Гендерный подход в развитии ребенка
Нечкина Дарья
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
«Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила материал воспитатель 13Детского сада Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Роль гендерного подходав развитии личности ребенка:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют нас, педагогов дошкольных учреждений на гендерный подход в воспитании детей.
Основная цель гендерного воспитания – формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий. Что же такое гендерное воспитание?В современной науке используются два термина:
Пол – (от латинского «secare» – разделять, делиться) – первоначально относится ни к чему иному,как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
Гендер – (от лат. genus – «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Образовательные задачи гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
– воспитывать у дошкольников интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
– развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
– развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
– обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
– закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
– углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: «Я- девочка, я – мальчик, и так будет всегда».
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. А женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то,что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу,например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.
Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).
В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” – склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство – она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д.
Современные исследователи считают, что в возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма (идеальный образ любовника, т. е. формируется сексуальная ориентация.
По данным родителей основная часть, как мальчиков, так и девочек испытывали первую влюбленность в 5-6 лет.
Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений – гендерных схем –способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик –– девочка, дядя –– тетя, не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки – мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т. е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли.
Организация жизни детей в детском саду с учетом гендерных различий очень заинтересовала детей. Они с большим удовольствием включались в разные виды деятельности, принимали на себя соответствующие роли.
В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.
Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.
Активная работа с родителями по вопросам гендерного воспитания. организованные работы семейного клуба. Эта форма работы очень эффективна при формировании детско-родительских отношений, при воспитании положительных привычек.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Источник
Ольга Магницкая
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.
Проблема полового воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от неё решения во многом зависит психологическое социальное и духовное здоровье общества.
В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребёнка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.
Половое (полоролевое) воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребёнка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.
Полоролевое воспитание детей способствует их полоролевому развитию. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминских (специфически женских) и маскулинных (специфически мужских) свойств личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат полоролевого воспитания и развития – формирование позитивной полоролевой идентичности.
Позитивная полоролевая идентичность – такая совокупность знаний и представлений ребёнка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе как представителю определенного пола, которая обеспечивает ребёнку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.
Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение задач,в числе которых:
– формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;
– создание целостного позитивного «образа Я» мальчика/девочки;
– изучение маскулинных и феминных качеств человека;
– обогащение представлений ребёнка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины;
– изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;
– воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желания соответствовать эталону женственности или мужественности;
– формирование эмоционально положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;
– развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
Занимаясь формированием позитивной полоролевой идентичности, особое внимание следует уделять развитию у ребёнка эмоционально-ценностного отношения к себе как к мальчику или девочке, положительному принятию свое половой роли, созданию позитивно окрашенного «образа Я» мальчика/девочки.
Представление о себе как о представителе определенного пола (мужского или женского, о мужчинах и женщинах начинают формироваться в дошкольном возрасте. Ребёнок учится общаться со сверстниками и взрослыми, складываются первые впечатления о семье, взаимоотношениях внутри неё, воспитывается уважение к старшим.
Сегодня уже доказано, что различия в поведении мужчин и женщин вызваны и биологическими, и социальными факторами. В связи с этим, задача родителей и педагогов – учитывать полоролевые интересы детей.
Каждый представитель одного пола содержит в себе признаки противоположного пола. Учёные уверены в том, что в человеке присутствуют как женское, так и мужское начала, которые должны гармонично сосуществовать, не нарушая общего баланса. Каждый мужчина имеет в себе женскую ипостась, а каждая женщина – мужскую. Такая двойственность необходима для внутреннего развития человечества и следует не противостоять друг другу, а на основе осознанного восприятия самих себя как мужчин и женщин научиться жить в гармонии.
Одна из важных категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя их других людей и не называя, ребёнок уже знает – мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет.Сравнивая себя с другими людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отцом и матерью, он узнаёт, что мальчики носят брюки, а девочки – платья, что мальчики играют в машинки, а девочки – в куклы.
Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые взрослые. Педагоги ДОУ имеют значительное влияние на психическое развитие детей, включая их гендерную социализацию. Стоит отметить тот факт, что педагогический коллектив ДОУ составляют женщины. Это приводит к гендерной асимметрии в вопросах воспитания,которая проявляется в профессиональной деятельности: в поощрении разного поведения у девочек и мальчиков, «женских» качеств у девочек и «мужских» у мальчиков, в предпочтении стиля одежды, соответствующего полу ребёнка, в установке более жёстких требований выбора игрушек для мальчиков.
Для формирования полоролевых представлений у детей дошкольного возраста рекомендуется проводить режимные мероприятия, предусмотренные комплексной программой воспитания и обучения в детском саду.
В режимных процессах (умывании, приёме пищи, подготовке к прогулке и ко сну и др.) следует обращать внимание детей на правила поведения, учить мальчиков уступать девочкам, оказывать им посильную помощь, учить девочек обращаться за помощью к мальчикам, принимать их помощь, благодарить за оказанную услугу.
Организовывать игровую деятельность необходимо с учётом полоролевых интересов детей. Кроме этого, включать в план работы беседы с детьми для развития их полоролевых представлений.
В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Учёные различают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков, вызывают у воспитателей раздражение, т. к. они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы, и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены именно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Специфика процесса гендерной социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребёнка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из её компонентов.
Источник