Гендерное развитие ребенка дошкольного возраста

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.
Гендерное воспитание: что это?
Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Гендерное воспитание направлено на:
- освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
- освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
- овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.
Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.
Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.
Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.
Гендерные различия детей дошкольного возраста
Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:
- Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
- Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
- У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
- Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
- У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
- Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
- У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
- Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
- В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
- Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.
Семья – основа гендерного воспитания
Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:
- Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
- В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.
Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.
Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.
Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.
Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям
- Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
- Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
- Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
- Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
- Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
- Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
- Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
- У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
- Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.
Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям
- Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
- В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
- Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
- Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
- Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
- Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
- Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
- Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.
Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.
Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна
Источник
Сабиля Биккузина
Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста»
Если говорить о гендерном развитии и образовании детей дошкольного возраста, то особую озабоченность вызывает компетентность воспитателя в осуществлении дифференцированного подхода к детям разного пола, поскольку одна из основных сложностей- в столкновении женщины-педагога и мальчика-воспитуемого. Одна из проблем
1. Феминистский тип воспитания в семье и учреждениях образования. Окруженные женщинами в семье и детском саду мальчики легко перенимают данный тип поведения. При отсутствии мужского примера они феминизируются, становятся инфантильными, зависимыми, безответственными. Данные особенности в большей степени характерны для городских мальчиков в силу исчезновения жесткого деления сфер занятости на «мужские» и «женские», утраты народных традиций воспитания. У мальчиков, являющихся единственным ребенком в семье, проявляются демонстративность, тщеславие, одиночество, тоска, уныние.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.
При организации предметно-развивающей среды группы, учитывая традиционные принципы построения, нужно опираться на принцип паритета, предусматривающий одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В построении среды необходимо учитывать субкультуру детства, не отвергать современные игрушки (биониклы, барби и т. д., но привносить утраченные («секретики», атрибуты с народных игр и т. д.). Гендерно-ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Так, необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, а педагогу-женщине хочется, чтобы «победила дружба». Нужно учитывать особенности игровой деятельности,обеспечивающей полноценное становление мужественности: большое количество участников, большая игровая конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и др. Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью; лидерство завоевывается вербальными переговорами и др.
Следующий аспект — это обогащение содержания игр, в которых ребенок практикует модель поведения, соответствующую его полу идентифицируя себя со взрослой моделью поведения (например, игры в тайные общества настоящих мужчин и женщин). Сложность связана с тем, что воспитателям-женщинам ближе игры семейно- бытовой тематики, в которых роль папы достаточно «сжата». В «мужских играх» (в индейцев, в войну полярников и т. д.) женщины-педагоги, скорее, видят источник бесполезной беготни, развития агрессивности и относятся к ним отрицательно. Необходимо раскрыть детям общественные и производственные сферы занятости мужчин, помогая осознать и возвысить значимость мужчины в семье. Большое значение имеет и педагогическое руководство военными играми, расширение тематики игр героического содержания («Ковбои», «Космонавты», «Богатыри» «Пожарные», «Спасатели» и др., в которых мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности. Воспитатель, разъясняя детям функции военных и героических игр, делает акцент на гуманных чувствах, на том, что они оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Следующее направление — это организация сотрудничества детей обоего пола в совместных играх, в том числе и по семейно-бытовой тематике («Страна мальчишек, страна девчонок», «Автозаправка», «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город» и др.) и играх-драматизациях по сюжетам сказок, В играх-драматизациях по сюжетам сказок дошкольники получают возможность почувствовать переживания героев и установить связь между эталонами нравственного поведения в сказке и своим собственным поведением. Здесь важно преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающую главным образом из-за различия их игровых интересов. При этом каждая сторона сохраняет привлекающие ее роли, и в то же время дети разного пола вовлекаются во взаимодействие друг с другом.
Педагогическое общение с учетом гендерного подхода предусматривает внесение во взаимодействие специфических характеристик, продиктованных социально-половой ролью, воспитание чувства гордости за свой пол.
• В первую очередь — это работа по осознанию связи между именем ребенка и его социальной половой ролью. Так, воспитателями могут проводиться беседы с детьми «История твоего имени», «Значение имени», в честь какого святого ты названаю.
• Второй аспект — это полоориентированное обращение к ребенку вследствие чего он идентифицирует свое «Я» с определенной социальной ролью (мальчик — с «мужчиной», «сударем», «рыцарем», «джентльменом», девочка — с «дамой», «сударыней», «юной принцессой», «леди» и т. п.).
• Третий -это констатирование образа поведения в данной роли («ты же мужчина», «дамы всегда так поступают», помощь педагога в приобретении практического опыта полоролевого поведения («мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, так как тяжелую работу обычно выполняют мужчины»,
• Четвертый -опора на символы в общении с ребенком. Опираясь на символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка.
Символы мальчиков: свобода и путешествие (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты и др.)
враги (драконы, роботы, монстры, змеи);
сила и борьба (меч, копье, лук, стрелы, крепость);
победа (флаг, горн, крики «ура!»).
