сиюминутных впечатлений. Постепенно понятия объективизируются и достигают логической структуры, составляя группировку суждений, объясняющих каждое из воспринимаемых состояний. Однако не все понятия достигают такого уровня развития в одно и то же время, так как действие, порождающее понятие, может долго оставаться эгоцентрическим, что представляет препятствие для группировки.

Читайте также:  Аффективное развитие ребенка в раннем возрасте

Источник

Гид-статья по термину “Генетическая психология”. Что это такое, что изучает, ступени развития интеллекта по Пиаже.

  • Что такое генетическая психология? Основы понятия
  • Что изучает генетическая психология?
  • Хронология развития исследования Жана Пиаже
  • Ступени развития интеллекта по Пиаже
  • Можно ли улучшить интеллект? Практические мысли
  • Заключение. Вывод A-1075-5

Что такое генетическая психология? Основы понятия

Изначально термин «генетический» использовался в психологии для описания индивидуального развития человека. Лишь опосля терминология перекочевала в узкобиологическую направленность.

Генетическая психология — это подраздел психологии, которыя отвечает на такие вопросы: как развивается интеллект, как человек приобретает знания. Грубо говоря изучает “как человек учится”.

Жан Пиаже, психолог. 9 августа 1896 – 16 сентября 1980

Полноценное же определение «генетическая психология» описывает индивидуальное развитие интеллекта и всё, что с этим связано: происхождение интеллекта, и механизмы его усложнения, и качественное восприятие получаемых знаний и сопутствующее.

Как развивается человеческий интеллект? Каким образом в уме личности формируются важные понятия? Что влияет на ум человека? Всё это в фокусе внимание. Это предметные вопросы из области.

Отцом-основателем упомянутого направления в психологии выступил Жан Пиаже (1896-1980). Психолога интересовали не только вопросы качественного развития знания как такового, но и его происхождение, его восприятие человеком и окружающими, воздействие объективного мира на человеческий интеллект (или отсутствие этого воздействия и субъективация понятия).

???? В центре изучения находились эпистемологические вопросы и рассуждения.

Эпистемология – это дисциплина, которая направлена на изучение работы научного знания, на его строение, форму, структуру, функционирование в жизни человека и мира, а также развитие и совершенствование.

Пиаже причислял себя как раз к эпистемологам, так что именно поэтому он основал Международный центр по генетической эпистемологии в Женеве и сам же возглавил его.

По сути, генетическая психология помогла Пиаже создать базу для изучения генетической эпистемологии (до сих пор найти чёткие разграничения между этими двумя дисциплинами сложно).

Что изучает генетическая психология?

Генетическая эпистемология. В данном труде Ж. Пиаже описал общие тенденции генетической эпистемологии. Он постарался изложить максимально доступным языком подтверждающие факты для его теории.

В центре научного внимания в этой дисциплине стоит индивидуальное развитие интеллекта человека и его происхождение.

Пиаже поставил себе задачу — ответить на вопросы: “А влияет ли внешний, объективный, мир на человеческий ум?”, “В какой степени внешнее определяет внутреннее?”.

Каким образом индивид получает знание, усваивает их и формирует собственный интеллект, или же всё в данном процессе субъективно и индивид способен конструировать знание без опоры на объективное?

Может ли человек собственной волей и усилиями направить внимание на создание нуль-мыслей? (как нуль-форма у Малевича) Мыслей, которые рождаются с чистого листа, не из наблюдений за внешним миром. Мыслей которые 100% относятся к акту творения.

Генетическая психология тесно переплетается с генетической эпистемологией. Последняя исследует научное знание и его развитие, строение, особенности его формирования.

Потому для многих является затруднительным разграничить два этих термина. Для того чтобы как-то сгладить путаницу, было решено считать генетическую психологию теоретической базой для эпистемологии.

Хронология развития исследования Жана Пиаже

Основное исследование человеческого интеллекта основатель теории Жан Пиаже начинал с изучения детского ума. Все рассуждения он выстраивал на логике и биологии.