Символы девочек: материнство (куклы, невесты, детские кроватки или коляски);
женственность, изящество, легкость, нежность (воздушные шарики, птички, принцессы);
очаг и домашний уют (дом, стол, занавески, посуда);
достаток в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы);
женская красота (цветы, яркие губы, глаза, наряды).
• Пятый – учет эмоционально-коммуникативных особенностей детей разного пола. Так, мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. У девочек резко нарастает общая активность всех структур мозга, они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом. В общении со взрослым мальчики ориентированы на конкретную информацию («Что вы расскажете на следующем занятии?»). Во время общения смотрят в сторону или перед собой. Девочки ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам еще придете?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения.
• И наконец – умеренность авторитарной позиции педагога в общении с мальчиками. В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского — отбор шел на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому девочки принимают не свойственную им стратегию решения задач,навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из- под контроля взрослого, не подчиниться ему.
Источник
Тема гендерного воспитания в последнее время набирает все большую популярность, причем исследователи и специалисты высказывают разные точки зрения на этот счет: от вполне адекватных до переходящих в крайности. Попробуем разобраться, что же это такое, почему это важно для вашего малыша, и как это ему обеспечить.
Начнем с того, что гендер – это не физиологический, а социальный пол человека. Пусть этот термин и считают слегка устаревшим, однако для понимания вопроса на бытовом уровне он подходит лучше всего. Гендер обуславливает поведение человека по общепринятому мужскому или женскому типу, соответствующие внутренние установки, жизненные приоритеты, и даже мелочи вроде манеры одеваться или особенностей речи. Наверное, вы хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда матерящийся мужчина воспринимается как должное, но стоит сказать хоть одно нецензурное слово представительнице противоположного пола – как ее просят выражаться посдержаннее, потому что «она же девушка».
Гендерное воспитание, соответственно, направлено на грамотное усвоение ребенком всего того социального опыта, который определяет все особенности гендерного поведения, самовосприятия и самоощущения. Содержание этого социального опыта во многом зависит от того, где, в какой стране, среди представителей какого народа растет ребенок: очевидно, что гендерные особенности достаточно широко варьируются по всему миру.
Каким должно быть гендерное воспитание в детском саду?
Нужно понимать, что гендерное воспитание – процесс длительный и разносторонний. Он начинается в семье, продолжается в ДОУ и школе, и завершается лишь тогда, когда ребенок проживает примерно два десятка лет своей жизни. Не стоит ожидать, что всю работу по формированию грамотной гендернойсамоидентификации, обучению гендерным ролям и отношениям для дошкольника проделают воспитатели детского сада.
В то же время, гендерные подходы в ДОУ могут существенно поспособствовать этим процессам. Можно выделить несколько основных направлений, моментов гендерного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:
- Тематические беседы. Дети могут искать друг у друга общее и различия, обсуждать, что значит быть девочкой, что значит быть мальчиком, и так далее. Речь – это важнейший инструмент научения, и не использовать его для гендерного воспитания в детском саду было бы кощунством.
- Игры с распределением гендерных ролей. Девочки хотят быть балеринами и актрисами, мальчики – летчиками и программистами. Девочкам нравятся наряжать кукол в платья, мальчикам – выстраивать солдатиков на краю стола и сокрушать воображаемого врага. Игры, совмещающие девичьи и мальчишечьи пристрастия, позволяющие им проявить свою фемининность и маскулинность, могут показаться слишком банальными и категоричными со взрослой точки зрения, но для детей они очень важны и полезны.
- Чтение сказок, словесные игры, разыгрывание сценок и другие способы вызвать ассоциации с персонажами своего пола. Девочка, у которой нет проблем с гендерной самоидентификацией, будет ассоциировать себя с Машенькой, кошечкой, лисичкой и так далее. Мальчик – с Петей, принцем, мишкой и т.п. И дело тут не в приписывании себе характеристик персонажа, а, например, в разыгрывании его роли в сценке. Помогать разбираться в таких вещах на первых порах детям должен воспитатель.
- Грамотный поход к проведению занятий по физкультуре. Хороший физрук детского сада будет давать мальчикам больше силовых упражнений, а при работе с девочками делать уклон в аэробику и гимнастику. Конечно, никто не помешает девочке, выросшей в прекрасную девушку, ходить в спортзал, равно как и мальчику – заняться акробатикой. Но в ранние годы, в условиях детского сада, такое разделение по типу упражнений наиболее оправдано и в контексте особенностей физического развития девочек и мальчиков, и в связи с потребностями их гендерного воспитания.
- Грамотное распределение задач при проведении танцевальных занятий, утренников, организации выступлений. Так, если речь идет о танцах, то девочки должны выполнять плавные и мягкие движения, тогда как мальчики могут задавать ритм и вести своих маленьких партнерш. Конечно же, при распределении костюмов ребята, опять же, должны выбирать персонажей своего пола.
Почему гендерное воспитание дошкольников имеет большое значение?