Он поставил несколько экспериментов, в которых пытался наглядно показать, что уровень понимания и ум (интеллектуальное развитие) оказывают огромное влияние на речь ребёнка, его восприятие окружения и самого себя и, конечно же, память.

Несколько экспериментов помогли доказать, что дети могут судить об одном и том же явлении по-разному.

Когда им не дают дополнительных данных о предмете и просят зарисовать его, то характер их рисунков прослеживается один, но когда им после этого рассказывают о каких-то деталях, связанных с предметом их изучения (например, несколько сообщающихся сосудов с водой, один из которых закрыт пробкой), то характер их рисунков становится другим.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года ростов

Они начинают зарисовывать предмет, опираясь на полученные знания (например, тщательнее показывать разный уровень воды в сосудах), и применять такую тактику в отношении других явлений или объектов.

“Речь и мышление ребенка”. Один из первых трудов Ж. Пиаже, объединивший в себе все его исследования в области взаимосвязи детского мышления и развития речевой функции.

Планомерно и последователь Пиаже развивал свою теорию, вносил небольшие доработки и совершенствовал. В 20-е годы XX века вышел цельный результат, он собрал воедино все черновики и наработки и выстроил своё исследование развития мышления на связи между мышлением и речью у детей.

Он буквально коллекционировал самые распространённые вопросы от «почемучек» и затем задавал их им сам. Например, «Откуда берётся дождь?», «Почему дует ветер?», «А куда уходит солнышко по ночам? В гости к луне?» и т.д.

Получив ответы от детей на такие вопросы, Пиаже пришёл к выводу, что мышление ребёнка проходит сразу несколько этапов развития:

  1. Экстериоризация. Это аутический (внутренний) анализ, который происходит в уме ребёнка при возникновении потребности ответить на сложный вопрос.
  2. Эгоцентризм. Эта стадия следует за первой. Это преображение мышления из внутреннего в реалистическое или внешнее.

Те же связи психолог усмотрел и в развитии речи. Умение говорить сначала формируется внутри, являясь «речью для себя», а затем преобразуется в социальную, т.е. в «речь для других».

Позиция Пиаже заинтересовала многих именитых психологов во всём мире. К исследованию проявили интерес и Л.С. Выготский, и В. Штерн и другие.

Открытия, сделанные Пиаже в эти годы, помогли гораздо детальнее очертить механизм развития детского интеллекта, а затем применить эти знания для изучения интеллекта взрослых.

На втором этапе своих исследований, пришедшемся на 30-е годы, Пиаже изучал операциональную сторону детского мышления. Он разрабатывал специальные эксперименты для теоретизации своих размышлений.

Но в это время фактически Пиаже остался единственным исследователем, который рассматривал проблему развития интеллекта с этой стороны.

Выготский, Штерн, Бюлер и другие его коллеги интересовались не столько процессом развития интеллекта, сколько продуктами мыслительной деятельности. Итогом мыслительной деятельности, а не развитием.

Ступени развития интеллекта по Пиаже

Для Пиаже интеллектуальное развитие интеллекта человека напрямую было связано с биологическим процессом адаптации.

???? По сути, во всей этой сложной схеме ум (интеллект, мышление, знание) – это один из способов психологической адаптации. Он позволяет индивиду подстраиваться под постоянно изменяющиеся жизненные обстоятельства.

Окружающий мир постоянно меняется, поэтому для каждого человека важно сохранить этот баланс взаимоотношений с ним. Выстраивание личных правил поведения в окружающей среде, на основе собственных “болячек” и успехов.

Индивид стремится к гармонии с внешней средой, а потому на когнитивно-психическом уровне стремится к запуску процесса адаптации, задействуются схемы действия ассимиляции и аккомодации.

Схемой действия называют сформировавшееся у человека понятие (или алгоритм взаимодействия с окружением, или категоризацию чего-либо).

Ассимиляция – это процесс, в котором индивид использует уже сформировавшуюся у него схему к какому-то новому объекту или явлению, чтобы успешно с ним взаимодействовать.

???? Примеры: “Студент, изучающий работу новой программы”, “Шеф-повар, изучающий новую именитую технику”, “Программист, изучающий новый фреймворк”.

Аккомодация – это процесс, во время которого индивид либо создаёт какую-то новую схему взаимодействия с новым явлением или объектом, либо преобразует уже имеющуюся под изменяющиеся обстоятельства.

???? Примеры: “Ребёнок переходит учится в новую школу”, “Взрослый меняет работу либо профессию”.

Управляет силой интеллектуального развития обычное стремление к гармонии с окружающей реальностью.

Подобный вывод Пиаже сделал, изучая механизмы развития мышления у детей, как наиболее «незамутнённых» условностями уже устоявшихся принципов взрослого интеллекта индивидов.

Если покумекать, то исходя из перечисленных характеристик, можно сказать, что уровень интеллекта – это не врождённая данность, его можно развивать и тренировать. Однако человеку условно дано от рождения определенное стремление развиваться, улучшать свой интеллект, стремиться к изучению окружения, самого себя. Врожденная склонность к любознательности.

Взаимодействуя с внешней реальностью, индивид приобретает определённые знания, формирует схемы контакта, мыслительные парадигмы. Мышление и интеллект развиваются, давая субъекту возможность нормально жить в современном мире.

Вообще, понятие взаимодействия – это один из важнейших терминов в исследованиях Пиаже. Психолог пытался наглядно показать, как на всех этапах развития человеческого ума и познания действительности действия субъекта связаны с взаимодействиями.

Последние являются источниками знаний, однако если действия направлены вовне, то внутри себя индивид будет формировать схемы и понятия, отражающие внешние открытия и уроки, которые, собственно, преподнесла ему окружающая действительность.

В русскоязычной психологии принято выделять три основных фазы развития ума: сенсомоторная фаза, дооперациональная фаза, операциональная фаза.

Для удобства фазы развития ума совпадают с начальными стадиями когнитивного процесса формирования. Ими же и обозначаются три разновидности интеллекта, приписываемые детям в ходе их взросления и развития.

△ Сенсомоторная фаза

Первая ступень развития интеллекта. Она получила своё название потому, что на данной фазе малыши только-только осваивают моторно-двигательные реакции.

Их восприятие практически полностью завязано на органах чувств. У этой ступени выделяют ещё шесть подстадий, которые описывают развитие интеллекта детей от рождения до года.

Читайте также:  Ребенок 1 месяц развитие слухи

На этой ступени важно отметить усвоение принципа постоянства. Суть его в том, что объект продолжает существовать в пространстве, даже если для органов чувств он по какой-то причине стад недоступен (например, его не видно или он спрятан).

На этом же этапе, к слову, ребёнок вырабатывает тактику предвосхищения, т.е. он может предугадать место, где появится тот или иной движущийся объект, который спрятан или не виден для него.

????️ Например, заводная машинка движется под одеялом, а малыш уже точно знает, где она появится, когда проедет определённое расстояние.

Также на этом этапе важно формирование двух факторов: любознательности и экспериментации.

Ребёнок начинает не просто исследовать окружающую реальность, он делает попытки применить к ней различные варианты взаимодействия для получения желаемого. Его запас знаний и готовых схем взаимодействия значительно увеличивается.

Пресловутый метод «проб и ошибок» работает здесь как никогда удачно. Малыш будет перебирать имеющиеся схемы взаимодействия с объектами до тех пор, пока не подберёт подходящий или не поймёт, что у него пока ещё нужной схемы нет.

Тогда начнётся процесс трансформации уже имеющегося принципа взаимодействия или создания нового.

К концу этого этапа дети научатся решать простые задачи, опираясь на сенсорную информацию. В это же время у них начнётся постепенный переход от конкретно-чувственного мышления к символическому. Обычно этот тип мышления приписывают следующей ступени развития – дооперациональной.

△ Дооперациональная фаза

Эту стадию иногда объединяют с первой. На данном этапе малыш уже полностью освоил речь, научился мыслить образами – представлять, воображать, использовать слова или объекты в качестве символов.

Однако на этой ступени ни о какой логике речи идти не может. Ребёнок ещё не способен «жонглировать» информацией, использовать её для систематизации мыслительных операций. Так что эту стадию можно назвать допонятийной фазой.

△ Операциональная фаза

Эта ступень развития приходится на возраст 6-7 лет. В это время мыслительный арсенал ребёнка уже вполне обширен, так что малыш способен самостоятельно совершать некоторые простые логические операции.

Однако для того, чтобы подобные процессы проходили успешно, ему нужно физическое взаимодействие с объектами (с абстрактным восприятием пока дело обстоит тяжело).

Именно поэтому во многих источниках эта стадия носит название конкретно-операциональной. Операциональная фаза охватывает период с 6 и до 12 лет. Довольно часто эту фазу объединяют со следующей (со стадией формальных операций).

Особенно такая традиция просматривается в русскоязычной психологии. Однако сам Пиаже предпочитал делить развитие интеллекта именно на четыре ступени.

△ Ступень формальных операций

Как развить абстрактное мышление. Что это такое и зачем, 101!

На этом этапе уже можно чётко проследить использование детьми абстрактного мышления и логики. Эту ступень можно назвать высшей точкой развития интеллекта.

Дети в этой фазе способны осмыслить, организовать собственные знания, решать задачи, применять логику в любой сфере деятельности, мыслить абстрактно, гипотетически и даже рассуждать о категориях и явлениях, с которыми они ранее не были знакомы.

Именно поэтому в это время принято отдавать детей в школу.

Можно ли улучшить интеллект? Практические мысли

Мы уже говорили выше, но повторим для “утрамбовки” информации. “Гвоздями прибитый”, конкретный уровень интеллекта не даётся нам от рождения.

Есть возможность работы над собой, есть возможность тренировать навыки мышления. Не каждый может стать физиком-теоретиком, учёным, но каждый может извлечь немного больше чем имеет.

По сути, совершенствование интеллекта — это переход от простых к более сложным формам анализа и понимания реальности. Плюс изучение полезных ментальных моделей и их применение.

На Medium есть неплохая заметка-перевод от Mark Fedin “Ментальные модели, которые я считаю весьма полезными”, но там нужно отделять зерна от плевел, 30-50% практической пользы.

Что такое тренажер для мозга? Небольшой обзор на лучшие тренажеры для мозга: Викиум, Келли, Фитнес для мозга (Brainapps), Упражнение N назад

Это умение осознавать и использовать такие категории понятия, которые основываются на логике, а не на эмоциях (хотя эмоциональный аспект тоже важен, он не является ведущим в развитии мышления).

Индивид должен научиться сам создавать мыслительные конструкции и применять их к окружающей действительности.

Развивать свой ум лучше на протяжении все жизни. Мы живем не в статике, а в динамике.

Вы могли жить 3 года с соседом и выработать определенные установки, а тут бац — он купил собаку. Мир поменялся. Это мелкий и шутливый пример, но помножьте количество таких микроситуаций * кол-во мыслей * кол-во людей = число внушительное.

Вы можете “проиграть последние штаны”, если не будете постоянно изучать что-то новое. Вам нужно быть не в зоне риска.

Не важен формат, важна концепция постоянного и планомерного обучения в течение всей жизни. Можете проходить MOOC курсы, проходить обучение в образовательных учреждениях, заниматься самообразованием, пробовать новые хобби, учиться мыслить логически, эффективно, решать сложные задачи.

Заключение. Вывод A-1075-5

Без заключения. До свидания!

Источник