Гендерное воспитание детей в принципе и детей дошкольного возраста в частности важно не только потому, что им будет проще вписаться в общество, если они будут комфортно чувствовать себя при исполнении соответствующих гендерных ролей. Оно важно еще и из-за того, что различия между гендерами вполне реальны, объективны и вовсе не надуманы.
Мужчины и женщины действительно имеют различную физиологию, по-разному воспринимают информацию, по-разному ее обрабатывают, обладают склонностями к разной манере поведения, по-разному мыслят, и так далее.
Возможно, вы слышали об эксперименте второй половины двадцатого века, когда мальчика по имени Брюс, которому неудачно сделали обрезание, решили кастрировать вовсе, и воспитать, как девочку Бренду. Автор этого эксперимента – Джон Мани – хотел доказать, что особенности поведения мужчин и женщин зависят исключительно от их воспитания, от того, к чему их приучают с самого раннего детства.
Несмотря ни на что, Бренда, родившаяся Брюсом, вела себя, как типичный мальчик, и даже введение эстрогена ему/ей не помогло. От операции по смене пола этот несчастный человек отказался, трижды попытался покончить с собой, а в 32-летнем возрасте он вернул себе мужские половые признаки и завел семью. Впрочем, после развода он все же покончил с собой в возрасте 38 лет.
С тех пор было проведено много исследований, однозначно доказывающих, что различия между мужчинами и женщинами – не только в физиологии, но и в особенностях высшей нервной деятельности, в функционировании психики, в поведении и т.д. И игнорировать эти различия в высшей степени нелепо.
Принцип «не навреди» в воспитании детей по гендерному типу
Несмотря на все вышесказанное, важно понимать, что каждый ребенок – личность уникальная, обладающая своей яркой индивидуальностью, и понимать это также должны воспитатели детского сада. Поэтому, хотя актуальность гендерного воспитания для адекватных родителей не вызывает никаких сомнений, важно подходить к нему очень аккуратно и учитывать ряд нюансов:
- Детям могут нравиться вещи, не соответствующие классическому сценарию развития их гендера. Современное общество вполне допускает работу женщин в качестве инженеров, а мужчин – в роли танцоров. Поэтому если ваша дочка терпеть не может кукол и предпочитает им машинки, или если вашему мальчику нравится заплетать вам косы, а не играть в войнушку – пусть будет так. Это вовсе не значит, что вы вырастите ребенка нетрадиционной сексуальной ориентации. Насилие – никогда не вариант при воспитании, а высказывания в духе «не веди себя, как педик» могут только поспособствовать развитию мыслей ребенка в ту сторону, о которой он сам никогда бы не задумался.
- Дети имеют право на свой собственный характер и темперамент. Девочка-холерик всегда будет более бойкой и активной, чем мальчик-меланхолик. Темперамент – это то, что дано малышу с рождения, то он не может изменить, и под что он может лишь подстраиваться, чтобы удобным для него способом добиваться поставленных целей. Не требуйте от девочки, чтобы она вела себя, как маленькая принцесса, а от мальчика – чтобы он действовал, как маленький солдатик. Не заставляйте ребенка чувствовать себя неправильным из-за того, что его характер не соответствует общепринятым представлениям о том, как он должен себя вести. В противном случае малыш только замкнется в себе.
- Этот пункт, вероятно, понравится вам меньше всего, но современное положение дел заставляет о нем упомянуть. С физиологической точки зрения, из-за недостатка или переизбытка определенных гормонов на определенном этапе беременности, ваш ребенок теоретически, хотя с очень небольшой вероятностью, может родиться с нарушениями сексуального поведения. Эта небольшая вероятность по мнению одних исследователей составляет несколько процентов, по мнению других – несколько десятых долей процентов. Однако подобные отклонения проявляются скорее в подростковом возрасте. Более того: если ваш ребенок будет отказываться от своей гендерной роли и демонстрировать склонность к гомосексуальности, не будет лишним отвести его на консультацию к хорошему психологу. В условиях, когда по телевизору и в интернете однополые отношения чуть ли не популяризуются, многие дети в пубертатном периоде задумываются на эту тему лишь в формате некоторого эксперимента, хотя на самом деле не имеют к ней никаких склонностей. Впрочем, как уже было сказано, такая проблема и необходимость с ней мириться у вас если и возникнут, то значительно позже, чем в дошкольном возрасте.
Все эти пункты мы написали в формате рекомендаций для вас, однако очевидно, что их должны учитывать и воспитатели, а вы можете использовать их для контроля над качеством их работы. И если дошколенок будет жаловаться вам, что ему не дают поиграть с конструктором или плюшевым мишкой, потому что с ним должны играть малыши противоположного пола – у вас будут все основания вмешаться в воспитательный процесс и предъявить сотрудникам детского сада вполне объективные претензии.
Итак, гендерное воспитание в условиях детского сада – задача важная и вполне выполнимая, но, как и в любых вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения, здесь очень важно найти и соблюсти золотую середину. Любите своих детей, помогайте им найти правильный путь в жизни, но не мешайте им быть самими собой – они заслуживают вашего тепла и поддержки вне зависимости от особенностей своего характера!
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник